Ефрем Сирин. На лукавых жен
Память: 28 января / 10 февраля
Преподобный Ефрем Сирин - подвижник и
духовный писатель, живший в IV веке. Написал много
толковательных и нравственных сочинений, покаянных и
погребальных песнопений.
Преподобный Ефрем Сирин. Икона
***
На лукавых жен
Нет зверя подобно жене лукавой и
нескромной на язык. Что страшнее льва между
четвероногими, или лютее змия между пресмыкающимися?
Однако же ничего не значат они в сравнении с лукавою
женой. А что лев и змий уступают ей в злобе,
свидетельствует о том и Премудрый, говоря: лучше жити со
львом и змием, неже жити с женою лукавою (Сир.25:18).
Львы не осмелились коснуться Даниила во
рве, а Иезавель предала смерти Навуфея. Кит сохранил
Иону во чреве, а Далида, остригши волосы у Сампсона,
предала его иноплеменникам. Драконы, аспиды и змеи
трепетали Иоанна в пустыне, а Иродиада обезглавила его
во время вечери. Враны питали Илию на горе, а Иезавель
за низведение дождя гнала его, ища смерти: и убоявшись,
Илия бежал в пустыню, простиравшуюся на сорок дней пути,
и изнемогши духом, просил себе смерти, говоря: Господи
Боже, довлеет ныне, возьми от мене душу мою, яко несмь
аз лучший отец моих (1Цар.19:4). Увы, Пророк убоялся
жены! Кто устами своими держал дождь в целой вселенной,
кто словом низводил огонь с неба, и молитвою воскресил
мертвого, и тот убоялся жены. Никакое зло не сравнится с
лукавою женой; слово мое подтверждает и Премудрый,
говоря: несть главы, паче главы змиины, и нет злобы выше
злобы женской (Сир.25:17-18).
О, какое это зло, и самое острое оружие
диавольское! Ибо чрез жену в начале развратил диавол
Адама в раю, чрез жену заключил Иосифа в темницу, чрез
жену побудил Давида к коварному убийству Урии, чрез жену
премудрейшего Соломона довел до преступления, чрез жену
гнал Илию, чрез жену ослепил Сампсона, и усекнул
Предтечу Христова. Чрез жену всех доводит до падения,
всех бесчестит, всех убивает, всех позорит, всем
досаждает; потому что жена бесстыдная никого не щадит,
ни иерея ни стыдится, ни Пророка не уважает, ни седины
не чтит. О, какое всякого зла злейшее зло - лукавая
жена! Если только лукава она, то богата уже злобой; а
ежели есть у нее и богатство в содействие ее лукавству,
то она - сугубое зло, нестерпимое животное, неисцельная
болезнь, неукротимый зверь. Знаю, что аспиды, если их
приласкают, делаются кроткими, и львы и барсы, привыкнув
к человеку, бывают смирны, но лукавая и бесстыдная жена,
если оскорбляют ее, бесится, если ласкают,
превозносится. Если муж у нее начальник, ночь и день,
подстрекая его своими словами, поощряет его к
беззаконному убийству, как Иродиада Ирода. Если муж у
нее бедный, побуждает его к гневу и ссорам. А если она
вдова, сама без помощи других бесчестит и чернит
всякого, потому что не обуздывает языка Божиим страхом,
не смотрит на будущий суд, не возводить взоров к Богу,
не умеет хранить законов дружбы.
Жене лукавой ничего не стоить
собственного мужа своего отдать на смерть. Ибо и
праведного Иова собственная его жена отдавала на смерть,
говоря: рцы глагол некий ко Господу, и умри (Иов.2:9).
Какое лукавое произволение! Какая нечестивая мысль! У
мужа внутренность как на угольях горит от множества
гнойных прыщей, и вся плоть кипит червями, но она не
преклонилась к жалости, видя, что муж ежеминутно стенает
и мучится, что раны его непрерывно открыты; не
смягчилась, не пришла в сострадание, смотря на то, что
одевавшийся прежде в царскую багряницу, теперь на гноище
сидит нагой и гнойный; не вспомнила о дружбе и близости
с ним князей, о том, сколько сама чрез него возвеличена
и прославлена, но говорит: рцы глагол некий ко Господу,
и умри. Какая женская милость! Какое болезнетворное
мягчительное средство! Какая супружняя дружба! Не
достаточно было для него временной болезни; она готовила
ему и вечное мучение за хулу.
