Ефрем Сирин. Об утверждающих, что нет воскресения
Память: 28 января / 10 февраля
Преподобный Ефрем Сирин - подвижник и
духовный писатель, живший в IV веке. Написал много
толковательных и нравственных сочинений, покаянных и
погребальных песнопений.
Преподобный Ефрем Сирин. Икона
***
Об утверждающих, что нет воскресения
О ты, мудрствующий по-язычески и
утверждающей, что нет воскресения мертвых! О, мерзкие и
враждебные Богу уста, которыми говорит диавол, лжец и
виновник лжи! О, лживые уста, или, лучше сказать,
отверстый гроб, от лукавого сокровища сердца износящий
лукавое и утверждающей, что нет воскресения мертвых! Как
не содрогнулся ты, осмеливаясь отверсть невежественные
уста свои и оскорблять Христа, Перворожденного из
мертвых? Как не разверзлась земля и не поглотила тебя
живого? Как не поразил тебя тот Ангел, который
проповедал воскресение и сказал женам, что воста от
мертвых Христос, начаток умершим (1Кор.15:20)? Куда
причислить тебя: к Эллинам или к христианам? Кем назовем
тебя: язычником или христианином? Но нет, да не
наречется христианином, так мудрствующий. Ибо так
мудрствующие не должны называться христианами. А если и
именуют они себя христианами, то сами себя прельщают,
потому что часть их не со Христом, истинным Богом нашим,
даровавшим нам воскресение; напротив того, место
таковому будет в геенне, идеже червь их не умирает, и
огнь их не угасает (Мк.5:44). Ибо кто не ожидает
воскресения и не верит оному, тому лучше было бы не
родиться. Как назову тебя, омраченный умом? Кем
наименую: саддукеем ли, иудеем ли, или самарянином, или
тем и другим? Назову лучше саддукеем и самарянином,
потому что и они, подобно тебе, отрицают воскресение. С
ними и часть твоя будет, если не покаешься. Какая тьма
покрыла очи твои? Какая слепота объяла сердце твое? Как
волк похитил тебя из стада Христова? Как губитель
отлучил тебя от православной веры? Какой учитель вложил
в сердце твое такую хулу и отвлек тебя от Вселенской
Церкви? Как ты, несчастный, осмеливаешься взирать на
небо и призывать оскорбленного тобою Христа? По какому
дерзновению, жалкий, именуешь себя христианином? Ты
уничтожил Христа, оскорбил Духа Святаго. Как покажешься,
бедный, святым Апостолам и Пророкам, которые нам во все
концы земли возвестили воскресение? Как осмелишься войти
в церковь, где пророк Исаия взывает, говоря, воскреснут
мертвии, и возстанут, иже во гробех (Ис.26:19)? С каким
лицом войдешь во двор Христов, где о воскресении с
дерзновением возвещают нам святые, проповедуют Пророки,
предают Апостолы, благовествуют Евангелисты? Какими
глазами будешь смотреть на всесвятое и пречистое Тело
Господа нашего Иисуса Христа, сокрушившего смерть,
поправшего диавола, воскресшего в третий день и
даровавшего миру жизнь и воскресение? Все верные,
причащаясь с верою Тела сего, взывают: чаю воскресения
мертвых и жизни будущаго века. Так Павел, вития
благочестия, тайноводствует верных, говоря: се, тайну
вам глаголю: вси бо не успнем, вси же изменимся вскоре,
во мгновении ока, в последней трубе: вострубит бо, и
мертвии востанут нетленни (1Кор.15:51,52). И еще,
обличая и пристыждая утверждающих, что нет воскресения
мертвых, присовокупляет: Аще воскресения мертвых несть,
то ни Христос воста. Аще же Христос не воста, тще убо
проповедание наше, тща же и вера ваша. Обретаемся же и
лжесвидетеле Божии, проповедуя воскресение во все концы
мира (13-15). Тот же еще Павел, как бы в осмеяние и
посрамление таковых, сказал: аще отнюд мертвии не
востают, да ямы и пием, утре бо умрем (29,32).
