Ефрем Сирин. Седмь деланий у монаха
Память: 28 января / 10 февраля
Преподобный Ефрем Сирин - подвижник и духовный писатель,
живший в IV веке. Написал много толковательных и
нравственных сочинений, покаянных и погребальных песнопений.
Преподобный Ефрем Сирин. Икона
***
Седмь деланий у монаха
Первое - безмолвие, то есть, жизнь,
провождаемая без развлечений, в удалении от всякого
житейского попечения, чтобы монаху, став выше
человеческого ублажения, можно было прилепиться к Богу.
Второе - соразмерный пост, то есть, единократное в день
вкушение пищи малоценной, и то не до сытости. Третье -
соразмерное бдение, то есть, употребление одной половины
ночи на псалмопение, воздыхания и слезы. Четвертое -
псалмопение, то есть, телесная молитва, состоящая во
псалмах и коленопреклонениях. Пятое - молитва духовная,
совершаемая умом, удаляющая от себя всякую постороннюю
мысль. Шестое - чтение житий святых Отцев и их словес;
совершенное удаление слуха от учений странных и от
всякого иного, чтобы словесами Отцев препобеждать
страсти. Седьмое - вопрошение опытных о всяком слове и
предприятии, чтобы, по неопытности и самоуверенности
вздумав и сделав одно вместо другого, не погибнуть,
когда вознеистовствует плоть, по бесовскому навету и от
вина; потому что возбешение плоти, то есть похотливость,
бывает не только по бесовскому навету, но и от пиянства.
Посему должно в меру все страстворять, чтобы совершенною
неумеренностью не поколебать ревности. В плотском
воспламенении не всякое движение происходит от
злокозненности демона, но бывает иногда, что при крайнем
воздержании происходит движение, когда сухие и горячие
дыхания возбуждают естество; так признано искуснейшими
испытателями естества. Посему должно в меру срастворять
тело принятием пищи, чтобы при совершенной неумеренности
подвижнику не терпеть насилий от движений плоти.
Всего лучше непреоборимость. А если
колеблешься в жизни, то назнаменуй на себе животворный
образ, и преодолеется неприязнь. Всего лучше не даваться
в плен страстям, то есть, не поддаваться приражению
лукавых помышлений. Если же кто приведен ими как бы в
потрясение, то да запечатлеет себя немедленно
животворящим образом креста, и враг будет низложен.
Говорится же сие переносно и взято с тех, которые иногда
во время войны бывают приводимы в замешательство
врагами, но тотчас приводят себя в безопасность, придав
себе вид многолюдства, то есть, построившись
четвероугольником, и хранят себя недоступными ухищрению
неприятелей.
Толкование
До крайности простертый пост и
пресыщение пищею предосудительны, потому что и далеко
простертое воздержание, и наполнение себя пищею
одинаково худы. Одно делает подвижника бессильным и
совершенно неспособным к деятельности; а другое чрез
меру возбуждает плотские страсти и воздвигает сильную
брань на душу.
В самой крайней степени страсти всего
лучше совершенное и строгое воздержание. А под крайнею
степенью страсти разумеется не самый грех, но греховное
движение, расположение ко греху и усилие, и как бы
пожелание сделать грех. Итак, когда пожелание,
по-видимому, совершенно берет верх, тогда спасительно
строгое и во всем точное воздержание.
Когда страсть высится, тогда да будет
усилен божественный глад, но да соразмеряется оный с
силами объемлемого страстью, потому что такую страсть
исцелит только продолжительный труд. С усилением греха
да увеличивается божественный глад, то есть, пост;
впрочем, да наблюдается в оном соразмерность с крепостью
согрешившего, потому что сильнейшие грехи требуют для
исцеления более долговременных трудов.
Леность без всякого предлога есть
предвестник уклонения в худое, ибо нерадивость воли без
какой-либо предшествующей причины, например, иногда
телесного недуга или какого неудобства, обнаруживает,
что душа стремится к худшему. Не имеющую предлога и
настоятельной какой-либо причины леность к деланию
добродетелей называю унынием и беспечностью.
