Ефрем Сирин. Толкование на книгу
пророчества Иоиля
Память: 28 января / 10 февраля
Преподобный Ефрем Сирин - подвижник и
духовный писатель, живший в IV веке. Написал много
толковательных и нравственных сочинений, покаянных и
погребальных песнопений.
Преподобный Ефрем Сирин. Икона
***
Толкование на книгу пророчества Иоиля
Иоиль происходил от колена Рувимова; и
умер и погребен он в земле Рувимовой. Имя Иоиль
толкуется: крепость Господня.
Глава 1
(1) Слово Господне, еже бысть ко Иоилю,
сыну Вафуилеву. Иоиль пророчествует об Ассириянах и
Вавилонянах во время четырех царей их, которых
представляет под образом четырех казней египетских. Одно
зло служит образом другого подобного ему зла. На Египет
насылаемы были саранча и другие язвы; а здесь один за
другим следовали цари.
(4) Останок гусениц поядоша прузи
крылатые, налетевшие на синагогу израильскую; ибо в
землю израильскую вторгались разные войска из Ассирии и
из Вавилона, под предводительством четырех вождей.
Первый вторгся Феглаффелассар, это - гусеницы; второй -
Салманассар, это - прузи крылатые; третий - Сеннахирим,
это - мшицы; четвертый - Навуходоносор, это - сиплеве.
Посему, смысл пророчества таков: останок гусниц, то есть
оставленное Феглаффелассаром, поядоша прузи, то есть
Салманассар; останок пругов поядоша мшицы, то есть
Сеннахирим, и останок мшиц поядоша сиплеве, то есть
Навуходоносор.
(6) Язык взыде на землю Мою; это -
Сеннахиримово войско; оно напало на самые укрепленные
города Иудеи, овладело ими и всю страну обратило в
пустыню.
(5) Утрезвитеся пиянии, и плачитеся:
рыдайте вси пиющии вино. Таинственный смысл слов сих
тот, что у людей грешных отъемлется божественная
радость, представленная здесь под образом вина.
(8) Восплачися, как невеста,
препоясанная во вретище по мужи своем девственнем.
Бывает иногда, что, при вступлении в брачный чертог
новобрачной, жених поражается болезнью, страдает день
или два, и умирает, не познав ее.
(10) Изсше вино, погибли маслины. (11)
Посрамишася земледелатели, возрыдали виноградари. Много
трудились над возделыванием нивы сердец человеческих
духовные земледелатели: но сие не принесло плода.
(12) Древа изсхоша, потому что не
приняты наставления учителей, и не послужили в пользу
слушающим.
(11) Посрамишася земледелатели, и нет
Пророка. Земледелателями, виноградарями и другими
именами называет Пророк язычников, Иудеев, и другие
народы, которые не приняли Христова благовествования,
исполняющего жизни, радости и благой надежды, по своей
же лукавой воле пошли во тьму кромешнюю к червю
неумирающему, к плачу и скрежету зубов. И плодоносным
древом Пророк именует древо жизни, - святой крест,
принесший роду человеческому плод нетления.
(7) Положи виноград Мой в погубление, и
смоквы Моя в сломление. Виноград есть образ синагоги, а
смоквы - тайна всего человечества.
(17) Голодными стоят юницы у яслей
своих, погибоша житницы, раскопашася точила; потому что,
при наступлении голода, прекратились десятины и
жертвоприношения.
(13) Отъяся от дому Господня семидал и
возлияние. Словами: отъяся семидал, Пророк означает, что
утратилась чистота нравов; а словами: отъяся возлияние,
дает знать, что иссякли слезы душевного сокрушения по
недостатку духовного разумения.
(18) Паствы овчия погибоша, восплакашася
стада волов, стада овец погибли, яко не бе пажити им.
