Ефрем Сирин. Похвальное слово иже во
святых отцу нашему Василию Великому
Память: 28 января / 10 февраля
Преподобный Ефрем Сирин - подвижник и духовный писатель,
живший в IV веке. Написал много толковательных и
нравственных сочинений, покаянных и погребальных песнопений.
Преподобный Ефрем Сирин. Икона
***
Похвальное слово иже во святых отцу нашему Василию
Великому
По слав. пер. Ч.I. Сл. 110.
Приклоните ко мне слух, братия
возлюбленные; поведаю вам прекраснейшую повесть. Ибо
прекрасно утаевать совещания царей; тайны же Божия
открывати - добро (Тов.12:7). Поелику чрез верных рабов
Своих Господь укрепляет немощных, из них же первый есмь
аз; то и во мне есть желание коснуться того, что
споспешествовало к уврачеванию бедной души моей. Хочу
сновать ныне ткань из прекрасной волны словесной овцы.
Желаю соткать преузорочный хитон из руна превожделенных
умных уст. Ибо видел я некогда овна, у которого была
прекрасная волна, и словесные роги вещали божественно. И
приблизившися к нему с великим борением духа, понемногу
снимал с него малые нити. Но напал на меня какой-то
невыносимый страх, что не будучи, мудрым, отважился на
подобное дело.
Хотите ли ясно услышать, каков сей овен,
украшенный такою доброцветностию? Это - мудрый и верный
Василий, епископствовавший в Каппадокийской области, в
Кесарийском граде, провозглашавший целой вселенной
спасительные догматы. Воистину, Василий - основание
добродетелей, книга похвал, жизнь чудес, ходящий во
плоти и шествующий духом, сожитель дольних взирающий в
горняя, драгоценный смычек духовной цевницы, услаждающий
область святых Ангелов, агнец верный матерней жизни,
озаривший пажить Священного Духа, в сильной любви
вскочивший и восхитивший цвет у подножия честного
креста: - ясли догматов, словесный язык, цена правых и
полезных мыслей; погрузившийся в глубину Писаний и
подражавший светлому бисеру; преукрашенный грозд
Божественного винограда; небесно изрекающий Божию
сладость; прекрасный лист священной мудрости, исписанный
свыше божественными начертаниями; превосходнейшая нива
горнего царства, произрастившая Богу плоды правды; холм,
процветший таинственными розами, от которого благоухание
восходит до самого неба; возгласивший о Господе
благоугодные песнопения и приявший на небесах легкие
венцы; уразумевший благодать, и как Иов [1],
возгласивший исповедание Спасителю всяческих: Дух
Господа Бога, сотворивый мя, и дыхание Вседержителево,
поучающее мя (Иов.33:4); утверждающий, что Духом Святым
проповедал всем Господа Иисуса Христа.
Еще желаю в похвалу Василию продолжить
словесную ткань, чтобы в праздник и память Праведника,
молитвами его обрести нам ведение и умиление. Почему
снова надобно нам взяться за челнок Духа и приуготовить
мысленную нить, и хотя до того простереться в сей
работе, чтоб на основе начать и уток. Ибо, если кто
трезвенно спрядет сию нить; то для желающих приуготовит
ее в ризу бессмертия.
Таковы начатки таинственного питомца;
таковы приобретения с святого стяжания! Так непрестанно,
как волною, украшен был учением, доставляя одежду
приходящим к нему, духоносный овен Христова стада,
украшающийся милосердием светлой Церкви, волною своею
согревающий нищих и рогами бодущий богатых. День и ночь
неисходно пребывая в самом святилище, свыше приял он
благодать. Посему ежедневно цветоносным словом обновлял
неизменное украшение душ; но применяясь к каждому, не
оскудевал в разнообразии. Поелику возрастал среди
бессмертных цветов; поелику питался святыми
произрастениями; поелику возлежал всегда на Писаниях,
отдыхал на апостольских пажитях и веселился в священных
дворах: то слово его текло как река, и правда его как
волны морские. Там всасывал он божественные мысли, здесь
вкушал бессмертные глаголы. Там вкушал отменные явства,
и здесь провещавал доступные речи. Ибо не сурова была у
него снедь, не терны это были, но роза и лилия, шафран и
корица. Подобные сим злаки подвергал он испытанию, из
таинственных растений извлекая благоухающую снедь.
