Ефрем Сирин. Слово о внушениях
ненавистника добру демона
Память: 28 января / 10 февраля
Преподобный Ефрем Сирин - подвижник и духовный писатель,
живший в IV веке. Написал много толковательных и
нравственных сочинений, покаянных и погребальных песнопений.
Преподобный Ефрем Сирин. Икона
***
Слово о внушениях ненавистника добру демона
Послушайте, отцы и братия; враг часто
подущает человека, говоря: "Ты еще молод, удовлетвори
своим пожеланиям. Как многие, думаешь ты, наслаждались в
мире и не лишены вечных благ? И ты еще молод: ешь, пей,
увеселяйся благами мира сего; под старость покаешься. И
для чего хочется тебе с такого возраста измождать тело
свое?" Потом приходит старость, и этот коварный приводит
изречения Священного Писания и говорит: "Воздыхаешь ты,
человек, сомневаешься в Божием милосердии, и
представляешь себе, что Бог немилостив. А Божие Писание
проповедует, что Бог милостив и человеколюбив. Что ж,
разве не знает Он, что немощный и слабый ты старец?
Известно Ему, что не можешь ты ни поститься, ни ночи
проводить во бдении, ни спать на голой земле. Не слышал
ли ты, как говорит Он в Евангелии, что и с раннего, и с
среднего возраста служащие Ему, а также старики,
получают равную награду? Ибо сказал Он в Евангелии, что
пришедшие в первом, и в третьем, и в шестом, и в
девятом, и в одиннадцатом часу, получили равную плату.
Вот и пророк Давид пророчествовал: Благословил есть
малыя с великими (Пс.113:21). - Такие речи говорит враг
знающим Писание, чтобы ни в юности, ни в старости не
дать им оплакать грехи свои, а людям простым, подавая
меч отчаяния, говорит: "На что ты рассчитываешь,
человек? Для чего сам себя обманываешь, говоря, что Бог
есть Бог кающихся? Ты блудник, прелюбодей, хищник; ты
убивал, крал, лгал, нарушал клятву; какая же тебе
надежда на спасение? Ты погиб, поэтому удовлетворяй
пожеланиям своим; будущее ты утратил, не лишай себя хотя
настоящего".
Таковы речи диавольские; но противно ему
слово Христово: "Ты погиб, но можешь спастись; ты был
блудником, но можешь уцеломудриться". На вопрос Петров,
сколько раз отпускать грех кающемуся брату, Христос
говорит: семьдесят седмерицею (Мф.18:22), означая сим,
что прощение можно получать всегда до неопределенного
числа раз. Человек, в чем застигнут будет при конце, - в
добром ли, худом ли, в том и судится. Приведи себе на
память, брат, как спасались грешники, и не отчаивайся.
Представь в уме блаженного Манассию, блудницу, мытаря,
разбойника, блудного сына, - и избегнешь вражией
прелести. Когда диавол скажет тебе: "удовлетвори
пожеланиям своим"; ты скажи ему: "есть ли какая польза
от нечистых удовольствий, напротив того, не огонь ли
вечный доставят они мне?" А когда станет представлять
тебе Божие человеколюбие, скажи ему: "Сам знаю, что Бог
милостив и человеколюбив; но знаю также, что Он и
праведный Судия; известно мне, что тебя и отверженных с
тобою не пощадил Он, но осудил на вечный огонь". - И
если скажет тебе: "я бесплотен и не обложен немощию,
потому Бог не пощадил меня, тебя же пощадит"; то отвечай
ему: "Почему же не пощадил прародителя Адама, Еву,
Каина, живших во время потопа, и содомлян, и даже
ученика Своего? А если не пощадил собственного Своего
ученика, то почему пощадит меня? Иди от меня дальше,
беглец, оставивший небо!" Сказав сие, запечатлей себя
крестным знамением, и враг бежит от тебя.
