Ефрем Сирин. Слово о том, как душа,
когда искушает ее враг, должна со слезами молиться Богу
Память: 28 января / 10 февраля
Преподобный Ефрем Сирин - подвижник и духовный писатель,
живший в IV веке. Написал много толковательных и
нравственных сочинений, покаянных и погребальных песнопений.
Преподобный Ефрем Сирин. Икона
***
Слово о том, как душа, когда искушает ее враг,
должна со слезами молиться Богу
По сл. пер. Ч. II. сл. 18.
Скорбью подавленная душа приступает к
Тебе, святый Владыка, и со слезами предстает, жалуясь на
губителя, врага, и со всяким смирением припадает, прося
защиты от угнетающего ее сопротивника. Поелику без стыда
приступает она к Тебе; то выслушай ее вскоре, и
внимательно посети ее, с любовью к Тебе прибегающую.
Если презришь ее, подавленную скорбью, то она погибнет.
Если замедлишь выслушать ее утесненную, то оскудеет она
в силах. Но если по щедротам Своим посетишь, то
обретется; если призришь на нее, то спасется; если
услышишь ее, то укрепится в силах. Поревнуй о ней;
потому что она обручена с Тобою. Обручил же ее с тобою
Апостол Павел, который сказал, что Ты бессмертный
ревнитель (Евр.12:29 и Втор.4:24). Не презри ее, чтоб
враг не подумал, что Ты в разводе с нею, и отослал ее от
Себя. Накажи меня, Господи, по щедротам Твоим, и не
предавай меня в руки губителя. Вот отвсюду собрал я
мысли свои, и не могу перед Тобою припомнить чего-либо
доброго, исключая одного, что не знаю другого Бога,
кроме Тебя.
Благодать врачеваний Твоих - безмерная
широта, и всем приходящим к Тебе подает она исцеление;
потому что язвы мои часто бывают уврачеваны Твоими
щедротами, и снова загнивают по моему нерадению. Теперь,
пока здоров, забыл я врача, и врач забыл меня в недуге
моем. Что грехи мои огорчают Тебя, знаю это; и что,
помилованный, прогневляю Тебя, и сие также не
безызвестно мне; не забываю и того, что Ты поддерживаешь
меня Своим милосердием; потому что и сердобольная
матерь, отвергаемая собственным своим детищем, не в
состоянии презреть его, будучи препобеждаема своею
горячностью к нему. А если она так поступает; то кольми
паче Твое милосердие. Вот, Владыка, и сердоболие птицы
изливается на птенцов ее, и она каждый час навещает их,
приносит им пищу, трудится, чтоб накормить их; потому
что преодолевается горячностью. Если же бессловесные так
сердобольны, то кольми паче благодать Твоя, тысячекратно
препобеждаемая милосердием, милует приходящих к ней и
истинно ищущих ее. Вот еще и источник, полный вод,
непрерывно струясь, обильно подает питие всем,
приходящим к нему, и не имеет недостатка в похвалах
человеческих. Но не за то хвалит человек, что даром
подает ему питие, а за то, что в нем прославляет Тебя;
так как явно, что по благодеянию благодати Твоей подает
он питие. Ибо вот источник изображает собою
беспредельное море Твоих щедрот. Ты изобильно питаешь
небесные Силы, и наделяешь пищею всякое дыхание на
земле, не имея нужды в похвалах и прославлении всей
твари, прославлен Ты в сущности величия Твоего, и в
велелепии славы Твоей. Любовь Твоя, желая нашего
спасения, сама преклоняется к нам, чтобы мы, прославляя
ее, в ней же спаслись; ибо уверен я, что сама любовь
благодати Твоей приемлет и защищает приходящего к ней. И
как Предведец, Владыка, видишь Ты, совершенно ли
совлекся он мира, и прежде, нежели придет он к двери,
отверзаешь ему; прежде нежели припадет, простираешь к
нему руку; прежде нежели источит слезы, повергаешь на
него щедроты Свои; прежде нежели исповедует долги свои,
даешь ему прощение. Не обвиняешь, не говоришь: "куда
расточил ты время? Почему пропустил ты срок?" Не
спрашиваешь о количестве в рукописании грехов его. Не
помнишь, что прогневлял Тебя нерадением своим; не
упрекаешь за пренебрежение Твоими благодеяниями, но,
предвидя смирение, плач и сердечное расположение,
возглашаешь: "выньте одежду первую, и облецыте его,
заколите тельца упитанна, на упокоение и веселье; пусть
соберутся Ангелы, и радуются обретению погибшего сына и
возвращению заблудшего наследника" (Лк.15:22.27). Как
встречают купца, возвратившегося домой с великим
богатством, так благодать Твоя приемлет грешника, от
всей души к Тебе приходящего. Ибо любит видеть слезы,
жаждет видеть покаяние, радуется рачительности
старающихся покаяться.