Посему-то чистая волна его была прекрасная и
употреблялась на соткание божественных наставлений.
И нужно ли много говорить о сем овне?
Слово его было уготованный сосуд, и сосуд не простый, но
подобный тому, какой видел Петр, четырьмя краями спущаем
с неба (Деян.10:11). Но тот нисходил к земле и содержал
в себе птиц и четвероногих; Василий же, обретши
восхождение к небу, изрек нам пресловутые и необычайные
словеса. Тот сосуд явился на краткое время, и образ его,
по откровении его единому Петру, взялся в высоту, а
Василий, многие годы подъемлясь в высоту, подавал многим
благодать Духа; о том сосуде Петр слышал с неба: "что Я
очистил, то прими и ты". И о сем сказано было всем: "Я
его освятил, почтите его и вы". Посему, кто не восхвалит
того, кого прославил Отец? Кто не почтит того, кого
освятил Сын? Кто не ублажит того, кого ублажил
премудрый, разумичный и досточтимый Дух? О с каким
благоволением определено в совете Всесовершенного
вселиться и походить в нем? Ибо сказал Бог, почию на
кротком и молчаливом и трепещущем словес Моих (Ис.66:2).
Благодать так напоевала ум его оными досточтимыми и
вечными потоками, что и пребывавших в скверне своих
грехопадений делала столько же благообразными, как и
измовенных.
Когда же Господь умилосердился и надо
мной, явив милость Свою, при одном случае в некотором
городе; услышал я там голос, говорящий мне: "востань
Ефрем, и яждь мысленные снеди". "Откуда возьму, что ясть
мне, Господи?" и сказал мне: "вот в дому Моем царский
сосуд преподаст тебе снедь". Весьма удивившись
сказанному, я встал и вступил в храм Всевышнего. Тихо
вошедши на церковный двор, и с сильным желанием устремив
взоры в преддверие, увидел во Святом Святых сосуд
избранный, светло простертый пред паствою, изукрашенный
боголепными словесами; и очи всех были обращены к нему.
Сам видел я, что храм питаем был от него Духом, что
особенно были им милуемы вдовица и сирота. Там видел я
рекою льющиеся к нему слезы, и златозарно сияющее для
всех руно жизни, и самого пастыря на крылах Духа,
возносящего о нас моления и поучающего словом. Видел
красующуюся им Церковь, видел возлюбленную им
преукрашенную. Видел, как преподает он Павловы уроки,
закон евангельский, и внушает страх к таинствам. Видел
там полезное и спасительное слово, несомненно высящееся
до самого неба. Одним словом, видел, что все это
собрание озарено лучами благодати. И поелику все сие так
благочестно восприимало силу свою из избранного сосуда
царствия; то воспел я премудрого и благого Господа,
Который так прославляет прославляющих Его.
И по выходе из сего училища извещен он
был о мне Духом Святым, и призвав к себе мою худость,
спрашивал чрез переводчика, говоря мне: "ты ли Ефрем,
прекрасно преклонивший выю и взявший на себя иго
спасительного слова?" И сказал я в ответ: "Я Ефрем,
который сам себе препятствую идти небесною стезей".
Тогда, объяв меня сей дивный муж, напечатлел на мне
святое свое лобзание. Предложил и трапезу из снедаемого
мудрою, святою и верною его душою, не из тленных
приготовленную яств, но наполненную нетленными мыслями.
