Ефрем Сирин. О жене грешнице, помазавшей Господа
миром
Память: 28 января / 10 февраля
Преподобный Ефрем Сирин - подвижник и
духовный писатель, живший в IV веке. Написал много
толковательных и нравственных сочинений, покаянных и
погребальных песнопений.
Преподобный Ефрем Сирин. Икона
***
О жене грешнице, помазавшей Господа
миром
Много преподобных и достойных Бога,
которые благочестиво воспевают Пречистого Владыку; но,
по благодати веры, и я недостойный сподобился с ними
славословить Его; потому что благодать никогда не
отвергает ни одного человека, желающего спастись. Как
родник, непрестанно источающий чистые струи и обильные
потоки, никогда не воспрещает желающему в обилии
наслаждаться даром чистых вод: так и Божественная
благодать отверста всем, чтобы каждый наслаждался,
сколько хочет. Ибо, когда Спаситель в Евангелиях
Божественным гласом своим всех призывает, ни мало не
различая убогого с богатым, говорить: аще кто жаждет, да
приидет ко Мне и пиет (Ин.7:37). Посему-то и я, хотя
недостоин, соделался причастником благодати Его,
возжелал смело со слезами воспевать Его, чтоб получить
отпущение грехов, как и та жена грешница, в душевной
горячности, смело вошла в оный вожделенный дом, где
возлежал Разрешитель долгов.
Вижу это и восприемлю еще большее
дерзновение стать крайне неотступным в прошении; ибо
усматриваю избыток душевной горячности, эту самую
сильную и прекрасную неотступность. Приидите,
христолюбивые, совершенные слушатели, и насладитесь
прекрасным повествованием о сей великой и дивной жене,
ежечасно призывающей нас на необычайное зрелище.
Зрелищем же называют то позорище, какое жена сия
составила для Ангелов и человеков.
Как открыто взошла она, вовсе незванная?
Как приблизилась к Нему возлежащему, объявила все тайны
сердечные, пересказав все это без звука и голоса? Видишь
ли необыкновенную приверженность души, как утвердилась
она в своей неотступности? Не убоялась мужественная жена
ни ропота домашних, ни жестокого выговора от
предстоящих; она рассуждала сама в себе: "если не
сделаю, чтоб на лице моем, как на железном и медном,
вовсе не было видно стыда, то не могу спастись от
гнусного прилива распутств моих. Пренебрегу же унижением
пред людьми, ни во что вменяя их оскорбления. Кратко это
время прекрасной неотступности в сравнении с прежним
временем моего бесстыдства. Тогда, бесстыдно стоя на
распутиях, всех приглашала я на срамное дело, ко всякому
выходя на встречу в неблагопристойных нарядах, счетом
заплетши волос с волосом, с сияющей улыбкой на ланитах,
придав себе обольстительный вид, чтоб привлечь к себе
всякого благообразного и красивого юношу; тогда
совершенно была я диавольскою сетью, уловляя души в
вечное осуждение. Поэтому теперь должна приложить труд,
скорей уврачеваться, и вместо тех худых дел сделать
доброе. Пойду, припаду к великому Врачу, Который всех
приемлет и никого не презирает. Скажу Ему все, что
сделала телом своим на обольщение юных. Прекрасные свои
волосы, сиявшие прежде на услаждение и соблазн многих,
употреблю вместо полотенца, или утиральника, и вежды
свои вместе с зеницами глаз, которыми подавала я срамные
знаки, обращу в источники слез. И трезвенно уже буду
следовать по стопам святого Врача, чтобы припасть к
Нему".
Возымев такое намерение, дивная жена сия
искала времени, храня в душе самую твердую мысль, крепко
объять ноги Господни. Узнав же, что Симон, один из
фарисеев, звал к себе Спасителя, весьма тому
обрадовалась, и с великою горячностью идет к одному
мировару, купить сосуд мира.
