Ефрем Сирин. Толкование на послания
божественного Павла. Послание к Галатам
Память: 28 января / 10 февраля
Преподобный Ефрем Сирин - подвижник и
духовный писатель, живший в IV веке. Написал много
толковательных и нравственных сочинений, покаянных и
погребальных песнопений.
Преподобный Ефрем Сирин. Икона
***
Толкование на послания божественного Павла. Послание
к Галатам
Галаты были слушателями Павла не для
того, чтобы наблюдать исполнение закона, упраздненного
страстью Креста, - но для того, чтобы веровать в Самую
Троицу и проповедывать новое Евангелие. Но вот пришли
некие из самих Евреев, кои желали не того, чтобы
отвратить их от возвещенного им Павлом Евангелия, но,
чтобы присоединить к нему и исполнение ими Ветхого
Завета и их, благодатью освобожденных, снова подчинить
игу рабства. И поелику они хвалились именем Симона
(Петра), который имел преимущество среди Апостолов
обрезания, то Павел начинает писать против них, говоря
так:
Глава I
1-6. Павел Апостол не от людей, разумей
не от Симона и не чрез Симона, но чрез Иисуса Христа,
открывшегося мне на пути в Дамаск (Деян.9:1 сл.), и чрез
Бога Отца, воскресившаго Его из мертвых, - дабы объявить
о воскресении Своем всем еретикам, отрицавшим Его
воскресение. Церквам Галатии, - как те, что были
поколеблены (в вере), так и те, кои были тверды, т.е. из
Евреев (?). Благодать вам и мир от Бога Отца нашего,
призвавшего вас к всыновлению, - и от Господа нашего
Иисуса Христа, а не чрез Господа нашего Иисуса Христа.
Давшаго Себя за грехи наши, чтобы изъять нас из
настоящаго века лукаваго, то есть от зол, совершающихся
в сем веке, - по воле Бога Отца нашего, чтобы открыть о
явленной в мире благодати Отца и Сына.
6-15. Удивляюсь, что вы так скоро
переходите, не от меня, но от Призвавшаго вас чрез меня
к благодати Своей, чтобы отойти к другому Евангелию. И
хотя я подумал, что речь идет о проповеди Симона, однако
- это не есть что-либо иное, так как окончен срок
закона, в коем возвещалась. Не есть иное, или иной
Христос, или иная истина. Но люди по своему произволу
хотят совратить вас от Евангелия Христова. Если вы
увидите у них чудеса, или пленитесь их заверениями о
себе самих, что они суть ученики Симона, - если бы я
самдаже пришел к вам с иным Евангелием, или Ангел,
который, конечно, не может низойти, но, если бы нисшел
для того, чтобы прибавить или уменьшить против того, что
я предал вам: анафема да будет. Принятием обрезания не
оказывайте лести проповедникам обрезания. Ведь, если бы
я угождал священникам, кои меня не учили, то я уже не
был бы Христовым слугою, каковым теперь видите меня.
Итак, то Евангелие, которое я вам благовествовал, не от
людей я принял, как новые учители ваши, то есть
ревностные ваши соблазнители; но бывшее мне откровение
обратило меня от прежней жизни моей в иудействе. Ведь
слышали вы, что чрезмерно преследовал я Церковь Божию,
разрушая и опустошая, - или как преуспевал я в иудействе
более многих сверстников моих в делах закона.
15-24. Когда же благоволил Бог,
Избравший от чрева матери моей, чтобы вместо
преследователя я стал преследуемым в Церкви Христовой и
благовестителем Христа не у Иудеев, но среди язычников:
тогда я не пошел в Иерусалим к Апостолам и не отправился
туда, куда не посылал меня, но отошел в Аравию и в
Дамаск языческий. Потом, после лет трех пришел в
Иерусалим не для того, чтобы научиться Евангелию у
Петра, но, чтобы видеть Петра, - и пробыл у него дней
пятнадцать (ср. Деян.9:26). Ничего нового не сообщил он
мне, и я пришел в страны Сирии и Киликии (Деян.9:30;
15:41). Был даже не знаком церквам сущим во Христе от
обрезания, ибо я не путешествовал туда после откровения.
А только был у них слух, что преследовавший нас некогда,
ныне, придя, благовествует веру, которую некогдапрезирал
и опустошал. И во мне (ради меня) прославляли Бога за
чудесное обновление, которое Он совершал во мне.