Если отнюд, как говоришь ты, бедный, мертвии не
востанут, то для чего крестишься? Для чего приобщаешься
пречистых Таин? Знай же, что если так мудрствуешь, то
приобщаешься не в оставление грехов, но в суд, и в
осуждение, и в приложение грехов. Ибо если, как говоришь
ты, недостойный, мертвии не востают, то для чего
изнуряешь себя постами, бдениями, молитвами? К чему
девство и подвиги с пролитием слез? Если отнюд мертвии
не востают, и все, написанное в Ветхом и Новом Завете,
как утверждаешь ты, неразумный, ложно, - то мученики,
предавшие тела свои на такие мучения ради будущей жизни,
и все святые были в заблуждении. Видишь ли, несчастный,
скольких святых скверные уста твои соделали лжецами? Что
будешь делать ты, несчастный; потому что сделал себя
врагом всем святым и чуждым Христу, как и все не имеющие
упования? Кого, наконец, призовешь? К кому прибегнешь?
Ты чуждым соделал себя и Богу и святым. Как не стыдишься
входить в церковь Божию, где Павел взывает, говоря: яко
Сам Господь в повелении, во гласе Архангелове и в труби
Божии снидет с небесе, и мертвии о Христе воскреснут
первее, потом же мы живущии оставшии купно с ними
восхищени будем на облацех в сретение Господне на
воздусе, и тако всегда с Господем будем (1Сол.4:16,17)?
Какими руками примешь честное Тело Божие и поднесешь к
мерзким и хульным устам своим, оскорблявшим Владыку?
Перестань, наконец, бедный, произносить эту тяжкую хулу;
перестань оскорблять святых, отрицаясь Бога и говоря,
чего не должно. Противляяйся власти, Божию повелению
противляется (Рим.13:2), как говорит Апостол. Что же
потерпит противящийся Богу? Кто не принимает велений
земного царя, тот не остается в живых. Какие же
наказания постигнут непокорного велениям Небесного Царя,
то есть, пречистому Его Евангелию? Как еще снисходит и
долготерпение Свое оказывает непамятозлобивый Бог? Как
попускает таким безбожникам и не заграждает им тотчас
уст? Как земля не разверзнет своих устен и не поглотит
их живых? Господь говорит: воскреснут мертвии, а ты
утверждаешь: нет воскресения мертвых. Словом Господним
из небытия приведены в бытие всяческая на небеси, и яже
на земли, видимая и невидимая, аще престоли, аще
господствия, аще Архангели, аще начала, аще власти,
всяческая Тем и о Нем создашася (Кол.1:16). Он носит
всяческая глаголом силы Своея, как написано (Евр.1:3).
Словом Его утверждены небеса, и земля основана на водах.
И небесное, и земное, и преисподнее, и все бездны
покорны слову Его и с трепетом повинуются; а ты не
веришь? Горе тому, кто судится с Сотворшим его! Убойся,
человек: жестоко ти есть противу рожну прати (Деян.9:5).
Обратись, человек, ко Господу и не уничижай Его. Иже не
верует в Сына, не узрит живота, но гнев Божий пребывает
на нем (Ин.3:36). Итак, не будь неверен, но веруй, чтобы
и тебе быть сопричтенным с верными. Веруй в Господа
нашего Иисуса Христа, Учителя всему благому, и слушай,
что говорит Он: аминь, аминь глаголю вам, яко грядет
час, егда мертвии услышат глас Сына Человеческого, и
услышавше оживут (Ин.5:25). И еще говорит: егда приидет
Сын Человеческий во славе Своей и вси святии ангели с
Ним, тогда сядет на престоле славы Своея, и соберутся
пред Него вси языцы (Мф.25:31,32), то есть, воскрешенные
из мертвых. Послушай еще, что говорит Сам Владыка:
воскресшие из мертвых ни рождаются, ни рождают, ни
женятся, ни посягают, ни умрети бо ктому
могут (Лк.20:36), но суть, яко ангели на
небесех (Мк.12:25). Ужели не довольно сего? Ужели и сим
не убедимся прекратить хулу? Итак никто да не
сомневается в воскресении усопших. Какой свидетель
достовернее Бога? Сам Бог свидетельствует, никто да не
сомневается, но все вкупе согласно воззовем ко Господу и
поклонимся Ему, говоря: "Поклоняюсь и верую, что увижу
воскресение мертвых и жизнь будущего века".
Смотрите, чтобы не обратился кто вспять.
Всякий, кто мудрствует подобным сему образом, совлекся
Христа. Если в словах обнаруживается подобное сему, что
откроется в делах? Если захочу выводить их на среду и
описывать подробно, не достанет у меня времени
изобразить все неприличные кичения, которых прекрасно
отреклись мы и которыми, к несчастью, опять спутались, и
которые прекрасно предали забвению, и, к несчастью,
опять припомнили, обратившись вспять. Снова принялись мы
за прежние дела: приняли и наружность, и занятия, и
слова, и деяния безбожных врагов, которые срамно
обнаруживать и выводить на среду. О лукавый демон,
ненавистник добра и людей, несчастный дух! С каким
ухищрением запинает, обольщает и убеждает он каждого!
