Ефрем Сирин. О восьми помыслах
Память: 28 января / 10 февраля
Преподобный Ефрем Сирин - подвижник и
духовный писатель, живший в IV веке. Написал много
толковательных и нравственных сочинений, покаянных и
погребальных песнопений.
Преподобный Ефрем Сирин. Икона
***
О восьми помыслах
Знай, чадо, что восемь помыслов,
которыми производится все худое: чревоугодие, блуд,
сребролюбие, гнев, безвременная печаль, уныние,
тщеславие, гордость. Они-то ведут брань со всяким
человеком. А ты, чадо, если хочешь препобедить
чревоугодие, возлюби воздержание, имей страх Божий, и
победишь. Если же хочешь препобедить блуд, возлюби
бдение и жажду, помышляй всегда о смерти, и никогда не
имей бесед с женщиною, и победишь. Если хочешь
препобедить сребролюбие, возлюби нестяжательность и
нерасточительность. Если хочешь препобедить гнев,
приобрети кротость и великодушие и содержи в мысли,
сколько зла делали Иудеи Господу нашему Иисусу Христу,
и. однако, же Он, как человеколюбец Бог, не гневался на
них, а напротив того молился за них, говоря: Отче,
отпусти им грех сей: не ведят бо, что творят (Лк.23:34).
Если хочешь преодолеть безвременную печаль, никогда не
печалься о чем-либо временном; но если тебя язвят словом,
или беспокоят, или бесчестят, не печалься, а напротив
того радуйся. Тогда только печалься, когда согрешишь; но
и в сем случае соблюдай меру, чтобы не впасть в отчаяние,
и не погибнуть. Если хочешь препобедить уныние, займись
хотя не надолго каким-нибудь рукоделием, или читай, или
часто молись. Если хочешь препобедить тщеславие, не люби
похвал, ни почестей, ни хороших одежд, ни предпочтения,
напротив того люби, чтоб порицали и бесчестили, взводя
на тебя ложь: и укоряй сам себя, что ты грешнее всякого
грешника. Если хочешь препобедить гордость; что ни
делаешь, не говори, что делается сие собственными твоими
трудами, или собственными твоими силами, но постишься ли,
проводишь ли время во бдении, спишь ли на голой земле,
поешь ли псалмы, или прислуживаешь, или кладешь много
земных поклонов, говори, что при Божией помощи и при
Божием покровительстве делается сие, а не моею силою и
не моим старанием.
Старайся, чадо, всегда быть
простосердечным и искренним, и не держи одно на сердце,
а другое в устах; потому что это - коварство. Будь
правдолюбив и нелжив; потому что ложь от лукавого. Не
воздавай злом за зло, но если кто сделает тебе зло,
прости его, чтобы и тебя Бог простил. Если борет тебя
злопамятство, от всей души помолись о том брате,
злопамятство отступит от тебя. Смотри, не допускай в
себя страсть зависти, чтобы диавол не поглотил тебя
живого, но скорее исповедуйся и моли Бога, чтобы избавил
тебя от таковой опасности. Если видишь согрешающего, не
разглашай его греха, не осуждай его, не питай к нему
ненависти, чтобы и тебе не впасть в тот же грех, а лучше
скажи: "я хуже его; и сего дня согрешил он, а на утро
согрешу я". Знай же и то, что бесы боятся молчания,
поста, бдения, воздержания, смирения, молитв, слез и
прочих добродетелей монаха. Если хочешь, чтоб Бог
даровал тебе слезы, сокрушение и бесстрастие,
непрестанно приводи себе на память смерть и гроб свой.
Если обольщен будешь диаволом и впадешь
в малый или великий грех, не приходи в отчаяние и не
доводи себя до погибели, но прибегни к исповеди и к
покаянию, и Бог не отвратится от тебя. Ему слава во веки!
Аминь.
