Ефрем Сирин. Слово о суде и об умилении
Память: 28 января / 10 февраля
Преподобный Ефрем Сирин - подвижник и духовный писатель,
живший в IV веке. Написал много толковательных и
нравственных сочинений, покаянных и погребальных песнопений.
Преподобный Ефрем Сирин. Икона
***
Слово о суде и об умилении
По слав. пер. Ч. I. Сл. 84.
Приидите, все братия, выслушайте совет
от меня грешного и неученого Ефрема. Ибо постиг уже нас,
братии мои, этот страшный и грозный день; а мы,
возлюбленные, предаемся рассеянию, не хотя вразумиться в
это краткое время и позаботиться о том, чтоб
умилостивить Бога. Вот дни, годы и месяцы проходят как
сон и как вечерняя тень, и скоро настанет страшное и
великое пришествие Христово. Ибо действительно страшен
этот день для грешников, для нехотевших исполнять волю
Божию и спастись.
Потому умоляю вас, искренние мои братия,
свергнем с себя попечение о земном. Ибо все преходит,
все исчезает, ничто не принесет нам пользы в час тот,
кроме добрых дел, какие здесь имеем. Ибо каждый понесет
свои дела и слова к престолу правосудного Судии. Сердце
придет в трепет, и внутренности изменятся, когда будет
обнаружение дел, строгое исследование помыслов и речей.
Великий страх, братия, великий трепет, друзья! Кто не
вострепещет, кто не будет плакать, кто не прольет слез,
потому что обнаружится там все, что каждый из нас сделал
в тайне и во мраке? Вразумитесь, братия мои, сказываю
вам это.
В удостоверение любви вашей представлю в
пример плодовитые дерева, которые во время свое извнутрь
себя вместе с листьями дают и плод. Не извне
откуда-нибудь облекаются дерева своим благолепием, но
извнутрь себя; по повелению Божию, каждое дает плод по
роду своему. Так и в оный страшный день все тела
человеческие изведут из себя все, что сделано доброго и
худого; и каждый к престолу грозного Христа принесет
дело, как добрый и приятный плод, и слова, как листья.
Святые принесут плод прекрасный и доброцветный; мученики
принесут похвалу терпения в мучениях и озлоблениях;
подвижники принесут подвиги, воздержание, бдение,
молитвы. А люди грешные, нечестивые и оскверненные, со
стыдом, плачем и сетованием, принесут туда плод гнусный
и гнилой - червя неусыпающего в огне неугасимом.
Страшно, братия, тамошнее судилище,
потому что без свидетелей обнаруживается все, дела и
слова, помышления и желания, между тем как предстоят еще
тьмы тем и тысячи тысяч Архангелов и Ангелов, Херувимов
и Серафимов, Праведных и Святых, Пророков и Апостолов.
Итак, почему же не радим, братия
возлюбленные? Приблизилось время, настал день, когда
страшный Судия во свете исследует все тайны наши. Если
бы знали мы, братия, что нас ожидает; то непрестанно
плакали бы день и ночь, умоляя Бога, чтоб избавил нас от
этого стыда и вечной тьмы. Ибо заграждаются уста
грешника пред судилищем, трепещет вся тварь, трепещут и
самые чины святых Ангелов от этой славы Его пришествия.
Что скажем Ему в день суда, если это время проводим в
нерадении, братия? Ибо долготерпелив Он, и всех нас
влечет в царство Свое. Но потребует у нас отчета за
нерадение в это краткое время; и Он скажет нам: "для вас
Я воплотился, для вас видимо ходил на земле, за вас был
бит, за вас заушен, за вас распят вознесенный на древе,
за вас земнородных напоен оцетом, чтоб вас сделать
святыми, небесными. Царство Мое даровал Я вам, всех вас
наименовал своими братьями, принес в дар Отцу, препослал
вам Духа. Что мог бы Я сделать еще более всего этого и
не сделал того, чтоб спасти вас? Не хочу только делать
принуждения произволению, чтоб спасение не обратилось
для вас в необходимость. Скажите, грешники и смертные по
естеству, что претерпели вы ради Меня Владыки, за нас
пострадавшего?" Итак, вот уготованы царство и жизнь,
упокоение и радость, а также и вечное мучение во тьме
кромешней. Пойдем, куда хочешь; на все дана свобода.
