Ефрем Сирин. На слова: "Положи, Господи,
хранение устом моим, и дверь ограждения о устнах моих"
Пс.140:3
Память: 28 января / 10 февраля
Преподобный Ефрем Сирин - подвижник и
духовный писатель, живший в IV веке. Написал много
толковательных и нравственных сочинений, покаянных и
погребальных песнопений.
Преподобный Ефрем Сирин. Икона
***
На слова: "И се, вся сýетство и крушение духа" Еккл.1:14
Всегда нам, братия мои, надобно быть
готовыми к молитве, потому что молитва – весьма великое
дело; она доходит даже до Бога. Когда молитва с любовью
возносится к Богу, чтобы собеседовать с Ним, тогда
отверсты для нее горние врата, и никто не
воспрепятствует ей войти в них. Не задержат ее Ангелы,
не остановят Огнезрачные, как только пожелает она войти
и получить от Бога исполнение просимого. Поэтому всякий
возлюби молитву, и бодрственно упражняйся в ней – и день
и ночь. Будем неослабно молиться.
Молитва извлекла Иону из моря, когда
поглотил его кит. Молитва спасла Даниила от зверей во
рву, Ананию же и бывших с ним отроков – от огня; и когда
бы только ни была она возносима, всегда приносила
победу. От дарующего Бога приемлет она исполнение своих
прошений, и дары Свои уделяет и сообщает Он тому, кто
любит пребывать в молитве. Господь радуется ее желаниям,
увеселяется ее приношениями; и как скоро просит, чего с
упованием, с радостью это исполняет.
Смотри, как молитва пророка предстоит
Богу, с упованием начинает вещать, непостыдно говорит:
"Сохрани мя, Господи, яко зе́ницу ока, в крове крилу́
Твое́ю, да избавлюсь от напастей" (Пс.16:8). Умоляю
Тебя, Господь высоты и глубины и всех концов, сохрани
меня как зеницу ока моего. Охраняй, Господи, и всякого
уповающего на Тебя, осеняй его покровом Твоим, как
зеницу ока. Творец две вежды дал оку в защиту, чтобы не
входило в него ничто вредное, потому что око освещает
все тело. Две двери приставил Он к зенице, скрывающейся
в оке. За ними скрывается эта скромная дева, как
возлюбленная в своем тереме. Две двери приставил Творец,
чтобы отверзались и затворялись они, – отверзались
впускать свет, затворялись не допускать ничего вредного.
Веждами прикрыл и оградил око, чтобы, когда падает и
готово войти что в глаз, ими было остановлено и не
допущено, и не могла помутиться ясность зеницы.
Поэтому-то с сокрушением молится пророк и взывает:
"Сохрани мя, Господи, яко зе́ницу ока". Будь стражем
ока, чтобы не смотрело оно как тать. Будь стражем уха,
чтобы не слыхало оно ничего беззаконного. Будь стражем
уст и языка, чтобы сердце мое не уклонялось в лукавство,
и не творил я дел неправедных.
Любодействует око, если смотрит
нецеломудренно. Любодействует ухо, если внимает
недоброму. Когда око взирает на непринадлежащее человеку
и вожделевает того, тогда оно прелюбодействует перед
Богом и ведет себя непотребно, по своим похотям. Око
устроено в теле созерцать Божии дела, исполняться
удивлением и препровождать оное в область сердца. И ухо,
если внимает шуточным песням и речам, также
любодействует, потому что входящие в него шутки
оскверняют его. Творец устроил его внимать Божию слову,
исполняться назиданием и спасительное учение передавать
сердцу.
