Ефрем Сирин. О сердечном сокрушении
Память: 28 января / 10 февраля
Преподобный Ефрем Сирин - подвижник и
духовный писатель, живший в IV веке. Написал много
толковательных и нравственных сочинений, покаянных и
погребальных песнопений.
Преподобный Ефрем Сирин. Икона
***
О сердечном сокрушении
Податель всех благ, и источник исцелений
и сокровище щедрот, Ты один - благий и милосердый Бог,
всегда дарующий блага просящим! Поелику и сам я часто
испытываю на себе безмерную силу врачевств и добрых
даров, ежедневно мне ниспосылаемых; то посему
небоязненно умоляю Тебя, Христе, долготерпеливого Бога,
да снизойдет на меня обычная благодать Твоя, чтоб
собрать во едино ум мой, и да исцелит она снова
сокровенные мои язвы! Ибо развлечения и парения мысли
непрестанно возобновляют тайные язвы.
Но сам Ты, долготерпеливый, всегда
врачующий благодатью и щедротами, как милосердый, исцели
частые немощи во мне грешном; а я, Владыка, конечно, не
в силах воздать чем-либо за врачевства; ибо какую цену
положить врачевствам Твоим? Ни небо, ни земля не могут
дать вознаграждения, достойного Твоих врачевств. Великие
щедроты Твои - вот врачевства благостыни Твоей; потому
что невозможно купить небесных и святых врачевств; им
нет и цены. Но за слезы подаешь Ты их, Спаситель, и за
горький плач даруешь их всем.
Посему кто не удивится, кто не придет в
изумление, кто не благословит великое милосердие Твоей
благостыни, Спаситель душ наших, когда благоволишь Ты
принимать слезы в цену за врачевства Твои? О сила слез!
до чего простерлась ты? - С великим дерзновением
невозбранно входишь ты в самое небо. О сила слез! Чины
ангельские и все небесные силы непрестанно веселятся о
твоем дерзновении. О сила слез! Если захочешь, то можешь
с радостью предстоять святому и высокому престолу
пречистого Владыки. О сила слез! Во мгновение ока
воспаряешь ты на небо, и просимое тобою получаешь от
Бога; потому что исходит Он во сретение тебе, охотно
принося прощение.
Итак, Владыка, даруй мне недостойному на
всякий день слезы и силу, чтоб сердце мое, с услаждением
проливая источники слез, непрестанно просвещалось чистою
молитвою, и чтоб немногими слезами изгладилось великое
рукописание, и небольшим плачем угашен был там
пламенеющий огонь. Ибо если здесь буду плакать, то там
избавлюсь от неугасимого огня.
Ежедневно раздражаю долготерпение Твое,
Владыка. Пред очами у меня и горечь моя и милосердие
Твое. Но благость долготерпения Твоего препобеждает
горечь мою. И пернатые с великим сердоболием питают
птенцов своих, и отвергаемые собственными своими
исчадиями, не простирают нерадения своего до того, чтоб
пренебрегать ими, потому что преодолеваются собственным
сердоболием. Если же пернатые так сердобольны; то кольми
паче благодать Твоя, Владыка, препобеждается
собственными Твоими щедротами, чтоб помиловать всех
вожделевающих Тебя. Но подобно и у матери, обесчещенной
детищем своим, не терпит сердце, чтобы презреть его;
потому что преодолевается она своим сердоболием. Если же
воскормившая молоком своим препобеждается своим
сердоболием; то кольми паче благодать Твоего
человеколюбия, душелюбец Владыка, ежедневно
препобеждается Твоими щедротами, чтоб спасать и миловать
непрестанно вожделевающих Тебя.
Итак, поелику я во власти нечистого
врага, который всегда угнетает меня; то день и ночь с
слезами буду взывать к Твоему милосердию; чтоб избавил
Ты меня от нападений его. Ибо кто возможет перенести
козни лукавого, если на минуту отступит благодать твоя,
Владыка? Враг с часу на час и словами и делами угнетает
душу мою. Сила Твоя, Христе, запретившая волнам морским
(Мк.4:39), запретит и ему, чтоб не имел он силы надо
мною, рабом Твоим; потому что ежедневно обновляет он
против меня ухищрения свои; спешит овладеть умом моим,
отвлекая от сладости божественных заповедей Твоих и
прекрасного поучения в оных. Пошли же, Владыка,
благодать Твою вскоре, чтоб от служителя Твоего отгнать
великого змия со всеми гнусными и лукавыми помыслами.