Приидите вкупе, все поклонимся Ему и
восплачем пред создавшим нас Господом, говоря: "Все это,
Владыка, Ты, как Бог претерпел за нас, а мы грешные,
беспамятные забыли Твое великое милосердие. Что же род
грешных воздаст Тебе непостижимому, благому и
милосердому Богу? Ты, всю вселенную просветивший
благодатью, Ты просветивший очи слепорожденного,
просвети и очи сердца нашего, чтоб возлюбить нам Тебя,
Владыка, и с любовью исполнять всегда волю Твою!"
Вот чаша страшной Твоей крови,
исполненная света и жизни! Даруй нам разумение и
просвещение, чтобы с любовью и святынею веры приступали
мы к ней, и была она нам во оставление грехов, а не в
осуждение. Ибо кто с недостойною душою приступает к
Божественным Тайнам, тот сам себя осуждает, не очистив
себя к принятию Царя в брачный чертог свой. Душа наша -
Святая невеста бессмертного Жениха. Совершается же брак,
когда Божественные Тайны бывают вкушаемы и испиваемы
святою душою. Посему будь внимателен к себе, чтоб
брачный чертог соблюдать тебе неоскверненным, и возжелай
принять небесного Жениха, Христа Царя, чтоб, в день
пришествия Своего, у тебя сотворил Он обитель с Отцом
Своим; старайся заслужить себе похвалу пред святыми
Архангелами, и с великою славою и радостью войти в рай.
Ибо от тебя, брат, чего требует Бог, кроме твоего
спасения? Если же нерадишь ты, не желая спастись, не
ходишь прямыми путями Божиими, и не хочешь исполнять
заповедей Его; то сам себя убиваешь, сам себя извергаешь
из небесного чертога. Святый Бог, единый безгрешный,
Единородного Своего не пощадил ради тебя; а ты,
несчастный, не милуешь самого себя. Итак, отрезвись
немного от сна твоего, ничтожный! Открой уста свои,
призови Его. Молись часто, проливай слезы непрестанно,
бегай расслабления, возлюби кротость, возжелай
воздержания, упражняйся в безмолвии, поучайся в
псалмопении. Возлюби Бога всею своею душою, как Он тебя
возлюбил; соделайся храмом Божиим; и вселится в тебя
всевышний Бог, потому что душа, которая имеет в себе
Бога, делается святым и чистым храмом Божиим. Ибо когда
Господь вселится в душе, ликовствуют о ней Ангелы
небесные и стараются оказать ей предпочтение; потому что
она делается храмом своего Владыки.
Блажен тот человек, который возлюбил
Тебя от всей души, а возненавидел мир и все, что в нем,
чтоб иметь Тебя одного, всесвятого Владыку, прекрасную
жемчужину, сокровище жизни. Если кто так искренно любит
Бога; то мысль его никогда не бывает на земле, но
постоянно она горе, где то, что возлюбил он и чем жаждет
обладать. Там ощущает он сладость, там просвещается, там
насыщается всегда сладостью и любовью Божиею. О сладости
же любви Божией кто в состоянии будет сказать достойным
образом? Апостол Павел, вкусивший ее, и насытившийся ею,
сам вопиет и говорит: ни высота горе, ни глубина долу,
ни живот, ни смерть, ни Ангелы, ни начала и власти, ни
ина тварь кая, ни все в совокупности, не могут разлучити
от любве Божия душу, вкусившую ее сладости
(Рим.8:38.39). Любовь Божия есть бессмертный огнь,
который подъемлется с земли и ненавидит земное. И святые
мученики, вкусившие ее и насытившиеся ею, научают нас,
что любовь Божия - нежные узы; но что рассечь ее не
может и меч обоюдоострый. Мучители рассекали члены у
святых, но не могли рассечь любви их. О какие нежные узы
любви Божией! И меч не рассек, и огонь не угасил, и
пучина, и другие узы, и казни не потопили ее. Кто же
поэтому не удивится, или кто не возжелает такой любви?
