Ефрем Сирин. Слово подвижническое первое
Память: 28 января / 10 февраля
Преподобный Ефрем Сирин - подвижник и духовный писатель,
живший в IV веке. Написал много толковательных и
нравственных сочинений, покаянных и погребальных песнопений.
Преподобный Ефрем Сирин. Икона
***
Слово подвижническое первое
Если кто хочет истинно предать себя
Господу, чтобы получить обетование царствия, то, поелику
лукавый противоборствует всеми способами, многоразлично
нападая на всякую душу, прежде всего должно каждому
восприять крепкую веру и твердую надежду, чтобы ими
можно было угасить разжженные стрелы лукавого. Посему
пусть сопротивник употребляет тысячи средств, желая
ослабить произволение, отвлечь от упования и любви ко
Господу, различно нападая на душу, или посредством духов
злобы причиняя ей внутренние скорби, или всевая в нее
лукавые, суетные, непозволительные и скверные помыслы,
приводя ей на память прежние грехи, даже осуждая душу,
чтоб произволение ее пришло в расслабление, при мысли,
что невозможно получить спасение (а чрез это душа
ввергается в безнадежность, рассуждая что из нее самой
рождаются в сердце сии нелепости суетных и лукавых
помыслов, а не всеваются в нее чуждым духом, носящим
внутрь ее грех, между тем, как мысль сию внушает злоба
врага, которая, чтоб довести душу до отчаяния, не хочет
сделать известным, что при душе есть чуждый Богу дух
мирского заблуждения); пусть также труды телесные
приводят в немощь, или людьми бывают нанесены поругания
и скорби; если всем этим лукавый старается побороть
душу, человек да не теряет надежды на Господа, но всякий
раз более и более да прилепляется к Нему, как к единому
благому, человеколюбивому, могущему исцелить душевные
немощи, Его всегда любя, о Нем размышляя, и в себе самом
рассуждая так: "если я отступлю от Бога, и оставлю
правую подвижническую жизнь, то куда могу придти, как не
в погибель, как скоро предамся советам лукавого?" Итак,
если лукавый в каждого из братий ежедневно будет
тысячами пускать острия разжженных стрел, порочных
страстей, нелепых и лукавых помыслов, чтоб совратить с
пути правды и привести в расслабление и отчаяние, то тем
паче должно прибегать к Богу и на Него возлагать
надежду. Ибо Ему угодно, чтоб сим испытаны были души, к
Нему прибегающие, и в действительности стало известным,
что они, возненавидев все, возлюбили единого Бога, и
претерпев много зла от злобы вражеской за то, что
приближаются к единому Богу и исполняют Его волю, еще
большую приобрели к Нему приверженность, и презрев
тысячи смертей, возлюбили единого Бога, возжелав быть
наследниками Его одного, возлюбили единого Бога, признав
маловажными все свои старания и труды ежедневные и
подвиги, и сознав, что не могут сделать ничего
достойного чаемых благ. Ибо тысячи лет века сего то же в
сравнении с вечным и нетленным миром, как если бы кто
взял одну песчинку из всего множества морских песков.
Так беспредельны, бесконечны и неизменны век праведных и
царство небесное. А потому таковые души, разумно
подвизавшиеся, с таким упованием ожидавшие, в надежде на
Господа прошедшие всякую скорбь и твердо державшиеся
таковой надежды, не постыдятся, но улучат вечную и
истинную жизнь, оказавшись благоискусными в искушениях,
по сказанному: Кто ны разлучит от любве Божия? Скорбь
ли, или теснота, или гонение, или нагота, или беда, или
меч и т.д. (Рим.8:35)? И еще: скорбь терпение
соделывает, терпение же искусство, искусство же упование
(Рим.5:3.4). И Господь сказал: в терпении вашем стяжите
души ваша (Лк.21:19); и еще: претерпевый до конца, той
спасется (Мф.24:13).
