Ефрем Сирин. О том, что должно избегать всяких вредных свиданий, и о воздержании
Память: 28 января / 10 февраля
Преподобный Ефрем Сирин - подвижник и
духовный писатель, живший в IV веке. Написал много
толковательных и нравственных сочинений, покаянных и
погребальных песнопений.
Преподобный Ефрем Сирин. Икона
***
О том, что должно избегать всяких
вредных свиданий, и о воздержании
Хорошо ли принимать на себя
попечение о ком-нибудь?
Прекрасное дело, чтобы всякий был
внимателен к себе, и делал все по Богу, для всех
представляя в себе образец добрых дел. Если же
принимаешь на себя попечение о ком-нибудь; то строго
испытай свою совесть, по Богу ли делаешь сие, или нет;
ибо много козней вражиих. Поэтому смотри и на то, не
делаешь ли сего по зависти, или по соперничеству, или по
человекоугодию.
Но, может быть, скажешь: "желаю знать
разность между тем и другим". Слушай, при содействии
благодати. Делающий по ревности и зависти бывает таков:
когда видит, что другой благоденствует, а сам он
находится в тесных обстоятельствах и в скорбях, тогда
под видом благочестия начинает клеветать на
благоденствующего, будто бы он худо пользуется своим
обеспеченным положением. А делающий по любви к
удовольствиям таков: хотелось бы иному (выражусь
скромнее) сблизиться с кем-нибудь, но труд его не
достигает желаемого; между тем видит, что тот человек
незастенчив с другими; и это огорчает его, и начинает он
о сем, как бы под видом благочестия, отзываться худо,
будто человек сей не хранит своего целомудрия; как это
можно видеть в поведении какого-нибудь безрассудного
юноши, который так поступает с своею возлюбленною. А
делающий из человекоугодия таков: в тайне поступает
худо; в присутствии же других, которые не знают дел его,
притворяется имеющим ревность о добродетели.
Но кто трудится по Богу, тот, трудясь о
своем спасении, не будет другому полагать претыкания или
соблазна, но все мысли и действия устремит к тому, чтобы
угодить Господу Богу, сказавшему: возлюбиши Господа Бога
твоего всем сердцем твоим, и искренняго твоего яко сам
себе (Мф.22:37,39). Итак, памятуя сказавшего: испытаяй
сердца и утробы Боже (Пс.7:10), и: Иже воздаст комуждо
по делом его (Апок.2:23), будем все делать по Богу,
потому что Бог поругаем не бывает(Гал.6:7).
Если приметишь, что какой-нибудь помысл
влечет тебя на свидание с отроком или женщиною красивого
лица; то знай, что приближаешься к вражиим сетям. Если,
и по вразумлены, не оставляешь своего намерения; то
знай, что ты уже опутан сетями, и нелегко тебе
преодолеть сластолюбие. Если ты не был в силах, или,
лучше сказать, не захотел избежать сего вредного
свидания; то почему же врагу, на самом деле, не сделать
тебя своею жертвою? Если скажешь: "и свидания имею, и
вреда не терплю"; то и это признак души страстной. Ибо
как возможно ходить по угольям, и не обжечь ног?
Если видишь человека, который растлевает
свое целомудрие, а между тем притворно показывает себя
добронравным, то берегись его, потому что в нем лесть.
Что пользы в дереве, под которым скрывается змий?
По-видимому, плоды на нем красивы, но это приманка для
подходящего. Вкушать пищу чинно, пить осторожно,
рассуждать без тщеславия, спать вовремя нам дозволено
самим Промыслом; но предаваться блуду, прелюбодейству,
распутству и исполнять всякое другое нечистое пожелание,
никак нам не дозволено. Если хочешь быть целомудренным,
храни воздержание и прерви вредные свидания. В какой
мере приближается человек к тому, что производит
соблазн, в такой мере невозможно сердцу его пребыть без
смятения помыслов и без воспламенения лукавых пожеланий,
потому что видимое лицо и речи возбуждают его к страсти.
