Ефрем Сирин. Похвальное слово мученикам
Память: 28 января / 10 февраля
Преподобный Ефрем Сирин - подвижник и духовный писатель,
живший в IV веке. Написал много толковательных и
нравственных сочинений, покаянных и погребальных песнопений.
Преподобный Ефрем Сирин. Икона
***
Похвальное слово мученикам
Малосмысленный, неученый и ничего не
стоющий человек намеревается написать и выставить всем
напоказ прекрасную, величественную и привлекательную
картину, то есть, подвиг святых мучеников; между тем как
нет у него и красок, достойных такой картины, и персты
его неспособны даже этой картине дать совершенное
начертание. Как же он, ничтожный и неискусный,
осмеливается составить картину, которая выше маломощных
сил? Поелику знает он свое неискусство, не забывает и
своего малосилия; то припадает посему и со слезами
умоляет общего всех Владыку, Христа Царя, Который и
мученикам Своим даровал силу в подвиге, терпение в
скорби; почему превозмогли они различные ухищрение
ненавиствующего добру врага, и увенчались неувядающим
венцем, - умоляет, чтобы Сам благий и святый Бог даровал
неискусному мудрость, и смысл, и силу, составить великую
картину, достойную самого подвига святых мучеников, к
созерцанию всем грядущим родам, да и они узнают
прекрасное терпение и весьма великую твердость
победоносных мучеников; потому что были они мужественны
в своем намерении, и приобрели великие похвалы.
Во время гонения, когда все братия
бежали с поприща, не смея исповедать Христа, Сына Божия,
сии доблестные со всем мужеством стали на поприще и,
препоясав чресла свои искреннею верою, небоязненно, с
великим дерзновением, исповедали Христа Сына Божия. И
что говорю о боязливых, оставивших поприще? Не поприща,
но небесного царства Божия, бежали сии малодушные,
соделавшись оного недостойными. Итак, сии доблестные
святые устояли в подвиге с великою радостию, претерпев
все истязания за имя Единородного Сына Божия и Спасителя
миру. И точно, недоблестны ли были сии блаженные, когда
своими очами увидели приготовленные для них страшные
орудия мучений, горящий костер, пещь и котлы, которые в
виде капель извергали из себя летевшие смолу и жир;
увидели также колеса, с принуждением и скрипом
вертевшиеся в горящем огне, и еще раскаленные в огне
когти, пилы, тиски, буравы, оковы и узы, одним словом:
орудия, какие враг всякой истины изобрел на исповедающих
имя Спасителево? Все это разложил он перед мучениками,
чтобы привести святых в страх и робость, и чтобы зрением
сего удержать язык их от исповедания Христа Иисуса, Что
ж делают сии боголюбивые и совершенные подвижники, при
виде столь многих мучений, находящихся у них перед
глазами? Вооружась готовностью на все сии истязания, с
великим дерзновением, небоязненно, и нимало не
колеблясь, исповедуют они Христа пред заседающими
князьями и судиями. Ни шипение огня, ни клубящийся
пламень в печах, ни клокотание котлов, ни обращения
колес, ни железные когти, ни зубы пил, ни великая
острота буравов, ни давление оков, ни тяжесть уз, ни
угрозы мучителей, ни скрежетание князей, ни все
ухищрения ненавиствующего добру врага и его служителей,
не устрашили мужественных подвижников Христовых, и не
побудили отречься от своего Бога и Спасителя; но все
козни врага попрали они верою, и нимало не приблизилась
к ним боязнь.
Видишь ли, мужество боголюбивых рабов?
Видишь ли, непреклонность духа христолюбивых
подвижников? Видишь ли, ревность возлюбивших царство
Всевышнего Бога? Видишь ли, совершенную веру сих верных,
подлинно совершенных? Видишь ли, любовь к Богу, с какою
пренебрегли они всем, что есть на земле, чтобы узреть
Бога, Которого возлюбили? Видишь ли, как любовь ко
Христу возвышает с земли желающих возвышения? Видишь ли,
как желает рай увидеть в себе венценосцев радующимися во
свете? Прииди, искренний брат мой, и очами сердца изучай
плоды мученичества, избыток веры и непреложный
благочестивый помысл в совершенных подвижниках. Смотри,
как насильственные мучения не могли привести в
изнеможение у праведных и помысла, и той любви, какую
возымели они к Богу; напротив того, терзаемые с великою
радостью принимали они- удары, как величайшее
наслаждение, и с веселым лицом благодарили Бога, что
сподобились пострадать за Него.