Посему и на мне покажи великое Свое
милосердие, и дай мне отдохновение от угнетений
губителя. Ибо, изъязвив меня, стоит и насмехается он
надо мною. И как ученики на море пришли и пробудили
Тебя, и от благословенного гласа уст Твоих перестала
буря ветряная, и утихло смятение волн: так услыши слезы
мои, которые день и ночь пробуждают Тебя. Трудясь
двенадцать лет, мнимые врачи не в состоянии были
уврачевать течения крови, и были более мучителями,
нежели целителями. Но чего они не могли дать, то подал
Сам Ты; что огласили они неисцелимым, то сделал Ты
здравым, и без труда даровал исцеление. Надеясь
укрыться, тайно приступила кровоточивая к воскрылию
одежд Твоих; приступила, не коснулась святого тела, и
одеяние Твое подало ей исцеление, и безбедное
освобождение от многих врачей. Освободи, милосердый
Врач, и мою подавленную скорбью душу от стыда и укоризн
угнетающего меня врага. Покажи на членах моих великую
премудрость Твою, соделай язвы мои неоскверненными, и
покрой их красотою добродетели; и о благодати Твоей,
безгрешный Агнец, закланный за спасение мира и
умиротворивший небо, и землю, провозвестится, что она
спасла меня. Не отвергни меня за то, что приступил к
Тебе без стыда, и не скажи мне: "что потерпел Ты ради
меня?" В тот страшный и трепетный день скажешь Ты нам
грешникам: "знаете ли, что потерпел Я ради вас?
Невидимый стал вам видим; бессмертный за вас осужден;
безгрешный за вас заушен; и таким образом распинаемый не
гневался; посмеваемый не проклинал; Я Владыка,
недоступный никакому греху и обвинению, ради вас
претерпел все это. А вы, виновные, потерпели ли что за
Меня? Посему никто из вас не имеет оправдания".
Воспомяни, Господи, что все сие
претерпел Ты ради нас, по Своему милосердию, по Своей
благостыне и правде, а не по нашим заслугам. Ибо, как
тогда предан Ты был за нас, святый, безгрешный, так и
ныне тот же Ты Владыка: потому что не изменилось
милосердие Божества Твоего, какое имеешь по естеству; а
мы, и тогда были нечестивы и лукавы, и ныне грешны, и
немощны. Посему не отнимай у нас того дарования, какое
даровано нам, по Твоему милосердию. Ибо, если бы тогда
искупил Ты нас, по нашей правде, а ныне, когда согрешили
мы, стал за сие гневаться и отъял руку Свою: то по
справедливости сказали бы мы, Святый, что как тогда
искупил Ты нас, по правде нашей, так ныне, потому что
согрешили мы, отступил Ты от нас. Но как выше сказал я,
и тогда были мы нечестивы, и теперь мы грешны. Посему
дар, какой даровал Ты нам, по человеколюбию Своему, да
утвердится в нас до конца.
Я - душа, подавленная скорбью еще, и еще
вопию к Тебе, Владыка, и нахожусь вынужденною жаловаться
Тебе на врага моего. Воззри, Владыка, будь моим
прибежищем, и запрети грабителям его; потому что всякий
час нападают на меня, и не разумею того; расхищают меня,
и не знаю сего; рассевают меня, и не сокрушаюсь о том;
препятствуют мне призвать Тебя на помощь, так как знают,
что, если возопию к Тебе со слезами и плачем, то не
оставишь Ты меня. Увы, какой у меня противоборник на
поприще моем! Блаженнее я, что такой у меня Искупитель и
Мздовоздаятель за подвиг! Василиск - страшный зверь и по
взгляду, и по свирепости; а этот змий лукавее его в том
и другом, и в борьбе и бесстыдстве. Ты, святая сила,
поглотившая жезлы, превращенные в змиев, запрети и сему
змию, потому что нагло ко мне приступает, и наглостью
борьбы своей приобретает сокровище выдерживающим его
нападение; и в скорби, какую причиняют угрозы его,
сокрыто блаженство. Радость века сего полна печали; а
скорбь и воздыхание доставляют радость и жизнь вечную.
