Ефрем Сирин. В низложение гордыни
Память: 28 января / 10 февраля
Преподобный Ефрем Сирин - подвижник и
духовный писатель, живший в IV веке. Написал много
толковательных и нравственных сочинений, покаянных и
погребальных песнопений.

Преподобный Ефрем Сирин. Икона
***
В низложение гордыни
Без смиренномудрия напрасны всякий
подвиг, всякое воздержание, всякое подчинение, всякая
нестяжательность, всякая многоученость. Ибо как начало и
конец доброго - смиренномудрие, так начало и конец
худого - высокоумие. А этот нечистый дух изворотлив и
многообразен; почему употребляет всякия усилия
возобладать всеми, и каждому, каким кто ни идет путем,
ставит на оном сеть. Мудрого уловляет мудростью,
крепкого крепостью, богатого богатством, благообразного
красотою, красноречивого краснословием, имеющего хороший
голос приятностью голоса, художника искусством,
оборотливого оборотливостью. А подобным сему образом не
перестает искушать и ведущих духовную жизнь, и ставит
сеть отрекшемуся от мира в отречении, воздержному в
воздержаны, безмолвнику в безмолвии, нестяжательному в
нестяжательности, многоученому в учености,
благоговейному в благоговении, сведущему в знании
(впрочем истинное ведение сопряжено с смиренномудрием).
Так высокоумие во всех старается посеять свои плевелы.
Почему, зная жестокость этой страсти (ибо как скоро она
укоренится где, ни к чему негодными делает и человека и
весь труд его), Господь к победе над нею дал нам
средство смиренномудрие, сказав: егда сотворите вся
повеленная вам, глаголите: яко раби неключими
есмы (Лк.17:10).
Итак для чего же сами себя вовлекаем в
легкомыслие и доводим до умоповреждения? Апостол
говорит: аще же кто мнит себе быти что, ничтоже сый,
умом льстит себе: дело бо свое да искушает кийждо, и
тогда в себе точию хваление да имать, а не во
ином (Гал.6:3.4).
Для чего сами себя обманываем, как
знатные какие в мире люди превозносясь друг над другом и
уничижая тех, кто скромнее? Знаем, что, по учению
Господа, еже есть в человецех высоко, мерзость есть пред
Богом(Лк.16:15).
Или, как воздержные, превозносимся мы
пред теми, кто немощнее? Опять обличает нас Апостол,
говоря: не хваляй бо себе, сей искусен, но егоже Бог
восхваляет (2Кор.10:18).
Или, как преимущественно трудящиеся в
служении думаем о себе высоко в сравнении с живущими в
покое? Опять находим, что Господь более хвалит Марию:
потому что благую часть избра (Лк.10:42).
Или, как безмолвники, превозносимся над
теми, которые развлекаются служением? Опять находим, что
Господь учит и говорит: не приидох, да послужат Мне, но
послужити, и дати душу Мою избавление за многих
(Мф.20:28). Поэтому во всяком случае должно бегать
высокоумия.
Но потому о себе много думаем, что живем
в пустынном и песчаном месте? Впрочем никакой пользы не
принесет нам место, если не с смиренномудрием делаем
дело свое; потому что Апостол говорит: смотри не на
видимое, но на невидимое; видимая бо временна, невидимая
же вечна (2Кор.4:18).
Но тем кичимся, что живем в яме и
пещере? Все это - знаки самоумерщвления и беззаботности
о земном. Поэтому, что избрал ты себе в средство к
преспеянию в добродетели, то да не служит тебе поводом к
падению в гордыню. Не уподобляйся неразумному ковачу,
который не знает своего дела и вместо куска железа
пытается раскалить дерево. Итак всеми силами должны мы
держаться смиренномудрия.
Но ты богат и остаешься в пределах
праведности? Впрочем не достиг еще в меру Авраама,
который называл себя землею и пеплом (Быт.18:27).
Но на тебя возложено попечение о людях?
