Ефрем Сирин. В низложение гордыни
Память: 28 января / 10 февраля
Преподобный Ефрем Сирин - подвижник и
духовный писатель, живший в IV веке. Написал много
толковательных и нравственных сочинений, покаянных и
погребальных песнопений.
Преподобный Ефрем Сирин. Икона
***
В низложение гордыни
Без смиренномудрия напрасны всякий
подвиг, всякое воздержание, всякое подчинение, всякая
нестяжательность, всякая многоученость. Ибо как начало и
конец доброго - смиренномудрие, так начало и конец
худого - высокоумие. А этот нечистый дух изворотлив и
многообразен; почему употребляет всякия усилия
возобладать всеми, и каждому, каким кто ни идет путем,
ставит на оном сеть. Мудрого уловляет мудростью,
крепкого крепостью, богатого богатством, благообразного
красотою, красноречивого краснословием, имеющего хороший
голос приятностью голоса, художника искусством,
оборотливого оборотливостью. А подобным сему образом не
перестает искушать и ведущих духовную жизнь, и ставит
сеть отрекшемуся от мира в отречении, воздержному в
воздержаны, безмолвнику в безмолвии, нестяжательному в
нестяжательности, многоученому в учености,
благоговейному в благоговении, сведущему в знании
(впрочем истинное ведение сопряжено с смиренномудрием).
Так высокоумие во всех старается посеять свои плевелы.
Почему, зная жестокость этой страсти (ибо как скоро она
укоренится где, ни к чему негодными делает и человека и
весь труд его), Господь к победе над нею дал нам
средство смиренномудрие, сказав: егда сотворите вся
повеленная вам, глаголите: яко раби неключими
есмы (Лк.17:10).
Итак для чего же сами себя вовлекаем в
легкомыслие и доводим до умоповреждения? Апостол
говорит: аще же кто мнит себе быти что, ничтоже сый,
умом льстит себе: дело бо свое да искушает кийждо, и
тогда в себе точию хваление да имать, а не во
ином (Гал.6:3.4).
Для чего сами себя обманываем, как
знатные какие в мире люди превозносясь друг над другом и
уничижая тех, кто скромнее? Знаем, что, по учению
Господа, еже есть в человецех высоко, мерзость есть пред
Богом(Лк.16:15).
Или, как воздержные, превозносимся мы
пред теми, кто немощнее? Опять обличает нас Апостол,
говоря: не хваляй бо себе, сей искусен, но егоже Бог
восхваляет (2Кор.10:18).
Или, как преимущественно трудящиеся в
служении думаем о себе высоко в сравнении с живущими в
покое? Опять находим, что Господь более хвалит Марию:
потому что благую часть избра (Лк.10:42).
Или, как безмолвники, превозносимся над
теми, которые развлекаются служением? Опять находим, что
Господь учит и говорит: не приидох, да послужат Мне, но
послужити, и дати душу Мою избавление за многих
(Мф.20:28). Поэтому во всяком случае должно бегать
высокоумия.
Но потому о себе много думаем, что живем
в пустынном и песчаном месте? Впрочем никакой пользы не
принесет нам место, если не с смиренномудрием делаем
дело свое; потому что Апостол говорит: смотри не на
видимое, но на невидимое; видимая бо временна, невидимая
же вечна (2Кор.4:18).
Но тем кичимся, что живем в яме и
пещере? Все это - знаки самоумерщвления и беззаботности
о земном. Поэтому, что избрал ты себе в средство к
преспеянию в добродетели, то да не служит тебе поводом к
падению в гордыню. Не уподобляйся неразумному ковачу,
который не знает своего дела и вместо куска железа
пытается раскалить дерево. Итак всеми силами должны мы
держаться смиренномудрия.
Но ты богат и остаешься в пределах
праведности? Впрочем не достиг еще в меру Авраама,
который называл себя землею и пеплом (Быт.18:27).
Но на тебя возложено попечение о людях?
И Моисей принимал на себя попечение о народе. После
того, как Бог рукою Моисея и Аарона поразил Египет, и
иссушил Чермное море, и немокренно перевел Израиля, и
ввел их в оную страшную пустыню, и приблизились они к
пределам моавитским, и увидели Моавитяне
многочисленность народа, - рече Моав, как
написано, старейшинам мадиамлим: ныне потребит сонм сей
всех, иже окрест нас, якоже потребляет злак на
поли (Числ.22:4); ибо сделано было перечисление народа,
кроме жен и детей и кроме левитского колена, и число их
от двадесяти лет и высше, всяк исходяй ополчитися во
Израили, шесть сот тысящ и три тысящи и пять сот и
пятьдесят (Числ.1:45,46). И над всеми ними вождем был
Моисей. И став собеседником Божиим и увидев славу
Господню, не превознесся он сердцем, не вознерадел о
смиренномудрии. Почему и святое Писание свидетельствует,
говоря: человек Моисей кроток зело паче всех человек,
сущих на земли (Числ.12:3).