Не будем, братия мои, слушаться врага,
который подает худые советы на погибель нашу; но будем
верить, что есть суд и воздаяние за каждое дело, слово,
помышление, движение, представление. Зная все сие,
приведем себя в безопасность, чтобы в день страшного
суда противники не могли сказать о нас ничего худого; и
мы обрели себе покой с боящимися Господа. С ними вместе
будем делать доброе, потому что вера без дел мертва есть
(Иак.2:10), как мертвы и дела без веры. Ибо живущему в
роскоши невозможно войти в царство Божие, по точному
Евангельскому слову. Смотрите да не когда отягчают
сердца ваша объядением и пиянством (Лк.21:34). Итак,
каждый час надобно быть нам в готовности, чтобы
позванным внезапно не оказаться неготовыми. И тогда
опечалятся за нас посланные нам святые ангелы, а лукавые
бесы воссмеются. Смотрите, чтобы не оказаться нам по
имени только христианами, а по нравам язычниками.
Христианство есть подражание Христу по мере сил. Если
понадеемся на святое крещение и вознерадим о прочих
заповедях, то мы - неверные. Христос не мало не
воспользует нам, пребывающим в пороке и грехе. Ибо
слышали мы, что говорит Он в Евангелии: Не всяк глаголяй
Ми: Господи, Господи, внидет в царствие небесное, но
творяй волю Отца Моего, Еже есть на небесех (Мф.7:21).
Смотрите, как благоугодили Богу святые; не сну
предаваясь и не возлежа, но камением побиени быша,
претрени быша, искушени быша, убийством меча умроша,
лишени, скорбяще, озлоблени, в пустынях скитающеся, и в
горах, и в вертепах, и в пропастех земных
(Евр.11:37.38). Посему и мы, возлюбленные и
христолюбивые, будем подвизаться, каждый по мере сил,
чтобы не оказаться вовсе бесплодными, ибо тогда
постигнет нас вечное мучение. Как в нашей воле грешить,
поколику Бог допускает это нашей свободе, так в вашей же
воле делать правду, поколику Бог содействует в этом
нашему намерению. Посему возлюбим путь узкий и тесный,
потому что идя им, будем царствовать со Христом. Будем
же избегать хождения по широкому и пространному пути,
который приводит нас к нескончаемому мучению, сверх же
всего братия будем делать добро, сколько есть в нас к
тому разумения; умертвим плотское мудрование, чтобы не
оказаться врагами Божиими. Это сказал Павел, великий
Христов апостол (Рим.8:7). Будем подавать милостыню.
Подадим хлеб и восприимем небо, подадим овол и станем
обитателями рая; подадим одежду и наследуем небесное
царствие; подадим малое, чтоб восприять многое; дадим
произволение и приобретем все; дадим усердие и
восприимем силу. Будем плакать здесь, христолюбивые
братия, чтоб угасить нескончаемый пламень; потому что
живущие весело здесь будут осуждены там; плачущие же
здесь будут ублажаемы там; алчущие здесь насытятся там;
жаждущие здесь утолят жажду свою там. Будем трезвиться и
бодрствовать, по мере сил своих, не будем унывать,
ударяя в дверь и умоляя; и непременно отверзет ее
Христос Бог наш. Ему подобает слава ныне, и всегда, и во
веки веков. Аминь.
Ефрем Сирин, преподобный
Цитировано по:
Святой Ефрем Сирин. Творения. Т.3.
