Ефрем Сирин. Слово на святый пяток о
кресте и о разбойнике
Память: 28 января / 10 февраля
Преподобный Ефрем Сирин - подвижник и духовный писатель,
живший в IV веке. Написал много толковательных и
нравственных сочинений, покаянных и погребальных песнопений.
Преподобный Ефрем Сирин. Икона
***
Слово на святый пяток о
кресте и о разбойнике
Недавно говорил я брачное слово Ревекке;
а сегодня возглашаю надгробное Происшедшему от Ревекки,
потому что сегодня празднуем Владычнему гробу,
соделавшемуся ковчегом жизни. Сегодня празднуем
царственному гробу, который стал окном во гроб. Сегодня
ликовствуем при ковчеге; который трехдневного Мертвеца
скрывал в смерти. Сегодня торжествуем при мировлагалище
мира. Сегодня веселимся при могиле, уготованной
Мертвецу.
Сегодня приходит крест, и радуется
тварь; потому что крест - путь заблудшим; крест -
упование христиан; крест - узда богатым; крест -
памятник победы над демонами, помощь беспомощных,
надежда обуреваемых, заступник вдов, упокоение
скорбящих, цель старцев, крест - оружие вечное, мудрость
неученых, проповедь апостолов, целомудрие дев; крест -
безопасность вселенной; крест - уничтожение идолов, сила
бессильных, разрешение расслабленных, покров нагим;
крест - воскресение мертвых, жезл хромым, низложение
горделивых, победа над диаволом; крест - надежда
отчаянных, стена воюемых, судия неправых, страж
младенцев: крест - свет сидящим во тьме, любомудрие
варваров, закон беззаконным, похвала мучеников; крест -
радость иереев, ниспровержение капищ, соблазн иудеям,
врачество болящим; крест - хлеб алчущим, путеводитель
слепым, утешение нищим, покаяние невоздержным; крест -
пестун юношей, кормчий плавающих, отец сирот; крест -
советник праведных, глава мужей, великолепие царей,
свобода рабов, проповедь пророков; крест - упражнение
монахов, основание Церкви, разрушение идольских
жертвенников, источник жаждущим. Сегодня приходит крест,
и преисподняя разорена.
Сегодня пригвождены руки Иисусовы, и
разрешены узы мертвецов. Сегодня дерзнули на
христоубийство, и извращен путь мертвых. Сегодня
кровавый ноток излиялся в гробы, и орошенный ад процвел.
Ныне весь день туда и сюда влачим был Иисус, каждый час
дня, благословивший Своими страданиями; рано приведен к
судящему в претории Пилату, оттуда предан иудейской
дерзости на поругание до шестого часа; потом три часа
терпев мучение от прободения гвоздями, прекращает
страдание Свое смертию; после сего, прежде часа
двенадцатого, снимается с древа, уподобившись уснувшему
льву. Теперь же снисходит во ад, желая видеть
праведников, почивших по трудах, и на каждом из них
останавливает взор, подобно царю, который в полдень
осматривает воинство, покоющееся сном. Видит Адама,
обливающегося слезами; видит Авеля, покрытого кровию,
как багряницею. Видит Ноя, украшенного праведностью.
Видит Сима и Иафета, украшенных почтительностью к отцу.
Видит Авраама, увенчанного всякими добродетелями. Видит
Лота, подвизающегося в гостеприимстве. Видит Исаака,
цветущего постоянством. Видит Иакова, сияющего
терпением. Видит Иова, подобного борцу, уготовившемуся
на ратоборство. Видит Финееса, вооруженного сулицею
(Числ.25:8). Видит Моисея, посвященного Божиими
перстами. Приходит к сыну Навина, и он окружен
воинствами; подходит к Самуилу, и он блистает помазанием
царей. Идет к Давиду, и он погребен со псалтирью.
Приступает к Елисею, и он облечен в милоть. Исаия с
радостью показывает главу, отделенную у него пилою. Иона
славится спасением ниневитян. Иеремия умащен тиной из
рва. Светозарны очи Иезекиилевы от страшных видений. На
ногах Данииловых свежи еще лобзания львов. Тела бывших в
пещи искрятся огнем. Дружина Маккавеев окружена орудиями
мучений. Глава Крестителева сияет усекновением. Видит и
святых жен, которые ни в чем не уступили мужам. Видит
Сарру, сияющую Авраамовскою верою. Видит Ревекку,
процветающую благотворным напоением из водоноса, Видит
Рахиль, в браке сияющую целомудрием. Видит матерь
противоборных мучителю оплотов, остененную седмью
сынами. Видит всякого праведника, взирает на всякого
пророка; проповедует: се Аз, и божественное воинство
пробуждено.