Владыка взывает и чрез Пророков, и чрез Апостолов, и
чрез Евангелие, и из многих внимают немногие. Диавол
призывает гуслями, ликованиями, бесовскими песнями, и
собирает к себе множество. Человеколюбец всех призывает
и говорит: приидите ко Мне вси; но никто не слушает,
никто не оказывает усердия. Человеконенавистник же
диавол поманит, и стекаются многие. Если когда возвещены
пост или бдение, все жалуются в изнеможении и делаются,
как мертвые. А если когда объявлено об обедах, о
вечерах, о гуслях и бесовских песнях; все делаются
веселыми, бодрыми, приглашают друг друга, дружно идут
худым путем, состязуются в недобром подвиге, не соблюдая
благопристойности, не как рабы Божии, но как беглецы, и
часто, целый день трудясь для чрева, и целую ночь
проводят без сна на погибель душ своих, играя и служа
игралищем, и ничего не приобретая от труда и бдения,
кроме единого горя, по сказанному Господом: горе вам
смеющимся ныне, яко возрыдаете и восплачете (Лк.6:25);
потому что не хотевшие здесь пролить немного слез, будут
там плакать беспредельные веки. Никто да не обольщает
вас, братия: не христианам сие свойственно, но неверным
язычникам, как сказал Владыка: не
возноситеся (Лк.12:29), потому что все это делают языцы
мира, у которых нет ни надежды спасения, ни желания
будущих благ. А вам сказано: Не любите мира, ни яже в
мире. Аще кто любить мир; несть любве Отчи в нем: яко
все, еже в мире, похоть плотская, и похоть очес, и
гордость житейская, несть от Отца, но от мира сего есть.
И мир преходит и похоть его: а творяй волю Божию
пребывает во веки (1Ин.2:15-17). Знаете, братия,
что елицы во Христа крестистеся, во Христа
облекостеся (Гал.3:27). Как же вы, облекшись во Христа,
служите диаволу? Не знаете разве, что мы - образ Божий и
слава Божия? Как же, нося в себе образ Божий, не чтите,
но бесчестите его делами языческими? О, скольких благ
лишаем мы себя сими делами! Тебе, брат, предписано
Апостолом: вся во славу Божию творити (1Кор.10:31); а ты
языческими делами тешишь диавола, и бесчествуешь
человеколюбца Бога. Тебе дан совет непрестанно
молитися (1Сол.5:17), а ты непрестанно развеваешься.
Тебе велено отвергнуться мирских похотей (Тит.2:12), ты
приял от Владыки заповедь: не возноситися; а ты не
смотришь на сие, но отвращаешь слух. Впоследствии же
найдешь сие горьким, паче желчи и изощренным, паче
обоюдоострого меча. Ибо таково свойство греха -
увеселяет мало, а наказывает жестоко, услаждает
временно, а наказывает вечно. Хотите ли, удостоверю вас,
что заниматься играми, есть идолослужение? Слушай, что
говорит Апостол: ни идолослужителе бывайте, якоже есть
писано: седоша людие ясти и пити, и восташа
играти (1Кор.10:7). Итак, смотри, чтобы тебе, любя игры,
не оказаться там с идолослужителями, потому что каждый
понесет свое бремя; каждый пожнет, что посеял. Смотри
же, чтобы не посеять тебе здесь терний - смехов и
рамсеяний, а там не пожать слез и сетования.
О многом должен я говорить, но не могу
сказать теперь всего. Сие же пусть знает каждый, что Бог
определил и уставил день, в который будет судить мир,
но, как Человеколюбец, долготерпит, не хотя да кто
погибнет, но да вси в покаяние приидут (2Пет.3:9).
Придет же день Господень, егоже ради небеса жегома
разорятся, по написанному (3:12); и все, хотим или не
хотим того, будем собраны и предстанем судищу Христову,
там, где книги отверзаются. Теперь слушаем и читаем сии
книги, но не приемлем их; а там увидим, что сии самые
книги отверсты, и читаются, и осуждают нас, как Апостол
говорит: в день егда судит Бог тайная человеком, по
благовестию моему (Рим.2:16); и Господь говорит: слово,
еже глаголах, то судит мирови в последний
день (Ин.12:48). Видите, что по Евангелию будем судимы в
оный день. Тщательно вникайте в написанное и не
пренебрегайте сим; горе оскорбляющим Священные Писания!
