Ефрем Сирин. О Лоте и о приведении себя в
безопасность
Память: 28 января / 10 февраля
Преподобный Ефрем Сирин - подвижник и
духовный писатель, живший в IV веке. Написал много
толковательных и нравственных сочинений, покаянных и
погребальных песнопений.
Преподобный Ефрем Сирин. Икона
***
О Лоте и о приведении себя в
безопасность
Сластолюбцы, сердце свое научено всякому лихоимству
имуще, и очи имуще исполнь блудодеяния и непрестаемаго
греха, ради суще тления (2Пет.2:14,19), предлагают такую
мысль и говорят: "Не мы одни обнаруживаем в себе
страсть; этому подвержены многие, не только люди не
славные, но даже и славные". И они думают на сем
основании найти себе оправдание. Но мы боимся Того, Кто
судит по делам каждого. Ибо по отшествии отсюда должны
будем подпасть суду за все, что сделано нами в жизни. И
вот дни наши текут, как пополуденная тень. Посему, имея
в виду жизнь святых, к ней направим ладью свою, чтобы,
войдя в тихую пристань, вечно насладиться нестареющеюся
жизнью. А это слова людей растленных умом и неискусных в
вере. Но не успеют более (2Тим.3:8,9).
Итак послушаем Божественного Писания,
которое говорит: Еда утаю Аз от Авраама раба Моего, яже
Аз творю? Вопль содомский и гоморрский умножися, и греси
их велицы зело. Отъиде же Господь, яко преста глаголя ко
Аврааму (Быт.18:17,20,33). Приидоста же два ангела в
Содом в вечер (19:1). Лот принимает их. Но мужие града
содомляне объидоша дом, от юноши даже до старца, весь
народ вкупе. И иззываху Лота и глаголаху к нему: где
суть мужие, вшедшие к тебе нощию? Изведи я к нам, да
будем с ними (4.5). Праведник не пришел в страх, увидев
множество содомлян, и не выдал в руки нечестивым сих
странников и путников. Как псы, лаяли на него содомляне,
а он решился лучше от них умереть у дверей своих, нежели
стать сообщником их беззакония. Почему, облекшись в
броню веры, стал поборником благочестия. Развращенные же
злым навыком неотступно принуждали Лота, и приближишася
разбити двери. Простерше же мужие руки, вовлекоша Лота и
двери храмины заключиша: мужи же сущыя пред дверьми дома
поразиша слепотою, от мала даже до велика: и
разслабишася ищуще дверей (9-11). Кто же скажет, что
ничего не значит грех ненавистного дела сего? Если будем
утверждать, что ничего это не значит, то обвиним в
неправде Бога, как будто за ничего истребил Он города
содомские. Итак убежденные истиною будем хранить себя от
всякого греха, наипаче от сей нечистой мерзкой похоти.
Реша же мужие к Лоту: суть ли тебе зде
зятие, или сынове, или дщери? Или аще кто тебе ин есть в
граде, изведи от места сего. Яко мы погубляем место сие:
понеже возвысися вопль их пред Господем, и посла нас
Господь истребити его. Изыде же Лот и глагола к зятем
своим, поимшим дщери его, и рече: востаните и изъидите
от места сего, яко погубляет Господь град; возмнеся же
играти пред зятьми своими. Егда же утро бысть, понуждаху
ангели Лота, глаголюще: востав, поими жену твою и две
дщери твоя, яже имаши, и изыди, да не и ты погибнеши со
беззаконми града. И смутишася, и взяша ангели за руку
его, и за руку жену его, и за руки двух дщерей его,
понеже пощаде и Господь Бог. И бысть, егда изведоша я
вон, и реша: спасая спасай твою душу: не озирайся
вспять, ниже постой во всем пределе: в горе спасайся, да
не когда купно ят будеши (12-17). Когда же Лот стал
просить о городе Сигоре, чтобы туда убежать ему, Господь
не отказывает ему в просимом, но сказал: Се удивихся
лицу твоему и о словеси сем, еже не погубити града, о
нем же глаголал еси. Потщися убо спастися тамо; не
возмогу бо сотворити дела, дондеже внидеши тамо (21,22).
