Ефрем Сирин. Против исследователей
естества Сына Божия
Память: 28 января / 10 февраля
Преподобный Ефрем Сирин - подвижник и духовный писатель,
живший в IV веке. Написал много толковательных и
нравственных сочинений, покаянных и погребальных песнопений.

Преподобный Ефрем Сирин. Икона
***
Против исследователей естества Сына Божия
Небесный Царь, Бессмертный Владыка,
Единородный Сын, возлюбленный Отцу, Который по единой
благости, Своею властию создал человека из земли,
побежденный щедротами благоутробия Своего, ради того
самого человека, которого создали пречистые руки Его,
сошел с неба спасти и исцелить всех страждущих. Ибо по
действию лукавого все изнемогли во зле: повреждение
стало тяжко и неисцельно; ни пророки, ни священники не в
силах были совершенно уврачевать язвы. Посему-то Святый,
Единородный Сын, видя, что все естество изнемогает во
зле, по воле Отца снисшедши с неба, воплотился в утробе
Святыя Девы, и по благоволению Своему, родившись от Нея,
пришел, благодатию и щедротами уврачевать одержимых
разнообразными немощами, и словом Своим исцелить все
болезни. Всех избавил Он от зловония собственных язв их.
Но недужные по уврачевании, вместо того,
чтобы воздать благодарностью Врачу за исцеление, начали
входить в исследование сущности Врача, которая
непостижима. Страшное чудо! Бесполезная необузданность
неразумных смертных! Кто из них слышал или видел, чтобы
исцелены были язвы, загнившие от долговременности? А ты,
несчастный, сам исцелен Врачом, и по грубости своей
входишь в исследование Его сущности? Поелику Врач ради
тебя принял на Себя образ твой, чтобы уврачевать тебя,
то входишь ты в исследование естества Его.
Послушай, что скажу твоей грубости и
дерзости: если хочешь войти в исследование сущности
Врача, то не найдешь ни пути, ни конца своему
исследованию. Ибо для всякого, кто вознамерился идти
таким путем исследования, путь сей тотчас оказывается
непроходимым. Непроходим и пустынен путь сей под ногами
его, нет на нем ни пристанища, ни упокоения. Что ж
будешь делать, несчастный, в непроходимой пустыне, не
находя себе пристанища и упокоения? Куда доспеешь,
несмысленный, в страшной непроходимости, вовсе не имея
пред собой ни пристанища, ни конца? Куда пойдешь,
ничтожный? Исследование о Единородном Сыне - необъятное
море. А ты - тоже, что ввергающаяся в него малая глыба
земной персти. Если захочешь пуститься в это море
исследования: где тогда будешь, несчастный? Видал ли кто
когда, чтобы рыхлая груда пускалась в море исследовать
всю глубину великого моря? Или слыхал ли также кто,
чтобы отваживалось исследовать силу ветра сыпучее
вещество, повсюду рассеваемое даже слабым дуновением
ветра, не имеющее в себе ни самостоятельности, ни силы,
чтобы на одно мгновение устоять против ветра. И солома
отваживается испытывать силу огня! Исследование Бога
есть огнь пожигающий. Для чего же, несчастный, сам себя
попаляешь в страшном пламени?
Скажи мне, безрассудный, как изобразить
в уме своем беспредельного, славного и страшного
Создателя всей твари, пред взором Которого тает всякая
тварь, как воск пред лицом огня. Всякая тварь видимая, а
равно и невидимая, тает пред взором Его, как воск, во
мгновение ока; а ты, безрассудный, по своей грубости и
дерзости, думаешь постигнуть Великого, Страшного,
Славного и Несравненного? В упоении находишься ты,
несчастный, не зная сам себя, а также ни природы своей,
ни своего ничтожества. И того не знаешь, ничтожный, как
сам ты сотворен: как же, не зная сам себя, входишь в
исследование о страшном и славном Владыке?