Стонет скот, и плачут стада волов, потому что старое
сено истощилось, и нет новой травы. Сие-то было, как с
Иудеями в конце царствования царя Седекии (ибо в сие
время Вавилоняне осадили Иерусалим, опустошили все
окрестности), - так и с обоими царствами израильскими во
дни Езекии, когда Ассирияне угнетали и разоряли то и
другое царство во время царей своих Салманассара и
Сеннахирима. Первый из них ниспроверг престол
самарийский, а второй много бедствий причинил Иудее. В
таинственном же смысле воздыхание волов означает
воздыхание твари, которая стенает и ждет откровения
сынов Божиих; ибо божественный Павел говорит, что тварь
повинуся суете неволею (Рим.8:20). А что Пророк говорит
о жестоком голоде, от которого рыдали земледелатели и
виноградари и погибал скот, тем изображается еще более
жестокий глад, пред пришествием Господа нашего мучивший
все человечество по скудости небесного хлеба, и наконец
утоленный и прекращенный евангельскою проповедью.
Глава 2
(1) Вострубите трубою в Сионе,
призывайте к покаянию народ грешный.
(3) Якоже рай сладости, земля пред лицем
его, то есть Едему уподоблялась земля Иудина до
нашествия царя ассирийского. А созади его поле пагубы, и
не будет спасающагося от руки его. Сие сходно с тем, что
сам о себе говорил царь ассирийский; еда избавиша бози
язычестии, кийждо страну свою от руки моея
(Ис.36:18.20)?
(6) От лица его сокрушатся людие, то
есть Египтяне, Ефиопляне и соседние с ними народы.
Всякое лице чернеет, аки опаление горнца. Народ
иудейский и народы языческие, убоявшись Ассириян,
почернеют, как опаленный горшок. Сим означается великий
страх, и сие самое уподобление употребляют Пророки Исаия
и Наум (Наум.2:10).
(7) Не совратят путей своих, как
боязливые. Пророк показывает силу и дерзость Ассириян;
потому что боязливым свойственно приходить в страх и
уклоняться с предпринятого пути.
И оконцами внидут, якоже татие. Пророк
говорит сие или о замыслах врагов, не приведенных еще в
исполнение, или о том, что действительно поступали они
так, когда овладевали укрепленными городами, в которые
не было открытого доступа.
(10) Солнце и луна померкнут, и звезды
угасят свет свой, то есть будут пленены и преселены и
языческие народы и народ иудейский, цари и князья их,
представленные под образом солнца, луны и звезд.
(11) Господь даст глас Свой пред лицем
силы Своея. Господь, чрез Пророков Своих, будет
предвозвещать казни сии еще прежде, нежели они
постигнут, чтобы люди покаялись, и казнь не постигла их.
Яко мног есть зело полк его; потому что действительно
крепок был полк ассирийский, уготованный Богом, чтобы
наказать упорство народа Его.
(13) И расторгните сердца ваша, а не
ризы ваша. Если Езекия, Исаия, Елиаким и прочие
священники облеклись во вретище; то, вероятно, также
облечены были во вретище многие из князей и многие из
народа.
(14) Кто весть, оставит ли за собою
благословение, то есть остатки от трапезы для утоления
голода?
(16) Соберите старейшины, и ссущия
сосцы, чтобы всем, от младенцев до старцев, даже скотам,
быть в сетовании и посте, по примеру Ниневитян.
(17) Между степенми жертвенника
восплачутся жрецы. Причину сего Пророк показал выше,
сказав: отъяся семидал и возлияние (1:13). Не даждь
достояния Твоего на укоризну народов языческих. С такою
укоризною говорил Рапсак: кто Господь, яко избавит
Иерусалима от руки моея (Ис.36:20)?
(18) И возревнова Господь о земли Своей,
попираемой необрезанными. И пощаде люди Своя, - пощадил
и отведенных в плен, и заключенных в Иерусалиме.
(19) Се Аз вам послю пшеницу для
пропитания. Утешает их тем, что даст плодоносие пшенице,
которая, в продолжение двух лет, будет произрастать сама
собою, из зерен, оставшихся после жатвы в земле, бывшей
проклятою, когда они грешили.
