Ефрем Сирин. О памятовании смерти, о добродетели и о
богатстве
Память: 28 января / 10 февраля
Преподобный Ефрем Сирин - подвижник и
духовный писатель, живший в IV веке. Написал много
толковательных и нравственных сочинений, покаянных и
погребальных песнопений.
Преподобный Ефрем Сирин. Икона
***
О памятовании смерти, о добродетели и о богатстве
Должен я повиноваться тому, кто
говорит: утешайте друг друга, и созидайте (1Сол.5:11);
должен не потому, что способен научить и могу сделать
это своим усердием. Напротив того, знаю
сказавшего: благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса
Христа, Отец щедрот и Бог всякия утехи, утешая нас о
всякой скорби нашей, яко возмощи нам утешити сущия во
всякой скорби, утешением, имже утешаемся сами от
Бога (2Кор.1:3.4). Посему почел нужным написать вам о
всем, чему научился из Божественных Писаний, в чем
наставлен благоговейными мужами, и что постиг
собственным опытом, чтобы не походить мне на тех
завистливых художников, которые по недоброжелательству
многое в искусстве таят от учащихся. Но я верю
сказавшему: Бог бо есть действуяй в нас, и еже хотети, и
еже деяти о благоволении (Флп.2:13).
Добродетель же не сокращается, если
многие берутся за нее и многие успевают в ней, как
сказал некто из святых; стяжание добродетели таково,
что, если бы и все взошли в долю, богатство ее не
истощится. Оно не походит на земное стяжание, в котором
делящие его на доли, сколько прибавляют к одной части,
столько убавляют в другой, и избыточество одного бывает
оскудением для другого соучастника. От сего-то у людей,
по ненависти к умалению, происходят ссоры за большее. Но
кто приобретает себе добродетель, тот приумножением
своего стяжания не возбуждает зависти; и кто более
восхитил себе добродетели, тот не нанес никакого ущерба
желающему иметь приемлемости, столько и исполняется
благого вожделения; богатство же добродетели не
истощается предупредившими возобладать им.
Итак начнем опять предположенное нами,
при содействии нам благодати Великого Бога и Спасителя
нашего Иисуса Христа.
Нерадение для трезвящихся бывает
причиною многих зол, мало-помалу отвлекая от духовной
жизни, охлаждая горячность веры, и приучая служить
удовольствиям, как господам; потому что не попускает
приводить себе на мысль будущие воздаяния по исшествии
из этой жизни. Нерадивый, если и слушает Писания,
возвещающие о будущих наказаниях по смерти, то принимает
сие без всякого чувства, как будто наказания назначены
кому другому, а сам он не подлежит обвинению.
Итак, сколько нерадение вредно, столько
полезна трезвенность, снабжающая нас всем добрым. У
трезвенного всегда на уме памятование о Боге. А где
укоренено памятование о Боге, там прекращается всякая
деятельность лукавого. Непрестанно же обновляя в нас
ненасытимое желание будущих благ, оно делает течение
наше сокращенным.
Как для телесного подвига нужны и
здоровые члены и острота зрения, так и для духовного
нужна душа очищенная. Тело утруждается и приводится в
расслабление чрезмерностью недуга; но ничто не вредит
трезвящейся душе, как не повредили мужественному Иову и
треволнение страданий, и то, что под открытым небом
сидел он на гноище. Всего крепче благочестие, и всего
бедственнее и злосчастнее жизнь преданная страстям. Чем
приятнее временное, тем более увеличивает оно бедствие.
Как бережливые, лишившись одной или двух драхм, сетуют,
уязвляемые любостяжательностью; и богатолюбец, не
получив на свою долю небольшой виноградник и малый
участок, годный к возделыванию земли, сокрушается, не
перенося потери, так богатых преследует еще скорбь,
напоминающая им о разлуке с богатством. Особливо, если
кто увидит себя преклонным к старости, оплакивает себя,
как связываемый железными оковами, или заключаемый в
темницу, не находя никакого средства отвратить от тебя
старость, хотя и думает отстранить памятование о смерти
свирелями и тимпанами и прочими музыкальными орудиями.