И Моисей принимал на себя попечение о народе. После
того, как Бог рукою Моисея и Аарона поразил Египет, и
иссушил Чермное море, и немокренно перевел Израиля, и
ввел их в оную страшную пустыню, и приблизились они к
пределам моавитским, и увидели Моавитяне
многочисленность народа, - рече Моав, как
написано, старейшинам мадиамлим: ныне потребит сонм сей
всех, иже окрест нас, якоже потребляет злак на
поли (Числ.22:4); ибо сделано было перечисление народа,
кроме жен и детей и кроме левитского колена, и число их
от двадесяти лет и высше, всяк исходяй ополчитися во
Израили, шесть сот тысящ и три тысящи и пять сот и
пятьдесят (Числ.1:45,46). И над всеми ними вождем был
Моисей. И став собеседником Божиим и увидев славу
Господню, не превознесся он сердцем, не вознерадел о
смиренномудрии. Почему и святое Писание свидетельствует,
говоря: человек Моисей кроток зело паче всех человек,
сущих на земли (Числ.12:3).
Но ты красив видом, крепок силою,
увенчан диадемой? Впрочем не достиг в меру царя Давида,
который смиренномудренно говорил о себе: аз же есмь
червь, а не человек (Пс.21:7).
Но ты имеешь ведение, и мудрость, и
воздержание? Впрочем не пришел в меру трех отроков и
Пророка Даниила, из которых один говорил: Тебе, Господи,
правда: нам же стыдение лица, якоже день сей (Дан.9:7);
другие же говорили: душею сокрушенною, и духом
смиренным, да прияты будем (Дан.3:39).
И если праведники показывали в себе
столько смирения, то сколько смиренными должно быть нам
грешникам! Ибо превозноситься и думать о себе много есть
плотское мудрование. И по слову Апостола: аще во плоти
живете, имате умрети: аще же духом деяния плотская
умерщвляете, живи будете (Рим.8:13). И невозможно
преодолеть страстей не преуспев в сей добродетели.
Не слыхал разве, что претерпел за
благочестие блаженный Павел? Ибо в послании к Коринфянам
пишет он: в трудех множае, в ранах преболе: от Иудей
пятькраты четыредесять разве единых приях: трищи
палицами биен бых, единою каменми наметан бых, трикраты
корабль опровержеся со мною: нощь и день во глубине
сотворих: в путных шествиях множицею: беды в реках, беды
от разбойник, беды от сродник, беды от язык, беды во
градех, беды в пустыни, беды в мори, беды во лжебратии:
в труде и подвизе, во бдениях множицею, во алчбе и
жажди, в пощениих многащи, в зиме и наготе и т.д.
(2Кор.11:23-27). Можем ли мы и отважиться на это? И
смотри, какова его добродетель: - после стольких
опасностей и после стольких заслуг смиренномудренно
говорил он: братие, аз себе не у помышляю
достигша (Флп.3:13)! Так говорил Павел, чтоб удалить от
себя превозношение, зная, какой гнев навлекает оно на
своих любителей.
Что такое высокоумие? Превозноситься
значит то же почти, что укорять Бога собственными своими
заслугами. Так и в человеческом быту, если, кто даст
ближнему дар, но начнет над ним превозноситься, то
милости его обратятся в ничто, и истребит он приязнь в
ближнем. Почему таковой человек гнусен. Поэтому и
Господь, пекущийся о жизни нашей, желая сделать нас
далекими от сей пагубной страсти, учит, сказав: егда
сотворите вся повеленная вам, глаголите, яко раби
неключими есмы (Лк.17:10). А если не творим повеленного,
то не в праве называться даже и неключимыми рабами;
потому что велик Господь наш, велики и прочны дары Его.
Для вразумления же твоего, что учил нас
не только смиренно говорить, но и смиренномудрствовать,
Господь наставил нас самым делом, когда препоясался
полотенцем и умыл ноги Апостолам. Почему
говорит: научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен
сердцем и обрящете покой душам вашим (Мф.11:29). Когда
терпишь невольную скорбь, как вольную; тогда заключай по
сему, что пришел ты в меру мужа доблестного и
смиренного.
