Ефрем Сирин. О молитве. Первое поучение
Память: 28 января / 10 февраля
Преподобный Ефрем Сирин - подвижник и
духовный писатель, живший в IV веке. Написал много
толковательных и нравственных сочинений, покаянных и
погребальных песнопений.
Преподобный Ефрем Сирин. Икона
***
О молитве
Молитва - великое оружие, неоскудевающее
сокровище, никогда неистощаемое богатство, неволненная
пристань, основание тишины; корень, источник и матерь
тысячам благ есть молитва. Она самого царства сильнее.
Посему нередко бывало, что облеченный в диадиму страдает
горячкой, лежит палимый огнем на одре, ему предстоят
врачи, телохранители, слуги, военачальники: и ни
искусство врачей, ни присутствие друзей, ни услуги
домочадцев, ни изобилие лекарств, ни многоценность
утвари, ни множество денег, ни всякое другое
человеческое пособие не в состоянии облегчить его недуг;
но если придет кто имеющий дерзновение к Богу и коснется
только тела, и сотворит над ним чистою молитву, то
прогоняется весь телесный недуг. И чего не в силах были
сделать богатство, множество прислуживающих, знание
опытности и величие царства, то нередко в состоянии
сделать молитва одного бедного и нищего.
Разумею же молитву не эту холодную и
полную небрежения, но совершаемую протяженно, с
болезнующею душою, с напряженным умом. Ибо такая молитва
восходит к небу. Как вода, пока течет по ровному месту и
пользуется большим простором, не поднимается в высоту, а
когда руки водопроводчиков, преградив ей течение внизу,
сгнетут ее, тогда, стесненная, скорее всякой стрелы
стремится вверх: так и человеческий ум разливается и
рассевается, пока пользуется большею вольностью; когда
же обстоятельства будут стеснять его долу, тогда в
прекрасном этом угнетении воссылает в высоту чистые и
усильные молитвы. И чтобы понять тебе, почему особенно
могут быть услышаны оные, с скорбью совершаемые молитвы,
послушай, что пророк говорит Господу: Внегда скорбети
ми, воззвах, и услыша мя (Пс.119:1). Итак, будем
возгревать совесть, возбуждать в душе скорбь памятью о
грехах, возбуждать скорбь не для того, чтобы стеснить
душу, но чтобы соделалась она достойною услышания, была
трезвенна, бодрствовала и касалась самих небес. Ничто не
отгоняет так от нас леность и нерадение, как болезненное
чувство и скорбь, которые собирают ум во едино, и
возвращают его в самого себя. Кто так скорбит и молится,
тот после молитвы в состоянии будет водворить в душе
своей великую приятность. Как стечение облаков в начале
делает воздух мрачным, а когда пойдет из них дождь, и
облака утратят одну за другой скопившиеся в них
снежинки, тогда снова делают весь воздух тихим и ясным:
так и душевная скорбь, пока заключена внутри, омрачает
наш помысл, а когда истощит себя в молитвенных словах
слезами и выйдет наружу, тогда производит в душе большую
ясность, низведя в ум молящегося, подобно некоему лучу,
мысль о Божией помощи.
Но какое холодное у многих рассуждение?
Говорят: "Не имею дерзновения, покрыт я стыдом, и не
могу отверзсть уст". - Сатанинский это страх,
прикровение это лености; диавол хочет заградить дверь,
которою можем войти к Богу. Нет у тебя дерзновения? Но
великое уже дерзновение и это самое - почитать себя не
имеющим дерзновения, так как крайний стыд и осуждение -
почитать себя имеющим дерзновение. Ибо, если и много у
тебя заслуг, и не сознаешь за собою ничего худого, но
считаешь себя имеющим дерзновение, то лишился ты всех
плодов молитвы. А если носишь на совести тмочисленные
бремена грехов, убедишь себя только в том, что ты
последний из всех, то великое будешь иметь дерзновение
пред Богом. В этом нет смиренномудрия, чтобы грешнику
почитать себя грешником: ибо смиренномудрие состоит в
том, чтобы, сознавая в себе многое и великое, не
воображать о себе ничего великого; смиренномудр, кто
подобен Павлу, и может сказать: ничесоже в себе
свем (1Кор.4:4), и говорит также: Христос Иисус прииде
грешники спасти, от нихже первый есмь аз (1Тим.1:15).
Вот смиренномудрие - быть высоким по заслугам и унижать
себя в уме. Впрочем, Бог, по неизреченному Своему
благоутробию, допускает к Себе и приемлет не только
смиряющихся, но и тех, которые благопризнательно
высказывают грехи свои; и к таковым бывает милостив и
благоволит.