Но чем старается ослабить памятование, тем самым еще
более усиливает оное, потому что, без всякого сомнения,
будет, наконец, лишен такого веселья: прекратятся
рукоплескания, и игры, и самый приятный звук свирелей. А
скорбь не перестает жечь его внутренность и пожирать
утробу. Да и самые трагические зрелища своими баснями и
войнами непрестанно твердят о смерти и истреблении. А
если бы памятовал он о смерти, то страх ожидания, без
сомнения, изменил бы его нрав и обратил к доброй
деятельности. Ибо о ком из неверующих и нечестивых
скажут, что памятовал он о смерти?
Да не покажется вам это странным, потому
что со всяким человеком неразлучна мысль о смерти. Но
неверующие худо ею пользуются, сетуя только о разлуке с
приятностями жизни. Верующие же употребляют ее в пособие
и врачевство от постыдных страстей. Итак все мы уверены,
что верующие и неверующие подлежат смерти, но не все
веруют, что есть по смерти суд. Праведные, всегда имея
его пред очами, по слову сказавшего: и яко же лежит
человеком единою умрети потом же суд (Евр.9:27), и днем
и ночью воссылают молитвы и прошения к Богу, чтобы
избавиться геенны огненной и прочих мук и сподобиться
ликостояния со святыми Ангелами. Но у нечестивых и
грешных бывает одно только простое памятование о смерти.
О том, что будет по смерти, они не заботятся; сетуют же
только об утрате приятностей жизни и о разлуке с ними. А
если кому из них придет мысль о смерти, какая беспокоит
праведных, то первая скорбь уступит место, будучи
подавлена второю, ибо такой человек не будет единомыслен
с рассуждающими: да ямы и пием, утре бо
умрем (1Кор.15:32); он не согласится собирать сокровища
на бесполезное и трудиться над бесплодным, или, лучше
сказать, готовить себе мучения. Напротив того, как
мудрого мужа, займет его забота о лучшем, или желание
совершеннейшего, избегающее заботы нечестивых. А у
любящих земное вся жизнь проходит в суетной надежде. И
чем в большем избытке богатство, тем более увеличивает
оно страх смертный; потому что памятование о смерти,
живя во внутренности их, причиняет скорбь, по мере
чувствительности каждого, но не к усовершенствованию их
целомудрия и благоразумия, правдивости и мужества, и не
к возбуждению мысли о геенне и о правосудии Божием;
напротив того, не зная, чем помочь себе, плачут они о
своем богатстве и говорят: "Кто по нашей кончине будет
владеть таким имением, потому что и царям приятно знать,
кто после них будет владеть царством? Кто возобладает
этим золотом и серебром? Кто после будет пользоваться
таким множеством золотых вещей? Кому поступят в
наследство тканые золотом и шелковые одежды,
разноцветные и дорогие покрывала? Кто будет ездить на
златоуздных и избранных конях? Кого при выходах будет
сопровождать множество слуг, собранных из разных
народов? Кто поселится в башнях и столовых, которые с
таким тщанием украсил я мрамором, в которых пол выстлан
из разноцветных камней и потолок раззолочен? На кого
после этого будут работать хлебники и виночерпии? Кому
будут предстоять с услугами евнухи? Кто будет возлежать
на среброкованных ложах, на которых уборы вывезены из
Индии? Кто будет получать плоды, и отстоенное вино, и
начатки садов моих? Кому достанутся ожерелья и золотые
поясы? Кто будет владетелем оружейных, колесниц и коней,
приобученных к дороге и к военному строю? Кого будут
звать своим господином домашние слуги? Кто будет
умащаться благовонием мазей? Кому достанутся и псы, и
ловчие, и птицы, служащие на охоте? Кому пастухи мои
принесут начатки? Кто станет собирать подати?" И когда
человек, увлекаемый помыслом в разные стороны, не
находит исхода к разрешению, после многих воздыханий
возвращается он снова к попечению о доме, не принимая на
себя труда уготовить сокровище на небе. Когда же примет
конец все для него вожделенное, и довольство плодов, и
обилие доходов, и плодородие скота, и знатный чин, и
доблестные подвиги в войне со врагами; тогда
возродившаяся мысль о смерти возмутит сердце. А если
члены согбены глубокой старостью и не могут уже служить
неприличным и запрещенным удовольствиям, то самая жизнь
делается ему противною. Если же кто жесток, свиреп и
высокомерен, и в избытке покоя и благоденствия почитает
себя весьма далеким от мысли о смерти, то чрез сие не
стал он вне опасности смертной; потому что подобен
больному, который притворяется здоровым и употребляет в
пищу противное его недугу, думая тем преодолеть болезнь.
