Ефрем Сирин. На слова: "И се, вся
сýетство и крушение духа" Еккл.1:14
Память: 28 января / 10 февраля
Преподобный Ефрем Сирин - подвижник и
духовный писатель, живший в IV веке. Написал много
толковательных и нравственных сочинений, покаянных и
погребальных песнопений.
Преподобный Ефрем Сирин. Икона
***
На слова: "И се, вся сýетство и крушение духа" Еккл.1:14
Пророк взывает и говорит: "Человек суете
уподо́бися... яко сень преходят...дни его и исчезает
жизнь его на земле" (Пс.143:4). "Сы́нове человечестии,
доколе... любите суету и ищете лжи?" (Пс.4:3). Быстро
течение мира сего; заботы его, богатство, стяжания
улетучиваются, как пар. "Преходит бо образ мира сего", –
как пишет апостол (1Кор.7:31). Время за временем спешит
и протекает, род за родом уходит и исчезает. И годы, и
месяцы, и дни взывают: "Преходит... образ мира". Кто
вступает в мир, тот уже на пути оставить его; и кто еще
в матерней утробе, тот приближается уже ко гробу, чтобы
вселиться там. Кто выходит на свет из матернего чрева,
тот идет уже в область смерти. Один приходит поселиться
в мире, другой идет уже вон. Один собирает и копит
богатство, другой оставляет его и отходит из жизни.
Смотри, как богатство переселяется из дома в дом, и
бедность также ходит из одного жилища в другое. "Суета́
су́етствий, всяческая суета́", – как написано
(Еккл.1:2). Мир подобен колесу, с которого свиваются
времена и годы. И бедствия его то же, что пар, и блага
его – ничто; бедствия его – не настоящие бедствия, и
блага его – не настоящие блага. Счастье мгновенно
превращается в скорбь. Едва пришла и настала радость, –
и уже нет ее, а на месте ее – скорби. Кто сегодня
веселится, тот наутро плачет и сетует. Полон радости
жених на брачном пиру и восхищается юностью супруги
своей; но вдруг приходит смерть, разлучает их друг с
другом, и последовавшая скорбь – больше предшествовавшей
радости. Иной блистает одеждами, украшен великолепно; но
убранство его проходит, как сон, и гроб его покрывает
паутина. Иной строит высокий чертог, величаво ходит по
обширным сеням; вдруг приходит конец его жизни, лежит он
распростертый на ложе, связан по рукам и ногам,
сомкнулись уста, не могут вымолвить слова; мраком
покрылись очи. Вон несут его из дома, не дают и дня
провести в великолепных палатах; как можно скорее
относят во гроб, где и будет его обитель. Вся жизнь его
была суета и крушение духа. Как сон пролетели дни его, и
не стало его больше. Иной стоит на высокой степени
могущества, полный высокомерия, теснит и угнетает
других, наполняет дом свой неправедным богатством; но
наступает конец жизни его, и падает он во прах. Все
богатство его – суета и крушение духа.
Ночи подобен мир, и все события его –
сонная греза, но душа погрязает в них и вводится в обман
призраками. Как сновидение обманывает ночью, так мир
обманывает своими обещаниями. Как сон обольщает душу
призраками и видениями, так мир обольщает своими
удовольствиями и благами. Обманчив бывает ночной сон; он
обогащает тебя найденными сокровищами, делает
властелином, дает тебе высокие чины, облекает в пышные
одежды, надмевает гордостью и в мечтательных призраках
представляет, как приходят и чествуют тебя люди. Но
миновала ночь, сон рассеялся и исчез: ты опять
бодрствуешь, и все те видения, какие представлялись тебе
во сне, стали чистой ложью. Так и мир обманывает своими
благами и богатствами; они проходят, как ночное
сновидение, и обращаются в ничто.