Но ты красив видом, крепок силою,
увенчан диадемой? Впрочем не достиг в меру царя Давида,
который смиренномудренно говорил о себе: аз же есмь
червь, а не человек (Пс.21:7).
Но ты имеешь ведение, и мудрость, и
воздержание? Впрочем не пришел в меру трех отроков и
Пророка Даниила, из которых один говорил: Тебе, Господи,
правда: нам же стыдение лица, якоже день сей (Дан.9:7);
другие же говорили: душею сокрушенною, и духом
смиренным, да прияты будем (Дан.3:39).
И если праведники показывали в себе
столько смирения, то сколько смиренными должно быть нам
грешникам! Ибо превозноситься и думать о себе много есть
плотское мудрование. И по слову Апостола: аще во плоти
живете, имате умрети: аще же духом деяния плотская
умерщвляете, живи будете (Рим.8:13). И невозможно
преодолеть страстей не преуспев в сей добродетели.
Не слыхал разве, что претерпел за
благочестие блаженный Павел? Ибо в послании к Коринфянам
пишет он: в трудех множае, в ранах преболе: от Иудей
пятькраты четыредесять разве единых приях: трищи
палицами биен бых, единою каменми наметан бых, трикраты
корабль опровержеся со мною: нощь и день во глубине
сотворих: в путных шествиях множицею: беды в реках, беды
от разбойник, беды от сродник, беды от язык, беды во
градех, беды в пустыни, беды в мори, беды во лжебратии:
в труде и подвизе, во бдениях множицею, во алчбе и
жажди, в пощениих многащи, в зиме и наготе и т.д.
(2Кор.11:23-27). Можем ли мы и отважиться на это? И
смотри, какова его добродетель: - после стольких
опасностей и после стольких заслуг смиренномудренно
говорил он: братие, аз себе не у помышляю
достигша (Флп.3:13)! Так говорил Павел, чтоб удалить от
себя превозношение, зная, какой гнев навлекает оно на
своих любителей.
Что такое высокоумие? Превозноситься
значит то же почти, что укорять Бога собственными своими
заслугами. Так и в человеческом быту, если, кто даст
ближнему дар, но начнет над ним превозноситься, то
милости его обратятся в ничто, и истребит он приязнь в
ближнем. Почему таковой человек гнусен. Поэтому и
Господь, пекущийся о жизни нашей, желая сделать нас
далекими от сей пагубной страсти, учит, сказав: егда
сотворите вся повеленная вам, глаголите, яко раби
неключими есмы (Лк.17:10). А если не творим повеленного,
то не в праве называться даже и неключимыми рабами;
потому что велик Господь наш, велики и прочны дары Его.
Для вразумления же твоего, что учил нас
не только смиренно говорить, но и смиренномудрствовать,
Господь наставил нас самым делом, когда препоясался
полотенцем и умыл ноги Апостолам. Почему
говорит: научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен
сердцем и обрящете покой душам вашим (Мф.11:29). Когда
терпишь невольную скорбь, как вольную; тогда заключай по
сему, что пришел ты в меру мужа доблестного и
смиренного.
Но с ужасом узнал я, что допустил ты в
себя обманчивый помысл, внушающий тебе недозволенное. И
спрашиваю: разве будешь восхищен в эти дни? Напротив
того, очень многие повредились в уме от сей мысли. Скажи
сам себе: Кто ты таков? В какую пришел меру? Разве ты
Илия? Разве чудеса сотворил, подобно ему? Ибо он
молитвою заключил небо, и не одожди лета три и месяц
шесть (Иак.5:17), и опять по молитве его небо дало
дождь, и еще молитвою три раза свел он огнь с неба. Но
ты приобрел всю веру? Представь опыты; покажи знамения и
чудеса; воскреси мертвых молитвою; отверзи очи слепым;
изгони бесов; очисти прокаженных; исцели хромых; ходи по
морю, как по сухой земле; претвори воду в вино; пятью
хлебами и двумя рыбами по молитве своей насыть великое
множество людей. Ибо не лжив Сказавший: веруяй в Мя,
дела, яже Аз творю, и той сотворит, и больша сих
сотворит (Ин.14:12).