Но с ужасом узнал я, что допустил ты в
себя обманчивый помысл, внушающий тебе недозволенное. И
спрашиваю: разве будешь восхищен в эти дни? Напротив
того, очень многие повредились в уме от сей мысли. Скажи
сам себе: Кто ты таков? В какую пришел меру? Разве ты
Илия? Разве чудеса сотворил, подобно ему? Ибо он
молитвою заключил небо, и не одожди лета три и месяц
шесть (Иак.5:17), и опять по молитве его небо дало
дождь, и еще молитвою три раза свел он огнь с неба. Но
ты приобрел всю веру? Представь опыты; покажи знамения и
чудеса; воскреси мертвых молитвою; отверзи очи слепым;
изгони бесов; очисти прокаженных; исцели хромых; ходи по
морю, как по сухой земле; претвори воду в вино; пятью
хлебами и двумя рыбами по молитве своей насыть великое
множество людей. Ибо не лжив Сказавший: веруяй в Мя,
дела, яже Аз творю, и той сотворит, и больша сих
сотворит (Ин.14:12).
Но, может быть, вступится кто-нибудь в
речь и скажет: Поэтому, если кто не сотворит таких
боголепных дел, то нет у него и надежды спасения? -
Надежду спасения имеем мы у себя и не совершив таких
дел, если только исповедуем свою немощь и свое
маловерие. Немощному же нужно милосердие, а не
превозношение. А если имеем нужду в милосердии, то
употребим в дело смиренномудрие, чтоб смиренномудрием
привлечь на себя щедроты Господни. Ибо написано: яко во
смирении нашем помяну ны Господь: и избавил ны есть от
врагов наших (Пс.135:23,24). И еще: смирихся, и спасе
мя (Пс.114:5). Но если, опершись на ветер, много о себе
думаем, то не иное что делаем, как сами себя низвергаем
в бездну. Посему не допускай в себя недуга гордыни, чтоб
враг внезапно не похитил у тебя рассудка. Отрезвись от
высокопарного помысла самоугодия. Не разлагай сетей под
ногами у себя. Смиренномудрием очисти ум свой от этого
смертоносного яда.
Пусть вразумит тебя пример выметающего
сор из дому своего: он нагибается к полу и очищает. Тем
паче и тем с большим тщанием надобно наклоняться и
смирять себя для очищения души, не допускать в нее того,
что ненавистно Богу. Ибо в смиренной душе обитает Отец и
Сын и Святый Дух. Написано: кое причастие правде к
беззаконию? Или кое общение свету ко тме? Кое же
согласие Христови с велиаром? Или кая часть верну с
неверным? Кое же сложение Церкви Божией со идолы? Ибо
мы церкви Бога жива, якоже рече Бог: яко вселюся в них,
и похожду, и буду им Бог: и тии будут Мне людие. Тем же
изъидите от среды их, и отлучитеся, глаголет Господь, и
нечистоте не прикасайтеся: и Аз прииму вы, и буду вам в
Отца, и вы будете Мне в сыны и дщери, глаголет Господь
Вседержитель (2Кор.6:14-18). Сицева убо имуще
обетования, о возлюбленнии, очистим себе от всякия
скверны плоти и духа, творяще святыню в страсе
Божии (2Кор.7:1). Поэтому, когда подвижнически
устраняешься от житейских дел и спасаешься от волнений
бедственной жизни, тогда еще более старайся не иметь
общения с нечистым духом гордыни, чтоб принял тебя
Господь. Ибо не чист пред Господом всяк
высокосердый (Притч.16:5).
Ужели не помышляешь о том огне, чрез
который будем проходить? Когда, прошедши чрез этот
огонь, окажемся чистыми и неукоризненными, тогда узнаем
о себе, каковы мы. Ибо день явит коегождо
дело (1Кор.3:13), по написанному, потому что искушено
будет огнем. Итак со многим смиренномудрием будем молить
Господа, чтоб избавил нас от грядущего гнева, и сподобил
того восхищения, каким праведные восхищены будут на
облацех на воздусе во сретение Царю славы (1Сол.4:17), и
чтобы с кроткими и смиренными наследовать нам царство
небесное. Ибо, как написано: блажени нищие духом, яко
тех есть царствие небесное (Мф.5:3), так горе гордым и
высокоумным; потому что для них готовится пещь огненная.