И чтобы знать тебе, какое благо - не
воображать о себе ничего великого, начертай словом две
колесницы. Впряги праведность и высокоумие, и еще грех с
смиренномудрием, и увидишь, что колесница греха упредит
праведность не по собственной силе греха, но по крепости
сопряженного с ним смиренномудрия, и также первая
колесница останется назади, не по немощи праведности, но
по тяжести и дебелости высокоумия. Ибо как
смиренномудрие, по превосходной своей высоте,
преодолевает тяжесть греха, и предваряет в восхождении к
Богу: так высокоумие, по великой своей тяжести и
дебелости, в состоянии взять верх над необремененною
ничем праведностью и легко увлечь ее долу. И в
доказательство, что одна колесница быстрее другой,
припомни фарисея и мытаря. Фарисей впряг праведность и
высокоумие, говоря так: Хвалу Тебе воздаю, яко несмь
якоже прочии человецы, хищницы, любостяжатели, и якоже
сей мытарь (Лк.18:11). Высокоумия его не насытил весь
род человеческий, но в великом безумии напал он и на
стоявшего вблизи мытаря. Что же мытарь? Не отразил
укоризны, не ограничился обвинением, но с благодарностью
принял сказанное, и стрела вражия обратилась для него в
врачевство и цельбу, укоризна - в похвалу, и обвинение -
в венец. Так прекрасно смиренномудрие! Столько выгод -
не уязвляться злословием других, не свирепеть от
оскорблений ближнего! Ибо и с них можно пожать великое и
превосходное благо, как и было с мытарем. Приняв
укоризну, отложил он грехи, и сказав: милостив буди мне
грешнику, сниде оправдан паче онаго (Лк.18:13,14). Слова
стали выше дел, слово взяло верх над действием. Один
выставлял на показ праведность, посты и десятины, а
другой произнес одно слово и сложил с себя все грехи;
потому что Бог не слова только слышал, но видел и мысль,
с какою произнесены оные, и, нашедши смиренномудрие и
сокрушенное сердце, помиловал и сказал человеколюбие.
Говорю же сие не к тому, чтобы грешили
мы, но чтобы мы были признательны. Ибо мытарь, человек
стоящий на крайней степени повреждения, не
смиренномудрием, а только благопризнательностью, тем,
что вы сказал грехи свои, исповедал, что он такое, -
привлек на себя столь великое Божие благоволение; а
таковую помощь приобретают себе от Бога и те, которые,
хотя преуспели в великих добрых делах, однако же
невысоко о себе думают. Посему увещеваю, прошу и умоляю
чаще исповедываться пред Богом. Не на позорище пред
подобными тебе рабами вывожу тебя, не человекам
принуждаю тебя открывать согрешения. Раскрой совесть
свою пред Богом, Ему покажи язвы, у Него проси
врачевств, покажи себя не укоряющему, но врачующему. Ибо
если и умолчишь, все узнает Он. Итак говори, чтобы
остаться с приобретением, говори, чтобы, сложив здесь
прегрешения, идти туда чистым, и освободиться от
будущего нестерпимого обличения. - Три отрока были в
пещи, и предавали душу за исповедание Владыки; однако
же, при столь многих великих заслугах, говорят: Несть
нам отверсти уст, студ и поношение быхом рабом
Твоим (Дан.3:33). Итак на что же отверзаются уста?
Чтобы, говорят они, выговорить нам это самое: несть нам
отверсти уст, и тем самым привлечь к себе Владыку.
Сила молитвы угашала силу огненную,
обуздывала ярость львов, решала войны, прекращала битвы,
украшала бури, изгоняла бесов, отверзала небесные врата,
расторгала узы смерти, отгоняла недуги, отражала
напасти, восстановляла поколебавшиеся грады,
останавливала и свыше наносимые удары и человеческие
наветы, одним словом - всякие бедствия. Разумею же опять
молитву, не просто лежащую на устах, но восходящую из
глубины ума. Как дерева, пустившие корни в глубь, если
принимают на себя и тысячекратные приражения ветров, не
ломаются и не могут быть вырваны, потому что корни
твердо прикреплены к земной глубине; так и молитвы,
воссылаемые из самой глубины ума, как надежно
укорененные, простираются в высоту, и никакое приражение
помысла не может совратить их. Потому и пророк
говорит: Из глубины воззвах к Тебе, Господи (Пс.129:1).
Ему слава во веки! Аминь.
Ефрем Сирин, преподобный
Цитировано по:
Святой Ефрем Сирин. Творения. Т.3.