И пошедши, говорит сама в себе: "где бы
ни взять мне отменного мира, которое было бы достойно
святого и великого Врача, чтоб принял его вместе с моими
слезами; щедрую дам плату, только бы достигнуть цели. И
самого мировара стану пытать нещадно, или лучше сказать,
буду заклинать его именем Бога святых отцов его, - как
веруют они, - чтоб дал мне, на чествование Врачу,
отличного царского мира, взяв с меня богатую цену".
И пошедши к одному из мироваров, говорит
ему весело: "мир тебе, мировар! Ищу отличного, царского
дорогого мира, подобного которому нигде не бывало;
потому что всех выше и Тот, Кого люблю, и невозможно
другому кому равнять себя с Ним".
Мировар же сказал ей в ответ: "заносчивы
слова твои, жена. Кто не знает, кто ты? Ты всегда на
городских распутиях, и в городе у тебя великое множество
любителей. Кому же из всех них хочешь ты, жена, поднести
это отменное царское миро? Чем он может наделить тебя за
миро, которое хочешь купить за такую цену? И мне продать
хочется; впрочем, желал бы знать, к кому понесешь ты с
усердием и смущением. Разве к кому из вельмож царского
двора пойдет оно? А между царями не было в Израиле
другого царя выше Давида: не из его ли рода новый твой
любитель? Скажи мне, жена; потому что хочется мне
увериться; так как и цена высока, и самое твое усердие
приводит меня в изумление; скажи, кто он такой?"
Тогда чудная жена с душевным смятением
отвечала мировару, говоря: "побойся Бога отцов, человек.
Дай мне сосуд мира, чтобы скорее поспеть. Побойся Бога,
давшего такую силу руке Моисеевой, чтоб жезлом разделить
морские воды, остановить их в виде отвесных скал, и
провести народ по сухому песку. Заклинаю тебя, юноша,
святыми костями, которые нес с собою Моисей по морской
глубине, разумею же останки подвижника Иосифа, который
открыто победил змию в пещере. Заклинаю тебя, юноша, тем
святым гласом, который вещал Моисею в пламени горящем и
в купине несгоравшей. Заклинаю тебя, юноша, Тем, Кто на
горе, без ущерба славы Своей, дал сияние лицу Моисееву.
Заклинаю тебя, юноша, святым кивотом, остановившим токи
реки Иордана до совершенного ее осушения. Заклинаю тебя,
юноша, святою силою, в мгновение ока разрушившею седмь
стен города Иерихона; и святыми руками Иисуса Навина,
который, подняв их в воздушную высоту, словом остановил
течение стихий, так что один день равнялся двум. Вот,
сколько наговорила я тебе, призвала имя Божие, имя всех
святых, благопокорствовавших Богу; дай мне, наконец,
мира, и за сосуд оного возьми, какую хочешь цену; только
дай мне отличного мира, и отпусти меня, чтобы скорее
увидеть мне великого, превожделенного, пречистого моего
Возлюбленного".
Мировар опять отвечал жене: "вижу твою
щедрость в цене за сосуд мира. Какой же ущерб будет
тебе, жена, если скажешь мне о своем Возлюбленном,
которого приобрела ты ныне в любовь? И во мне возбудила
ты желание узнать Его. Не могу тебе, жена, дать мира,
если не скажешь мне, кто Он".
Она отвечала ему: "для чего делаешь мне
такое принуждение, подробно расспрашивая о том, чего
невозможно сказать? Пламенеет душа моя, сгорает сердце
мое. Когда увижу Его, и исполнит меня радости? Побойся,
человек, Бога, Пречистого Владыки, и успокой меня добрым
ответом. Побойся, человек, Святого Бога, Который призвал
Авраама, прославил сына его Исаака, и Иакова наименовал
Израилем и поставил патриархом двенадцати колен.
Побойся, человек, Бога, Который дал Самуила Анне,
усердно помолившейся в душевной скорби. Побойся,
человек, Праведного Бога, Который агницу Сусанну избавил
от лютых волков. Склонись на мою просьбу, юноша, и дай
мне, как уже говорила я тебе, сосуд отличного царского
мира. Если бы видел ты, человек, пламень сердца моего;
то сам поспешил бы отпустить меня отсюда".