К сему убедит Тебя, Владыка, притча
Твоя. Ибо Ты сказал, что в городе был некий судия, Бога
не бояся, а также и человек вовсе не срамляяся, и что в
том же городе была бедная вдова, которая умоляла его
ежедневно и говорила: отмсти мене, наконец, от соперника
моего; и на долзе времени немилосердо оставлял он без
внимания угнетенную. Но терпение вдовы возымело успех, и
обратило на правую стезю его немилосердного и
безжалостного (Лк.18:2-5). Обиженная вдова приходит к
немилосердому и неправедному судье, чтоб защитил ее от
соперника ее: а я прихожу к милосердому своему Владыке,
долготерпеливому и благому, Который имеет власть на
земле и на небе, чтоб услышать меня вскоре. Святые,
Божественные уста! Ибо не лжив Ты, Бог благословенный,
как сказал Сам Ты, Спаситель. Яви же защиту Свою всем
надеющимся на Тебя день и ночь. Не замедли и моим
защищением, Владыка. Исхить меня у врага, и управь путь
мой к Тебе, чтоб, победив врага, благодатью Твоею,
благословлял я Тебя, милосердый, долготерпеливый, и
прославлял Тебя единого, желающего спасения всем
человекам.
Поелику время жизни моей утратилось в
суете и срамных помыслах; то даруй мне врачевство, чтоб
вполне излечиться мне от сокровенных язв своих, и укрепи
меня, хотя один час усердно потрудиться в винограднике
Твоем. А время суетной жизни уже в единонадесятом часе.
Ладью с моею куплею управь заповедями
Твоими, и мне ничтожному купцу даруй благоразумие
продать свою куплю, пока есть еще время. Ибо время
плавания ладьи приблизилось к концу, настигла великая
буря, и самое время взывает мне рассеянному: "покажи
теперь, ленивый, всю куплю, какую имел ты в продолжении
жизни своей".
И час смертный устрашает меня, бедного.
Ибо смотрю на дела свои, и душа моя трепещет; вижу
нерадение своей лености, и цепенеют кости мои. Ибо час
разлучения представился очам моим, и помыслив о нем,
пришел я в сильный страх. Вместо того, чтоб радоваться,
еще более убоялся я, потому что при благодати не сделал
дел своих достойными. Во время смерти великий предстоит
страх всем подобным мне грешникам. Напротив того, час
разлучения доставляет радость всем святым, всем
праведным, всем подвижникам. Но тот же час разлучения
ввергает в печаль неусердных и слабых, когда воспоминают
о своем нерадении и о недостатке усердия в протекшее
время жизни своей. И тогда раскаяние ужасно мучит сердце
человека, нерадевшего здесь о своем спасении.
Мучительность раскаяния его превышает самый страх смерти
и разлучения. Напротив того, праведные, святые и
подвижники веселятся в час смерти и разлучения, имея
пред очами своими великий труд своего подвижничества,
бдения, молитвы, посты, слезы, возлежания на голой земле
и вретища; душа их ликовствует, потому что по разлучении
с телом своим желает войти в покой. Но страшно явление
смерти грешникам, и людям слабым, которые не заботятся о
чистоте жизни в суетном мире. И весьма сильно печалит
час разлучения человека грешного; ему вовсе не
позволяется что-либо сказать за себя; повеление о часе
том дается со строгостью.
Увы, увы, душа! для чего же нерадишь ты
о жизни своей? Почему в рассеянии проводишь дни целого
жития своего? Не знаешь разве, что позовут тебя
внезапно? Что будешь делать там, живя нерадиво здесь?
Что станешь отвечать в оправдание свое, представ
престолу страшного Судии? Ужели не понимаешь,
несчастная, как обманывает тебя враг? Не знаешь,
рассеянная, как изо дня в день расхищает он небесное
твое богатство? Трезвись, трезвись, душа, в час брани.