Ибо сию любовь даровал Бог Церкви Своей, чтоб всегда
украшалась тою же любовью. Она делается залогом Божиим в
душе; она - столп и утверждение в святой душе. Та же
опять любовь низвела к нам Единородного Сына. Тою же
любовью отверзт рай; тою же любовью связан крепкий; по
той же любви душа стала невестою бессмертного Жениха,
чтобы, как в зеркале, отражать в себе Его благолепие. По
этой любви пострадал бесстрастный и чистый Жених. А если
душа вне любви; то не благоволит о ней небесный Владыка.
Принуждать же ее произволение никогда не хочет Бог; и
потому однажды навсегда предоставил ее свободе вести
всегда жизнь, как сама хочет. Посему кто будет в
состоянии, у кого достанет сил прославлять и
песнословить Бога Спасителя за то дарование, какое
прияли все мы от благодати Его? Слава и поклонение Его
благоволению!
Выслушайте, братия, прекрасный совет от
моей низости. Постараемся всегда, пока есть у нас время,
жить чисто и достойно Бога, чтоб в нас вселялся Дух
Святый и умножалась в нас любовь Божия к всегдашнему
исполнению воли Божией. Не будем, братия, иметь иной
заботы, кроме сей одной, - как душе нашей обрестись во
свете. Не будем связывать ее чем-либо из земных вещей и
имуществ; украсим же ее постом, молитвами, бдениями и
слезами, чтоб душа обрела несколько дерзновения пред
престолом страшного Судии, когда всякая душа предстанет
со страхом; когда будет там отлучение избранных от
грешных, когда овцы станут одесную, а козлища ошуюю.
Удостоверьтесь, братия, что близко
пришествие Господа, чтоб воздать каждому по делам его,
упокоить святых и избранных Его в вечном свете, и
наказать преогорчивших Его грешников. Блажен человек,
который обретет дерзновение в оный час и услышит глас:
"приидите благословенные Отца Моего, все избранные
наследуйте царство Мое". Тогда каждый, увидя себя во
свете, станет рассматривать себя и размышлять, говоря:
"Ужели это я? и каким образом явился здесь я,
недостойный?" Приступят Ангелы с великою радостью
славить святых и поведают им их житие, подвиги,
воздержание, бдения и молитвы, произвольную нищету,
совершенную нестяжательность, терпение в жажде,
твердость в алчбе, постоянное пребывание в молитвах,
радость о наготе ради совершенной о Христе любви, - о
всем этом с великою радостью скажут праведникам. А
праведники скажут им в ответ: "ни во один день на земле
вовсе не оказывалось у нас ни одного доброго дела". Но
Ангелы снова напомнят им место и время; и дивясь сами в
себе, прославят Бога, видя, что тела святых на небе
сияют паче света, потому что терпели на земле
произвольные скорби. Ибо нашли сокровище, сокрытое на
селе, и продав все, что было у них на земле, приобрели
оное, и терпением укрыли у себя прекрасную жемчужину и
нескверную одежду. Не велик труд подвига, братия, но
велико отдохновение. Не продолжителен подвиг
воздержания, но упокоение за оный в раю сладости
продолжится в век века.
Если кто сознает в себе, что согрешил он
пред Богом, ослабев в своем преднамерении, и согрешил
произвольно; то, пока есть время, пусть с усердием
проливает слезы и непрестанно плачет, чтобы слезами
привлечь благодать в сердце свое. Пусть приобретет себе
умиление и омоет тело свое слезами и воздыханиями.
Велика сила слез, братия; много могут слезы по Богу,
когда молящийся Богу, как в зеркале, отражает Его в
сердце своем.
Хочу, возлюбленные, изобразить вам силу
слез. Анна молитвою приобрела Пророка Самуила,
восторжение и похваление в сердце своем. Жена грешная в
дому Симона, плача и омывая слезами святые ноги Господа,
получила от Него отпущение грехов. Умиление, братия,
есть уврачевание души; оно приобретает нам отпущение
грехов; умиление, братия, вселяет в нас единородного
Сына, когда вожделеваем Его. Умиление, братия,
привлекает на душу Духа Святого. Удостоверьтесь, братия,
что на земле нет радости сладостнее той, какая бывает от
умиления. Изведали ли опытно вы, братия, силу слез?