Мировар, желая дознаться о сосуде мира,
опять сказал ей: "послушай, жена; много ты заклинала и
также выпытывала меня, чтоб дал я тебе миро; но я
неоднократно просил тебя сказать мне. Неужели Он выше
всех людей и нет на земле прекраснее Его, что так
уязвилась ты красотой Его, и хочешь принести прекрасному
отличное миро? Разве потомок это праведного царя Давида,
или великого Авраама, друга Всевышнему? Скажи мне, кто
Он? Почему пламенеешь ты таким усердием взирать на
красоту Его?"
Жена отвечала, и сказала мировару: "для
чего принуждаешь меня столько объявить тебе тайну мою?
Миро купить пришла я, а не беседовать. Побойся, человек,
Пречистого Бога, сжалься надо мною и отпусти меня
скорее, чтобы со тщанием придти мне к великому моему
Возлюбленному, и со всем уважением подать сосуд мира. Не
медли, человек, не будь виновником вечной скорби для
меня, лишенной такого сокровища".
Мировар сказал ей: "если нет в тебе
зависти (а иначе можно это подумать), то открой мне
Благодетеля своего; я охотно, удовлетворившись, доставлю
тебе царского мира, какого ищешь. Впрочем, как думаю, ты
найдешь во мне споспешника благому своему ожиданию".
Жена, видя, что мировар так много делает
ей вопросов, весьма дивилась его ревности, почему с
таким усердием старался узнать, и отвечала наконец
мировару, говоря: "всякому, думаю, известно в городе,
как я поступала, ежечасно и себя блудом оскверняя и
других уловляя в ту же скверну. Но увидела я нечаянно
оного Святого, явившегося на земле, Врача и Спасителя; и
тотчас душа моя стала пленницею и повлеклась в след
пречистой красоты Его. Ибо своими глазами видела я
приводящие в страх исцеления, беспримерные знамения и
великое в Нем сострадание. И грешников приемлет Он, и к
мытарям приходит, и прокаженных не отвергает, и
нечестивцев не гонит прочь; но всех принимает с равным
милосердием, не гневается на приходящих к Нему. Видя же
это, пришла я в изумление, и сказала сама в себе: что и
жить мне, несчастной, если не приду к Нему?
Многочисленны грехи мои, а равно и непотребства мои;
велико мое повреждение. Почему же пребываю в нерадении?
Не найти мне другого подобного времени и другого столько
же человеколюбивого врача. Я так уверена, что сей
явившийся великий Властитель есть Бог. Всему повелевает
словом, всех исцеляет словом, с полною властью отпускает
грехи. Нашедши такое время и такого врача, не должно
оставаться в беспечности о своем исцелении. Посему-то
спешу сему благому Разрешителю дать рукописание долгов
своих. Знаю, что согрешила я выше меры и всякого слова,
и невозможно изобразить моего непотребства. Но пред
непреклонностью Его милосердия, все беззакония мои, как
капля. Верно знаю, что, если только приближусь к Нему,
тотчас очищусь от всех грехов и злых беззаконий, удалив
от себя всякое неблагопристойное дело; потому что Он
небесный и пречистый. Итак вот, юноша, высказала я тебе
все тайны сердца своего. Дай мне, наконец, мира;
довольно уже времени, как задерживаешь меня, желая
узнать, кому несу миро".
Все сие с удовольствием выслушав,
мировар в сердечной радости сказал жене: "свидетельствую
тебе свою благодарность, вернейшая жена, открывшая мне
прекрасное свое намерение. Ты внезапно обрела великого,
небесного Возлюбленного. Он все освящает одним словом.
Божественное, достохвальное и весьма полезное для всех
родов дело хочешь ты сделать, жена. Подлинно величайшее
это спасение, и во-первых тебе самой и всем грешникам.
Ты дщерь отцев, сродница преподобных, как должно
уверовавших в Святого Бога. Но хочу предложить тебе
небольшой совет. Прими его благодушно, без всякой
жалобы. И сама хорошо знаешь, что фарисеи, будучи
лукавы, противодействуют Ему; потому что Он Бог великий
и человеколюбивый, прощает грехи по Своему благоутробию.
