Ефрем Сирин. О том, что не должно дивиться временному
и обольщаться приятностями жизни, и на псалом семьдесят
второй
Память: 28 января / 10 февраля
Преподобный Ефрем Сирин - подвижник и
духовный писатель, живший в IV веке. Написал много
толковательных и нравственных сочинений, покаянных и
погребальных песнопений.
Преподобный Ефрем Сирин. Икона
***
О том, что не должно дивиться временному
и обольщаться приятностями жизни, и на псалом семьдесят
второй
Поелику поползновенный ум наш легко
увлекается приятностями жизни, забывая о будущих благах,
то надобно нам не быть нерадивыми на страже чувств.
Ненавистник же добра, к искушению нашему, сливает вещи,
чтобы правитель - ум не умел различать доброго и худого;
посему, при скоплении в нас суетных помыслов, пока не
подверглись мы еще их омрачению, прибегнем скорее к
духовному учению, воспевая с Пророком написанный псалом;
потому что весьма удобоприложимо к нам заключающееся в
нем учение. Пророк описывает в псалме несообразности,
примечаемые в жизни, искушения, уловляемых искушениями и
препобеждающих искушения терпением. Он изобразил в
псалме и воздаяния каждому. А чрез сие делается
низложителем гордыни и тщеславия, и желающих спастись
руководствует к истинной славе. Поэтому не одни
выражения пробежим, но постараемся в точности извлечь из
речений заключающийся в псалме смысл, чтобы сподобиться
нам стать исполнителями силы сказанного.
Пророк говорит (1-9): Коль благ Бог
Израилев, правым сердцем. Мои же вмале не подвижастеся
нозе, вмале не пролияшася стопы моя. Яко возревновах на
беззаконныя, мир грешников зря: яко несть восклонения в
смерти их, и утверждения в ране их: в трудах
человеческих не суть, и с человеки не приимут ран. Сего
ради удержа я гордыня их до конца: одеяшася неправдою и
нечестием своим. Изыдет яко из тука неправда их:
преидоша в любовь сердца. Помыслиша и глаголаша в
лукавстве, неправду в высоту глаголаша; положиша на
небеси уста своя. Что значит: неправду в высоту
глаголаша, и положиша на небеси уста своя? - Пророк
выражает сим следующее: поелику делали они зло, и не
получали за это наказания своей злобе, то в безумии
своем думают, что нет Бога. Ибо говорит Пророк: рече
безумен в сердце своем: несть Бог (Пс.52:2).
(9-17) Неправду в высоту глаголаша,
положиша на небеси уста своя, и язык их прейде по земли.
Сего ради обратятся людие Мои семо: и дние исполнени
обрящутся в них. И реша: како уведе Бог, и аще есть
разум в Вышнем? Се сии грешницы и гобзующии во век,
удержаша богатство. И рех: еда всуе оправдих сердце мое,
и умых в неповинных руце мои: и бых язвен весь день, и
обличение мое на утренних. Аще глаголах, повем тако: се
роду сынов твоих преступих: и непщевах разумети: сие
труд есть предо мною, дондеже вниду во святило Божие: и
разумею в последняя их.
Итак слушай, каковы
будут последняя забывающих Бога. Ибо говорит Пророк
(18,19): за льщения их положил еси им злая, низложил еси
я, внегда разгордешася. Како быша в запустение? внезапу
исчезоша, погибоша за беззаконие свое, яко соние
возстающаго.
И далее говорит (20): Господи, во граде
Твоем образ их уничижиши. Какой же это город? - горний
Иерусалим.
И еще (21-24): Яко разжжеся сердце мое,
и утробы моя изменишася: и аз уничижен, и не разумех,
скотен бых у Тебе. И аз выну с Тобою, удержал еси руку
десную мою; и советом Твоим наставил мя еси. Что
значит: и советом Твоим наставил мя еси? Думаю, что
Пророк разумеет следующее: когда отказался я от плотской
воли, согласился принять и соблюдать заповеди Твои,
тогда советом Твоим наставил мя еси, потому что не
выставлял я своей воли.
Посему как благий Отец, который имеет у
себя возлюбленного сына (24-26), удержал еси руку десную
мою, и советом Твоим наставил мя еси, и со славою приял
мя еси. Что бо ми есть на небеси? и от Тебе что восхотех
на земли? Исчезе сердце мое и плоть моя: Боже сердца
моего. Чего же ища? - Горних занятий. Имже образом
желает елень на источники водныя: сице желает душа моя к
Тебе, Боже. Возжада душа моя к Богу крепкому, живому;
когда прииду и явлюся лицу Божию (Пс.41:2-3)? И часть
моя Боже во век.
Сильнее углуби ум свой к принятию
сказанного. Какое страшное изречение присовокупляет,
говоря (27,28): яко се удаляющии себе от Тебе, погибнут;
потребил еси всякаго любодеющаго от Тебе. Мне же
прилеплятися Богови благо есть, полагати на Господа
упование мое, возвестити ми вся хвалы Твоя во вратех
дщери Сиони.