Непрестанно пребывай в молитве и не
ослабевай в молитвах. Проси Хранителей, чтобы они были
стражами отверстых дверей в членах твоих. Тщательно
охраняй семь открытых дверей, потому что ими вторгаются
разбойники, чтобы расхитить убранство души твоей. Да не
подстерегает смертьу окон твоих, да не входит в храмины
твои; иначе водворится она у тебя и повредит в тебе
черты образа, столь любезного Богу. Печатью Святаго Духа
запечатаны входы на главе твоей; печатью помазания
запечатлены все члены твои. Царь написал на тебе как бы
письмо Свое и приложил к нему огненные печати, чтобы не
прочли его чужие и не повредили написанного. Не сокрушай
царскую печать, чтобы не вошли в тебя разбойники. Не
снимай печать, чтобы убийцы не погубили тебя вконец.
Иоанн в Откровении своем видел великую и
чудную книгу; написана она была Самим Богом, и семь было
на ней печатей (Откр.5:1). Ни на земле, ни на небе,
никто не мог прочесть ее, кроме одного Сына Божия,
потому что Он и написал, и запечатал ее. Книга эта –
душа, написанная в Царстве; кроме Написавшего никто не
знает, что она такое. Никакое око не может видеть,
никакое ухо не в состоянии слышать, и никакое сердце не
представит себе, что написано в душе. Написано в душе
Царство и положено в ней как приданое, чтобы, когда
придет Наследник Царства, ввел ее с Собой в брачный
чертог. Когда Царь приидет во славе Своей, и соберутся
сонмы земнородных, тогда уготовятся и выйдут во сретение
Ему мудрые девы, с которыми обручился Он и написал им
книгу в приданное. С радостью идут они встретить Царя,
когда приходит Он торжествовать с ними брак. Поелику
сохранили они обеты свои, то входят с Ним в брачный
чертог. А которые утратили девство свое, те отходят во
тьму кромешную. Жених берет у них приданое, которое
написал им и о котором говорил, уча, что Царство внутри
нас: "Царствие Божие внутрь вас есть", – сказал Он
(Лк.17:21). Поелику Сын Божий в тебе, то и Царство Его в
тебе.
Вот, богатство небесное – в тебе, если
хочешь его. Вот, Царствие Божие – внутри тебя, грешник.
Войди в самого себя, ищи усердней, и без труда найдешь.
Удались с распутий забав, с пагубного пути похотей, из
дебри корыстолюбия и вредных сообществ. Войди в себя,
живи в себе самом, в прекрасной клети духа твоего, и там
ищи Царства, как научил Спаситель наш. Если оно еще не в
тебе, то взывай, как научил нас Христос: "Отче наш,.. да
приидет Царствие Твое"(Лк.11:2); и оно приидет, когда
призовешь. Царство – в тебе; а вне тебя – геенна. Вне
тебя – смерть, и дверь к ней – грех. А злые дела и
мучения за них – вдали от тебя. Не выходи же к тому, что
вне тебя, чтобы вместе с этим не погибнуть и тебе. Не
выходи к тому, что чуждо для тебя, чтобы не погубили
тебя убийцы. Не отверзай дверей тела своего, чтобы не
вторглись в тебя разбойники, не заключили тебя в узы, не
ввергли во тьму. Замкни двери членов своих, чтобы не
взяли тебя в плен похитители и не увлекли из Царства, и
чтобы не пойти тебе вместе с ними в геенну. Войди в
себя, пребывай в сердце своем, ибо там – Бог. Он не
оставляет тебя, но ты оставляешь Его.
С великим сокрушением, с воздыханиями
молитвенно проси Бога, чтобы охранял Он двери плоти
твоей. Испроси себе Хранителя оку твоему, чтобы не
смотрело оно на возбуждающее к вожделению и не
передавало похоти сердцу, и чтобы сердце не разлучилось
с Царством. Испроси себе Хранителя уху твоему, чтобы не
слушало оно худого, не отверзалось и не допускало в себя
того, что может возмутить и уклонить сердце от Господа.
Испроси Хранителя для уст и языка, чтобы не уклонялись
"в словеса́ лукавствия" (Пс.140:4) и не делали
беззаконий. Испроси Хранителей, чтобы были стражами
сердца твоего и членов твоих, чтобы не вошло в них худое
и не изгнало доброго.