Если кто убегает греха и прилежен в
чтении Писаний, но нет в нем приращения добродетелей, то
последует с ним нечто страшное. Если кто, по Божию
человеколюбию освободившись от греха, прилежно изучает
словеса Божии, но при таковом занятии не преуспевает в
добродетели, то надобно бояться, что этот человек снова
будет пленен грехом.
Новопоставленный, если он чревоугодник,
кончит худо. Кто в начале тесной жизни порабощен чреву и
объядению, тот заключит худым концом.
Живущего в монастыре неудержимые выходы
могут довести до поползновения на все, потому что монаху
не должно делать частых выходов: от них скорее всего
происходят падения.
Избираемый в начальники сам в себе да
почерпает ведение. Кто желает настоятельствовать, тот
наперед сам на себе пусть учится обязанностям
настоятеля; то есть, кто управлял прежде собою, тот
способен править и другими.
Кто обуздал играния плоти и удерживает
неприличное душевное движение, того да не удаляют от
пастырского звания. Кто подавил в себе неприличные
телесные и душевные пожелания, то есть, в теле блуд,
чревоугодие и подобное тому, а в душе гнев,
раздражительность, тщеславие и близкое к сему, - тот
невозбранно должен быть пастырем.
Прежде образования в словесности монах
да образует нрав, потому что благоговейному должно
прежде, нежели подвигнет язык к обучению приходящих,
учить нравами. Ибо можно видеть, что многие иногда
пренебрегают словом, но имеют уважение к нравам.
Опрометчивость языка оскорбляет
безмолвие, потому что продерзость языка бывает
нарушением безмолвия, Многоглаголание предосудительно и
неприступно. Многоречивые не только достойны порицания,
но даже производят отвращение в желающих провести с ними
время и сблизиться. У вопрошающего ни один вопрос да не
сходит с языка не взвешенным, потому что на вопрос
должно и отвечать сообразно оному, и ответ делать не без
рассуждения.
Кто языком выставляет на показ
собственную свою черноту, тот узрел Божественный свет;
под чернотою разумеется грех. Посему кто ее высказал и
опорочил языком, тот, как бы очистившись и озарившись,
сподобился Божественного осияния. А кто в чужом месте
разглашает тайны грехопадений другого, тот, как
святотатец, делается виновным в хищении. Кто открывает
объявляемое кем-либо другому, тот подвергается
ответственности во зле, как предвосхитивший Божие в
будущем времени определение, ибо тогда Бог определяет
объявить грехи каждого. Кто исповеданный ему грех не
сохранил в себе и не скрыл, но отдал на позор другому,
тот не достоин Божественных Таинств.
Если какой человек сделает что-либо
недозволенное и держит в себе это скрытно, то
скрытностью своею более радует внушившего сие беса
нежели самым делом.
Монаху не должно огорчаться укоризненным
словом и приходить от сего в гнев.
Рукояти добрых дел, пожатые в юности,
питают старость, потому что запас добрых дел, сделанный
в юности, сохраняет старость.
Ефрем Сирин, преподобный
Цитировано по:
Святой Ефрем Сирин. Творения. Т.3.