Посмотри, несчастный, на оных волхвов,
пришедших издали со страхом поклониться родившемуся
Царю; не нашли они Царя, лежащего в порфире, ни также
светлой диадимы на главе Его; но увидели Младенца,
лежащего в убогих яслях, и тотчас, отверзши сокровища
свои, с сердечною радостью принесли дары. Видишь ли,
преизбыток веры в волхвах? В убогих яслях нашли они
Небесного, Святого Царя, рожденного во плоти для
спасения целой вселенной; в яслях нашли Его и не стали
входить в исследование. Что уничиженнее малых яслей? В
таком убожестве нашли Его волхвы, и ни один из них не
стал входить в исследование о естестве Рожденного; а ты,
несчастный, видишь Единородного, сидящего в великой
славе одесную Отца вместе со Отцем, и с Ним
прославляемого, и пытливо вопрошаешь о Нем!
Ужели не боишься, несчастный? Ужели не
трепещешь, несмысленный? Не зная самого себя, входишь в
исследование о Творце! Кто бы не устрашился, потому что
Господь Бог, Единородный от Отца, сидит на высоких
одесную Отца! Ангелы, архангелы, херувимы и серафимы со
страхом и трепетом предстоят Ему в ужасе, долу всегда
поникши взором, а пепел и прах, поверженный на земле,
входит в исследование о Создателе! Херувим у престола
крылами своими закрывает взор свой, потому что
нестерпимо для него взирать на оную славу страшного
Владыки; а перстный человек, который не знает сам себя,
а также и часа собственной смерти своей, входит в
исследование о Владыке и Творце всяческих!
Послушай, несчастный: кто входит в
исследования о своем Владыке, тот обещает поведать
чудное о Божестве и о Единородном возлюбленном Отцу. Ты
говоришь, что видишь непостижимое Божество,
прославленное в величии Его; посему скажи прежде о
твари, и своею мудростью и собственным смыслом приведи в
ясность, какие служители совершают службу пред
Божеством; скажи и покажи, как свет, природу ангелов,
отличительный признак херувима, серафиму свойственный
образ, лице Гавриилово, истинно попаляющий огнь
Михаилов, так как все они - служители Божества и духи.
Чем смотрит огнь, потому что окрест их свет? Чем также
дышит дух служебный? Где очи пламенеющего огня? Где
ноздри для вдыхания духа? Какой у них рост: достаточной
ли величины или только заметный вблизи? Суть ли они
что-либо неосязаемое или осязаемы? Скажи нам все это ты,
безрассудный и без меры пытливый, объясни то, чего не
знаем мы: какие крыла у огнезрачных, какие ноги у
пламенеющих? Скажи, как огнистые мышцы свои сгибают они
под огненными крылами? И как опять огненное лицо
закрывают крылами, находя невыносимым взирать на
бессмертный огнь Владычней славы? Если в этом уступаешь
над собою победу, дерзкий невежда, будучи не в состоянии
сказать ясно о созданиях бесприкладного Владыки; то как
же вдаешься в пытливые вопросы о самом Создателе? Ибо
действительно уступает в этом сей жалкий, и говорит:
"Естество ангелов невидимо; горе на высоте небесной
водворяются служители Божества, невидимые по естеству".
Скажи же о видимом; возьми, дерзновенный, в уста свои
этот, видимый нами и всем нам данный к нашему
употреблению, горящий уголь, и вкуси его небоязненно, в
удостоверение всех слушателей, а равно и зрителей, что
возможно для тебя объяснить естество Владыки, страшного
Зиждителя. А если невозможно сие для тебя, дерзкий
многовещатель, то поди, проливай слезы, оплакивай самого
себя; потому что, оставив веру в Святого Создателя,
которая может спасти всех хотящих спастись ею, взялся ты
за оружие собственной смерти свой; изощрив меч,
добровольно вонзил его в сердце свое и, забыв также
славу Отца, стал пытливым совопросником о Создателе.