Но, может быть, вступится кто-нибудь в
речь и скажет: Поэтому, если кто не сотворит таких
боголепных дел, то нет у него и надежды спасения? -
Надежду спасения имеем мы у себя и не совершив таких
дел, если только исповедуем свою немощь и свое
маловерие. Немощному же нужно милосердие, а не
превозношение. А если имеем нужду в милосердии, то
употребим в дело смиренномудрие, чтоб смиренномудрием
привлечь на себя щедроты Господни. Ибо написано: яко во
смирении нашем помяну ны Господь: и избавил ны есть от
врагов наших (Пс.135:23,24). И еще: смирихся, и спасе
мя (Пс.114:5). Но если, опершись на ветер, много о себе
думаем, то не иное что делаем, как сами себя низвергаем
в бездну. Посему не допускай в себя недуга гордыни, чтоб
враг внезапно не похитил у тебя рассудка. Отрезвись от
высокопарного помысла самоугодия. Не разлагай сетей под
ногами у себя. Смиренномудрием очисти ум свой от этого
смертоносного яда.
Пусть вразумит тебя пример выметающего
сор из дому своего: он нагибается к полу и очищает. Тем
паче и тем с большим тщанием надобно наклоняться и
смирять себя для очищения души, не допускать в нее того,
что ненавистно Богу. Ибо в смиренной душе обитает Отец и
Сын и Святый Дух. Написано: кое причастие правде к
беззаконию? Или кое общение свету ко тме? Кое же
согласие Христови с велиаром? Или кая часть верну с
неверным? Кое же сложение Церкви Божией со идолы? Ибо
мы церкви Бога жива, якоже рече Бог: яко вселюся в них,
и похожду, и буду им Бог: и тии будут Мне людие. Тем же
изъидите от среды их, и отлучитеся, глаголет Господь, и
нечистоте не прикасайтеся: и Аз прииму вы, и буду вам в
Отца, и вы будете Мне в сыны и дщери, глаголет Господь
Вседержитель (2Кор.6:14-18). Сицева убо имуще
обетования, о возлюбленнии, очистим себе от всякия
скверны плоти и духа, творяще святыню в страсе
Божии (2Кор.7:1). Поэтому, когда подвижнически
устраняешься от житейских дел и спасаешься от волнений
бедственной жизни, тогда еще более старайся не иметь
общения с нечистым духом гордыни, чтоб принял тебя
Господь. Ибо не чист пред Господом всяк
высокосердый (Притч.16:5).
Ужели не помышляешь о том огне, чрез
который будем проходить? Когда, прошедши чрез этот
огонь, окажемся чистыми и неукоризненными, тогда узнаем
о себе, каковы мы. Ибо день явит коегождо
дело (1Кор.3:13), по написанному, потому что искушено
будет огнем. Итак со многим смиренномудрием будем молить
Господа, чтоб избавил нас от грядущего гнева, и сподобил
того восхищения, каким праведные восхищены будут на
облацех на воздусе во сретение Царю славы (1Сол.4:17), и
чтобы с кроткими и смиренными наследовать нам царство
небесное. Ибо, как написано: блажени нищие духом, яко
тех есть царствие небесное (Мф.5:3), так горе гордым и
высокоумным; потому что для них готовится пещь огненная.
В гордыне живет сказавший: крепостию сотворю, и
премудростию разума отъиму пределы языков, и силу их
пленю: и сотрясу грады населеныя, и вселенную всю объиму
рукою моею яко гнездо, и яко оставленая яица возму; и
несть, иже убежит мене, или противу мене речет. Но
послет Господь Бог Саваоф на твою честь безчестие, и на
твою славу огнь горя возгорится (Ис.10:13-16). И еще: ты
же рекл еси во уме твоем: на небо взыду, выше звезд
небесных поставлю престол мой, сяду на горе высоце, на
горах высоких, яже к северу: взыду выше облак и буду
подобен Вышнему. Ныне же во ад снидеши, и во основания
земли (Ис.14:13-15).
Итак будем бегать гордыни, которая
ненавистна Господу; возлюбим же смиренномудрие, которым
все праведники благоугождали Господу. Ибо ввликий дар -
смиренномудрие; велика слава, велик успех и велика честь
приобретших оное. С ним непреткновенное течение, в нем
всесовершенная мудрость. За высокоумие унижен фарисей, а
за смиренномудрие возвышен мытарь, с которым и нас да
сподобит Господь нетленной части всех праведных. Ему
подобает всякая слава во веки! Аминь.