В гордыне живет сказавший: крепостию сотворю, и
премудростию разума отъиму пределы языков, и силу их
пленю: и сотрясу грады населеныя, и вселенную всю объиму
рукою моею яко гнездо, и яко оставленая яица возму; и
несть, иже убежит мене, или противу мене речет. Но
послет Господь Бог Саваоф на твою честь безчестие, и на
твою славу огнь горя возгорится (Ис.10:13-16). И еще: ты
же рекл еси во уме твоем: на небо взыду, выше звезд
небесных поставлю престол мой, сяду на горе высоце, на
горах высоких, яже к северу: взыду выше облак и буду
подобен Вышнему. Ныне же во ад снидеши, и во основания
земли (Ис.14:13-15).
Итак будем бегать гордыни, которая
ненавистна Господу; возлюбим же смиренномудрие, которым
все праведники благоугождали Господу. Ибо ввликий дар -
смиренномудрие; велика слава, велик успех и велика честь
приобретших оное. С ним непреткновенное течение, в нем
всесовершенная мудрость. За высокоумие унижен фарисей, а
за смиренномудрие возвышен мытарь, с которым и нас да
сподобит Господь нетленной части всех праведных. Ему
подобает всякая слава во веки! Аминь.
Ефрем Сирин, преподобный
Цитировано по:
Творения. Т.2. Репринтное
издание. - М.: Издательский отдел Московского
Патриархата, 1993. - С. 29-35. // Творения иже во
святых Отца нашего Ефрема Сирина. Писания
духовно-нравственные. - Сергиев Посад. Типография
Св.-Тр. Сергиевой Лавры, 1907.
Святоотеческое наследие
***
Молитва преподобному Ефрему Сирину:
-
Молитва преподобному Ефрему Сирину.
Подвижник и духовный писатель, живший в IV веке. С
юных лет оставил мир и удалился к отшельникам, после
того, как попал в тюрьму по ложному обвинению. После
еще раз подвергся клевете, но Богом был оправдан
пред людьми. Боролся против ариан, написал много
толковательных и нравственных сочинений, покаянных и
погребальных песнопений. Заступник невинно
оклеветанных и притесненных, покровитель иночества,
податель смирения и целомудрия
Акафист преподобному Ефрему Сирину:
- Акафист преподобному Ефрему Сирину
Труды преподобного Ефрема Сирина:
- На лукавых жен - преподобный Ефрем Сирин
- К нерадивой душе - преподобный Ефрем Сирин
- Вопросы и ответы - преподобный Ефрем Сирин
- О восьми помыслах - преподобный Ефрем Сирин
- Великопостная покаянная молитва - преподобный Ефрем Сирин
- "На слова, сказанные Господом: в мире сем скорбни будете (Ин.16:33), и о том, что человеку должно быть совершенным" - преподобный Ефрем Сирин
- "На пришествие Господне" - преподобный Ефрем Сирин
- "К монаху Иоанну" - преподобный Ефрем Сирин
- "Жизнь блаженного Аврамия и племянницы его Марии" - преподобный Ефрем Сирин
- "В подражание притчам" - преподобный Ефрем Сирин
- "В низложение гордыни" - преподобный Ефрем Сирин
- "В исправление тех, которые предаются страстям и домогаются почестей" - преподобный Ефрем Сирин
- "Блаженства. 55 глав" - преподобный Ефрем Сирин
- "Блаженства. 20 глав" - преподобный Ефрем Сирин
- "Похвальное слово Петру, Павлу, Андрею, Фоме, Луке и Иоанну, и на чтение из Евангелия от Иоанна" - преподобный Ефрем Сирин
- "Поучение падшему брату. О воздержании от плотских пожеланий, о борении и великой осмотрительности" - преподобный Ефрем Сирин
- "Поучение о том, что не должно соблазнять ближнего, и о правой жизни" - преподобный Ефрем Сирин
- "Поучение о безмолвии" - преподобный Ефрем Сирин
- "Послание" - преподобный Ефрем Сирин
- "Ответ утверждающим, что землетрясения бывают от подземных ветров" - преподобный Ефрем Сирин