Проси Бога, молясь со слезами. Взывай к Богу с сердечною
скорбью; и скоро пошлет тебе в помощь милостивого
Ангела, и освободит тебя от самой брани и от вражеского
смущения. Старайся, чтоб час разлучения не застиг тебя в
печали и воздыханиях, и чтоб не плакать тебе в век века.
В этот час все придет на мысль тебе, и
горько жалуясь, скажешь сам себе: "Ежечасно воспоминал я
все это, и свидетельствуя о себе говаривал: дни своего
пребывания на земле проведу так, чтоб не грешить; не
буду опять отступать от заповедей Божиих, но всегда с
великим усердием стану делать благоугодное Богу. А
теперь оказался я человеком пустым, не имеющим у себя ни
одного доброго дела".
Войди, душа, сама в себя, подвизайся
непрестанно, и всегда бойся. Возлюби Бога твоего и служи
Ему добрыми делами, чтоб когда придет час смерти и
разлучения, нашел Он тебя готовою и с великою радостью
ожидающею Его. Размысли, душа, о житии своем и о Божием
призывании. Час разлучения не печалит того, кто
освободился от всего земного, но печалит смерть человека
рассеянного; печалит грешника, печалит ленивого, который
поленился делать угодное Богу; печалит
многостяжательного, который связал душу свою попечениями
мирскими; печалит богача, потому что невольно разлучает
его с миром; печалит отцов, потому что разлучает их с
любимыми детьми; печалит миролюбца, потому что в плаче
разлучает их друг с другом. Все они печалятся в час
смертный; потому что связаны мирскими попечениями. О чем
же воздыхать и печалиться тебе, душа, свободная от мира
и отрешившаяся от попечений его? Наименовалась
свободною, и будь всегда такою, и мужественно шествуй по
пути Божию, с готовностью делая благоугодное Богу. Если
всею душою своею прилепишься к Богу; то никогда не
убоишься смертного часа; скорее же смерть и разлучение с
телом обратятся для тебя в радость.
Спаси меня, Долготерпеливый, спаси меня,
Сын Божий, безгрешный Христе, и даруй мне, Спаситель,
помышление о жизни, чтоб ничего не иметь мне никогда в
сердце своем, кроме этого помышления, чтоб всегда
исполнять мне волю Твою, при содействующей мне,
грешному, благодати, быть готовым и охотно ходить в
повелениях Твоих, с пользою употребить в дело то
серебро, которое дал мне сам Ты, небесный Царь, и на
селе Твоем, Спаситель, совершив добрую куплю,
сподобиться похвалы от Тебя, Владыка; и когда придешь
Ты, Господи, сказать с дерзновением от чистого сердца:
блажен я, что пришел Ты, Владыка! На брак бессмертного
Жениха облеки меня в достойное одеяние, которое приобрел
я Твоею благодатью. Возжгу и светильник, который
даровали мне Твоя, Христе, благодать и Твое
долготерпение. С радостью выйду в сретение Тебе,
прославляя и благословляя бессмертного Жениха, чтоб
удостоиться мне быть сопричастником праведных и святых,
благоугодивших Тебе во веки". Аминь.
Ефрем Сирин, преподобный
Цитировано по:
Святой Ефрем Сирин. Творения. Т.1.
Репринтное издание. - М.: Издательский отдел Московского
Патриархата, 1993. -С. 198-204 // Творения иже
во святых Отца нашего Ефрема Сирина. - Сергиев Посад.
Типография Св.-Тр. Сергиевой Лавры, 1907.
