Ефрем Сирин. Поучение падшему брату. О воздержании от
плотских пожеланий, о борении и великой осмотрительности
Память: 28 января / 10 февраля
Преподобный Ефрем Сирин - подвижник и
духовный писатель, живший в IV веке. Написал много
толковательных и нравственных сочинений, покаянных и
погребальных песнопений.
Преподобный Ефрем Сирин. Икона
***
Поучение падшему брату. О воздержании от
плотских пожеланий, о борении и великой осмотрительности
Врачующиеся в больницах не радуются
болезненным припадкам других, и ни один из них не
уничижает ближнего за болезнь, но каждый, как сам
старается избавиться от страдания и освободиться от
претерпеваемой им боли, так и ближнему, по возможности,
простирает руку помощи, для легчайшего перенесения им
болезненных страданий. Так и нам должно утешать и
увещевать друг друга, особенно во время искушений, чтобы
действительно избавиться нам от горького рабства греху и
от мучительства диавола, и угасить разжженные стрелы
его, прежде нежели приимет нас в себя оный неугасимый
огнь, и тогда в болезни сердца своего слезно восплачем,
но не будет утешающего. Итак сперва испрашиваю прощения
во грехах своих и помилования, а потом подам и тебе
дружеский совет, как говорит святое Писание: обличай,
премудра, и возлюбит тя, а если обличишь
немудрого, возненавидит тя. - Даждь премудрому вину, и
премудрейший будет: сказуй праведному, и приложить
приимати (Притч.9:8,9),
Дивлюсь, как после стольких вразумлений
вознерадел ты о себе, попрал завет свой с Богом, и,
убоявшись временного страха, сам бросился на меч. У кого
достанет столько сокрушения, чтобы должным образом
оплакать сию гибель? И помыслить опасно, и сказать
срамно. У кого достанет столько веры и знания, чтобы
описать мучения, какие уготованы вовлекаемым в сей
сокрушительный недуг, в такое бесчестное поведение и
крайнее зловоние? Что это за оправдание? Говоришь:
"настоятель не дает братии покоя, и я убоялся, чтобы не
стал поступать со мною худо". Какая слепота, какое
омрачение! Где же учение Спасителя нашего Бога? Он
сказал: не убойтеся от человек, убивающих тело, души же
не могущих убити; убойтеся же паче могущаго и душу и
тело погубити в геенне (Мф.10:28). Где наставление
Апостолов и Пророков и изучение псалмов? Подвижник
прежде вступления в борьбу умащается, чтобы во время
борьбы оказаться достойным венца. Воин прежде начатия
войны упражняется в военном деле, чтобы во время войны
оказаться благоискусным. А мы, воины во время мира,
кормчие во время благоведрия! Забыл разве, для чего
оставил ты мир и удалился от плотских родителей? Неужели
мирской страх овладел твоею душою? Скорблю о тебе, брат.
Но ты сказал: "слова их расслабляют мой
ум". Вспомним же, что говорит Приточник: мед каплет от
устен жены блудницы (Притч.5:3), под медом разумея
сладость пожелания. И что еще присовокупляет? - Яже на
время наслаждает гортань: последи же горчае желчи
обрящеши, и изощренну паче меча обоюду остра (4). И в
другом месте говорит Писание о людях, облеченных во
одежды овчия, которые внутрь суть волцы хищницы,
делатели беззакония (Мф.7:15,23). Ибо Апостол сказал,
что словесы и благословением прельщают сердца
незлобивых (Рим.16:18). Ужели не представляешь и того,
что если и сто лет будем служить распутству, то, по
прошествии оных, сокрушит нас смерть, а по смерти - суд?
Если же скажешь, что ты человек знатный;
то представь себе, что и восставшие на блаженную Сусанну
в Вавилоне были начальниками народными, а блаженный
Иосиф был купленным рабом у египтянки. Ужели не слышал
ты сказавшего; не приими лица на душу твою, и не
срамляйся о падении твоем. Есть бо стыд наводяй грех, и
есть стыд слава и благодать (Сир.4:25,26)? Нет нам
оправдания, потому что живем не в пустыне непроходимой.
Кому делают принуждение, тот подай голос, и множество
соберется на помощь.
