Ефрем Сирин. Против исследователей
естества Сына Божия
Память: 28 января / 10 февраля
Преподобный Ефрем Сирин - подвижник и духовный писатель,
живший в IV веке. Написал много толковательных и
нравственных сочинений, покаянных и погребальных песнопений.
Преподобный Ефрем Сирин. Икона
***
Против исследователей естества Сына Божия
Небесный Царь, Бессмертный Владыка,
Единородный Сын, возлюбленный Отцу, Который по единой
благости, Своею властию создал человека из земли,
побежденный щедротами благоутробия Своего, ради того
самого человека, которого создали пречистые руки Его,
сошел с неба спасти и исцелить всех страждущих. Ибо по
действию лукавого все изнемогли во зле: повреждение
стало тяжко и неисцельно; ни пророки, ни священники не в
силах были совершенно уврачевать язвы. Посему-то Святый,
Единородный Сын, видя, что все естество изнемогает во
зле, по воле Отца снисшедши с неба, воплотился в утробе
Святыя Девы, и по благоволению Своему, родившись от Нея,
пришел, благодатию и щедротами уврачевать одержимых
разнообразными немощами, и словом Своим исцелить все
болезни. Всех избавил Он от зловония собственных язв их.
Но недужные по уврачевании, вместо того,
чтобы воздать благодарностью Врачу за исцеление, начали
входить в исследование сущности Врача, которая
непостижима. Страшное чудо! Бесполезная необузданность
неразумных смертных! Кто из них слышал или видел, чтобы
исцелены были язвы, загнившие от долговременности? А ты,
несчастный, сам исцелен Врачом, и по грубости своей
входишь в исследование Его сущности? Поелику Врач ради
тебя принял на Себя образ твой, чтобы уврачевать тебя,
то входишь ты в исследование естества Его.
Послушай, что скажу твоей грубости и
дерзости: если хочешь войти в исследование сущности
Врача, то не найдешь ни пути, ни конца своему
исследованию. Ибо для всякого, кто вознамерился идти
таким путем исследования, путь сей тотчас оказывается
непроходимым. Непроходим и пустынен путь сей под ногами
его, нет на нем ни пристанища, ни упокоения. Что ж
будешь делать, несчастный, в непроходимой пустыне, не
находя себе пристанища и упокоения? Куда доспеешь,
несмысленный, в страшной непроходимости, вовсе не имея
пред собой ни пристанища, ни конца? Куда пойдешь,
ничтожный? Исследование о Единородном Сыне - необъятное
море. А ты - тоже, что ввергающаяся в него малая глыба
земной персти. Если захочешь пуститься в это море
исследования: где тогда будешь, несчастный? Видал ли кто
когда, чтобы рыхлая груда пускалась в море исследовать
всю глубину великого моря? Или слыхал ли также кто,
чтобы отваживалось исследовать силу ветра сыпучее
вещество, повсюду рассеваемое даже слабым дуновением
ветра, не имеющее в себе ни самостоятельности, ни силы,
чтобы на одно мгновение устоять против ветра. И солома
отваживается испытывать силу огня! Исследование Бога
есть огнь пожигающий. Для чего же, несчастный, сам себя
попаляешь в страшном пламени?
Скажи мне, безрассудный, как изобразить
в уме своем беспредельного, славного и страшного
Создателя всей твари, пред взором Которого тает всякая
тварь, как воск пред лицом огня. Всякая тварь видимая, а
равно и невидимая, тает пред взором Его, как воск, во
мгновение ока; а ты, безрассудный, по своей грубости и
дерзости, думаешь постигнуть Великого, Страшного,
Славного и Несравненного? В упоении находишься ты,
несчастный, не зная сам себя, а также ни природы своей,
ни своего ничтожества. И того не знаешь, ничтожный, как
сам ты сотворен: как же, не зная сам себя, входишь в
исследование о страшном и славном Владыке?