Глава II
1-8. Потом, чрез четырнадцать лет опять
ходил в Иерусалим, - не без повеления (свыше), а по
откровению, чтобы объявить им в присутствии Тита
Евангелие, которое я благовествовал у язычников, так как
я ради откровения, которое послало меня, заботливо
опасался того, чтобы не вотще подвизался я в этой
проповеди. Но даже и Тит, который из язычников был, а не
из нас, в Иерусалиме не принял обрезания, как настаивали
лжебратья, хотевшие повергнуть нашу свободу, которую
имеем во Христе, в рабство закона, - коим ни даже на
малое время не унизили мы себя подчинением, исполнением,
то есть, закона, так что и вы подражателями нашими
будьте и не уступайте, дабы истина благовестия, которое
мы проповедали вам, пребывала твердою у вас. Те же, кои
горделиво мнят о себе, что они есть (составляют, значат)
что-то (6:3) благодаря тому, что соблюдают ветхое с
новым, как при этом мнении были они, - никакой заботы у
меня нет о них; ибо Бог лицо людей не приемлет, то есть
тех, кои думают о себе, что они угождают Ему соблюдением
закона и обрезания Авраамова. Они-то и восстали против
меня, когда увидали, что я верен Евангелию среди
язычников необрезанных, как и Петр был верен у
покоренных им чрез Евангелие обрезания. Ибо
Содействовавший Петру в апостольстве обрезания, чтобы,
то есть, научил обрезанных чрез это, - послал меня для
научения язычников - без сего.
9-14. Когда же узнали (благодать данную
мне) Петр и Иаков и Иоанн, главные из апостолов, кои
действительно были столпами церквей, то они ничего не
уменьшили и ничего не прибавили к тому, что я открыл им
касательно проповеди моей у язычников, но руку (правую)
согласия дали мне и Варнаве, чтобы мы проповедывали у
язычников, как и было повелено нам, а они - у
обрезанных, как и им заповедано. Только повеление дали
они нам о том, чтобы мы заботились о бедных, кои были у
язычников, что и делали мы действительно. Но заботились
мы также и о бедных, кои были в Иерусалиме. Делать это я
старался потому, что враги креста нисколько не
заботились восполнить недостаток у тех возлюбленных
Христом язычников. Но дабы вы узнали, что если бы пришли
сами Апостолы к язычникам, то стали бы возвещать ту же
проповедь, какую возвещаю я, - сообщу вот что: когда
приходил Кифа в Антиохию, сама глава Апостолов и
основание (?) Церкви, я осмелился (тогда) обличать его,
- не потому, чтобы сам он заслуживал обличения, - но
потому, что подвергался обвинению от обрезанных,
ходивших с ним. Ибо прежде, чем пришли к нему обрезанные
от Иакова брата Господа нашего, он с язычниками вместе и
от пищи языческой ел; когда же пришли они, стал делать
различие, то есть не безразлично, а с различением,
опасаясь за обрезанных, кои были между язычников, чтобы
они, уверовав в Христа, не возвратились опять к сынам
народа своего, как бы отчужденные от Христа. И не он
(Петр) один это делал, но и Иудеи, ставшие учениками в
Антиохии, кои прежде не лицемерили, как Симон, стали и
они лицемерить вместе с Симоном. Так даже и Варнава,
который был из язычников, вынужден был ради Симона
различать роды пищи Евреев. Но когда я увидел, что они
не прямо идут к истине Евангелия, - поелику были и
язычниками, и иудеями, последователями Христа и закона,
- а Симон боялся что-либо говорить им, чтобы не
соблазнить их, - тогда я сказал Петру, не наедине, но
пред всеми, - ибо не сам он был в чем-либо нетверд, но
ради нетвердых по необходимости вынужден был делать это.
Итак, в лице его я сказал к обрезанным: если ты, Иудеем
будучи, по-язычески жил вчера, то как сегодня
принуждаешь, - не словом, но делом, - язычников
иудействовать?
15-21. Но мы по природе Иудеи, опытные в
законе, узнали, что не оправдывается человек от дел
закона, как только чрез веру Иисуса Христа, и потому мы
оставили закон и уверовали во Иисуса Христа, дабы
оправдаться нам от веры (верою), а не от дел (делами)
закона, потому что от закона (законом) никто не может
оправдаться, так как не может исполнить его. Если же мы,
ища оправдания (оправдаться) во Христе, оказываемся и
сами грешниками, так как не исполняются некоторые
предписания закона: то неужели Иисус Христос греха
служитель был, поелику Он упразднил заповеди, кои
осуждали нарушавших оные? Да не будет. Ведь (ибо) если
то, что разрушил я (и так поступал) до настоящего
времени, с сего дня и потом опять сие созидаю, то таким
образом преступником заповеди себя представляю, ибо
возвращаюсь к соблюдению того, что не вполне разрушил.