Поэтому, если увидят они, что идешь туда, тотчас замкнут
двери дома, будут готовы нещадно оскорблять тебя,
нанести тебе сильные удары; но ты, слыша сие, нимало не
приходи в робость, но будь в душе тверже камня. Если не
стыдилась ты дел блудных, не тем ли паче должна не
постыдиться здесь ради спасения? Все, и свободные и
рабы, придверники, слуги жестоко будут нападать на тебя
и оскорблять с бесчестием. Презрев все это, смело войди
к Оному Святому с великим смирением, как сама прежде
говорила, обними с любовью стопы Пречистого; и будешь
блаженна. Ибо вот слышал я, он в дому одного фарисея,
Симона. Иди с миром, войди с радостью, приблизься с
горячностью; да будет принят дар твой. Вот отличное,
дорогое, достойное Спасителя миро даю тебе, верная жена,
молись и о мне".
Взяв сосуд, полный отличного мира, жена
пошла с радостью и поспешностью, и молилась, говоря сама
с собою: "кто даст мне это, чтоб найти дверь отворенною,
тотчас взойти и припасть к стопам святого Врача? Обняв
же их, никак не выпущу, пока не получу прощения долгов
моих. Усердно помолюсь Господу, Который ведает все мои
сокровенности, прежде нежели приближусь к Нему. Он все
знает. Иду же к доброму Врачу, иду видеть
человеколюбивого и сострадательного, благого Спасителя
мира".
И стала молиться жена святому Господу
Богу: "вот, Господи, Ты в дому Симона возлежишь с ним: и
Тебя почитают простым человеком, а Ты, Христе, ведаешь
тайны сердца моего, и знаешь помышление души моей. Для
чего принесла я драгоценное миро? - Чтоб, пришедши,
припасть к пречистым стопам Божества Твоего, и чтоб Ты
избавил меня от срамных дел, какие я сделала. Знаю,
Владыка, что Ты Бог, и по благоутробию Своему благий,
спасаешь всех, не хотя, чтобы погиб и один грешник,
припадающий к Тебе, Спаситель, по собственному изволению
своему. Я однажды видела Тебя на улицах и уверовала, что
все Тебе возможно. Посему сделай для меня это,
многомилостивый Спаситель, чтоб невозбранно взойти мне
туда, где возлежишь Ты".
С такими мыслями, и еще больше сего
наговорив сама в себе, достигла она того дома, где был
Христос и находит, что все двери ей отворены, и вошла
она с радостью, тотчас стала позади Господа, и с великою
верою касается ног Его. Приклонив голову вместе с
сердцем, начала она, при воздыханиях, ручьями слез
орошать ноги Его, в сильнейшей любви, с радостью лобзая
их, отирая власами главы, усердно помазывая их миром, и
говоря: "вот, Владыка, Ты один знаешь, как осмелилась я
сделать это. Не в совершенном неведении негодных дел
своих, Господи, с бесстыдством приблизилась я к Тебе,
Пречистому Богу, но желая спастись, припала к Тебе,
Владыка, как небоязненно припадают мытари. Приими,
Христе, желание бедной души моей. Да вменено мне будет
дерзновение мое, да принято будет моление мое,
неотступность моя да станет совершенною молитвою, миро
сие да послужит к умилостивлению Твоему, Пречистый,
сокрушение сердца моего да обратится мне в просвещение!
С юного возраста слышала я восклицания многих, что
родился Бог от Девы, и желая доведаться, спрашивала, как
бесплотный может воплотиться? Родители же говорили мне:
это отеческое предание, оно гласит о сем, что Святый Бог
от Девы родится на землю во плоти. Итак, о чем слыхала я
в молодости, теперь вот действительно вижу то у себя
перед глазами, то есть великого святого Бога, Который,
как смертный, видим во плоти нашей, и хочет спасти нас.