Ибо рассуждал он о том, какими добрыми делами можем мы
умилостивить к себе Господа, как отражать нам нашествия
грехов, как преграждать входы страстям, как приобрести
апостольскую добродетель, как умолить неподкупного
Судию. И я, заплакав, возопил и сказал: "Ты, отче, будь
хранителем для меня расслабленного и ленивого. Ты
наставь меня на правую стезю, ты приведи в сокрушение
окаменелое сердце мое. Пред тобою поверг меня Бог духов,
чтобы ты уврачевал душу мою. Ты установи ладью души моей
на воде упокоения".
И заметь попечительность доброго
учителя, как овладел он моими силами: стал для меня тем
же, чем служит жезл для тела, и искоренив навык
неразумных страстей, снял с меня чешую, эту порчу глаз,
и освободив слово от того, что было в нем зелено и
незрело, объял меня ревностию и погрузил в глубины своих
наставлений. Тогда чрево мое зачало благоразумие, чтобы
родить похвалу четыредесяти мученикам; потому что сей
доблий муж сроднил слух мой с их терпением всякого рода,
рассказал мне, как всему предпочли они умереть за
Христа, сколько презрели опасностей, да Его приобрящут,
а также сколько числом было святых, и поведал все прочее
о благочестии их.
Итак, поелику такого славного труда
удостоил меня верный архиерей, то, похвалы сим
победоносным, препрославленным мужам оставив до другого
сказания, ублажим сего преподобного Христова мужа,
ревнителя мучеников и им равночестного. Ибо как сии
святые мужественно противостали мучителю Ликинию и
военачальнику Дуку, так и сей преподобный препирался с
Валентом, Арием и надменным правителем области. Те
исторгали терния заблуждения; и он исторгал волчцы
еретического беснования. Те разорили Ликиниевы окопы; и
он привел в бездействие Валентовы указы. Те нарушили
Дуковы приказания; и он посрамил Ариевы возражения. Те
смирили надменность военачальника; и он сокрушил
Модестово неистовство: потому что поощряемый подвигом
сих мучеников, как Финеес прободал языки, не соблюдшие
верности Богу. Почему и желал с сильною горячностью
испить чашу, спешил чрез мученичество воздвигнуть себе
победный памятник. Мученики за веру во Христа терпели
мужественно, неся на себе вдруг все скорби; Василий же
по упованию на Христа мужественно перенес метели
искушений. Те совлекли с себя хитоны и члены свои
предали на поругания; и он спешил совлечь с себя рубище,
покрывавшее выю и тело. Те в озере привлекли к себе
блуждавшего в нечестии и приобщили к славе; а он, крестя
неверных в купели, стал для них ходатаем небесного
царства. Те, в водах сожигаемые любовью, видели на главе
свет вместе с венцами; и он, воспламененный догматами
Святыя Троицы, приял награду за ратоборство с
зломыслящими.
Чего не изобретал лукавый велиар, чтоб
отлучить Василия от горнего царства? Раздражал царей,
князей и народы, - и Василий стал опорою для верных;
приводил в ярость все свои бури, и ничто нимало не
смущало воспламененного мудреца; воздвигал волнение чрез
своих служителей, еретиков, - и тем более обнаружилось
искусство кормчего; устремлял волнующиеся валы на
Церковь и не возмог потопить корабль Василиевой веры;
вел с ними брань еретическими толками, и тотчас
встречаем был богословскими догматами; вооружил на него
Ария, как Голиафа, и поражаем был из пращи его тремя
камнями веры; ударял в столп его ветрами зловерия,
потому что слова нечестивых были ветры, но не поколебали
его; потому что ограждался тремя неодолимыми стенами
Пречистой Троицы; пускал в него стрелы многобожия, и они
тотчас были отражаемы Единоначалием. Наступали стаи
лающих псов, и он налагал на них раны жезлом креста;
волки снова одевались в овчую кожу, и он немедленно
обличал их лицемерие; спешила смутить его неправда, и
тотчас побеждаема была его правдою. Неверные соревновали
друг другу в подражании его вере и учению, и тотчас
возвещаемы были их зловерие и нечестивый образ мыслей;
старались внушать, что имеют его дерзновение, и тотчас
обнаруживалось их неразумие.