Но я для всех заповедей закона умер, дабы Богу жить. Как
же это? Так, что живу уже не так, как прежде, по закону,
но верою Сына Божия живу. Не отвергаю благодать Божию,
которая дана мне чрез Крест; ибо если чрез закон правда,
как говорите вы, то, следовательно, напрасно Христос
умер.
Глава III
1-10. После того как убедил их
касательно события в Антиохии, возвращается к порицанию
и увещанию Галатов, говоря так: о неразумные Галаты,
склоняющиеся ко всем учениям! Кто вас очаровал? Ведь, вы
прежде оказали успех в усвоении Евангелия, а теперь
хотите отступить? Ибо вот пред глазами вашими написано и
в Новом, и в Ветхом (Завете) о Христе Иисусе, как об
имевшем претерпеть распятие, ибо древнее Писание,
которое любите вы, свидетельствует, что Он должен быть
распят. Теперь сие только от вас желаю узнать: от дел
закона, кои заставляют вас ныне подвергаться обрезанию,
Духа приняли вы пророчества и языков, и истолкования
языков, или от слуха (посредством восприятия слухом
наставлений) веры, которую мы проповедали вам? Ведь если
бы вы были отринуты за то, что не соблюдали
постановлений закона, то каким образом ныне соделались
достойными даров Духа? - Если же вы были совершенны, то
смотрите, как не разумны вы (есте) тем, что, между тем
как Иудеи оставили закон и перешли к этому Новому
(Евангелию), вы, начав духом, то есть Евангелием, теперь
благодаря закону хотите плотию окончить? А если это так,
то и скорби, кои вы претерпели ради обетования Христова,
напрасно претерпели вы. Но скажите мне: кто даровал вам
Духа и совершил у вас силы (чудеса) Того же Духа, от дел
ли закона, коих не исполняет человек, совершил Он (Бог),
или от слуха веры? Если же думаете вы или ваши учители,
что вера меньше дел, то вот Авраам не потому, что
совершил дела (закона), а потому, что уверовал в Бога,
вменено ему в правду. Понимаете ли, из этого, что
верующие, подобные Аврааму, называются сынами Авраама?
Провидело, то есть от самых дней Авраама указало,
Писание, что от веры (верою) оправдает язычников Бог,
когда говорил ему: благословятся в тебе все народы
(Быт.12:3). Итак, уверовавшие благословляются с Авраамом
верным. Ибо все, кои от дел закона (суть) под проклятием
находятся, ибо написано: проклят, говорит, всяк человек,
кто не пребудет во всем написанном в книге закона, чтобы
исполнять это (Втор.27:26).
10-29. Ясно, что законом самим никто не
оправдывается, так как нет никого из праведников,
большего или меньшего, который не был бы преступником
закона и не подлежал бы проклятию закона; ибо, опять
говорит, праведный от веры жив будет (Авв.2:4). Закон же
не от веры животворит, но исполнивший это (заповеди
закона) жив будет этим (Лев.18:5). Христос нас искупил
от проклятия закона, ибо, придя (на землю), претерпел за
нас проклятие: проклят, сказано, всяк висящий на древе
(Втор.21:23). Теперь же, поелику благословение Авраама
чрез Евангелие Христово достигло до язычников, почему не
спешите с радостью принять благословение Духа, обещанное
Аврааму чрез веру, которая прежде оправдала Авраама? -
Приводит в речи своей пример, что, как завещание,
утвержденное не отменяется, и не прибавляется какое-либо
другое постановление сверх того, что положено в нем, -
так и Аврааму изречено обетование: не ему и семенам его
многим, потомству Хеттуры и Измаила, но ему самому и
семени его (Одному), Кто есть Христос. Итак, этого
обетования, которое подобно завещанию утверждено было у
Бога, от - самых дней Авраама, закон, бывший после
четыреста и тридцати лет, не может отменить, и сделать
бездейственным обетование. Ибо если, как утверждают ваши
новые учители, по закону наследство, то уже не по
обетованию, как сказал сам Бог. Но мы знаем, что Аврааму
чрез обетование даровал Бог, а не чрез закон, который
преступников ради положен был, чтобы он своими
установлениями мог подготовлять людей до времени, то
есть - доколе не пришло семя, которое обетовано, в