Итак, возлюбленные, имея пособия в
Божественных Писаниях, а также проложенный и прямой
путь, ведущий ко вратам небесным, не будем нерадеть об
уповании, соблюдаемом для нас на небесах. Ибо, как
написано, грядет Господь, Емуже лопата в руце Его, и
отребит гумно Свое, и соберет пшеницу в житницу Свою,
плевы же сожжет огнем негасающим (Мф.3:12). Ему слава во
веки! Аминь.
Ефрем Сирин, преподобный
Цитировано по:
Святой Ефрем Сирин. Творения. Т.3.
Репринтное издание. - М.: Издательский отдел Московского
Патриархата, 1994. -С. 24-26. // Творения иже во святых
Отца нашего Ефрема Сирина. Писания духовно-нравственные.
- Сергиев Посад. Типография Св.-Тр. Сергиевой Лавры,
1907.
Святоотеческое наследие
***
Молитва преподобному Ефрему Сирину:
- Молитва
преподобному Ефрему Сирину. Подвижник и
духовный писатель, живший в IV веке. С юных лет оставил
мир и удалился к отшельникам, после того, как попал
в тюрьму по ложному обвинению. После еще раз
подвергся клевете, но Богом был оправдан пред
людьми. Боролся против ариан, написал много
толковательных и нравственных сочинений, покаянных и
погребальных песнопений. Заступник невинно
оклеветанных и притесненных, покровитель иночества,
податель смирения и целомудрия
Акафист преподобному Ефрему Сирину:
- Акафист преподобному Ефрему Сирину
Труды преподобного Ефрема Сирина:
- На лукавых жен
- К нерадивой душе
- Вопросы и ответы
- О восьми помыслах
- Великопостная покаянная молитва
- "На слова, сказанные Господом: в мире сем скорбни будете (Ин.16:33), и о том, что человеку должно быть совершенным"
- "На пришествие Господне"
- "К монаху Иоанну"
- "Жизнь блаженного Аврамия и племянницы его Марии"
- "В подражание притчам"
- "В низложение гордыни"
- "В исправление тех, которые предаются страстям и домогаются почестей"
- "Блаженства. 55 глав"
- "Блаженства. 20 глав"
- "Похвальное слово Петру, Павлу, Андрею, Фоме, Луке и Иоанну, и на чтение из Евангелия от Иоанна"
- "Поучение падшему брату. О воздержании от плотских пожеланий, о борении и великой осмотрительности"
- "Поучение о том, что не должно соблазнять ближнего, и о правой жизни"
- "Поучение о безмолвии"
- "Послание"
- "Ответ утверждающим, что землетрясения бывают от подземных ветров"
- "Ответ на некоторые вопросы"
- "Ответ брату о священнике Илии"
- "Огласительное слово. Об оскудении добрых дел и о долготерпении Божием"
- "Обличение себе самому и исповедь"
- "Об утверждающих, что нет воскресения"
- "Об истинном отречении от мира, и о том, как душе обрести Бога, и для чего приходил Господь"
- "О том, что христиане не должны предаваться забавам"
- "О том, что не должно обольщаться эллинскими мнениями"
- "О том, что не должно дивиться временному и обольщаться приятностями жизни, и на псалом семьдесят второй"
- "О том, что не должно бояться укоризн за доброе дело"
- "О том, что монах не должен заботиться об одежде"
- "О том, что должно не смеяться и рассеиваться, но плакать и проливать о себе слезы"
- "О том, что должно избегать всяких вредных свиданий, и о воздержании"
- "О том, что братия должны жить между собою в единомыслии и любви"
- "О том, как приобретается человеком смиренномудрие. Сто глав"
- "О том, как монаху быть совершенным"
- "О тех, которые уловляют души в непотребство, утверждая, что ничего не значит дело сие"
- "О терпении, о кончине века и втором пришествии, о прилежном чтении божественных писаний и пользе безмолвия"
- "О терпении и сокрушении слово поучительное"
- "О терпении"
- "О суете настоящей жизни"
- "О страстях"
- "О смиренномудрии"
- "О сердечном сокрушении"
- "О свободе нашей и о том, что человек создан свободным"
- "О псалме"
- "О преспеянии в добродетели"
- "О правой жизни. Девяносто глав"
- "О посте"
- "О покаянии, о будущем суде, об удалении от обращения с женщинами и о роскошной жизни"
- "О покаянии и терпении"
- "О покаянии. Большое поучение"
- "О покаянии. Первое малое поучение"
- "О покаянии. Второе малое поучение"
- "О подвижнике Иулиане"
- "О памятовании смерти, о добродетели и о богатстве"
- "О необходимости бороться со врагом нашего спасения"
- "О рае"
- "О монахах"
- "О молитве. Первое поучение"
- "О молитве. Второе поучение"
- "О любви к бедным"
- "О любви"
- "О жене грешнице, помазавшей Господа миром"
- "О душевном страхе"
- "О духовном состоянии"