Святоотеческое наследие
***
Молитва преподобному Ефрему Сирину:
- Молитва
преподобному Ефрему Сирину. Подвижник и
духовный писатель, живший в IV веке. С юных лет оставил
мир и удалился к отшельникам, после того, как попал
в тюрьму по ложному обвинению. После еще раз
подвергся клевете, но Богом был оправдан пред
людьми. Боролся против ариан, написал много
толковательных и нравственных сочинений, покаянных и
погребальных песнопений. Заступник невинно
оклеветанных и притесненных, покровитель иночества,
податель смирения и целомудрия
Акафист преподобному Ефрему Сирину:
- Акафист преподобному Ефрему Сирину
Труды преподобного Ефрема Сирина:
- На лукавых жен
- К нерадивой душе
- Вопросы и ответы
- О восьми помыслах
- Великопостная покаянная молитва
- "На слова, сказанные Господом: в мире сем скорбни будете (Ин.16:33), и о том, что человеку должно быть совершенным"
- "На пришествие Господне"
- "К монаху Иоанну"
- "Жизнь блаженного Аврамия и племянницы его Марии"
- "В подражание притчам"
- "В низложение гордыни"
- "В исправление тех, которые предаются страстям и домогаются почестей"
- "Блаженства. 55 глав"
- "Блаженства. 20 глав"
- "Похвальное слово Петру, Павлу, Андрею, Фоме, Луке и Иоанну, и на чтение из Евангелия от Иоанна"
- "Поучение падшему брату. О воздержании от плотских пожеланий, о борении и великой осмотрительности"
- "Поучение о том, что не должно соблазнять ближнего, и о правой жизни"
- "Поучение о безмолвии"
- "Послание"
- "Ответ утверждающим, что землетрясения бывают от подземных ветров"
- "Ответ на некоторые вопросы"
- "Ответ брату о священнике Илии"
- "Огласительное слово. Об оскудении добрых дел и о долготерпении Божием"
- "Обличение себе самому и исповедь"
- "Об утверждающих, что нет воскресения"
- "Об истинном отречении от мира, и о том, как душе обрести Бога, и для чего приходил Господь"
- "О том, что христиане не должны предаваться забавам"
- "О том, что не должно обольщаться эллинскими мнениями"
- "О том, что не должно дивиться временному и обольщаться приятностями жизни, и на псалом семьдесят второй"
- "О том, что не должно бояться укоризн за доброе дело"
- "О том, что монах не должен заботиться об одежде"
- "О том, что должно не смеяться и рассеиваться, но плакать и проливать о себе слезы"
- "О том, что должно избегать всяких вредных свиданий, и о воздержании"
- "О том, что братия должны жить между собою в единомыслии и любви"
- "О том, как приобретается человеком смиренномудрие. Сто глав"
- "О том, как монаху быть совершенным"
- "О тех, которые уловляют души в непотребство, утверждая, что ничего не значит дело сие"
- "О терпении, о кончине века и втором пришествии, о прилежном чтении божественных писаний и пользе безмолвия"
- "О терпении и сокрушении слово поучительное"
- "О терпении"
- "О суете настоящей жизни"
- "О страстях"
- "О смиренномудрии"
- "О сердечном сокрушении"
- "О свободе нашей и о том, что человек создан свободным"
- "О псалме"
- "О преспеянии в добродетели"
- "О правой жизни. Девяносто глав"
- "О посте"
- "О покаянии, о будущем суде, об удалении от обращения с женщинами и о роскошной жизни"
- "О покаянии и терпении"
- "О покаянии. Большое поучение"
- "О покаянии. Первое малое поучение"
- "О покаянии. Второе малое поучение"
- "О подвижнике Иулиане"
- "О памятовании смерти, о добродетели и о богатстве"
- "О необходимости бороться со врагом нашего спасения"
- "О рае"
- "О монахах"
- "О молитве. Первое поучение"
- "О молитве. Второе поучение"
- "О любви к бедным"
- "О любви"
- "О жене грешнице, помазавшей Господа миром"
- "О душевном страхе"
- "О духовном состоянии"
- "О добродетелях и страстях"
- "О добродетели. К младшему подвижнику. Четыре главы"
- "О добродетели. Десять глав"
- "О девстве"
- "О втором Господнем пришествии и о покаянии"
- "О вооружении монаху"
- "О воздержании, о том, что не должно соревновать грешникам, которые извиняются обстоятельствами времени, и о Ное"
- "О вере"