Как губка, поднесенная к чему-нибудь влажному,
раздувается и вбирает в себя влагу, так и человек,
нетвердый помыслом, если сближается или долго беседует с
рассуждающими по плотскому, вбирает в себя вред; посему,
упившись сим, и без вина делается опьяневшим; от того
самого, что наполнен вредным, не принимает уже духовного
слова: занявшее его и овладевшее им неумеренное
пожелание служит препятствием духовному слову,
преграждая ему вход. А если кто рассмотрит сие в
подробности, то найдет, что не в одной страсти
сластолюбия, но и во всяком запрещенном деле бывает тоже
самое. Как скоро пожелание какой-либо вещи чрез чувства
вкрадывается в душу, оно окружает, и осаждает ее
представлением сей вещи, и преграждает вход Божию слову.
Как губка, если кто обмакнет ее в уксус, и, не выжав,
захочет облить вином, не принимает в себя вина (потому
что прежде вошедшая в нее уксусная жидкость служит
препятствием наливаемым каплям вина); так и исполненные
пожелания, когда вразумляют их, остаются непослушными, и
если беседуют с кем о целомудрии, или занимаются, как и
должно, чтением об оном, не отстают от гнусной страсти.
Поэтому новоначальным нужно реже
заводить разговор о тайных помыслах; потому что самое
напоминание производит не малое движение, сообщая душе
нечистоту, и понемногу воспламеняя ее и приводя в
страсть. Надобно же такие помыслы открывать святым и
опытным старцам; потому что одолеваемые необузданною
страстью часто, начав речь о целомудрии, устремляются к
разрушению и уничтожению сей добродетели. Посему
желающему покаяться надобно крепко взяться за
целомудренный помысл, плоть изнурять добрыми трудами, и
непрестанным памятованием о Боге очистить мысль от всего
худого и гнусного. Чрез сие ум наш исполняется Божией
благодати; обитающая же в уме и обладающая им благодать
Божия бывает препятствием злокозненным, заграждая им
доступ, когда намереваются войти.
Итак, имея пред глазами свою немощь и
поползновенность ума, надобно тщательно оберегаться от
всякого вредного свидания, и под предлогом
благочестивого помысла, не налагать тенет на душу свою.
А враг умеет наводить на сие; он говорит: "не погиб бы
этот сирый отрок, или эта сирота-девица; окажу им
помощь; повидаюсь также с утесненной вдовой"; а чрез сие
хочет сделать нас ревнителями таких дел, которых не в
силах мы привести в исполнение неукоризненно.
Посему-то надобно жить с рассуждением и
в страхе Божием, и всеми силами домогаться безмолвия о
Господе, ясно зная, что в душевном вреде не бывает
приобретения. Послушаем Апостола, который говорит: со
страхом и трепетом свое спасение содевайте (Флп.2:12). И
юному не должно быть небрежным, и старому нерадивым,
потому что неизвестен конец того и другого. Посмотрим на
земледельцев: обработав землю, они бросают семя, и
тщательно оберегают поля во время всходов, отгоняют птиц
и четвероногих, чтобы они не выдергали и не погубили
ростков семени, когда они еще слабы и нежны. Но когда
посеянное возрастает и готово в жатве, не перестают они
заботиться, но опасаются, что град побьет ниву, что
саранча поест жатву, или зной или ветер повредит плоды.
А поэтому непрестанно молебствуют, и прошения свои
воссылают на небо, чтобы Господь даровал им плоды целыми
и невредимыми. Тогда, собрав плоды в житницы, празднуют
с великим веселием. Так и вступающим в духовную жизнь,
надобно бодрствовать, трезвиться и охранять божественное
семя для Бога, и не уклоняться от цели любви, пока не
принесут Господу совершенного плода, и тело не будет
сопровождено во гроб. Ибо тогда плод будет верен и
совершенно уже безопасен от похищения.
Да дарует же нам Господь приносить Ему
благоприятные плоды, чтобы обрести нам милость пред Ним
в тот страшный и трепетный день, когда откроет Он тайныя
тмы, и объявит советы сердечныя. Ему слава, велелепие и
хвала во веки веков. Аминь.
Ефрем Сирин, преподобный
Цитировано по:
Святой Ефрем Сирин. Творения. Т.3.
Репринтное издание. - М.: Издательский отдел Московского
Патриархата, 1994. - С.52-56. // Творения иже во святых
Отца нашего Ефрема Сирина. Писания духовно-нравственные.
- Сергиев Посад. Типография Св.-Тр. Сергиевой Лавры,
1907.
