Ефрем Сирин. К монаху Иоанну
Память: 28 января / 10 февраля
Преподобный Ефрем Сирин - подвижник и
духовный писатель, живший в IV веке. Написал много
толковательных и нравственных сочинений, покаянных и
погребальных песнопений.
Преподобный Ефрем Сирин. Икона
***
К монаху Иоанну
Примечание. Сие послание не признается подлинным
сочинением св. Ефрема, потому что в нем встречается
опровержение лжеучения Несториева. Преподобный умер в
373 году, а Несторий родился после 380 года.
***
Все приходящие к Богу и желающие
сподобиться вечной жизни по преимуществу должны
неукоризненно соблюдать православную веру, и ни для
успешного получения чинов, ни из ласкательства пред
сильными, или по страху к ним не делаться предателями
неоцененного сокровища веры. Если бы умирая, особливо же
умирая за благочестие, поступали мы под другую власть:
то справедливо было бы ужасаться нам смерти. Но один и
тот же Господь живых и мертвых. Посему для чего бояться
смерти? Апостол говорит: Никтоже нас себе живет, и
никтоже себе умирает. Аще бо живем, Господеви живем: аще
же умираем, Господеви умираем. Аще убо живем, аще
умираем, Господни есмы. На сие бо Христос и умре и
воскресе и оживе да и мертвыми и живыми
обладает (Рим.14:7-9). Если не сложим с себя тела ради
добродетели, то подвергнемся сему по необходимости,
когда придет смерть. Итак, с усердием надобно нам
подвизаться за правое исповедание Господа нашего Иисуса
Христа.
Когда вера сильна и процветает, тогда не
все верные делаются явными: кто домогаясь похвал,
лицемерно держится правого учения веры, а кто, боясь
порицания, стоит в вере. Но как скоро настало гонение,
или угрожает опасность ради слова, тотчас обнаруживают
они страстное состояние душ своих. Таким образом нередко
погибали многие. До наступления гонения благочестивые
провозглашали иных держащимися правого учения и даже
защитниками благочестия: но как скоро наступало гонение,
сии, украшавшиеся прежде именем верных, отступив,
оказывались поборниками злочестия и жестокими
гонителями, сожженными своею совестию (1Тим.4:2); потому
что в них любовь к тленному и земному превозмогла над
любовью к нетленному и небесному, и страх человеческий
превозмог над страхом Божиим; почему вместо доброй славы
понесли они стыд. Итак всем нам не должно обращать
внимания на труд ради правого исповедания Господа нашего
Иисуса Христа. В таком случае и деятельная жизнь наша,
став твердою, будет благоприятна Богу, по слову
Апостола: без веры же невозможно угодити
Богу (Евр.11:6).
Пишем же тебе об этом, чтобы не лишиться
тебе своей опоры, увлекшись заблуждением нечестивцев, и
не вступить в согласие с теми, которых отлучает Апостол,
говоря: мнози бо ходят, ихже многажды глаголах вам, ныне
же и плача глаголю, враги креста Христова, имже кончина
погибель, имже бог чрево, и слава в студе их, иже земная
мудрствуют. Наше бо житие на небесех есть, отъонудуже и
Спасителя ждем Господа нашего Иисуса
Христа (Флп.3:18-20); почему и смело взываем: нам же да
не будет хвалитися токмо о кресте Господа нашего Иисуса
Христа (Гал.6:14). Итак удаляйся общения с раскольниками
и еретиками, особенно же удаляйся ереси тех, которые
единого Господа нашего Иисуса Христа разделяют надвое.
Они веруют тому, что чуждо верованию 318-ти святых отцов
в Никее. Ибо собор никейский исповедал рожденного
Единородного Сына Божия, Бога от Бога, Света от Света,
истинного Бога от истинного Бога, пострадавшего плотию
ради нас человеков, и ради нашего спасения снисшедшего,
воплотившегося и вочеловечившегося, пострадавшего и
воскресшего в третий день, восшедшего на небо и
грядущего судить живых и мертвых. Но разделяющие единого
Господа, по неизреченном Его соединении, веруют не во
Святую Единосущную Троицу, но в четверицу, то есть, в
Бога, Сына Божия, человека и Духа Святого, и поэтому не
покоряются уже святому никейскому собору.
