Ефрем Сирин. Слово умилительное первое
Память: 28 января / 10 февраля
Преподобный Ефрем Сирин - подвижник и духовный писатель,
живший в IV веке. Написал много толковательных и
нравственных сочинений, покаянных и погребальных песнопений.
Преподобный Ефрем Сирин. Икона
***
Слово умилительное первое
По сл. пер. Ч. II. сл. 10.
В один день, встав очень рано, ходил я с
двумя братиями вне благословенного града Едессы, возвел
очи свои на небо, которое подобно чистому зеркалу со
славою осиявало звездами землю, и в удивлении сказал:
"если звезды сияют с такою славою; то кольми паче
праведные и святые, сотворившие волю святого Бога, в тот
час, когда придет Господь, воссияют неизглаголанным
светом спасительной славы".
Но вдруг, при воспоминании о страшном
оном Христовом пришествии, содрогнулись кости мои, и
ощутив смущение в теле и душе, заплакал я с сердечною
болью, и сказал, воздыхая: "каким я - грешник окажусь в
этот страшный час? Как предстану престолу страшного
Судии? Как мне рассеянному иметь место с совершенными?
Или как мне козлищу стать с овцами одесную Христа? Или
как мне бесплодному оказаться в числе святых,
сотворивших здесь плод правды? Или что мне делать, когда
святые узнают друг друга в небесном чертоге? Кто меня
узнает? Праведные будут в чертоге, нечестивые в огне.
Опять мученики покажут свои муки, подвижники свои
добродетели; а я что покажу, кроме слабости своего
нерадения? О душа рассеянная, душа грешная, душа
бесстыдная, душа ненавидевшая всегда жизнь свою! Долго
ли от развлечений пресмыкаться тебе по земле? Долго ли
увлекаться тебе худым навыком к лукавым помыслам? Не
знаешь разве, что худые помыслы ежечасно перед тобою,
как темное облако, и препятствуют тебе трезвиться пред
Богом? Чего, наконец, ждешь в нерадении своем, пока
коснит прийти небесный Жених? Но Он не коснит,
несчастная; напротив того, как страшная молния с небес
будет пришествие Его. Постарайся оказаться готовою в
этот страшный час, чтоб не плакать там в век века. Вовсе
не обращай внимания на падения других, оплакивай свои
беды. Не смотри на сучец, иже во оце брата и ближнего,
но думай всегда о своем бервне (Мф.7:3.4). Если в
состоянии будешь вынуть сперва свое бервно из своего
ока, то вынь и сучец у брата и ближнего. А если не в
состоянии; то оплакивай ужасную свою слепоту. Как тебе
думать, что сообщишь свет ближнему? Будь ежечасно врачом
самой себя, душа; тогда только уврачуешь недужного брата
своего. У тебя нет предлога к твоему нерадению; потому
что святый Бог дал тебе все - рассудок, разумение и
духовное ведение. Уразумевай полезное".
Оба же брата со слезами говорили: "для
чего так жалобно плачешь, отец?"
И я сказал им: "Чада мои возлюбленные!
за нерадение свое плачу я о себе. Благий Бог даровал нам
просвещение ведения; а я день за день отвергаю оное.
Если бы исполнял я волю Господню, то блажен был бы в час
тот, и не я один, но блаженны были бы все творившие волю
Господню. Посему-то, братия, вовсе не будет там у нас
оправдания, потому что все грешим, имея ведение. Все мы
познаем Божий промысл и все дары, какими ущедрил нас
благий Бог. Благодать Его во всякое время часто посещает
сердца наши, и если находит себе упокоение, то вошедши
постоянно обитает в душе; если же не находит чистого
сердца, тотчас отступает. Но щедроты снова побуждают ее
снизойти и посетить нас грешных, потому что все мы
изменяемы по произволению, но не по природе. Всегда мы
рассеянны и слабы, завистливы и лукавы, часто думаем
друг о друге худо, занимаемся лукавыми помышлениями, и
всегда, как в ужасной тине, погружены в помыслах. И
когда благодать приходит посетить нас, встречает в
сердцах наших зловоние нечистых помыслов, и тотчас
отступает, не находя себе входа, чтобы вселиться и
обитать в нас, как ей угодно; и разве только светоносною
своею сладостью производит впечатление на сердце, чтобы
ощутил человек, что благодать посещала его, но не нашла
себе входа, чтобы таким образом, усладившись озарением
благодати, взыскал он ее. Впрочем, сама благодать не
может совершенно отступить от нас; потому что
собственным своим милосердием побуждается всех миловать.