Поелику же и противники умели уважать и
чтить добродетель и мужество, то, когда сын мучителя
находился в жестокой болезни, просили Василия помолиться
о нем. А когда Василий предложил условие: "отдай его
мне, чтоб привести мне его к неукоризненной вере и
освободить от всякого злочестия Ариевых учений", и царь
согласился на это; тогда тотчас соделался он ходатаем за
царя земного пред Царем небесным, вознес к Нему обещание
мужа, и принял здравие отрока. Но змии, как скоро
увидели отрока спасенным, снова растлили волю
легкомысленного царя, и взяв сына его, крестили водою,
но не Духом, учили отметать Сына Божия, овладевая им
внутренно и облекая наружно; и наружно облекается он во
Христа, а внутренно рассекает его. Почему в
непродолжительном времени поял Он дух у несчастного,
провозвещая неблагодарность их сердца.
Сие не ниже чудес Илииных, не меньше
знамений Елисеевых. Как Илия и Елисей возвращали к жизни
умерших, так и верный Василий молитвою исхитил у смерти
близкого к смерти. И опять как Петр умертвил Ананию и
Сапфиру, утаивших сребро, так и Василий, занимая место
Петрово, а вместе участвуя в Петровом дерзновении,
обличил Валента, скрадшего свое обещание, и сына его
предал смерти. С сего времени сии бедные и сам неверный
царь упали духом и были в великом замешательстве.
И кто должным образом опишет сии дожди
чудес, какие блаженный и верный Василий показал на самом
деле? Итак, поелику нет у нас и возможности пересказать
такое множество заслуг Василиевых, то не говоря обо
всем, сказав же одно, покажем, как и неодушевленные вещи
ратоборствовали за сего мужа.
Поелику порождения ехиднина, как
стрелами, непрестанно поражаемые его словами и чудесами,
употребляли все способы, чтобы истребить праведника; то
приступили они с просьбою, похитить его и послать в
заточение. "Тяжек есть нам и к видению (Прем.2:15),
говорили они; потому что сильно противостоит нам словом.
Поэтому, царь, пока он здесь, невозможно иметь успеха
вере нашей". И царь, увлеченный их словами, вознамерился
послать его в заточение. Но трость, не терпя того, чтоб
услужить беззаконному намерению, тотчас сокрушилась,
вразумляя безумца, что великую дерзость намеревается он
учинить против раба Христова, который проповедует единое
Божество Отца и Сына и Святаго Духа и который, как
бешенных псов, премудро обличил не так умствующих или
утверждающих. Когда же сын заблуждения,
бесчувственнейший и самой неодушевленной трости, не
понял сего и взял другую трость, чтобы подписать и
докончить лукавое свое намерение; тогда увидел, что и
эта трость не терпит участвовать в злом деле, какое
поспешал он совершить. Для чего поспешаешь, царь,
послать в чужую страну того, в ком обитает Наполняющий
все? Для чего предприемлешь истребить ничем неодолимого?
Для чего изгоняешь из города гражданина небесного? Если
возьмешь и третью трость, то увидишь, что и она
сокрушится, не потерпит, не будет тебе содействовать.
Так сие и было. Тогда явственно провозвещена была всем
победа, и победным памятником непреоборимого послужили
три трости, ставшие защитниками проповедующего
Единосущную Троицу. Рука спешила произнести приговор, и
трости отказались от сей несправедливости. Рука
торопилась подать лукавое мнение, и трости удержали от
суетного усердия. И как жезл Моисеев посрамил всех
обаятелей и прочих волхвов египетских; так и трости
тотчас обратили в ничто умысл нечестивцев и сынов тьмы.