Ефрем Сирин, преподобный
Цитировано по:
Творения. Т.2. Репринтное
издание. - М.: Издательский отдел Московского
Патриархата, 1993. - С. 29-35. // Творения иже во
святых Отца нашего Ефрема Сирина. Писания
духовно-нравственные. - Сергиев Посад. Типография
Св.-Тр. Сергиевой Лавры, 1907.
Святоотеческое наследие
***
Молитва преподобному Ефрему Сирину:
-
Молитва преподобному Ефрему Сирину.
Подвижник и духовный писатель, живший в IV веке. С
юных лет оставил мир и удалился к отшельникам, после
того, как попал в тюрьму по ложному обвинению. После
еще раз подвергся клевете, но Богом был оправдан
пред людьми. Боролся против ариан, написал много
толковательных и нравственных сочинений, покаянных и
погребальных песнопений. Заступник невинно
оклеветанных и притесненных, покровитель иночества,
податель смирения и целомудрия
Акафист преподобному Ефрему Сирину:
- Акафист преподобному Ефрему Сирину
Труды преподобного Ефрема Сирина:
- На лукавых жен
- К нерадивой душе
- Вопросы и ответы
- О восьми помыслах
- Великопостная покаянная молитва
- "На слова, сказанные Господом: в мире сем скорбни будете (Ин.16:33), и о том, что человеку должно быть совершенным"
- "На пришествие Господне"
- "К монаху Иоанну"
- "Жизнь блаженного Аврамия и племянницы его Марии"
- "В подражание притчам"
- "В низложение гордыни"
- "В исправление тех, которые предаются страстям и домогаются почестей"
- "Блаженства. 55 глав"
- "Блаженства. 20 глав"
- "Похвальное слово Петру, Павлу, Андрею, Фоме, Луке и Иоанну, и на чтение из Евангелия от Иоанна"
- "Поучение падшему брату. О воздержании от плотских пожеланий, о борении и великой осмотрительности"
- "Поучение о том, что не должно соблазнять ближнего, и о правой жизни"
- "Поучение о безмолвии"
- "Послание"
- "Ответ утверждающим, что землетрясения бывают от подземных ветров"
- "Ответ на некоторые вопросы"
- "Ответ брату о священнике Илии"
- "Огласительное слово. Об оскудении добрых дел и о долготерпении Божием"
- "Обличение себе самому и исповедь"
- "Об утверждающих, что нет воскресения"
- "Об истинном отречении от мира, и о том, как душе обрести Бога, и для чего приходил Господь"
- "О том, что христиане не должны предаваться забавам"
- "О том, что не должно обольщаться эллинскими мнениями"
- "О том, что не должно дивиться временному и обольщаться приятностями жизни, и на псалом семьдесят второй"
- "О том, что не должно бояться укоризн за доброе дело"
- "О том, что монах не должен заботиться об одежде"
- "О том, что должно не смеяться и рассеиваться, но плакать и проливать о себе слезы"
- "О том, что должно избегать всяких вредных свиданий, и о воздержании"
- "О том, что братия должны жить между собою в единомыслии и любви"
- "О том, как приобретается человеком смиренномудрие. Сто глав"
- "О том, как монаху быть совершенным"
- "О тех, которые уловляют души в непотребство, утверждая, что ничего не значит дело сие"
- "О терпении, о кончине века и втором пришествии, о прилежном чтении божественных писаний и пользе безмолвия"
- "О терпении и сокрушении слово поучительное"
- "О терпении"
- "О суете настоящей жизни"
- "О страстях"
- "О смиренномудрии"
- "О сердечном сокрушении"
- "О свободе нашей и о том, что человек создан свободным"
- "О псалме"
- "О преспеянии в добродетели"
- "О правой жизни. Девяносто глав"
- "О посте"
- "О покаянии, о будущем суде, об удалении от обращения с женщинами и о роскошной жизни"
- "О покаянии и терпении"
- "О покаянии. Большое поучение"
- "О покаянии. Первое малое поучение"
- "О покаянии. Второе малое поучение"
- "О подвижнике Иулиане"
- "О памятовании смерти, о добродетели и о богатстве"
- "О необходимости бороться со врагом нашего спасения"
- "О рае"
- "О монахах"
- "О молитве. Первое поучение"
- "О молитве. Второе поучение"
- "О любви к бедным"
- "О любви"
- "О жене грешнице, помазавшей Господа миром"
- "О душевном страхе"
- "О духовном состоянии"
- "О добродетелях и страстях"
- "О добродетели. К младшему подвижнику. Четыре главы"
- "О добродетели. Десять глав"
- "О девстве"
- "О втором Господнем пришествии и о покаянии"