присутствии сонма Ангелов, рукою посредника. Но
посредничество Ангелов было не в одном лице; Бог же,
бывший среди них и давший это обетование, один был,
который не изменяется. Итак, закон - не против
обетований Аврааму, ибо если бы дан был закон, могущий
оживотворить, то упразднено было бы обетование. Но
заключило Писание исполнителей закона под грех, дабы
обетование от веры Иисуса Христа дано было не делающим
(дела закона), но верующим. Однако же не совсем
бесполезен был закон, но был для нас стражем от грехов,
благодаря своим прещениям и наказаниям. Заключены были -
разумей: сохраняемы были для той веры, которая уготована
была для откровения нам. Итак, закон детоводителем нас
был, поелику вас, укрощенных и усмиренных, приводит к
вере во Христа, которая оправдывает нас. Но когда пришла
вера, уже не у детоводителя мы, то есть под законом; ибо
все мы сыны Божии чрез веру Иисуса Христа, а не прежние
рабы, угнетаемые под игом закона. Все, кои во Христа
крестились и веруют, что облеклись во Христа, - не
только освободились от проклятия закона, но и приняли
как бы другой образ, хотя и остались теми же по
естеству. Итак, после прощения в крещении нет уже Иудея
надменного, ни язычника отверженного, ни раба слабого,
ни владыки горделивого, ни мужчиныпо власти своей и
женщины с подчинением своим: ибо все вы одно есте во
Христе Иисусе. Если же вы принадлежите Христу, Который
от Авраама, то семя Авраамово вы, ставшие наследниками
обетования.
Глава IV
1-6. Привел для уяснения мысли и другой
пример. В то время, пока наследник дитя, он ничем не
отличается от раба, хотя и господин всего. Но подчинен
опекунам и домоправителям до времени, предназначеннаго
отцом. Так и мы, когда были детьми, то есть пока мир был
дитятею под нетвердым порядком закона, то как бы началам
мира мы были порабощены. А когда пришла полнота времени,
послал Бог Сына Своего, Который родился от Девы, как
сказал Исаия (7:14), и подчинился закону, чтобы детей
подзаконных искупить, дабы они усыновление получили. А
чтобы ясным сделать, что вы (есте) сыны, послал Бог Духа
Сына Своего в сердца ваша, вопиющаго чрез вас, как чрез
сынов, ежедневно: Отче наш, иже еси на небесех; да
святится имя Твое (Мф.6:9 ср. Лк.11:2).
8-11. Но тогда то, когда не знали Бога,
вы служили идолам, кои по природе своей не суть боги. Но
ныне вы познали Бога, лучше же - Бог Сам познал вас по
делам вашим и избрал вас Себе в народ святой: как
обращаетесь опять к ничтожным и немощным началам закона
и, когда уже окончилось время их, хотите подчиниться игу
рабства? Дни наблюдаете и месяцы, и годы, кои соблюдал
народ Израильский. Боюсь за вас, чтобы не унизились вы
до перехода в иудейство и не напрасны были труды наши,
коими мы трудились у вас.
12-20. Будьте как я теперь без этих (дел
закона), поелику и я как вы наблюдал эти предписания.
Ничем вы не обидели, что могло бы побудить меня
перемениться в отношении к вам. Знаю я, что по (причине)
немощи плоти моей благовествовал я вам прежде: или в
слабости членов своих, или в искушении от врагов своих.
Это-то самое искушение, которое представлял я в себе
самом, вы не презрели, но как Ангела, который лишен
страданий, в самом страдании приняли меня. Посему таким
людям, кои, если бы возможно было, очи ваши исторгли бы
и дали бы мне, - неужели я стал бы преподавать вам ложь,
смешанную с истиною? Также и я не враг вам, но доверил
вам всю истину, то есть утвердил вас во всей истине,
когда проповедывал вам. Но те, кои ненавидят вас за то,
что вы получили Духа без соблюдения закона, принудить
вас хотят, чтобы, обратившись к ним, вы соревновали им,
обрезываясь вместе с ненавидящими вас за то, что вы
получили, чего у них нет. Хорошо же, если кто соревнует
не в предметах вредных, но в хорошем и полезном. Опять
мучаюсь я рождением вас дотоле, когда изобразится
Христос в вас, то есть пока не вселится в вас Христос.