Тело засыпает в смерти, а душа
пробуждается, припоминает свои сновидения в этом мире,
стыдится их и краснеет. От внезапного изумления приходит
в ужас, содрогается и трепещет, когда обнаруживается
тайное; она уподобляется человеку, пробудившемуся от
сна, сокрушается напрасной печалью, что время ее
протекло, как сонная мечта, мучится при виде злых дел,
которые окружают ее отовсюду. Как глубокая тьма, перед
ней все скверные дела ее, и не знает она, куда бежать,
где укрыться, потому что злые дела ее стоят перед ней.
Тогда приступает к душе лукавый и начинает свои
истязания. Требует у нее, чтобы ясно представила
сновидения мира сего. Требует у нее того богатства,
которое лишило ее славы; ставит ее обнаженной,
издевается, ругается над ней. Требует у нее того
ненавистного нечестия, которое низвергает ее в геенну,
требует тех хищений, которые ввергают ее во тьму;
требует у нее той зависти, того обмана, которые
производят в ней скрежет зубов; требует у нее того
гнева, той вражды, которые готовят ей мучение. Приводит
к ней и делает явными все гнусные дела, не оставляет
сокрытым ни одного проступка, чтобы не поставить ей на
вид. Таковы-то горькие представления, которые вынуждает
у души лукавый, стоя перед ней. Поелику душа обольщалась
сонными мечтами, то мечты эти делаются для нее мучением.
Не будем же забывать, что мир преходит;
не будем обольщаться его удовольствиями; не станем
любить его обманчивость, потому что мир преходит, как
ночное сновидение.
Дни текут и улетают; часы бегут и не
останавливаются; в стремительном течении времени мир
приближается к концу своему. Ни один день не дозволяет
другому идти с ним вместе; ни один час не ждет другого,
чтобы лететь заодно. Как воду невозможно удержать и
остановить перстами, так не остается неподвижной и жизнь
рожденного от жены. Взвешена и измерена жизнь всякого,
вступающего в мир; нет ему ни средств, ни возможности
переступить за назначенный предел. Бог положил меру
жизни человека, и эту определенную меру дни делят на
части. Каждый день, незаметно для тебя, берет свою часть
из жизни твоей; каждый час со своей частицей неудержимо
бежит путем своим. Дни разоряют жизнь твою; часы
подламывают здание ее; и ты спешишь к своему концу,
потому что ты – пар. Дни и часы, как тати и хищники,
обкрадывают и расхищают тебя; нить жизни твоей
постепенно перерывается и сокращается. Дни предают
погребению жизнь твою, часы кладут ее в гроб; вместе с
днями и часами исчезает на земле жизнь твоя. Жизнь,
которой живешь ты сегодня, уходит и улетает с концом
этого же дня, потому что каждый день берет свою часть из
твоей жизни и с ней уходит. Каждый день предает
погребению свою часть, каждый час кладет во гроб свою
долю, и в быстром полете времени они уходят, исчезают,
обращаются в ничто. Дни требуют своего и берут это, часы
также берут свое и вынуждают у тебя это, чтобы
истощилась мера жизни твоей и скорее наступил конец.
Богом положена и измерена жизнь твоя на земле, и каждый
протекающий день берет из жизни своей долю свою, пока не
истощится вся. Как спешно текут дни, так быстро проходит
и пролетает и жизнь; нет у нее ни средств, ни
возможности остановиться и встать на одном месте. Если
солнце встанет в высоте, и луна будет задержана в
движении своем, то может остановиться и время,
определенное для жизни твоей, может оно перестать
стремиться к концу. Испытай на тени, что говорю тебе
истину; тень уверит тебя в справедливости слов моих.
Жизнь твоя проходит точно так же, как и тень не стоит на
месте. Отметь определенный предел, встань неподвижно и
смотри на тень своего тела. Как тень движется и не
останавливается на отмеченном пределе, так и жизнь твоя
проходит и поспешает к концу. С утра до вечера
перемещается тень твоего тела; от матерней утробы до
гроба простирается течение жизни твоей. Пядень твоя –
мера жизни твоей, и не простирается она дальше; персты
твои указывают на пять степеней этой меры. Малым перстом
начинается пядень твоя и оканчивается перстом большим.