- "О вооружении монаху"
- "О воздержании, о том, что не должно соревновать грешникам, которые извиняются обстоятельствами времени, и о Ное"
- "О вере"
- "О брани с диаволом"
- "О блаженных обителях"
- "О блаженных местах"
- "О блаженствах и горе"
- "О Лоте и о приведении себя в безопасность"
- "Наставление монахам"
- "Наставление братиям"
- "На тех, которые ежедневно грешат и ежедневно каются"
- "На слова: "два будет на селе" (Мф.24:40)"
- "На слова: Вонми себе (Втор.4:9). Двенадцать глав"
- "Поучительные слова к египетским монахам"
- "Похвальное слово иже во святых отцу нашему Василию Великому"
- "Похвальное слово мученикам"
- "Похвальное слово святым четыредесяти мученикам"
- "Похвальное слово славным мученикам, во всем мире пострадавшим"
- "Поучение подвижникам"
- "Против исследователей естества Сына Божия"
- "Различные виды Божия промысла"
- "Седмь деланий у монаха"
- "Сказание о юродивой"
- "Слово душеполезное"
- "Слово на почивших о Христе"
- "Слово на святый пяток о кресте и о разбойнике"
- "Слово на честный и животворящий крест и на второе пришествие, а также о любви и милостыне"
- "Слово о Аврааме и Исааке"
- "Слово о внушениях ненавистника добру демона"
- "Слово о злоязычии и о страстях"
- "Слово о прекрасном Иосифе"
- "Слово о пророке Данииле и о трех святых отроках, в ответ утверждающему: "время лукаво, не могу спастись""
- "Слово о святом пророке Илие"
- "Слово о священстве"
- "Слово о страданиях Спасителя"
- "Слово о суде и об умилении"
- "Слово о том, как душа, когда искушает ее враг, должна со слезами молиться Богу"
- "Слово о том, что всегда должно иметь в мыслях день исшествия из сей жизни"
- "Слово подвижническое"
- "Слово подвижническое первое"
- "Слово увещательное"
- "Слово умилительное"
- "Слово умилительное первое"
- "Слово умилительное второе"
- "Слово первое. О скончавшихся отцах"
- "Слово второе. О скончавшихся отцах"
- "Советы подвижникам"
- "Толкование на книгу Второзаконие"
- "Толкование на книгу Исход"
- "Толкование на книгу Левит"
- "Толкование на книгу Числ"
- "Толкование на книгу пророчества Авдия"
- "Толкование на книгу пророчества Амоса"
- "Толкование на книгу пророчества Даниила"
- "Толкование на книгу пророчества Захарии"
- "Толкование на книгу пророчества Иезекииля"
- "Толкование на книгу пророчества Иоиля"
- "Толкование на книгу пророчества Малахии"
- "Толкование на книгу пророчества Михея"
- "Толкование на книгу пророчества Осии"
- "Толкование на первую книгу, то есть на книгу Бытия"
- "Толкование на послания божественного Павла. Первое послание к Фессалоникийцам"
- "Толкование на послания божественного Павла. Второе послание к Фессалоникийцам"
- "Толкование на послания божественного Павла. Первое послание к Тимофею"
- "Толкование на послания божественного Павла. Второе послание к Тимофею"
- "Толкование на послания божественного Павла. Послание к Галатам"
- "Толкование на послания божественного Павла. Послание к Евреям"
- "Толкование на послания божественного Павла. Послание к Ефесянам"
- "Толкование на послания божественного Павла. Послание к Колоссянам"
- "Толкование на послания божественного Павла. Послание к Титу"
- "Толкование на послания божественного Павла. Послание к Филиппийцам"
- "Толкование на послания божественного Павла. Первое послание к Коринфянам"
- "Толкование на послания божественного Павла. К Коринфянам второе послание"
- "Толкование на апокрифические послания коринфян к Апостолу Павлу и Апостола Павла к Коринфянам. К Коринфянам третье"
- "Толкование на послания божественного Павла. К Римлянам"
- "Надгробные песнопения"
- "О Церкви"
- "О Воскресении, смерти и сатане"
- "Слезные моления"
- "На слова: "Положи, Господи, хранение устом моим, и дверь ограждения о устнах моих""
- "На слова: "Сыне, моей премудрости внимай, к моим же словесем прилагай ухо твое""
- "На слова: "И се, вся сýетство и крушение духа""
- "Книга пророка Исаии"
- "На слова Исаии: Да возмется нечестивый, да не видит славы Господни"
- "Книга пророка Иеремии"
- "На слова Иеремии: "Горе нам, яко согрешихом""
- "На некоторые места "Плача Иеремии""
|