Но сим да заключено будет краткое
сказание о царе. Обратим, наконец, слово к Пилату, ибо
это начало нынешних событий. Иудеи, с неистовством взяв
Христа, предали игемоновым истязаниям, ни в чем не
соблюдая должного порядка, без всякой записи, без
законного обвинения, не сказав причины, не представив в
оправдание свое никакой жалобы. Но как же было дело?
Простой народ, толпа людей низких, и грубые поселяне из
окрестных весей, и сошедшись на праздник, вопиют:
распни, распни. Пилат же, не находя никакой другой
причины, но видя, что движение в народе возбуждено
завистью, в намерении большее наказание искупить
меньшим, чтобы спасти от смерти, отдает Иисуса на
бичевание. Но как иудеи, при всем этом, не оставляют
своей жестокости, то, умыв руки, говорит: Чист есмь от
крови Сего. И тысячами убеждений старается отвратить от
намерения сих кровожадных, приводя им римские
узаконения. "За какие вины, говорит он, распну Иисуса,
о, иудеи? Я должен наказывать убийц, а Он и гробы сделал
пустыми. Я прислан от кесаря быть судьею преступлений; о
Нем же кому неизвестно, что Он выше всякого проступка? Я
предаю казни того, кто ослепляет имеющих зрение; Он же
отверзает очи слепым. Я не оставляю без наказания того,
кто отсекает другим ноги; Он же делал, что хромые стали
ходить прямо. Смертный издаю приговор, если кто матерь
лишит детища; Он же даровал матери сына, воскресив его
из мертвых. У меня закон отсекать руку тому, кто сам
отсек правую руку у другого; Он же сухую руку сделал
здравою. Подвергаю осуждение, если кто похищает у
другого запасенное в пищу; Он же для скольких преломил
хлебы в пустыне? Мое дело налагать раны на тех, которые
своими побоями вредят здоровью других; Он же носимому на
одре расслабленному повелел ходить. Мое дело
уцеломудривать заточением тех, которые причиняют вред
виноградникам; Он же светлым соделал брачный пир, где
слово Его заменило виноградник. Я предаю наказанию, если
кто отваживается подломать стену; Он же заградил
сокровенные токи кровей. Я ввергаю в опасности тех,
которые потопили пловцов; Он же сделал, что Петр ходил
по волнам. Вы вопиете, чтобы Его наказал я? Никогда еще
не доходил я до такого безумия. Нет у меня меча на
умерщвление сего Мужа. Предам ли смерти Иисуса, когда
вижу Лазаря живым? Пошлю ли во гроб Человека, Который
страшен гробам? Как против воли будет мертвецом, Кем ад
приведен в безнадежность иметь хотя единого мертвеца?
Разве и умерщвленный не восстанет Он? И вам новые опять
скорби!" Так сказав и видя, что не убедились иудеи,
Пилат вышел из претории, оставив их идти и делать, что
хотят.
Но среди мятежных иудеев в молчании
предстояла Премудрость, и Слово не дало слова. Они же,
зловредно отринув Его, распяли. И тотчас все
поколебалось. Каждая стихия приведена в потрясение,
сокрылся день, омрачилось небо, погрязли глубины
поднебесной, возрыдала земля, невольно принявшая на себя
крест, и приведена в смятение насильственным колебанием.
Распались гробы, как остном, расторгнутые крестом;
возопили камни, возгласив гневно, обнажился храм, не
терпя невыносимой дерзости; солнце отвратилось от
дерзких и скрылось в ночь, поколебалась тварь.
Но иудеи, хотя видели столько ужасов,
однако же не дали места печали. По крайней мере,
невольно почтили, и, сами того не ведая, прославили Его
тем, чем покушались обесчестить; в виде осмеяния
присудили Ему почесть, и воздали, что принадлежало Ему;
ругаясь, покланялись Ему, но, думая посмеяться, сами
были осмеяны, потому что исповедали свое рабство.
