Ефрем Сирин. Слово о страданиях
Спасителя
Память: 28 января / 10 февраля
Преподобный Ефрем Сирин - подвижник и духовный писатель,
живший в IV веке. Написал много толковательных и
нравственных сочинений, покаянных и погребальных песнопений.
Преподобный Ефрем Сирин. Икона
***
Слово о страданиях Спасителя
Боюсь говорить и коснуться языком сего
страшного сказания о Спасителе, ибо действительно
страшно повествовать о сем. Господь наш предан сегодня в
руки грешников. Для чего же предается Он, Святый и
Безгрешный Владыка? Ибо, ни в чем не согрешив, предан
сегодня.
Приидите, и узнаем, за что предан
Христос Спаситель наш. За нас нечестивых предан Владыка.
Кто ж не подивится? Кто не прославит? Рабы согрешили, а
Владыка предан, чтобы собственною смертью освободить
согрешивших сынов. Сыны погибели и чада тьмы пришли во
мраке удержать Солнце, Которое в одно мгновение может
попалить всех. Владыка же, видя их дерзость и гневное
движение, с кротостью, добровольно предал Себя в руки
нечестивых. И беззаконные, связав Пречистого Владыку,
ругались над Ним, связавшим крепкого неразрешимыми узами
и разрешившим нас от уз греховных. Сплели венец из
терний своих, какие принес в плод иудейский виноградник.
Ругаясь над Ним, называли царем, плевали беззаконные в
лице Пречистому, от Чьего взора приходят в трепет все
небесные силы и чины ангельские. Вот снова сжимают у
меня сердце и печаль и слезы, когда представляю себе,
что Владыка терпит от рабов такие оскорбления и
укоризны, бичевание, заплевание и заушение. Приидите, и
познаете чрезмерность щедрот, терпение и милосердие
сладчайшего Владыки. Был у Него благопотребный раб в раю
сладости, и он, согрешив предан истязателям. Но Благий,
видя, что немощен он духом, умилосердился к рабу,
сжалился над ним и Себя Самого отдал на бичевание за
него. Желал бы я умолкнуть по чрезмерному смущению ума и
опять убоялся, чтобы молчанием своим не уничтожить
Спасителеву благодать. Впрочем, со страхом говорю вам;
ибо трепещут кости мои, когда представляю себе, что
общий всех Создатель, Сам Господь наш, предстоит сегодня
пред Каиафой, как осужденный, и один из слуг дает ему
заушение. Трепещет сердце мое, когда помышляю о всем
этом. - Раб сидит, а Владыка предстоит; исполненный
беззаконий произносит суд на Безгрешного. Содрогнулись
небеса, в ужас пришли основания мира, в изумлении все
ангелы и архангелы, Гавриил и Михаил закрыли лица свои
крылами; херувимы скрылись за колесами престола,
серафимы ударились крылами друг с другом в этот час,
когда слуга дал заушение Владыке. И как основания земли
выдержали и колебание, и трепет в этот час, когда
поруган был Владыка? Представляю себе это, и трепещу, и
снова прихожу в сокрушение, взирая на долготерпение
благого Владыки. Ибо вот содрогаются внутренности мои,
когда говорю, что Создатель, по милости сотворивший
человека из персти, заушен перстию.
Придем в страх, братия, и не просто
будем выслушивать все то, что Спаситель претерпел за
нас. Скажи, жалкий слуга, за что заушил ты Владыку?
Всякий раб, когда освобождают его от рабства, для
приобретения временной свободы принимает заушение; но
ты, жалкий, сам неправедно заушил Освободителя всех! Что
же ожидал ты получить от Каиафы в награду за сие
заушение? Или не слыхал, не узнал ни от кого, что Иисус
- Небесный Владыка? Заушение дал ты Владыке всех и
соделался на веки веков рабом рабов, предметом укоризны
и омерзения, навсегда осужден мучиться в огне
неугасимом. Великое чудо, братия, видеть кротость Христа
Царя! Заушенный рабом мудро ответствовал Он с кротостью
и всяким благочестием. Раб негодует, Владыка терпит; раб
гневается, Владыка исполнен благости. Кто в час гнева
сдержит в себе раздражение и смятение? Но Господь наш
совершил все это Своею благостью. Кто же в состоянии
будет изобразить долготерпение Твое, Владыка!