Хочешь ли видеть подобную ей в этом
лукавстве жену? Посмотри на Далиду, как она, остригши и
связав своего мужа, предала иноплеменникам часть самой
себя, своего сожителя, которого лелеяла, лобызала, пред
которым лицемерила, что любит его больше самой себя,
которого действительно вчера любила, а сегодня обманула,
вчера лелеяла любовью, а сегодня своим обманом предала
погребению. И верно не был он красив? Но кто прекраснее
того, кто на голове носил седмь кудрей во образ
седмилучной благодати? И верно не был он мужествен? Но
кто мужественнее того, кто один на пути поразил
страшного льва и одною ослиною челюстью низложил тысячу
иноплеменников? Но при этом он столько был и свят, что
однажды при недостатке воды, томясь жаждою, помолился, и
из мертвой челюсти, которая была у него в руке, истекла
вода, и он утолил ею жажду. И такого святого, такого
прекрасного, такого мужественного низложила собственная
жена его, и связав, как врага, предала иноплеменникам, а
они, ослепив, сделали из него посмешище. И кому ни львы,
ни иноплеменники не в силах были противустать, того
низложила собственная жена его. Как же могла она это
сделать? - Воспользовавшись добротою мужа; потому что
ночью, лестью похитив у него тайну его силы и обнажив,
предала на смерть. Посему-то Пророк повелевает нам: от
сожительницы твоея хранися, еже сказати ей
что (Мих.7:5). Скажи же мне, какой зверь поступал когда
так с подобным себе другого пола? Какая змея захочет
погубить своего сожителя? Какая львица предаст на смерть
мужа своего? Так истинно, что нет злобы выше злобы
женской.
***
Читайте также по теме:
***
Итак, кто имеет у себя лукавую жену, тот
пусть знает, что в ней получил он воздаяние за свои
беззакония. Премудрый говорит, что лукавая жена дана
будет мужу грешному.
Сказано: всяк, иже воззрит на жену, ко
еже вожделети ея, уже любодействова в сердце
своем (Мф.5:28). Подлинно, страшное предостережение, и
много нужно трезвенности.
Если хочешь избежать такой страсти и
этого зверя, послушай, что говорит Приточник: Очи твои
право да зрят, и вежди твои да помавают
праведная (Притч.4:26); да не победит тя доброта похоти,
ниже уловлен буди ея очима: ниже да совосхитишися
веждами ея. Жена бо мужа честную душу
уловляет (6:25-26). Ныне убо, сыне, послушай мене: да не
уклонится в пути ея сердце твое, и да не прельстишися в
стезях ея. Многих бо уязвивши низверже, и безчисленни
суть, ихже убила есть (7:24-26). Да не устремляется
на нее око твое, но беги прочь, и не медли. Посему,
когда увидишь женщину благоразумную, которая блистает
красотою, имеет светлый взор, сияющие ланиты, и какую-то
искусственную выразительность в лице, и она распаляет
твой помысл, и усиливает в тебе вожделение, размысли,
что приводящее тебя в удивление - земля, что
воспламеняющее тебя - пепел; и душа твоя перестанет
неистовствовать. Приникни помыслом на кожу лица ее, и
тогда увидишь всю малоценность благообразия, потому что
ничего не найдешь, кроме костей, жил и зловония.
Представь также, что она стареет, изменяется, умирает, и
весь этот цвет опал. Рассуди, чему дивишься, и устыдись,
а устыдившись, принеси покаяние.
Ефрем Сирин, преподобный
Цитировано по:
Святой Ефрем Сирин. Творения. Т.3. Репринтное издание. - М.:
Издательский отдел Московского Патриархата, 1994. -С.
56-60. // Творения иже во святых Отца нашего Ефрема
Сирина. Писания духовно-нравственные. - Сергиев Посад.
Типография Св.-Тр. Сергиевой Лавры, 1907.