Но от сего страдание не облегчается, потому что болезнь,
усилившись в членах, и против его воли уверит, что
страдание выше его сил. Ибо как скоро увидит, что
кто-нибудь из единоплеменных внезапно похищен смертью от
разных припадков, тогда невольно убедится, что и на
него, конечно, придет смертный приговор. Если же кто
молод или недавно вступил в брак, то и в сем случае
прившедшая мысль о смерти к приятнейшим ощущениям
примешает скорби. Ибо как скоро увидит любимое лицо
супруги, тотчас непременно привходит и страх разлуки, и
если услышит сладчайший голос, представляет, что никогда
уже не будет его слышать. И когда мог увеселяться
зрением красоты, тогда наиболее трепещет от ожидаемого
плача, размышляя, что красота эта утратится; вместо же
видимого теперь останутся отвратительные кости, что-то
не имеющее ни следа, ни напоминания, ни остатка
настоящей красоты. И если все то и подобное тому
представить в уме, то будет ли жив в веселии? Положится
ли в настоящее, как на что-то полезное и постоянное? Не
явно ли из сего, что потеряет расположение и доверие к
жизни, как к сонным обольщениям, смотря на видимое, как
на что-то чуждое? Нерадивые и небрежные, будучи омрачены
греховным обольщением, при возрастающем числе дней жизни
их, думают еще, что далеки они от часа смертного, ни
мало не заботясь о своем исшествии; напротив того,
назначают себе многие годы и продолжительную жизнь. Но
они подобны путникам, идущим ночью впотьмах, которые
думают, что далеко они от находящейся впереди стремнины
и пропасти, пока по падении их вниз, не решит сомнения
действительный опыт.
Посему, кто чистым душевным оком взирает
на обольщения этой жизни и стал выше заботящихся о
здешнем, тот, без сомнения, поймет, что ест ли он, пьет
ли, спит ли, трудится ли, рассеивает ли себя, всякий
день и час природа приближает его к старости и к концу
временной жизни; и поэтому, презирая все, как уметы,
старается освободиться от пристрастия к жизни, чтобы не
иметь никакого общения с тем, что в человеческой жизни
есть худого. Итак, кто имеет в виду добродетельную
жизнь, обогащает себя добродетелью, которой не
ограничивает никакой человеческий предел, тот может ли
без сокрушения и слез проходить настоящую жизнь, и
преклонится ли своею душою к пресмыкающемуся по земле и
попираемому ногами? Станет ли еще дивиться земному
богатству, или человеческому могуществу, или чему иному,
чего домогаются люди по неразумию? Ибо, кто пристрастен
еще к подобным вещам, тот да будет вне подобного лика, и
не о нем у нас слово. Но кто мудрствует горнее, и
воспаряет мыслью к Богу, тот, без сомнения, выше
подобных вещей, и всеми силами стремится во след
добродетели, потому что в мире нет ничего досточестнее
ее. Она делает людей друзьями Божиими. Все золото в
глазах ее тоже, что несколько песку, и серебро вменяется
ею в прах. От злострадания она не увядает; немощь ее не
омрачает; и страшная для всех смерть не страшна
преуспевшим в добродетели; потому что с дерзновением
воскликнут они с тем, кто говорит: желание имам
разрешитися, и со Христом быти (Флп.1:22). Ему слава во
веки веков! Аминь.
Святой Ефрем Сирин. Творения. Т.3.
Репринтное издание. - М.: Издательский отдел Московского
Патриархата, 1994. –С.112-118 // Творения иже во святых
Отца нашего Ефрема Сирина. Писания духовно-нравственные.
- Сергиев Посад. Типография Св.-Тр. Сергиевой Лавры,
1907.
Ефрем Сирин, преподобный
Святоотеческое наследие
Цитировано по:
Святой Ефрем Сирин. Творения. Т.3.
Репринтное издание. - М.: Издательский отдел Московского
Патриархата, 1994. - С. 229-235. // Творения иже во
святых Отца нашего Ефрема Сирина. Писания
духовно-нравственные. - Сергиев Посад. Типография
Св.-Тр. Сергиевой Лавры, 1907.