Как ублажим тебя, отче Василие! Ты
остнами бодешь и гонишь заблуждение, разумно
отправляешься вместе с пчелами, превитаешь на лугу
богодухновенных Писаний, и там собираешь для нас цветы
пророческие, росу апостольскую, жизнь евангельскую; ты
всегда возседишь в ульях добродетелей и делаешь нам из
них божественную ограду; ты премудро о Духе Святом
выделываешь мед божественной и неукоризненной веры; ты
научаешь нас пренебрегать лукавых ос, и возводишь веру
до самого неба; ты вопиял как Давид: сладка гортани
моему словеса Твоя, паче меда устом моим (Пс.118:103).
О верный Василий, угодивший, как Авель,
спасенный, как Ной, наименованный другом Божиим как
Авраам, принесенный в жертву Богу, как Исаак,
мужественно претерпевший искушение, как Иаков,
величественно прославленный, как Иосиф, потопивший
нового Фараона и море страстей рассекший жезлом креста,
как Моисей, посвященный в архиерея Господня, как Аарон,
обративший в бегство врагов, как Иисус Навин,
возревновавший и сподобившийся благодати, как Финеес,
очищенный мысленным огнем, как Исаия; ты созерцал
Седящего на Херувимах, как Иезекииль, ты заградил уста
львам, как Даниил; ты прекрасно потоптал пламень
сопротивных, как Три отрока, ты проповедывал, как Петр,
учил, как Павел, исповедал пострадавшего Бога, как Фома,
богословствовал, как Матвей, и Марк, и Лука, и Иоанн,
научал беззаконных, обращал нечестивых, благоугождал
Богу, как Апостолы. Помолись о мне крайне жалком и оживи
своими молитвами, отче, ты мужественный меня
расслабленного, ты ревностный меня ленивого, ты усердный
меня беспечного, ты мудрый меня неразумного, ты
собравший себе сокровище добродетелей меня не имущего ни
одной заслуги. Ибо тебя возвеличил Отец щедрот, тебя
ублажил Сын Божий, тебя обновил в святый храм Дух Святый.
Ему подобает слава, держава, велелепие во все веки!
Ефрем Сирин, преподобный
Цитировано по:
Святой Ефрем Сирин. Творения. Т.2.
Репринтное издание. - М.:
Издательский отдел Московского
Патриархата, 1993, - С. 308-317. //
Творения иже во святых Отца нашего
Ефрема Сирина. Писания духовно-нравственные. - Сергиев
Посад. Типография Св.-Тр. Сергиевой Лавры, 1907
Святоотеческое наследие
Примечание
1. Так читается в слав. пер.; в
греческом же тексте ως Іακόβ.