Посмотри, несчастный, на оных волхвов,
пришедших издали со страхом поклониться родившемуся
Царю; не нашли они Царя, лежащего в порфире, ни также
светлой диадимы на главе Его; но увидели Младенца,
лежащего в убогих яслях, и тотчас, отверзши сокровища
свои, с сердечною радостью принесли дары. Видишь ли,
преизбыток веры в волхвах? В убогих яслях нашли они
Небесного, Святого Царя, рожденного во плоти для
спасения целой вселенной; в яслях нашли Его и не стали
входить в исследование. Что уничиженнее малых яслей? В
таком убожестве нашли Его волхвы, и ни один из них не
стал входить в исследование о естестве Рожденного; а ты,
несчастный, видишь Единородного, сидящего в великой
славе одесную Отца вместе со Отцем, и с Ним
прославляемого, и пытливо вопрошаешь о Нем!
Ужели не боишься, несчастный? Ужели не
трепещешь, несмысленный? Не зная самого себя, входишь в
исследование о Творце! Кто бы не устрашился, потому что
Господь Бог, Единородный от Отца, сидит на высоких
одесную Отца! Ангелы, архангелы, херувимы и серафимы со
страхом и трепетом предстоят Ему в ужасе, долу всегда
поникши взором, а пепел и прах, поверженный на земле,
входит в исследование о Создателе! Херувим у престола
крылами своими закрывает взор свой, потому что
нестерпимо для него взирать на оную славу страшного
Владыки; а перстный человек, который не знает сам себя,
а также и часа собственной смерти своей, входит в
исследование о Владыке и Творце всяческих!
Послушай, несчастный: кто входит в
исследования о своем Владыке, тот обещает поведать
чудное о Божестве и о Единородном возлюбленном Отцу. Ты
говоришь, что видишь непостижимое Божество,
прославленное в величии Его; посему скажи прежде о
твари, и своею мудростью и собственным смыслом приведи в
ясность, какие служители совершают службу пред
Божеством; скажи и покажи, как свет, природу ангелов,
отличительный признак херувима, серафиму свойственный
образ, лице Гавриилово, истинно попаляющий огнь
Михаилов, так как все они - служители Божества и духи.
Чем смотрит огнь, потому что окрест их свет? Чем также
дышит дух служебный? Где очи пламенеющего огня? Где
ноздри для вдыхания духа? Какой у них рост: достаточной
ли величины или только заметный вблизи? Суть ли они
что-либо неосязаемое или осязаемы? Скажи нам все это ты,
безрассудный и без меры пытливый, объясни то, чего не
знаем мы: какие крыла у огнезрачных, какие ноги у
пламенеющих? Скажи, как огнистые мышцы свои сгибают они
под огненными крылами? И как опять огненное лицо
закрывают крылами, находя невыносимым взирать на
бессмертный огнь Владычней славы? Если в этом уступаешь
над собою победу, дерзкий невежда, будучи не в состоянии
сказать ясно о созданиях бесприкладного Владыки; то как
же вдаешься в пытливые вопросы о самом Создателе? Ибо
действительно уступает в этом сей жалкий, и говорит:
"Естество ангелов невидимо; горе на высоте небесной
водворяются служители Божества, невидимые по естеству".
Скажи же о видимом; возьми, дерзновенный, в уста свои
этот, видимый нами и всем нам данный к нашему
употреблению, горящий уголь, и вкуси его небоязненно, в
удостоверение всех слушателей, а равно и зрителей, что
возможно для тебя объяснить естество Владыки, страшного
Зиждителя. А если невозможно сие для тебя, дерзкий
многовещатель, то поди, проливай слезы, оплакивай самого
себя; потому что, оставив веру в Святого Создателя,
которая может спасти всех хотящих спастись ею, взялся ты
за оружие собственной смерти свой; изощрив меч,
добровольно вонзил его в сердце свое и, забыв также
славу Отца, стал пытливым совопросником о Создателе.
Как жалок и окаянен, а вместе и весьма
бесстыден, кто хочет входить в исследование о своем
Создателе! Тьмы тем и тысячи тысяч ангелов, архангелов
славят Его со страхом и покланяются Ему с трепетом; а
перстные люди, исполненные грехов, небоязненно
разглагольствуют о Божестве! Не цепенеет тело, не
трепещет сердце; напротив того, принимаю дерзость, и
смело говорю о Христе, Сыне Божием, волею пострадавшем
за меня недостойного, грешника. Как свет, сияет всегда
рождение Спасителя; для чего же ты сам от себя
представляешь одно вместо другого?