Видишь ли, какое снисхождение у Бога к рабам Его? Видишь
ли Божие благоутробие? Видишь ли силу действенной
молитвы праведника? Не возмогу, говорит, сотворити дело,
дондеже внидеши тамо. Произнесен приговор на развратных;
огнь готов излиться на города их; ангелы ждали
мановения, чтобы привести в исполнение распоряжение
своего Владыки; но Создатель повелел небесным силам
удержать готовую пагубу, пока праведник не спасется из
среды беззаконных. Не изумился ли лик ангельский при
таком долготерпении Человеколюбца? Кто не устрашится
сего Праведного Судии? Кто не возлюбит сладчайшего
Владыку? Якоже щедрит отец сыны, щедрит Господь боящихся
Его (Пс.102:13).
А издевавшиеся над праведником внезапно
погибли, потому что не послушались увешаний праведника.
Они видели, что солнце по обычному чину совершает
течение свое, и луна сохраняет чин свой, и воздух чист,
и земля покрыта зеленью; не было ни молний, ни громов,
ни землетрясения. Но когда думали благоденствовать в
совершенном мире и безопасности, внезапно постигла их
погибель, как написано: Якоже бысть во дни Лотовы:
ядяху, пияху, куповаху, саждаху, здаху: в оньже день
изыде Лот от содомлян, одожди камык горящ и огнь с
небесе, и погуби вся (Лк.17:28,29); потому что, по
удалении праведника из среды их, всемогущая Рука
одождила на них с неба огнь и жупел и истребила всех.
Как крепкий город по разрушении стен берется
победителем, так и они, лишившись молитв праведника,
погибли все до одного.
Итак, возлюбленные, убоимся Господа Бога
Отцев и всякия плоти, да и нас, по снисхождению Своему,
покроет в день гнева. Ибо написано: Образы прилучахуся
онем: писана же быша в научение наше, в нихже концы век
достигоша (1Кор.10:11). Итак крепко покорим чувства свои
воле Божией, по причине злоумышляющих на жизнь нашу;
яко с падением нашим ходим (Сир.13:16), и среди сетей
многих путь нага. Но если вверим себя Господу, то
спасемся Им от гнева.
Ефрем Сирин, преподобный
Цитировано по:
Святой Ефрем Сирин. Творения. Т.3.
Репринтное издание. - М.: Издательский отдел Московского
Патриархата, 1994. -С. 211-213 // Творения иже во
святых Отца нашего Ефрема Сирина. Писания
духовно-нравственные. - Сергиев Посад. Типография
Св.-Тр. Сергиевой Лавры, 1907.