Я смотрю на Тебя не как этот фарисей Симон, сего дня
позвавший Тебя на ужин; но вижу Бога, великого Зиждителя
вселенной, создавшего все единым словом. Я заблудшая
агница из Твоего стада. Возврати меня, Спаситель, в
ограду Твою; потому что Ты единственный добрый Пастырь,
собирающий заблудших во двор Свой. Я голубица Твоя,
Владыка, похищенная лютым ястребом. Пламенеет душа моя,
уязвленная любовью к великой святыне Твоей, Господи. По
человеколюбию Твоему, Пречистый, выведи из меня гнусное
злословие беззаконий. По благости Твоей, благоутробный,
очисти струпы прегрешений моих, вместо мира омытые
слезами. Благодать Твоя отверзла уста мои, и я
осмелилась изречь это пред тобою, чтобы стать прекрасным
образцом для грешников, которых сам Ты, Благий, пришел
спасти. Ей Спаситель, умоляю Тебя, не презри слез
бедного сердца. Ибо знаю, что для Тебя ничего нет
невозможного, но все Ты можешь сделать".
Помолилась она сердцем Создавшему сердца
человеческие на едине (Пс.32:15), и вместо мира получила
миро жизни, вместо тленного - нетленное и пребывающее во
веки. Не так было благоуханно миро пред миром слова
Господня. Принесла она прекрасное миро и любовь, а
получила отпущение грехопадений; потому что Христос
Спаситель, как Предведущий и Бог, оправдал намерение
гибнущей души: не открыл тайных падений, каким
подвергалась прежде дивная жена, но провозгласил сперва
о ее долгах, а потом провозгласил и о ее любви.
Итак, объяв это умом своим, возлюбленные
и верные, пришел я тотчас в самое сильное изумление, как
она вошедши приблизилась вдруг без страха, как предстала
лицу всех, проливая слезы пред очами возлежащих и
вечеряющих там, как с большою вольностью распустила свои
волосы, как без стыда орошала ноги Христовы, как никто
нисколько не высылал ее вон, как никто нимало не
вознегодовал на нее; напротив того, плач ее был всем
сладок, и воздыхания ее всем приятны. Все онемели и
вместе с снедями насыщались зрелищем, смотря на странное
чудо, явившееся во время вечери, на странное дело,
совершившееся внезапно. Жена блудница, незванная,
вошедши стала позади трапезы с распущенными на груди
волосами, с сосудом отличного мира в руках, и никто из
вкушающих и из предстоящих не спросил: "зачем вошла так
стремительно?" никто не сказал: "чего ищешь здесь,
жена?" Напротив того, для всех усладительно было чудо
сие, для всех странно и приятно зрелище. Все Архангелы
объяты были трепетом; Херувимы и Серафимы предстояли в
страхе, видя величайшее дерзновение жены, с горячностью
держащейся за ноги Господни. Херувим никак не
осмеливается взирать, а жена грешница лобзает ноги.
Серафим крылами закрываете лице, а жена грешница
предстоит открыто. Ангелы не могут приближаться к
престолу, а жена власами отирает стопы.
О преисполненная веры, жена! Как
восхвалю чрезмерность любви в твоем предприятии,
совершенном с такою горячностью? Как прославлю, о жена,
великое желание совершенной души твоей, устремленной к
Богу? Кто так любит, как ты возлюбила? Или кто из
человек так будет принят, как ты принята? Все сие по
благодати домостроительствует Спаситель для спасения
человеческого рода, чтобы тем, которые страшно одержимы
грехами, дать дерзновение приходить в покаяние.
Между тем как жена молилась и плакала,
фарисей, видя это, сильно смутился. Сожалея уже, что
позвал Христа в дом свой, как Пророка, и слагая горькую
мысль в сердце своем, говорил сам в себе: "думал я, что
он Пророк, Пророк совершенный, ведает будущее, и ясно
знает прошедшее. А теперь вышло, что не знает в точности
и того, что перед глазами; он то же, что и все прочие".