Репринтное издание. - М.:
Издательский отдел Московского
Патриархата, 1994, - С.403-407. //
Творения иже во святых Отца нашего
Ефрема Сирина. Писания духовно-нравственные. - Сергиев
Посад. Типография Св.-Тр. Сергиевой Лавры, 1907
Святоотеческое наследие
***
Молитва преподобному Ефрему Сирину:
- Молитва
преподобному Ефрему Сирину. Подвижник и
духовный писатель, живший в IV веке. С юных лет оставил
мир и удалился к отшельникам, после того, как попал
в тюрьму по ложному обвинению. После еще раз
подвергся клевете, но Богом был оправдан пред
людьми. Боролся против ариан, написал много
толковательных и нравственных сочинений, покаянных и
погребальных песнопений. Заступник невинно
оклеветанных и притесненных, покровитель иночества,
податель смирения и целомудрия
Акафист преподобному Ефрему Сирину:
- Акафист преподобному Ефрему Сирину
Труды преподобного Ефрема Сирина:
- На лукавых жен
- К нерадивой душе
- Вопросы и ответы
- О восьми помыслах
- Великопостная покаянная молитва
- "На слова, сказанные Господом: в мире сем скорбни будете (Ин.16:33), и о том, что человеку должно быть совершенным"
- "На пришествие Господне"
- "К монаху Иоанну"
- "Жизнь блаженного Аврамия и племянницы его Марии"
- "В подражание притчам"
- "В низложение гордыни"
- "В исправление тех, которые предаются страстям и домогаются почестей"
- "Блаженства. 55 глав"
- "Блаженства. 20 глав"
- "Похвальное слово Петру, Павлу, Андрею, Фоме, Луке и Иоанну, и на чтение из Евангелия от Иоанна"
- "Поучение падшему брату. О воздержании от плотских пожеланий, о борении и великой осмотрительности"
- "Поучение о том, что не должно соблазнять ближнего, и о правой жизни"
- "Поучение о безмолвии"
- "Послание"
- "Ответ утверждающим, что землетрясения бывают от подземных ветров"
- "Ответ на некоторые вопросы"
- "Ответ брату о священнике Илии"
- "Огласительное слово. Об оскудении добрых дел и о долготерпении Божием"
- "Обличение себе самому и исповедь"
- "Об утверждающих, что нет воскресения"
- "Об истинном отречении от мира, и о том, как душе обрести Бога, и для чего приходил Господь"
- "О том, что христиане не должны предаваться забавам"
- "О том, что не должно обольщаться эллинскими мнениями"
- "О том, что не должно дивиться временному и обольщаться приятностями жизни, и на псалом семьдесят второй"
- "О том, что не должно бояться укоризн за доброе дело"
- "О том, что монах не должен заботиться об одежде"
- "О том, что должно не смеяться и рассеиваться, но плакать и проливать о себе слезы"
- "О том, что должно избегать всяких вредных свиданий, и о воздержании"
- "О том, что братия должны жить между собою в единомыслии и любви"
- "О том, как приобретается человеком смиренномудрие. Сто глав"
- "О том, как монаху быть совершенным"
- "О тех, которые уловляют души в непотребство, утверждая, что ничего не значит дело сие"
- "О терпении, о кончине века и втором пришествии, о прилежном чтении божественных писаний и пользе безмолвия"
- "О терпении и сокрушении слово поучительное"
- "О терпении"
- "О суете настоящей жизни"
- "О страстях"
- "О смиренномудрии"
- "О сердечном сокрушении"
- "О свободе нашей и о том, что человек создан свободным"
- "О псалме"
- "О преспеянии в добродетели"
- "О правой жизни. Девяносто глав"
- "О посте"
- "О покаянии, о будущем суде, об удалении от обращения с женщинами и о роскошной жизни"
- "О покаянии и терпении"
- "О покаянии. Большое поучение"
- "О покаянии. Первое малое поучение"
- "О покаянии. Второе малое поучение"
- "О подвижнике Иулиане"
- "О памятовании смерти, о добродетели и о богатстве"
- "О необходимости бороться со врагом нашего спасения"
- "О рае"
- "О монахах"
- "О молитве. Первое поучение"
- "О молитве. Второе поучение"
- "О любви к бедным"
- "О любви"
- "О жене грешнице, помазавшей Господа миром"
- "О душевном страхе"
- "О духовном состоянии"
- "О добродетелях и страстях"
- "О добродетели. К младшему подвижнику. Четыре главы"
- "О добродетели. Десять глав"
- "О девстве"
- "О втором Господнем пришествии и о покаянии"
- "О вооружении монаху"
