Ефрем Сирин. О душевном страхе
Память: 28 января / 10 февраля
Преподобный Ефрем Сирин - подвижник и
духовный писатель, живший в IV веке. Написал много
толковательных и нравственных сочинений, покаянных и
погребальных песнопений.
Преподобный Ефрем Сирин. Икона
***
О душевном страхе
Я, грешный Ефрем, слаб и ленив в
духовной борьбе; по крайней мере сказываю вам,
подвижники, боголюбивые братия мои, сколько бываю
непрестанно одолеваем по слабости рассудка своего. Хочу
же объявить вам, возлюбленные мои, о великом страхе и
трепете души моей, в каком я бедный и рассеянный,
находился в один день.
Сидел я наедине в одном нешумном,
безмолвном и возвышенном месте, размышлял сам с собою и
перебирал жизнь сию, ее заботы, смятение, молву и,
заплакав, стал говорить сам себе: "почему жизнь эта
проходит, как тень, пробегает, как самый
скорый течец (Иов.9:25), и увядает, как утренний
цветок?" И опечаленный, воздыхая сказал я: "Как проходит
сей век, мы не знаем. Для чего же по слабости своей
связаны делами и помыслами непристойными?"
Размышляя об этом сам с собою, вдруг
возвел я очи к небу, и пришел как бы в исступление.
Напал на меня великий страх, и очами сердца своего узрел
я Господа, седящего в великой славе; и Он сказал душе
моей так: "для чего ты, душа, возгнушалась небесным
своим чертогом, который наполнен светом славы? Для чего
ты, душа, невеста Моя, ненавидишь пречистого и
бессмертного Жениха? Для чего ты, душа, возгнушалась
благами, какие уготовал Я тебе во свете жизни? Для чего
ты, душа, сделалась Мне чуждою по непристойным делам и
помыслам? Для чего ты, душа, не заботишься предстать Мне
в пришествие Мое? Для чего ты, душа, не держишь
светильника своего, ожидая клича, когда скажут: се Жених
грядет, исходите во сретение Его (Мф.25:6) с радостью?
Для чего ты, душа, не поспешила приготовить на брак
приличное одеяние? Для чего ты, душа, не входишь с
радостью в святый и небесный чертог? Для чего ты, душа,
ненавидишь меня благого, искупившего жизнь твою от
смерти? Для тебя, душа, вошел Я в общение со смертью,
чтоб тебя снарядить Себе невестою. В наследие твое,
душа, беззавистно отдал Я тебе царство. Все блага Мои
сообщил Я тебе, душа, как Царь. Для тебя душа, и
человеком Я стал желая искупить жизнь твою от тления.
Жизнь твою, душа, почтил и возвысил Я пред всеми делами
Моими. Тебе, душа, уготовал Я чертог на небесах, и
сделал, чтоб Ангелы служили тебе в этом чертоге,
приготовленном Мною для того, чтоб вошла ты туда с
радостью. А ты, душа, возгнушалась небесным Женихом и
неизреченными благами, какие уготовал Я тебе. И кто ж
вожделеннее Меня, Который всякую тварь спасаю Своими
щедротами? Какой отец дает жизнь, как Я даю? И ты
оставила Меня, душа, возлюбив чуждого и ненавистного?"
Великим страхом, братия, убоялся я в час
тот, очами ума своего вникая в страшные слова Господни,
и видя великий стыд души своей. В ужас и трепет пришел
я, лишился сил от страха и великого смятения; подумал:
"где мне укрыться, не терпя позора этого стыда?" и
сказал: "вы, горы, покройте грешника и нечестивца!" И
возвысив голос, заплакал, со стыдом преклонив вниз
голову свою и, проливая о себе слезы, говорил: "зачем
вышел я из матерней утробы раздражать святого, благого и
милосердого Господа? Не воспользовался я зачатием моим
во чреве и возрастанием телесным, не воспользовался
небесными дарованиями и святыми врачевствами Твоей
благодати!"