Скажи мне, дерзновенный, о чем спрошу
тебя: если слепой, никогда не видавший лучей солнечных,
захочет рассуждать с другим, у кого есть глаза,
способные видеть это солнце и лучи его, и слепой от
рождения, по упорству, скажет, что это солнце не имеет у
себя лучей, и без света ходит по высоте небес: кто,
слушая слепого, поверит ему в этом? Напротив того, не
слепой ли, слыша о свете, что у солнца всегда есть лучи,
со всею верою должен убедиться, что утверждаемое
видевшими солнечные лучи есть совершенная правда? Но,
может быть, слепой и не убедится в том, что слышит.
После тысячекратных размышлений представляет и
начертывает он в сердце своем образ солнца, и никак не
может изобразить себе истинного его вида, потому что
никогда не видал телесными очами сияющего солнца и лучей
его; и даже не верит тем, которые в точности видели
солнце. Так и все мы, если не захотим поверить святым
пророкам и апостолам, которые говорят о Сыне Единородном
от Отца, что Он вочеловечился, и рожден Девою от Духа
Святого, - будем хуже и этого слепого; потому что святые
пророки и апостолы видели Его, - они видели Духом
Святым, а другие взирали на Него даже и телесными очами.
Иной видел Духом Святым пребывание Сына с человеками,
другой видел зачатие и рождение Его от Девы, и ясно
означил имя Его, а именно, что Он Бог наш, всегда с нами
сущий; другой, когда еще был во чреве рождающей Его,
Духом Святым узрел приходящего к нему Владыку Своего, и
от великой радости взыграл во чреве. И он же опять узрел
сего Пречистого Владыку телесными очами, и сам крестил
Его в реке Иордане; он также воззвал, говоря с
дерзновением: Се Агнец Божий, вземляй грех мира
благодатию (Ин.1:29). И апостолы телесными очами с
полною несомненностью видели, что действительно имеет Он
наше тело, видели чудеса и знания, какие творил Он пред
учениками, видели Его крестное страдание, и воскресение,
и вознесение к Отцу Своему, и сидение одесную Отца. Все
это, как истинное, с полным удостоверением в истине,
святые и досточтимые евангелисты предали нам в
письменах. Если же не захотим верить всему этому, то
окажется, что слепы мы очами веры, и что каждый из нас,
по собственной своей мудрости, как хочет, так и
представляете себе зачатие и рождение.
Вот есть у нас путь в Божественных
Писаниях; пойдем же сим путем с верою, потому что без
веры никто не может познать всего написанного о Господе
нашем, Спасителе мира. Но если хочешь послушать меня,
веруй, не входя в исследования. Слышал ты, возлюбленный,
что Бог Отец послал Единородного Сына для твоего
спасения; будем же несомненно веровать, потому что
Святый Бог, нелжив. Слышал ты также и то, что
Единородный воплотился во чреве Святой Девы и рожден Ею
от Духа Святаго; убедись же сердцем своим, что это
действительно так, как ежедневно слышишь в святых
Евангелиях, ясно взирая очами веры на самые дела. Со
всею верою, сердечными очами, взирай на Господа в каждом
месте и во всякое время, с сердечным желанием переходи
за Ним из места в место; да радуется душа твоя, взирая,
как Владыка врачует всякие недуги благодатью, изгоняет
бесов силою и властью; взойди с Ним в брак в Кане и пей
вино Его благословения; лучше же сказать, созерцай
благолепие Владыки, не уклоняй ока от созерцания Святого
лица, от сладости Его; предвари Его также в пустынном
месте, и взирай на величия доблестей, умножающихся в
святых руках Его владычества. С любовию, брат, ходи со
Христом, куда ни пойдет Он. Если Ему последуешь и с Ним
ходишь, не прикоснется к тебе зло, и не приблизится к
тебе лукавый. Последуй за Ним на оную вечерю, на которой
предал Он ученикам Своим Святые Тайны. Будь разумным
зрителем, как и ноги омывает Он ученикам Своим, и
рассуди сам с собой, в удивлении, со страхом,
всматриваясь очами чистой веры, скажи сам в себе: "Бог
Творец, по благости создавший человека из персти, Сам
умывает ноги Своей твари". Всмотрись в это, брат, и
прославляя, покланяйся Его благоволению. Смотри
внимательнее, как благословляя хлеб раздробляет его в
образ собственного Своего пречистого Тела, и как опять
благословляет чашу во образ Крови, и дает ученикам
Своим, и будь сопричастником Его Таин. И изшедши оттуда,
войди с своим Владыкою во двор беззаконного Каиафы, и
жди мужественно, чтобы увидеть поругания, какие Господь
претерпел ради тебя; и окажешься совершенным другом
Владычним. Последуй за Ним и на крестное место;
предстань, как служитель; смотри, как кровь и вода
истекли из ребра Его на искупление души твоей, брат.