Посему все скорби, причиняемые лукавым,
если человек переносит их мужественно, находя себе опору
и утверждение в надежде и великодушии, делают его еще
более благоискусным. Ибо рассуди: если бы поставили тебя
единым царем всей земли, и тебе одному принесли
сокровища вселенной, и ты бы один царствовал и обладал
вселенною с тех пор, как сотворен род человеческий, и до
окончания века; то неужели бы променял ты на это
истинную, беспредельную, вечную жизнь и царство
небесное, которому нет ни конца, ни преемства? Явно, что
если здраво рассудишь, то скажешь: "нет, да не будет
того, чтоб беспредельное царство променял я на тленное";
как и Господь сказал: кая польза человеку, аще мир весь
приобрящет, душу мое свою отщетит? Или что даст человек
измену за душу свою(Мф.16:26)? Поэтому мира всего, и
царства его, и денег и славы драгоценнее и досточестнее
одна душа. Потому самому и драгоценно для нас небесное
царство, что ни одной твари, ни неба, ни солнца, ни
луны, ни звезд, ни земли, ни моря, ни другой какой из
видимых тварей не благоволил Бог соделать причастницею
Своего естества и вознести к Отцу, кроме одного
человека, возлюбившего Его паче всего. Итак если,
взвесив здравым смыслом великие твари мира, или
богатство, или самое земное царство, не согласишься
променять на них вечного и небесного царства жизни; то
как же многие меняют оное на жалкие и ничтожные вещи в
мире, например, на какое-нибудь пожелание мира сего, или
на суетную славу, или на гнусную корысть? Ибо кто любит
что-нибудь в мире сем и привязывается к какой бы то ни
было мирской и тленной вещи, тот на вещь сию меняет
небесное царство. Кто что любит, то и бывает для него
богом, как сказано: имже бо кто побежден бывает, сему и
работен есть (1Пет.2:19). А кто действительно желает
бессмертной жизни и вожделевает небесного царства, тому
надобно стать выше и больше всего, что есть в веке сем,
простираться далее всех пределов, полагаемых миром, и
выше всякой земной славы, расторгнуть все узы вещества,
возлюбить небесную славу Христову, и к любви сей не
примешивать ничего иного, и ничего не любить в сем веке,
или в сей жизни. Кто действительно восприял истинную
любовь к Богу, тот, как меч обоюдоострый, отсекает
всякую иную любовь мира сего, и расторгает всякие
вещественные узы. Такую душу не может удержать ничто
видимое, ни удовольствие, ни слава, ни богатство, ни узы
плотской любви, ни что-либо вещественное; напротив того,
душа, любящая единого Бога, кроме Его не любит ничего
другого в мире сем, но чтобы всею своею любовию и волею
зависеть от Него единого и к Нему одному быть
прилепленною, всякую земную и вещественную любовь
преодолевает и препобеждает. Обоюдоострый меч - любовь
Духа, приобретенная собственною малоценною любовью. Сия
любовь, подобная мечу, может рассечь всякое вещество,
простираться далее всех земных пределов, сочетаваться с
единым Богом и во всем исполнять Его волю. Посему
великие нужны подвиги и усиленные труды, чтобы пожать
великие обетования вечной жизни; для сего человеку
надобно всецело предать себя Господу, как написано, всем
сердцем и всею силою, крепостью и волею (Мф.22:37), и
зависеть от Него и распинать себя душою и телом
непрестанно и неослабно во всех святых Его заповедях,
чтобы можно было улучить обетованную жизнь любящим Бога
и желающим сподобиться жизни святой.