Господь же наш, всегда проникающий в
сокровенности сердец, как Создатель, не вдруг с
строгостью обличил лукавнующего, но с незлобием выводит
на свет сокровенное. Подлинно, с кротостью и великою
благосклонностью загадочно выражает ему то, о чем
помышлял он. "Симон, Симон, скажу тебе притчу, и хочу,
чтобы ты был судиею слов Моих. У одного заимодавца были
два должника; один должен был ему пятьдесят золотых
монет, а другой был должен пятьсот. Оба они пришли в
нищету. Великий же оный заимодавец, видя скорбь, обоим
равно простив долг, ясно всем показал великую свою
сострадательность. Как сам ты рассуждаешь о сих двух
должниках? Который из них должен более возлюбить
простившего долг? Тот ли, кому прощено мало, или тот
более, кому прощено много? А заимодавец простил долг
обоим".
Симон отвечал: "кому больше прощено, тот
гораздо более должен возлюбить".
Господь же сказал ему: "прекрасно ты
рассудил. Итак, послушай, скажу тебе о незнании твоем.
Сам ты из почтения ко Мне позвал Меня в дом свой, но и
водою не омыл ног Мне, как Пророку, а жена, которую
видишь, слезами своими омыла ноги Мои и отерла волосами.
А также ты, Симон, и лобзания Мне не дал; она же не
перестает лобызать ноги Мои. Ты головы Моей маслом
никогда не помазал; она же ноги Мои помазала дорогим
миром. Потому сказываю тебе: многие грехи, которых,
думаешь ты, не знаю Я, будут ей отпущены; потому что
предварила доказать любовь в надежде отпущения, Кто мало
любит, тому отпущается немногое. Впрочем не соблазняйся
спасением сей грешницы; потому что Я пришел грешников
спасти, омраченных просветить. Поелику Раав, принявшая к
себе соглядатаев, твердо уверовала в Бога отцов: то
Иисус Навин, узнав ее крепкую веру, спас ее, так что имя
ее записано во всех родах, и слава о ней в двенадцати
коленах израильских. Так и Я теперь принял сию жену. С
непоколебимою верою и с совершенною приверженностью
возлюбила она Меня от всего сердца и от всей души; и Я
приемлю ее избранную, и будет она в числе праведников,
возлюбивших Меня, и отпущены ей будут ее прегрешения.
Имя же ее не изгладится в веки веков, но что сделала
она, из рода в род будет пересказываемо то в память ее.
И все, слыша о поступке ее, сами соделаются любителями
добрых дел и причастниками богатых и вечных благих
даров".
О если бы и нам стать подражателями ее,
и, исповедовав нечистоту душ своих, очистить слезами и
сподобиться человеколюбия Святого Бога! Ему слава - Отцу
и Сыну и Святому Духу, и ныне, и всегда, и во веки
веков! Аминь.
Ефрем Сирин, преподобный
Цитировано по:
Святой Ефрем Сирин. Творения. Т.2.
Репринтное издание. - М.: Издательский отдел Московского
Патриархата, 1993. -С. 317-329. // Творения иже во
святых Отца нашего Ефрема Сирина. Писания
духовно-нравственные. - Сергиев Посад. Типография
Св.-Тр. Сергиевой Лавры, 1907.