Итак необходимо нам исповедывать, что
святая приснодевственная Мария действительно есть
Богородица, чтобы не впасть в их злохуление. Ибо
отрицающие, что святая Дева действительно есть
Богородица, не суть уже верные, но ученики фарисеев и
саддукеев; напитанные их закваскою, ослепили они очи ума
своего, хуля Господа и говоря: о добре деле камение не
мещем на Тя, но о хуле, яко Ты человек сый, твориши себе
Бога (Ин.10:33). А исповедующие, что святая Дева есть
Богородица, да не отрицаются Распятого за нас Бога. Ибо
Рожденного святою Девою распяли Иудеи. Если же Распятого
за нас исповедуешь человеком, а не Богом в
действительности; то Богородица, по твоему учению, уже
не Богородица, а человекородица. Итак не отвергай
благодать Божию. Ибо Рожденного святою Богородицею
распяли Иудеи. А мы исповедуем, что прежде веков
неизреченно Рожденный от Отца, Бог от Бога, на последок
времен благоволил воплотиться от Духа Святого. И, от
Святой Девы заимствовав плоть и в ней приявшую жизнь
единосущную и подобостраждущую нашей душе словесную
душу, пострадал за нас плотью. Посему припадаем и
покланяемся честному кресту; потому что это крест не
простого человека, но Бога.
Учит же нас и Апостол, говоря:
премудрость глаголем в совершенных: премудрость же не
века сего, ни князей века сего престающих: но глаголем
премудрость Божию в тайне сокровенную, юже предустави
Бог прежде век в славу нашу, юже никтоже от князей века
сего разуме: аще бо быша разумели, не быша Господа славы
распяли (1Кор.2:6-8). Но простой человек не есть Господь
славы; мы же покланяемся распятому за нас Богу. Ибо
сказано: уведите, яко Господь той есть Бог наш: Той
сотвори нас, а не мы: мы же людие Его, и овцы пажити
Его (Пс.99:3); и на Него уповая, ожидаем воскресения из
мертвых. Ибо Сам сказал: Аз есмь воскрешение и живот:
веруяй в Мя, аще и умрет, оживет, и всяк живый и веруяй
в Мя не умрет во веки (Ин.11:25-26). Посему-то
причащаемся святого тела и крови Его, ожидая воскресения
из мертвых, как сказал Он: ядый Мою плоть и пияй Мою
кровь, имать живот вечный, и Аз воскрешу его в последний
день (Ин.6:54). Ибо Он - упование всех концов земли и
сущих в море далече. А простой человек не может быть
упованием мира. Почему написано: проклят человек, иже
надеется на человека, и утвердит плоть мышцы своея на
нем, и от Господа отступит сердце его. И будет яко дивия
мирика в пустыни, и не узрит, егда приидут благая, и
обитати будет в сухоте и в пустыни, в земли сланей и
необитаемей. И благословен человек, иже надеется на
Господа, и будет Господь упование его, и будет яко древо
насажденное при водах, и во влаге пустит корение свое, и
не убоится, егда приидет зной, и будет на нем стеблие
зелено, во время бездождия не устрашится, и не престанет
творити плода (Иер.17:5-8), Посему, желающие избегнуть
клятвы, и сподобиться благословения, да не отрицаются от
распятого за нас Бога, чтобы не лишиться им славы
праведных, когда сам Господь придет
воздать благая верующим во имя Его. Ибо сам Он
сказал: всяк, иже исповесть Мя пред человеки, исповем
его и Аз пред Отцем Моим, Иже на небесех (Мф.10:32). Ибо
не простого человека родила святая Дева, но
воплотившегося Бога-Слова. И Евангелист вопиет: в начале
бе Слово, и Слово бе у Бога и Бог бе Слово. Сей бе
искони у Бога. Вся Тем быша, и без Него ничтоже бысть,
еже бысть (Ин.1:1-3); и еще: Слово плоть бысть, и
вселися в ны (14). Ибо сущий Бог стал для нас человеком
неизменно и неслиянно, стал, чем не был, пребыв, чем
был, между тем, как естество Его пребыло непреложным и
неизменившимся, потому что все возможно Богу, и ничего
нет для Него невозможного.
Итак Того, Кто воплотился от Святого
Духа, рожден святою Девою в Вифлееме и повит пеленами,
Кому поклонились волхвы, Кто во Иордане крещен Иоанном,
о Ком засвидетельствовал Отец: Сей еси Сын Мой
возлюбленный (Мф.3:7), - Того распяли беззаконные Иудеи.