Видишь ли, промысл Божий? Видишь ли, милосердие
Христово? Видишь ли, как святый Бог всегда любит нас, и
хочет, чтоб спаслись мы? Блажен человек, который всегда
старается уготовить благодати чистое сердце, чтоб,
пришедши, нашла она благоухание добродетелей и святыню
души, и обитала в нем в век века. Итак, что воздадим
милосердому Богу за все сии блага и дары, за то, что
снисшел Он с небес от Отца, или что ради нас воплотился
во чреве, или что за нас был заушен? Чтоб воздать за
одно заушение, то если бы тысячи лет жили мы на земле,
ничем не могли бы вознаградить за сию Божию милость.
Того боюсь я, чада мои возлюбленные (ибо в точности знаю
нерадение свое), чтобы все видящие меня и ублажающие
лживое мое благоговение не оплевали меня там, когда
увидят меня горящим в огне".
Пощади, милосердый Господи, Христе
Спаситель, Сын Единородный, пощади непотребного раба
Твоего, чтоб не оказаться мне там предстоящим судилищу в
страхе и великом стыде, не стать позором для зрителей, -
Ангелов и человеков. Но здесь, Спаситель мой, накажи
меня, как чадолюбивый, сердобольный Отец, а там прости,
как единый безгрешный небесный Бог. Ибо, если здесь,
Спаситель, не вразумишь несчастного, и не дашь ему
сердечного озарения, чтоб ежедневно без стыда приносил
покаяние во грехах своих; что там делать ему, не
имеющему оправдания? Когда не было еще меня на земле,
угодно было Тебе, Владыка, по великим щедротам Твоим,
образовать меня во чреве грешной моей матери, и
родившись по милости, сподобился я недостойный стать
сосудом Твоей благодати и добрыми гуслями, благозвучно
изглашающими всегда для всех слушающих словеса спасения.
Но получив это, я слабый и грешный по лености отказал в
воздаянии за благодать. Подавай мне благодать Свою, и в
устах ленивого услаждай преподобные сладкопения. Как
угодно, было благодати, так озаряла она омраченный ум,
чтоб возвещал я словеса сладкопения. Посему опять
припадаю к благодати Твоей, Единородный Сын, Спаситель
душ наших: как здесь благодать Твоя на всякий час была
озарением, покровом и защитою, убежищем и радостью для
меня недостойного; так и там, Спаситель, под крылом ее
укроюсь я от страшного суда, и в царствии Твоем
ущедренный благодатью, спасенный милостью, стану
одесную, воспевая и прославляя Долготерпение Твое,
пречистый Создатель; потому что не презрел Ты слез
непотребного и грешного раба Твоего.
Ефрем Сирин, преподобный
Цитировано по:
Святой Ефрем Сирин. Творения. Т.1.
Репринтное издание. - М.:
Издательский отдел Московского
Патриархата, 1993 // Творения
иже во святых Отца нашего Ефрема
Сирина. - Сергиев Посад.