Святоотеческое наследие
***
Молитва преподобному Ефрему Сирину:
- Молитва
преподобному Ефрему Сирину. Подвижник и
духовный писатель, живший в IV веке. С юных лет оставил
мир и удалился к отшельникам, после того, как попал
в тюрьму по ложному обвинению. После еще раз
подвергся клевете, но Богом был оправдан пред
людьми. Боролся против ариан, написал много
толковательных и нравственных сочинений, покаянных и
погребальных песнопений. Заступник невинно
оклеветанных и притесненных, покровитель иночества,
податель смирения и целомудрия
Акафист преподобному Ефрему Сирину:
- Акафист преподобному Ефрему Сирину
Труды преподобного Ефрема Сирина:
- На лукавых жен
- К нерадивой душе
- Вопросы и ответы
- О восьми помыслах
- Великопостная покаянная молитва
- "На слова, сказанные Господом: в мире сем скорбни будете (Ин.16:33), и о том, что человеку должно быть совершенным"
- "На пришествие Господне"
- "К монаху Иоанну"
- "Жизнь блаженного Аврамия и племянницы его Марии"
- "В подражание притчам"
- "В низложение гордыни"
- "В исправление тех, которые предаются страстям и домогаются почестей"
- "Блаженства. 55 глав"
- "Блаженства. 20 глав"
- "Похвальное слово Петру, Павлу, Андрею, Фоме, Луке и Иоанну, и на чтение из Евангелия от Иоанна"
- "Поучение падшему брату. О воздержании от плотских пожеланий, о борении и великой осмотрительности"
- "Поучение о том, что не должно соблазнять ближнего, и о правой жизни"
- "Поучение о безмолвии"
- "Послание"
- "Ответ утверждающим, что землетрясения бывают от подземных ветров"
- "Ответ на некоторые вопросы"
- "Ответ брату о священнике Илии"
- "Огласительное слово. Об оскудении добрых дел и о долготерпении Божием"
- "Обличение себе самому и исповедь"
- "Об утверждающих, что нет воскресения"
- "Об истинном отречении от мира, и о том, как душе обрести Бога, и для чего приходил Господь"
- "О том, что христиане не должны предаваться забавам"
- "О том, что не должно обольщаться эллинскими мнениями"
- "О том, что не должно дивиться временному и обольщаться приятностями жизни, и на псалом семьдесят второй"
- "О том, что не должно бояться укоризн за доброе дело"
- "О том, что монах не должен заботиться об одежде"
- "О том, что должно не смеяться и рассеиваться, но плакать и проливать о себе слезы"
- "О том, что должно избегать всяких вредных свиданий, и о воздержании"
- "О том, что братия должны жить между собою в единомыслии и любви"
- "О том, как приобретается человеком смиренномудрие. Сто глав"
- "О том, как монаху быть совершенным"
- "О тех, которые уловляют души в непотребство, утверждая, что ничего не значит дело сие"
- "О терпении, о кончине века и втором пришествии, о прилежном чтении божественных писаний и пользе безмолвия"
- "О терпении и сокрушении слово поучительное"
- "О терпении"
- "О суете настоящей жизни"
- "О страстях"
- "О смиренномудрии"
- "О сердечном сокрушении"
- "О свободе нашей и о том, что человек создан свободным"
- "О псалме"
- "О преспеянии в добродетели"
- "О правой жизни. Девяносто глав"
- "О посте"
- "О покаянии, о будущем суде, об удалении от обращения с женщинами и о роскошной жизни"
- "О покаянии и терпении"
- "О покаянии. Большое поучение"
- "О покаянии. Первое малое поучение"
- "О покаянии. Второе малое поучение"
- "О подвижнике Иулиане"
- "О памятовании смерти, о добродетели и о богатстве"
- "О необходимости бороться со врагом нашего спасения"
- "О рае"
- "О монахах"
- "О молитве. Первое поучение"
- "О молитве. Второе поучение"
- "О любви к бедным"
- "О любви"
- "О жене грешнице, помазавшей Господа миром"
- "О душевном страхе"
- "О духовном состоянии"
- "О добродетелях и страстях"
- "О добродетели. К младшему подвижнику. Четыре главы"
- "О добродетели. Десять глав"
- "О девстве"
- "О втором Господнем пришествии и о покаянии"
- "О вооружении монаху"
- "О воздержании, о том, что не должно соревновать грешникам, которые извиняются обстоятельствами времени, и о Ное"
- "О вере"