Так младенчество – начало твоей жизни, а конец ее –
старость. Малым перстом, первым возрастом младенчества,
начинается жизнь твоя; потом идет она до второго перста
– неразумного детства; после этого человек стоит
посредине, – в горделивой и надменной юности; за этим
следует четвертый возраст совершенного мужа; потом мера
начинает умаляться, а так как не достает еще одной
степени, то приходит старость; это большой перст – конец
жизни. Вот мера твоя, если определено тебе совершить ее
вполне; часто же бывает, что придет смерть и не даст
дожить до конца, потому что Творец, по воле Своей,
сокращает пядень твоей жизни, чтобы зло пресеклось и не
продолжалось вместе с твоей жизнью. Итак, рука
показывает меру человеческой жизни; персты – образ пяти
степеней, по которым проходит человек.
Смотри же, за какой теперь держишься
перст, на какой стоишь степени, ибо не знаешь, на каком
персте внезапно постигнет тебя конец. "День Господень,
якоже тать" (1Фес.5:2), и поемлет тебя незаметно.
Проводи жизнь свою в мире, запасайся добрым напутием,
чтобы соединиться ей с Богом, и тебе, в конце ее, снова
обрести ее там, если здесь будешь жить добродетельно. А
если живешь нечестиво, то жизнь твоя проходит; она уже
потеряна; станешь искать ее, – и не найдешь. Если вода
вылита на землю, тебе невозможно ее пить; но если она
налита в сосуд, то сбережется тебе для питья. Не проводи
жизнь твою во гневе и ненависти, не трать ее на хищения
и обиды, иначе не найдешь ее. Непотребством и татьбой
(воровством) не уподобляй жизнь свою гнилой воде; иначе
поглотит ее земля, и глаз не увидит ее больше. Не в
зависти и коварстве, не в гневе и вражде, словом, не в
пороке каком проводи жизнь свою; иначе она потеряна, и
ты – действительно мертвец, потому что утратил жизнь
свою.
Ничто так не любезно для человека, как
жизнь; за нее, если бы можно было, отдал бы он целый
мир. Итак, гонись вослед за добрым, чтобы жизнь твоя,
хотя и течет она как вода, собралась опять в Боге. К
Богу направляй малый поток жизни своей, чтобы, когда
иссякнет здесь, сделался там морем жизни. Невелик у тебя
ручей жизни в этом преходящем мире; направь его к Богу,
чтобы сделался бездной жизни. День за днем струится и
утекает жизнь твоя; излей ее в Бога, чтобы обрести ее
для себя в том мире.
Да не обращает в ничто жизнь твою гнев,
да не губит ее грех; иначе ты – всецело мертв, потому
что совершенно лишен жизни. Если гнев вселится в душу
твою, то им уже уничтожен день твоей жизни; по крайней
мере, не дозволяй гневу переходить на другой день, чтобы
не погубил он всей жизни твоей. "Довлеет дневи злоба
его" (Мф.6:34), – как говорит Спаситель наш. Довольно
гневу, если погубит и один день твоей жизни; не давай
ему переночевать в душе твоей; да не зайдет солнце
прежде, нежели удалится от тебя гнев. Не добрый странник
поселился у тебя; гони, понуждай его выйти; не давай ему
места. С протекшим днем пусть пройдет и гнев, и не
остается в душе твоей; как без замедления протекает