Смотри внимательно, где Его полагают; утреннюй с женами
на гробе Его; узри ангелов, предстоящих там; вслушайся,
что ангелы говорить женам: Воста Господь, якоже рече вам
(Мф.28:6). Будь разумным, совершенным, несомненно
верующим зрителем всего этого, потому что все
действительно так совершилось. Ибо если всего этого не
созерцаешь ясно очами веры, то не можешь возвыситься с
земли на небо и духовно взирать на страдания Христовы.
Когда око веры как свет сияет в сердце у
человека, тогда ясно, светло и чисто созерцает он и
Агнца Божия, за нас закланного и даровавшего нам святое
и пречистое Тело Свое для всегдашнего причащения, чтобы
причащение сие было нам во оставление грехов. У кого
есть сие око веры, тот ясно и светло созерцает Владыку,
и с убеждением совершенной веры вкушает Тело непорочного
Агнца, Единородного Сына Небесного Отца, нимало не
вдаваясь в пытливость о вере Божией; потому что вера
Божия действенна в нас, созерцает будущее, и всегда
называется верою, а не пытливостью. Веруешь ли,
возлюбленный, что Единородный Иисус Христос ради тебя
родился на земле во плоти? Что ж еще предаешься
пытливости? Если любопытствуешь, то надобно назвать тебя
не верным, но пытливым.
Будь простодушно верным; со всею верою
причащайся пречистого Тела Владычнего, в полном
убеждении, что истинно вкушаешь Самого Агнца. Тайны
Христовы - бессмертный огнь. Посему не будь пытлив,
чтобы не опалиться тебе в причащении Таин. Патриарх
Авраам небесным ангелам предложил земные яства, и они
ели. Великое, подлинно, чудо - видеть, как бесплотные
вкушают на земле предложенные в снедь плоти. Но всякий
ум и всякое слово превосходит то, что сотворил для нас
Единородный Иисус Христос, Спаситель наш. Нам плотяным в
снедь и питие даровал Он огнь и дух, то есть, Тело Свое
и также Кровь Свою.
А я, братия, не делаюсь отважным, потому
что могу рассуждать о Господних Тайнах, или даже
прикасаться к сим сокровенным и страшным Тайнам. А если
бы и захотел употребить дерзость, и стал рассуждать о
них, то не в состоянии буду постигнуть Божиих Таин, но
окажется, что я дерзок, неразумен, и сражаюсь только с
воздухом, хотя вовсе не могу осязать его по причине
тонкости, потому что таинство сие выше моей природы.
Напротив того, прославлю лучше Бога и Отца,
благоволившего Единородным истинным Сыном Своим спасти
меня недостойного грешника, который верует в Него в
простоте сердца, избегает пытливости и всякого
посягательства оскорбительного для Бога. Я смертен, из
персти и перстен, из перстного естества создан по
благости; добровольно сознаю ничтожность естества своего
и не хочу входить в исследования о моем Создателе,
потому что страшен Непостижимый по естеству.
Благословляю Его владычество и покланяюсь Ему во веки.
Аминь.
Ефрем Сирин, преподобный
Цитировано по:
Святой Ефрем Сирин. Творения. Т.3.