- "Ответ на некоторые вопросы" - преподобный Ефрем Сирин
- "Ответ брату о священнике Илии" - преподобный Ефрем Сирин
- "Огласительное слово. Об оскудении добрых дел и о долготерпении Божием" - преподобный Ефрем Сирин
- "Обличение себе самому и исповедь" - преподобный Ефрем Сирин
- "Об утверждающих, что нет воскресения" - преподобный Ефрем Сирин
- "Об истинном отречении от мира, и о том, как душе обрести Бога, и для чего приходил Господь" - преподобный Ефрем Сирин
- "О том, что христиане не должны предаваться забавам" - преподобный Ефрем Сирин
- "О том, что не должно обольщаться эллинскими мнениями"
- "О том, что не должно дивиться временному и обольщаться приятностями жизни, и на псалом семьдесят второй" - преподобный Ефрем Сирин
- "О том, что не должно бояться укоризн за доброе дело" - преподобный Ефрем Сирин
- "О том, что монах не должен заботиться об одежде" - преподобный Ефрем Сирин
- "О том, что должно не смеяться и рассеиваться, но плакать и проливать о себе слезы" - преподобный Ефрем Сирин
- "О том, что должно избегать всяких вредных свиданий, и о воздержании" - преподобный Ефрем Сирин
- "О том, что братия должны жить между собою в единомыслии и любви" - преподобный Ефрем Сирин
- "О том, как приобретается человеком смиренномудрие. Сто глав" - преподобный Ефрем Сирин
- "О том, как монаху быть совершенным"
- "О тех, которые уловляют души в непотребство, утверждая, что ничего не значит дело сие" - преподобный Ефрем Сирин
- "О терпении, о кончине века и втором пришествии, о прилежном чтении божественных писаний и пользе безмолвия" - преподобный Ефрем Сирин
- "О терпении и сокрушении слово поучительное" - преподобный Ефрем Сирин
- "О терпении" - преподобный Ефрем Сирин
- "О суете настоящей жизни" - преподобный Ефрем Сирин
- "О страстях" - преподобный Ефрем Сирин
- "О смиренномудрии" - преподобный Ефрем Сирин
- "О сердечном сокрушении" - преподобный Ефрем Сирин
- "О свободе нашей и о том, что человек создан свободным" - преподобный Ефрем Сирин
- "О псалме" - преподобный Ефрем Сирин
- "О преспеянии в добродетели" - преподобный Ефрем Сирин
- "О правой жизни. Девяносто глав" - преподобный Ефрем Сирин
- "О посте" - преподобный Ефрем Сирин
- "О покаянии, о будущем суде, об удалении от обращения с женщинами и о роскошной жизни" - преподобный Ефрем Сирин
- "О покаянии и терпении" - преподобный Ефрем Сирин
- "О покаянии. Большое поучение" - преподобный Ефрем Сирин
- "О покаянии. Первое малое поучение" - преподобный Ефрем Сирин
- "О покаянии. Второе малое поучение" - преподобный Ефрем Сирин
- "О подвижнике Иулиане" - преподобный Ефрем Сирин
- "О памятовании смерти, о добродетели и о богатстве" - преподобный Ефрем Сирин
- "О необходимости бороться со врагом нашего спасения" - преподобный Ефрем Сирин
- "О рае" - преподобный Ефрем Сирин
- "О монахах" - преподобный Ефрем Сирин
- "О молитве. Первое поучение" - преподобный Ефрем Сирин
- "О молитве. Второе поучение" - преподобный Ефрем Сирин
- "О любви к бедным" - преподобный Ефрем Сирин
- "О любви" - преподобный Ефрем Сирин
- "О жене грешнице, помазавшей Господа миром" - преподобный Ефрем Сирин
- "О душевном страхе" - преподобный Ефрем Сирин
- "О духовном состоянии" - преподобный Ефрем Сирин
- "О добродетелях и страстях" - преподобный Ефрем Сирин
- "О добродетели. К младшему подвижнику. Четыре главы" - преподобный Ефрем Сирин