каждый час, так да не медлит в тебе и гнев. Не давай
гневу почить в душе твоей; если переночует он, гораздо
труднее будет удалить его. Не дозволяй ему провести ночь
у тебя, не давай ему закиснуть и остаться в тебе, потому
что если гнев закиснет в душе, то растлит, помутит,
заразит, осквернит душу, и она сделается годной только
на зло. Худая закваска всему тесту сообщает дурной
запах; и гнев, если поживет в душе, оставит в ней свой
неприятный вкус. Люты змея и василиск (ядовитейший
змей); но гораздо злее их – гнев. Он губит, умерщвляет и
удаляет от Бога душу. Если в доме у себя увидишь змею, –
стараешься ее поймать и убить; а умерщвляющий тебя гнев
живет в душе твоей, и ты не гонишь его вон. Если где
увидишь лежащую змею, – бежишь прочь, боясь, чтобы не
ужалила тебя; а гневу, который полон смертоносного яда,
позволяешь оставаться в сердце твоем. Если змея ползет к
тебе в недро (пазуху), – трепет объемлет все твои члены;
но сердце твое – вертеп, наполненный василисками. Плоть
страждет и истлевает, если только дохнет василиск, а где
живет гнев, там губительный яд. Боишься ты ужаления змеи
и угрызения скорпиона, а не боишься угрызений гнева, не
страшно тебе жало вражды! Кому желательно, чтобы пришел
и укрылся у него василиск? Кто позовет к себе змею,
чтобы вошла и поселилась в недре его? Если не терпишь
этих лютых пресмыкающихся, то для чего терпишь в себе
тех, которые и их злее? Терпишь гнев, который злее
василиска, терпишь вражду, которая злее змеи! За
необдуманное слово, которое сказать подучил сатана,
широко растворяешь ты двери гневу, чтобы вошел и
поселился он в душе твоей; за презренную корысть ближний
заводит с тобой тяжбу, а ты призываешь к себе вражду,
чтобы пришла и расположилась в недре твоем. Когда
ярость, как бешеный пес, в тебе лает и изрыгает свою
слюну, – ты, вместо камня, брось в нее миром и запрети
гневу лаять. Гони его ясностью чела своего, кажись
веселым, а не досадующим; и воспрепятствуешь гневу
погубить сразу две души.
Ты, Боже, Который и высоты, и дольние
глубины умиротворил Кровью, истекшей из ребер Твоих,
пошли гневным мир Твой! Ты, Который восстановил мир
между горними и дольними, любовью усмири разъединившихся
и мир Твой посей между ними. Ты, Господи, "мир наш", как
писал ученик Твой (Еф.2:14); Твой мир да будет стражем
душ, умоляющих Тебя. "Мир оставляю вам, мир Мой даю
вам", – сказал Господь наш апостолам Своим и вознесся к
Отцу Своему (Ин.14:27). Когда с великой славой придет Он
паки, и ужасом объята будет тварь; когда труба возгласит
в высоте, и разорятся основания вселенной; когда
распадутся сомкнутые каменные пещеры, отверзутся все
гробы, и во мгновение ока все умершие восстанут
нетленными; когда совокупится прах человеческий, и ни
одна пылинка не останется не явившейся; когда горние и
дольние предстанут с великим трепетом, – тогда в
сретение нам да изыдет мир Твой, Господи, да встретит
нас умиротворение Твое.
Тебе хвала, а нам щедроты Твои,
Многомилостивый и Всещедрый!