Если в земном, переходящем и тленном
царстве подъемлются великие старания, усилия, труды и
беспокойства, чтобы желающие могли преуспевать и с
некоторою честью достигать преходящей славы или власти;
то тем паче со всем усердием надлежит трудиться,
беспокоиться и подвизаться для вечного, нестареющегося и
нетленного царства, из одной радости наследовать такую
бессмертную славу. Ужель кажется тебе справедливым,
чтобы земные и преходящие вещи и тленная слава требовали
таких усилий и трудов, а для приобретения надежды, -
нестареющиеся и нескончаемые веки веков царствовать со
Христом, - не надлежало даже этого краткого времени
пребывания твоего на земле употребить на труды и
подвиги, чтобы впоследствии целые веки царствовать тебе
в Боге? Думаю, что и самым недальним умом одаренному
покажется явно справедливою мыслью: лучше краткое время
подвизаться и быть в борьбе, чтобы одержать победу на
веки, нежели краткое время проведя недоблестно, но
изнеженно, и предаваясь земным удовольствиям, понести
поражение и вечный стыд. Ибо, когда посвящает кто жизнь
свою на дела добрые и на все то, что требуется в
Писании, тогда всякое слово, писание и сочинение, даже
книги нехристианских философов провозглашают о сем,
хваля такого человека и величаясь им, и всякий язык
свидетельствует о нем, что дела его согласны с требуемым
в Писании. Тот истинный философ пред Богом, кто всегда
противится худым желаниям своим. А кто украшается и
хвалится благовидным именем любомудрия, но не подчиняет
себе пожеланий своих, тот без сомнения признан будет
немудрым и глупым, по испытании его в неразумных
страстях. Итак, человеку Божию надлежит не многословию
предаваться, но быть внимательным к делу истины,
упражняться и проводить жизнь в таких занятиях, какие
предписаны Священным Писанием; потому что в Божием
Писании, равно как и в мирских книгах, везде говорится о
добрых делах, и определяются наказания за худую
нравственность. Посему если проводишь жизнь в доблестных
делах добродетели, ведешь себя хорошо и честно, то все
заговорят о тебе, и память твою будут возвещать всякому,
кто проводит жизнь в тех же делах восхваляемой всеми
добродетели.
Итак, приложим старание жить всегда по
заповедям Господним, в надежде получить наследие толиких
благ, и будем всегда ожидать причастия Духа, чтобы,
освятившись здесь душою и телом, и, по причастии Духа,
исполнив все заповеди, соделаться достойными Христа; а
таким образом сподобившись, чрез общение Духа, стать
сынами Небесного Отца, соделавшись наследниками Богу, и,
по Апостольскому слову, сонаследниками Христу
(Рим.8:17), сподобиться нам участия в вечных благах со
Христом в бесконечные веки! Аминь.
Ефрем Сирин, преподобный
Цитировано по:
Святой Ефрем Сирин. Творения. Т.3.
Репринтное издание. - М.:
Издательский отдел Московского
Патриархата, 1994, - С.34-39. //
Творения иже во святых Отца нашего
Ефрема Сирина. Писания
духовно-нравственные. - Сергиев Посад.
Типография Св.-Тр.