- "О добродетели. Десять глав" - преподобный Ефрем Сирин
- "О девстве" - преподобный Ефрем Сирин
- "О втором Господнем пришествии и о покаянии" - преподобный Ефрем Сирин
- "О восьми помыслах" - преподобный Ефрем Сирин
- "О воскресении мертвых" - преподобный Ефрем Сирин
- "О вооружении монаху" - преподобный Ефрем Сирин
- "О воздержании, о том, что не должно соревновать грешникам, которые извиняются обстоятельствами времени, и о Ное" - преподобный Ефрем Сирин
- "О вере" - преподобный Ефрем Сирин
- "О брани с диаволом" - преподобный Ефрем Сирин
- "О блаженных обителях" - преподобный Ефрем Сирин
- "О блаженных местах" - преподобный Ефрем Сирин
- "О блаженствах и горе" - преподобный Ефрем Сирин
- "О Лоте и о приведении себя в безопасность" - преподобный Ефрем Сирин
- "Наставление монахам" - преподобный Ефрем Сирин
- "Наставление братиям" - преподобный Ефрем Сирин
- "На тех, которые ежедневно грешат и ежедневно каются" - преподобный Ефрем Сирин
- "На слова: "два будет на селе" (Мф.24:40)" - преподобный Ефрем Сирин
- "На слова: Вонми себе (Втор.4:9). Двенадцать глав" - преподобный Ефрем Сирин
- "На слова, сказанные Господом: в мире сем скорбни будете (Ин.16:33), и о том, что человеку должно быть совершенным" - преподобный Ефрем Сирин
- "Поучительные слова к египетским монахам" - преподобный Ефрем Сирин
- "Похвальное слово иже во святых отцу нашему Василию Великому" - преподобный Ефрем Сирин
- "Похвальное слово мученикам" - преподобный Ефрем Сирин
- "Похвальное слово святым четыредесяти мученикам" - преподобный Ефрем Сирин
- "Похвальное слово славным мученикам, во всем мире пострадавшим" - преподобный Ефрем Сирин
- "Поучение подвижникам" - преподобный Ефрем Сирин
- "Против исследователей естества Сына Божия" - преподобный Ефрем Сирин
- "Различные виды Божия промысла" - преподобный Ефрем Сирин
- "Седмь деланий у монаха" - преподобный Ефрем Сирин
- "Сказание о юродивой" - преподобный Ефрем Сирин
- "Слово душеполезное" - преподобный Ефрем Сирин
- "Слово на почивших о Христе" - преподобный Ефрем Сирин
- "Слово на святый пяток о кресте и о разбойнике" - преподобный Ефрем Сирин
- "Слово на честный и животворящий крест и на второе пришествие, а также о любви и милостыне" - преподобный Ефрем Сирин
- "Слово о Аврааме и Исааке" - преподобный Ефрем Сирин
- "Слово о внушениях ненавистника добру демона" - преподобный Ефрем Сирин
- "Слово о злоязычии и о страстях" - преподобный Ефрем Сирин
- "Слово о прекрасном Иосифе" - преподобный Ефрем Сирин
- "Слово о пророке Данииле и о трех святых отроках, в ответ утверждающему: "время лукаво, не могу спастись"" - преподобный Ефрем Сирин
- "Слово о святом пророке Илие" - преподобный Ефрем Сирин
- "Слово о священстве" - преподобный Ефрем Сирин
- "Слово о страданиях Спасителя" - преподобный Ефрем Сирин
- "Слово о суде и об умилении" - преподобный Ефрем Сирин
- "Слово о том, как душа, когда искушает ее враг, должна со слезами молиться Богу" - преподобный Ефрем Сирин
- "Слово о том, что всегда должно иметь в мыслях день исшествия из сей жизни" - преподобный Ефрем Сирин
- "Слово подвижническое" - преподобный Ефрем Сирин
- "Слово подвижническое первое" - преподобный Ефрем Сирин
- "Слово увещательное" - преподобный Ефрем Сирин
- "Слово умилительное" - преподобный Ефрем Сирин
- "Слово умилительное первое" - преподобный Ефрем Сирин
- "Слово умилительное второе" - преподобный Ефрем Сирин