Ефрем Сирин, преподобный
Азбука веры
***
Молитва преподобному Ефрему Сирину:
- Молитва
преподобному Ефрему Сирину. Подвижник и
духовный писатель, живший в IV веке. С юных лет оставил
мир и удалился к отшельникам, после того, как попал
в тюрьму по ложному обвинению. После еще раз
подвергся клевете, но Богом был оправдан пред
людьми. Боролся против ариан, написал много
толковательных и нравственных сочинений, покаянных и
погребальных песнопений. Заступник невинно
оклеветанных и притесненных, покровитель иночества,
податель смирения и целомудрия
Акафист преподобному Ефрему Сирину:
- Акафист преподобному Ефрему Сирину
Труды преподобного Ефрема Сирина:
- На лукавых жен
- К нерадивой душе
- Вопросы и ответы
- О восьми помыслах
- Великопостная покаянная молитва
- "На слова, сказанные Господом: в мире сем скорбни будете (Ин.16:33), и о том, что человеку должно быть совершенным"
- "На пришествие Господне"
- "К монаху Иоанну"
- "Жизнь блаженного Аврамия и племянницы его Марии"
- "В подражание притчам"
- "В низложение гордыни"
- "В исправление тех, которые предаются страстям и домогаются почестей"
- "Блаженства. 55 глав"
- "Блаженства. 20 глав"
- "Похвальное слово Петру, Павлу, Андрею, Фоме, Луке и Иоанну, и на чтение из Евангелия от Иоанна"
- "Поучение падшему брату. О воздержании от плотских пожеланий, о борении и великой осмотрительности"
- "Поучение о том, что не должно соблазнять ближнего, и о правой жизни"
- "Поучение о безмолвии"
- "Послание"
- "Ответ утверждающим, что землетрясения бывают от подземных ветров"
- "Ответ на некоторые вопросы"
- "Ответ брату о священнике Илии"
- "Огласительное слово. Об оскудении добрых дел и о долготерпении Божием"
- "Обличение себе самому и исповедь"
- "Об утверждающих, что нет воскресения"
- "Об истинном отречении от мира, и о том, как душе обрести Бога, и для чего приходил Господь"
- "О том, что христиане не должны предаваться забавам"
- "О том, что не должно обольщаться эллинскими мнениями"
- "О том, что не должно дивиться временному и обольщаться приятностями жизни, и на псалом семьдесят второй"
- "О том, что не должно бояться укоризн за доброе дело"
- "О том, что монах не должен заботиться об одежде"
- "О том, что должно не смеяться и рассеиваться, но плакать и проливать о себе слезы"
- "О том, что должно избегать всяких вредных свиданий, и о воздержании"
- "О том, что братия должны жить между собою в единомыслии и любви"
- "О том, как приобретается человеком смиренномудрие. Сто глав"
- "О том, как монаху быть совершенным"
- "О тех, которые уловляют души в непотребство, утверждая, что ничего не значит дело сие"
- "О терпении, о кончине века и втором пришествии, о прилежном чтении божественных писаний и пользе безмолвия"
- "О терпении и сокрушении слово поучительное"
- "О терпении"
- "О суете настоящей жизни"
- "О страстях"
- "О смиренномудрии"
- "О сердечном сокрушении"
- "О свободе нашей и о том, что человек создан свободным"
- "О псалме"
- "О преспеянии в добродетели"
- "О правой жизни. Девяносто глав"
- "О посте"
- "О покаянии, о будущем суде, об удалении от обращения с женщинами и о роскошной жизни"
- "О покаянии и терпении"
- "О покаянии. Большое поучение"
- "О покаянии. Первое малое поучение"
- "О покаянии. Второе малое поучение"
- "О подвижнике Иулиане"
- "О памятовании смерти, о добродетели и о богатстве"
- "О необходимости бороться со врагом нашего спасения"
- "О рае"
- "О монахах"
- "О молитве. Первое поучение"
- "О молитве. Второе поучение"
- "О любви к бедным"
- "О любви"
- "О жене грешнице, помазавшей Господа миром"
- "О душевном страхе"
- "О духовном состоянии"
- "О добродетелях и страстях"
- "О добродетели. К младшему подвижнику. Четыре главы"
- "О добродетели. Десять глав"
- "О девстве"
- "О втором Господнем пришествии и о покаянии"
- "О вооружении монаху"
- "О воздержании, о том, что не должно соревновать грешникам, которые извиняются обстоятельствами времени, и о Ное"
- "О вере"