(20) И сущаго от севера отжену от вас,
то есть царя ассирийского. И взыдет гнилость его, взыдет
смрад его, - смрад от истребленного Ангелом войска, и
смрад от трупа самого царя, убитого вскоре потом. Яко
возвеличи дела своя, сотворил брань против силы Святого,
обитающего во Иерусалиме. Ангел Господень придет и
истребит полчища его; и распространится зловоние от
трупов столько многочисленных, что не в состоянии будут
ни люди предать их погребению, ни звери растерзать.
(24) И наполнятся гумна пшеницы.
Благословение снизойдет на гумна, которые были прокляты.
И преизлиются точила вином и елеем. Так, изобилие
пшеницы, вина и елея Бог обещает даровать Иудеям, после
того, как умилостивится над ними, и истребит нападавших
на них Ассириян. Таинственно же исполнено сие Христом,
Который искупленному Им народу, то есть Церкви Своей,
даровал таинственные пшеницу, вино и елей. Пшеница сия
есть таинство святого тела Его; вино - очищающая кровь
Его; елей - благоухающее миро, которым крещенные
запечатлеваются и облекаются во всеоружие Святого Духа.
(28) Излию от Духа Моего на всяку плоть,
то есть на дом царя Езекии, чтобы наперед узнали они о
будущем избавлении Сеннахирима. Таинственно же
предрекается избавление от рабства сатане, совершенное
Господом нашим, чрез Духа Святого, обильно излиянного на
рабов и на рабынь.
(30) И дам чудеса, на небеси и на земли,
кровь и огнь, и курение дыма, (31) солнце обратится во
тму, и луна в кровь, прежде неже приити дню Господню.
Сие будет при Езекии, и повторится во дни Седекии, и во
дни Гога; совершенно же исполнится при скончании времен
в первое и в последнее пришествие Господа нашего.
(32) Ибо во Иерусалиме будет спасение; в
нашествие Гога так же, как было в нашествие царя
ассирийского Сеннахирима.
Глава 3
(2) Соберу вся языки, то есть полчища
Гоговы, и сведу я на юдоль Иосафатову, которая
толкуется: Господь суда.
(3) Даша отрочища блудницам, и
отроковицы продаяху на вине, и пияху. Так у них как бы
ни во что почитались души сынов человеческих.
(4) И что вы Мне, Тире и Сидоне, и вся
Галилея иноплеменников? Не так поступали с вами сыны
Израилевы, а вы без милосердия гоните народ Мой -
Израильтян от пределов их, (6) продаете их сыном
еллинским? Сие было во дни Зоровавеля и в последующие за
тем годы; потому что в сие время народ иудейский много
был тесним народами языческими. Сынами же еллинскими
называет Пророк жителей соседних торговых островов,
которые по торговле приходили в города филистимские.
(7) Се Аз возставлю я от места, в неже
продасте я тамо. Поелику все сие пророчество относится и
ко второму пришествию Господа нашего: то в сие же время
исполнится и сказанное Пророком о пробуждении спящих.
Сие пробуждение есть воскрешение живота, обетованное
праведникам, и воскрешение суда, определенное нечестивым
(Ин.5:29).
(9) Проповедите сия во языцех, освятите
рать. Возвестите сие вы, народы языческие, союзникам
своим, чтобы выходили они на замышляемую вами брань с
народом Моим.
(11) Да совокупятся и входят к вам вси
языцы окрест, да приближатся; там Господь сокрушит
крепость вашу. Пророк вызывает на брань вождей и
исполинов из дома Гогова, и произносит на них
определение суда, что там Господь в конец сокрушит
крепость их.
(13) Испустите серпы, яко предстоит
объимание винограда. Ибо это могущество народов для вас
то же, что радостное объимание винограда. Внидите,
топчите, яко исполнь точило, изливаются подточилия;
потому что вы будете попирать врагов своих и расхищать
богатство их.
(14) Гласи прогласишася на поли
судебнем. Данное им время долготерпения исполнилось, и
там определено им пасть.