Желал бы я быть у вас и изменить голос мой, для
утверждения вас другим учением, поелику удивляюсь столь
быстрой перемене вашей.
21-31. Неужели в самом Аврааме не
усматриваете, что двух сынов имел. Который от рабыни
был, по плоти рожден; ибо он не был по обетованию, как
Исаак, сын свободной (Быт.16,17,21 глл.). Но это были
образы двух заветов. Один - с народом Иудейским, по
закону в рабстве рождающий по подобию той Агари; ибо
Агарь есть гора Синай в Аравии. Она служит подобием сего
Иерусалима, поелику он в порабощены находится и вместе с
чадами своими рабствует Римлянам. Вышний же Иерусалим
свободен (есть), как Сара, и выше всех властей, и
начальств. Он есть мать наша, Церковь святая, которую мы
исповедуем. Не мы изобрели это учение, ибо Исаия
предсказал о ней: возвеселись бесплодная нерождающая
потому, что много явилось детей Церкви неплодной, более
чем у Израиля, имеющаго мужа(Ис.54:1). Вы же, братья, по
Исааку обетования чада есте. Но как Измаил обижал (гнал)
Исаака (Быт.21:9), так и мы теперь терпим преследования
от них. И как сказал ему (Аврааму): изгони рабыню
(служанку) и сына ея, да не наследует сын рабыни
(служанки) с сыном свободной (Быт.21:10), - так
отделились и они, чтобы не быть им наследниками вместе с
вами. Итак, мы не оказываемся рабами благодаря той
свободе, которую получили чрез Христа.
Глава V
1-6. Твердо да стоим во Христе, и опять
игу рабства закона да не подвергаемся. Вот я Павел,
который более вас знаю это, говорю вам, что если будете
обрезываться, как говорят вам, то в этом и ради этого
Христос вам ничем не будет полезен. Притом, ведь всякий,
кто допускает обрезание, должен потом исполнять он и
весь закон; то есть хранить субботы его, совершать
праздники его, вкушать опресноки его и агнца, и горькие
травы. А если это вы будете делать, то вы остались без
Христа, кои этим законом хотите оправдаться. Если хотите
получить оправдание своими делами по закону, то от
благодати, которая совершена у вас, как и у всех
язычников, вы отпали. Но (ибо) мы духом веры, которую
приняли, надежду оправдания, которое дается этою верою,
ожидаем: ибо во Христе Иисусе ни обрезание не имеет
никакой силы, ни необрезание, но вера, чрез любовь
превозмогающая, чрез веру, очевидно, нашу в Господа
нашего и нашу взаимную любовь друг к другу.
7-12. Хорошо шли вы в том, что указал я,
- кто вас остановил и прельстил отпасть от истины,
которую я предал вам? Ибо то, во что уверовали вы
(прежде, происходит) от Того, Кто вас призвал, а
убеждение это, противоположное прежнему - от того, кто
вас прельстил и остановил теперь, - или: убеждение ваше
от Бога есть, от Коего и призвание всех язычников.
Подобно закваске (дрожжам) всякое учение: в кого оно
влагается, ум того, как тесто, заквашивает собою. Но я
надеюсь на (о) вас в Господе, что ничего другаго кроме
того, что я предал вам, не помыслите. А смущающий
истину, которую я посеял в вас, он один понесет
осуждение, которое придет на того, кто соблазняет
ближнего (ср. Мф.18:6 сл.). Я же, если бы обрезание
проповедывал (продолжал проповедывать), конечно, не
подвергался бы гонению от самих Иудеев. Следовательно,
упразднен соблазн Креста, то есть уничижение Креста,
которое мы проповедуем, - чрез обрезание, которое они
проповедуют. О если бы и совсем удалены были за нашу
ревность те, кои возмущают вас!
13-15. Вы же, братья, к свободе призваны
были, поэтому не обращайтесь к закону. И свобода ваша да
не будет в пробуждение (пожеланиям) плоти, но любовию
рабствуйте друг другу, а не чуждым учением. Ведь закон,
к коему вы прибегаете для исполнения многих
постановлений его, в немногих делах исполняется, именно:
возлюбишь ближняго твоего как себя самого (Лев.19:18 ср.