Но обратим внимание, не в нас ли причина
проступка. А это дело гнусное и тяжкое. Смотри, не
управляют ли нами неприличные движения, не пышна ли у
нас одежда, не пахнет ли от риз благовониями, как у
женщин (лучше пусть душа издает благоухание Святаго Духа
в превосходном житии), не вымыты ли тщательно ноги
(такая старательность совершенно противна целомудрию),
не выше ли колен поднята одежда (это обличает
бесстыдство души), не бесчинны ли наши взоры, не склонны
ли мы к смеху, не говорим ли сами смешного; не
властолюбивы ли мы и сребролюбивы, не преданы ли мы
чревоугодию и пиянству, не поступаем ли невежественно и
неосмотрительно, не бегаем ли безмолвия, не отвращаемся
ли от труда, не срамны ли слова наши, и вся наружность
не изображает ли страсти, и голос не прикрашен ли
искусством для внушения любви и для обольщения. Ибо все
это и подобное тому достойно порицания, непозволительно
и несвойственно христианам: всякий, кто ведет себя так,
уготовляет себе жестокий и тяжкий суд гнева. Не призва
бо нас Бог на нечистоту, но во святость (1Сол.4:7).
Мы не подвизались до крови, борясь со
грехом, мы не были ведены пред владыки и цари (Мф.10:12)
за Спасителя нашего Иисуса Христа (осмелюсь сказать, что
из-за нас менее виновен будет Содом); нас не приводили
еще к престолу судии, и не терпели мы истязаний за
благочестие, не видели мы пещи, разжженной сильным
огнем; не видели разжженных сковород, раскаленных острых
рожнов и кипящих с воском и смолою котлов; нас не
бросали еще зверям, и ничего не потерпели мы за
благочестие. Нас не касалась еще рука исполнителей
казни, которых один взор поражает сердце отданного в их
власть; мы не видели еще занесенных на нас острых мечей;
и убоялись. Не все ли это претерпели Христовы мученики?
А ты боишься, что есть у тебя настоятель? Знай, что он
подчинен еще высшему Начальнику, Который испытает дела и
исследует намерения каждого.
Говорю же сие не в осуждение (да не
будет сего!), но из сострадания, как воинствующий вместе
с тобою. Ибо написано: много согрешаем вси (Иак.3:2). И
если бы Бог, сотворивший нас и восприявший на Себя плоть
нашу, не благоволил видимым образом ходить по земле, и
Своими благословенными и святыми стопами освятить землю:
то, думаю, самая земля осквернилась бы множеством
беззаконий моих. Но имеем заповедь вразумлять и утешать
друг друга словом истины. Итак, не обменим жизни на
смерть, нетленного на тленное, не окажемся
несмысленнейшими бессловесных животных; но как разумные
послушаем гласа создавшего нас Бога, Который
говорит: святи будите, яко Аз свят есмь (1Пет.1:16). Еще
не долго, и придет страшное повеление поять душу из
тела.
Ефрем Сирин, преподобный
Цитировано по:
Святой Ефрем Сирин. Творения. Т.3.
Репринтное издание. - М.: Издательский отдел Московского
Патриархата, 1994. -С. 49-52. // Творения иже во святых
Отца нашего Ефрема Сирина. Писания духовно-нравственные.
- Сергиев Посад. Типография Св.-Тр. Сергиевой Лавры,
1907.
Святоотеческое наследие
Примечания
1. Здесь не достает некоторых слов на
подлиннике.
2. Во время крестных страданий Господа
нашего Иисуса Христа.