Однако же припал я с плачем, с болезнью
и сетованием сердца своего просил и взывал в слезах,
говоря так: "Услышь, Владыка, плач мой и приими слова
моления моего, какие грешник приносит Тебе,
долготерпеливый, стыдясь Тебя, милостивого и щедрого! Не
поступи со мною по всем делам моим. Не воспомяни тех
весьма сильных огорчений, какими раздражал я благодать
Твою, всеблагий Владыка! Но лучше мне грешнику даруй
несколько времени, чтоб иметь мне случай к покаянию,
благий Человеколюбец. Благодать Твоя потерпела
беззакония юности, которых великое множество. Пусть и
теперь благодать Твоя потерпит отвращение, огорчения,
опрометчивость страсти. Сам я знаю, Долготерпеливый, ту
клятву, в которой Ты клялся Самим Собою, говоря: живу
Аз, глаголет Господь, понеже не хощу смерти грешника и
нечестивого, но паче спастися грешнику от всех
беззаконий, яже сотвори (Иез.33:11). Щедротами Твоими,
щедрый, благий, человеколюбивый Владыка, клялся Ты,
что не хощешь смерти грешника, чтоб обратитися и живу
быти ему (Иез.33:11). Ущедри меня грешника, который
милосердием Твоим заклинаю Тебя; умилосердись, ущедри,
прости, и не вменяй мне опрометчивости клятв моих. Сам
Ты, испытующий сердца и утробы, а даже и все помышления
человеческие, знаешь, Владыка, что по причине горькой
душевной скорби дерзнул я изречь сие пред Тобою. Воззри,
Христе Спаситель, на источники слез моих, на сокрушения
и воздыхания недостойной души моей; пусть придет
страшное повеление и покроет меня прежде, нежели пришло
страшное сие повеление, и застигло меня неготового и
смущенного. Но лучше благодать Твоя да даст мне
несколько времени для истинного покаяния. Грешника,
проливающего слезы, не может презреть, Многомилостивый,
благодать Твоя, которая всякой приходящей и просящей
душе дает прощение грехов, ею соделанных. Выслушивал Ты,
Святый и Благий, глас мой и слезное рыдание мое, и
миловал меня. Воззри и теперь, Долготерпеливый, как
Благий, чтоб и я мог принести плод покаяния. Для того и
умоляю Тебя даровать мне время покаяния. Всегда
напоминай мне, Спаситель, и непрестанно влеки меня к
жизни, чтоб спастися мне".
Как скоро вспоминаю я о том дне и часе,
в который постиг меня сей внезапный страх, прихожу в
боязнь и с воздыханиями проливаю слезы.
И вскоре опять забываю обо всем, и о
молитве, и о слезах, и о страхе, и о времени покаяния,
данном мне по благодати Божией. Отчего же бывает это со
мною? Отчего эта сухость сердца, это нерадение, эта
забывчивость? Отчего вдруг делаюсь бесстыдным и
бесстрашным, рассеянным и гневливым человеком, у
которого вовсе нет перед глазами ни страха, ни будущего
суда? Ужели Бог не праведен, или не хочет внять делам
моим? Да не будет сего!
Умоляю всех вас, боголюбивые друзья мои,
помолитесь о мне грешном и ничтожном щедрому и
человеколюбивому Богу. Для того рассказал я вам бывающее
со мною, чтоб сподобиться Божия помилования. Знаю, что,
если захотите, то возможете помочь грешнику молитвами и
прошениями своими к Богу. Известно мне, что моление
многих возмогло и Апостолов избавить из темницы, уз и
смерти. Не тем ли паче возможете вы грешного и
нечестивого избавить от смерти? Помогите боящиеся
Господа, излейте моление свое о мне, чтоб благодать
Божия воссияла в душе моей и просветила омраченный ум, и
чтоб содействием молитв ваших соделался я готовым и
достойным покаяния.
И вся горечь моя да усладится
благодатью, снисшедшею в душу мою; потому что явление
благодати приносить усладу, безмолвие и сокрушение.