Тебя приемлет Бог. Не люби ходить в
города. Ибо если не будешь видеть лукавого, то
останешься чистым. Не пей вина до опьянения, иначе
сделаешь, что сердце твое с неистовством устремится к
удовольствиям. Не ешь по два раза в день, чтобы не
огрубело тело твое, а с ним не окрепли и страсти. Не
запирай двери своей пред странником; потому что в нюже
меру мериши, возмерится тебе (Мф.7:2). Посещай больных,
да и тебя посетит Бог. Не много спи, но неотступно проси
помощи Божией, да избежиши яко птица от сети (Притч.6:5).
Не много говори, чтобы не впасть в ложь. Ничего не
приобретай себе сверх потребности своей, но живи с
умеренным достатком. Безмолвствуй, и делай свое дело.
Всею силою держи в узде язык и чрево. Имей
смиренномудрие: будь как незнающий и невежда. Будь
кроток со всеми людьми. Много вреда от говорливости и
смеха; и муж благоразумный соблюдает безмолвие. Имей
всегда пред очами своими скорбь и смерть, и никогда
искушение не приведет тебя в отчаяние. И вечером и утром
испытывай сам себя, как провел ты время. Но этого
невозможно сделать без труда. Знай, что как земля не
может приносить плодов сама собою без семени и воды: так
и человеку невозможно принести плод без злострадания и
смиренномудрия. Непрестанно заботься о себе, как о
Божием образе. Бойся Бога, как обязанный дать Ему ответ
о всех делах своих. Ежедневно спрашивай себя, какую
страсть победил ты. Кто верует, что будет суд, тот не
судит ни одного человека, но охраняет себя даже от
малого и неважного. Кто верует, что тело его воскреснет,
тот заботится очистить его от осквернения. Итак,
возлюбленный, утвердись в страхе Божием, храня и
исполняя все, что должно тебе делать, не полагая
преткновений совести своей; но будь к ней внимателен,
чтобы и она была стражем твоим и показывала каждый раз,
во что ты впадаешь, а не оставляла тебя, попуская впасть
в руки врагов твоих. Знай, что, когда ум монаха начнет
убегать своей воли и прибегать к Богу, сперва нападает
на него уныние. К истреблению же уныния служит молитва и
непрестанное размышление о Боге: размышление же
поддерживается воздержанием; а воздержание охраняется
телесным трудом. Таков тесный путь, вводяй в живот (Мф.7:14).
И вот теснота пути, как в зеркале,
открывается монахам в слове. Ибо все настоящее для них
горько; иметь собственность опасно, пользоваться ею
ненадежно, отказаться от нее болезненно; убожество
горько, скудость мучительна, подвижничество тяжело,
воздержание многотрудно, строгость жизни не безопасна,
молчание мучительно. Монах, если обличит, обязан бывает
положить земной поклон; если смолчит, ослабевает в
ревности по Богу. Во всяком добром деле ненавистник
добра - демон противопоставил подобное ему худое дело:
милостыне противоположил корысть, подвижничеству
самомнение, бдению обвинение в сонливости, молитве
леность, нестяжательности скупость, любви лесть,
странноприимству холодность или чревоугодие. Все смешал
он, все привел в слитность, во всем стал участвовать.
Монашеское житие в опасности наконец рушиться. Глава и
ноги терпят вред, глаза и руки страждут недугом.
Приобретение собственности ослабило веру, употребление
изменило подвижничество; самовластие делает насилие
смиренномудрию, приобретение временного низложило
надежду; деятельность телесная помрачила собою душевное
дело; попечение о плоти ослабило внушения ума; совесть
не берет на себя труда привести в сокрушение мысль.
Помыслы не спешат содействовать покаянию, и, если не
ошибаюсь, говоря это, то подобное сему состояние есть
образ плена. Ибо мы ослеплены и не хотим вразумиться,
что душа не может делать вместе и добра и зла, худое же
предприимлет, прикрываясь добрым: во время поста
тщеславится, при воздержании гордится; не хочет внять
Богу, Который говорит: никтоже может двема господинома
работами (Мф.6:20).