И да убедит тебя Апостол, говоря: сие да мудрствуется в
вас, еже и во Христе Иисусе, Иже во образе Божии сый, не
восхищением непщева быти равен Богу, но Себе истощил,
зрак раба приим, в подобии человечестем быв, и образом
обретеся якоже человек, смирил Себе, послушлив быв даже
до смерти, смерти же крестныя (Флп.2:5-8). И так о Нем
Распятом и Предтеча проповедует, говоря: грядый же по
мне, креплий мене есть, Ему же несмь достоин сапоги
понести: Той вы крестит Духом Святым, и огнем: Ему же
лопата в руце Его, и отребит гумно Свое, и соберет
пшеницу Свою в житницу Свою, плевы же сожжет огнем
негасающим (Мф.3:11-12).
Распявшие прежде распятия вопрошали
Распятого: рцы нам не обинуяся, аще Ты еси
Христос? Распятый же Господь славы отвечал им: рех
вам уже, и не веруете. Дела, яже Аз творю о имени Отца
Моего, та свидетельствуют о Мне: но вы не веруете: несте
бо от овец Моих. Овцы Моя гласа Моего слушают, и Аз знаю
их: и по Мне грядут. И Аз дам им живот вечный; и не
погибнут во веки, и не восхитит их никтоже от руки
Моея (Ин.10:24-28). И архиерей говорил Ему: заклинаю тя
Богом Живым, да речеши нам: аще ты еси Христос Сын
Божий? Господь говорит ему: ты рекл еси. Отселе узрите
Сына человеческаго, седяща одесную силы, и грядущаго на
облацех небесных (Мф.26:63-64). Когда и с Самарянкою
беседовал у кладязя, и отвечала она Ему: вемы, яко
Мессия приидет, глаголемый Христос: егда Той приидет,
возвестит нам вся; тогда Господь говорит ей: Аз есмь
глаголяй с тобою (Ин.4:25-26). Сам также Распятый не
утаил от учеников Своих объяснения плевел,
сказав: сеявый доброе семя есть Сын Человеческий: а село
есть мир; доброе же семя, сии суть сынове царствия: а
плевелы, суть сынове неприязненнии, а враг всеявый их,
есть диавол: а жатва, кончина века есть: а жатели,
Ангели суть. Якоже убо собирают плевелы, и огнем
сожигают: тако будет в скончание века. Послет Сын
Человеческий Ангелы Своя, и соберут от царствия Его все
соблазны, и творящих беззаконие, и ввергут их в пещь
огненную: ту будет плач и скрежет зубом. Тогда
праведницы просветятся яко солнце, во славе Отца их.
Имеяй уши слышати да слышит (Мф.13:37-43). Сам также
Распятый научил, сказав: егда приидет Сын Человеческий
во славе Своей, и вси святии Ангели с Ним: тогда сядет
на престоле славы Своея, и соберутся пред Ним вси языцы,
и разлучит их друг от друга, якоже пастырь разлучает
овцы от козлищ, и поставит овцы одесную себе, а козлища
ощуюю (Мф.25:31-33).
Он есть Царь; царству Его не будет
конца. На Него изрекли хулу скверные оные уста. Впрочем,
все они не имеют в себе корня, потому что отвергли
неколебимое основание истины, то есть, Господа нашего
Иисуса Христа. Им справедливо сказал бы Пророк
Исаия: уповают на суетная, и глаголют ложная, яко
зачинают труд, и раждают беззаконие. Яица аспидска
разбиша, и постав паучинный ткут, и хотяй от яиц их
ясти, разбив запорток обрете, и в нем василиска. Постав
их не будет в ризу, и не одеждутся от дел
своих (Ис.59:4-6). Ибо не стыдятся ругаться над
страданием Спасителя нашего Бога, Которым спасено все
словесное естество; напротив того пустословием своим
совращают веру некоторых, не взирая на гнев самого
Господа, Который ясно выражает сие в притчах, и
говорит: горе вам книжницы и фарисее лицемери, яко
затворяете царствие Божие пред человеки. Вы бо не
входите, ни желающих внити оставляете внити (Мф.23:13).
Пророк, хотя и велик был, однако же
человек, а потому сказал: обаче Бог избавит душу мою из
руки адовы, егда приемлет мя (Пс.48:16). Единородный же
Сын Божий, показывая полномочие Божества Своего,
сказал: сего ради Мя Отец любит, яка Аз душу Мою
полагаю, да паки прииму ю. Никтоже возмет ю от Мене, но
Аз полагаю ю о Себе. Область имам положити ю, и область
имам паки прияти ю (Ин.10:17-18). Ибо, прияв на Себя
единосущное с нашим тело, дарует человекам победу.
