О церковном календаре - пасхалии
Православные праздники восходят ко временам
Ветхого Завета. К ним примыкают праздники, получившие свое
начало в Новозаветное время. Каждый из них посвящен
воспоминанию важнейших событий в жизни Господа нашего Иисуса
Христа и Божьей Матери, а также памяти святых угодников,
поэтому в своих службах Церковь прославляет тех, кому
посвящен известный день года.
Признавая праздники полезными с точки зрения
благочестия, Церковь всегда сообщала их празднованию
торжественный характер, при этом необходимым условием
считалось совершение таинства Евхаристии или причащение
Святых Таин. Сообразно этому была устроена и вся жизнь
православных христиан в праздничные дни: они освобождали
себя от мирских занятий и трудов, не устраивали шумные
увеселения, пиршества, но освящали их благотворениями в
пользу Церкви и бедных.
В IV-VI веках покровительствовавшие Церкви
византийские императоры издали закон, которым запрещалось
нарушать святость праздников отправлением общественных
должностей и судопроизводства, запрещены были также забавы и
увеселения, например, театральные представления, поединки и
конские скачки. Император Константин Великий запретил
производить в воскресные дни торговлю. Следуя этим и другим
законодательствам, праздничные дни и по сей день отличаются
от обыкновенных дней освобождением от трудов и работ,
торжествами, некоторыми обрядами и церемониями, придающими
отличительный характер тому или иному празднику. Такие
законы есть в других государствах, исповедывающих
христианство.
По своей сути православный церковный
календарь-пасхалия состоит из двух частей - неподвижной и подвижной.
Неподвижная часть церковного календаря - это
юлианский календарь расходящийся на 13 дней с григорианским.
Эти праздники приходятся ежегодно на одно и то же число
одного и того же месяца.
Подвижная часть церковного календаря
перемещается вместе с изменяющейся год от года датой
празднования Пасхи. Сама дата празднования Пасхи
определяется согласно лунному календарю и ряду
дополнительных догматических факторов (не праздновать Пасху
с иудеями, праздновать Пасху только после весеннего
равноденствия, праздновать Пасху только после первого
весеннего полнолуния). Все "подвижные" праздники
отсчитываются от Пасхи и перемещаются в пространстве
"светского" календаря вместе с ней.
Таким образом, обе части календаря-пасхалии
(подвижная и неподвижная) в совокупности определяют
календарь православных праздников.
Казанская епархия Русской Православной
Церкви
|