Репринтное издание. - М.: Издательский отдел Московского
Патриархата, 1994. -С. 407-411. // Творения иже во
святых Отца нашего Ефрема Сирина. Писания
духовно-нравственные. - Сергиев Посад. Типография
Св.-Тр. Сергиевой Лавры, 1907.
Святоотеческое наследие
***
Молитва преподобному Ефрему Сирину:
- Молитва
преподобному Ефрему Сирину. Подвижник и
духовный писатель, живший в IV веке. С юных лет оставил
мир и удалился к отшельникам, после того, как попал
в тюрьму по ложному обвинению. После еще раз
подвергся клевете, но Богом был оправдан пред
людьми. Боролся против ариан, написал много
толковательных и нравственных сочинений, покаянных и
погребальных песнопений. Заступник невинно
оклеветанных и притесненных, покровитель иночества,
податель смирения и целомудрия
Акафист преподобному Ефрему Сирину:
- Акафист преподобному Ефрему Сирину
Труды преподобного Ефрема Сирина:
- На лукавых жен
- К нерадивой душе
- Вопросы и ответы
- О восьми помыслах
- Великопостная покаянная молитва
- "На слова, сказанные Господом: в мире сем скорбни будете (Ин.16:33), и о том, что человеку должно быть совершенным"
- "На пришествие Господне"
- "К монаху Иоанну"
- "Жизнь блаженного Аврамия и племянницы его Марии"
- "В подражание притчам"
- "В низложение гордыни"
- "В исправление тех, которые предаются страстям и домогаются почестей"
- "Блаженства. 55 глав"
- "Блаженства. 20 глав"
- "Похвальное слово Петру, Павлу, Андрею, Фоме, Луке и Иоанну, и на чтение из Евангелия от Иоанна"
- "Поучение падшему брату. О воздержании от плотских пожеланий, о борении и великой осмотрительности"
- "Поучение о том, что не должно соблазнять ближнего, и о правой жизни"
- "Поучение о безмолвии"
- "Послание"
- "Ответ утверждающим, что землетрясения бывают от подземных ветров"
- "Ответ на некоторые вопросы"
- "Ответ брату о священнике Илии"
- "Огласительное слово. Об оскудении добрых дел и о долготерпении Божием"
- "Обличение себе самому и исповедь"
- "Об утверждающих, что нет воскресения"
- "Об истинном отречении от мира, и о том, как душе обрести Бога, и для чего приходил Господь"
- "О том, что христиане не должны предаваться забавам"
- "О том, что не должно обольщаться эллинскими мнениями"
- "О том, что не должно дивиться временному и обольщаться приятностями жизни, и на псалом семьдесят второй"
- "О том, что не должно бояться укоризн за доброе дело"
- "О том, что монах не должен заботиться об одежде"
- "О том, что должно не смеяться и рассеиваться, но плакать и проливать о себе слезы"
- "О том, что должно избегать всяких вредных свиданий, и о воздержании"
- "О том, что братия должны жить между собою в единомыслии и любви"
- "О том, как приобретается человеком смиренномудрие. Сто глав"
- "О том, как монаху быть совершенным"
- "О тех, которые уловляют души в непотребство, утверждая, что ничего не значит дело сие"
- "О терпении, о кончине века и втором пришествии, о прилежном чтении божественных писаний и пользе безмолвия"
- "О терпении и сокрушении слово поучительное"
- "О терпении"
- "О суете настоящей жизни"
- "О страстях"
- "О смиренномудрии"
- "О сердечном сокрушении"
- "О свободе нашей и о том, что человек создан свободным"
- "О псалме"
- "О преспеянии в добродетели"
- "О правой жизни. Девяносто глав"
- "О посте"
- "О покаянии, о будущем суде, об удалении от обращения с женщинами и о роскошной жизни"
- "О покаянии и терпении"
- "О покаянии. Большое поучение"
- "О покаянии. Первое малое поучение"
- "О покаянии. Второе малое поучение"
- "О подвижнике Иулиане"
- "О памятовании смерти, о добродетели и о богатстве"
- "О необходимости бороться со врагом нашего спасения"
- "О рае"
- "О монахах"
- "О молитве. Первое поучение"
- "О молитве. Второе поучение"
- "О любви к бедным"
- "О любви"
- "О жене грешнице, помазавшей Господа миром"
- "О душевном страхе"
- "О духовном состоянии"
- "О добродетелях и страстях"
- "О добродетели. К младшему подвижнику. Четыре главы"
- "О добродетели. Десять глав"
- "О девстве"
- "О втором Господнем пришествии и о покаянии"
- "О вооружении монаху"