Святоотеческое наследие
***
Молитва преподобному Ефрему Сирину:
- Молитва
преподобному Ефрему Сирину. Подвижник и
духовный писатель, живший в IV веке. С юных лет оставил
мир и удалился к отшельникам, после того, как попал
в тюрьму по ложному обвинению. После еще раз
подвергся клевете, но Богом был оправдан пред
людьми. Боролся против ариан, написал много
толковательных и нравственных сочинений, покаянных и
погребальных песнопений. Заступник невинно
оклеветанных и притесненных, покровитель иночества,
податель смирения и целомудрия
Акафист преподобному Ефрему Сирину:
- Акафист преподобному Ефрему Сирину
Труды преподобного Ефрема Сирина:
- На лукавых жен
- К нерадивой душе
- Вопросы и ответы
- О восьми помыслах
- Великопостная покаянная молитва
- "На слова, сказанные Господом: в мире сем скорбни будете (Ин.16:33), и о том, что человеку должно быть совершенным"
- "На пришествие Господне"
- "К монаху Иоанну"
- "Жизнь блаженного Аврамия и племянницы его Марии"
- "В подражание притчам"
- "В низложение гордыни"
- "В исправление тех, которые предаются страстям и домогаются почестей"
- "Блаженства. 55 глав"
- "Блаженства. 20 глав"
- "Похвальное слово Петру, Павлу, Андрею, Фоме, Луке и Иоанну, и на чтение из Евангелия от Иоанна"
- "Поучение падшему брату. О воздержании от плотских пожеланий, о борении и великой осмотрительности"
- "Поучение о том, что не должно соблазнять ближнего, и о правой жизни"
- "Поучение о безмолвии"
- "Послание"
- "Ответ утверждающим, что землетрясения бывают от подземных ветров"
- "Ответ на некоторые вопросы"
- "Ответ брату о священнике Илии"
- "Огласительное слово. Об оскудении добрых дел и о долготерпении Божием"
- "Обличение себе самому и исповедь"
- "Об утверждающих, что нет воскресения"
- "Об истинном отречении от мира, и о том, как душе обрести Бога, и для чего приходил Господь"
- "О том, что христиане не должны предаваться забавам"
- "О том, что не должно обольщаться эллинскими мнениями"
- "О том, что не должно дивиться временному и обольщаться приятностями жизни, и на псалом семьдесят второй"
- "О том, что не должно бояться укоризн за доброе дело"
- "О том, что монах не должен заботиться об одежде"
- "О том, что должно не смеяться и рассеиваться, но плакать и проливать о себе слезы"
- "О том, что должно избегать всяких вредных свиданий, и о воздержании"
- "О том, что братия должны жить между собою в единомыслии и любви"
- "О том, как приобретается человеком смиренномудрие. Сто глав"
- "О том, как монаху быть совершенным"
- "О тех, которые уловляют души в непотребство, утверждая, что ничего не значит дело сие"
- "О терпении, о кончине века и втором пришествии, о прилежном чтении божественных писаний и пользе безмолвия"
- "О терпении и сокрушении слово поучительное"
- "О терпении"
- "О суете настоящей жизни"
- "О страстях"
- "О смиренномудрии"
- "О сердечном сокрушении"
- "О свободе нашей и о том, что человек создан свободным"
- "О псалме"
- "О преспеянии в добродетели"
- "О правой жизни. Девяносто глав"
- "О посте"
- "О покаянии, о будущем суде, об удалении от обращения с женщинами и о роскошной жизни"
- "О покаянии и терпении"
- "О покаянии. Большое поучение"
- "О покаянии. Первое малое поучение"
- "О покаянии. Второе малое поучение"
- "О подвижнике Иулиане"
- "О памятовании смерти, о добродетели и о богатстве"
- "О необходимости бороться со врагом нашего спасения"
- "О рае"
- "О монахах"
- "О молитве. Первое поучение"
- "О молитве. Второе поучение"
- "О любви к бедным"
- "О любви"
- "О жене грешнице, помазавшей Господа миром"
- "О душевном страхе"
- "О духовном состоянии"
- "О добродетелях и страстях"
- "О добродетели. К младшему подвижнику. Четыре главы"
- "О добродетели. Десять глав"
- "О девстве"
- "О втором Господнем пришествии и о покаянии"
- "О вооружении монаху"
- "О воздержании, о том, что не должно соревновать грешникам, которые извиняются обстоятельствами времени, и о Ное"
- "О вере"