Не говорим, что плоть Слова снишла с
неба, что спасение наше совершено в призраке и
мечтательно. Да не будет сего! Но утверждаем, что Слово
подлинно в действительности воплотилось от семени
Давидова, согласно с Писаниями, как и Архангел Гавриил
благовествовал Святой Деве и Богородице Марии,
сказав: Радуйся Благодатная: Господь с Тобою. Она же
смутися о словеси, и помышляше, каково будет целование
сие. И рече Ангел Ей: не бойся Мариам: обрела бо еси
благодать у Бога. И се зачнеши во чреве, и родиши Сына,
и наречеши имя Ему Иисус. Сей будет Велий, и Сын Вышняго
наречется: и даст Ему Господь Бог престол Давида отца
Его, и воцарится в дому Иаковли во веки, и царствию Его
не будет конца (Лк.1:29-33). Говорил же сие Архангел,
давая тем разуметь, что Господь наш для спасения
человеков соделается сыном Давидовым по плоти. Ибо
писание говорит: не оскудеет князь от Иуды, и вождь от
чресл его, дондеже приидут отложенная ему: и Той чаяние
языков (Быт.49:10). А пророк Исаия говорит: се Дева во
чреве зачнет, и родит Сына, и нарекут имя Ему
Еммануил (Ис.7:14). И еще: Яко отроча родися нам, Сын и
дадеся нам, Его же начальство бысть на раме Его:
нарицается имя Его велика совета Ангел. Приведу бо мир
на князи, мир и здравие им. Велие начальство Его, и мира
Его несть предела на престоле Давидовп, и на царстве
Его, исправити е, и заступити его в правде и суде отныне
и до века: ревность Господа Саваофа сотворит
сия (9:6-7). О страдании же Господнем говорит еще: Сей
грехи наша носит, и о нас болезнует, и мы вменихом Его
быти в труде и в язве и во озлоблении. Тойже язвен бысть
за грехи наши, и мучен бысть за беззакония наша,
наказание мира нашего на Нем будет, язвою Его
мы все изцелехом (53:4-5).
А неблагодарным, отвергающим благодеяния
Его, Господь говорит чрез Пророка: и положиша на Мя злая
за благая, и ненависть за возлюбление Мое (Пс.108:5). И
исполнилось о Нем также пророчество, которое
говорит: горе чада отступившая, сия глаголет Господь:
сотвористе совет не Мною, и завет не Духом Моим,
приложити грехи ко грехом (Ис.30:1).
Но мы песнословим и благодарим
искупившего нас Бога, и поклоняемся Ему, потому что
умилосердился к роду человеческому, погубленному
диаволом, и не оставил нас, чтобы в конец возобладал
нами враг, но, по великой милости Своей, избавил нас от
лести идольской. Ибо, прежде пришествия Его к нам, вся
земля очернялась идолобесием. Но как скоро благоволил
принять на Себя наше естество, изнемогли идолы, просияло
же богочестие. Где теперь кровавые жертвы и прорицалища?
Где мечтание волхвов и прочие бесовские прельщения?
Когда сие прекратилось и изнемогло? Не тогда ли, как
явился крест Спасителя нашего? Когда воссияло так
боговедение, или когда до такой степени стала
пренебрегаемою смерть? Не с того ли времени, как явился
крест? И никто не сомневается в сем, видя, как святые
мученики для Спасителя нашего Христа пренебрегают
смерть, по написанному: пожре смерть возмогши, и паки
отъят Господь всякую слезу от всякаго лица (Ис.25:8);
потому что с пришествием жизни смерть умерщвлена, как
Сам сказал: Аз приидох, да живот имут и лишше
имут (Ин.10:10); и с воссиявшим светом исчезла тьма, как
Сам опять изрек: Аз есмь свет миру; ходяй по Мне, не
имать ходити во тме, но имать свет животный (Ин.8:12).
Посему и Пророк повелевает нам, говоря: Хвалите Господа,
воспойте имя Его, возвестите во языцех славная Его:
поминайте, яко вознесеся имя Его. Хвалите имя Господне,
яко высокая сотвори, возвестите сия по всей земли.