Как же восхвалю вас, совершенные
христоносцы, или как наименую вас, славные и блаженные?
Кто будет в состоянии изречь похвалу вашей вере?
Изумевает мудрость витий и мудрых, видя столько
необычайного в рабах Христовых; не достает слов у
мучителей и судей при виде усердия святых мучеников.
Сколько ни мучили беззаконные служители тела
преподобных, не видали их печальными и унылыми, как
терпящих истязания; напротив того, видели святых в
великой радости. Спокойны и веселы были они среди мук.
А мы, братия, в оный страшный день суда,
какое будем иметь оправдание пред Богом, что и без
гонения, и без всякой скорби вознерадели столько о любви
к Богу и о своей жизни? Мученики в скорбях, в
искушениях, в истязаниях, в страшных муках, любили Бога
всею душою: искушения и тяжкие истязания не могли
отлучить их от любви Божией; а мы, живя в покое и неге,
не любим Бога, благого Владыку. Что ж будем делать,
когда там, пред престолом Судии, в оный трепетный день,
победоносные мученики с великим дерзновением будут
показывать струны язв и мучительных казней? Что покажем
мы там, братия? Какие заслуги? Любовь ли к Богу, веру ли
в Него? Отчуждение ли от всего земного? Или бесстрастие?
Или безмолвие? Или кротость? Милостыню ли? Или
целомудренное сокрушение? Бдение ли? Или слезы? Блажен,
кто имеет сии заслуги, потому что будет там
сопричастником мучеников; не извергнут его из чертога
света, и ради заслуг сих несомненно возымеет он тоже
дерзновение пред Христом и пред ангелами Его.
Победоносные мученики, добровольно
претерпевшие скорби из любви к Богу и Спасителю и
имеющие дерзновение пред Самим Владыкою, ходатайствуйте,
о святые, за нас расслабленных, и грешных, и исполненных
лености, да приидет на нас благодать Христова и
просветит сердца всех ленивых, чтобы возлюбить нам
Господа. Вы истинно блаженны и славны. И ангелы и
человеки ублажают вас. Ибо во время скорби, когда
усиливались ваши страдания в мучениях, имели вы рай у
себя пред очами, говоря сами в себе: "Пусть
увеличиваются здесь телесные мучения, чтобы там в раю
увеличились его наслаждения и покой". И когда среди
истязаний восставала в вас треволненная буря, имели вы у
себя пред очами Божие ублажение, в твердой уверенности,
что нелжив всевышний Бог, изрекший Свои обетования.
Поелику же у вас были пред очами сии будущие блага, и
сие удостоверяло вас, что нескончаемо будете ими
наслаждаться в радости; то не расслабевал, о святые,
крепкий ваш помысл. Радость о будущем и восторги
ожидания вашего соделывали вас ежечасно мужественными и
доблестными, и вы никогда не насыщались своими
страданиями. Враг увидел, как отважно и небоязненно
вступаете вы в борьбу, вовсе не имея в сердце страха
пред угрожающими истязаниями и искушениями, - и
изнемогла крепость лукавства его. Поелику же
преодолевали вы все истязания его, то предпринял враг,
страхом меча привести в боязнь ваше мужество, чтобы
отреклись вы от Христа, всегда вожделенного душам
боящихся Его. И не знал он жалкий, что меч его из выи
святых подвижников изводит обильные источники кровей, и
в сих-то потоках и кровях святых сам он погибает. Однако
же со стыдом сказал силам своим: "Боюсь и робею этой
крови, струящейся из выи закалаемых за имя Иисуса
Назарянина, потому что друг друга убеждают они умереть
за Него. Омрачила меня дымящаяся кровь их. Не в силах я
уже одного часа или даже мгновения противостоять
единодушию учеников Христовых. Гораздо было бы для меня
лучше не воздвигать на них царей. Ибо вот повсюду
преследует меня кровь их. Воня этой крови расслабляет
мои силы. Не могу никак и приблизиться к тому месту, где
есть кости учеников Иисусовых". - Вот блистательные
заслуги вашего мужества, совершенные подвижники, вот
доблести вашей веры, христоносные подвижники! Вот высота
вашей победы, мужественные богоносцы и боголюбцы! Вот
похвала ваша! Смерть ваша приобрела вам жизнь. Мудрые
составили умысел о вашем заклании, и мудрование умов их
обратилось в ничто. Приведенные в изумление сказали они
друг другу. "По истине велик Бог, Бог христианский, в
Которого уверовали все ученики Его". А нередко и
мучители, видя терпение святых мучеников и благие
утешения, какие подавали они друг другу во время своего
подвига, сами делались истинными поклонниками, боящимися
Бога и совершенными в вере.