Пока сердце пребывает в добре, дотоле и
Бог в нем пребывает, дотоле оно служит источником жизни,
потому что от него исходит доброе. Но как скоро
уклоняется от Бога и делает беззакония, – становится оно
источником смерти, потому что из него исходит злое.
Сердце – Божия обитель, потому имеет нужду в охранении,
чтобы не вошло в него злое, и Бог не удалился из него.
Дивно это, братия мои, весьма
досточудно, возлюбленные мои; непостижимо для горних и
неизреченно для дольних. Недоступный для всякого ума
входит в сердце и обитает в нем; Сокровенный от
Огнезрачных обретается в сердце. Земля не выносит стоны
Его, а чистое сердце носит Его в себе. Небо – мало для
пяди Его, а сердце – обитель Его. Небо объемлет Он
горстью Своей, и одна пядь пространства – жилище Его.
Если распрострется, – вся тварь не заключит Его в
пределы свои; но если взыщет сердце, то и малое сердце
вмещает Его. Малое место избирает в человеке для жилища
Своего; и делается человек храмом Божиим, в котором
обитает и пребывает Бог. Душа – храм Его, а сердце –
святой жертвенник, на котором приносятся хвала,
славословие и жертвы; иереем же бывает Дух, Который
стоит и священнодействует там.
Поэтому не давай доступа смрадному
греху, чтобы не удалился от тебя Дух Святый. Ты соделан
храмом Божиим: должны ли возбуждаться в тебе непотребные
движения? Сердце твое – святой жертвенник: может ли
водворяться в тебе нечистая похотливость? В тебе
священнодействует Дух Святый: должны ли иметь в тебе
место грехи и благоухание должен ли заменять смрад
нечистой похоти? Да не входит в тебя непотребство к
растлению храма Божия. Да не водворяется в тебе нечистая
похоть к поруганию святого жертвенника. Да не вселяется
в тебя грех, удаляющий от тебя Духа Святаго. Павел, в
котором вещал Христос, со скорбью и слезами сказал: "Не
весте ли, братия мои, яко храм Божий есте́, и Дух Божий
живет и пребывает в вас. Аще кто Божий храм (то есть
душу свою) растлит, растлит сего Бог" (1Кор.3:16–17) за
то, что растлил храм души своей. Тщательно охраняй душу
свою, потому что она – Божий храм. Свято блюди сердце
свое, потому что оно – святой жертвенник. Ищи себе
Хранителей, чтобы были они стражами живого Божия храма,
чтобы не вошла в него какая нечистая похоть, и не
оскорбился тем Дух Святый.
Вот, в сердце у тебя хранится сокровище.
Приищи себе стража, который бы непрестанно находился при
дверях твоих, чтобы не ограбили тебя разбойники, не
расхитили злые люди. Поелику не заботишься о душе своей,
не ищешь для нее Хранителей, то вторгнутся в нее
нечистые духи и грабители и разорят ее вконец. Имение,
которое не твоя собственность, охраняешь ты со тщанием;
а душу, свою собственность, свое наследие, – не
оберегаешь. У виноградников, у масличных садов, у
засеянных полей ставишь ты стражей, а Божие достояние
оставляешь без стражей, которые бы охраняли его.
Временное имение всякий бережет с предусмотрительностью,
а душу, самое дорогое Божие достояние, расхищают и
грабят демоны, и никто об этом не поболезнует и не
поскорбит. Перетряхиваешь дорогие одежды, какие есть у
тебя, чтобы предохранить их от моли; а грех, эту моль,
которая точит душу, никогда не отрясаешь. В ризе и в
срачице (хитоне) у себя выискиваешь гнусных насекомых, а
сердце твое исполнено пороков, и ни одного не изгонишь
вон. Из волос на голове извлекаешь иных насекомых, а
семью дверями, которые у тебя в голове, свободно входят
и выходят грабители. Когда падают стены твоего дома,
строишь новые, подводишь, подпираешь, а душа твоя вся в
расселинах, и не загородишь ни одной. Когда в доме у
тебя есть щель, затыкаешь ее, чтобы не вошло какое-либо
насекомое; а душа твоя вся источена греховной молью, а
ты и не позаботишься поддержать ее. Лукавый ходит в нас
и приводит в расстройство смысл и рассудок; оттого
каждый, против воли своей, идет в дебрь и блуждает там.