Веселитеся и радуйтеся вси живущии в Сионе, яко
вознесеся Святый Израилев посреди тебе (Пс.12:4-6).
К Самому вознесенному на кресте
приступали Апостолы, говоря: что есть знамение Твоего
пришествия, и кончины века сего? И отвещав Иисус рече
им: блюдите да никтоже вас прельстит. Многи бо приидут
во имя Мое глаголюще: аз есмь Христос: и мнози
прельстят (Мф.24:3-4). И в продолжение речи говорит: Аще
рекут, се в пустыни есть: не изыдите. Се в сокровищах:
не имите веры. Якоже бо молния исходит от восток, и
является до запад, тако будет пришествие Сына
Человеческаго (Мф.24:26-27). Ибо Он неотлучный Бог, нашего
ради спасения благоволил бесстрастно плотию приразиться
смерти, чтобы страданием Своим даровать нам бесстрастие.
А чтобы тебе знать, что пострадал как
человек, Он сам, предведущий Бог, сказал ученикам Своим
наедине: се восходим во Иерусалим, и Сын Человеческий
предан будет архиереем и книжником: и осудят Его на
смерть, и предадят Его языком на поругание и биение и
пропятие: и в третий день воскреснет (Мф.20:18-20). И
чтобы кто из неверующих не нашел предлога сказать: "не о
Себе говорит сие Господь, но другой некто постраждет
это", спрашивает учеников Своих: кого мя глаголют
человецы быти Сына Человеческаго? Они же реша: ови убо
Иоанна Крестителя; инии же Илию; друзии же Иеремию, или
единаго от Пророк. Тогда говорит им: вы же кого Мя
глаголете быти? На ответ же Симона Петра: Ты еси
Христос, Сын Бога Живаго, сказал ему Иисус: Блажен еси
Симоне вар Иона, яко плоть и кровь не яви тебе, но Отец
Мой, Иже на небесех. И Аз же Тебе глаголю, яко ты еси
Петр, и на сем камени созижду Церковь Мою, и врата адова
не одолеют ей. И дам ти ключи царства небеснаго: и еже
аще свяжеши на земли, будет связано на небесех: и еже
аще разрешиши на земли, будет разрешено на
небесех (Мф.16:13-19). Но дарования сии не человеческие,
а живого и истинного Бога. Ибо одно Божество и одна
сущность прославляются в трех Ипостасях. Потому и мы
верующие, исповедуя, взываем: Един Святый Отец, Един
Святый Сын, Един Святый Дух. Аминь!
Да не приводят же нас в ужас скорби,
окружающие верных. Ибо Господь славы предсказал их в
Евангелиях: Предадят вы в скорби, говорит Он, и убиют
вы, и будете ненавидими всеми языки имене Моего ради. И
тогда соблазнятся мнози, и друг друга предадят, и
возненавидят друг друга: и мнози лжепророцы возстанут, и
прельстят многия: и за умножение беззакония, изсякнет
любы многих (Мф.24:9-12). В ободрение же уверовавших в
Него говорил Он также: не убойтеся от убивающих тело,
души же не могущих убити: убойтеся же паче могущаго и
душу и тело погубити в геенне (Мф.10:28). И еще говорил:
вы будете иметь скорби в мире, а мир возрадуется: вы же
печальни будете, но печаль ваша в радость будет. Жена
егда раждает, скорбь имать, яко прииде год ея: егда же
родит отроча, ктому не помнит скорби за радость, яко
родися человек в мир. И вы печаль убо имате ныне: паки
же узрю вы, и возрадуется сердце ваше, и радости вашея
никтоже возьмет от вас (Ин.16:20-22). Почему Апостол
говорит: Аще умрохом со Христом, и живи будем с
Ним (Рим.6:8). Аще отвержемся, и Той отвержется нас. Аще
не веруем, Он верен пребывает, отрещися бо Себе не
может (2Тим.2:12-13). Непщую бо, яко недостойны страсти
нынешняго времене к хотящей славе явитися в
нас (Рим.8:18). И еще: еси же хотящии благочестно жити о
Христе Иисусе, гоними будут. Лукавии же человецы и
чародеи преуспеют на горшее, прельщающе и
прельщаеми (2Тим.3:12-13).