Мф.22:39, Мк.12:31. Рим.13:8 сл.). Если же друг друга
ненавидите и угрызаете, то не только закон не
исполняете, но и друг от друга истребляетесь.
16-26. Но говорю: духом, делами именно
духа, ходите, и похоти плоти вашей не совершайте: ибо
плоть вожделевает того, что не есть воля (желание) духа,
- а дух желает того, что служит к обузданию плоти.
Поелику же две эти стороны человеческого существа друг
другу противоположны (противятся), то не только не
творите (всего) того, что ни пожелаете, но делайте то,
чего желает дух, живущий в вас. Если же духом водитесь,
то вы (есте) не под законом. Известны дела плоти, когда
господствует закон ее, каковы суть: блудодеяния,
нечистоты и прочие, - о коих я говорил, пока находился у
вас, - и теперь в отсутствии пишу вам, что таковыя
(дела) совершающие царства Божия не наследуют. Плод же
духа есть любовь и мир и прочее. На таковыя (дела) нет
закона, так как не написано в законе - совершать их, но
по нашей свободной воле мы охотно решаемся делать это.
Кои же суть Христовы, те плоть свою распяли со всеми
похотями плоти, мною указанными. Станем жить по духу и
последуем ему чрез добрые дела наши. Да не будем
тщеславны, друг друга вызывая к соблюдению закона
ветхозаветного.
Глава VI
1-10. А если по непредвиденности впадет
человек в какое-либо прегрешение, то те, кои благодаря
духовным делам своим далеки от прегрешения, пусть они
наставляют таковаго в духе кротости, но пусть и
остерегаются, чтобы при этом не возобладал ими, едва
побежденный ими, порок гордыни, - чтобы и сами они,
будучи свободны от прегрешения, в которое впали их
ближние, не подвергались искушению тщеславием. Когда
один другаго тягости носит, тогда (таким образом)
исполнится закон. А не тогда, когда кто мнит (себя) быть
чем-то (ср. 2:6). Но да испытываем себя и дела свои, от
Бога ли они, и тогда (таким образом) в себе самих только
похвалу будем иметь, а не в другом, то есть не в делах
другого. Каждый (собственное) бремя свое будет носить, и
да не похваляется бременем других, которое не суть.
Неопытный пусть согласуется с опытным во всем добром, то
есть: ученик да подражает во всем добром своему учителю,
который его учит. Не думайте же, что нет суда, и не
решайтесь на грех, Бог не допускает поругания
чьего-либо: поелику сеющий в плоти своей дела плоти, тот
тление пожинает, и именно корысть его есть тление, - а в
духе дела духа сеющий, от самых дел своих жизнь вечнаго
воскресения пожинает. А добро творя да не унываем и да
не ослабеваем в постоянстве, ибо придет время, далекое
от косности, - и мы вечно пожинать будем без всякого
остатка. Да совершаем добро друг другу, преимущественно
же своим по вере, то есть святым, кои были в Иерусалиме,
и товарищам тех, кои были у язычников и радостно
переносили расхищение своих имуществ.
11-16. Смотрите, какими письменами
написал я вам моею рукою, об обрезании. А те, что желают
льстить и хвалиться во плоти, то есть обрезанием, они
принуждают вас обрезываться, дабы хвалиться вашим
обрезанием, говоря так: вот, мы обрезываем тех, коих
Павел учил не обрезываться. Мне же да не будет похвалы,
если не одним только крестом Господа нашего Иисуса
Христа, в нем да будет похвала моя; ибо чрез него мир
мне распят, и я распят страданиями и гонениями на виду
мира. Подлинно, во Христе Иисусе ни обрезание что-либо
может, ни необрезание, но только то, что человек есть
новая тварь. И те, кои это правило благодати
(благодатное) твердо содержат, мир будет на них,
язычники ли то будут или Израильтяне Божии.
17. Впрочем из-за правила обрезания
никто мне трудов да не доставляет, ибо вместо обрезания,
которое совершается над одним членом и которым хвалятся
обрезанные, я страдание Господа Иисуса Христа во всем
теле моем ношу.
18. Благодать Господа нашего Иисуса
Христа с вами всеми, посему не ищите оправдания от
закона.
Ефрем Сирин, преподобный
Цитировано по:
Святой Ефрем Сирин. Творения. Т.7.