Репринтное издание. - М.:
Издательский отдел Московского
Патриархата, 1994, - С.377-385. //
Творения иже во святых Отца нашего
Ефрема Сирина. Писания духовно-нравственные. - Сергиев
Посад. Типография Св.-Тр. Сергиевой Лавры, 1907
Святоотеческое наследие
***
Молитва преподобному Ефрему Сирину:
- Молитва
преподобному Ефрему Сирину. Подвижник и
духовный писатель, живший в IV веке. С юных лет оставил
мир и удалился к отшельникам, после того, как попал
в тюрьму по ложному обвинению. После еще раз
подвергся клевете, но Богом был оправдан пред
людьми. Боролся против ариан, написал много
толковательных и нравственных сочинений, покаянных и
погребальных песнопений. Заступник невинно
оклеветанных и притесненных, покровитель иночества,
податель смирения и целомудрия
Акафист преподобному Ефрему Сирину:
- Акафист преподобному Ефрему Сирину
Труды преподобного Ефрема Сирина:
- На лукавых жен
- К нерадивой душе
- Вопросы и ответы
- О восьми помыслах
- Великопостная покаянная молитва
- "На слова, сказанные Господом: в мире сем скорбни будете (Ин.16:33), и о том, что человеку должно быть совершенным"
- "На пришествие Господне"
- "К монаху Иоанну"
- "Жизнь блаженного Аврамия и племянницы его Марии"
- "В подражание притчам"
- "В низложение гордыни"
- "В исправление тех, которые предаются страстям и домогаются почестей"
- "Блаженства. 55 глав"
- "Блаженства. 20 глав"
- "Похвальное слово Петру, Павлу, Андрею, Фоме, Луке и Иоанну, и на чтение из Евангелия от Иоанна"
- "Поучение падшему брату. О воздержании от плотских пожеланий, о борении и великой осмотрительности"
- "Поучение о том, что не должно соблазнять ближнего, и о правой жизни"
- "Поучение о безмолвии"
- "Послание"
- "Ответ утверждающим, что землетрясения бывают от подземных ветров"
- "Ответ на некоторые вопросы"
- "Ответ брату о священнике Илии"
- "Огласительное слово. Об оскудении добрых дел и о долготерпении Божием"
- "Обличение себе самому и исповедь"
- "Об утверждающих, что нет воскресения"
- "Об истинном отречении от мира, и о том, как душе обрести Бога, и для чего приходил Господь"
- "О том, что христиане не должны предаваться забавам"
- "О том, что не должно обольщаться эллинскими мнениями"
- "О том, что не должно дивиться временному и обольщаться приятностями жизни, и на псалом семьдесят второй"
- "О том, что не должно бояться укоризн за доброе дело"
- "О том, что монах не должен заботиться об одежде"
- "О том, что должно не смеяться и рассеиваться, но плакать и проливать о себе слезы"
- "О том, что должно избегать всяких вредных свиданий, и о воздержании"
- "О том, что братия должны жить между собою в единомыслии и любви"
- "О том, как приобретается человеком смиренномудрие. Сто глав"
- "О том, как монаху быть совершенным"
- "О тех, которые уловляют души в непотребство, утверждая, что ничего не значит дело сие"
- "О терпении, о кончине века и втором пришествии, о прилежном чтении божественных писаний и пользе безмолвия"
- "О терпении и сокрушении слово поучительное"
- "О терпении"
- "О суете настоящей жизни"
- "О страстях"
- "О смиренномудрии"
- "О сердечном сокрушении"
- "О свободе нашей и о том, что человек создан свободным"
- "О псалме"
- "О преспеянии в добродетели"
- "О правой жизни. Девяносто глав"
- "О посте"
- "О покаянии, о будущем суде, об удалении от обращения с женщинами и о роскошной жизни"
- "О покаянии и терпении"
- "О покаянии. Большое поучение"
- "О покаянии. Первое малое поучение"
- "О покаянии. Второе малое поучение"
- "О подвижнике Иулиане"
- "О памятовании смерти, о добродетели и о богатстве"
- "О необходимости бороться со врагом нашего спасения"
- "О рае"
- "О монахах"
- "О молитве. Первое поучение"
- "О молитве. Второе поучение"
- "О любви к бедным"
- "О любви"
- "О жене грешнице, помазавшей Господа миром"
- "О душевном страхе"
- "О духовном состоянии"
- "О добродетелях и страстях"
- "О добродетели. К младшему подвижнику. Четыре главы"
- "О добродетели. Десять глав"
- "О девстве"
- "О втором Господнем пришествии и о покаянии"
- "О вооружении монаху"