Издеваясь, облекли Его в хламиду, и собственными своими
руками облачили Его как царя. Увенчали Его терниями, как
земля невозделанная растворили оцет, как ни к чему
негодный виноградник; поднесли желчь, как народ не
гостеприимный; подали губку, как Врачу душ; принесли
трость которою и написано их отвержение; распяли вместе
с разбойниками, но один из распятых нашел в Нем райского
Вратаря.
"Господи, говорит он, помяни меня во
царствии Твоем". Смотри, какое сокрушение духа у раба!
Смотри, какой смиренномудренный проситель, взывающий о
человеколюбии! Он ничего не смеет просить. Не сказал:
дай мне ключи, какие дал Петру, не попросил одного из
престолов, которых просила матерь сынов Зеведеевых. И
нужно, ли говорить о чем-либо чрезвычайном? Не подражал
он и мытарю, сказавшему: буди милостив мне грешнику; не
просил даже и прощения грехов; ибо знал, что грехов у
него много. Поэтому просил об одном поминовении во
царствии. На волю Царю отдал, и что даровать ему, и как
помиловать раба. "Ничего не смею просить я, Владыка",
говорит он. "Но сие одно да будет дано мне: когда
приидешь во царствие Свое, когда потечет пред Тобою
ангельское воинство, когда сретят Тебя облака праведных;
когда на бороздах гробов пожнутся рукояти мертвецов,
когда раскроются книги деяний каждого; тогда помяни
меня, говоря: распял Меня некогда народ еврейский, и все
отреклись от общения со Мною; не вняли возглашениям
петела, отреклись от Меня и те, которые всех ближе были
ко Мне, висящему на кресте; те самые, которым дал Я в
снедь тело Свое, взирали издали на Меня закалаемого.
Первый из Моих учеников стал первым из бежавших от Меня;
Петр клятвами подтвердил, что чуждается Меня. Андрей,
как слабодушный, предался бегству; Андрей, брат Петров,
и по отречению, так же как по естеству, был братом
Петру. Филипп отказался от содружества со Мною. Сыны
Зеведеевы не оказали твердости. Иоанн, которого согревал
Я на персях, не отнял копия, когда пронзали Мои ребра.
Фомы не было; Матвей ушел; рассеялся этот лик
дванадесяти. И голоса не подали за Меня те, за которых
положил Я душу Свою. Из множества облагодетельствованных
Мною никто не пришел на помощь ко Мне. Не явился тогда
ко Мне и Лазарь, которого из мертвых воззвал Я к жизни.
Не плакал о Мне слепой, которому даровал Я луч света; не
пришел ко Мне хромой, от Меня получивший силы ходить.
Исповедует Меня один связанный разбойник, к Моему
бесчестию подле Меня распятый, и уязвляет иудеев,
называя Меня царем; когда помянешь меня там, тогда
повергни мне одну долю щедрот, какая Тебе представится.
А я не смею просить того, что дашь; не домогаюсь царской
щедрости, не взвешиваю богатств человеколюбия, не
измеряю моря щедрот". Видел ты мольбу разбойника? Смотри
и на царский дар: Аминь, аминь глаголю тебе, днесь со
Мною будеши в раи. Ты просил вспомянуть тогда, а Я
теперь даю обещание тебе, разбойник, хищник и рая,
раскопатель богонасажденной ограды, похититель отпущения
грехов, делатель царской ризы, охранитель отверстых
дверей, приставник древних затворов, скороспелый цвет
креста, первый плод с голгофских листьев, дар
спасительных гвоздей, уда покаяния, приманка уловляющая
в жизнь Христу. Ему слава и держава во веки веков!
Аминь.
Ефрем Сирин, преподобный
Цитировано по:
Святой Ефрем Сирин. Творения. Т.3.
