Ефрем Сирин. О вере
Память: 28 января / 10 февраля
Преподобный Ефрем Сирин - подвижник и
духовный писатель, живший в IV веке. Написал много
толковательных и нравственных сочинений, покаянных и
погребальных песнопений.
Преподобный Ефрем Сирин. Икона
***
О вере [1]
В Евангелии Господь, желая довести
учеников до совершенной веры, сказал: верный в мале, и
во мнозе верен есть, и неверный в мале, и во
мнозе неверен есть (Лк.16:10). Что такое малое? и что
такое многое? Малое - это обетование века сего, чем
Господь обещал снабжать верующих в Него (таковы
например: пища, одеяние и прочее служащее к успокоению
тела, здравия и сему подобное), повелев совершенно не
заботиться о сем прибегающим к Нему, но с полною
доверенностью надеяться на Него. Многое же - это дары
вечного и нетленного века, какие Господь обещал даровать
верующим в Него, и непрерывно о них заботящимся и
просящим их; потому что заповедал: вы
же ищите токмо царствия Божия и правды его, и сия вся
приложатся вам (Мф.6:33), чтобы малым и временным
испытан был каждый, верует ли он в Бога; потому что Бог
обещал снабжать сим, хотя ни о чем таком не станем
заботиться, будем же иметь попечение только о будущем и
вечном. Ибо по слову, которое сказал Господь, каждый
испытывается и познается, если он верует в рассуждении
временного.
Как же это? Слушай. Называешь ты себя
верующим, что сподобишься небесного царства, соделаешься
сыном Божиим, родившись свыше, будешь наследником
Божиим, и целые веки станешь царствовать со Христом, и
как Бог блаженствовать в неизреченном свете
беспредельные и бесчисленные веки? - Без сомнения,
скажешь ты: "действительно так; ибо, по сей причине
удалившись от мира, предал я себя Христу". - Итак,
испытай сам себя, не обладают ли еще тобою житейские и
земные попечения, не много ли у тебя заботы о пище и
одежде для тела, о прочих потребностях и о спокойствии,
не прибегаешь ли к силам своим, не промышляешь ли сам о
себе, тогда как повелено тебе совершенно не иметь о сем
попечения?
Если веруешь, что получишь вечное,
бессмертное, непреходящее и нетленное; то не тем ли паче
получишь это преходящее и земное, что Бог дал и зверям,
и птицам, и злочестивым людям? Ужели не веришь, что
Господь снабдит тебя тем, о чем заповедал не иметь тебе
попечения, говоря: не пецытеся, что ясте, или во что
облечетеся: всех бо сих языцы мира ищут; о вас же Отец
небесный весть, яко требуете сих всех (Мф.6:25,32); и
укоряя маловерных, присовокупляет: воззрите на птицы
небесныя, яко ни сеют, ни жнут, и Отец ваш небесный
питает их: кольми паче лучше вы есте птиц (26)? И еще
более обеспечивая, говорит: не пецытеся убо на
утрей (34). Если же имеешь еще о сем попечение и не
вверил себя слову Господню; то знай, что не уверовал еще
ты в получение тобою вечных благ, то есть, царства
небесного; и почитаешь себя верующим, оказываясь
неверующим в рассуждении малого и тленного.
И еще, как тело дороже одежды, так душа
дороже тела. Итак веруешь ли, что душа твоя приемлет от
Христа уврачевание вечных и неизлечимых человеческими
средствами язв, страстей безчестия (Рим.1:2,6), так как
Господь, единственный Целитель и Врач, для того и пришел
сюда, чтобы уврачевать ныне души верующих от неисцелимых
человеческими средствами страданий, и очистить от
скверны греховной проказы? Ты скажешь: "конечно верую,
потому что для сего я здесь, и это самое у меня в
ожидании". - Итак, испытав себя, дознайся: не увлекают
ли тебя плотские страдания к земным врачам, как будто
Христос, Которому вверился ты, не может уврачевать тебя.