(15) Солнце и луна померкнут, и звезды
скрыют свет свой, то есть ум и сердце помрачатся и
пребудут во тьме в день откровения Господня. И звезды
скрыют свет свой; то есть светлость помыслов, подобно
блистающей звезде, озаряющая путь к небесному, утратится
и померкнет с наступлением глубокой ночи, в какую
погрузит себя ум.
(16) Господь же от Сиона даст глас на
Ассириян. И потрясется небо и земля, восстав на них.
Господь же пощадит люди Своя, и рассеет врагов их.
(17) И будет Иерусалим свят, и
иноплеменницы не пройдут сквозе его. Языческие народы не
придут на брань с ним.
(18) В той день искаплют горы сладость,
вожделенное освобождение и изобилие. В собственном же и
подлинном смысле Пророк горами, каплющими сладость,
называет Апостолов, а сладостью - учение божественное;
холмами же, источающими млеко, именует Пророков,
излагающих чистоту таин, и также новых народных
правителей, столько же кротких, как Моисей и Самуил; и
еще священство, очищающее весь народ своими кроплениями.
Виноградная лоза и смоковница дадут сладость свою; то
есть Апостолами истоптаны будут божественные грозды, и
Пророками открыт будет вкус таинственного. Источницы
иудины источат воды. Пророк церковных учителей называет
источниками, потому что из уст их непрестанно льется
духовное учение. И источник от дому Господня изыдет, и
напоит водотечь Ситтим. Как водотечь Ситтим была ниже
источника, ее наполнявшего: так люди для закона Божия
соделаются чистым и низменным полем, и примут в себя
воды, текущие из дома Господня, то есть закон Божий,
который изыдет оттуда, как написано: от Сиона изыдет
закон (Мих.4:2). Еще источник, исходящий от дома Божия,
изображает собою святое крещение, называемое источником
жизни, омывающим грехи сынов святой Церкви.
(19) Египет в запустение будет, за то
запустение, до которого доведены были вы. В таинственном
же смысле Пророк разумеет гонителей святого народа, и
говорит, что крепость их сокрушится и сокровища их
рассыплются. И Идумея в ненаселенную пустыню; она не
будет обитаема ни людьми, ни зверями; потому что Идумеи
говорили: истощайте, истощайте до оснований его, то есть
Иерусалим (Пс.136:7).
(20) Иудея же во веки населится; потому
что оставалась ненаселенною семьдесят лет.
(21) И взыщу крови их от тех, которые
пролили ее и радовались сему кровопролитию. И Господь
вселится в Сионе, возвратится, и вселится в Своей
скинии. Сие-то и Моисей предсказал в песни своей.
Ефрем Сирин, преподобный
Цитировано по:
Святой Ефрем Сирин. Творения. Т.6.
Репринтное издание. - М.:
Издательство "Отчий дом", 1995, -
С.112-120. // Творения иже
во святых Отца нашего Ефрема Сирина.
Писания духовно-
нравственные. - Сергиев Посад.