Ибо много суесловов, которые сами себя обольщают, и
когда слышат о суде и наказании, посмеваясь говорят: "Не
лучше я целого мира; где целый мир, там и я. Чему же
такому быть со мною, что не постигло бы и целый мир?
Буду пока наслаждаться благами века сего; что делает
целый мир, то делаю и я". Потом, когда исполнился предел
жизни его, приходит посланный грозный Ангел, который
требует души его, и говорит: "кончив путь твой в этой
жизни, иди теперь в другой мир, иди в место свое". И
после сего оставляет он приятности жизни сей, которыми
думал наслаждаться вечно, и, влекомый лукавыми ангелами,
пойдет на место мучения, и, увидев оное, придет в трепет
и будет ударять себя в лицо руками, озираясь туда и сюда
и намереваясь бежать. Но бежать невозможно, потому что
уводящие держат его крепко связанным. Тогда удерживающие
его ангелы скажут ему: "Отчего приходишь в робость,
жалкий? Что возмущает, что печалит тебя? Чего боишься,
бедный? Чего трепещешь, несчастный? Сам ты уготовал себе
место сие. Пожни, что посеял. Слышал ты о страшных
мучениях и посмеваясь говорил: где мир, там и я; а
теперь трепещешь? Ты не один, - не унывай. Где целый
мир, там и ты". Потом с принуждением и нехотя вступив в
место сие, и жестоко мучимый, начинает жалобно взывать и
умолять представивших его на суд, чтобы получить хотя
малую ослабу. И отвечают ему: "О чем вопиешь? Не лучше
ты мира; где целый мир, там и ты, как сам говорил". И
тогда из глубины сердца воздохнув, скажет: "Какую пользу
принес мне целый мир? Увы, я обманут и поруган! Праведен
суд Божий. Теперь узнал я, несчастный, что еже сеет
человек, тожде и пожнет, и какое бремя сам свяжет, такое
и понесет (Гал.6:5,7). Увы, слышал я и не принимал!
Видел, что многие подвизаются, пребывают во бдении,
постятся, подают милостыню, и всех злословил, всех
осмеивал! Видел, что многие плачут и проливают слезы, и
над всеми насмехался. Увы, я поруган! Лучше было бы мне
сто лет плакать, рыдать, поститься, есть камни, нежели
прийти в это место мучения. Кто даст три дня на покаяние
из того века, в котором я бедный худо расточил время? Но
торжище кончилось, и нет более времени покаяния".
Подобно сему будут говорить в муках те, которые здесь
посмеваются Священным Писаниям.
Итак убоимся оного посещения мук и
перестанем бесчествовать Бога, потому что Ему подобает
слава во веки веков. Аминь.
Ефрем Сирин, преподобный
Цитировано по:
Святой Ефрем Сирин. Творения. Т.3.
Репринтное издание. - М.: Издательский отдел Московского
Патриархата, 1994. -С.127-134 // Творения иже во святых
Отца нашего Ефрема Сирина. Писания духовно-нравственные.
- Сергиев Посад. Типография Св.-Тр. Сергиевой Лавры,
1907.
Святоотеческое наследие
***
Молитва преподобному Ефрему Сирину:
- Молитва
преподобному Ефрему Сирину. Подвижник и
духовный писатель, живший в IV веке. С юных лет оставил
мир и удалился к отшельникам, после того, как попал
в тюрьму по ложному обвинению. После еще раз
подвергся клевете, но Богом был оправдан пред
людьми. Боролся против ариан, написал много
толковательных и нравственных сочинений, покаянных и
погребальных песнопений. Заступник невинно
оклеветанных и притесненных, покровитель иночества,
податель смирения и целомудрия
Акафист преподобному Ефрему Сирину:
- Акафист преподобному Ефрему Сирину
Труды преподобного Ефрема Сирина:
- На лукавых жен
- К нерадивой душе
- Вопросы и ответы
- О восьми помыслах
- Великопостная покаянная молитва
- "На слова, сказанные Господом: в мире сем скорбни будете (Ин.16:33), и о том, что человеку должно быть совершенным"
- "На пришествие Господне"
- "К монаху Иоанну"
- "Жизнь блаженного Аврамия и племянницы его Марии"
- "В подражание притчам"
- "В низложение гордыни"
- "В исправление тех, которые предаются страстям и домогаются почестей"
- "Блаженства. 55 глав"
- "Блаженства. 20 глав"
- "Похвальное слово Петру, Павлу, Андрею, Фоме, Луке и Иоанну, и на чтение из Евангелия от Иоанна"