Видишь как сам себя обманываешь. Смотри, почитаешь себя
верующим, и не веруешь, как должно, по самой истине. А
если ты уверовал, что Христос врачует вечные и
неисцельные язвы бессмертной души и греховные немощи: то
ужели невозможно уврачевать временных болезней и немощей
тела, если прибегнешь к Нему единому, презрев врачебные
пособия? Ибо Создавший душу сам сотворил и тело; и
Врачующий бессмертную душу сам может уврачевать и тело
от временных немощей и болезней.
Но без сомнения скажешь мне: "Бог дал
сие на уврачевание телу, предустроив, что и травы, и
земные врачества, и пособия врачей против телесных
немощей, для тела, которое из земли, приуготовляются из
различных видов земли". И я согласен, что это так. Но
знай, кому сие дано, и для кого предустроено. Бог, по
беспредельному Своему человеколюбию и по благости Своей,
когда человек отпал от полученной им заповеди, подвергся
гневному приговору, из рая сладости изгнан в мир сей,
как бы в плен, в пустыню, и в какую-то рудокопню, стал
под властью тьмы по неверию, вследствие заблуждения
страстей, прежде не знавший ни страданий, ни болезней,
впал в страдания и болезни плоти, и все от него
родившиеся стали подвержены тем же страданиям; тогда по
великой благости Своей, не хотя, чтобы конечно погиб
грешный род человеческий, предустроил все сие для
немощных и неверных. Но в подкрепление, обережение и
служение телу, дал сие людям мира сего, всем внешним;
ибо пользоваться сим дозволил им, неспособным еще
всецело вверить себя Богу.
А ты, монах, пришедший ко Христу,
возжелавший быть сыном Божиим, родиться свыше от Духа,
стать выше первого и не знавшего страданий человека,
приявший большие обетования - благоволительное
пришествие Господа, соделавшийся странником мира сего,
должен, преимущественно пред всеми мирскими людьми,
приобрести себе и веру, и мысль, и житие, как бы новые и
необычайные. Ибо если живешь так же, как и все, то ничем
не отличаешься от людей мирских. Вот в мире и женятся, и
едят, и пьют, употребляют в свою пользу и золото, и
серебро, и торговлю, и искусства, и богатство, так как
Бог все назначил для человека, подпадшего греху. Ибо не
утверждаем, чтобы из определенного на пользу человеку
было что-нибудь не от Бога. Но ты для совершенного
благоугождения Христу стал вне этого; также должен
поставить себя вне мирского врачевания немощей и вне
врачебных пособий, как притекший ко Христу, Который
обетовал всем наделять рабов Своих. Если же и
рассуждаешь, и чувствуешь одинаково с миром; то подобен
ты уже людям мирским, и также неверен, хотя почитаешь
себя верным и своим Христу. Новых и необычайных для
всего мира, и произволения, и веры, и занятий, и жития,
домогаться и достигать должен ты, возжелавший совершенно
благоугождать Христу, последовать стопам Его и иметь
образ мыслей, противный людям века сего; потому что ты
поверил новой и необычайной вести, обетованиям благ
вечных, наследию небесного града, неразрушимого царства,
непрестанных утех и вечного наслаждения, освящению
сердца и совершенному очищению, произведенному в тебе
Духом. Ибо возжелавший быть действительно Христовым
человеком и надеющийся улучить вечные блага обязан с
радостью труды и скорби почитать богатством,
злострадание вменять себе в упокоение, суровую жизнь в
наслаждение, укоризну в честь, оскорбления в славу;
потому что это - слава рабов Божиих, последующих своему
Господу и покорствующих словам Его.