Репринтное издание. - М.:
Издательский отдел Московского
Патриархата, 1994, - С.363-366. //
Творения иже во святых Отца нашего
Ефрема Сирина. Писания духовно-нравственные. - Сергиев
Посад. Типография Св.-Тр. Сергиевой Лавры, 1907
Святоотеческое наследие
***
Молитва преподобному Ефрему Сирину:
- Молитва
преподобному Ефрему Сирину. Подвижник и
духовный писатель, живший в IV веке. С юных лет оставил
мир и удалился к отшельникам, после того, как попал
в тюрьму по ложному обвинению. После еще раз
подвергся клевете, но Богом был оправдан пред
людьми. Боролся против ариан, написал много
толковательных и нравственных сочинений, покаянных и
погребальных песнопений. Заступник невинно
оклеветанных и притесненных, покровитель иночества,
податель смирения и целомудрия
Акафист преподобному Ефрему Сирину:
- Акафист преподобному Ефрему Сирину
Труды преподобного Ефрема Сирина:
- На лукавых жен
- К нерадивой душе
- Вопросы и ответы
- О восьми помыслах
- Великопостная покаянная молитва
- "На слова, сказанные Господом: в мире сем скорбни будете (Ин.16:33), и о том, что человеку должно быть совершенным"
- "На пришествие Господне"
- "К монаху Иоанну"
- "Жизнь блаженного Аврамия и племянницы его Марии"
- "В подражание притчам"
- "В низложение гордыни"
- "В исправление тех, которые предаются страстям и домогаются почестей"
- "Блаженства. 55 глав"
- "Блаженства. 20 глав"
- "Похвальное слово Петру, Павлу, Андрею, Фоме, Луке и Иоанну, и на чтение из Евангелия от Иоанна"
- "Поучение падшему брату. О воздержании от плотских пожеланий, о борении и великой осмотрительности"
- "Поучение о том, что не должно соблазнять ближнего, и о правой жизни"
- "Поучение о безмолвии"
- "Послание"
- "Ответ утверждающим, что землетрясения бывают от подземных ветров"
- "Ответ на некоторые вопросы"
- "Ответ брату о священнике Илии"
- "Огласительное слово. Об оскудении добрых дел и о долготерпении Божием"
- "Обличение себе самому и исповедь"
- "Об утверждающих, что нет воскресения"
- "Об истинном отречении от мира, и о том, как душе обрести Бога, и для чего приходил Господь"
- "О том, что христиане не должны предаваться забавам"
- "О том, что не должно обольщаться эллинскими мнениями"
- "О том, что не должно дивиться временному и обольщаться приятностями жизни, и на псалом семьдесят второй"
- "О том, что не должно бояться укоризн за доброе дело"
- "О том, что монах не должен заботиться об одежде"
- "О том, что должно не смеяться и рассеиваться, но плакать и проливать о себе слезы"
- "О том, что должно избегать всяких вредных свиданий, и о воздержании"
- "О том, что братия должны жить между собою в единомыслии и любви"
- "О том, как приобретается человеком смиренномудрие. Сто глав"
- "О том, как монаху быть совершенным"
- "О тех, которые уловляют души в непотребство, утверждая, что ничего не значит дело сие"
- "О терпении, о кончине века и втором пришествии, о прилежном чтении божественных писаний и пользе безмолвия"
- "О терпении и сокрушении слово поучительное"
- "О терпении"
- "О суете настоящей жизни"
- "О страстях"
- "О смиренномудрии"
- "О сердечном сокрушении"
- "О свободе нашей и о том, что человек создан свободным"
- "О псалме"
- "О преспеянии в добродетели"
- "О правой жизни. Девяносто глав"
- "О посте"
- "О покаянии, о будущем суде, об удалении от обращения с женщинами и о роскошной жизни"
- "О покаянии и терпении"
- "О покаянии. Большое поучение"
- "О покаянии. Первое малое поучение"
- "О покаянии. Второе малое поучение"
- "О подвижнике Иулиане"
- "О памятовании смерти, о добродетели и о богатстве"
- "О необходимости бороться со врагом нашего спасения"
- "О рае"
- "О монахах"
- "О молитве. Первое поучение"
- "О молитве. Второе поучение"
- "О любви к бедным"
- "О любви"
- "О жене грешнице, помазавшей Господа миром"
- "О душевном страхе"
- "О духовном состоянии"
- "О добродетелях и страстях"
- "О добродетели. К младшему подвижнику. Четыре главы"
- "О добродетели. Десять глав"
- "О девстве"
- "О втором Господнем пришествии и о покаянии"
- "О вооружении монаху"