Репринтное издание. - М.:
Издательство "Отчий дом", 1995, -
С.156-176
Святоотеческое наследие
***
Молитва преподобному Ефрему Сирину:
- Молитва
преподобному Ефрему Сирину. Подвижник и
духовный писатель, живший в IV веке. С юных лет оставил
мир и удалился к отшельникам, после того, как попал
в тюрьму по ложному обвинению. После еще раз
подвергся клевете, но Богом был оправдан пред
людьми. Боролся против ариан, написал много
толковательных и нравственных сочинений, покаянных и
погребальных песнопений. Заступник невинно
оклеветанных и притесненных, покровитель иночества,
податель смирения и целомудрия
Акафист преподобному Ефрему Сирину:
- Акафист преподобному Ефрему Сирину
Труды преподобного Ефрема Сирина:
- На лукавых жен
- К нерадивой душе
- Вопросы и ответы
- О восьми помыслах
- Великопостная покаянная молитва
- "На слова, сказанные Господом: в мире сем скорбни будете (Ин.16:33), и о том, что человеку должно быть совершенным"
- "На пришествие Господне"
- "К монаху Иоанну"
- "Жизнь блаженного Аврамия и племянницы его Марии"
- "В подражание притчам"
- "В низложение гордыни"
- "В исправление тех, которые предаются страстям и домогаются почестей"
- "Блаженства. 55 глав"
- "Блаженства. 20 глав"
- "Похвальное слово Петру, Павлу, Андрею, Фоме, Луке и Иоанну, и на чтение из Евангелия от Иоанна"
- "Поучение падшему брату. О воздержании от плотских пожеланий, о борении и великой осмотрительности"
- "Поучение о том, что не должно соблазнять ближнего, и о правой жизни"
- "Поучение о безмолвии"
- "Послание"
- "Ответ утверждающим, что землетрясения бывают от подземных ветров"
- "Ответ на некоторые вопросы"
- "Ответ брату о священнике Илии"
- "Огласительное слово. Об оскудении добрых дел и о долготерпении Божием"
- "Обличение себе самому и исповедь"
- "Об утверждающих, что нет воскресения"
- "Об истинном отречении от мира, и о том, как душе обрести Бога, и для чего приходил Господь"
- "О том, что христиане не должны предаваться забавам"
- "О том, что не должно обольщаться эллинскими мнениями"
- "О том, что не должно дивиться временному и обольщаться приятностями жизни, и на псалом семьдесят второй"
- "О том, что не должно бояться укоризн за доброе дело"
- "О том, что монах не должен заботиться об одежде"
- "О том, что должно не смеяться и рассеиваться, но плакать и проливать о себе слезы"
- "О том, что должно избегать всяких вредных свиданий, и о воздержании"
- "О том, что братия должны жить между собою в единомыслии и любви"
- "О том, как приобретается человеком смиренномудрие. Сто глав"
- "О том, как монаху быть совершенным"
- "О тех, которые уловляют души в непотребство, утверждая, что ничего не значит дело сие"
- "О терпении, о кончине века и втором пришествии, о прилежном чтении божественных писаний и пользе безмолвия"
- "О терпении и сокрушении слово поучительное"
- "О терпении"
- "О суете настоящей жизни"
- "О страстях"
- "О смиренномудрии"
- "О сердечном сокрушении"
- "О свободе нашей и о том, что человек создан свободным"
- "О псалме"
- "О преспеянии в добродетели"
- "О правой жизни. Девяносто глав"
- "О посте"
- "О покаянии, о будущем суде, об удалении от обращения с женщинами и о роскошной жизни"
- "О покаянии и терпении"
- "О покаянии. Большое поучение"
- "О покаянии. Первое малое поучение"
- "О покаянии. Второе малое поучение"
- "О подвижнике Иулиане"
- "О памятовании смерти, о добродетели и о богатстве"
- "О необходимости бороться со врагом нашего спасения"
- "О рае"
- "О монахах"
- "О молитве. Первое поучение"
- "О молитве. Второе поучение"
- "О любви к бедным"
- "О любви"
- "О жене грешнице, помазавшей Господа миром"
- "О душевном страхе"
- "О духовном состоянии"
- "О добродетелях и страстях"
- "О добродетели. К младшему подвижнику. Четыре главы"
- "О добродетели. Десять глав"
- "О девстве"
- "О втором Господнем пришествии и о покаянии"
- "О вооружении монаху"
- "О воздержании, о том, что не должно соревновать грешникам, которые извиняются обстоятельствами времени, и о Ное"