- "Слово первое. О скончавшихся отцах" - преподобный Ефрем Сирин
- "Слово второе. О скончавшихся отцах" - преподобный Ефрем Сирин
- "Советы подвижникам" - преподобный Ефрем Сирин
- "Толкование на книгу Второзаконие" - преподобный Ефрем Сирин
- "Толкование на книгу Исход" - преподобный Ефрем Сирин
- "Толкование на книгу Левит" - преподобный Ефрем Сирин
- "Толкование на книгу Числ" - преподобный Ефрем Сирин
- "Толкование на книгу пророчества Авдия" - преподобный Ефрем Сирин
- "Толкование на книгу пророчества Амоса" - преподобный Ефрем Сирин
- "Толкование на книгу пророчества Даниила" - преподобный Ефрем Сирин
- "Толкование на книгу пророчества Захарии" - преподобный Ефрем Сирин
- "Толкование на книгу пророчества Иезекииля" - преподобный Ефрем Сирин
- "Толкование на книгу пророчества Иоиля" - преподобный Ефрем Сирин
- "Толкование на книгу пророчества Малахии" - преподобный Ефрем Сирин
- "Толкование на книгу пророчества Михея" - преподобный Ефрем Сирин
- "Толкование на книгу пророчества Осии" - преподобный Ефрем Сирин
- "Толкование на первую книгу, то есть на книгу Бытия" - преподобный Ефрем Сирин
- "Толкование на послания божественного Павла. Первое послание к Фессалоникийцам" - преподобный Ефрем Сирин
- "Толкование на послания божественного Павла. Второе послание к Фессалоникийцам" - преподобный Ефрем Сирин
- "Толкование на послания божественного Павла. Первое послание к Тимофею" - преподобный Ефрем Сирин
- "Толкование на послания божественного Павла. Второе послание к Тимофею" - преподобный Ефрем Сирин
- "Толкование на послания божественного Павла. Послание к Галатам" - преподобный Ефрем Сирин
- "Толкование на послания божественного Павла. Послание к Евреям" - преподобный Ефрем Сирин
- "Толкование на послания божественного Павла. Послание к Ефесянам" - преподобный Ефрем Сирин
- "Толкование на послания божественного Павла. Послание к Колоссянам" - преподобный Ефрем Сирин
- "Толкование на послания божественного Павла. Послание к Титу" - преподобный Ефрем Сирин
- "Толкование на послания божественного Павла. Послание к Филиппийцам" - преподобный Ефрем Сирин
- "Толкование на послания божественного Павла. Первое послание к Коринфянам" - преподобный Ефрем Сирин
- "Толкование на послания божественного Павла. К Коринфянам второе послание" - преподобный Ефрем Сирин
- "Толкование на апокрифические послания коринфян к Апостолу Павлу и Апостола Павла к Коринфянам. К Коринфянам третье" - преподобный Ефрем Сирин
- "Толкование на послания божественного Павла. К Римлянам" - преподобный Ефрем Сирин
- "Надгробные песнопения" - преподобный Ефрем Сирин
- "О Церкви" - преподобный Ефрем Сирин
- "О Воскресении, смерти и сатане" - преподобный Ефрем Сирин
- "Слезные моления" - преподобный Ефрем Сирин
- "На слова: "Положи, Господи, хранение устом моим, и дверь ограждения о устнах моих"" - преподобный Ефрем Сирин
- "На слова: "Сыне, моей премудрости внимай, к моим же словесем прилагай ухо твое"" - преподобный Ефрем Сирин
- "На слова: "И се, вся сýетство и крушение духа"" - преподобный Ефрем Сирин
- "Книга пророка Исаии" - преподобный Ефрем Сирин
- "На слова Исаии: Да возмется нечестивый, да не видит славы Господни" - преподобный Ефрем Сирин
- "Книга пророка Иеремии" - преподобный Ефрем Сирин
- "На слова Иеремии: "Горе нам, яко согрешихом"" - преподобный Ефрем Сирин
- "На некоторые места "Плача Иеремии"" - преподобный Ефрем Сирин
|