Сергиевой Лавры, 1907
Святоотеческое наследие
***
Молитва преподобному Ефрему Сирину:
- Молитва
преподобному Ефрему Сирину. Подвижник и
духовный писатель, живший в IV веке. С юных лет оставил
мир и удалился к отшельникам, после того, как попал
в тюрьму по ложному обвинению. После еще раз
подвергся клевете, но Богом был оправдан пред
людьми. Боролся против ариан, написал много
толковательных и нравственных сочинений, покаянных и
погребальных песнопений. Заступник невинно
оклеветанных и притесненных, покровитель иночества,
податель смирения и целомудрия
Акафист преподобному Ефрему Сирину:
- Акафист преподобному Ефрему Сирину
Труды преподобного Ефрема Сирина:
- На лукавых жен
- К нерадивой душе
- Вопросы и ответы
- О восьми помыслах
- Великопостная покаянная молитва
- "На слова, сказанные Господом: в мире сем скорбни будете (Ин.16:33), и о том, что человеку должно быть совершенным"
- "На пришествие Господне"
- "К монаху Иоанну"
- "Жизнь блаженного Аврамия и племянницы его Марии"
- "В подражание притчам"
- "В низложение гордыни"
- "В исправление тех, которые предаются страстям и домогаются почестей"
- "Блаженства. 55 глав"
- "Блаженства. 20 глав"
- "Похвальное слово Петру, Павлу, Андрею, Фоме, Луке и Иоанну, и на чтение из Евангелия от Иоанна"
- "Поучение падшему брату. О воздержании от плотских пожеланий, о борении и великой осмотрительности"
- "Поучение о том, что не должно соблазнять ближнего, и о правой жизни"
- "Поучение о безмолвии"
- "Послание"
- "Ответ утверждающим, что землетрясения бывают от подземных ветров"
- "Ответ на некоторые вопросы"
- "Ответ брату о священнике Илии"
- "Огласительное слово. Об оскудении добрых дел и о долготерпении Божием"
- "Обличение себе самому и исповедь"
- "Об утверждающих, что нет воскресения"
- "Об истинном отречении от мира, и о том, как душе обрести Бога, и для чего приходил Господь"
- "О том, что христиане не должны предаваться забавам"
- "О том, что не должно обольщаться эллинскими мнениями"
- "О том, что не должно дивиться временному и обольщаться приятностями жизни, и на псалом семьдесят второй"
- "О том, что не должно бояться укоризн за доброе дело"
- "О том, что монах не должен заботиться об одежде"
- "О том, что должно не смеяться и рассеиваться, но плакать и проливать о себе слезы"
- "О том, что должно избегать всяких вредных свиданий, и о воздержании"
- "О том, что братия должны жить между собою в единомыслии и любви"
- "О том, как приобретается человеком смиренномудрие. Сто глав"
- "О том, как монаху быть совершенным"
- "О тех, которые уловляют души в непотребство, утверждая, что ничего не значит дело сие"
- "О терпении, о кончине века и втором пришествии, о прилежном чтении божественных писаний и пользе безмолвия"
- "О терпении и сокрушении слово поучительное"
- "О терпении"
- "О суете настоящей жизни"
- "О страстях"
- "О смиренномудрии"
- "О сердечном сокрушении"
- "О свободе нашей и о том, что человек создан свободным"
- "О псалме"
- "О преспеянии в добродетели"
- "О правой жизни. Девяносто глав"
- "О посте"
- "О покаянии, о будущем суде, об удалении от обращения с женщинами и о роскошной жизни"
- "О покаянии и терпении"
- "О покаянии. Большое поучение"
- "О покаянии. Первое малое поучение"
- "О покаянии. Второе малое поучение"
- "О подвижнике Иулиане"
- "О памятовании смерти, о добродетели и о богатстве"
- "О необходимости бороться со врагом нашего спасения"
- "О рае"
- "О монахах"
- "О молитве. Первое поучение"
- "О молитве. Второе поучение"
- "О любви к бедным"
- "О любви"
- "О жене грешнице, помазавшей Господа миром"
- "О душевном страхе"
- "О духовном состоянии"
- "О добродетелях и страстях"
- "О добродетели. К младшему подвижнику. Четыре главы"
- "О добродетели. Десять глав"
- "О девстве"
- "О втором Господнем пришествии и о покаянии"
- "О вооружении монаху"
- "О воздержании, о том, что не должно соревновать грешникам, которые извиняются обстоятельствами времени, и о Ное"