Типография Св.-Тр. Сергиевой Лавры,
1907, - С. 204-207
Святоотеческое наследие
***
Молитва преподобному Ефрему Сирину:
- Молитва
преподобному Ефрему Сирину. Подвижник и
духовный писатель, живший в IV веке. С юных лет оставил
мир и удалился к отшельникам, после того, как попал
в тюрьму по ложному обвинению. После еще раз
подвергся клевете, но Богом был оправдан пред
людьми. Боролся против ариан, написал много
толковательных и нравственных сочинений, покаянных и
погребальных песнопений. Заступник невинно
оклеветанных и притесненных, покровитель иночества,
податель смирения и целомудрия
Акафист преподобному Ефрему Сирину:
- Акафист преподобному Ефрему Сирину
Труды преподобного Ефрема Сирина:
- На лукавых жен
- К нерадивой душе
- Вопросы и ответы
- О восьми помыслах
- Великопостная покаянная молитва
- "На слова, сказанные Господом: в мире сем скорбни будете (Ин.16:33), и о том, что человеку должно быть совершенным"
- "На пришествие Господне"
- "К монаху Иоанну"
- "Жизнь блаженного Аврамия и племянницы его Марии"
- "В подражание притчам"
- "В низложение гордыни"
- "В исправление тех, которые предаются страстям и домогаются почестей"
- "Блаженства. 55 глав"
- "Блаженства. 20 глав"
- "Похвальное слово Петру, Павлу, Андрею, Фоме, Луке и Иоанну, и на чтение из Евангелия от Иоанна"
- "Поучение падшему брату. О воздержании от плотских пожеланий, о борении и великой осмотрительности"
- "Поучение о том, что не должно соблазнять ближнего, и о правой жизни"
- "Поучение о безмолвии"
- "Послание"
- "Ответ утверждающим, что землетрясения бывают от подземных ветров"
- "Ответ на некоторые вопросы"
- "Ответ брату о священнике Илии"
- "Огласительное слово. Об оскудении добрых дел и о долготерпении Божием"
- "Обличение себе самому и исповедь"
- "Об утверждающих, что нет воскресения"
- "Об истинном отречении от мира, и о том, как душе обрести Бога, и для чего приходил Господь"
- "О том, что христиане не должны предаваться забавам"
- "О том, что не должно обольщаться эллинскими мнениями"
- "О том, что не должно дивиться временному и обольщаться приятностями жизни, и на псалом семьдесят второй"
- "О том, что не должно бояться укоризн за доброе дело"
- "О том, что монах не должен заботиться об одежде"
- "О том, что должно не смеяться и рассеиваться, но плакать и проливать о себе слезы"
- "О том, что должно избегать всяких вредных свиданий, и о воздержании"
- "О том, что братия должны жить между собою в единомыслии и любви"
- "О том, как приобретается человеком смиренномудрие. Сто глав"
- "О том, как монаху быть совершенным"
- "О тех, которые уловляют души в непотребство, утверждая, что ничего не значит дело сие"
- "О терпении, о кончине века и втором пришествии, о прилежном чтении божественных писаний и пользе безмолвия"
- "О терпении и сокрушении слово поучительное"
- "О терпении"
- "О суете настоящей жизни"
- "О страстях"
- "О смиренномудрии"
- "О сердечном сокрушении"
- "О свободе нашей и о том, что человек создан свободным"
- "О псалме"
- "О преспеянии в добродетели"
- "О правой жизни. Девяносто глав"
- "О посте"
- "О покаянии, о будущем суде, об удалении от обращения с женщинами и о роскошной жизни"
- "О покаянии и терпении"
- "О покаянии. Большое поучение"
- "О покаянии. Первое малое поучение"
- "О покаянии. Второе малое поучение"
- "О подвижнике Иулиане"
- "О памятовании смерти, о добродетели и о богатстве"
- "О необходимости бороться со врагом нашего спасения"
- "О рае"
- "О монахах"
- "О молитве. Первое поучение"
- "О молитве. Второе поучение"
- "О любви к бедным"
- "О любви"
- "О жене грешнице, помазавшей Господа миром"
- "О душевном страхе"
- "О духовном состоянии"
- "О добродетелях и страстях"
- "О добродетели. К младшему подвижнику. Четыре главы"
- "О добродетели. Десять глав"
- "О девстве"
- "О втором Господнем пришествии и о покаянии"
- "О вооружении монаху"
- "О воздержании, о том, что не должно соревновать грешникам, которые извиняются обстоятельствами времени, и о Ное"