Итак, не обманывайся человек, прекословя
истине. Страшно есть, еже впасти в руце Бога
Живаго (Евр.10:31). Послушай, что говорит Спаситель
наш: Кая польза человеку, аще мир весь приобрящет, душу
же свою отщетит? Или что даст человек измену за душу
свою? Приити бо имать Сын Человеческий во славе Отца
Своего, со Ангелы Своими: и тогда воздаст комуждо по
деянием его (Мф.16:26-27). Посему и Апостол
говорит: Благодарити должни есми Бога всегда о вас,
братие, якоже достойно есть, яко превозрастает вера
ваша, и множится любовь единаго коегождо всех вас друг
ко другу: яко самем нам хвалитися о вас в церквах
Божиих, о терпении вашем и вере, во всех гонениих ваших
и скорбех, яже приемлете, показание праведнаго суда
Божия, егоже ради и страждете. Аще убо праведно у Бога,
воздати скорбь оскорбляющим вас, а вам оскорбляемым
отраду с нами, во откровении Господа Иисуса с небесе, со
Ангелы силы Своея, во огни пламенне, дающаго отмщение не
ведущим Бога и не послушающим благовествования Господа
нашего Иисуса Христа: иже муку приимут, погибель вечную
от лица Господня, и от славы крепости Его: егда приидет
прославитися во святых Своих, и дивен быти во всех
веровавших (2Сол.1:3-10).
Видишь ли, что добровольно претерпевший
крест есть Тот Самый, Кто послет Ангелы Своя с трубным
гласом велиим собрать избранных Его от четырех ветр, от
конец небес до конец их (Мф.24:31)? Видишь ли, что
добровольно претерпевший крест есть Тот Самый, Кто
придет с великою славою и силою на облаках небесных
судить вселенную в правде?
Итак никто не обольщает тебя отступать
от правого исповедания святой, пречистой и единосущной
Троицы. Не потерпи, чтобы благочестивый помысл твой
растлеваем был людьми растленными умом и неискусными в
вере, порабощенными предрассудкам, и страшащимися молвы
людской. Ибо на них исполняется изречение Пророка, в
котором сказано: не уведаша смыслити, яко отемнеша очи
их, еже видети, и разумети сердцем своим (Ис.44:18). И
не помыслили они в душе своей о сказанном у
Апостола: явися благодать Божия спасительная всем
человеком, наказующи нас, да отвергшеся нечестия и
мирских похотей, целомудренно и праведно и благочестно
поживем в нынешнем веце, ждуще блаженнаго упования и
явления славы великаго Бога и Спаса нашего Иисуса
Христа; Иже дал есть Себе за ны, да избавит ны от
всякаго беззакония, и очистит Себе люди избранны,
ревнители добрым делом (Тит.2:11-14).
Итак будь внимателен к себе, и тщательно
храни душу свою; да не будет в сердце твоем слова
тайного, или дела неправедного. Живо бо слово Божие и
действенно, и острейше паче всякаго меча обоюду остра, и
проходящее даже до разделения души же и духа, членов же
и мозгов, и судительно помышлением и мыслем сердечным: и
несть тварь не явлена пред Ним, вся же нага и объявлена
пред очима Его: к Нему же нам слово (Евр.4:12-13). И у
другого говорит: наг ад пред Ним, и несть покрывала
пагубе (Иов.26:6).
Силен же есть Бог; и Он не попустит,
чтобы совершенно поглотила нас буря неверия; но
привлечет тебя к Себе, утверждая в истинной вере, чтобы
с дерзновением непостыдно мог ты сказать вместе с
Апостолом: подвигом добрым подвизахся, течение скончах,
веру соблюдох: прочее убо соблюдается мне венец правды,
егоже воздаст ми Господь праведный Судия, в день он, не
токмо же мне, но, и всем возлюбльшим явление
Его (2Тим.4:7,8). Ибо Сам сказал: блажен есть, иже аще
не соблазнится о Мне (Мф.11:6).
Примите же сие от меня в виде совета;
ибо, хотя и грешен я, но, по милости Божией, не дошел до
такого безумия, чтобы, слыша, как хулят Господа славы,
не дать на сие отзыва, по мере сил своих.
Ефрем Сирин, преподобный
Цитировано по:
Творения. Т.2. Репринтное
издание. - М.: Издательский отдел Московского
Патриархата, 1993. - С. 469-481. // Творения иже во
святых Отца нашего Ефрема Сирина. Писания
духовно-нравственные. - Сергиев Посад. Типография
Св.-Тр. Сергиевой Лавры, 1907.