Волны благодати и озарения Святого духа делаются
приятными в сердце; и душа забывает вдруг и земное, и
плотские вредные страсти. А наконец сии волны благодати
согревают ум и душу; уподобляются они в душе царскому
саду, который полн плодоносных дерев и прекрасных
плодов, имеющих различный вкус, благоухание, приятность,
усладительность для очей, привлекательность для уст и
обоняния. Таковы волны благодати: просвещают, услаждают,
веселят. Блаженны дела души, которая имеет в себе волны
благодати. Она просвещается, услаждается, веселится,
наполняется созерцанием и благоуханием. Еще скажу:
блаженна душа, имеющая в себе все сии дарования. Такая
душа не смотрит на земле ни на что, но отдана в плен
Богу; потому что сладость и приятность брачного чертога
не позволяют ей кружиться в мире.
Вот опять припадаю при дверях Владыки
моего, прося, умоляя, покланяясь и непрестанно говоря:
"прости мне прегрешения мои, Долготерпеливый!" Рабу,
когда согрешит он пред владыкою своим, хорошо не убегать
от рук его, всего же лучше быть пред ним со всем
смирением сердца своего. В таком случае и люди прощают,
обыкновенно, служителям проступки их. А если же люди,
будучи смертны и лукавы, подобным себе рабам прощают
погрешности их; то не тем ли паче святый и благий
Владыка, Создатель и Господь всех нас, премилосердый и
щедрый, долготерпеливый и многомилостивый, простит
беззакония и грехи грешникам, всегда к Нему припадающим?
Ибо Он - сокровище милости, требует от нас хотя малой
ревности, и вскоре одаряет и обогащает тех, которые ищут
Его с полным сокрушением. Сокровище сие подобно полному
источнику, который бьет обильною струею, без оскудения
снабжает водою всякого, кто хочет почерпнуть. Стоящему
при источнике прилично сказать, что он подобен щедротам
Божиим. Ибо, как источник не возбраняет черпать
желающему, так и сокровище благодати никому из людей не
возбраняет стать его причастником. Поэтому, ежели есть
хотение принять благодать, то хотя бы пожелал кто взять
и малую долю сокровища, целое сокровище благодати
обретается ищущим. Почерпайте же, возлюбленные,
дарования из источника, источающего небесные струи. Ибо
наступят такое время и такой день, что вовсе уже никому
не можно будет пить из него.
Посему, все мы, человеки, умоляем
безмерное Твое человеколюбие, святый Владыка: - дай нам
время покаяния и прощение грехов, чтоб чистым сердцем
послужить Тебе во все дни жизни нашей и, благоугодив
Тебе добрыми делами, сподобиться, как прейдти жизнь
нашу, так вступить в вечное Твое блаженство, которое
уготовал Ты всем святым Твоим, благоугождавшим Тебе в
каждом роде.
Воспоминайте о мне, вы, наследники
Божии, братия Христовы; неослабно умилостивляйте за меня
Спасителя, чтоб с помощью Христовою избавиться мне от
нападающего на меня ежедневно. Святой Троице слава во
веки веков! Аминь.
Ефрем Сирин, преподобный
Цитировано по:
Святой Ефрем Сирин. Творения. Т.1.
Репринтное издание. - М.: Издательский отдел Московского
Патриархата, 1993. - С. 233-238. // Творения иже во
святых Отца нашего Ефрема Сирина. - Сергиев Посад.
Типография Св.-Тр. Сергиевой Лавры, 1907.