Типография
Св.-Тр. Сергиевой Лавры, 1901
Святоотеческое наследие
***
Молитва преподобному Ефрему Сирину:
- Молитва
преподобному Ефрему Сирину. Подвижник и
духовный писатель, живший в IV веке. С юных лет оставил
мир и удалился к отшельникам, после того, как попал
в тюрьму по ложному обвинению. После еще раз
подвергся клевете, но Богом был оправдан пред
людьми. Боролся против ариан, написал много
толковательных и нравственных сочинений, покаянных и
погребальных песнопений. Заступник невинно
оклеветанных и притесненных, покровитель иночества,
податель смирения и целомудрия
Акафист преподобному Ефрему Сирину:
- Акафист преподобному Ефрему Сирину
Труды преподобного Ефрема Сирина:
- На лукавых жен
- К нерадивой душе
- Вопросы и ответы
- О восьми помыслах
- Великопостная покаянная молитва
- "На слова, сказанные Господом: в мире сем скорбни будете (Ин.16:33), и о том, что человеку должно быть совершенным"
- "На пришествие Господне"
- "К монаху Иоанну"
- "Жизнь блаженного Аврамия и племянницы его Марии"
- "В подражание притчам"
- "В низложение гордыни"
- "В исправление тех, которые предаются страстям и домогаются почестей"
- "Блаженства. 55 глав"
- "Блаженства. 20 глав"
- "Похвальное слово Петру, Павлу, Андрею, Фоме, Луке и Иоанну, и на чтение из Евангелия от Иоанна"
- "Поучение падшему брату. О воздержании от плотских пожеланий, о борении и великой осмотрительности"
- "Поучение о том, что не должно соблазнять ближнего, и о правой жизни"
- "Поучение о безмолвии"
- "Послание"
- "Ответ утверждающим, что землетрясения бывают от подземных ветров"
- "Ответ на некоторые вопросы"
- "Ответ брату о священнике Илии"
- "Огласительное слово. Об оскудении добрых дел и о долготерпении Божием"
- "Обличение себе самому и исповедь"
- "Об утверждающих, что нет воскресения"
- "Об истинном отречении от мира, и о том, как душе обрести Бога, и для чего приходил Господь"
- "О том, что христиане не должны предаваться забавам"
- "О том, что не должно обольщаться эллинскими мнениями"
- "О том, что не должно дивиться временному и обольщаться приятностями жизни, и на псалом семьдесят второй"
- "О том, что не должно бояться укоризн за доброе дело"
- "О том, что монах не должен заботиться об одежде"
- "О том, что должно не смеяться и рассеиваться, но плакать и проливать о себе слезы"
- "О том, что должно избегать всяких вредных свиданий, и о воздержании"
- "О том, что братия должны жить между собою в единомыслии и любви"
- "О том, как приобретается человеком смиренномудрие. Сто глав"
- "О том, как монаху быть совершенным"
- "О тех, которые уловляют души в непотребство, утверждая, что ничего не значит дело сие"
- "О терпении, о кончине века и втором пришествии, о прилежном чтении божественных писаний и пользе безмолвия"
- "О терпении и сокрушении слово поучительное"
- "О терпении"
- "О суете настоящей жизни"
- "О страстях"
- "О смиренномудрии"
- "О сердечном сокрушении"
- "О свободе нашей и о том, что человек создан свободным"
- "О псалме"
- "О преспеянии в добродетели"
- "О правой жизни. Девяносто глав"
- "О посте"
- "О покаянии, о будущем суде, об удалении от обращения с женщинами и о роскошной жизни"
- "О покаянии и терпении"
- "О покаянии. Большое поучение"
- "О покаянии. Первое малое поучение"
- "О покаянии. Второе малое поучение"
- "О подвижнике Иулиане"
- "О памятовании смерти, о добродетели и о богатстве"
- "О необходимости бороться со врагом нашего спасения"
- "О рае"
- "О монахах"
- "О молитве. Первое поучение"
- "О молитве. Второе поучение"
- "О любви к бедным"
- "О любви"
- "О жене грешнице, помазавшей Господа миром"
- "О душевном страхе"
- "О духовном состоянии"
- "О добродетелях и страстях"
- "О добродетели. К младшему подвижнику. Четыре главы"
- "О добродетели. Десять глав"
- "О девстве"
- "О втором Господнем пришествии и о покаянии"
- "О вооружении монаху"
- "О воздержании, о том, что не должно соревновать грешникам, которые извиняются обстоятельствами времени, и о Ное"