Итак, если истинно возлюбил ты Господа,
и прилагаешь старание улучить будущее царствие, и дал
обет трудиться по причине своих грехопадений, то помни
суд и вечное мучение, со страхом ожидая исшествия своего
из этого мира. Не имей пристрастия ни к деньгам, ни к
имению, ни к родителям, ни к мирской славе, ни к друзьям,
ни к родным, ни к братьям, и вовсе ни к чему земному; не
имей ни заботы, ни попечения о сем. Но, прервав всякую
связь, отложив заботу, и возненавидев сие, даже
собственную плоть свою обнажив от всего этого,
беспечально и неленостно иди в след за Христом, взирая
всегда на небо и оттуда ожидая себе помощи. Ибо смерть
внезапна, суд близок, и горе неготовому!
Горе тебе, душа, что пребываешь
бесчувственною в настоящей жизни, каждый день предаваясь
роскоши, смеху, рассеянности и живя распутно; в будущий
век будешь плакать, подобно богачу, мучимая во пламени
вечного огня.
Горе тебе, душа, что не выносишь никакой
скорби, причиняемой тебе братом, ни даже жесткого слова,
но тотчас вступаешь в противоречие и сопротивление, а за
сие теряешь венец терпения и кротости, и будешь на веки
осуждена с памятозлобивыми.
Горе тебе, душа, что ненавидишь и
поносишь брата своего, или терпишь, когда другие делают
тоже, за это будешь наказана с убийцами. Ибо сказано: ненавидяй
брата своего человекоубийца есть (1Ин.3:15).
Горе тебе, душа, что пренебрегаешь Божии
заповеди и предполагаешь, что спасение в одном образе и
имени монаха. Ибо в страшный день услышишь, что Господь
скажет: не всяк глаголяй Ми, Господи, Господи, внидет в
царствие небесное; но творяй волю Мою (Мф.7:21). Идите
от Мене проклятии во огнь вечный, уготованный диаволу и
аггелом его (Мф. 25:41).
Горе тебе, душа, что любишь славу
человеческую, и почести, и нарядные одежды, и
приобретение вещественного; посему в день суда будешь
мерзка пред Богом, отринута от лица Его и сопричислена к
надменным бесам.
Горе тебе, душа, что каждый день
грешишь, а покаяние отлагаешь день за день. Постигнет
тебя смерть, как тать в ночи, внезапно, и связанная
отведена будешь в геенну огненную, без пользы проливая
слезы, и обвиняя свое неразумие.
Горе тебе, душа, что не трепещешь,
помышляя, как в страшный день суда, когда и Силы
небесные подвигнутся от страха, явишься ты лицу Божию,
имея на себе гнусную и оскверненную ризу.
Ефрем Сирин, преподобный
Цитировано по:
Творения. Т.2. Репринтное
издание. - М.: Издательский отдел Московского
Патриархата, 1993. -С. 390-395. // Творения иже во
святых Отца нашего Ефрема Сирина. Писания
духовно-нравственные. - Сергиев Посад. Типография
Св.-Тр. Сергиевой Лавры, 1907.