- "О воздержании, о том, что не должно соревновать грешникам, которые извиняются обстоятельствами времени, и о Ное"
- "О вере"
- "О брани с диаволом"
- "О блаженных обителях"
- "О блаженных местах"
- "О блаженствах и горе"
- "О Лоте и о приведении себя в безопасность"
- "Наставление монахам"
- "Наставление братиям"
- "На тех, которые ежедневно грешат и ежедневно каются"
- "На слова: "два будет на селе" (Мф.24:40)"
- "На слова: Вонми себе (Втор.4:9). Двенадцать глав"
- "Поучительные слова к египетским монахам"
- "Похвальное слово иже во святых отцу нашему Василию Великому"
- "Похвальное слово мученикам"
- "Похвальное слово святым четыредесяти мученикам"
- "Похвальное слово славным мученикам, во всем мире пострадавшим"
- "Поучение подвижникам"
- "Против исследователей естества Сына Божия"
- "Различные виды Божия промысла"
- "Седмь деланий у монаха"
- "Сказание о юродивой"
- "Слово душеполезное"
- "Слово на почивших о Христе"
- "Слово на святый пяток о кресте и о разбойнике"
- "Слово на честный и животворящий крест и на второе пришествие, а также о любви и милостыне"
- "Слово о Аврааме и Исааке"
- "Слово о внушениях ненавистника добру демона"
- "Слово о злоязычии и о страстях"
- "Слово о прекрасном Иосифе"
- "Слово о пророке Данииле и о трех святых отроках, в ответ утверждающему: "время лукаво, не могу спастись""
- "Слово о святом пророке Илие"
- "Слово о священстве"
- "Слово о страданиях Спасителя"
- "Слово о суде и об умилении"
- "Слово о том, как душа, когда искушает ее враг, должна со слезами молиться Богу"
- "Слово о том, что всегда должно иметь в мыслях день исшествия из сей жизни"
- "Слово подвижническое"
- "Слово подвижническое первое"
- "Слово увещательное"
- "Слово умилительное"
- "Слово умилительное первое"
- "Слово умилительное второе"
- "Слово первое. О скончавшихся отцах"
- "Слово второе. О скончавшихся отцах"
- "Советы подвижникам"
- "Толкование на книгу Второзаконие"
- "Толкование на книгу Исход"
- "Толкование на книгу Левит"
- "Толкование на книгу Числ"
- "Толкование на книгу пророчества Авдия"
- "Толкование на книгу пророчества Амоса"
- "Толкование на книгу пророчества Даниила"
- "Толкование на книгу пророчества Захарии"
- "Толкование на книгу пророчества Иезекииля"
- "Толкование на книгу пророчества Иоиля"
- "Толкование на книгу пророчества Малахии"
- "Толкование на книгу пророчества Михея"
- "Толкование на книгу пророчества Осии"
- "Толкование на первую книгу, то есть на книгу Бытия"
- "Толкование на послания божественного Павла. Первое послание к Фессалоникийцам"
- "Толкование на послания божественного Павла. Второе послание к Фессалоникийцам"
- "Толкование на послания божественного Павла. Первое послание к Тимофею"
- "Толкование на послания божественного Павла. Второе послание к Тимофею"
- "Толкование на послания божественного Павла. Послание к Галатам"
- "Толкование на послания божественного Павла. Послание к Евреям"
- "Толкование на послания божественного Павла. Послание к Ефесянам"
- "Толкование на послания божественного Павла. Послание к Колоссянам"
- "Толкование на послания божественного Павла. Послание к Титу"
- "Толкование на послания божественного Павла. Послание к Филиппийцам"
- "Толкование на послания божественного Павла. Первое послание к Коринфянам"
- "Толкование на послания божественного Павла. К Коринфянам второе послание"
- "Толкование на апокрифические послания коринфян к Апостолу Павлу и Апостола Павла к Коринфянам. К Коринфянам третье"
- "Толкование на послания божественного Павла. К Римлянам"
- "Надгробные песнопения"
- "О Церкви"
- "О Воскресении, смерти и сатане"
- "Слезные моления"
- "На слова: "Положи, Господи, хранение устом моим, и дверь ограждения о устнах моих""
- "На слова: "Сыне, моей премудрости внимай, к моим же словесем прилагай ухо твое""
- "На слова: "И се, вся сýетство и крушение духа""
- "Книга пророка Исаии"
- "На слова Исаии: Да возмется нечестивый, да не видит славы Господни"
- "Книга пророка Иеремии"
- "На слова Иеремии: "Горе нам, яко согрешихом""
- "На некоторые места "Плача Иеремии""
|