- "О воздержании, о том, что не должно соревновать грешникам, которые извиняются обстоятельствами времени, и о Ное"
- "О вере"
- "О брани с диаволом"
- "О блаженных обителях"
- "О блаженных местах"
- "О блаженствах и горе"
- "О Лоте и о приведении себя в безопасность"
- "Наставление монахам"
- "Наставление братиям"
- "На тех, которые ежедневно грешат и ежедневно каются"
- "На слова: "два будет на селе" (Мф.24:40)"
- "На слова: Вонми себе (Втор.4:9). Двенадцать глав"
- "Поучительные слова к египетским монахам"
- "Похвальное слово иже во святых отцу нашему Василию Великому"
- "Похвальное слово мученикам"
- "Похвальное слово святым четыредесяти мученикам"
- "Похвальное слово славным мученикам, во всем мире пострадавшим"
- "Поучение подвижникам"
- "Против исследователей естества Сына Божия"
- "Различные виды Божия промысла"
- "Седмь деланий у монаха"
- "Сказание о юродивой"
- "Слово душеполезное"
- "Слово на почивших о Христе"
- "Слово на святый пяток о кресте и о разбойнике"
- "Слово на честный и животворящий крест и на второе пришествие, а также о любви и милостыне"
- "Слово о Аврааме и Исааке"
- "Слово о внушениях ненавистника добру демона"
- "Слово о злоязычии и о страстях"
- "Слово о прекрасном Иосифе"
- "Слово о пророке Данииле и о трех святых отроках, в ответ утверждающему: "время лукаво, не могу спастись""
- "Слово о святом пророке Илие"
- "Слово о священстве"
- "Слово о страданиях Спасителя"
- "Слово о суде и об умилении"
- "Слово о том, как душа, когда искушает ее враг, должна со слезами молиться Богу"
- "Слово о том, что всегда должно иметь в мыслях день исшествия из сей жизни"
- "Слово подвижническое"
- "Слово подвижническое первое"
- "Слово увещательное"
- "Слово умилительное"
- "Слово умилительное первое"
- "Слово умилительное второе"
- "Слово первое. О скончавшихся отцах"
- "Слово второе. О скончавшихся отцах"
- "Советы подвижникам"
- "Толкование на книгу Второзаконие"
- "Толкование на книгу Исход"
- "Толкование на книгу Левит"
- "Толкование на книгу Числ"
- "Толкование на книгу пророчества Авдия"
- "Толкование на книгу пророчества Амоса"
- "Толкование на книгу пророчества Даниила"
- "Толкование на книгу пророчества Захарии"
- "Толкование на книгу пророчества Иезекииля"
- "Толкование на книгу пророчества Иоиля"
- "Толкование на книгу пророчества Малахии"
- "Толкование на книгу пророчества Михея"
- "Толкование на книгу пророчества Осии"
- "Толкование на первую книгу, то есть на книгу Бытия"
- "Толкование на послания божественного Павла. Первое послание к Фессалоникийцам"
- "Толкование на послания божественного Павла. Второе послание к Фессалоникийцам"
- "Толкование на послания божественного Павла. Первое послание к Тимофею"
- "Толкование на послания божественного Павла. Второе послание к Тимофею"
- "Толкование на послания божественного Павла. Послание к Галатам"
- "Толкование на послания божественного Павла. Послание к Евреям"
- "Толкование на послания божественного Павла. Послание к Ефесянам"
- "Толкование на послания божественного Павла. Послание к Колоссянам"
- "Толкование на послания божественного Павла. Послание к Титу"
- "Толкование на послания божественного Павла. Послание к Филиппийцам"
- "Толкование на послания божественного Павла. Первое послание к Коринфянам"
- "Толкование на послания божественного Павла. К Коринфянам второе послание"
- "Толкование на апокрифические послания коринфян к Апостолу Павлу и Апостола Павла к Коринфянам. К Коринфянам третье"
- "Толкование на послания божественного Павла. К Римлянам"
- "Надгробные песнопения"
- "О Церкви"
- "О Воскресении, смерти и сатане"
- "Слезные моления"
- "На слова: "Положи, Господи, хранение устом моим, и дверь ограждения о устнах моих""
- "На слова: "Сыне, моей премудрости внимай, к моим же словесем прилагай ухо твое""
- "На слова: "И се, вся сýетство и крушение духа""
- "Книга пророка Исаии"
- "На слова Исаии: Да возмется нечестивый, да не видит славы Господни"
- "Книга пророка Иеремии"
- "На слова Иеремии: "Горе нам, яко согрешихом""
- "На некоторые места "Плача Иеремии""
|