Святоотеческое наследие
***
Молитва преподобному Ефрему Сирину:
- Молитва
преподобному Ефрему Сирину. Подвижник и
духовный писатель, живший в IV веке. С юных лет оставил
мир и удалился к отшельникам, после того, как попал
в тюрьму по ложному обвинению. После еще раз
подвергся клевете, но Богом был оправдан пред
людьми. Боролся против ариан, написал много
толковательных и нравственных сочинений, покаянных и
погребальных песнопений. Заступник невинно
оклеветанных и притесненных, покровитель иночества,
податель смирения и целомудрия
Акафист преподобному Ефрему Сирину:
- Акафист преподобному Ефрему Сирину
Труды преподобного Ефрема Сирина:
- На лукавых жен
- К нерадивой душе
- Вопросы и ответы
- О восьми помыслах
- Великопостная покаянная молитва
- "На слова, сказанные Господом: в мире сем скорбни будете (Ин.16:33), и о том, что человеку должно быть совершенным"
- "На пришествие Господне"
- "К монаху Иоанну"
- "Жизнь блаженного Аврамия и племянницы его Марии"
- "В подражание притчам"
- "В низложение гордыни"
- "В исправление тех, которые предаются страстям и домогаются почестей"
- "Блаженства. 55 глав"
- "Блаженства. 20 глав"
- "Похвальное слово Петру, Павлу, Андрею, Фоме, Луке и Иоанну, и на чтение из Евангелия от Иоанна"
- "Поучение падшему брату. О воздержании от плотских пожеланий, о борении и великой осмотрительности"
- "Поучение о том, что не должно соблазнять ближнего, и о правой жизни"
- "Поучение о безмолвии"
- "Послание"
- "Ответ утверждающим, что землетрясения бывают от подземных ветров"
- "Ответ на некоторые вопросы"
- "Ответ брату о священнике Илии"
- "Огласительное слово. Об оскудении добрых дел и о долготерпении Божием"
- "Обличение себе самому и исповедь"
- "Об утверждающих, что нет воскресения"
- "Об истинном отречении от мира, и о том, как душе обрести Бога, и для чего приходил Господь"
- "О том, что христиане не должны предаваться забавам"
- "О том, что не должно обольщаться эллинскими мнениями"
- "О том, что не должно дивиться временному и обольщаться приятностями жизни, и на псалом семьдесят второй"
- "О том, что не должно бояться укоризн за доброе дело"
- "О том, что монах не должен заботиться об одежде"
- "О том, что должно не смеяться и рассеиваться, но плакать и проливать о себе слезы"
- "О том, что должно избегать всяких вредных свиданий, и о воздержании"
- "О том, что братия должны жить между собою в единомыслии и любви"
- "О том, как приобретается человеком смиренномудрие. Сто глав"
- "О том, как монаху быть совершенным"
- "О тех, которые уловляют души в непотребство, утверждая, что ничего не значит дело сие"
- "О терпении, о кончине века и втором пришествии, о прилежном чтении божественных писаний и пользе безмолвия"
- "О терпении и сокрушении слово поучительное"
- "О терпении"
- "О суете настоящей жизни"
- "О страстях"
- "О смиренномудрии"
- "О сердечном сокрушении"
- "О свободе нашей и о том, что человек создан свободным"
- "О псалме"
- "О преспеянии в добродетели"
- "О правой жизни. Девяносто глав"
- "О посте"
- "О покаянии, о будущем суде, об удалении от обращения с женщинами и о роскошной жизни"
- "О покаянии и терпении"
- "О покаянии. Большое поучение"
- "О покаянии. Первое малое поучение"
- "О покаянии. Второе малое поучение"
- "О подвижнике Иулиане"
- "О памятовании смерти, о добродетели и о богатстве"
- "О необходимости бороться со врагом нашего спасения"
- "О рае"
- "О монахах"
- "О молитве. Первое поучение"
- "О молитве. Второе поучение"
- "О любви к бедным"
- "О любви"
- "О жене грешнице, помазавшей Господа миром"
- "О душевном страхе"
- "О духовном состоянии"
- "О добродетелях и страстях"
- "О добродетели. К младшему подвижнику. Четыре главы"
- "О добродетели. Десять глав"
- "О девстве"
- "О втором Господнем пришествии и о покаянии"
- "О вооружении монаху"
- "О воздержании, о том, что не должно соревновать грешникам, которые извиняются обстоятельствами времени, и о Ное"
- "О вере"