Репринтное издание. - М.:
Издательский отдел Московского
Патриархата, 1994, - С.422-428. //
Творения иже во святых Отца нашего
Ефрема Сирина. Писания духовно-нравственные. - Сергиев
Посад. Типография Св.-Тр. Сергиевой Лавры, 1907
Святоотеческое наследие
***
Молитва преподобному Ефрему Сирину:
- Молитва
преподобному Ефрему Сирину. Подвижник и
духовный писатель, живший в IV веке. С юных лет оставил
мир и удалился к отшельникам, после того, как попал
в тюрьму по ложному обвинению. После еще раз
подвергся клевете, но Богом был оправдан пред
людьми. Боролся против ариан, написал много
толковательных и нравственных сочинений, покаянных и
погребальных песнопений. Заступник невинно
оклеветанных и притесненных, покровитель иночества,
податель смирения и целомудрия
Акафист преподобному Ефрему Сирину:
- Акафист преподобному Ефрему Сирину
Труды преподобного Ефрема Сирина:
- На лукавых жен
- К нерадивой душе
- Вопросы и ответы
- О восьми помыслах
- Великопостная покаянная молитва
- "На слова, сказанные Господом: в мире сем скорбни будете (Ин.16:33), и о том, что человеку должно быть совершенным"
- "На пришествие Господне"
- "К монаху Иоанну"
- "Жизнь блаженного Аврамия и племянницы его Марии"
- "В подражание притчам"
- "В низложение гордыни"
- "В исправление тех, которые предаются страстям и домогаются почестей"
- "Блаженства. 55 глав"
- "Блаженства. 20 глав"
- "Похвальное слово Петру, Павлу, Андрею, Фоме, Луке и Иоанну, и на чтение из Евангелия от Иоанна"
- "Поучение падшему брату. О воздержании от плотских пожеланий, о борении и великой осмотрительности"
- "Поучение о том, что не должно соблазнять ближнего, и о правой жизни"
- "Поучение о безмолвии"
- "Послание"
- "Ответ утверждающим, что землетрясения бывают от подземных ветров"
- "Ответ на некоторые вопросы"
- "Ответ брату о священнике Илии"
- "Огласительное слово. Об оскудении добрых дел и о долготерпении Божием"
- "Обличение себе самому и исповедь"
- "Об утверждающих, что нет воскресения"
- "Об истинном отречении от мира, и о том, как душе обрести Бога, и для чего приходил Господь"
- "О том, что христиане не должны предаваться забавам"
- "О том, что не должно обольщаться эллинскими мнениями"
- "О том, что не должно дивиться временному и обольщаться приятностями жизни, и на псалом семьдесят второй"
- "О том, что не должно бояться укоризн за доброе дело"
- "О том, что монах не должен заботиться об одежде"
- "О том, что должно не смеяться и рассеиваться, но плакать и проливать о себе слезы"
- "О том, что должно избегать всяких вредных свиданий, и о воздержании"
- "О том, что братия должны жить между собою в единомыслии и любви"
- "О том, как приобретается человеком смиренномудрие. Сто глав"
- "О том, как монаху быть совершенным"
- "О тех, которые уловляют души в непотребство, утверждая, что ничего не значит дело сие"
- "О терпении, о кончине века и втором пришествии, о прилежном чтении божественных писаний и пользе безмолвия"
- "О терпении и сокрушении слово поучительное"
- "О терпении"
- "О суете настоящей жизни"
- "О страстях"
- "О смиренномудрии"
- "О сердечном сокрушении"
- "О свободе нашей и о том, что человек создан свободным"
- "О псалме"
- "О преспеянии в добродетели"
- "О правой жизни. Девяносто глав"
- "О посте"
- "О покаянии, о будущем суде, об удалении от обращения с женщинами и о роскошной жизни"
- "О покаянии и терпении"
- "О покаянии. Большое поучение"
- "О покаянии. Первое малое поучение"
- "О покаянии. Второе малое поучение"
- "О подвижнике Иулиане"
- "О памятовании смерти, о добродетели и о богатстве"
- "О необходимости бороться со врагом нашего спасения"
- "О рае"
- "О монахах"
- "О молитве. Первое поучение"
- "О молитве. Второе поучение"
- "О любви к бедным"
- "О любви"
- "О жене грешнице, помазавшей Господа миром"
- "О душевном страхе"
- "О духовном состоянии"
- "О добродетелях и страстях"
- "О добродетели. К младшему подвижнику. Четыре главы"
- "О добродетели. Десять глав"
- "О девстве"
- "О втором Господнем пришествии и о покаянии"
- "О вооружении монаху"