- "О брани с диаволом"
- "О блаженных обителях"
- "О блаженных местах"
- "О блаженствах и горе"
- "О Лоте и о приведении себя в безопасность"
- "Наставление монахам"
- "Наставление братиям"
- "На тех, которые ежедневно грешат и ежедневно каются"
- "На слова: "два будет на селе" (Мф.24:40)"
- "На слова: Вонми себе (Втор.4:9). Двенадцать глав"
- "Поучительные слова к египетским монахам"
- "Похвальное слово иже во святых отцу нашему Василию Великому"
- "Похвальное слово мученикам"
- "Похвальное слово святым четыредесяти мученикам"
- "Похвальное слово славным мученикам, во всем мире пострадавшим"
- "Поучение подвижникам"
- "Против исследователей естества Сына Божия"
- "Различные виды Божия промысла"
- "Седмь деланий у монаха"
- "Сказание о юродивой"
- "Слово душеполезное"
- "Слово на почивших о Христе"
- "Слово на святый пяток о кресте и о разбойнике"
- "Слово на честный и животворящий крест и на второе пришествие, а также о любви и милостыне"
- "Слово о Аврааме и Исааке"
- "Слово о внушениях ненавистника добру демона"
- "Слово о злоязычии и о страстях"
- "Слово о прекрасном Иосифе"
- "Слово о пророке Данииле и о трех святых отроках, в ответ утверждающему: "время лукаво, не могу спастись""
- "Слово о святом пророке Илие"
- "Слово о священстве"
- "Слово о страданиях Спасителя"
- "Слово о суде и об умилении"
- "Слово о том, как душа, когда искушает ее враг, должна со слезами молиться Богу"
- "Слово о том, что всегда должно иметь в мыслях день исшествия из сей жизни"
- "Слово подвижническое"
- "Слово подвижническое первое"
- "Слово увещательное"
- "Слово умилительное"
- "Слово умилительное первое"
- "Слово умилительное второе"
- "Слово первое. О скончавшихся отцах"
- "Слово второе. О скончавшихся отцах"
- "Советы подвижникам"
- "Толкование на книгу Второзаконие"
- "Толкование на книгу Исход"
- "Толкование на книгу Левит"
- "Толкование на книгу Числ"
- "Толкование на книгу пророчества Авдия"
- "Толкование на книгу пророчества Амоса"
- "Толкование на книгу пророчества Даниила"
- "Толкование на книгу пророчества Захарии"
- "Толкование на книгу пророчества Иезекииля"
- "Толкование на книгу пророчества Иоиля"
- "Толкование на книгу пророчества Малахии"
- "Толкование на книгу пророчества Михея"
- "Толкование на книгу пророчества Осии"
- "Толкование на первую книгу, то есть на книгу Бытия"
- "Толкование на послания божественного Павла. Первое послание к Фессалоникийцам"
- "Толкование на послания божественного Павла. Второе послание к Фессалоникийцам"
- "Толкование на послания божественного Павла. Первое послание к Тимофею"
- "Толкование на послания божественного Павла. Второе послание к Тимофею"
- "Толкование на послания божественного Павла. Послание к Галатам"
- "Толкование на послания божественного Павла. Послание к Евреям"
- "Толкование на послания божественного Павла. Послание к Ефесянам"
- "Толкование на послания божественного Павла. Послание к Колоссянам"
- "Толкование на послания божественного Павла. Послание к Титу"
- "Толкование на послания божественного Павла. Послание к Филиппийцам"
- "Толкование на послания божественного Павла. Первое послание к Коринфянам"
- "Толкование на послания божественного Павла. К Коринфянам второе послание"
- "Толкование на апокрифические послания коринфян к Апостолу Павлу и Апостола Павла к Коринфянам. К Коринфянам третье"
- "Толкование на послания божественного Павла. К Римлянам"
- "Надгробные песнопения"
- "О Церкви"
- "О Воскресении, смерти и сатане"
- "Слезные моления"
- "На слова: "Положи, Господи, хранение устом моим, и дверь ограждения о устнах моих""
- "На слова: "Сыне, моей премудрости внимай, к моим же словесем прилагай ухо твое""
- "На слова: "И се, вся сýетство и крушение духа""
- "Книга пророка Исаии"
- "На слова Исаии: Да возмется нечестивый, да не видит славы Господни"
- "Книга пророка Иеремии"
- "На слова Иеремии: "Горе нам, яко согрешихом""
- "На некоторые места "Плача Иеремии""
|