- "О вере"
- "О брани с диаволом"
- "О блаженных обителях"
- "О блаженных местах"
- "О блаженствах и горе"
- "О Лоте и о приведении себя в безопасность"
- "Наставление монахам"
- "Наставление братиям"
- "На тех, которые ежедневно грешат и ежедневно каются"
- "На слова: "два будет на селе" (Мф.24:40)"
- "На слова: Вонми себе (Втор.4:9). Двенадцать глав"
- "Поучительные слова к египетским монахам"
- "Похвальное слово иже во святых отцу нашему Василию Великому"
- "Похвальное слово мученикам"
- "Похвальное слово святым четыредесяти мученикам"
- "Похвальное слово славным мученикам, во всем мире пострадавшим"
- "Поучение подвижникам"
- "Против исследователей естества Сына Божия"
- "Различные виды Божия промысла"
- "Седмь деланий у монаха"
- "Сказание о юродивой"
- "Слово душеполезное"
- "Слово на почивших о Христе"
- "Слово на святый пяток о кресте и о разбойнике"
- "Слово на честный и животворящий крест и на второе пришествие, а также о любви и милостыне"
- "Слово о Аврааме и Исааке"
- "Слово о внушениях ненавистника добру демона"
- "Слово о злоязычии и о страстях"
- "Слово о прекрасном Иосифе"
- "Слово о пророке Данииле и о трех святых отроках, в ответ утверждающему: "время лукаво, не могу спастись""
- "Слово о святом пророке Илие"
- "Слово о священстве"
- "Слово о страданиях Спасителя"
- "Слово о суде и об умилении"
- "Слово о том, как душа, когда искушает ее враг, должна со слезами молиться Богу"
- "Слово о том, что всегда должно иметь в мыслях день исшествия из сей жизни"
- "Слово подвижническое"
- "Слово подвижническое первое"
- "Слово увещательное"
- "Слово умилительное"
- "Слово умилительное первое"
- "Слово умилительное второе"
- "Слово первое. О скончавшихся отцах"
- "Слово второе. О скончавшихся отцах"
- "Советы подвижникам"
- "Толкование на книгу Второзаконие"
- "Толкование на книгу Исход"
- "Толкование на книгу Левит"
- "Толкование на книгу Числ"
- "Толкование на книгу пророчества Авдия"
- "Толкование на книгу пророчества Амоса"
- "Толкование на книгу пророчества Даниила"
- "Толкование на книгу пророчества Захарии"
- "Толкование на книгу пророчества Иезекииля"
- "Толкование на книгу пророчества Иоиля"
- "Толкование на книгу пророчества Малахии"
- "Толкование на книгу пророчества Михея"
- "Толкование на книгу пророчества Осии"
- "Толкование на первую книгу, то есть на книгу Бытия"
- "Толкование на послания божественного Павла. Первое послание к Фессалоникийцам"
- "Толкование на послания божественного Павла. Второе послание к Фессалоникийцам"
- "Толкование на послания божественного Павла. Первое послание к Тимофею"
- "Толкование на послания божественного Павла. Второе послание к Тимофею"
- "Толкование на послания божественного Павла. Послание к Галатам"
- "Толкование на послания божественного Павла. Послание к Евреям"
- "Толкование на послания божественного Павла. Послание к Ефесянам"
- "Толкование на послания божественного Павла. Послание к Колоссянам"
- "Толкование на послания божественного Павла. Послание к Титу"
- "Толкование на послания божественного Павла. Послание к Филиппийцам"
- "Толкование на послания божественного Павла. Первое послание к Коринфянам"
- "Толкование на послания божественного Павла. К Коринфянам второе послание"
- "Толкование на апокрифические послания коринфян к Апостолу Павлу и Апостола Павла к Коринфянам. К Коринфянам третье"
- "Толкование на послания божественного Павла. К Римлянам"
- "Надгробные песнопения"
- "О Церкви"
- "О Воскресении, смерти и сатане"
- "Слезные моления"
- "На слова: "Положи, Господи, хранение устом моим, и дверь ограждения о устнах моих""
- "На слова: "Сыне, моей премудрости внимай, к моим же словесем прилагай ухо твое""
- "На слова: "И се, вся сýетство и крушение духа""
- "Книга пророка Исаии"
- "На слова Исаии: Да возмется нечестивый, да не видит славы Господни"
- "Книга пророка Иеремии"
- "На слова Иеремии: "Горе нам, яко согрешихом""
- "На некоторые места "Плача Иеремии""
|