Всегда был я немощен, Владыка, и теперь немоществую;
непрестанно призирает на меня благодать Твоя и врачует
меня, а я ежечасно унижал, и унижаю цену врачевств ее.
Поелику врачевства благодати Твоей неоцененны, то даешь
их даром; и поелику даруешь их за слезы, то и мне за
слезы мои даруй врачества души моей.
Всякому известно, что век сей подобен
поприщу, и что со всеми вступает в борьбу сильный змий.
Иными побеждается он и попирается, а иных побеждает и
попирает; иными бывает низложен и осмеян, а иных сам
низлагает и осмеивает. Одни за борьбу с ним
увенчиваются, а другие в борьбе с ним уступают над собой
победу; одни за горечь его приобретают сладость вечной
жизни; а другие за сладость его и за свое расслабление
обретают горечь вечного мучения. Одни высокою своею
нестяжательностью удобно преодолевают его, а других
преодолевает он привязанностью к земному. Для любящих
Бога всею душою брань с ним то же, что и ничто, а для
любящих мир, она трудна и невыносима. Блаженны
возлюбившие Бога и из любви к Нему всем пренебрегшие.
Блаженны плачущие день и ночь, чтоб избавиться от
грядущего гнева. Блаженны добровольно унижающие себя;
потому что там будут возвышены. Блаженны воздержные;
потому что их ожидают райские утехи. Блаженны изнурявшие
тела свои бдением и подвигом; потому что им уготовано
радование в раю. Блаженны добровольно соделавшиеся
храмом Святого Духа; потому что они станут одесную.
Блаженны стяжавшие любовь Божию в душах своих; потому
что нарекутся они христолюбцами. Блаженны распявшие
самих себя; потому что помышление их день и ночь было о
Боге. Блаженны препоясавшие чресла свои истиною, имеющие
светильники свои готовыми и ожидающие Жениха своего,
когда возвратится Он с брака. Блажен, кто приобрел
созерцание будущих благ и вечного мучения мысленными
очами и прилежно потрудился улучить вечные блага.
Блажен, кто непрестанно имеет пред очами страшный оный
час и заботился благоугождать, пока есть еще время.
Блажен, кто на земле был бесстрастен, как Ангел, чтоб в
оный день возрадоваться с Ангелами.
Итак, постараемся, братия, на горнее
взирать, о горнем помышлять, горнее представлять себе, о
горнем рассуждать, горнее помнить, горнее изучать, о
горнем мудрствовать, о горнем говорить, горнее делать,
горним заниматься, вполне и всецело быть в общении с
горним, и не склонять взоров к дольнему, где
удовольствия, где похоти века сего суетного и
смертоносного. Но прекрасно всегда всматриваться оком
сердечным, чтоб не запало чего-либо в зеницу ока, или
лукавого помысла, или иного чего не благоугодного
Владыке Богу, и не омрачило ума.
Но послушай, читатель! (о себе говорю
это) есть у нас, о чем всегда можно подумать, есть у нас
Ангелы, есть Архангелы, есть Силы, есть славы Господств,
есть Херувимы, Серафимы, мы сами, Владыка всех, Бог,
прекрасное и святое имя, есть у нас Пророки, есть
Апостолы, есть святые евангелия, словеса Божии, есть у
нас мученики, все святые, есть исповедники, есть святые
отцы, патриархи, есть пастыри, есть священники, есть
небеса и все, что на них. Вот что, и вот о чем помышляй
и будешь сыном Владыки Бога, по благодати и
человеколюбию Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа,
Которому слава и держава, ныне и всегда и во веки веков!
Аминь.
Ефрем Сирин, преподобный
Цитировано по:
Святой Ефрем Сирин. Творения. Т.1.
Репринтное издание. - М.:
Издательский отдел Московского
Патриархата, 1993 // Творения
иже во святых Отца нашего Ефрема
Сирина. - Сергиев Посад.