***
Молитва преподобному Ефрему Сирину:
- Молитва
преподобному Ефрему Сирину. Подвижник и
духовный писатель, живший в IV веке. С юных лет оставил
мир и удалился к отшельникам, после того, как попал
в тюрьму по ложному обвинению. После еще раз
подвергся клевете, но Богом был оправдан пред
людьми. Боролся против ариан, написал много
толковательных и нравственных сочинений, покаянных и
погребальных песнопений. Заступник невинно
оклеветанных и притесненных, покровитель иночества,
податель смирения и целомудрия
Акафист преподобному Ефрему Сирину:
- Акафист преподобному Ефрему Сирину
Труды преподобного Ефрема Сирина:
- На лукавых жен
- К нерадивой душе
- Вопросы и ответы
- О восьми помыслах
- Великопостная покаянная молитва
- "На слова, сказанные Господом: в мире сем скорбни будете (Ин.16:33), и о том, что человеку должно быть совершенным"
- "На пришествие Господне"
- "К монаху Иоанну"
- "Жизнь блаженного Аврамия и племянницы его Марии"
- "В подражание притчам"
- "В низложение гордыни"
- "В исправление тех, которые предаются страстям и домогаются почестей"
- "Блаженства. 55 глав"
- "Блаженства. 20 глав"
- "Похвальное слово Петру, Павлу, Андрею, Фоме, Луке и Иоанну, и на чтение из Евангелия от Иоанна"
- "Поучение падшему брату. О воздержании от плотских пожеланий, о борении и великой осмотрительности"
- "Поучение о том, что не должно соблазнять ближнего, и о правой жизни"
- "Поучение о безмолвии"
- "Послание"
- "Ответ утверждающим, что землетрясения бывают от подземных ветров"
- "Ответ на некоторые вопросы"
- "Ответ брату о священнике Илии"
- "Огласительное слово. Об оскудении добрых дел и о долготерпении Божием"
- "Обличение себе самому и исповедь"
- "Об утверждающих, что нет воскресения"
- "Об истинном отречении от мира, и о том, как душе обрести Бога, и для чего приходил Господь"
- "О том, что христиане не должны предаваться забавам"
- "О том, что не должно обольщаться эллинскими мнениями"
- "О том, что не должно дивиться временному и обольщаться приятностями жизни, и на псалом семьдесят второй"
- "О том, что не должно бояться укоризн за доброе дело"
- "О том, что монах не должен заботиться об одежде"
- "О том, что должно не смеяться и рассеиваться, но плакать и проливать о себе слезы"
- "О том, что должно избегать всяких вредных свиданий, и о воздержании"
- "О том, что братия должны жить между собою в единомыслии и любви"
- "О том, как приобретается человеком смиренномудрие. Сто глав"
- "О том, как монаху быть совершенным"
- "О тех, которые уловляют души в непотребство, утверждая, что ничего не значит дело сие"
- "О терпении, о кончине века и втором пришествии, о прилежном чтении божественных писаний и пользе безмолвия"
- "О терпении и сокрушении слово поучительное"
- "О терпении"
- "О суете настоящей жизни"
- "О страстях"
- "О смиренномудрии"
- "О сердечном сокрушении"
- "О свободе нашей и о том, что человек создан свободным"
- "О псалме"
- "О преспеянии в добродетели"
- "О правой жизни. Девяносто глав"
- "О посте"
- "О покаянии, о будущем суде, об удалении от обращения с женщинами и о роскошной жизни"
- "О покаянии и терпении"
- "О покаянии. Большое поучение"
- "О покаянии. Первое малое поучение"
- "О покаянии. Второе малое поучение"
- "О подвижнике Иулиане"
- "О памятовании смерти, о добродетели и о богатстве"
- "О необходимости бороться со врагом нашего спасения"
- "О рае"
- "О монахах"
- "О молитве. Первое поучение"
- "О молитве. Второе поучение"
- "О любви к бедным"
- "О любви"
- "О жене грешнице, помазавшей Господа миром"
- "О душевном страхе"
- "О духовном состоянии"
- "О добродетелях и страстях"
- "О добродетели. К младшему подвижнику. Четыре главы"
- "О добродетели. Десять глав"
- "О девстве"
- "О втором Господнем пришествии и о покаянии"
- "О вооружении монаху"
- "О воздержании, о том, что не должно соревновать грешникам, которые извиняются обстоятельствами времени, и о Ное"
- "О вере"
- "О брани с диаволом"