Видите ли, братия, какое божественное
согласие? Видите ли, возлюбленные, какая любовь по Богу,
подкрепляющая в трудах собственные члены свои? Святые
мученики, вступившие в единый подвиг, утешали друг друга
и всегда ободряли малодушных, чтобы и самые рабы с
радостью искали себе одного с ними венца. А мы, лукавые,
завидуя друг другу, друг друга поедаем, друг друга
угрызаем по жестокости лукавства своего. Приходи же и
будь учеником святых мучеников. Если хочешь учиться, и
для тебя будут они добрыми учителями, и научишься у них
прекрасному бесстрастию, совершенной вере, любви к Богу,
великой сострадательности и вожделению будущих благ. Они
Божиею силою и совершенною верою вышли победителями из
пылающего костра, а ты препобеждай пламенеющее всегда
злое пожелание. Они терпением и упованием на Христа
победоносно перемогли все истязания, и ты также
целомудрием и благочестивым помыслом препобеждай все
позорные страсти. Они кротостью и великодушием победили
мучителей, и ты препобеждай мучительства гнева. Они явно
сделались мучениками, а ты в тайне будь всегда
совершенным мучеником. Они с дерзновением совершили
подвиг свой, и ты совершай сокровенный свой подвиг,
чтобы и в день воздаяния с ними тебе принять венец и
стать сонаследником их в царствии, радуясь во век века.
Помолитесь ныне, святые, и о грешнике,
который предается сну во время такого Божия к нему
благодеяния, чтобы и ему сподобиться милости в оный час,
когда откроются тайная человеков. А я жалким виночерпием
стал у вас, добропобедные мученики, и доброе вино вашего
подвижничества с любовью предложил чадам и братиям вашей
веры, и с прекрасной трапезы победного вашего торжества,
исполненной всегда яств, угостил отцев, братий и
сродников ваших, которые изо дня в день с сердечным
желанием приходят всегда есть и пить с сей трапезы. Ибо
вот они поют псалмы и радуясь славословят Бога,
увенчавшего главы вашего мужества, в великой радости
окружают святые останки вашего страдальчества, желая
принять благословение и взять с собою врачества для души
и тела. Итак, благословите всех, как добрые ученики
благого Владыки. И я, немощный, укрепленный вами, с
любовию воспел пред святыми вашими останками. Посему и
вы будьте ходатаями за меня расслабленного пред
престолом Божиим, чтобы вашими молитвами оказаться и мне
там спасенным, благодатию Господа и Спасителя нашего
Иисуса Христа. Слава Ему и Отцу, и Святому Духу во веки!
Аминь.
Ефрем Сирин, преподобный
Цитировано по:
Святой Ефрем Сирин. Творения. Т.3.
Репринтное издание. - М.:
Издательский отдел Московского
Патриархата, 1994, - С. 223-229. //
Творения иже во святых Отца нашего
Ефрема Сирина. Писания
духовно-нравственные. - Сергиев Посад.