- "О воздержании, о том, что не должно соревновать грешникам, которые извиняются обстоятельствами времени, и о Ное"
- "О вере"
- "О брани с диаволом"
- "О блаженных обителях"
- "О блаженных местах"
- "О блаженствах и горе"
- "О Лоте и о приведении себя в безопасность"
- "Наставление монахам"
- "Наставление братиям"
- "На тех, которые ежедневно грешат и ежедневно каются"
- "На слова: "два будет на селе" (Мф.24:40)"
- "На слова: Вонми себе (Втор.4:9). Двенадцать глав"
- "Поучительные слова к египетским монахам"
- "Похвальное слово иже во святых отцу нашему Василию Великому"
- "Похвальное слово мученикам"
- "Похвальное слово святым четыредесяти мученикам"
- "Похвальное слово славным мученикам, во всем мире пострадавшим"
- "Поучение подвижникам"
- "Против исследователей естества Сына Божия"
- "Различные виды Божия промысла"
- "Седмь деланий у монаха"
- "Сказание о юродивой"
- "Слово душеполезное"
- "Слово на почивших о Христе"
- "Слово на святый пяток о кресте и о разбойнике"
- "Слово на честный и животворящий крест и на второе пришествие, а также о любви и милостыне"
- "Слово о Аврааме и Исааке"
- "Слово о внушениях ненавистника добру демона"
- "Слово о злоязычии и о страстях"
- "Слово о прекрасном Иосифе"
- "Слово о пророке Данииле и о трех святых отроках, в ответ утверждающему: "время лукаво, не могу спастись""
- "Слово о святом пророке Илие"
- "Слово о священстве"
- "Слово о страданиях Спасителя"
- "Слово о суде и об умилении"
- "Слово о том, как душа, когда искушает ее враг, должна со слезами молиться Богу"
- "Слово о том, что всегда должно иметь в мыслях день исшествия из сей жизни"
- "Слово подвижническое"
- "Слово подвижническое первое"
- "Слово увещательное"
- "Слово умилительное"
- "Слово умилительное первое"
- "Слово умилительное второе"
- "Слово первое. О скончавшихся отцах"
- "Слово второе. О скончавшихся отцах"
- "Советы подвижникам"
- "Толкование на книгу Второзаконие"
- "Толкование на книгу Исход"
- "Толкование на книгу Левит"
- "Толкование на книгу Числ"
- "Толкование на книгу пророчества Авдия"
- "Толкование на книгу пророчества Амоса"
- "Толкование на книгу пророчества Даниила"
- "Толкование на книгу пророчества Захарии"
- "Толкование на книгу пророчества Иезекииля"
- "Толкование на книгу пророчества Иоиля"
- "Толкование на книгу пророчества Малахии"
- "Толкование на книгу пророчества Михея"
- "Толкование на книгу пророчества Осии"
- "Толкование на первую книгу, то есть на книгу Бытия"
- "Толкование на послания божественного Павла. Первое послание к Фессалоникийцам"
- "Толкование на послания божественного Павла. Второе послание к Фессалоникийцам"
- "Толкование на послания божественного Павла. Первое послание к Тимофею"
- "Толкование на послания божественного Павла. Второе послание к Тимофею"
- "Толкование на послания божественного Павла. Послание к Галатам"
- "Толкование на послания божественного Павла. Послание к Евреям"
- "Толкование на послания божественного Павла. Послание к Ефесянам"
- "Толкование на послания божественного Павла. Послание к Колоссянам"
- "Толкование на послания божественного Павла. Послание к Титу"
- "Толкование на послания божественного Павла. Послание к Филиппийцам"
- "Толкование на послания божественного Павла. Первое послание к Коринфянам"
- "Толкование на послания божественного Павла. К Коринфянам второе послание"
- "Толкование на апокрифические послания коринфян к Апостолу Павлу и Апостола Павла к Коринфянам. К Коринфянам третье"
- "Толкование на послания божественного Павла. К Римлянам"
- "Надгробные песнопения"
- "О Церкви"
- "О Воскресении, смерти и сатане"
- "Слезные моления"
- "На слова: "Положи, Господи, хранение устом моим, и дверь ограждения о устнах моих""
- "На слова: "Сыне, моей премудрости внимай, к моим же словесем прилагай ухо твое""
- "На слова: "И се, вся сýетство и крушение духа""
- "Книга пророка Исаии"
- "На слова Исаии: Да возмется нечестивый, да не видит славы Господни"
- "Книга пророка Иеремии"
- "На слова Иеремии: "Горе нам, яко согрешихом""
- "На некоторые места "Плача Иеремии""
|