- "О брани с диаволом"
- "О блаженных обителях"
- "О блаженных местах"
- "О блаженствах и горе"
- "О Лоте и о приведении себя в безопасность"
- "Наставление монахам"
- "Наставление братиям"
- "На тех, которые ежедневно грешат и ежедневно каются"
- "На слова: "два будет на селе" (Мф.24:40)"
- "На слова: Вонми себе (Втор.4:9). Двенадцать глав"
- "Поучительные слова к египетским монахам"
- "Похвальное слово иже во святых отцу нашему Василию Великому"
- "Похвальное слово мученикам"
- "Похвальное слово святым четыредесяти мученикам"
- "Похвальное слово славным мученикам, во всем мире пострадавшим"
- "Поучение подвижникам"
- "Против исследователей естества Сына Божия"
- "Различные виды Божия промысла"
- "Седмь деланий у монаха"
- "Сказание о юродивой"
- "Слово душеполезное"
- "Слово на почивших о Христе"
- "Слово на святый пяток о кресте и о разбойнике"
- "Слово на честный и животворящий крест и на второе пришествие, а также о любви и милостыне"
- "Слово о Аврааме и Исааке"
- "Слово о внушениях ненавистника добру демона"
- "Слово о злоязычии и о страстях"
- "Слово о прекрасном Иосифе"
- "Слово о пророке Данииле и о трех святых отроках, в ответ утверждающему: "время лукаво, не могу спастись""
- "Слово о святом пророке Илие"
- "Слово о священстве"
- "Слово о страданиях Спасителя"
- "Слово о суде и об умилении"
- "Слово о том, как душа, когда искушает ее враг, должна со слезами молиться Богу"
- "Слово о том, что всегда должно иметь в мыслях день исшествия из сей жизни"
- "Слово подвижническое"
- "Слово подвижническое первое"
- "Слово увещательное"
- "Слово умилительное"
- "Слово умилительное первое"
- "Слово умилительное второе"
- "Слово первое. О скончавшихся отцах"
- "Слово второе. О скончавшихся отцах"
- "Советы подвижникам"
- "Толкование на книгу Второзаконие"
- "Толкование на книгу Исход"
- "Толкование на книгу Левит"
- "Толкование на книгу Числ"
- "Толкование на книгу пророчества Авдия"
- "Толкование на книгу пророчества Амоса"
- "Толкование на книгу пророчества Даниила"
- "Толкование на книгу пророчества Захарии"
- "Толкование на книгу пророчества Иезекииля"
- "Толкование на книгу пророчества Иоиля"
- "Толкование на книгу пророчества Малахии"
- "Толкование на книгу пророчества Михея"
- "Толкование на книгу пророчества Осии"
- "Толкование на первую книгу, то есть на книгу Бытия"
- "Толкование на послания божественного Павла. Первое послание к Фессалоникийцам"
- "Толкование на послания божественного Павла. Второе послание к Фессалоникийцам"
- "Толкование на послания божественного Павла. Первое послание к Тимофею"
- "Толкование на послания божественного Павла. Второе послание к Тимофею"
- "Толкование на послания божественного Павла. Послание к Галатам"
- "Толкование на послания божественного Павла. Послание к Евреям"
- "Толкование на послания божественного Павла. Послание к Ефесянам"
- "Толкование на послания божественного Павла. Послание к Колоссянам"
- "Толкование на послания божественного Павла. Послание к Титу"
- "Толкование на послания божественного Павла. Послание к Филиппийцам"
- "Толкование на послания божественного Павла. Первое послание к Коринфянам"
- "Толкование на послания божественного Павла. К Коринфянам второе послание"
- "Толкование на апокрифические послания коринфян к Апостолу Павлу и Апостола Павла к Коринфянам. К Коринфянам третье"
- "Толкование на послания божественного Павла. К Римлянам"
- "Надгробные песнопения"
- "О Церкви"
- "О Воскресении, смерти и сатане"
- "Слезные моления"
- "На слова: "Положи, Господи, хранение устом моим, и дверь ограждения о устнах моих""
- "На слова: "Сыне, моей премудрости внимай, к моим же словесем прилагай ухо твое""
- "На слова: "И се, вся сýетство и крушение духа""
- "Книга пророка Исаии"
- "На слова Исаии: Да возмется нечестивый, да не видит славы Господни"
- "Книга пророка Иеремии"
- "На слова Иеремии: "Горе нам, яко согрешихом""
- "На некоторые места "Плача Иеремии""
|