Святоотеческое наследие
***
Молитва преподобному Ефрему Сирину:
- Молитва
преподобному Ефрему Сирину. Подвижник и
духовный писатель, живший в IV веке. С юных лет оставил
мир и удалился к отшельникам, после того, как попал
в тюрьму по ложному обвинению. После еще раз
подвергся клевете, но Богом был оправдан пред
людьми. Боролся против ариан, написал много
толковательных и нравственных сочинений, покаянных и
погребальных песнопений. Заступник невинно
оклеветанных и притесненных, покровитель иночества,
податель смирения и целомудрия
Акафист преподобному Ефрему Сирину:
- Акафист преподобному Ефрему Сирину
Труды преподобного Ефрема Сирина:
- На лукавых жен
- К нерадивой душе
- Вопросы и ответы
- О восьми помыслах
- Великопостная покаянная молитва
- "На слова, сказанные Господом: в мире сем скорбни будете (Ин.16:33), и о том, что человеку должно быть совершенным"
- "На пришествие Господне"
- "К монаху Иоанну"
- "Жизнь блаженного Аврамия и племянницы его Марии"
- "В подражание притчам"
- "В низложение гордыни"
- "В исправление тех, которые предаются страстям и домогаются почестей"
- "Блаженства. 55 глав"
- "Блаженства. 20 глав"
- "Похвальное слово Петру, Павлу, Андрею, Фоме, Луке и Иоанну, и на чтение из Евангелия от Иоанна"
- "Поучение падшему брату. О воздержании от плотских пожеланий, о борении и великой осмотрительности"
- "Поучение о том, что не должно соблазнять ближнего, и о правой жизни"
- "Поучение о безмолвии"
- "Послание"
- "Ответ утверждающим, что землетрясения бывают от подземных ветров"
- "Ответ на некоторые вопросы"
- "Ответ брату о священнике Илии"
- "Огласительное слово. Об оскудении добрых дел и о долготерпении Божием"
- "Обличение себе самому и исповедь"
- "Об утверждающих, что нет воскресения"
- "Об истинном отречении от мира, и о том, как душе обрести Бога, и для чего приходил Господь"
- "О том, что христиане не должны предаваться забавам"
- "О том, что не должно обольщаться эллинскими мнениями"
- "О том, что не должно дивиться временному и обольщаться приятностями жизни, и на псалом семьдесят второй"
- "О том, что не должно бояться укоризн за доброе дело"
- "О том, что монах не должен заботиться об одежде"
- "О том, что должно не смеяться и рассеиваться, но плакать и проливать о себе слезы"
- "О том, что должно избегать всяких вредных свиданий, и о воздержании"
- "О том, что братия должны жить между собою в единомыслии и любви"
- "О том, как приобретается человеком смиренномудрие. Сто глав"
- "О том, как монаху быть совершенным"
- "О тех, которые уловляют души в непотребство, утверждая, что ничего не значит дело сие"
- "О терпении, о кончине века и втором пришествии, о прилежном чтении божественных писаний и пользе безмолвия"
- "О терпении и сокрушении слово поучительное"
- "О терпении"
- "О суете настоящей жизни"
- "О страстях"
- "О смиренномудрии"
- "О сердечном сокрушении"
- "О свободе нашей и о том, что человек создан свободным"
- "О псалме"
- "О преспеянии в добродетели"
- "О правой жизни. Девяносто глав"
- "О посте"
- "О покаянии, о будущем суде, об удалении от обращения с женщинами и о роскошной жизни"
- "О покаянии и терпении"
- "О покаянии. Большое поучение"
- "О покаянии. Первое малое поучение"
- "О покаянии. Второе малое поучение"
- "О подвижнике Иулиане"
- "О памятовании смерти, о добродетели и о богатстве"
- "О необходимости бороться со врагом нашего спасения"
- "О рае"
- "О монахах"
- "О молитве. Первое поучение"
- "О молитве. Второе поучение"
- "О любви к бедным"
- "О любви"
- "О жене грешнице, помазавшей Господа миром"
- "О душевном страхе"
- "О духовном состоянии"
- "О добродетелях и страстях"
- "О добродетели. К младшему подвижнику. Четыре главы"
- "О добродетели. Десять глав"
- "О девстве"
- "О втором Господнем пришествии и о покаянии"
- "О вооружении монаху"
- "О воздержании, о том, что не должно соревновать грешникам, которые извиняются обстоятельствами времени, и о Ное"
- "О вере"