Приидите, о вожделенные, возлюбленные
Христом, приобретшие сокрушение и любовь Спасителеву,
приидите узнать, что совершилось сегодня в Сионе, граде
Давидовом, что сделало сегодня возлюбленное и избранное
семя Авраамово - Пречистого Владыку предало оно смерти в
день сей. Христос Спаситель наш руками беззаконных
неправедно распят на древе крестном. Приидем все и с
воздыханиями будем обливать тело свое слезами; потому
что Господь наш, Царь славы, предан смерти за нас
нечестивых. Если кто внезапно слышит о смерти
возлюбленного сродника, или также внезапно видит пред
очами возлюбленного своего лежащего мертвым, -
изменяется в лице и омрачается светлость взора его. Так
и ясное солнце, с небесной высоты увидев поругание
Владыки на древе крестном, изменилось в лице, удержало
лучи своей светлости, не потерпело взирать на поругание
Владыки, облеклось печалью и тьмою. Также и Дух Святый,
сущий во Отце, узрев Возлюбленного Сына на древе
крестном, сверху до низу раздрав завесу - это украшение
храма, немедленно удалился в виде голубя. Все твари были
в страхе и трепете, когда страдал Спаситель, Небесный
Царь. А мы грешные, за которых и предан Единый
Бессмертный, все еще остаемся небрежными. Смеемся
ежедневно, слыша о страданиях и поругании Спасителя.
Роскошествуем каждый день, прилагая все свое попечение
об украшении одежд. Солнце на небе, по причине
Владычнего поругания, во тьму преложило светлость свою,
чтобы и мы, видя это, сделались подражателями. За тебя
поруган Владыка на кресте, а ты, жалкий, украшаешь
непрестанно наряд одежд своих. И не трепещет сердце
твое, не ужасается мысль твоя, слыша это. За тебя
нечестивого Единый Безгрешный предан смерти, поруганиям,
поношению, а ты рассеянно выслушиваешь все это.
И всему словесному стаду надлежит
взирать непрестанно на своего Пастыря и всегда любить и
чтить Его; потому что за стадо Свое пострадал Он
Бесстрастный и Пречистый; и не одеждами должно
величаться тленными, а также не роскошною жизнью, не
мирскими яствами, но подвигами и всякою честностью
угождать Творцу. Не будем подражателями иудеев: это
народ жестокий и непокорный, всегда отвергавший Божии
дары и благодеяния. Всевышний Бог, ради Авраама и Завета
Своего с ним, с самого начала терпел злонравие народа
сего; дал им в пишу манну с неба, а они недостойные
вожделевали зловонных снедей - чесноку. Также дал им
воду из камня в пустыни; а они за сие, распяв на кресте,
дали Ему оцет. Приложим старание, братие, чтобы не
оказаться нам сообщниками иудеев, распявших Владыку,
Создателя своего; приидем в страх, имея всегда пред
глазами страдания Спасителевы; будем всегда размышлять о
страданиях Его. Ибо за нас пострадал бесстрастный
Владыка, за нас распят Единый Безгрешный. Чем воздадим
мы за сие, братия? Будем же внимательными к себе самим и
не станем уничижать страданий Его. Приидите все чада
Церкви, купленные честною и святою кровью пречистого
Владыки. Приидите, - будем размышлять о страданиях со
слезами и воздыханиями, страхом преисполняясь мысленно,
с трепетом приступая к размышлению, говоря самим себе:
"За нас нечестивых предан смерти Христос Спаситель наш".
Вникни, брат, что значит слышимое тобою.