Один думает, как уберечь стадо свое, вола и осла своего,
и даже не мыслит о том, как охранить дух свой от зла.
Заботливо стережет дом свой, чтобы не вошли в него воры;
а в душу вторглись грабители, и он не знает этого.
Обманщики и похитители поемлют у него жизнь, отлучают
душу от Бога, Творца ее. Иной заботится об одеждах своих
и охраняет их, чтобы не источила их моль; а между тем,
предается гнусным делам, которые точат его хуже моли.
Иной зарывает и скрывает золото свое, чтобы не похитил
кто; а между тем, похоть похищает у него рассудок, и
делается он игралищем блудных жен. Иной вытирает и
очищает мокроты у себя под носом, но скрывает в себе
всякий порок, и ни от одного не очистит себя. Иной не
дает пылинке упасть на одежду его, а душа у него то же,
что свинья, только что вышедшая из зловонной ямы. Иные
моют и чистят тело свое, чтобы членам своим придать
красоту, а на душе у них кучами лежит гной, и нет охоты
острогать его. Иные мазями умащают плоть свою, чтобы
удивить других благоуханием, а грехи их смердят хуже
трупов, брошенных на земле. Душа в ином зловонна, как
мертвец во гробе, поэтому выдумывает он разные умащения,
чтобы одеждам своим придать благовоние. Если бы человек
не издавал зловония, то не собирал бы благовоний. Но
поелику грех сделал нас смердящими, то старается он
умащать себя чем-либо благоуханным.
Даруй нам разумение, Господи наш, и
приложи нам ведения. Даруй нам, Господи наш, благоухать
пред Тобою паче благовоний и ароматов. Даруй нам,
Господи наш, возлюбить Тебя и возненавидеть весь мир.
Даруй нам, Господи наш, вместо преходящих имений
приобрести Тебя. Даруй нам, Господи наш, приносить Тебе
слезы, как нарочитую жертву. Даруй нам, Господи наш,
сохранить для Тебя три благоухающих кадила. Даруй нам,
Господи наш, возжечь Тебе три светло горящих
светильника, дух, душу и тело, – три светильника для
Единой Троицы. Дух посвятим Отцу, душу – Сыну, тело –
Духу Святому, Который и воскресит его из персти.
Отче! Освяти дух наш! Сыне! Освяти душу
нашу! Душе Святый! Освяти тело наше, немоществующее от
скверн. Дай нам, Господи наш, о Тебе радоваться! Да
возрадуешься и Ты о нас в последний день. Тебе хвала от
духа, души и тела, а нам щедроты Твои!