Святоотеческое наследие
***
Молитва преподобному Ефрему Сирину:
- Молитва
преподобному Ефрему Сирину. Подвижник и
духовный писатель, живший в IV веке. С юных лет оставил
мир и удалился к отшельникам, после того, как попал
в тюрьму по ложному обвинению. После еще раз
подвергся клевете, но Богом был оправдан пред
людьми. Боролся против ариан, написал много
толковательных и нравственных сочинений, покаянных и
погребальных песнопений. Заступник невинно
оклеветанных и притесненных, покровитель иночества,
податель смирения и целомудрия
Акафист преподобному Ефрему Сирину:
- Акафист преподобному Ефрему Сирину
Труды преподобного Ефрема Сирина:
- На лукавых жен
- К нерадивой душе
- Вопросы и ответы
- О восьми помыслах
- Великопостная покаянная молитва
- "На слова, сказанные Господом: в мире сем скорбни будете (Ин.16:33), и о том, что человеку должно быть совершенным"
- "На пришествие Господне"
- "К монаху Иоанну"
- "Жизнь блаженного Аврамия и племянницы его Марии"
- "В подражание притчам"
- "В низложение гордыни"
- "В исправление тех, которые предаются страстям и домогаются почестей"
- "Блаженства. 55 глав"
- "Блаженства. 20 глав"
- "Похвальное слово Петру, Павлу, Андрею, Фоме, Луке и Иоанну, и на чтение из Евангелия от Иоанна"
- "Поучение падшему брату. О воздержании от плотских пожеланий, о борении и великой осмотрительности"
- "Поучение о том, что не должно соблазнять ближнего, и о правой жизни"
- "Поучение о безмолвии"
- "Послание"
- "Ответ утверждающим, что землетрясения бывают от подземных ветров"
- "Ответ на некоторые вопросы"
- "Ответ брату о священнике Илии"
- "Огласительное слово. Об оскудении добрых дел и о долготерпении Божием"
- "Обличение себе самому и исповедь"
- "Об утверждающих, что нет воскресения"
- "Об истинном отречении от мира, и о том, как душе обрести Бога, и для чего приходил Господь"
- "О том, что христиане не должны предаваться забавам"
- "О том, что не должно обольщаться эллинскими мнениями"
- "О том, что не должно дивиться временному и обольщаться приятностями жизни, и на псалом семьдесят второй"
- "О том, что не должно бояться укоризн за доброе дело"
- "О том, что монах не должен заботиться об одежде"
- "О том, что должно не смеяться и рассеиваться, но плакать и проливать о себе слезы"
- "О том, что должно избегать всяких вредных свиданий, и о воздержании"
- "О том, что братия должны жить между собою в единомыслии и любви"
- "О том, как приобретается человеком смиренномудрие. Сто глав"
- "О том, как монаху быть совершенным"
- "О тех, которые уловляют души в непотребство, утверждая, что ничего не значит дело сие"
- "О терпении, о кончине века и втором пришествии, о прилежном чтении божественных писаний и пользе безмолвия"
- "О терпении и сокрушении слово поучительное"
- "О терпении"
- "О суете настоящей жизни"
- "О страстях"
- "О смиренномудрии"
- "О сердечном сокрушении"
- "О свободе нашей и о том, что человек создан свободным"
- "О псалме"
- "О преспеянии в добродетели"
- "О правой жизни. Девяносто глав"
- "О посте"
- "О покаянии, о будущем суде, об удалении от обращения с женщинами и о роскошной жизни"
- "О покаянии и терпении"
- "О покаянии. Большое поучение"
- "О покаянии. Первое малое поучение"
- "О покаянии. Второе малое поучение"
- "О подвижнике Иулиане"
- "О памятовании смерти, о добродетели и о богатстве"
- "О необходимости бороться со врагом нашего спасения"
- "О рае"
- "О монахах"
- "О молитве. Первое поучение"
- "О молитве. Второе поучение"
- "О любви к бедным"
- "О любви"
- "О жене грешнице, помазавшей Господа миром"
- "О душевном страхе"
- "О духовном состоянии"
- "О добродетелях и страстях"
- "О добродетели. К младшему подвижнику. Четыре главы"
- "О добродетели. Десять глав"
- "О девстве"
- "О втором Господнем пришествии и о покаянии"
- "О вооружении монаху"
- "О воздержании, о том, что не должно соревновать грешникам, которые извиняются обстоятельствами времени, и о Ное"
- "О вере"