Святоотеческое наследие
***
Молитва преподобному Ефрему Сирину:
- Молитва
преподобному Ефрему Сирину. Подвижник и
духовный писатель, живший в IV веке. С юных лет оставил
мир и удалился к отшельникам, после того, как попал
в тюрьму по ложному обвинению. После еще раз
подвергся клевете, но Богом был оправдан пред
людьми. Боролся против ариан, написал много
толковательных и нравственных сочинений, покаянных и
погребальных песнопений. Заступник невинно
оклеветанных и притесненных, покровитель иночества,
податель смирения и целомудрия
Акафист преподобному Ефрему Сирину:
- Акафист преподобному Ефрему Сирину
Труды преподобного Ефрема Сирина:
- На лукавых жен
- К нерадивой душе
- Вопросы и ответы
- О восьми помыслах
- Великопостная покаянная молитва
- "На слова, сказанные Господом: в мире сем скорбни будете (Ин.16:33), и о том, что человеку должно быть совершенным"
- "На пришествие Господне"
- "К монаху Иоанну"
- "Жизнь блаженного Аврамия и племянницы его Марии"
- "В подражание притчам"
- "В низложение гордыни"
- "В исправление тех, которые предаются страстям и домогаются почестей"
- "Блаженства. 55 глав"
- "Блаженства. 20 глав"
- "Похвальное слово Петру, Павлу, Андрею, Фоме, Луке и Иоанну, и на чтение из Евангелия от Иоанна"
- "Поучение падшему брату. О воздержании от плотских пожеланий, о борении и великой осмотрительности"
- "Поучение о том, что не должно соблазнять ближнего, и о правой жизни"
- "Поучение о безмолвии"
- "Послание"
- "Ответ утверждающим, что землетрясения бывают от подземных ветров"
- "Ответ на некоторые вопросы"
- "Ответ брату о священнике Илии"
- "Огласительное слово. Об оскудении добрых дел и о долготерпении Божием"
- "Обличение себе самому и исповедь"
- "Об утверждающих, что нет воскресения"
- "Об истинном отречении от мира, и о том, как душе обрести Бога, и для чего приходил Господь"
- "О том, что христиане не должны предаваться забавам"
- "О том, что не должно обольщаться эллинскими мнениями"
- "О том, что не должно дивиться временному и обольщаться приятностями жизни, и на псалом семьдесят второй"
- "О том, что не должно бояться укоризн за доброе дело"
- "О том, что монах не должен заботиться об одежде"
- "О том, что должно не смеяться и рассеиваться, но плакать и проливать о себе слезы"
- "О том, что должно избегать всяких вредных свиданий, и о воздержании"
- "О том, что братия должны жить между собою в единомыслии и любви"
- "О том, как приобретается человеком смиренномудрие. Сто глав"
- "О том, как монаху быть совершенным"
- "О тех, которые уловляют души в непотребство, утверждая, что ничего не значит дело сие"
- "О терпении, о кончине века и втором пришествии, о прилежном чтении божественных писаний и пользе безмолвия"
- "О терпении и сокрушении слово поучительное"
- "О терпении"
- "О суете настоящей жизни"
- "О страстях"
- "О смиренномудрии"
- "О сердечном сокрушении"
- "О свободе нашей и о том, что человек создан свободным"
- "О псалме"
- "О преспеянии в добродетели"
- "О правой жизни. Девяносто глав"
- "О посте"
- "О покаянии, о будущем суде, об удалении от обращения с женщинами и о роскошной жизни"
- "О покаянии и терпении"
- "О покаянии. Большое поучение"
- "О покаянии. Первое малое поучение"
- "О покаянии. Второе малое поучение"
- "О подвижнике Иулиане"
- "О памятовании смерти, о добродетели и о богатстве"
- "О необходимости бороться со врагом нашего спасения"
- "О рае"
- "О монахах"
- "О молитве. Первое поучение"
- "О молитве. Второе поучение"
- "О любви к бедным"
- "О любви"
- "О жене грешнице, помазавшей Господа миром"
- "О душевном страхе"
- "О духовном состоянии"
- "О добродетелях и страстях"
- "О добродетели. К младшему подвижнику. Четыре главы"
- "О добродетели. Десять глав"
- "О девстве"
- "О втором Господнем пришествии и о покаянии"
- "О вооружении монаху"
- "О воздержании, о том, что не должно соревновать грешникам, которые извиняются обстоятельствами времени, и о Ное"
- "О вере"