Типография
Св.-Тр. Сергиевой Лавры, 1907
Святоотеческое наследие
***
Молитва преподобному Ефрему Сирину:
- Молитва
преподобному Ефрему Сирину. Подвижник и
духовный писатель, живший в IV веке. С юных лет оставил
мир и удалился к отшельникам, после того, как попал
в тюрьму по ложному обвинению. После еще раз
подвергся клевете, но Богом был оправдан пред
людьми. Боролся против ариан, написал много
толковательных и нравственных сочинений, покаянных и
погребальных песнопений. Заступник невинно
оклеветанных и притесненных, покровитель иночества,
податель смирения и целомудрия
Акафист преподобному Ефрему Сирину:
- Акафист преподобному Ефрему Сирину
Труды преподобного Ефрема Сирина:
- На лукавых жен
- К нерадивой душе
- Вопросы и ответы
- О восьми помыслах
- Великопостная покаянная молитва
- "На слова, сказанные Господом: в мире сем скорбни будете (Ин.16:33), и о том, что человеку должно быть совершенным"
- "На пришествие Господне"
- "К монаху Иоанну"
- "Жизнь блаженного Аврамия и племянницы его Марии"
- "В подражание притчам"
- "В низложение гордыни"
- "В исправление тех, которые предаются страстям и домогаются почестей"
- "Блаженства. 55 глав"
- "Блаженства. 20 глав"
- "Похвальное слово Петру, Павлу, Андрею, Фоме, Луке и Иоанну, и на чтение из Евангелия от Иоанна"
- "Поучение падшему брату. О воздержании от плотских пожеланий, о борении и великой осмотрительности"
- "Поучение о том, что не должно соблазнять ближнего, и о правой жизни"
- "Поучение о безмолвии"
- "Послание"
- "Ответ утверждающим, что землетрясения бывают от подземных ветров"
- "Ответ на некоторые вопросы"
- "Ответ брату о священнике Илии"
- "Огласительное слово. Об оскудении добрых дел и о долготерпении Божием"
- "Обличение себе самому и исповедь"
- "Об утверждающих, что нет воскресения"
- "Об истинном отречении от мира, и о том, как душе обрести Бога, и для чего приходил Господь"
- "О том, что христиане не должны предаваться забавам"
- "О том, что не должно обольщаться эллинскими мнениями"
- "О том, что не должно дивиться временному и обольщаться приятностями жизни, и на псалом семьдесят второй"
- "О том, что не должно бояться укоризн за доброе дело"
- "О том, что монах не должен заботиться об одежде"
- "О том, что должно не смеяться и рассеиваться, но плакать и проливать о себе слезы"
- "О том, что должно избегать всяких вредных свиданий, и о воздержании"
- "О том, что братия должны жить между собою в единомыслии и любви"
- "О том, как приобретается человеком смиренномудрие. Сто глав"
- "О том, как монаху быть совершенным"
- "О тех, которые уловляют души в непотребство, утверждая, что ничего не значит дело сие"
- "О терпении, о кончине века и втором пришествии, о прилежном чтении божественных писаний и пользе безмолвия"
- "О терпении и сокрушении слово поучительное"
- "О терпении"
- "О суете настоящей жизни"
- "О страстях"
- "О смиренномудрии"
- "О сердечном сокрушении"
- "О свободе нашей и о том, что человек создан свободным"
- "О псалме"
- "О преспеянии в добродетели"
- "О правой жизни. Девяносто глав"
- "О посте"
- "О покаянии, о будущем суде, об удалении от обращения с женщинами и о роскошной жизни"
- "О покаянии и терпении"
- "О покаянии. Большое поучение"
- "О покаянии. Первое малое поучение"
- "О покаянии. Второе малое поучение"
- "О подвижнике Иулиане"
- "О памятовании смерти, о добродетели и о богатстве"
- "О необходимости бороться со врагом нашего спасения"
- "О рае"
- "О монахах"
- "О молитве. Первое поучение"
- "О молитве. Второе поучение"
- "О любви к бедным"
- "О любви"
- "О жене грешнице, помазавшей Господа миром"
- "О душевном страхе"
- "О духовном состоянии"
- "О добродетелях и страстях"
- "О добродетели. К младшему подвижнику. Четыре главы"
- "О добродетели. Десять глав"
- "О девстве"
- "О втором Господнем пришествии и о покаянии"
- "О вооружении монаху"
- "О воздержании, о том, что не должно соревновать грешникам, которые извиняются обстоятельствами времени, и о Ное"