***
Молитва преподобному Ефрему Сирину:
- Молитва
преподобному Ефрему Сирину. Подвижник и
духовный писатель, живший в IV веке. С юных лет оставил
мир и удалился к отшельникам, после того, как попал
в тюрьму по ложному обвинению. После еще раз
подвергся клевете, но Богом был оправдан пред
людьми. Боролся против ариан, написал много
толковательных и нравственных сочинений, покаянных и
погребальных песнопений. Заступник невинно
оклеветанных и притесненных, покровитель иночества,
податель смирения и целомудрия
Акафист преподобному Ефрему Сирину:
- Акафист преподобному Ефрему Сирину
Труды преподобного Ефрема Сирина:
- На лукавых жен
- К нерадивой душе
- Вопросы и ответы
- О восьми помыслах
- Великопостная покаянная молитва
- "На слова, сказанные Господом: в мире сем скорбни будете (Ин.16:33), и о том, что человеку должно быть совершенным"
- "На пришествие Господне"
- "К монаху Иоанну"
- "Жизнь блаженного Аврамия и племянницы его Марии"
- "В подражание притчам"
- "В низложение гордыни"
- "В исправление тех, которые предаются страстям и домогаются почестей"
- "Блаженства. 55 глав"
- "Блаженства. 20 глав"
- "Похвальное слово Петру, Павлу, Андрею, Фоме, Луке и Иоанну, и на чтение из Евангелия от Иоанна"
- "Поучение падшему брату. О воздержании от плотских пожеланий, о борении и великой осмотрительности"
- "Поучение о том, что не должно соблазнять ближнего, и о правой жизни"
- "Поучение о безмолвии"
- "Послание"
- "Ответ утверждающим, что землетрясения бывают от подземных ветров"
- "Ответ на некоторые вопросы"
- "Ответ брату о священнике Илии"
- "Огласительное слово. Об оскудении добрых дел и о долготерпении Божием"
- "Обличение себе самому и исповедь"
- "Об утверждающих, что нет воскресения"
- "Об истинном отречении от мира, и о том, как душе обрести Бога, и для чего приходил Господь"
- "О том, что христиане не должны предаваться забавам"
- "О том, что не должно обольщаться эллинскими мнениями"
- "О том, что не должно дивиться временному и обольщаться приятностями жизни, и на псалом семьдесят второй"
- "О том, что не должно бояться укоризн за доброе дело"
- "О том, что монах не должен заботиться об одежде"
- "О том, что должно не смеяться и рассеиваться, но плакать и проливать о себе слезы"
- "О том, что должно избегать всяких вредных свиданий, и о воздержании"
- "О том, что братия должны жить между собою в единомыслии и любви"
- "О том, как приобретается человеком смиренномудрие. Сто глав"
- "О том, как монаху быть совершенным"
- "О тех, которые уловляют души в непотребство, утверждая, что ничего не значит дело сие"
- "О терпении, о кончине века и втором пришествии, о прилежном чтении божественных писаний и пользе безмолвия"
- "О терпении и сокрушении слово поучительное"
- "О терпении"
- "О суете настоящей жизни"
- "О страстях"
- "О смиренномудрии"
- "О сердечном сокрушении"
- "О свободе нашей и о том, что человек создан свободным"
- "О псалме"
- "О преспеянии в добродетели"
- "О правой жизни. Девяносто глав"
- "О посте"
- "О покаянии, о будущем суде, об удалении от обращения с женщинами и о роскошной жизни"
- "О покаянии и терпении"
- "О покаянии. Большое поучение"
- "О покаянии. Первое малое поучение"
- "О покаянии. Второе малое поучение"
- "О подвижнике Иулиане"
- "О памятовании смерти, о добродетели и о богатстве"
- "О необходимости бороться со врагом нашего спасения"
- "О рае"
- "О монахах"
- "О молитве. Первое поучение"
- "О молитве. Второе поучение"
- "О любви к бедным"
- "О любви"
- "О жене грешнице, помазавшей Господа миром"
- "О душевном страхе"
- "О духовном состоянии"
- "О добродетелях и страстях"
- "О добродетели. К младшему подвижнику. Четыре главы"
- "О добродетели. Десять глав"
- "О девстве"
- "О втором Господнем пришествии и о покаянии"
- "О вооружении монаху"
- "О воздержании, о том, что не должно соревновать грешникам, которые извиняются обстоятельствами времени, и о Ное"
- "О вере"
- "О брани с диаволом"