- "О блаженных обителях"
- "О блаженных местах"
- "О блаженствах и горе"
- "О Лоте и о приведении себя в безопасность"
- "Наставление монахам"
- "Наставление братиям"
- "На тех, которые ежедневно грешат и ежедневно каются"
- "На слова: "два будет на селе" (Мф.24:40)"
- "На слова: Вонми себе (Втор.4:9). Двенадцать глав"
- "Поучительные слова к египетским монахам"
- "Похвальное слово иже во святых отцу нашему Василию Великому"
- "Похвальное слово мученикам"
- "Похвальное слово святым четыредесяти мученикам"
- "Похвальное слово славным мученикам, во всем мире пострадавшим"
- "Поучение подвижникам"
- "Против исследователей естества Сына Божия"
- "Различные виды Божия промысла"
- "Седмь деланий у монаха"
- "Сказание о юродивой"
- "Слово душеполезное"
- "Слово на почивших о Христе"
- "Слово на святый пяток о кресте и о разбойнике"
- "Слово на честный и животворящий крест и на второе пришествие, а также о любви и милостыне"
- "Слово о Аврааме и Исааке"
- "Слово о внушениях ненавистника добру демона"
- "Слово о злоязычии и о страстях"
- "Слово о прекрасном Иосифе"
- "Слово о пророке Данииле и о трех святых отроках, в ответ утверждающему: "время лукаво, не могу спастись""
- "Слово о святом пророке Илие"
- "Слово о священстве"
- "Слово о страданиях Спасителя"
- "Слово о суде и об умилении"
- "Слово о том, как душа, когда искушает ее враг, должна со слезами молиться Богу"
- "Слово о том, что всегда должно иметь в мыслях день исшествия из сей жизни"
- "Слово подвижническое"
- "Слово подвижническое первое"
- "Слово увещательное"
- "Слово умилительное"
- "Слово умилительное первое"
- "Слово умилительное второе"
- "Слово первое. О скончавшихся отцах"
- "Слово второе. О скончавшихся отцах"
- "Советы подвижникам"
- "Толкование на книгу Второзаконие"
- "Толкование на книгу Исход"
- "Толкование на книгу Левит"
- "Толкование на книгу Числ"
- "Толкование на книгу пророчества Авдия"
- "Толкование на книгу пророчества Амоса"
- "Толкование на книгу пророчества Даниила"
- "Толкование на книгу пророчества Захарии"
- "Толкование на книгу пророчества Иезекииля"
- "Толкование на книгу пророчества Иоиля"
- "Толкование на книгу пророчества Малахии"
- "Толкование на книгу пророчества Михея"
- "Толкование на книгу пророчества Осии"
- "Толкование на первую книгу, то есть на книгу Бытия"
- "Толкование на послания божественного Павла. Первое послание к Фессалоникийцам"
- "Толкование на послания божественного Павла. Второе послание к Фессалоникийцам"
- "Толкование на послания божественного Павла. Первое послание к Тимофею"
- "Толкование на послания божественного Павла. Второе послание к Тимофею"
- "Толкование на послания божественного Павла. Послание к Галатам"
- "Толкование на послания божественного Павла. Послание к Евреям"
- "Толкование на послания божественного Павла. Послание к Ефесянам"
- "Толкование на послания божественного Павла. Послание к Колоссянам"
- "Толкование на послания божественного Павла. Послание к Титу"
- "Толкование на послания божественного Павла. Послание к Филиппийцам"
- "Толкование на послания божественного Павла. Первое послание к Коринфянам"
- "Толкование на послания божественного Павла. К Коринфянам второе послание"
- "Толкование на апокрифические послания коринфян к Апостолу Павлу и Апостола Павла к Коринфянам. К Коринфянам третье"
- "Толкование на послания божественного Павла. К Римлянам"
- "Надгробные песнопения"
- "О Церкви"
- "О Воскресении, смерти и сатане"
- "Слезные моления"
- "На слова: "Положи, Господи, хранение устом моим, и дверь ограждения о устнах моих""
- "На слова: "Сыне, моей премудрости внимай, к моим же словесем прилагай ухо твое""
- "На слова: "И се, вся сýетство и крушение духа""
- "Книга пророка Исаии"
- "На слова Исаии: Да возмется нечестивый, да не видит славы Господни"
- "Книга пророка Иеремии"
- "На слова Иеремии: "Горе нам, яко согрешихом""
- "На некоторые места "Плача Иеремии""
|