- "О брани с диаволом"
- "О блаженных обителях"
- "О блаженных местах"
- "О блаженствах и горе"
- "О Лоте и о приведении себя в безопасность"
- "Наставление монахам"
- "Наставление братиям"
- "На тех, которые ежедневно грешат и ежедневно каются"
- "На слова: "два будет на селе" (Мф.24:40)"
- "На слова: Вонми себе (Втор.4:9). Двенадцать глав"
- "Поучительные слова к египетским монахам"
- "Похвальное слово иже во святых отцу нашему Василию Великому"
- "Похвальное слово мученикам"
- "Похвальное слово святым четыредесяти мученикам"
- "Похвальное слово славным мученикам, во всем мире пострадавшим"
- "Поучение подвижникам"
- "Против исследователей естества Сына Божия"
- "Различные виды Божия промысла"
- "Седмь деланий у монаха"
- "Сказание о юродивой"
- "Слово душеполезное"
- "Слово на почивших о Христе"
- "Слово на святый пяток о кресте и о разбойнике"
- "Слово на честный и животворящий крест и на второе пришествие, а также о любви и милостыне"
- "Слово о Аврааме и Исааке"
- "Слово о внушениях ненавистника добру демона"
- "Слово о злоязычии и о страстях"
- "Слово о прекрасном Иосифе"
- "Слово о пророке Данииле и о трех святых отроках, в ответ утверждающему: "время лукаво, не могу спастись""
- "Слово о святом пророке Илие"
- "Слово о священстве"
- "Слово о страданиях Спасителя"
- "Слово о суде и об умилении"
- "Слово о том, как душа, когда искушает ее враг, должна со слезами молиться Богу"
- "Слово о том, что всегда должно иметь в мыслях день исшествия из сей жизни"
- "Слово подвижническое"
- "Слово подвижническое первое"
- "Слово увещательное"
- "Слово умилительное"
- "Слово умилительное первое"
- "Слово умилительное второе"
- "Слово первое. О скончавшихся отцах"
- "Слово второе. О скончавшихся отцах"
- "Советы подвижникам"
- "Толкование на книгу Второзаконие"
- "Толкование на книгу Исход"
- "Толкование на книгу Левит"
- "Толкование на книгу Числ"
- "Толкование на книгу пророчества Авдия"
- "Толкование на книгу пророчества Амоса"
- "Толкование на книгу пророчества Даниила"
- "Толкование на книгу пророчества Захарии"
- "Толкование на книгу пророчества Иезекииля"
- "Толкование на книгу пророчества Иоиля"
- "Толкование на книгу пророчества Малахии"
- "Толкование на книгу пророчества Михея"
- "Толкование на книгу пророчества Осии"
- "Толкование на первую книгу, то есть на книгу Бытия"
- "Толкование на послания божественного Павла. Первое послание к Фессалоникийцам"
- "Толкование на послания божественного Павла. Второе послание к Фессалоникийцам"
- "Толкование на послания божественного Павла. Первое послание к Тимофею"
- "Толкование на послания божественного Павла. Второе послание к Тимофею"
- "Толкование на послания божественного Павла. Послание к Галатам"
- "Толкование на послания божественного Павла. Послание к Евреям"
- "Толкование на послания божественного Павла. Послание к Ефесянам"
- "Толкование на послания божественного Павла. Послание к Колоссянам"
- "Толкование на послания божественного Павла. Послание к Титу"
- "Толкование на послания божественного Павла. Послание к Филиппийцам"
- "Толкование на послания божественного Павла. Первое послание к Коринфянам"
- "Толкование на послания божественного Павла. К Коринфянам второе послание"
- "Толкование на апокрифические послания коринфян к Апостолу Павлу и Апостола Павла к Коринфянам. К Коринфянам третье"
- "Толкование на послания божественного Павла. К Римлянам"
- "Надгробные песнопения"
- "О Церкви"
- "О Воскресении, смерти и сатане"
- "Слезные моления"
- "На слова: "Положи, Господи, хранение устом моим, и дверь ограждения о устнах моих""
- "На слова: "Сыне, моей премудрости внимай, к моим же словесем прилагай ухо твое""
- "На слова: "И се, вся сýетство и крушение духа""
- "Книга пророка Исаии"
- "На слова Исаии: Да возмется нечестивый, да не видит славы Господни"
- "Книга пророка Иеремии"
- "На слова Иеремии: "Горе нам, яко согрешихом""
- "На некоторые места "Плача Иеремии""
|