Озарился ли кто из вас этою радостью слез по Богу? Если
кто из вас, испытав это и усладившись этим, во время
усердной молитвы возносился над землею; то в этот час
бывал он весь вне тела своего, вне целого этого века, и
уже не на земле. Таковой с Богом беседует, во Христе
просвещается. Великое чудо, братия, - человек перстный с
Богом беседует в молитве своей! Святые и чистые слезы по
Богу всегда омывают душу от грехов, очищают ее от
беззаконий. Слезы по Богу во всякое время дают
дерзновение пред Богом. Нечистые помыслы никак не могут
приблизиться к душе, которая имеет всегдашнее умиление
по Богу. - Поэтому, что выше сладости оного? Что
равносильно сему блаженству, когда душа, молящаяся Богу,
Его Самого отражает в себе, как в зеркале? Когда душа,
братия, вожделевает Бога, тогда в молитве своей
непрестанно созерцает Его, и о Нем помышляет ночь и
день. Умиление есть нерасхищаемое сокровище; душа,
имеющая умиление, ликовствует неизглаголанною радостью;
умиление же разумею продолжающееся не один день, но до
конца жизни, ночь и день. Умиление есть чистый источник,
орошающий плодоносные насаждения души. Под плодоносными
же насаждениями разумею добродетели и заслуги, орошаемые
всегда слезами и молитвами. Непрестанно насаждай в душе
своей сии плодоносные и цветущие растения и еще орошай
их в молитве слезами. - Насаждения, орошаемые слезами и
молитвами, приносят доброцветный плод. Полезными для
души и избранными будут прекрасные насаждения твои,
брат. Кто молится со слезами, чтоб возрастало орошаемое
ими, тот с каждым днем приносит новые плоды. Не будь
подражателем человеку, расслабленному и грешному,
который ежедневно говорит, и никогда не делает, ленив в
предначинаниях, не имеет чистой молитвы и умиления,
знает о себе, что всегда он грешен, и непрестанно боится
наказания, не имеет вовсе никакого извинения в грехах
своего расслабления.
Посему умоляю вас, преподобные братия
мои, боящиеся Бога и делающие всегда угодное Ему,
ходатайствуйте пред Ним о мне жалком, да снидет на меня
благодать Его по молитвам вашим, и да спасется душа моя
в тот страшный и великий час, когда придет Христос
воздать каждому по делам его.
Слава единому, бессмертному, святому,
пречистому и страшному, благому и милосердому Богу,
Который благодатью Своею подвиг язык наш к сладкопению
словес суда, любви и умиления, к назиданию души, к
просвещению сердца и к пользе ума, чтобы всякая душа,
повторяя сие сладкопение, и усладившись им, привлечена
была к жизни вечной! Аминь.
Ефрем Сирин, преподобный
Цитировано по:
Святой Ефрем Сирин. Творения. Т.2.