Как жалок и окаянен, а вместе и весьма
бесстыден, кто хочет входить в исследование о своем
Создателе! Тьмы тем и тысячи тысяч ангелов, архангелов
славят Его со страхом и покланяются Ему с трепетом; а
перстные люди, исполненные грехов, небоязненно
разглагольствуют о Божестве! Не цепенеет тело, не
трепещет сердце; напротив того, принимаю дерзость, и
смело говорю о Христе, Сыне Божием, волею пострадавшем
за меня недостойного, грешника. Как свет, сияет всегда
рождение Спасителя; для чего же ты сам от себя
представляешь одно вместо другого?
Скажи мне, дерзновенный, о чем спрошу
тебя: если слепой, никогда не видавший лучей солнечных,
захочет рассуждать с другим, у кого есть глаза,
способные видеть это солнце и лучи его, и слепой от
рождения, по упорству, скажет, что это солнце не имеет у
себя лучей, и без света ходит по высоте небес: кто,
слушая слепого, поверит ему в этом? Напротив того, не
слепой ли, слыша о свете, что у солнца всегда есть лучи,
со всею верою должен убедиться, что утверждаемое
видевшими солнечные лучи есть совершенная правда? Но,
может быть, слепой и не убедится в том, что слышит.
После тысячекратных размышлений представляет и
начертывает он в сердце своем образ солнца, и никак не
может изобразить себе истинного его вида, потому что
никогда не видал телесными очами сияющего солнца и лучей
его; и даже не верит тем, которые в точности видели
солнце. Так и все мы, если не захотим поверить святым
пророкам и апостолам, которые говорят о Сыне Единородном
от Отца, что Он вочеловечился, и рожден Девою от Духа
Святого, - будем хуже и этого слепого; потому что святые
пророки и апостолы видели Его, - они видели Духом
Святым, а другие взирали на Него даже и телесными очами.
Иной видел Духом Святым пребывание Сына с человеками,
другой видел зачатие и рождение Его от Девы, и ясно
означил имя Его, а именно, что Он Бог наш, всегда с нами
сущий; другой, когда еще был во чреве рождающей Его,
Духом Святым узрел приходящего к нему Владыку Своего, и
от великой радости взыграл во чреве. И он же опять узрел
сего Пречистого Владыку телесными очами, и сам крестил
Его в реке Иордане; он также воззвал, говоря с
дерзновением: Се Агнец Божий, вземляй грех мира
благодатию (Ин.1:29). И апостолы телесными очами с
полною несомненностью видели, что действительно имеет Он
наше тело, видели чудеса и знания, какие творил Он пред
учениками, видели Его крестное страдание, и воскресение,
и вознесение к Отцу Своему, и сидение одесную Отца. Все
это, как истинное, с полным удостоверением в истине,
святые и досточтимые евангелисты предали нам в
письменах. Если же не захотим верить всему этому, то
окажется, что слепы мы очами веры, и что каждый из нас,
по собственной своей мудрости, как хочет, так и
представляете себе зачатие и рождение.