- "О добродетелях и страстях"
- "О добродетели. К младшему подвижнику. Четыре главы"
- "О добродетели. Десять глав"
- "О девстве"
- "О втором Господнем пришествии и о покаянии"
- "О вооружении монаху"
- "О воздержании, о том, что не должно соревновать грешникам, которые извиняются обстоятельствами времени, и о Ное"
- "О вере"
- "О брани с диаволом"
- "О блаженных обителях"
- "О блаженных местах"
- "О блаженствах и горе"
- "О Лоте и о приведении себя в безопасность"
- "Наставление монахам"
- "Наставление братиям"
- "На тех, которые ежедневно грешат и ежедневно каются"
- "На слова: "два будет на селе" (Мф.24:40)"
- "На слова: Вонми себе (Втор.4:9). Двенадцать глав"
- "Поучительные слова к египетским монахам"
- "Похвальное слово иже во святых отцу нашему Василию Великому"
- "Похвальное слово мученикам"
- "Похвальное слово святым четыредесяти мученикам"
- "Похвальное слово славным мученикам, во всем мире пострадавшим"
- "Поучение подвижникам"
- "Против исследователей естества Сына Божия"
- "Различные виды Божия промысла"
- "Седмь деланий у монаха"
- "Сказание о юродивой"
- "Слово душеполезное"
- "Слово на почивших о Христе"
- "Слово на святый пяток о кресте и о разбойнике"
- "Слово на честный и животворящий крест и на второе пришествие, а также о любви и милостыне"
- "Слово о Аврааме и Исааке"
- "Слово о внушениях ненавистника добру демона"
- "Слово о злоязычии и о страстях"
- "Слово о прекрасном Иосифе"
- "Слово о пророке Данииле и о трех святых отроках, в ответ утверждающему: "время лукаво, не могу спастись""
- "Слово о святом пророке Илие"
- "Слово о священстве"
- "Слово о страданиях Спасителя"
- "Слово о суде и об умилении"
- "Слово о том, как душа, когда искушает ее враг, должна со слезами молиться Богу"
- "Слово о том, что всегда должно иметь в мыслях день исшествия из сей жизни"
- "Слово подвижническое"
- "Слово подвижническое первое"
- "Слово увещательное"
- "Слово умилительное"
- "Слово умилительное первое"
- "Слово умилительное второе"
- "Слово первое. О скончавшихся отцах"
- "Слово второе. О скончавшихся отцах"
- "Советы подвижникам"
- "Толкование на книгу Второзаконие"
- "Толкование на книгу Исход"
- "Толкование на книгу Левит"
- "Толкование на книгу Числ"
- "Толкование на книгу пророчества Авдия"
- "Толкование на книгу пророчества Амоса"
- "Толкование на книгу пророчества Даниила"
- "Толкование на книгу пророчества Захарии"
- "Толкование на книгу пророчества Иезекииля"
- "Толкование на книгу пророчества Иоиля"
- "Толкование на книгу пророчества Малахии"
- "Толкование на книгу пророчества Михея"
- "Толкование на книгу пророчества Осии"
- "Толкование на первую книгу, то есть на книгу Бытия"
- "Толкование на послания божественного Павла. Первое послание к Фессалоникийцам"
- "Толкование на послания божественного Павла. Второе послание к Фессалоникийцам"
- "Толкование на послания божественного Павла. Первое послание к Тимофею"
- "Толкование на послания божественного Павла. Второе послание к Тимофею"
- "Толкование на послания божественного Павла. Послание к Галатам"
- "Толкование на послания божественного Павла. Послание к Евреям"
- "Толкование на послания божественного Павла. Послание к Ефесянам"
- "Толкование на послания божественного Павла. Послание к Колоссянам"
- "Толкование на послания божественного Павла. Послание к Титу"
- "Толкование на послания божественного Павла. Послание к Филиппийцам"
- "Толкование на послания божественного Павла. Первое послание к Коринфянам"
- "Толкование на послания божественного Павла. К Коринфянам второе послание"
- "Толкование на апокрифические послания коринфян к Апостолу Павлу и Апостола Павла к Коринфянам. К Коринфянам третье"
- "Толкование на послания божественного Павла. К Римлянам"
- "Надгробные песнопения"
- "О Церкви"
- "О Воскресении, смерти и сатане"
- "Слезные моления"
- "На слова: "Положи, Господи, хранение устом моим, и дверь ограждения о устнах моих""
- "На слова: "Сыне, моей премудрости внимай, к моим же словесем прилагай ухо твое""
- "На слова: "И се, вся сýетство и крушение духа""
- "Книга пророка Исаии"
- "На слова Исаии: Да возмется нечестивый, да не видит славы Господни"
- "Книга пророка Иеремии"
- "На слова Иеремии: "Горе нам, яко согрешихом""
- "На некоторые места "Плача Иеремии""
|