Подвижник и воин Христов не только
должен переносить укоризну, но если встретится и
богатство, то ему прилично вменять оное в гной; а если
слава и начальство, то не превозноситься и не
надмеваться; если похвалы и почести от людей, почитать
их незаслуженными; лучше же сказать, что почитается
славным, о том скорбеть, а что бесчестно в мире, тому
радоваться и тем увеселяться. Иногда возможно перенести
укоризну и не перенести славы и почестей, а напротив
того возгордиться и выйти из себя, и оставить смиренный
путь правды. Посему-то говорит Павел: оружии правды
десными и шуими, славою и безчестием (2Кор.6:7), чтобы,
при всяком испытании тем и другим, быть себе самому
равным, и неколебимым, и не выходить из себя. Ибо таков
должен быть желающий истинно благоугождать Господу, и
так совершать подвиг своего произволения. Как наковальня
не уступает ударам и не напечатлевается на ней впадин,
но всегда остается сама себе равною; так и желающий быть
христианином в различных скорбях и искушениях (как при
внешних, людьми причиняемых обидах, или гонениях, или
ущербах, или подобном тому, так и при внутренних
нападениях духов злобы), да будет сам себе равен,
мужественно перенося все, что ни приключится. Твердынею,
ограждением и столпом крепости от лица вражия имея
всегда Господа, к Нему да прибегает во время брани, если
находится в какой либо вражеской стране, и да
скажет: буди ми, Боже, в прибежище и в место крепко,
спасти мя (Пс.70:3). Так возможет он преодолеть все
встречающиеся искушения и скорби, имея всегда пред очами
Господа, также веру в Него и упование, подобное твердой
уверенности. Если же встретят его слава человеческая,
похвалы, почести и начальство, то, как сказано, да не
производят в душе его никаких впадин и напечатлений, так
чтобы ему услаждаться и упокоеваться, превозноситься и
выситься тем. Ибо ему, искушаемому десными и шуими,
т.е. славою и безчестием, гаждением и благохвалением,
надобно быть ровным и непреклонным ни на ту, ни на
другую сторону, оставаясь всегда неколебимым.
Так, кто заранее построил основание свое
на камне, тот при наводнениях и реках скорбей, при бурях
искушений, хотя напирают и ударяют в него страшные ветры
- духи злобы, не падет, потому что основан бе на камени (Мф.7:24).
Кто первоначально, по Божию слову, упражнялся в
приобретении такового навыка и в благом приобучении себя
к мужеству, твердости, великодушию, терпению, вере,
надежде и преданности, навык добрым нравам и праведной
жизни, проводит время и в других упражнениях
добродетели, последует слову Божию, и потом, по ожиданию
веры, приял силу свыше; тот по благодати Божией истинно
делается основанием, домом, столпом и утверждением, для
многих душ служит виновником жизни, имея силы понести
немощи многих.
Посему и мы, обучив себя всякой
добродетели и по всякому доброму способу предав себя
благоугодной жизни, когда ум наш не будет уступать
никакому искушению, укрепляемые благодатью Божиею, да
соделаемся наследниками вечных благ о Христе Иисусе
Господе нашем. Ему слава и держава со Отцем и Святым
Духом во веки веков! Аминь.
Ефрем Сирин, преподобный
Цитировано по:
Святой Ефрем Сирин. Творения. Т.6.
Репринтное издание. - М.: Издательство "Отчий дом",
1995. -С.454-460. // Творения иже во святых Отца нашего
Ефрема Сирина. Писания духовно-нравственные. - Сергиев
Посад. Типография Св.-Тр. Сергиевой Лавры, 1901.
Святоотеческое наследие
Примечания
1. И сия беседа, хотя не в полном виде,
также находится между сочинениями пр. Макария
Египетского (Беседа 48).