- "О брани с диаволом"
- "О блаженных обителях"
- "О блаженных местах"
- "О блаженствах и горе"
- "О Лоте и о приведении себя в безопасность"
- "Наставление монахам"
- "Наставление братиям"
- "На тех, которые ежедневно грешат и ежедневно каются"
- "На слова: "два будет на селе" (Мф.24:40)"
- "На слова: Вонми себе (Втор.4:9). Двенадцать глав"
- "Поучительные слова к египетским монахам"
- "Похвальное слово иже во святых отцу нашему Василию Великому"
- "Похвальное слово мученикам"
- "Похвальное слово святым четыредесяти мученикам"
- "Похвальное слово славным мученикам, во всем мире пострадавшим"
- "Поучение подвижникам"
- "Против исследователей естества Сына Божия"
- "Различные виды Божия промысла"
- "Седмь деланий у монаха"
- "Сказание о юродивой"
- "Слово душеполезное"
- "Слово на почивших о Христе"
- "Слово на святый пяток о кресте и о разбойнике"
- "Слово на честный и животворящий крест и на второе пришествие, а также о любви и милостыне"
- "Слово о Аврааме и Исааке"
- "Слово о внушениях ненавистника добру демона"
- "Слово о злоязычии и о страстях"
- "Слово о прекрасном Иосифе"
- "Слово о пророке Данииле и о трех святых отроках, в ответ утверждающему: "время лукаво, не могу спастись""
- "Слово о святом пророке Илие"
- "Слово о священстве"
- "Слово о страданиях Спасителя"
- "Слово о суде и об умилении"
- "Слово о том, как душа, когда искушает ее враг, должна со слезами молиться Богу"
- "Слово о том, что всегда должно иметь в мыслях день исшествия из сей жизни"
- "Слово подвижническое"
- "Слово подвижническое первое"
- "Слово увещательное"
- "Слово умилительное"
- "Слово умилительное первое"
- "Слово умилительное второе"
- "Слово первое. О скончавшихся отцах"
- "Слово второе. О скончавшихся отцах"
- "Советы подвижникам"
- "Толкование на книгу Второзаконие"
- "Толкование на книгу Исход"
- "Толкование на книгу Левит"
- "Толкование на книгу Числ"
- "Толкование на книгу пророчества Авдия"
- "Толкование на книгу пророчества Амоса"
- "Толкование на книгу пророчества Даниила"
- "Толкование на книгу пророчества Захарии"
- "Толкование на книгу пророчества Иезекииля"
- "Толкование на книгу пророчества Иоиля"
- "Толкование на книгу пророчества Малахии"
- "Толкование на книгу пророчества Михея"
- "Толкование на книгу пророчества Осии"
- "Толкование на первую книгу, то есть на книгу Бытия"
- "Толкование на послания божественного Павла. Первое послание к Фессалоникийцам"
- "Толкование на послания божественного Павла. Второе послание к Фессалоникийцам"
- "Толкование на послания божественного Павла. Первое послание к Тимофею"
- "Толкование на послания божественного Павла. Второе послание к Тимофею"
- "Толкование на послания божественного Павла. Послание к Галатам"
- "Толкование на послания божественного Павла. Послание к Евреям"
- "Толкование на послания божественного Павла. Послание к Ефесянам"
- "Толкование на послания божественного Павла. Послание к Колоссянам"
- "Толкование на послания божественного Павла. Послание к Титу"
- "Толкование на послания божественного Павла. Послание к Филиппийцам"
- "Толкование на послания божественного Павла. Первое послание к Коринфянам"
- "Толкование на послания божественного Павла. К Коринфянам второе послание"
- "Толкование на апокрифические послания коринфян к Апостолу Павлу и Апостола Павла к Коринфянам. К Коринфянам третье"
- "Толкование на послания божественного Павла. К Римлянам"
- "Надгробные песнопения"
- "О Церкви"
- "О Воскресении, смерти и сатане"
- "Слезные моления"
- "На слова: "Положи, Господи, хранение устом моим, и дверь ограждения о устнах моих""
- "На слова: "Сыне, моей премудрости внимай, к моим же словесем прилагай ухо твое""
- "На слова: "И се, вся сýетство и крушение духа""
- "Книга пророка Исаии"
- "На слова Исаии: Да возмется нечестивый, да не видит славы Господни"
- "Книга пророка Иеремии"
- "На слова Иеремии: "Горе нам, яко согрешихом""
- "На некоторые места "Плача Иеремии""
|