Вот есть у нас путь в Божественных
Писаниях; пойдем же сим путем с верою, потому что без
веры никто не может познать всего написанного о Господе
нашем, Спасителе мира. Но если хочешь послушать меня,
веруй, не входя в исследования. Слышал ты, возлюбленный,
что Бог Отец послал Единородного Сына для твоего
спасения; будем же несомненно веровать, потому что
Святый Бог, нелжив. Слышал ты также и то, что
Единородный воплотился во чреве Святой Девы и рожден Ею
от Духа Святаго; убедись же сердцем своим, что это
действительно так, как ежедневно слышишь в святых
Евангелиях, ясно взирая очами веры на самые дела. Со
всею верою, сердечными очами, взирай на Господа в каждом
месте и во всякое время, с сердечным желанием переходи
за Ним из места в место; да радуется душа твоя, взирая,
как Владыка врачует всякие недуги благодатью, изгоняет
бесов силою и властью; взойди с Ним в брак в Кане и пей
вино Его благословения; лучше же сказать, созерцай
благолепие Владыки, не уклоняй ока от созерцания Святого
лица, от сладости Его; предвари Его также в пустынном
месте, и взирай на величия доблестей, умножающихся в
святых руках Его владычества. С любовию, брат, ходи со
Христом, куда ни пойдет Он. Если Ему последуешь и с Ним
ходишь, не прикоснется к тебе зло, и не приблизится к
тебе лукавый. Последуй за Ним на оную вечерю, на которой
предал Он ученикам Своим Святые Тайны. Будь разумным
зрителем, как и ноги омывает Он ученикам Своим, и
рассуди сам с собой, в удивлении, со страхом,
всматриваясь очами чистой веры, скажи сам в себе: "Бог
Творец, по благости создавший человека из персти, Сам
умывает ноги Своей твари". Всмотрись в это, брат, и
прославляя, покланяйся Его благоволению. Смотри
внимательнее, как благословляя хлеб раздробляет его в
образ собственного Своего пречистого Тела, и как опять
благословляет чашу во образ Крови, и дает ученикам
Своим, и будь сопричастником Его Таин. И изшедши оттуда,
войди с своим Владыкою во двор беззаконного Каиафы, и
жди мужественно, чтобы увидеть поругания, какие Господь
претерпел ради тебя; и окажешься совершенным другом
Владычним. Последуй за Ним и на крестное место;
предстань, как служитель; смотри, как кровь и вода
истекли из ребра Его на искупление души твоей, брат.
Смотри внимательно, где Его полагают; утреннюй с женами
на гробе Его; узри ангелов, предстоящих там; вслушайся,
что ангелы говорить женам: Воста Господь, якоже рече вам
(Мф.28:6). Будь разумным, совершенным, несомненно
верующим зрителем всего этого, потому что все
действительно так совершилось. Ибо если всего этого не
созерцаешь ясно очами веры, то не можешь возвыситься с
земли на небо и духовно взирать на страдания Христовы.
Когда око веры как свет сияет в сердце у
человека, тогда ясно, светло и чисто созерцает он и
Агнца Божия, за нас закланного и даровавшего нам святое
и пречистое Тело Свое для всегдашнего причащения, чтобы
причащение сие было нам во оставление грехов. У кого
есть сие око веры, тот ясно и светло созерцает Владыку,
и с убеждением совершенной веры вкушает Тело непорочного
Агнца, Единородного Сына Небесного Отца, нимало не
вдаваясь в пытливость о вере Божией; потому что вера
Божия действенна в нас, созерцает будущее, и всегда
называется верою, а не пытливостью. Веруешь ли,
возлюбленный, что Единородный Иисус Христос ради тебя
родился на земле во плоти? Что ж еще предаешься
пытливости? Если любопытствуешь, то надобно назвать тебя
не верным, но пытливым.
Будь простодушно верным; со всею верою
причащайся пречистого Тела Владычнего, в полном
убеждении, что истинно вкушаешь Самого Агнца. Тайны
Христовы - бессмертный огнь. Посему не будь пытлив,
чтобы не опалиться тебе в причащении Таин. Патриарх
Авраам небесным ангелам предложил земные яства, и они
ели. Великое, подлинно, чудо - видеть, как бесплотные
вкушают на земле предложенные в снедь плоти. Но всякий
ум и всякое слово превосходит то, что сотворил для нас
Единородный Иисус Христос, Спаситель наш. Нам плотяным в
снедь и питие даровал Он огнь и дух, то есть, Тело Свое
и также Кровь Свою.
А я, братия, не делаюсь отважным, потому
что могу рассуждать о Господних Тайнах, или даже
прикасаться к сим сокровенным и страшным Тайнам. А если
бы и захотел употребить дерзость, и стал рассуждать о
них, то не в состоянии буду постигнуть Божиих Таин, но
окажется, что я дерзок, неразумен, и сражаюсь только с
воздухом, хотя вовсе не могу осязать его по причине
тонкости, потому что таинство сие выше моей природы.