- "О брани с диаволом"
- "О блаженных обителях"
- "О блаженных местах"
- "О блаженствах и горе"
- "О Лоте и о приведении себя в безопасность"
- "Наставление монахам"
- "Наставление братиям"
- "На тех, которые ежедневно грешат и ежедневно каются"
- "На слова: "два будет на селе" (Мф.24:40)"
- "На слова: Вонми себе (Втор.4:9). Двенадцать глав"
- "Поучительные слова к египетским монахам"
- "Похвальное слово иже во святых отцу нашему Василию Великому"
- "Похвальное слово мученикам"
- "Похвальное слово святым четыредесяти мученикам"
- "Похвальное слово славным мученикам, во всем мире пострадавшим"
- "Поучение подвижникам"
- "Против исследователей естества Сына Божия"
- "Различные виды Божия промысла"
- "Седмь деланий у монаха"
- "Сказание о юродивой"
- "Слово душеполезное"
- "Слово на почивших о Христе"
- "Слово на святый пяток о кресте и о разбойнике"
- "Слово на честный и животворящий крест и на второе пришествие, а также о любви и милостыне"
- "Слово о Аврааме и Исааке"
- "Слово о внушениях ненавистника добру демона"
- "Слово о злоязычии и о страстях"
- "Слово о прекрасном Иосифе"
- "Слово о пророке Данииле и о трех святых отроках, в ответ утверждающему: "время лукаво, не могу спастись""
- "Слово о святом пророке Илие"
- "Слово о священстве"
- "Слово о страданиях Спасителя"
- "Слово о суде и об умилении"
- "Слово о том, как душа, когда искушает ее враг, должна со слезами молиться Богу"
- "Слово о том, что всегда должно иметь в мыслях день исшествия из сей жизни"
- "Слово подвижническое"
- "Слово подвижническое первое"
- "Слово увещательное"
- "Слово умилительное"
- "Слово умилительное первое"
- "Слово умилительное второе"
- "Слово первое. О скончавшихся отцах"
- "Слово второе. О скончавшихся отцах"
- "Советы подвижникам"
- "Толкование на книгу Второзаконие"
- "Толкование на книгу Исход"
- "Толкование на книгу Левит"
- "Толкование на книгу Числ"
- "Толкование на книгу пророчества Авдия"
- "Толкование на книгу пророчества Амоса"
- "Толкование на книгу пророчества Даниила"
- "Толкование на книгу пророчества Захарии"
- "Толкование на книгу пророчества Иезекииля"
- "Толкование на книгу пророчества Иоиля"
- "Толкование на книгу пророчества Малахии"
- "Толкование на книгу пророчества Михея"
- "Толкование на книгу пророчества Осии"
- "Толкование на первую книгу, то есть на книгу Бытия"
- "Толкование на послания божественного Павла. Первое послание к Фессалоникийцам"
- "Толкование на послания божественного Павла. Второе послание к Фессалоникийцам"
- "Толкование на послания божественного Павла. Первое послание к Тимофею"
- "Толкование на послания божественного Павла. Второе послание к Тимофею"
- "Толкование на послания божественного Павла. Послание к Галатам"
- "Толкование на послания божественного Павла. Послание к Евреям"
- "Толкование на послания божественного Павла. Послание к Ефесянам"
- "Толкование на послания божественного Павла. Послание к Колоссянам"
- "Толкование на послания божественного Павла. Послание к Титу"
- "Толкование на послания божественного Павла. Послание к Филиппийцам"
- "Толкование на послания божественного Павла. Первое послание к Коринфянам"
- "Толкование на послания божественного Павла. К Коринфянам второе послание"
- "Толкование на апокрифические послания коринфян к Апостолу Павлу и Апостола Павла к Коринфянам. К Коринфянам третье"
- "Толкование на послания божественного Павла. К Римлянам"
- "Надгробные песнопения"
- "О Церкви"
- "О Воскресении, смерти и сатане"
- "Слезные моления"
- "На слова: "Положи, Господи, хранение устом моим, и дверь ограждения о устнах моих""
- "На слова: "Сыне, моей премудрости внимай, к моим же словесем прилагай ухо твое""
- "На слова: "И се, вся сýетство и крушение духа""
- "Книга пророка Исаии"
- "На слова Исаии: Да возмется нечестивый, да не видит славы Господни"
- "Книга пророка Иеремии"
- "На слова Иеремии: "Горе нам, яко согрешихом""
- "На некоторые места "Плача Иеремии""
|