Типография Св.-Тр. Сергиевой Лавры,
1907, - С. 245-251
Святоотеческое наследие
***
Молитва преподобному Ефрему Сирину:
- Молитва
преподобному Ефрему Сирину. Подвижник и
духовный писатель, живший в IV веке. С юных лет оставил
мир и удалился к отшельникам, после того, как попал
в тюрьму по ложному обвинению. После еще раз
подвергся клевете, но Богом был оправдан пред
людьми. Боролся против ариан, написал много
толковательных и нравственных сочинений, покаянных и
погребальных песнопений. Заступник невинно
оклеветанных и притесненных, покровитель иночества,
податель смирения и целомудрия
Акафист преподобному Ефрему Сирину:
- Акафист преподобному Ефрему Сирину
Труды преподобного Ефрема Сирина:
- На лукавых жен
- К нерадивой душе
- Вопросы и ответы
- О восьми помыслах
- Великопостная покаянная молитва
- "На слова, сказанные Господом: в мире сем скорбни будете (Ин.16:33), и о том, что человеку должно быть совершенным"
- "На пришествие Господне"
- "К монаху Иоанну"
- "Жизнь блаженного Аврамия и племянницы его Марии"
- "В подражание притчам"
- "В низложение гордыни"
- "В исправление тех, которые предаются страстям и домогаются почестей"
- "Блаженства. 55 глав"
- "Блаженства. 20 глав"
- "Похвальное слово Петру, Павлу, Андрею, Фоме, Луке и Иоанну, и на чтение из Евангелия от Иоанна"
- "Поучение падшему брату. О воздержании от плотских пожеланий, о борении и великой осмотрительности"
- "Поучение о том, что не должно соблазнять ближнего, и о правой жизни"
- "Поучение о безмолвии"
- "Послание"
- "Ответ утверждающим, что землетрясения бывают от подземных ветров"
- "Ответ на некоторые вопросы"
- "Ответ брату о священнике Илии"
- "Огласительное слово. Об оскудении добрых дел и о долготерпении Божием"
- "Обличение себе самому и исповедь"
- "Об утверждающих, что нет воскресения"
- "Об истинном отречении от мира, и о том, как душе обрести Бога, и для чего приходил Господь"
- "О том, что христиане не должны предаваться забавам"
- "О том, что не должно обольщаться эллинскими мнениями"
- "О том, что не должно дивиться временному и обольщаться приятностями жизни, и на псалом семьдесят второй"
- "О том, что не должно бояться укоризн за доброе дело"
- "О том, что монах не должен заботиться об одежде"
- "О том, что должно не смеяться и рассеиваться, но плакать и проливать о себе слезы"
- "О том, что должно избегать всяких вредных свиданий, и о воздержании"
- "О том, что братия должны жить между собою в единомыслии и любви"
- "О том, как приобретается человеком смиренномудрие. Сто глав"
- "О том, как монаху быть совершенным"
- "О тех, которые уловляют души в непотребство, утверждая, что ничего не значит дело сие"
- "О терпении, о кончине века и втором пришествии, о прилежном чтении божественных писаний и пользе безмолвия"
- "О терпении и сокрушении слово поучительное"
- "О терпении"
- "О суете настоящей жизни"
- "О страстях"
- "О смиренномудрии"
- "О сердечном сокрушении"
- "О свободе нашей и о том, что человек создан свободным"
- "О псалме"
- "О преспеянии в добродетели"
- "О правой жизни. Девяносто глав"
- "О посте"
- "О покаянии, о будущем суде, об удалении от обращения с женщинами и о роскошной жизни"
- "О покаянии и терпении"
- "О покаянии. Большое поучение"
- "О покаянии. Первое малое поучение"
- "О покаянии. Второе малое поучение"
- "О подвижнике Иулиане"
- "О памятовании смерти, о добродетели и о богатстве"
- "О необходимости бороться со врагом нашего спасения"
- "О рае"
- "О монахах"
- "О молитве. Первое поучение"
- "О молитве. Второе поучение"
- "О любви к бедным"
- "О любви"
- "О жене грешнице, помазавшей Господа миром"
- "О душевном страхе"
- "О духовном состоянии"
- "О добродетелях и страстях"
- "О добродетели. К младшему подвижнику. Четыре главы"
- "О добродетели. Десять глав"
- "О девстве"
- "О втором Господнем пришествии и о покаянии"
- "О вооружении монаху"
- "О воздержании, о том, что не должно соревновать грешникам, которые извиняются обстоятельствами времени, и о Ное"