- "О вере"
- "О брани с диаволом"
- "О блаженных обителях"
- "О блаженных местах"
- "О блаженствах и горе"
- "О Лоте и о приведении себя в безопасность"
- "Наставление монахам"
- "Наставление братиям"
- "На тех, которые ежедневно грешат и ежедневно каются"
- "На слова: "два будет на селе" (Мф.24:40)"
- "На слова: Вонми себе (Втор.4:9). Двенадцать глав"
- "Поучительные слова к египетским монахам"
- "Похвальное слово иже во святых отцу нашему Василию Великому"
- "Похвальное слово мученикам"
- "Похвальное слово святым четыредесяти мученикам"
- "Похвальное слово славным мученикам, во всем мире пострадавшим"
- "Поучение подвижникам"
- "Против исследователей естества Сына Божия"
- "Различные виды Божия промысла"
- "Седмь деланий у монаха"
- "Сказание о юродивой"
- "Слово душеполезное"
- "Слово на почивших о Христе"
- "Слово на святый пяток о кресте и о разбойнике"
- "Слово на честный и животворящий крест и на второе пришествие, а также о любви и милостыне"
- "Слово о Аврааме и Исааке"
- "Слово о внушениях ненавистника добру демона"
- "Слово о злоязычии и о страстях"
- "Слово о прекрасном Иосифе"
- "Слово о пророке Данииле и о трех святых отроках, в ответ утверждающему: "время лукаво, не могу спастись""
- "Слово о святом пророке Илие"
- "Слово о священстве"
- "Слово о страданиях Спасителя"
- "Слово о суде и об умилении"
- "Слово о том, как душа, когда искушает ее враг, должна со слезами молиться Богу"
- "Слово о том, что всегда должно иметь в мыслях день исшествия из сей жизни"
- "Слово подвижническое"
- "Слово подвижническое первое"
- "Слово увещательное"
- "Слово умилительное"
- "Слово умилительное первое"
- "Слово умилительное второе"
- "Слово первое. О скончавшихся отцах"
- "Слово второе. О скончавшихся отцах"
- "Советы подвижникам"
- "Толкование на книгу Второзаконие"
- "Толкование на книгу Исход"
- "Толкование на книгу Левит"
- "Толкование на книгу Числ"
- "Толкование на книгу пророчества Авдия"
- "Толкование на книгу пророчества Амоса"
- "Толкование на книгу пророчества Даниила"
- "Толкование на книгу пророчества Захарии"
- "Толкование на книгу пророчества Иезекииля"
- "Толкование на книгу пророчества Иоиля"
- "Толкование на книгу пророчества Малахии"
- "Толкование на книгу пророчества Михея"
- "Толкование на книгу пророчества Осии"
- "Толкование на первую книгу, то есть на книгу Бытия"
- "Толкование на послания божественного Павла. Первое послание к Фессалоникийцам"
- "Толкование на послания божественного Павла. Второе послание к Фессалоникийцам"
- "Толкование на послания божественного Павла. Первое послание к Тимофею"
- "Толкование на послания божественного Павла. Второе послание к Тимофею"
- "Толкование на послания божественного Павла. Послание к Галатам"
- "Толкование на послания божественного Павла. Послание к Евреям"
- "Толкование на послания божественного Павла. Послание к Ефесянам"
- "Толкование на послания божественного Павла. Послание к Колоссянам"
- "Толкование на послания божественного Павла. Послание к Титу"
- "Толкование на послания божественного Павла. Послание к Филиппийцам"
- "Толкование на послания божественного Павла. Первое послание к Коринфянам"
- "Толкование на послания божественного Павла. К Коринфянам второе послание"
- "Толкование на апокрифические послания коринфян к Апостолу Павлу и Апостола Павла к Коринфянам. К Коринфянам третье"
- "Толкование на послания божественного Павла. К Римлянам"
- "Надгробные песнопения"
- "О Церкви"
- "О Воскресении, смерти и сатане"
- "Слезные моления"
- "На слова: "Положи, Господи, хранение устом моим, и дверь ограждения о устнах моих""
- "На слова: "Сыне, моей премудрости внимай, к моим же словесем прилагай ухо твое""
- "На слова: "И се, вся сýетство и крушение духа""
- "Книга пророка Исаии"
- "На слова Исаии: Да возмется нечестивый, да не видит славы Господни"
- "Книга пророка Иеремии"
- "На слова Иеремии: "Горе нам, яко согрешихом""
- "На некоторые места "Плача Иеремии""
|