- "О вере"
- "О брани с диаволом"
- "О блаженных обителях"
- "О блаженных местах"
- "О блаженствах и горе"
- "О Лоте и о приведении себя в безопасность"
- "Наставление монахам"
- "Наставление братиям"
- "На тех, которые ежедневно грешат и ежедневно каются"
- "На слова: "два будет на селе" (Мф.24:40)"
- "На слова: Вонми себе (Втор.4:9). Двенадцать глав"
- "Поучительные слова к египетским монахам"
- "Похвальное слово иже во святых отцу нашему Василию Великому"
- "Похвальное слово мученикам"
- "Похвальное слово святым четыредесяти мученикам"
- "Похвальное слово славным мученикам, во всем мире пострадавшим"
- "Поучение подвижникам"
- "Против исследователей естества Сына Божия"
- "Различные виды Божия промысла"
- "Седмь деланий у монаха"
- "Сказание о юродивой"
- "Слово душеполезное"
- "Слово на почивших о Христе"
- "Слово на святый пяток о кресте и о разбойнике"
- "Слово на честный и животворящий крест и на второе пришествие, а также о любви и милостыне"
- "Слово о Аврааме и Исааке"
- "Слово о внушениях ненавистника добру демона"
- "Слово о злоязычии и о страстях"
- "Слово о прекрасном Иосифе"
- "Слово о пророке Данииле и о трех святых отроках, в ответ утверждающему: "время лукаво, не могу спастись""
- "Слово о святом пророке Илие"
- "Слово о священстве"
- "Слово о страданиях Спасителя"
- "Слово о суде и об умилении"
- "Слово о том, как душа, когда искушает ее враг, должна со слезами молиться Богу"
- "Слово о том, что всегда должно иметь в мыслях день исшествия из сей жизни"
- "Слово подвижническое"
- "Слово подвижническое первое"
- "Слово увещательное"
- "Слово умилительное"
- "Слово умилительное первое"
- "Слово умилительное второе"
- "Слово первое. О скончавшихся отцах"
- "Слово второе. О скончавшихся отцах"
- "Советы подвижникам"
- "Толкование на книгу Второзаконие"
- "Толкование на книгу Исход"
- "Толкование на книгу Левит"
- "Толкование на книгу Числ"
- "Толкование на книгу пророчества Авдия"
- "Толкование на книгу пророчества Амоса"
- "Толкование на книгу пророчества Даниила"
- "Толкование на книгу пророчества Захарии"
- "Толкование на книгу пророчества Иезекииля"
- "Толкование на книгу пророчества Иоиля"
- "Толкование на книгу пророчества Малахии"
- "Толкование на книгу пророчества Михея"
- "Толкование на книгу пророчества Осии"
- "Толкование на первую книгу, то есть на книгу Бытия"
- "Толкование на послания божественного Павла. Первое послание к Фессалоникийцам"
- "Толкование на послания божественного Павла. Второе послание к Фессалоникийцам"
- "Толкование на послания божественного Павла. Первое послание к Тимофею"
- "Толкование на послания божественного Павла. Второе послание к Тимофею"
- "Толкование на послания божественного Павла. Послание к Галатам"
- "Толкование на послания божественного Павла. Послание к Евреям"
- "Толкование на послания божественного Павла. Послание к Ефесянам"
- "Толкование на послания божественного Павла. Послание к Колоссянам"
- "Толкование на послания божественного Павла. Послание к Титу"
- "Толкование на послания божественного Павла. Послание к Филиппийцам"
- "Толкование на послания божественного Павла. Первое послание к Коринфянам"
- "Толкование на послания божественного Павла. К Коринфянам второе послание"
- "Толкование на апокрифические послания коринфян к Апостолу Павлу и Апостола Павла к Коринфянам. К Коринфянам третье"
- "Толкование на послания божественного Павла. К Римлянам"
- "Надгробные песнопения"
- "О Церкви"
- "О Воскресении, смерти и сатане"
- "Слезные моления"
- "На слова: "Положи, Господи, хранение устом моим, и дверь ограждения о устнах моих""
- "На слова: "Сыне, моей премудрости внимай, к моим же словесем прилагай ухо твое""
- "На слова: "И се, вся сýетство и крушение духа""
- "Книга пророка Исаии"
- "На слова Исаии: Да возмется нечестивый, да не видит славы Господни"
- "Книга пророка Иеремии"
- "На слова Иеремии: "Горе нам, яко согрешихом""
- "На некоторые места "Плача Иеремии""
|