- "О вере"
- "О брани с диаволом"
- "О блаженных обителях"
- "О блаженных местах"
- "О блаженствах и горе"
- "О Лоте и о приведении себя в безопасность"
- "Наставление монахам"
- "Наставление братиям"
- "На тех, которые ежедневно грешат и ежедневно каются"
- "На слова: "два будет на селе" (Мф.24:40)"
- "На слова: Вонми себе (Втор.4:9). Двенадцать глав"
- "Поучительные слова к египетским монахам"
- "Похвальное слово иже во святых отцу нашему Василию Великому"
- "Похвальное слово мученикам"
- "Похвальное слово святым четыредесяти мученикам"
- "Похвальное слово славным мученикам, во всем мире пострадавшим"
- "Поучение подвижникам"
- "Против исследователей естества Сына Божия"
- "Различные виды Божия промысла"
- "Седмь деланий у монаха"
- "Сказание о юродивой"
- "Слово душеполезное"
- "Слово на почивших о Христе"
- "Слово на святый пяток о кресте и о разбойнике"
- "Слово на честный и животворящий крест и на второе пришествие, а также о любви и милостыне"
- "Слово о Аврааме и Исааке"
- "Слово о внушениях ненавистника добру демона"
- "Слово о злоязычии и о страстях"
- "Слово о прекрасном Иосифе"
- "Слово о пророке Данииле и о трех святых отроках, в ответ утверждающему: "время лукаво, не могу спастись""
- "Слово о святом пророке Илие"
- "Слово о священстве"
- "Слово о страданиях Спасителя"
- "Слово о суде и об умилении"
- "Слово о том, как душа, когда искушает ее враг, должна со слезами молиться Богу"
- "Слово о том, что всегда должно иметь в мыслях день исшествия из сей жизни"
- "Слово подвижническое"
- "Слово подвижническое первое"
- "Слово увещательное"
- "Слово умилительное"
- "Слово умилительное первое"
- "Слово умилительное второе"
- "Слово первое. О скончавшихся отцах"
- "Слово второе. О скончавшихся отцах"
- "Советы подвижникам"
- "Толкование на книгу Второзаконие"
- "Толкование на книгу Исход"
- "Толкование на книгу Левит"
- "Толкование на книгу Числ"
- "Толкование на книгу пророчества Авдия"
- "Толкование на книгу пророчества Амоса"
- "Толкование на книгу пророчества Даниила"
- "Толкование на книгу пророчества Захарии"
- "Толкование на книгу пророчества Иезекииля"
- "Толкование на книгу пророчества Иоиля"
- "Толкование на книгу пророчества Малахии"
- "Толкование на книгу пророчества Михея"
- "Толкование на книгу пророчества Осии"
- "Толкование на первую книгу, то есть на книгу Бытия"
- "Толкование на послания божественного Павла. Первое послание к Фессалоникийцам"
- "Толкование на послания божественного Павла. Второе послание к Фессалоникийцам"
- "Толкование на послания божественного Павла. Первое послание к Тимофею"
- "Толкование на послания божественного Павла. Второе послание к Тимофею"
- "Толкование на послания божественного Павла. Послание к Галатам"
- "Толкование на послания божественного Павла. Послание к Евреям"
- "Толкование на послания божественного Павла. Послание к Ефесянам"
- "Толкование на послания божественного Павла. Послание к Колоссянам"
- "Толкование на послания божественного Павла. Послание к Титу"
- "Толкование на послания божественного Павла. Послание к Филиппийцам"
- "Толкование на послания божественного Павла. Первое послание к Коринфянам"
- "Толкование на послания божественного Павла. К Коринфянам второе послание"
- "Толкование на апокрифические послания коринфян к Апостолу Павлу и Апостола Павла к Коринфянам. К Коринфянам третье"
- "Толкование на послания божественного Павла. К Римлянам"
- "Надгробные песнопения"
- "О Церкви"
- "О Воскресении, смерти и сатане"
- "Слезные моления"
- "На слова: "Положи, Господи, хранение устом моим, и дверь ограждения о устнах моих""
- "На слова: "Сыне, моей премудрости внимай, к моим же словесем прилагай ухо твое""
- "На слова: "И се, вся сýетство и крушение духа""
- "Книга пророка Исаии"
- "На слова Исаии: Да возмется нечестивый, да не видит славы Господни"
- "Книга пророка Иеремии"
- "На слова Иеремии: "Горе нам, яко согрешихом""
- "На некоторые места "Плача Иеремии""
|