- "О вере"
- "О брани с диаволом"
- "О блаженных обителях"
- "О блаженных местах"
- "О блаженствах и горе"
- "О Лоте и о приведении себя в безопасность"
- "Наставление монахам"
- "Наставление братиям"
- "На тех, которые ежедневно грешат и ежедневно каются"
- "На слова: "два будет на селе" (Мф.24:40)"
- "На слова: Вонми себе (Втор.4:9). Двенадцать глав"
- "Поучительные слова к египетским монахам"
- "Похвальное слово иже во святых отцу нашему Василию Великому"
- "Похвальное слово мученикам"
- "Похвальное слово святым четыредесяти мученикам"
- "Похвальное слово славным мученикам, во всем мире пострадавшим"
- "Поучение подвижникам"
- "Против исследователей естества Сына Божия"
- "Различные виды Божия промысла"
- "Седмь деланий у монаха"
- "Сказание о юродивой"
- "Слово душеполезное"
- "Слово на почивших о Христе"
- "Слово на святый пяток о кресте и о разбойнике"
- "Слово на честный и животворящий крест и на второе пришествие, а также о любви и милостыне"
- "Слово о Аврааме и Исааке"
- "Слово о внушениях ненавистника добру демона"
- "Слово о злоязычии и о страстях"
- "Слово о прекрасном Иосифе"
- "Слово о пророке Данииле и о трех святых отроках, в ответ утверждающему: "время лукаво, не могу спастись""
- "Слово о святом пророке Илие"
- "Слово о священстве"
- "Слово о страданиях Спасителя"
- "Слово о суде и об умилении"
- "Слово о том, как душа, когда искушает ее враг, должна со слезами молиться Богу"
- "Слово о том, что всегда должно иметь в мыслях день исшествия из сей жизни"
- "Слово подвижническое"
- "Слово подвижническое первое"
- "Слово увещательное"
- "Слово умилительное"
- "Слово умилительное первое"
- "Слово умилительное второе"
- "Слово первое. О скончавшихся отцах"
- "Слово второе. О скончавшихся отцах"
- "Советы подвижникам"
- "Толкование на книгу Второзаконие"
- "Толкование на книгу Исход"
- "Толкование на книгу Левит"
- "Толкование на книгу Числ"
- "Толкование на книгу пророчества Авдия"
- "Толкование на книгу пророчества Амоса"
- "Толкование на книгу пророчества Даниила"
- "Толкование на книгу пророчества Захарии"
- "Толкование на книгу пророчества Иезекииля"
- "Толкование на книгу пророчества Иоиля"
- "Толкование на книгу пророчества Малахии"
- "Толкование на книгу пророчества Михея"
- "Толкование на книгу пророчества Осии"
- "Толкование на первую книгу, то есть на книгу Бытия"
- "Толкование на послания божественного Павла. Первое послание к Фессалоникийцам"
- "Толкование на послания божественного Павла. Второе послание к Фессалоникийцам"
- "Толкование на послания божественного Павла. Первое послание к Тимофею"
- "Толкование на послания божественного Павла. Второе послание к Тимофею"
- "Толкование на послания божественного Павла. Послание к Галатам"
- "Толкование на послания божественного Павла. Послание к Евреям"
- "Толкование на послания божественного Павла. Послание к Ефесянам"
- "Толкование на послания божественного Павла. Послание к Колоссянам"
- "Толкование на послания божественного Павла. Послание к Титу"
- "Толкование на послания божественного Павла. Послание к Филиппийцам"
- "Толкование на послания божественного Павла. Первое послание к Коринфянам"
- "Толкование на послания божественного Павла. К Коринфянам второе послание"
- "Толкование на апокрифические послания коринфян к Апостолу Павлу и Апостола Павла к Коринфянам. К Коринфянам третье"
- "Толкование на послания божественного Павла. К Римлянам"
- "Надгробные песнопения"
- "О Церкви"
- "О Воскресении, смерти и сатане"
- "Слезные моления"
- "На слова: "Положи, Господи, хранение устом моим, и дверь ограждения о устнах моих""
- "На слова: "Сыне, моей премудрости внимай, к моим же словесем прилагай ухо твое""
- "На слова: "И се, вся сýетство и крушение духа""
- "Книга пророка Исаии"
- "На слова Исаии: Да возмется нечестивый, да не видит славы Господни"
- "Книга пророка Иеремии"
- "На слова Иеремии: "Горе нам, яко согрешихом""
- "На некоторые места "Плача Иеремии""
|