Напротив того, прославлю лучше Бога и Отца,
благоволившего Единородным истинным Сыном Своим спасти
меня недостойного грешника, который верует в Него в
простоте сердца, избегает пытливости и всякого
посягательства оскорбительного для Бога. Я смертен, из
персти и перстен, из перстного естества создан по
благости; добровольно сознаю ничтожность естества своего
и не хочу входить в исследования о моем Создателе,
потому что страшен Непостижимый по естеству.
Благословляю Его владычество и покланяюсь Ему во веки.
Аминь.
Ефрем Сирин, преподобный
Цитировано по:
Святой Ефрем Сирин. Творения. Т.3.
Репринтное издание. - М.:
Издательский отдел Московского
Патриархата, 1994, - С.377-385. //
Творения иже во святых Отца нашего
Ефрема Сирина. Писания духовно-нравственные. - Сергиев
Посад. Типография Св.-Тр. Сергиевой Лавры, 1907
Святоотеческое наследие
***
Молитва преподобному Ефрему Сирину:
- Молитва
преподобному Ефрему Сирину. Подвижник и
духовный писатель, живший в IV веке. С юных лет оставил
мир и удалился к отшельникам, после того, как попал
в тюрьму по ложному обвинению. После еще раз
подвергся клевете, но Богом был оправдан пред
людьми. Боролся против ариан, написал много
толковательных и нравственных сочинений, покаянных и
погребальных песнопений. Заступник невинно
оклеветанных и притесненных, покровитель иночества,
податель смирения и целомудрия
Акафист преподобному Ефрему Сирину:
- Акафист преподобному Ефрему Сирину
Труды преподобного Ефрема Сирина:
- На лукавых жен - преподобный Ефрем Сирин
- К нерадивой душе - преподобный Ефрем Сирин
- Вопросы и ответы - преподобный Ефрем Сирин
- О восьми помыслах - преподобный Ефрем Сирин
- Великопостная покаянная молитва - преподобный Ефрем Сирин
- "На слова, сказанные Господом: в мире сем скорбни будете (Ин.16:33), и о том, что человеку должно быть совершенным" - преподобный Ефрем Сирин
- "На пришествие Господне" - преподобный Ефрем Сирин
- "К монаху Иоанну" - преподобный Ефрем Сирин
- "Жизнь блаженного Аврамия и племянницы его Марии" - преподобный Ефрем Сирин
- "В подражание притчам" - преподобный Ефрем Сирин
- "В низложение гордыни" - преподобный Ефрем Сирин
- "В исправление тех, которые предаются страстям и домогаются почестей" - преподобный Ефрем Сирин
- "Блаженства. 55 глав" - преподобный Ефрем Сирин
- "Блаженства. 20 глав" - преподобный Ефрем Сирин
- "Похвальное слово Петру, Павлу, Андрею, Фоме, Луке и Иоанну, и на чтение из Евангелия от Иоанна" - преподобный Ефрем Сирин
- "Поучение падшему брату. О воздержании от плотских пожеланий, о борении и великой осмотрительности" - преподобный Ефрем Сирин
- "Поучение о том, что не должно соблазнять ближнего, и о правой жизни" - преподобный Ефрем Сирин
- "Поучение о безмолвии" - преподобный Ефрем Сирин
- "Послание" - преподобный Ефрем Сирин
- "Ответ утверждающим, что землетрясения бывают от подземных ветров" - преподобный Ефрем Сирин
- "Ответ на некоторые вопросы" - преподобный Ефрем Сирин
- "Ответ брату о священнике Илии" - преподобный Ефрем Сирин
- "Огласительное слово. Об оскудении добрых дел и о долготерпении Божием" - преподобный Ефрем Сирин
- "Обличение себе самому и исповедь" - преподобный Ефрем Сирин
- "Об утверждающих, что нет воскресения" - преподобный Ефрем Сирин