- "О блаженных обителях"
- "О блаженных местах"
- "О блаженствах и горе"
- "О Лоте и о приведении себя в безопасность"
- "Наставление монахам"
- "Наставление братиям"
- "На тех, которые ежедневно грешат и ежедневно каются"
- "На слова: "два будет на селе" (Мф.24:40)"
- "На слова: Вонми себе (Втор.4:9). Двенадцать глав"
- "Поучительные слова к египетским монахам"
- "Похвальное слово иже во святых отцу нашему Василию Великому"
- "Похвальное слово мученикам"
- "Похвальное слово святым четыредесяти мученикам"
- "Похвальное слово славным мученикам, во всем мире пострадавшим"
- "Поучение подвижникам"
- "Против исследователей естества Сына Божия"
- "Различные виды Божия промысла"
- "Седмь деланий у монаха"
- "Сказание о юродивой"
- "Слово душеполезное"
- "Слово на почивших о Христе"
- "Слово на святый пяток о кресте и о разбойнике"
- "Слово на честный и животворящий крест и на второе пришествие, а также о любви и милостыне"
- "Слово о Аврааме и Исааке"
- "Слово о внушениях ненавистника добру демона"
- "Слово о злоязычии и о страстях"
- "Слово о прекрасном Иосифе"
- "Слово о пророке Данииле и о трех святых отроках, в ответ утверждающему: "время лукаво, не могу спастись""
- "Слово о святом пророке Илие"
- "Слово о священстве"
- "Слово о страданиях Спасителя"
- "Слово о суде и об умилении"
- "Слово о том, как душа, когда искушает ее враг, должна со слезами молиться Богу"
- "Слово о том, что всегда должно иметь в мыслях день исшествия из сей жизни"
- "Слово подвижническое"
- "Слово подвижническое первое"
- "Слово увещательное"
- "Слово умилительное"
- "Слово умилительное первое"
- "Слово умилительное второе"
- "Слово первое. О скончавшихся отцах"
- "Слово второе. О скончавшихся отцах"
- "Советы подвижникам"
- "Толкование на книгу Второзаконие"
- "Толкование на книгу Исход"
- "Толкование на книгу Левит"
- "Толкование на книгу Числ"
- "Толкование на книгу пророчества Авдия"
- "Толкование на книгу пророчества Амоса"
- "Толкование на книгу пророчества Даниила"
- "Толкование на книгу пророчества Захарии"
- "Толкование на книгу пророчества Иезекииля"
- "Толкование на книгу пророчества Иоиля"
- "Толкование на книгу пророчества Малахии"
- "Толкование на книгу пророчества Михея"
- "Толкование на книгу пророчества Осии"
- "Толкование на первую книгу, то есть на книгу Бытия"
- "Толкование на послания божественного Павла. Первое послание к Фессалоникийцам"
- "Толкование на послания божественного Павла. Второе послание к Фессалоникийцам"
- "Толкование на послания божественного Павла. Первое послание к Тимофею"
- "Толкование на послания божественного Павла. Второе послание к Тимофею"
- "Толкование на послания божественного Павла. Послание к Галатам"
- "Толкование на послания божественного Павла. Послание к Евреям"
- "Толкование на послания божественного Павла. Послание к Ефесянам"
- "Толкование на послания божественного Павла. Послание к Колоссянам"
- "Толкование на послания божественного Павла. Послание к Титу"
- "Толкование на послания божественного Павла. Послание к Филиппийцам"
- "Толкование на послания божественного Павла. Первое послание к Коринфянам"
- "Толкование на послания божественного Павла. К Коринфянам второе послание"
- "Толкование на апокрифические послания коринфян к Апостолу Павлу и Апостола Павла к Коринфянам. К Коринфянам третье"
- "Толкование на послания божественного Павла. К Римлянам"
- "Надгробные песнопения"
- "О Церкви"
- "О Воскресении, смерти и сатане"
- "Слезные моления"
- "На слова: "Положи, Господи, хранение устом моим, и дверь ограждения о устнах моих""
- "На слова: "Сыне, моей премудрости внимай, к моим же словесем прилагай ухо твое""
- "На слова: "И се, вся сýетство и крушение духа""
- "Книга пророка Исаии"
- "На слова Исаии: Да возмется нечестивый, да не видит славы Господни"
- "Книга пророка Иеремии"
- "На слова Иеремии: "Горе нам, яко согрешихом""
- "На некоторые места "Плача Иеремии""
|