Ефрем Сирин, преподобный
Азбука веры
***
Молитва преподобному Ефрему Сирину:
- Молитва
преподобному Ефрему Сирину. Подвижник и
духовный писатель, живший в IV веке. С юных лет оставил
мир и удалился к отшельникам, после того, как попал
в тюрьму по ложному обвинению. После еще раз
подвергся клевете, но Богом был оправдан пред
людьми. Боролся против ариан, написал много
толковательных и нравственных сочинений, покаянных и
погребальных песнопений. Заступник невинно
оклеветанных и притесненных, покровитель иночества,
податель смирения и целомудрия
Акафист преподобному Ефрему Сирину:
- Акафист преподобному Ефрему Сирину
Труды преподобного Ефрема Сирина:
- На лукавых жен
- К нерадивой душе
- Вопросы и ответы
- О восьми помыслах
- Великопостная покаянная молитва
- "На слова, сказанные Господом: в мире сем скорбни будете (Ин.16:33), и о том, что человеку должно быть совершенным"
- "На пришествие Господне"
- "К монаху Иоанну"
- "Жизнь блаженного Аврамия и племянницы его Марии"
- "В подражание притчам"
- "В низложение гордыни"
- "В исправление тех, которые предаются страстям и домогаются почестей"
- "Блаженства. 55 глав"
- "Блаженства. 20 глав"
- "Похвальное слово Петру, Павлу, Андрею, Фоме, Луке и Иоанну, и на чтение из Евангелия от Иоанна"
- "Поучение падшему брату. О воздержании от плотских пожеланий, о борении и великой осмотрительности"
- "Поучение о том, что не должно соблазнять ближнего, и о правой жизни"
- "Поучение о безмолвии"
- "Послание"
- "Ответ утверждающим, что землетрясения бывают от подземных ветров"
- "Ответ на некоторые вопросы"
- "Ответ брату о священнике Илии"
- "Огласительное слово. Об оскудении добрых дел и о долготерпении Божием"
- "Обличение себе самому и исповедь"
- "Об утверждающих, что нет воскресения"
- "Об истинном отречении от мира, и о том, как душе обрести Бога, и для чего приходил Господь"
- "О том, что христиане не должны предаваться забавам"
- "О том, что не должно обольщаться эллинскими мнениями"
- "О том, что не должно дивиться временному и обольщаться приятностями жизни, и на псалом семьдесят второй"
- "О том, что не должно бояться укоризн за доброе дело"
- "О том, что монах не должен заботиться об одежде"
- "О том, что должно не смеяться и рассеиваться, но плакать и проливать о себе слезы"
- "О том, что должно избегать всяких вредных свиданий, и о воздержании"
- "О том, что братия должны жить между собою в единомыслии и любви"
- "О том, как приобретается человеком смиренномудрие. Сто глав"
- "О том, как монаху быть совершенным"
- "О тех, которые уловляют души в непотребство, утверждая, что ничего не значит дело сие"
- "О терпении, о кончине века и втором пришествии, о прилежном чтении божественных писаний и пользе безмолвия"
- "О терпении и сокрушении слово поучительное"
- "О терпении"
- "О суете настоящей жизни"
- "О страстях"
- "О смиренномудрии"
- "О сердечном сокрушении"
- "О свободе нашей и о том, что человек создан свободным"
- "О псалме"
- "О преспеянии в добродетели"
- "О правой жизни. Девяносто глав"
- "О посте"
- "О покаянии, о будущем суде, об удалении от обращения с женщинами и о роскошной жизни"
- "О покаянии и терпении"
- "О покаянии. Большое поучение"
- "О покаянии. Первое малое поучение"
- "О покаянии. Второе малое поучение"
- "О подвижнике Иулиане"
- "О памятовании смерти, о добродетели и о богатстве"
- "О необходимости бороться со врагом нашего спасения"
- "О рае"
- "О монахах"
- "О молитве. Первое поучение"
- "О молитве. Второе поучение"
- "О любви к бедным"
- "О любви"
- "О жене грешнице, помазавшей Господа миром"
- "О душевном страхе"
- "О духовном состоянии"
- "О добродетелях и страстях"
- "О добродетели. К младшему подвижнику. Четыре главы"
- "О добродетели. Десять глав"
- "О девстве"
- "О втором Господнем пришествии и о покаянии"
- "О вооружении монаху"
- "О воздержании, о том, что не должно соревновать грешникам, которые извиняются обстоятельствами времени, и о Ное"
- "О вере"