- "О брани с диаволом"
- "О блаженных обителях"
- "О блаженных местах"
- "О блаженствах и горе"
- "О Лоте и о приведении себя в безопасность"
- "Наставление монахам"
- "Наставление братиям"
- "На тех, которые ежедневно грешат и ежедневно каются"
- "На слова: "два будет на селе" (Мф.24:40)"
- "На слова: Вонми себе (Втор.4:9). Двенадцать глав"
- "Поучительные слова к египетским монахам"
- "Похвальное слово иже во святых отцу нашему Василию Великому"
- "Похвальное слово мученикам"
- "Похвальное слово святым четыредесяти мученикам"
- "Похвальное слово славным мученикам, во всем мире пострадавшим"
- "Поучение подвижникам"
- "Против исследователей естества Сына Божия"
- "Различные виды Божия промысла"
- "Седмь деланий у монаха"
- "Сказание о юродивой"
- "Слово душеполезное"
- "Слово на почивших о Христе"
- "Слово на святый пяток о кресте и о разбойнике"
- "Слово на честный и животворящий крест и на второе пришествие, а также о любви и милостыне"
- "Слово о Аврааме и Исааке"
- "Слово о внушениях ненавистника добру демона"
- "Слово о злоязычии и о страстях"
- "Слово о прекрасном Иосифе"
- "Слово о пророке Данииле и о трех святых отроках, в ответ утверждающему: "время лукаво, не могу спастись""
- "Слово о святом пророке Илие"
- "Слово о священстве"
- "Слово о страданиях Спасителя"
- "Слово о суде и об умилении"
- "Слово о том, как душа, когда искушает ее враг, должна со слезами молиться Богу"
- "Слово о том, что всегда должно иметь в мыслях день исшествия из сей жизни"
- "Слово подвижническое"
- "Слово подвижническое первое"
- "Слово увещательное"
- "Слово умилительное"
- "Слово умилительное первое"
- "Слово умилительное второе"
- "Слово первое. О скончавшихся отцах"
- "Слово второе. О скончавшихся отцах"
- "Советы подвижникам"
- "Толкование на книгу Второзаконие"
- "Толкование на книгу Исход"
- "Толкование на книгу Левит"
- "Толкование на книгу Числ"
- "Толкование на книгу пророчества Авдия"
- "Толкование на книгу пророчества Амоса"
- "Толкование на книгу пророчества Даниила"
- "Толкование на книгу пророчества Захарии"
- "Толкование на книгу пророчества Иезекииля"
- "Толкование на книгу пророчества Иоиля"
- "Толкование на книгу пророчества Малахии"
- "Толкование на книгу пророчества Михея"
- "Толкование на книгу пророчества Осии"
- "Толкование на первую книгу, то есть на книгу Бытия"
- "Толкование на послания божественного Павла. Первое послание к Фессалоникийцам"
- "Толкование на послания божественного Павла. Второе послание к Фессалоникийцам"
- "Толкование на послания божественного Павла. Первое послание к Тимофею"
- "Толкование на послания божественного Павла. Второе послание к Тимофею"
- "Толкование на послания божественного Павла. Послание к Галатам"
- "Толкование на послания божественного Павла. Послание к Евреям"
- "Толкование на послания божественного Павла. Послание к Ефесянам"
- "Толкование на послания божественного Павла. Послание к Колоссянам"
- "Толкование на послания божественного Павла. Послание к Титу"
- "Толкование на послания божественного Павла. Послание к Филиппийцам"
- "Толкование на послания божественного Павла. Первое послание к Коринфянам"
- "Толкование на послания божественного Павла. К Коринфянам второе послание"
- "Толкование на апокрифические послания коринфян к Апостолу Павлу и Апостола Павла к Коринфянам. К Коринфянам третье"
- "Толкование на послания божественного Павла. К Римлянам"
- "Надгробные песнопения"
- "О Церкви"
- "О Воскресении, смерти и сатане"
- "Слезные моления"
- "На слова: "Положи, Господи, хранение устом моим, и дверь ограждения о устнах моих""
- "На слова: "Сыне, моей премудрости внимай, к моим же словесем прилагай ухо твое""
- "На слова: "И се, вся сýетство и крушение духа""
- "Книга пророка Исаии"
- "На слова Исаии: Да возмется нечестивый, да не видит славы Господни"
- "Книга пророка Иеремии"
- "На слова Иеремии: "Горе нам, яко согрешихом""
- "На некоторые места "Плача Иеремии""
|