- "О вере"
- "О брани с диаволом"
- "О блаженных обителях"
- "О блаженных местах"
- "О блаженствах и горе"
- "О Лоте и о приведении себя в безопасность"
- "Наставление монахам"
- "Наставление братиям"
- "На тех, которые ежедневно грешат и ежедневно каются"
- "На слова: "два будет на селе" (Мф.24:40)"
- "На слова: Вонми себе (Втор.4:9). Двенадцать глав"
- "Поучительные слова к египетским монахам"
- "Похвальное слово иже во святых отцу нашему Василию Великому"
- "Похвальное слово мученикам"
- "Похвальное слово святым четыредесяти мученикам"
- "Похвальное слово славным мученикам, во всем мире пострадавшим"
- "Поучение подвижникам"
- "Против исследователей естества Сына Божия"
- "Различные виды Божия промысла"
- "Седмь деланий у монаха"
- "Сказание о юродивой"
- "Слово душеполезное"
- "Слово на почивших о Христе"
- "Слово на святый пяток о кресте и о разбойнике"
- "Слово на честный и животворящий крест и на второе пришествие, а также о любви и милостыне"
- "Слово о Аврааме и Исааке"
- "Слово о внушениях ненавистника добру демона"
- "Слово о злоязычии и о страстях"
- "Слово о прекрасном Иосифе"
- "Слово о пророке Данииле и о трех святых отроках, в ответ утверждающему: "время лукаво, не могу спастись""
- "Слово о святом пророке Илие"
- "Слово о священстве"
- "Слово о страданиях Спасителя"
- "Слово о суде и об умилении"
- "Слово о том, как душа, когда искушает ее враг, должна со слезами молиться Богу"
- "Слово о том, что всегда должно иметь в мыслях день исшествия из сей жизни"
- "Слово подвижническое"
- "Слово подвижническое первое"
- "Слово увещательное"
- "Слово умилительное"
- "Слово умилительное первое"
- "Слово умилительное второе"
- "Слово первое. О скончавшихся отцах"
- "Слово второе. О скончавшихся отцах"
- "Советы подвижникам"
- "Толкование на книгу Второзаконие"
- "Толкование на книгу Исход"
- "Толкование на книгу Левит"
- "Толкование на книгу Числ"
- "Толкование на книгу пророчества Авдия"
- "Толкование на книгу пророчества Амоса"
- "Толкование на книгу пророчества Даниила"
- "Толкование на книгу пророчества Захарии"
- "Толкование на книгу пророчества Иезекииля"
- "Толкование на книгу пророчества Иоиля"
- "Толкование на книгу пророчества Малахии"
- "Толкование на книгу пророчества Михея"
- "Толкование на книгу пророчества Осии"
- "Толкование на первую книгу, то есть на книгу Бытия"
- "Толкование на послания божественного Павла. Первое послание к Фессалоникийцам"
- "Толкование на послания божественного Павла. Второе послание к Фессалоникийцам"
- "Толкование на послания божественного Павла. Первое послание к Тимофею"
- "Толкование на послания божественного Павла. Второе послание к Тимофею"
- "Толкование на послания божественного Павла. Послание к Галатам"
- "Толкование на послания божественного Павла. Послание к Евреям"
- "Толкование на послания божественного Павла. Послание к Ефесянам"
- "Толкование на послания божественного Павла. Послание к Колоссянам"
- "Толкование на послания божественного Павла. Послание к Титу"
- "Толкование на послания божественного Павла. Послание к Филиппийцам"
- "Толкование на послания божественного Павла. Первое послание к Коринфянам"
- "Толкование на послания божественного Павла. К Коринфянам второе послание"
- "Толкование на апокрифические послания коринфян к Апостолу Павлу и Апостола Павла к Коринфянам. К Коринфянам третье"
- "Толкование на послания божественного Павла. К Римлянам"
- "Надгробные песнопения"
- "О Церкви"
- "О Воскресении, смерти и сатане"
- "Слезные моления"
- "На слова: "Положи, Господи, хранение устом моим, и дверь ограждения о устнах моих""
- "На слова: "Сыне, моей премудрости внимай, к моим же словесем прилагай ухо твое""
- "На слова: "И се, вся сýетство и крушение духа""
- "Книга пророка Исаии"
- "На слова Исаии: Да возмется нечестивый, да не видит славы Господни"
- "Книга пророка Иеремии"
- "На слова Иеремии: "Горе нам, яко согрешихом""
- "На некоторые места "Плача Иеремии""
|