Репринтное издание. - М.:
Издательский отдел Московского
Патриархата, 1993, - С. 59-67. //
Творения иже во святых Отца нашего
Ефрема Сирина. Писания духовно-нравственные. - Сергиев
Посад. Типография Св.-Тр. Сергиевой Лавры, 1907
Святоотеческое наследие
***
Молитва преподобному Ефрему Сирину:
- Молитва
преподобному Ефрему Сирину. Подвижник и
духовный писатель, живший в IV веке. С юных лет оставил
мир и удалился к отшельникам, после того, как попал
в тюрьму по ложному обвинению. После еще раз
подвергся клевете, но Богом был оправдан пред
людьми. Боролся против ариан, написал много
толковательных и нравственных сочинений, покаянных и
погребальных песнопений. Заступник невинно
оклеветанных и притесненных, покровитель иночества,
податель смирения и целомудрия
Акафист преподобному Ефрему Сирину:
- Акафист преподобному Ефрему Сирину
Труды преподобного Ефрема Сирина:
- На лукавых жен
- К нерадивой душе
- Вопросы и ответы
- О восьми помыслах
- Великопостная покаянная молитва
- "На слова, сказанные Господом: в мире сем скорбни будете (Ин.16:33), и о том, что человеку должно быть совершенным"
- "На пришествие Господне"
- "К монаху Иоанну"
- "Жизнь блаженного Аврамия и племянницы его Марии"
- "В подражание притчам"
- "В низложение гордыни"
- "В исправление тех, которые предаются страстям и домогаются почестей"
- "Блаженства. 55 глав"
- "Блаженства. 20 глав"
- "Похвальное слово Петру, Павлу, Андрею, Фоме, Луке и Иоанну, и на чтение из Евангелия от Иоанна"
- "Поучение падшему брату. О воздержании от плотских пожеланий, о борении и великой осмотрительности"
- "Поучение о том, что не должно соблазнять ближнего, и о правой жизни"
- "Поучение о безмолвии"
- "Послание"
- "Ответ утверждающим, что землетрясения бывают от подземных ветров"
- "Ответ на некоторые вопросы"
- "Ответ брату о священнике Илии"
- "Огласительное слово. Об оскудении добрых дел и о долготерпении Божием"
- "Обличение себе самому и исповедь"
- "Об утверждающих, что нет воскресения"
- "Об истинном отречении от мира, и о том, как душе обрести Бога, и для чего приходил Господь"
- "О том, что христиане не должны предаваться забавам"
- "О том, что не должно обольщаться эллинскими мнениями"
- "О том, что не должно дивиться временному и обольщаться приятностями жизни, и на псалом семьдесят второй"
- "О том, что не должно бояться укоризн за доброе дело"
- "О том, что монах не должен заботиться об одежде"
- "О том, что должно не смеяться и рассеиваться, но плакать и проливать о себе слезы"
- "О том, что должно избегать всяких вредных свиданий, и о воздержании"
- "О том, что братия должны жить между собою в единомыслии и любви"
- "О том, как приобретается человеком смиренномудрие. Сто глав"
- "О том, как монаху быть совершенным"
- "О тех, которые уловляют души в непотребство, утверждая, что ничего не значит дело сие"
- "О терпении, о кончине века и втором пришествии, о прилежном чтении божественных писаний и пользе безмолвия"
- "О терпении и сокрушении слово поучительное"
- "О терпении"
- "О суете настоящей жизни"
- "О страстях"
- "О смиренномудрии"
- "О сердечном сокрушении"
- "О свободе нашей и о том, что человек создан свободным"
- "О псалме"
- "О преспеянии в добродетели"
- "О правой жизни. Девяносто глав"
- "О посте"
- "О покаянии, о будущем суде, об удалении от обращения с женщинами и о роскошной жизни"
- "О покаянии и терпении"
- "О покаянии. Большое поучение"
- "О покаянии. Первое малое поучение"
- "О покаянии. Второе малое поучение"
- "О подвижнике Иулиане"
- "О памятовании смерти, о добродетели и о богатстве"
- "О необходимости бороться со врагом нашего спасения"
- "О рае"
- "О монахах"
- "О молитве. Первое поучение"
- "О молитве. Второе поучение"
- "О любви к бедным"
- "О любви"
- "О жене грешнице, помазавшей Господа миром"
- "О душевном страхе"
- "О духовном состоянии"
- "О добродетелях и страстях"
- "О добродетели. К младшему подвижнику. Четыре главы"
- "О добродетели. Десять глав"
- "О девстве"
- "О втором Господнем пришествии и о покаянии"
- "О вооружении монаху"