- "Об истинном отречении от мира, и о том, как душе обрести Бога, и для чего приходил Господь" - преподобный Ефрем Сирин
- "О том, что христиане не должны предаваться забавам" - преподобный Ефрем Сирин
- "О том, что не должно обольщаться эллинскими мнениями"
- "О том, что не должно дивиться временному и обольщаться приятностями жизни, и на псалом семьдесят второй" - преподобный Ефрем Сирин
- "О том, что не должно бояться укоризн за доброе дело" - преподобный Ефрем Сирин
- "О том, что монах не должен заботиться об одежде" - преподобный Ефрем Сирин
- "О том, что должно не смеяться и рассеиваться, но плакать и проливать о себе слезы" - преподобный Ефрем Сирин
- "О том, что должно избегать всяких вредных свиданий, и о воздержании" - преподобный Ефрем Сирин
- "О том, что братия должны жить между собою в единомыслии и любви" - преподобный Ефрем Сирин
- "О том, как приобретается человеком смиренномудрие. Сто глав" - преподобный Ефрем Сирин
- "О том, как монаху быть совершенным"
- "О тех, которые уловляют души в непотребство, утверждая, что ничего не значит дело сие" - преподобный Ефрем Сирин
- "О терпении, о кончине века и втором пришествии, о прилежном чтении божественных писаний и пользе безмолвия" - преподобный Ефрем Сирин
- "О терпении и сокрушении слово поучительное" - преподобный Ефрем Сирин
- "О терпении" - преподобный Ефрем Сирин
- "О суете настоящей жизни" - преподобный Ефрем Сирин
- "О страстях" - преподобный Ефрем Сирин
- "О смиренномудрии" - преподобный Ефрем Сирин
- "О сердечном сокрушении" - преподобный Ефрем Сирин
- "О свободе нашей и о том, что человек создан свободным" - преподобный Ефрем Сирин
- "О псалме" - преподобный Ефрем Сирин
- "О преспеянии в добродетели" - преподобный Ефрем Сирин
- "О правой жизни. Девяносто глав" - преподобный Ефрем Сирин
- "О посте" - преподобный Ефрем Сирин
- "О покаянии, о будущем суде, об удалении от обращения с женщинами и о роскошной жизни" - преподобный Ефрем Сирин
- "О покаянии и терпении" - преподобный Ефрем Сирин
- "О покаянии. Большое поучение" - преподобный Ефрем Сирин
- "О покаянии. Первое малое поучение" - преподобный Ефрем Сирин
- "О покаянии. Второе малое поучение" - преподобный Ефрем Сирин
- "О подвижнике Иулиане" - преподобный Ефрем Сирин
- "О памятовании смерти, о добродетели и о богатстве" - преподобный Ефрем Сирин
- "О необходимости бороться со врагом нашего спасения" - преподобный Ефрем Сирин
- "О рае" - преподобный Ефрем Сирин
- "О монахах" - преподобный Ефрем Сирин
- "О молитве. Первое поучение" - преподобный Ефрем Сирин
- "О молитве. Второе поучение" - преподобный Ефрем Сирин
- "О любви к бедным" - преподобный Ефрем Сирин
- "О любви" - преподобный Ефрем Сирин
- "О жене грешнице, помазавшей Господа миром" - преподобный Ефрем Сирин
- "О душевном страхе" - преподобный Ефрем Сирин
- "О духовном состоянии" - преподобный Ефрем Сирин
- "О добродетелях и страстях" - преподобный Ефрем Сирин
- "О добродетели. К младшему подвижнику. Четыре главы" - преподобный Ефрем Сирин
- "О добродетели. Десять глав" - преподобный Ефрем Сирин
- "О девстве" - преподобный Ефрем Сирин
- "О втором Господнем пришествии и о покаянии" - преподобный Ефрем Сирин
- "О восьми помыслах" - преподобный Ефрем Сирин
- "О воскресении мертвых" - преподобный Ефрем Сирин