***
Молитва преподобному Ефрему Сирину:
- Молитва
преподобному Ефрему Сирину. Подвижник и
духовный писатель, живший в IV веке. С юных лет оставил
мир и удалился к отшельникам, после того, как попал
в тюрьму по ложному обвинению. После еще раз
подвергся клевете, но Богом был оправдан пред
людьми. Боролся против ариан, написал много
толковательных и нравственных сочинений, покаянных и
погребальных песнопений. Заступник невинно
оклеветанных и притесненных, покровитель иночества,
податель смирения и целомудрия
Акафист преподобному Ефрему Сирину:
- Акафист преподобному Ефрему Сирину
Труды преподобного Ефрема Сирина:
- На лукавых жен
- К нерадивой душе
- Вопросы и ответы
- О восьми помыслах
- Великопостная покаянная молитва
- "На слова, сказанные Господом: в мире сем скорбни будете (Ин.16:33), и о том, что человеку должно быть совершенным"
- "На пришествие Господне"
- "К монаху Иоанну"
- "Жизнь блаженного Аврамия и племянницы его Марии"
- "В подражание притчам"
- "В низложение гордыни"
- "В исправление тех, которые предаются страстям и домогаются почестей"
- "Блаженства. 55 глав"
- "Блаженства. 20 глав"
- "Похвальное слово Петру, Павлу, Андрею, Фоме, Луке и Иоанну, и на чтение из Евангелия от Иоанна"
- "Поучение падшему брату. О воздержании от плотских пожеланий, о борении и великой осмотрительности"
- "Поучение о том, что не должно соблазнять ближнего, и о правой жизни"
- "Поучение о безмолвии"
- "Послание"
- "Ответ утверждающим, что землетрясения бывают от подземных ветров"
- "Ответ на некоторые вопросы"
- "Ответ брату о священнике Илии"
- "Огласительное слово. Об оскудении добрых дел и о долготерпении Божием"
- "Обличение себе самому и исповедь"
- "Об утверждающих, что нет воскресения"
- "Об истинном отречении от мира, и о том, как душе обрести Бога, и для чего приходил Господь"
- "О том, что христиане не должны предаваться забавам"
- "О том, что не должно обольщаться эллинскими мнениями"
- "О том, что не должно дивиться временному и обольщаться приятностями жизни, и на псалом семьдесят второй"
- "О том, что не должно бояться укоризн за доброе дело"
- "О том, что монах не должен заботиться об одежде"
- "О том, что должно не смеяться и рассеиваться, но плакать и проливать о себе слезы"
- "О том, что должно избегать всяких вредных свиданий, и о воздержании"
- "О том, что братия должны жить между собою в единомыслии и любви"
- "О том, как приобретается человеком смиренномудрие. Сто глав"
- "О том, как монаху быть совершенным"
- "О тех, которые уловляют души в непотребство, утверждая, что ничего не значит дело сие"
- "О терпении, о кончине века и втором пришествии, о прилежном чтении божественных писаний и пользе безмолвия"
- "О терпении и сокрушении слово поучительное"
- "О терпении"
- "О суете настоящей жизни"
- "О страстях"
- "О смиренномудрии"
- "О сердечном сокрушении"
- "О свободе нашей и о том, что человек создан свободным"
- "О псалме"
- "О преспеянии в добродетели"
- "О правой жизни. Девяносто глав"
- "О посте"
- "О покаянии, о будущем суде, об удалении от обращения с женщинами и о роскошной жизни"
- "О покаянии и терпении"
- "О покаянии. Большое поучение"
- "О покаянии. Первое малое поучение"
- "О покаянии. Второе малое поучение"
- "О подвижнике Иулиане"
- "О памятовании смерти, о добродетели и о богатстве"
- "О необходимости бороться со врагом нашего спасения"
- "О рае"
- "О монахах"
- "О молитве. Первое поучение"
- "О молитве. Второе поучение"
- "О любви к бедным"
- "О любви"
- "О жене грешнице, помазавшей Господа миром"
- "О душевном страхе"
- "О духовном состоянии"
- "О добродетелях и страстях"
- "О добродетели. К младшему подвижнику. Четыре главы"
- "О добродетели. Десять глав"
- "О девстве"
- "О втором Господнем пришествии и о покаянии"
- "О вооружении монаху"
- "О воздержании, о том, что не должно соревновать грешникам, которые извиняются обстоятельствами времени, и о Ное"
- "О вере"
- "О брани с диаволом"