- "О брани с диаволом"
- "О блаженных обителях"
- "О блаженных местах"
- "О блаженствах и горе"
- "О Лоте и о приведении себя в безопасность"
- "Наставление монахам"
- "Наставление братиям"
- "На тех, которые ежедневно грешат и ежедневно каются"
- "На слова: "два будет на селе" (Мф.24:40)"
- "На слова: Вонми себе (Втор.4:9). Двенадцать глав"
- "Поучительные слова к египетским монахам"
- "Похвальное слово иже во святых отцу нашему Василию Великому"
- "Похвальное слово мученикам"
- "Похвальное слово святым четыредесяти мученикам"
- "Похвальное слово славным мученикам, во всем мире пострадавшим"
- "Поучение подвижникам"
- "Против исследователей естества Сына Божия"
- "Различные виды Божия промысла"
- "Седмь деланий у монаха"
- "Сказание о юродивой"
- "Слово душеполезное"
- "Слово на почивших о Христе"
- "Слово на святый пяток о кресте и о разбойнике"
- "Слово на честный и животворящий крест и на второе пришествие, а также о любви и милостыне"
- "Слово о Аврааме и Исааке"
- "Слово о внушениях ненавистника добру демона"
- "Слово о злоязычии и о страстях"
- "Слово о прекрасном Иосифе"
- "Слово о пророке Данииле и о трех святых отроках, в ответ утверждающему: "время лукаво, не могу спастись""
- "Слово о святом пророке Илие"
- "Слово о священстве"
- "Слово о страданиях Спасителя"
- "Слово о суде и об умилении"
- "Слово о том, как душа, когда искушает ее враг, должна со слезами молиться Богу"
- "Слово о том, что всегда должно иметь в мыслях день исшествия из сей жизни"
- "Слово подвижническое"
- "Слово подвижническое первое"
- "Слово увещательное"
- "Слово умилительное"
- "Слово умилительное первое"
- "Слово умилительное второе"
- "Слово первое. О скончавшихся отцах"
- "Слово второе. О скончавшихся отцах"
- "Советы подвижникам"
- "Толкование на книгу Второзаконие"
- "Толкование на книгу Исход"
- "Толкование на книгу Левит"
- "Толкование на книгу Числ"
- "Толкование на книгу пророчества Авдия"
- "Толкование на книгу пророчества Амоса"
- "Толкование на книгу пророчества Даниила"
- "Толкование на книгу пророчества Захарии"
- "Толкование на книгу пророчества Иезекииля"
- "Толкование на книгу пророчества Иоиля"
- "Толкование на книгу пророчества Малахии"
- "Толкование на книгу пророчества Михея"
- "Толкование на книгу пророчества Осии"
- "Толкование на первую книгу, то есть на книгу Бытия"
- "Толкование на послания божественного Павла. Первое послание к Фессалоникийцам"
- "Толкование на послания божественного Павла. Второе послание к Фессалоникийцам"
- "Толкование на послания божественного Павла. Первое послание к Тимофею"
- "Толкование на послания божественного Павла. Второе послание к Тимофею"
- "Толкование на послания божественного Павла. Послание к Галатам"
- "Толкование на послания божественного Павла. Послание к Евреям"
- "Толкование на послания божественного Павла. Послание к Ефесянам"
- "Толкование на послания божественного Павла. Послание к Колоссянам"
- "Толкование на послания божественного Павла. Послание к Титу"
- "Толкование на послания божественного Павла. Послание к Филиппийцам"
- "Толкование на послания божественного Павла. Первое послание к Коринфянам"
- "Толкование на послания божественного Павла. К Коринфянам второе послание"
- "Толкование на апокрифические послания коринфян к Апостолу Павлу и Апостола Павла к Коринфянам. К Коринфянам третье"
- "Толкование на послания божественного Павла. К Римлянам"
- "Надгробные песнопения"
- "О Церкви"
- "О Воскресении, смерти и сатане"
- "Слезные моления"
- "На слова: "Положи, Господи, хранение устом моим, и дверь ограждения о устнах моих""
- "На слова: "Сыне, моей премудрости внимай, к моим же словесем прилагай ухо твое""
- "На слова: "И се, вся сýетство и крушение духа""
- "Книга пророка Исаии"
- "На слова Исаии: Да возмется нечестивый, да не видит славы Господни"
- "Книга пророка Иеремии"
- "На слова Иеремии: "Горе нам, яко согрешихом""
- "На некоторые места "Плача Иеремии""
|