***
Молитва преподобному Ефрему Сирину:
- Молитва
преподобному Ефрему Сирину. Подвижник и
духовный писатель, живший в IV веке. С юных лет оставил
мир и удалился к отшельникам, после того, как попал
в тюрьму по ложному обвинению. После еще раз
подвергся клевете, но Богом был оправдан пред
людьми. Боролся против ариан, написал много
толковательных и нравственных сочинений, покаянных и
погребальных песнопений. Заступник невинно
оклеветанных и притесненных, покровитель иночества,
податель смирения и целомудрия
Акафист преподобному Ефрему Сирину:
- Акафист преподобному Ефрему Сирину
Труды преподобного Ефрема Сирина:
- На лукавых жен
- К нерадивой душе
- Вопросы и ответы
- О восьми помыслах
- Великопостная покаянная молитва
- "На слова, сказанные Господом: в мире сем скорбни будете (Ин.16:33), и о том, что человеку должно быть совершенным"
- "На пришествие Господне"
- "К монаху Иоанну"
- "Жизнь блаженного Аврамия и племянницы его Марии"
- "В подражание притчам"
- "В низложение гордыни"
- "В исправление тех, которые предаются страстям и домогаются почестей"
- "Блаженства. 55 глав"
- "Блаженства. 20 глав"
- "Похвальное слово Петру, Павлу, Андрею, Фоме, Луке и Иоанну, и на чтение из Евангелия от Иоанна"
- "Поучение падшему брату. О воздержании от плотских пожеланий, о борении и великой осмотрительности"
- "Поучение о том, что не должно соблазнять ближнего, и о правой жизни"
- "Поучение о безмолвии"
- "Послание"
- "Ответ утверждающим, что землетрясения бывают от подземных ветров"
- "Ответ на некоторые вопросы"
- "Ответ брату о священнике Илии"
- "Огласительное слово. Об оскудении добрых дел и о долготерпении Божием"
- "Обличение себе самому и исповедь"
- "Об утверждающих, что нет воскресения"
- "Об истинном отречении от мира, и о том, как душе обрести Бога, и для чего приходил Господь"
- "О том, что христиане не должны предаваться забавам"
- "О том, что не должно обольщаться эллинскими мнениями"
- "О том, что не должно дивиться временному и обольщаться приятностями жизни, и на псалом семьдесят второй"
- "О том, что не должно бояться укоризн за доброе дело"
- "О том, что монах не должен заботиться об одежде"
- "О том, что должно не смеяться и рассеиваться, но плакать и проливать о себе слезы"
- "О том, что должно избегать всяких вредных свиданий, и о воздержании"
- "О том, что братия должны жить между собою в единомыслии и любви"
- "О том, как приобретается человеком смиренномудрие. Сто глав"
- "О том, как монаху быть совершенным"
- "О тех, которые уловляют души в непотребство, утверждая, что ничего не значит дело сие"
- "О терпении, о кончине века и втором пришествии, о прилежном чтении божественных писаний и пользе безмолвия"
- "О терпении и сокрушении слово поучительное"
- "О терпении"
- "О суете настоящей жизни"
- "О страстях"
- "О смиренномудрии"
- "О сердечном сокрушении"
- "О свободе нашей и о том, что человек создан свободным"
- "О псалме"
- "О преспеянии в добродетели"
- "О правой жизни. Девяносто глав"
- "О посте"
- "О покаянии, о будущем суде, об удалении от обращения с женщинами и о роскошной жизни"
- "О покаянии и терпении"
- "О покаянии. Большое поучение"
- "О покаянии. Первое малое поучение"
- "О покаянии. Второе малое поучение"
- "О подвижнике Иулиане"
- "О памятовании смерти, о добродетели и о богатстве"
- "О необходимости бороться со врагом нашего спасения"
- "О рае"
- "О монахах"
- "О молитве. Первое поучение"
- "О молитве. Второе поучение"
- "О любви к бедным"
- "О любви"
- "О жене грешнице, помазавшей Господа миром"
- "О душевном страхе"
- "О духовном состоянии"
- "О добродетелях и страстях"
- "О добродетели. К младшему подвижнику. Четыре главы"
- "О добродетели. Десять глав"
- "О девстве"
- "О втором Господнем пришествии и о покаянии"
- "О вооружении монаху"
- "О воздержании, о том, что не должно соревновать грешникам, которые извиняются обстоятельствами времени, и о Ное"
- "О вере"
- "О брани с диаволом"