Безгрешный Бог, Сын Всевышнего, предан за тебя. Отверзи
сердце свое, изучи в точности Его страдания и скажи в
себе: "Безгрешный Бог сегодня предан, сегодня осмеян;
сегодня поруган; сегодня заушен; сегодня терпел
бичевание; сегодня носил терновый венец; сегодня распят
Небесный Агнец. Да содрогнется сердце твое, да ужаснется
душа твоя. Каждый день проливай слезы при сем
размышлении о Владычних страданиях. Услаждаются слезы
сии, просвещается душа, непрестанно размышляющая о
страданиях Христовых". - Так всегда размышляя, плачь
ежедневно и благодари Господа за страдания, которые
претерпел за тебя, чтобы в день пришествия Его слезы
твои обратились тебе в похвалу и прославление пред
судилищем. Злопостражди и ты, размышляя о страданиях
благого Владыки. Претерпи искушения от души. Блажен
человек, который пред очами имеет Небесного Владыку и
Его страдания, который распял себя самого для всех
страстей и для всего земного и стал подражателем
собственного своего Владыки. Вот благоразумие, вот
расположение боголюбивых рабов, если всегда бывают они
подражателями Владыке в добрых делах. Видишь, человек,
Пречистого Владыку, висящего на кресте, и осмеливаешься,
бесстыдный, в наслаждении и смехе проводить все время,
какое живешь ты на земле! Или не знаешь, жалкий, что
распятый Господь потребует ответа за все сии небрежения
твои, о которых ты, слыша, нерадишь, и роскошествуя
смеешься, и проводишь время в различных забавах? Приидет
страшный оный день, когда не престанешь плакать и
взывать в огне от претерпеваемых мучений, и никто не
даст тебе ответа, никто не сжалится над твоею душою.
Покланяюсь Тебе, Владыка, благословляю
Тебя, Благий, умоляю Тебя, Святый, припадаю к Тебе,
Человеколюбец, и прославляю Тебя, Христе; потому что Ты,
Единородный, Владыка всяческих, Единый Безгрешный, за
меня недостойного грешника, предан смерти и смерти
крестной, чтобы освободить душу грешника от греховных
уз. И чем воздам Тебе за сие, Владыка? Слава Тебе,
Человеколюбец! Слава Тебе, милосердый! Слава Тебе,
долготерпеливый! Слава Тебе, прощающий все грехопадения!
Слава Тебе, снисшедший спасти души наши! Слава Тебе,
воплотившийся во чреве Девы! Слава Тебе, понесший узы!
Слава Тебе, приявший бичевания! Слава Тебе, преданный
посмеянию! Слава Тебе, распятый! Слава Тебе,
погребенный! Слава Тебе, воскресший! Слава Тебе,
проповеданный! Слава Тебе, в Которого мы уверовали!
Слава Тебе, вознесшийся на небо! Слава Тебе, возседший с
великою славою одесную Отца, и паки грядущий со славою
Отца и со святыми ангелами судить всякую душу,
уничижавшую святые страдания Твои! В оный трепетный и
страшный час, когда подвигнутся небесные Силы, когда
пред славою Твоею со страхом и трепетом приидут вместе
ангелы, архангелы, херувимы и серафимы, когда еще
потрясутся основания земли, и ужаснется всякое дыхание
от несравнимо великой славы Твоей, - в оный час да
покроет меня рука Твоя под крылами Своими, и да
избавится душа моя от страшного огня и скрежета зубов, и
тьмы кромешной, и вечного плача, чтобы и я,
благословляя, мог сказать: Слава Восхотевшему спасти
грешника по великим щедротам Своего благоутробия!
Ефрем Сирин, преподобный
Цитировано по:
Святой Ефрем Сирин. Творения. Т.3.