- "О блаженных обителях"
- "О блаженных местах"
- "О блаженствах и горе"
- "О Лоте и о приведении себя в безопасность"
- "Наставление монахам"
- "Наставление братиям"
- "На тех, которые ежедневно грешат и ежедневно каются"
- "На слова: "два будет на селе" (Мф.24:40)"
- "На слова: Вонми себе (Втор.4:9). Двенадцать глав"
- "Поучительные слова к египетским монахам"
- "Похвальное слово иже во святых отцу нашему Василию Великому"
- "Похвальное слово мученикам"
- "Похвальное слово святым четыредесяти мученикам"
- "Похвальное слово славным мученикам, во всем мире пострадавшим"
- "Поучение подвижникам"
- "Против исследователей естества Сына Божия"
- "Различные виды Божия промысла"
- "Седмь деланий у монаха"
- "Сказание о юродивой"
- "Слово душеполезное"
- "Слово на почивших о Христе"
- "Слово на святый пяток о кресте и о разбойнике"
- "Слово на честный и животворящий крест и на второе пришествие, а также о любви и милостыне"
- "Слово о Аврааме и Исааке"
- "Слово о внушениях ненавистника добру демона"
- "Слово о злоязычии и о страстях"
- "Слово о прекрасном Иосифе"
- "Слово о пророке Данииле и о трех святых отроках, в ответ утверждающему: "время лукаво, не могу спастись""
- "Слово о святом пророке Илие"
- "Слово о священстве"
- "Слово о страданиях Спасителя"
- "Слово о суде и об умилении"
- "Слово о том, как душа, когда искушает ее враг, должна со слезами молиться Богу"
- "Слово о том, что всегда должно иметь в мыслях день исшествия из сей жизни"
- "Слово подвижническое"
- "Слово подвижническое первое"
- "Слово увещательное"
- "Слово умилительное"
- "Слово умилительное первое"
- "Слово умилительное второе"
- "Слово первое. О скончавшихся отцах"
- "Слово второе. О скончавшихся отцах"
- "Советы подвижникам"
- "Толкование на книгу Второзаконие"
- "Толкование на книгу Исход"
- "Толкование на книгу Левит"
- "Толкование на книгу Числ"
- "Толкование на книгу пророчества Авдия"
- "Толкование на книгу пророчества Амоса"
- "Толкование на книгу пророчества Даниила"
- "Толкование на книгу пророчества Захарии"
- "Толкование на книгу пророчества Иезекииля"
- "Толкование на книгу пророчества Иоиля"
- "Толкование на книгу пророчества Малахии"
- "Толкование на книгу пророчества Михея"
- "Толкование на книгу пророчества Осии"
- "Толкование на первую книгу, то есть на книгу Бытия"
- "Толкование на послания божественного Павла. Первое послание к Фессалоникийцам"
- "Толкование на послания божественного Павла. Второе послание к Фессалоникийцам"
- "Толкование на послания божественного Павла. Первое послание к Тимофею"
- "Толкование на послания божественного Павла. Второе послание к Тимофею"
- "Толкование на послания божественного Павла. Послание к Галатам"
- "Толкование на послания божественного Павла. Послание к Евреям"
- "Толкование на послания божественного Павла. Послание к Ефесянам"
- "Толкование на послания божественного Павла. Послание к Колоссянам"
- "Толкование на послания божественного Павла. Послание к Титу"
- "Толкование на послания божественного Павла. Послание к Филиппийцам"
- "Толкование на послания божественного Павла. Первое послание к Коринфянам"
- "Толкование на послания божественного Павла. К Коринфянам второе послание"
- "Толкование на апокрифические послания коринфян к Апостолу Павлу и Апостола Павла к Коринфянам. К Коринфянам третье"
- "Толкование на послания божественного Павла. К Римлянам"
- "Надгробные песнопения"
- "О Церкви"
- "О Воскресении, смерти и сатане"
- "Слезные моления"
- "На слова: "Положи, Господи, хранение устом моим, и дверь ограждения о устнах моих""
- "На слова: "Сыне, моей премудрости внимай, к моим же словесем прилагай ухо твое""
- "На слова: "И се, вся сýетство и крушение духа""
- "Книга пророка Исаии"
- "На слова Исаии: Да возмется нечестивый, да не видит славы Господни"
- "Книга пророка Иеремии"
- "На слова Иеремии: "Горе нам, яко согрешихом""
- "На некоторые места "Плача Иеремии""
|