- "О брани с диаволом"
- "О блаженных обителях"
- "О блаженных местах"
- "О блаженствах и горе"
- "О Лоте и о приведении себя в безопасность"
- "Наставление монахам"
- "Наставление братиям"
- "На тех, которые ежедневно грешат и ежедневно каются"
- "На слова: "два будет на селе" (Мф.24:40)"
- "На слова: Вонми себе (Втор.4:9). Двенадцать глав"
- "Поучительные слова к египетским монахам"
- "Похвальное слово иже во святых отцу нашему Василию Великому"
- "Похвальное слово мученикам"
- "Похвальное слово святым четыредесяти мученикам"
- "Похвальное слово славным мученикам, во всем мире пострадавшим"
- "Поучение подвижникам"
- "Против исследователей естества Сына Божия"
- "Различные виды Божия промысла"
- "Седмь деланий у монаха"
- "Сказание о юродивой"
- "Слово душеполезное"
- "Слово на почивших о Христе"
- "Слово на святый пяток о кресте и о разбойнике"
- "Слово на честный и животворящий крест и на второе пришествие, а также о любви и милостыне"
- "Слово о Аврааме и Исааке"
- "Слово о внушениях ненавистника добру демона"
- "Слово о злоязычии и о страстях"
- "Слово о прекрасном Иосифе"
- "Слово о пророке Данииле и о трех святых отроках, в ответ утверждающему: "время лукаво, не могу спастись""
- "Слово о святом пророке Илие"
- "Слово о священстве"
- "Слово о страданиях Спасителя"
- "Слово о суде и об умилении"
- "Слово о том, как душа, когда искушает ее враг, должна со слезами молиться Богу"
- "Слово о том, что всегда должно иметь в мыслях день исшествия из сей жизни"
- "Слово подвижническое"
- "Слово подвижническое первое"
- "Слово увещательное"
- "Слово умилительное"
- "Слово умилительное первое"
- "Слово умилительное второе"
- "Слово первое. О скончавшихся отцах"
- "Слово второе. О скончавшихся отцах"
- "Советы подвижникам"
- "Толкование на книгу Второзаконие"
- "Толкование на книгу Исход"
- "Толкование на книгу Левит"
- "Толкование на книгу Числ"
- "Толкование на книгу пророчества Авдия"
- "Толкование на книгу пророчества Амоса"
- "Толкование на книгу пророчества Даниила"
- "Толкование на книгу пророчества Захарии"
- "Толкование на книгу пророчества Иезекииля"
- "Толкование на книгу пророчества Иоиля"
- "Толкование на книгу пророчества Малахии"
- "Толкование на книгу пророчества Михея"
- "Толкование на книгу пророчества Осии"
- "Толкование на первую книгу, то есть на книгу Бытия"
- "Толкование на послания божественного Павла. Первое послание к Фессалоникийцам"
- "Толкование на послания божественного Павла. Второе послание к Фессалоникийцам"
- "Толкование на послания божественного Павла. Первое послание к Тимофею"
- "Толкование на послания божественного Павла. Второе послание к Тимофею"
- "Толкование на послания божественного Павла. Послание к Галатам"
- "Толкование на послания божественного Павла. Послание к Евреям"
- "Толкование на послания божественного Павла. Послание к Ефесянам"
- "Толкование на послания божественного Павла. Послание к Колоссянам"
- "Толкование на послания божественного Павла. Послание к Титу"
- "Толкование на послания божественного Павла. Послание к Филиппийцам"
- "Толкование на послания божественного Павла. Первое послание к Коринфянам"
- "Толкование на послания божественного Павла. К Коринфянам второе послание"
- "Толкование на апокрифические послания коринфян к Апостолу Павлу и Апостола Павла к Коринфянам. К Коринфянам третье"
- "Толкование на послания божественного Павла. К Римлянам"
- "Надгробные песнопения"
- "О Церкви"
- "О Воскресении, смерти и сатане"
- "Слезные моления"
- "На слова: "Положи, Господи, хранение устом моим, и дверь ограждения о устнах моих""
- "На слова: "Сыне, моей премудрости внимай, к моим же словесем прилагай ухо твое""
- "На слова: "И се, вся сýетство и крушение духа""
- "Книга пророка Исаии"
- "На слова Исаии: Да возмется нечестивый, да не видит славы Господни"
- "Книга пророка Иеремии"
- "На слова Иеремии: "Горе нам, яко согрешихом""
- "На некоторые места "Плача Иеремии""
|