Святоотеческое наследие
***
Молитва преподобному Ефрему Сирину:
- Молитва
преподобному Ефрему Сирину. Подвижник и
духовный писатель, живший в IV веке. С юных лет оставил
мир и удалился к отшельникам, после того, как попал
в тюрьму по ложному обвинению. После еще раз
подвергся клевете, но Богом был оправдан пред
людьми. Боролся против ариан, написал много
толковательных и нравственных сочинений, покаянных и
погребальных песнопений. Заступник невинно
оклеветанных и притесненных, покровитель иночества,
податель смирения и целомудрия
Акафист преподобному Ефрему Сирину:
- Акафист преподобному Ефрему Сирину
Труды преподобного Ефрема Сирина:
- На лукавых жен
- К нерадивой душе
- Вопросы и ответы
- О восьми помыслах
- Великопостная покаянная молитва
- "На слова, сказанные Господом: в мире сем скорбни будете (Ин.16:33), и о том, что человеку должно быть совершенным"
- "На пришествие Господне"
- "К монаху Иоанну"
- "Жизнь блаженного Аврамия и племянницы его Марии"
- "В подражание притчам"
- "В низложение гордыни"
- "В исправление тех, которые предаются страстям и домогаются почестей"
- "Блаженства. 55 глав"
- "Блаженства. 20 глав"
- "Похвальное слово Петру, Павлу, Андрею, Фоме, Луке и Иоанну, и на чтение из Евангелия от Иоанна"
- "Поучение падшему брату. О воздержании от плотских пожеланий, о борении и великой осмотрительности"
- "Поучение о том, что не должно соблазнять ближнего, и о правой жизни"
- "Поучение о безмолвии"
- "Послание"
- "Ответ утверждающим, что землетрясения бывают от подземных ветров"
- "Ответ на некоторые вопросы"
- "Ответ брату о священнике Илии"
- "Огласительное слово. Об оскудении добрых дел и о долготерпении Божием"
- "Обличение себе самому и исповедь"
- "Об утверждающих, что нет воскресения"
- "Об истинном отречении от мира, и о том, как душе обрести Бога, и для чего приходил Господь"
- "О том, что христиане не должны предаваться забавам"
- "О том, что не должно обольщаться эллинскими мнениями"
- "О том, что не должно дивиться временному и обольщаться приятностями жизни, и на псалом семьдесят второй"
- "О том, что не должно бояться укоризн за доброе дело"
- "О том, что монах не должен заботиться об одежде"
- "О том, что должно не смеяться и рассеиваться, но плакать и проливать о себе слезы"
- "О том, что должно избегать всяких вредных свиданий, и о воздержании"
- "О том, что братия должны жить между собою в единомыслии и любви"
- "О том, как приобретается человеком смиренномудрие. Сто глав"
- "О том, как монаху быть совершенным"
- "О тех, которые уловляют души в непотребство, утверждая, что ничего не значит дело сие"
- "О терпении, о кончине века и втором пришествии, о прилежном чтении божественных писаний и пользе безмолвия"
- "О терпении и сокрушении слово поучительное"
- "О терпении"
- "О суете настоящей жизни"
- "О страстях"
- "О смиренномудрии"
- "О сердечном сокрушении"
- "О свободе нашей и о том, что человек создан свободным"
- "О псалме"
- "О преспеянии в добродетели"
- "О правой жизни. Девяносто глав"
- "О посте"
- "О покаянии, о будущем суде, об удалении от обращения с женщинами и о роскошной жизни"
- "О покаянии и терпении"
- "О покаянии. Большое поучение"
- "О покаянии. Первое малое поучение"
- "О покаянии. Второе малое поучение"
- "О подвижнике Иулиане"
- "О памятовании смерти, о добродетели и о богатстве"
- "О необходимости бороться со врагом нашего спасения"
- "О рае"
- "О монахах"
- "О молитве. Первое поучение"
- "О молитве. Второе поучение"
- "О любви к бедным"
- "О любви"
- "О жене грешнице, помазавшей Господа миром"
- "О душевном страхе"
- "О духовном состоянии"
- "О добродетелях и страстях"
- "О добродетели. К младшему подвижнику. Четыре главы"
- "О добродетели. Десять глав"
- "О девстве"
- "О втором Господнем пришествии и о покаянии"
- "О вооружении монаху"
- "О воздержании, о том, что не должно соревновать грешникам, которые извиняются обстоятельствами времени, и о Ное"
- "О вере"