- "О воздержании, о том, что не должно соревновать грешникам, которые извиняются обстоятельствами времени, и о Ное"
- "О вере"
- "О брани с диаволом"
- "О блаженных обителях"
- "О блаженных местах"
- "О блаженствах и горе"
- "О Лоте и о приведении себя в безопасность"
- "Наставление монахам"
- "Наставление братиям"
- "На тех, которые ежедневно грешат и ежедневно каются"
- "На слова: "два будет на селе" (Мф.24:40)"
- "На слова: Вонми себе (Втор.4:9). Двенадцать глав"
- "Поучительные слова к египетским монахам"
- "Похвальное слово иже во святых отцу нашему Василию Великому"
- "Похвальное слово мученикам"
- "Похвальное слово святым четыредесяти мученикам"
- "Похвальное слово славным мученикам, во всем мире пострадавшим"
- "Поучение подвижникам"
- "Против исследователей естества Сына Божия"
- "Различные виды Божия промысла"
- "Седмь деланий у монаха"
- "Сказание о юродивой"
- "Слово душеполезное"
- "Слово на почивших о Христе"
- "Слово на святый пяток о кресте и о разбойнике"
- "Слово на честный и животворящий крест и на второе пришествие, а также о любви и милостыне"
- "Слово о Аврааме и Исааке"
- "Слово о внушениях ненавистника добру демона"
- "Слово о злоязычии и о страстях"
- "Слово о прекрасном Иосифе"
- "Слово о пророке Данииле и о трех святых отроках, в ответ утверждающему: "время лукаво, не могу спастись""
- "Слово о святом пророке Илие"
- "Слово о священстве"
- "Слово о страданиях Спасителя"
- "Слово о суде и об умилении"
- "Слово о том, как душа, когда искушает ее враг, должна со слезами молиться Богу"
- "Слово о том, что всегда должно иметь в мыслях день исшествия из сей жизни"
- "Слово подвижническое"
- "Слово подвижническое первое"
- "Слово увещательное"
- "Слово умилительное"
- "Слово умилительное первое"
- "Слово умилительное второе"
- "Слово первое. О скончавшихся отцах"
- "Слово второе. О скончавшихся отцах"
- "Советы подвижникам"
- "Толкование на книгу Второзаконие"
- "Толкование на книгу Исход"
- "Толкование на книгу Левит"
- "Толкование на книгу Числ"
- "Толкование на книгу пророчества Авдия"
- "Толкование на книгу пророчества Амоса"
- "Толкование на книгу пророчества Даниила"
- "Толкование на книгу пророчества Захарии"
- "Толкование на книгу пророчества Иезекииля"
- "Толкование на книгу пророчества Иоиля"
- "Толкование на книгу пророчества Малахии"
- "Толкование на книгу пророчества Михея"
- "Толкование на книгу пророчества Осии"
- "Толкование на первую книгу, то есть на книгу Бытия"
- "Толкование на послания божественного Павла. Первое послание к Фессалоникийцам"
- "Толкование на послания божественного Павла. Второе послание к Фессалоникийцам"
- "Толкование на послания божественного Павла. Первое послание к Тимофею"
- "Толкование на послания божественного Павла. Второе послание к Тимофею"
- "Толкование на послания божественного Павла. Послание к Галатам"
- "Толкование на послания божественного Павла. Послание к Евреям"
- "Толкование на послания божественного Павла. Послание к Ефесянам"
- "Толкование на послания божественного Павла. Послание к Колоссянам"
- "Толкование на послания божественного Павла. Послание к Титу"
- "Толкование на послания божественного Павла. Послание к Филиппийцам"
- "Толкование на послания божественного Павла. Первое послание к Коринфянам"
- "Толкование на послания божественного Павла. К Коринфянам второе послание"
- "Толкование на апокрифические послания коринфян к Апостолу Павлу и Апостола Павла к Коринфянам. К Коринфянам третье"
- "Толкование на послания божественного Павла. К Римлянам"
- "Надгробные песнопения"
- "О Церкви"
- "О Воскресении, смерти и сатане"
- "Слезные моления"
- "На слова: "Положи, Господи, хранение устом моим, и дверь ограждения о устнах моих""
- "На слова: "Сыне, моей премудрости внимай, к моим же словесем прилагай ухо твое""
- "На слова: "И се, вся сýетство и крушение духа""
- "Книга пророка Исаии"
- "На слова Исаии: Да возмется нечестивый, да не видит славы Господни"
- "Книга пророка Иеремии"
- "На слова Иеремии: "Горе нам, яко согрешихом""
- "На некоторые места "Плача Иеремии""
|