Репринтное издание. - М.:
Издательский отдел Московского
Патриархата, 1994, - С. 218-223. //
Творения иже во святых Отца нашего
Ефрема Сирина. Писания духовно-нравственные. - Сергиев
Посад. Типография Св.-Тр. Сергиевой Лавры, 1907
Святоотеческое наследие
***
Молитва преподобному Ефрему Сирину:
- Молитва
преподобному Ефрему Сирину. Подвижник и
духовный писатель, живший в IV веке. С юных лет оставил
мир и удалился к отшельникам, после того, как попал
в тюрьму по ложному обвинению. После еще раз
подвергся клевете, но Богом был оправдан пред
людьми. Боролся против ариан, написал много
толковательных и нравственных сочинений, покаянных и
погребальных песнопений. Заступник невинно
оклеветанных и притесненных, покровитель иночества,
податель смирения и целомудрия
Акафист преподобному Ефрему Сирину:
- Акафист преподобному Ефрему Сирину
Труды преподобного Ефрема Сирина:
- На лукавых жен
- К нерадивой душе
- Вопросы и ответы
- О восьми помыслах
- Великопостная покаянная молитва
- "На слова, сказанные Господом: в мире сем скорбни будете (Ин.16:33), и о том, что человеку должно быть совершенным"
- "На пришествие Господне"
- "К монаху Иоанну"
- "Жизнь блаженного Аврамия и племянницы его Марии"
- "В подражание притчам"
- "В низложение гордыни"
- "В исправление тех, которые предаются страстям и домогаются почестей"
- "Блаженства. 55 глав"
- "Блаженства. 20 глав"
- "Похвальное слово Петру, Павлу, Андрею, Фоме, Луке и Иоанну, и на чтение из Евангелия от Иоанна"
- "Поучение падшему брату. О воздержании от плотских пожеланий, о борении и великой осмотрительности"
- "Поучение о том, что не должно соблазнять ближнего, и о правой жизни"
- "Поучение о безмолвии"
- "Послание"
- "Ответ утверждающим, что землетрясения бывают от подземных ветров"
- "Ответ на некоторые вопросы"
- "Ответ брату о священнике Илии"
- "Огласительное слово. Об оскудении добрых дел и о долготерпении Божием"
- "Обличение себе самому и исповедь"
- "Об утверждающих, что нет воскресения"
- "Об истинном отречении от мира, и о том, как душе обрести Бога, и для чего приходил Господь"
- "О том, что христиане не должны предаваться забавам"
- "О том, что не должно обольщаться эллинскими мнениями"
- "О том, что не должно дивиться временному и обольщаться приятностями жизни, и на псалом семьдесят второй"
- "О том, что не должно бояться укоризн за доброе дело"
- "О том, что монах не должен заботиться об одежде"
- "О том, что должно не смеяться и рассеиваться, но плакать и проливать о себе слезы"
- "О том, что должно избегать всяких вредных свиданий, и о воздержании"
- "О том, что братия должны жить между собою в единомыслии и любви"
- "О том, как приобретается человеком смиренномудрие. Сто глав"
- "О том, как монаху быть совершенным"
- "О тех, которые уловляют души в непотребство, утверждая, что ничего не значит дело сие"
- "О терпении, о кончине века и втором пришествии, о прилежном чтении божественных писаний и пользе безмолвия"
- "О терпении и сокрушении слово поучительное"
- "О терпении"
- "О суете настоящей жизни"
- "О страстях"
- "О смиренномудрии"
- "О сердечном сокрушении"
- "О свободе нашей и о том, что человек создан свободным"
- "О псалме"
- "О преспеянии в добродетели"
- "О правой жизни. Девяносто глав"
- "О посте"
- "О покаянии, о будущем суде, об удалении от обращения с женщинами и о роскошной жизни"
- "О покаянии и терпении"
- "О покаянии. Большое поучение"
- "О покаянии. Первое малое поучение"
- "О покаянии. Второе малое поучение"
- "О подвижнике Иулиане"
- "О памятовании смерти, о добродетели и о богатстве"
- "О необходимости бороться со врагом нашего спасения"
- "О рае"
- "О монахах"
- "О молитве. Первое поучение"
- "О молитве. Второе поучение"
- "О любви к бедным"
- "О любви"
- "О жене грешнице, помазавшей Господа миром"
- "О душевном страхе"
- "О духовном состоянии"
- "О добродетелях и страстях"
- "О добродетели. К младшему подвижнику. Четыре главы"
- "О добродетели. Десять глав"
- "О девстве"
- "О втором Господнем пришествии и о покаянии"
- "О вооружении монаху"