- "О блаженных обителях"
- "О блаженных местах"
- "О блаженствах и горе"
- "О Лоте и о приведении себя в безопасность"
- "Наставление монахам"
- "Наставление братиям"
- "На тех, которые ежедневно грешат и ежедневно каются"
- "На слова: "два будет на селе" (Мф.24:40)"
- "На слова: Вонми себе (Втор.4:9). Двенадцать глав"
- "Поучительные слова к египетским монахам"
- "Похвальное слово иже во святых отцу нашему Василию Великому"
- "Похвальное слово мученикам"
- "Похвальное слово святым четыредесяти мученикам"
- "Похвальное слово славным мученикам, во всем мире пострадавшим"
- "Поучение подвижникам"
- "Против исследователей естества Сына Божия"
- "Различные виды Божия промысла"
- "Седмь деланий у монаха"
- "Сказание о юродивой"
- "Слово душеполезное"
- "Слово на почивших о Христе"
- "Слово на святый пяток о кресте и о разбойнике"
- "Слово на честный и животворящий крест и на второе пришествие, а также о любви и милостыне"
- "Слово о Аврааме и Исааке"
- "Слово о внушениях ненавистника добру демона"
- "Слово о злоязычии и о страстях"
- "Слово о прекрасном Иосифе"
- "Слово о пророке Данииле и о трех святых отроках, в ответ утверждающему: "время лукаво, не могу спастись""
- "Слово о святом пророке Илие"
- "Слово о священстве"
- "Слово о страданиях Спасителя"
- "Слово о суде и об умилении"
- "Слово о том, как душа, когда искушает ее враг, должна со слезами молиться Богу"
- "Слово о том, что всегда должно иметь в мыслях день исшествия из сей жизни"
- "Слово подвижническое"
- "Слово подвижническое первое"
- "Слово увещательное"
- "Слово умилительное"
- "Слово умилительное первое"
- "Слово умилительное второе"
- "Слово первое. О скончавшихся отцах"
- "Слово второе. О скончавшихся отцах"
- "Советы подвижникам"
- "Толкование на книгу Второзаконие"
- "Толкование на книгу Исход"
- "Толкование на книгу Левит"
- "Толкование на книгу Числ"
- "Толкование на книгу пророчества Авдия"
- "Толкование на книгу пророчества Амоса"
- "Толкование на книгу пророчества Даниила"
- "Толкование на книгу пророчества Захарии"
- "Толкование на книгу пророчества Иезекииля"
- "Толкование на книгу пророчества Иоиля"
- "Толкование на книгу пророчества Малахии"
- "Толкование на книгу пророчества Михея"
- "Толкование на книгу пророчества Осии"
- "Толкование на первую книгу, то есть на книгу Бытия"
- "Толкование на послания божественного Павла. Первое послание к Фессалоникийцам"
- "Толкование на послания божественного Павла. Второе послание к Фессалоникийцам"
- "Толкование на послания божественного Павла. Первое послание к Тимофею"
- "Толкование на послания божественного Павла. Второе послание к Тимофею"
- "Толкование на послания божественного Павла. Послание к Галатам"
- "Толкование на послания божественного Павла. Послание к Евреям"
- "Толкование на послания божественного Павла. Послание к Ефесянам"
- "Толкование на послания божественного Павла. Послание к Колоссянам"
- "Толкование на послания божественного Павла. Послание к Титу"
- "Толкование на послания божественного Павла. Послание к Филиппийцам"
- "Толкование на послания божественного Павла. Первое послание к Коринфянам"
- "Толкование на послания божественного Павла. К Коринфянам второе послание"
- "Толкование на апокрифические послания коринфян к Апостолу Павлу и Апостола Павла к Коринфянам. К Коринфянам третье"
- "Толкование на послания божественного Павла. К Римлянам"
- "Надгробные песнопения"
- "О Церкви"
- "О Воскресении, смерти и сатане"
- "Слезные моления"
- "На слова: "Положи, Господи, хранение устом моим, и дверь ограждения о устнах моих""
- "На слова: "Сыне, моей премудрости внимай, к моим же словесем прилагай ухо твое""
- "На слова: "И се, вся сýетство и крушение духа""
- "Книга пророка Исаии"
- "На слова Исаии: Да возмется нечестивый, да не видит славы Господни"
- "Книга пророка Иеремии"
- "На слова Иеремии: "Горе нам, яко согрешихом""
- "На некоторые места "Плача Иеремии""
|