- "О вооружении монаху" - преподобный Ефрем Сирин
- "О воздержании, о том, что не должно соревновать грешникам, которые извиняются обстоятельствами времени, и о Ное" - преподобный Ефрем Сирин
- "О вере" - преподобный Ефрем Сирин
- "О брани с диаволом" - преподобный Ефрем Сирин
- "О блаженных обителях" - преподобный Ефрем Сирин
- "О блаженных местах" - преподобный Ефрем Сирин
- "О блаженствах и горе" - преподобный Ефрем Сирин
- "О Лоте и о приведении себя в безопасность" - преподобный Ефрем Сирин
- "Наставление монахам" - преподобный Ефрем Сирин
- "Наставление братиям" - преподобный Ефрем Сирин
- "На тех, которые ежедневно грешат и ежедневно каются" - преподобный Ефрем Сирин
- "На слова: "два будет на селе" (Мф.24:40)" - преподобный Ефрем Сирин
- "На слова: Вонми себе (Втор.4:9). Двенадцать глав" - преподобный Ефрем Сирин
- "На слова, сказанные Господом: в мире сем скорбни будете (Ин.16:33), и о том, что человеку должно быть совершенным" - преподобный Ефрем Сирин
- "Поучительные слова к египетским монахам" - преподобный Ефрем Сирин
- "Похвальное слово иже во святых отцу нашему Василию Великому" - преподобный Ефрем Сирин
- "Похвальное слово мученикам" - преподобный Ефрем Сирин
- "Похвальное слово святым четыредесяти мученикам" - преподобный Ефрем Сирин
- "Похвальное слово славным мученикам, во всем мире пострадавшим" - преподобный Ефрем Сирин
- "Поучение подвижникам" - преподобный Ефрем Сирин
- "Против исследователей естества Сына Божия" - преподобный Ефрем Сирин
- "Различные виды Божия промысла" - преподобный Ефрем Сирин
- "Седмь деланий у монаха" - преподобный Ефрем Сирин
- "Сказание о юродивой" - преподобный Ефрем Сирин
- "Слово душеполезное" - преподобный Ефрем Сирин
- "Слово на почивших о Христе" - преподобный Ефрем Сирин
- "Слово на святый пяток о кресте и о разбойнике" - преподобный Ефрем Сирин
- "Слово на честный и животворящий крест и на второе пришествие, а также о любви и милостыне" - преподобный Ефрем Сирин
- "Слово о Аврааме и Исааке" - преподобный Ефрем Сирин
- "Слово о внушениях ненавистника добру демона" - преподобный Ефрем Сирин
- "Слово о злоязычии и о страстях" - преподобный Ефрем Сирин
- "Слово о прекрасном Иосифе" - преподобный Ефрем Сирин
- "Слово о пророке Данииле и о трех святых отроках, в ответ утверждающему: "время лукаво, не могу спастись"" - преподобный Ефрем Сирин
- "Слово о святом пророке Илие" - преподобный Ефрем Сирин
- "Слово о священстве" - преподобный Ефрем Сирин
- "Слово о страданиях Спасителя" - преподобный Ефрем Сирин
- "Слово о суде и об умилении" - преподобный Ефрем Сирин
- "Слово о том, как душа, когда искушает ее враг, должна со слезами молиться Богу" - преподобный Ефрем Сирин
- "Слово о том, что всегда должно иметь в мыслях день исшествия из сей жизни" - преподобный Ефрем Сирин
- "Слово подвижническое" - преподобный Ефрем Сирин
- "Слово подвижническое первое" - преподобный Ефрем Сирин
- "Слово увещательное" - преподобный Ефрем Сирин
- "Слово умилительное" - преподобный Ефрем Сирин
- "Слово умилительное первое" - преподобный Ефрем Сирин
- "Слово умилительное второе" - преподобный Ефрем Сирин
- "Слово первое. О скончавшихся отцах" - преподобный Ефрем Сирин
- "Слово второе. О скончавшихся отцах" - преподобный Ефрем Сирин