- "О воздержании, о том, что не должно соревновать грешникам, которые извиняются обстоятельствами времени, и о Ное"
- "О вере"
- "О брани с диаволом"
- "О блаженных обителях"
- "О блаженных местах"
- "О блаженствах и горе"
- "О Лоте и о приведении себя в безопасность"
- "Наставление монахам"
- "Наставление братиям"
- "На тех, которые ежедневно грешат и ежедневно каются"
- "На слова: "два будет на селе" (Мф.24:40)"
- "На слова: Вонми себе (Втор.4:9). Двенадцать глав"
- "Поучительные слова к египетским монахам"
- "Похвальное слово иже во святых отцу нашему Василию Великому"
- "Похвальное слово мученикам"
- "Похвальное слово святым четыредесяти мученикам"
- "Похвальное слово славным мученикам, во всем мире пострадавшим"
- "Поучение подвижникам"
- "Против исследователей естества Сына Божия"
- "Различные виды Божия промысла"
- "Седмь деланий у монаха"
- "Сказание о юродивой"
- "Слово душеполезное"
- "Слово на почивших о Христе"
- "Слово на святый пяток о кресте и о разбойнике"
- "Слово на честный и животворящий крест и на второе пришествие, а также о любви и милостыне"
- "Слово о Аврааме и Исааке"
- "Слово о внушениях ненавистника добру демона"
- "Слово о злоязычии и о страстях"
- "Слово о прекрасном Иосифе"
- "Слово о пророке Данииле и о трех святых отроках, в ответ утверждающему: "время лукаво, не могу спастись""
- "Слово о святом пророке Илие"
- "Слово о священстве"
- "Слово о страданиях Спасителя"
- "Слово о суде и об умилении"
- "Слово о том, как душа, когда искушает ее враг, должна со слезами молиться Богу"
- "Слово о том, что всегда должно иметь в мыслях день исшествия из сей жизни"
- "Слово подвижническое"
- "Слово подвижническое первое"
- "Слово увещательное"
- "Слово умилительное"
- "Слово умилительное первое"
- "Слово умилительное второе"
- "Слово первое. О скончавшихся отцах"
- "Слово второе. О скончавшихся отцах"
- "Советы подвижникам"
- "Толкование на книгу Второзаконие"
- "Толкование на книгу Исход"
- "Толкование на книгу Левит"
- "Толкование на книгу Числ"
- "Толкование на книгу пророчества Авдия"
- "Толкование на книгу пророчества Амоса"
- "Толкование на книгу пророчества Даниила"
- "Толкование на книгу пророчества Захарии"
- "Толкование на книгу пророчества Иезекииля"
- "Толкование на книгу пророчества Иоиля"
- "Толкование на книгу пророчества Малахии"
- "Толкование на книгу пророчества Михея"
- "Толкование на книгу пророчества Осии"
- "Толкование на первую книгу, то есть на книгу Бытия"
- "Толкование на послания божественного Павла. Первое послание к Фессалоникийцам"
- "Толкование на послания божественного Павла. Второе послание к Фессалоникийцам"
- "Толкование на послания божественного Павла. Первое послание к Тимофею"
- "Толкование на послания божественного Павла. Второе послание к Тимофею"
- "Толкование на послания божественного Павла. Послание к Галатам"
- "Толкование на послания божественного Павла. Послание к Евреям"
- "Толкование на послания божественного Павла. Послание к Ефесянам"
- "Толкование на послания божественного Павла. Послание к Колоссянам"
- "Толкование на послания божественного Павла. Послание к Титу"
- "Толкование на послания божественного Павла. Послание к Филиппийцам"
- "Толкование на послания божественного Павла. Первое послание к Коринфянам"
- "Толкование на послания божественного Павла. К Коринфянам второе послание"
- "Толкование на апокрифические послания коринфян к Апостолу Павлу и Апостола Павла к Коринфянам. К Коринфянам третье"
- "Толкование на послания божественного Павла. К Римлянам"
- "Надгробные песнопения"
- "О Церкви"
- "О Воскресении, смерти и сатане"
- "Слезные моления"
- "На слова: "Положи, Господи, хранение устом моим, и дверь ограждения о устнах моих""
- "На слова: "Сыне, моей премудрости внимай, к моим же словесем прилагай ухо твое""
- "На слова: "И се, вся сýетство и крушение духа""
- "Книга пророка Исаии"
- "На слова Исаии: Да возмется нечестивый, да не видит славы Господни"
- "Книга пророка Иеремии"
- "На слова Иеремии: "Горе нам, яко согрешихом""
- "На некоторые места "Плача Иеремии""
|