- "О воздержании, о том, что не должно соревновать грешникам, которые извиняются обстоятельствами времени, и о Ное"
- "О вере"
- "О брани с диаволом"
- "О блаженных обителях"
- "О блаженных местах"
- "О блаженствах и горе"
- "О Лоте и о приведении себя в безопасность"
- "Наставление монахам"
- "Наставление братиям"
- "На тех, которые ежедневно грешат и ежедневно каются"
- "На слова: "два будет на селе" (Мф.24:40)"
- "На слова: Вонми себе (Втор.4:9). Двенадцать глав"
- "Поучительные слова к египетским монахам"
- "Похвальное слово иже во святых отцу нашему Василию Великому"
- "Похвальное слово мученикам"
- "Похвальное слово святым четыредесяти мученикам"
- "Похвальное слово славным мученикам, во всем мире пострадавшим"
- "Поучение подвижникам"
- "Против исследователей естества Сына Божия"
- "Различные виды Божия промысла"
- "Седмь деланий у монаха"
- "Сказание о юродивой"
- "Слово душеполезное"
- "Слово на почивших о Христе"
- "Слово на святый пяток о кресте и о разбойнике"
- "Слово на честный и животворящий крест и на второе пришествие, а также о любви и милостыне"
- "Слово о Аврааме и Исааке"
- "Слово о внушениях ненавистника добру демона"
- "Слово о злоязычии и о страстях"
- "Слово о прекрасном Иосифе"
- "Слово о пророке Данииле и о трех святых отроках, в ответ утверждающему: "время лукаво, не могу спастись""
- "Слово о святом пророке Илие"
- "Слово о священстве"
- "Слово о страданиях Спасителя"
- "Слово о суде и об умилении"
- "Слово о том, как душа, когда искушает ее враг, должна со слезами молиться Богу"
- "Слово о том, что всегда должно иметь в мыслях день исшествия из сей жизни"
- "Слово подвижническое"
- "Слово подвижническое первое"
- "Слово увещательное"
- "Слово умилительное"
- "Слово умилительное первое"
- "Слово умилительное второе"
- "Слово первое. О скончавшихся отцах"
- "Слово второе. О скончавшихся отцах"
- "Советы подвижникам"
- "Толкование на книгу Второзаконие"
- "Толкование на книгу Исход"
- "Толкование на книгу Левит"
- "Толкование на книгу Числ"
- "Толкование на книгу пророчества Авдия"
- "Толкование на книгу пророчества Амоса"
- "Толкование на книгу пророчества Даниила"
- "Толкование на книгу пророчества Захарии"
- "Толкование на книгу пророчества Иезекииля"
- "Толкование на книгу пророчества Иоиля"
- "Толкование на книгу пророчества Малахии"
- "Толкование на книгу пророчества Михея"
- "Толкование на книгу пророчества Осии"
- "Толкование на первую книгу, то есть на книгу Бытия"
- "Толкование на послания божественного Павла. Первое послание к Фессалоникийцам"
- "Толкование на послания божественного Павла. Второе послание к Фессалоникийцам"
- "Толкование на послания божественного Павла. Первое послание к Тимофею"
- "Толкование на послания божественного Павла. Второе послание к Тимофею"
- "Толкование на послания божественного Павла. Послание к Галатам"
- "Толкование на послания божественного Павла. Послание к Евреям"
- "Толкование на послания божественного Павла. Послание к Ефесянам"
- "Толкование на послания божественного Павла. Послание к Колоссянам"
- "Толкование на послания божественного Павла. Послание к Титу"
- "Толкование на послания божественного Павла. Послание к Филиппийцам"
- "Толкование на послания божественного Павла. Первое послание к Коринфянам"
- "Толкование на послания божественного Павла. К Коринфянам второе послание"
- "Толкование на апокрифические послания коринфян к Апостолу Павлу и Апостола Павла к Коринфянам. К Коринфянам третье"
- "Толкование на послания божественного Павла. К Римлянам"
- "Надгробные песнопения"
- "О Церкви"
- "О Воскресении, смерти и сатане"
- "Слезные моления"
- "На слова: "Положи, Господи, хранение устом моим, и дверь ограждения о устнах моих""
- "На слова: "Сыне, моей премудрости внимай, к моим же словесем прилагай ухо твое""
- "На слова: "И се, вся сýетство и крушение духа""
- "Книга пророка Исаии"
- "На слова Исаии: Да возмется нечестивый, да не видит славы Господни"
- "Книга пророка Иеремии"
- "На слова Иеремии: "Горе нам, яко согрешихом""
- "На некоторые места "Плача Иеремии""
|