- "О брани с диаволом"
- "О блаженных обителях"
- "О блаженных местах"
- "О блаженствах и горе"
- "О Лоте и о приведении себя в безопасность"
- "Наставление монахам"
- "Наставление братиям"
- "На тех, которые ежедневно грешат и ежедневно каются"
- "На слова: "два будет на селе" (Мф.24:40)"
- "На слова: Вонми себе (Втор.4:9). Двенадцать глав"
- "Поучительные слова к египетским монахам"
- "Похвальное слово иже во святых отцу нашему Василию Великому"
- "Похвальное слово мученикам"
- "Похвальное слово святым четыредесяти мученикам"
- "Похвальное слово славным мученикам, во всем мире пострадавшим"
- "Поучение подвижникам"
- "Против исследователей естества Сына Божия"
- "Различные виды Божия промысла"
- "Седмь деланий у монаха"
- "Сказание о юродивой"
- "Слово душеполезное"
- "Слово на почивших о Христе"
- "Слово на святый пяток о кресте и о разбойнике"
- "Слово на честный и животворящий крест и на второе пришествие, а также о любви и милостыне"
- "Слово о Аврааме и Исааке"
- "Слово о внушениях ненавистника добру демона"
- "Слово о злоязычии и о страстях"
- "Слово о прекрасном Иосифе"
- "Слово о пророке Данииле и о трех святых отроках, в ответ утверждающему: "время лукаво, не могу спастись""
- "Слово о святом пророке Илие"
- "Слово о священстве"
- "Слово о страданиях Спасителя"
- "Слово о суде и об умилении"
- "Слово о том, как душа, когда искушает ее враг, должна со слезами молиться Богу"
- "Слово о том, что всегда должно иметь в мыслях день исшествия из сей жизни"
- "Слово подвижническое"
- "Слово подвижническое первое"
- "Слово увещательное"
- "Слово умилительное"
- "Слово умилительное первое"
- "Слово умилительное второе"
- "Слово первое. О скончавшихся отцах"
- "Слово второе. О скончавшихся отцах"
- "Советы подвижникам"
- "Толкование на книгу Второзаконие"
- "Толкование на книгу Исход"
- "Толкование на книгу Левит"
- "Толкование на книгу Числ"
- "Толкование на книгу пророчества Авдия"
- "Толкование на книгу пророчества Амоса"
- "Толкование на книгу пророчества Даниила"
- "Толкование на книгу пророчества Захарии"
- "Толкование на книгу пророчества Иезекииля"
- "Толкование на книгу пророчества Иоиля"
- "Толкование на книгу пророчества Малахии"
- "Толкование на книгу пророчества Михея"
- "Толкование на книгу пророчества Осии"
- "Толкование на первую книгу, то есть на книгу Бытия"
- "Толкование на послания божественного Павла. Первое послание к Фессалоникийцам"
- "Толкование на послания божественного Павла. Второе послание к Фессалоникийцам"
- "Толкование на послания божественного Павла. Первое послание к Тимофею"
- "Толкование на послания божественного Павла. Второе послание к Тимофею"
- "Толкование на послания божественного Павла. Послание к Галатам"
- "Толкование на послания божественного Павла. Послание к Евреям"
- "Толкование на послания божественного Павла. Послание к Ефесянам"
- "Толкование на послания божественного Павла. Послание к Колоссянам"
- "Толкование на послания божественного Павла. Послание к Титу"
- "Толкование на послания божественного Павла. Послание к Филиппийцам"
- "Толкование на послания божественного Павла. Первое послание к Коринфянам"
- "Толкование на послания божественного Павла. К Коринфянам второе послание"
- "Толкование на апокрифические послания коринфян к Апостолу Павлу и Апостола Павла к Коринфянам. К Коринфянам третье"
- "Толкование на послания божественного Павла. К Римлянам"
- "Надгробные песнопения"
- "О Церкви"
- "О Воскресении, смерти и сатане"
- "Слезные моления"
- "На слова: "Положи, Господи, хранение устом моим, и дверь ограждения о устнах моих""
- "На слова: "Сыне, моей премудрости внимай, к моим же словесем прилагай ухо твое""
- "На слова: "И се, вся сýетство и крушение духа""
- "Книга пророка Исаии"
- "На слова Исаии: Да возмется нечестивый, да не видит славы Господни"
- "Книга пророка Иеремии"
- "На слова Иеремии: "Горе нам, яко согрешихом""
- "На некоторые места "Плача Иеремии""
|