- "О воздержании, о том, что не должно соревновать грешникам, которые извиняются обстоятельствами времени, и о Ное"
- "О вере"
- "О брани с диаволом"
- "О блаженных обителях"
- "О блаженных местах"
- "О блаженствах и горе"
- "О Лоте и о приведении себя в безопасность"
- "Наставление монахам"
- "Наставление братиям"
- "На тех, которые ежедневно грешат и ежедневно каются"
- "На слова: "два будет на селе" (Мф.24:40)"
- "На слова: Вонми себе (Втор.4:9). Двенадцать глав"
- "Поучительные слова к египетским монахам"
- "Похвальное слово иже во святых отцу нашему Василию Великому"
- "Похвальное слово мученикам"
- "Похвальное слово святым четыредесяти мученикам"
- "Похвальное слово славным мученикам, во всем мире пострадавшим"
- "Поучение подвижникам"
- "Против исследователей естества Сына Божия"
- "Различные виды Божия промысла"
- "Седмь деланий у монаха"
- "Сказание о юродивой"
- "Слово душеполезное"
- "Слово на почивших о Христе"
- "Слово на святый пяток о кресте и о разбойнике"
- "Слово на честный и животворящий крест и на второе пришествие, а также о любви и милостыне"
- "Слово о Аврааме и Исааке"
- "Слово о внушениях ненавистника добру демона"
- "Слово о злоязычии и о страстях"
- "Слово о прекрасном Иосифе"
- "Слово о пророке Данииле и о трех святых отроках, в ответ утверждающему: "время лукаво, не могу спастись""
- "Слово о святом пророке Илие"
- "Слово о священстве"
- "Слово о страданиях Спасителя"
- "Слово о суде и об умилении"
- "Слово о том, как душа, когда искушает ее враг, должна со слезами молиться Богу"
- "Слово о том, что всегда должно иметь в мыслях день исшествия из сей жизни"
- "Слово подвижническое"
- "Слово подвижническое первое"
- "Слово увещательное"
- "Слово умилительное"
- "Слово умилительное первое"
- "Слово умилительное второе"
- "Слово первое. О скончавшихся отцах"
- "Слово второе. О скончавшихся отцах"
- "Советы подвижникам"
- "Толкование на книгу Второзаконие"
- "Толкование на книгу Исход"
- "Толкование на книгу Левит"
- "Толкование на книгу Числ"
- "Толкование на книгу пророчества Авдия"
- "Толкование на книгу пророчества Амоса"
- "Толкование на книгу пророчества Даниила"
- "Толкование на книгу пророчества Захарии"
- "Толкование на книгу пророчества Иезекииля"
- "Толкование на книгу пророчества Иоиля"
- "Толкование на книгу пророчества Малахии"
- "Толкование на книгу пророчества Михея"
- "Толкование на книгу пророчества Осии"
- "Толкование на первую книгу, то есть на книгу Бытия"
- "Толкование на послания божественного Павла. Первое послание к Фессалоникийцам"
- "Толкование на послания божественного Павла. Второе послание к Фессалоникийцам"
- "Толкование на послания божественного Павла. Первое послание к Тимофею"
- "Толкование на послания божественного Павла. Второе послание к Тимофею"
- "Толкование на послания божественного Павла. Послание к Галатам"
- "Толкование на послания божественного Павла. Послание к Евреям"
- "Толкование на послания божественного Павла. Послание к Ефесянам"
- "Толкование на послания божественного Павла. Послание к Колоссянам"
- "Толкование на послания божественного Павла. Послание к Титу"
- "Толкование на послания божественного Павла. Послание к Филиппийцам"
- "Толкование на послания божественного Павла. Первое послание к Коринфянам"
- "Толкование на послания божественного Павла. К Коринфянам второе послание"
- "Толкование на апокрифические послания коринфян к Апостолу Павлу и Апостола Павла к Коринфянам. К Коринфянам третье"
- "Толкование на послания божественного Павла. К Римлянам"
- "Надгробные песнопения"
- "О Церкви"
- "О Воскресении, смерти и сатане"
- "Слезные моления"
- "На слова: "Положи, Господи, хранение устом моим, и дверь ограждения о устнах моих""
- "На слова: "Сыне, моей премудрости внимай, к моим же словесем прилагай ухо твое""
- "На слова: "И се, вся сýетство и крушение духа""
- "Книга пророка Исаии"
- "На слова Исаии: Да возмется нечестивый, да не видит славы Господни"
- "Книга пророка Иеремии"
- "На слова Иеремии: "Горе нам, яко согрешихом""
- "На некоторые места "Плача Иеремии""
|