- "Советы подвижникам" - преподобный Ефрем Сирин
- "Толкование на книгу Второзаконие" - преподобный Ефрем Сирин
- "Толкование на книгу Исход" - преподобный Ефрем Сирин
- "Толкование на книгу Левит" - преподобный Ефрем Сирин
- "Толкование на книгу Числ" - преподобный Ефрем Сирин
- "Толкование на книгу пророчества Авдия" - преподобный Ефрем Сирин
- "Толкование на книгу пророчества Амоса" - преподобный Ефрем Сирин
- "Толкование на книгу пророчества Даниила" - преподобный Ефрем Сирин
- "Толкование на книгу пророчества Захарии" - преподобный Ефрем Сирин
- "Толкование на книгу пророчества Иезекииля" - преподобный Ефрем Сирин
- "Толкование на книгу пророчества Иоиля" - преподобный Ефрем Сирин
- "Толкование на книгу пророчества Малахии" - преподобный Ефрем Сирин
- "Толкование на книгу пророчества Михея" - преподобный Ефрем Сирин
- "Толкование на книгу пророчества Осии" - преподобный Ефрем Сирин
- "Толкование на первую книгу, то есть на книгу Бытия" - преподобный Ефрем Сирин
- "Толкование на послания божественного Павла. Первое послание к Фессалоникийцам" - преподобный Ефрем Сирин
- "Толкование на послания божественного Павла. Второе послание к Фессалоникийцам" - преподобный Ефрем Сирин
- "Толкование на послания божественного Павла. Первое послание к Тимофею" - преподобный Ефрем Сирин
- "Толкование на послания божественного Павла. Второе послание к Тимофею" - преподобный Ефрем Сирин
- "Толкование на послания божественного Павла. Послание к Галатам" - преподобный Ефрем Сирин
- "Толкование на послания божественного Павла. Послание к Евреям" - преподобный Ефрем Сирин
- "Толкование на послания божественного Павла. Послание к Ефесянам" - преподобный Ефрем Сирин
- "Толкование на послания божественного Павла. Послание к Колоссянам" - преподобный Ефрем Сирин
- "Толкование на послания божественного Павла. Послание к Титу" - преподобный Ефрем Сирин
- "Толкование на послания божественного Павла. Послание к Филиппийцам" - преподобный Ефрем Сирин
- "Толкование на послания божественного Павла. Первое послание к Коринфянам" - преподобный Ефрем Сирин
- "Толкование на послания божественного Павла. К Коринфянам второе послание" - преподобный Ефрем Сирин
- "Толкование на апокрифические послания коринфян к Апостолу Павлу и Апостола Павла к Коринфянам. К Коринфянам третье" - преподобный Ефрем Сирин
- "Толкование на послания божественного Павла. К Римлянам" - преподобный Ефрем Сирин
- "Надгробные песнопения" - преподобный Ефрем Сирин
- "О Церкви" - преподобный Ефрем Сирин
- "О Воскресении, смерти и сатане" - преподобный Ефрем Сирин
- "Слезные моления" - преподобный Ефрем Сирин
- "На слова: "Положи, Господи, хранение устом моим, и дверь ограждения о устнах моих"" - преподобный Ефрем Сирин
- "На слова: "Сыне, моей премудрости внимай, к моим же словесем прилагай ухо твое"" - преподобный Ефрем Сирин
- "На слова: "И се, вся сýетство и крушение духа"" - преподобный Ефрем Сирин
- "Книга пророка Исаии" - преподобный Ефрем Сирин
- "На слова Исаии: Да возмется нечестивый, да не видит славы Господни" - преподобный Ефрем Сирин
- "Книга пророка Иеремии" - преподобный Ефрем Сирин
- "На слова Иеремии: "Горе нам, яко согрешихом"" - преподобный Ефрем Сирин
- "На некоторые места "Плача Иеремии"" - преподобный Ефрем Сирин
|