- "О брани с диаволом"
- "О блаженных обителях"
- "О блаженных местах"
- "О блаженствах и горе"
- "О Лоте и о приведении себя в безопасность"
- "Наставление монахам"
- "Наставление братиям"
- "На тех, которые ежедневно грешат и ежедневно каются"
- "На слова: "два будет на селе" (Мф.24:40)"
- "На слова: Вонми себе (Втор.4:9). Двенадцать глав"
- "Поучительные слова к египетским монахам"
- "Похвальное слово иже во святых отцу нашему Василию Великому"
- "Похвальное слово мученикам"
- "Похвальное слово святым четыредесяти мученикам"
- "Похвальное слово славным мученикам, во всем мире пострадавшим"
- "Поучение подвижникам"
- "Против исследователей естества Сына Божия"
- "Различные виды Божия промысла"
- "Седмь деланий у монаха"
- "Сказание о юродивой"
- "Слово душеполезное"
- "Слово на почивших о Христе"
- "Слово на святый пяток о кресте и о разбойнике"
- "Слово на честный и животворящий крест и на второе пришествие, а также о любви и милостыне"
- "Слово о Аврааме и Исааке"
- "Слово о внушениях ненавистника добру демона"
- "Слово о злоязычии и о страстях"
- "Слово о прекрасном Иосифе"
- "Слово о пророке Данииле и о трех святых отроках, в ответ утверждающему: "время лукаво, не могу спастись""
- "Слово о святом пророке Илие"
- "Слово о священстве"
- "Слово о страданиях Спасителя"
- "Слово о суде и об умилении"
- "Слово о том, как душа, когда искушает ее враг, должна со слезами молиться Богу"
- "Слово о том, что всегда должно иметь в мыслях день исшествия из сей жизни"
- "Слово подвижническое"
- "Слово подвижническое первое"
- "Слово увещательное"
- "Слово умилительное"
- "Слово умилительное первое"
- "Слово умилительное второе"
- "Слово первое. О скончавшихся отцах"
- "Слово второе. О скончавшихся отцах"
- "Советы подвижникам"
- "Толкование на книгу Второзаконие"
- "Толкование на книгу Исход"
- "Толкование на книгу Левит"
- "Толкование на книгу Числ"
- "Толкование на книгу пророчества Авдия"
- "Толкование на книгу пророчества Амоса"
- "Толкование на книгу пророчества Даниила"
- "Толкование на книгу пророчества Захарии"
- "Толкование на книгу пророчества Иезекииля"
- "Толкование на книгу пророчества Иоиля"
- "Толкование на книгу пророчества Малахии"
- "Толкование на книгу пророчества Михея"
- "Толкование на книгу пророчества Осии"
- "Толкование на первую книгу, то есть на книгу Бытия"
- "Толкование на послания божественного Павла. Первое послание к Фессалоникийцам"
- "Толкование на послания божественного Павла. Второе послание к Фессалоникийцам"
- "Толкование на послания божественного Павла. Первое послание к Тимофею"
- "Толкование на послания божественного Павла. Второе послание к Тимофею"
- "Толкование на послания божественного Павла. Послание к Галатам"
- "Толкование на послания божественного Павла. Послание к Евреям"
- "Толкование на послания божественного Павла. Послание к Ефесянам"
- "Толкование на послания божественного Павла. Послание к Колоссянам"
- "Толкование на послания божественного Павла. Послание к Титу"
- "Толкование на послания божественного Павла. Послание к Филиппийцам"
- "Толкование на послания божественного Павла. Первое послание к Коринфянам"
- "Толкование на послания божественного Павла. К Коринфянам второе послание"
- "Толкование на апокрифические послания коринфян к Апостолу Павлу и Апостола Павла к Коринфянам. К Коринфянам третье"
- "Толкование на послания божественного Павла. К Римлянам"
- "Надгробные песнопения"
- "О Церкви"
- "О Воскресении, смерти и сатане"
- "Слезные моления"
- "На слова: "Положи, Господи, хранение устом моим, и дверь ограждения о устнах моих""
- "На слова: "Сыне, моей премудрости внимай, к моим же словесем прилагай ухо твое""
- "На слова: "И се, вся сýетство и крушение духа""
- "Книга пророка Исаии"
- "На слова Исаии: Да возмется нечестивый, да не видит славы Господни"
- "Книга пророка Иеремии"
- "На слова Иеремии: "Горе нам, яко согрешихом""
- "На некоторые места "Плача Иеремии""
|