- "Поучение падшему брату. О воздержании от плотских пожеланий, о борении и великой осмотрительности"
- "Поучение о том, что не должно соблазнять ближнего, и о правой жизни"
- "Поучение о безмолвии"
- "Послание"
- "Ответ утверждающим, что землетрясения бывают от подземных ветров"
- "Ответ на некоторые вопросы"
- "Ответ брату о священнике Илии"
- "Огласительное слово. Об оскудении добрых дел и о долготерпении Божием"
- "Обличение себе самому и исповедь"
- "Об утверждающих, что нет воскресения"
- "Об истинном отречении от мира, и о том, как душе обрести Бога, и для чего приходил Господь"
- "О том, что христиане не должны предаваться забавам"
- "О том, что не должно обольщаться эллинскими мнениями"
- "О том, что не должно дивиться временному и обольщаться приятностями жизни, и на псалом семьдесят второй"
- "О том, что не должно бояться укоризн за доброе дело"
- "О том, что монах не должен заботиться об одежде"
- "О том, что должно не смеяться и рассеиваться, но плакать и проливать о себе слезы"
- "О том, что должно избегать всяких вредных свиданий, и о воздержании"
- "О том, что братия должны жить между собою в единомыслии и любви"
- "О том, как приобретается человеком смиренномудрие. Сто глав"
- "О том, как монаху быть совершенным"
- "О тех, которые уловляют души в непотребство, утверждая, что ничего не значит дело сие"
- "О терпении, о кончине века и втором пришествии, о прилежном чтении божественных писаний и пользе безмолвия"
- "О терпении и сокрушении слово поучительное"
- "О терпении"
- "О суете настоящей жизни"
- "О страстях"
- "О смиренномудрии"
- "О сердечном сокрушении"
- "О свободе нашей и о том, что человек создан свободным"
- "О псалме"
- "О преспеянии в добродетели"
- "О правой жизни. Девяносто глав"
- "О посте"
- "О покаянии, о будущем суде, об удалении от обращения с женщинами и о роскошной жизни"
- "О покаянии и терпении"
- "О покаянии. Большое поучение"
- "О покаянии. Первое малое поучение"
- "О покаянии. Второе малое поучение"
- "О подвижнике Иулиане"
- "О памятовании смерти, о добродетели и о богатстве"
- "О необходимости бороться со врагом нашего спасения"
- "О рае"
- "О монахах"
- "О молитве. Первое поучение"
- "О молитве. Второе поучение"
- "О любви к бедным"
- "О любви"
- "О жене грешнице, помазавшей Господа миром"
- "О душевном страхе"
- "О духовном состоянии"
- "О добродетелях и страстях"
- "О добродетели. К младшему подвижнику. Четыре главы"
- "О добродетели. Десять глав"
- "О девстве"
- "О втором Господнем пришествии и о покаянии"
- "О вооружении монаху"
- "О воздержании, о том, что не должно соревновать грешникам, которые извиняются обстоятельствами времени, и о Ное"
- "О вере"
- "О брани с диаволом"
- "О блаженных обителях"
- "О блаженных местах"
- "О блаженствах и горе"
- "О Лоте и о приведении себя в безопасность"
- "Наставление монахам"
- "Наставление братиям"
- "На тех, которые ежедневно грешат и ежедневно каются"
- "На слова: "два будет на селе" (Мф.24:40)"
- "На слова: Вонми себе (Втор.4:9). Двенадцать глав"
- "Поучительные слова к египетским монахам"
- "Похвальное слово иже во святых отцу нашему Василию Великому"
- "Похвальное слово мученикам"
- "Похвальное слово святым четыредесяти мученикам"
- "Похвальное слово славным мученикам, во всем мире пострадавшим"
- "Поучение подвижникам"
- "Против исследователей естества Сына Божия"
- "Различные виды Божия промысла"
- "Седмь деланий у монаха"
- "Сказание о юродивой"
- "Слово душеполезное"
- "Слово на почивших о Христе"
- "Слово на святый пяток о кресте и о разбойнике"
- "Слово на честный и животворящий крест и на второе пришествие, а также о любви и милостыне"
- "Слово о Аврааме и Исааке"
- "Слово о внушениях ненавистника добру демона"
- "Слово о злоязычии и о страстях"
- "Слово о прекрасном Иосифе"
- "Слово о пророке Данииле и о трех святых отроках, в ответ утверждающему: "время лукаво, не могу спастись""
- "Слово о святом пророке Илие"
- "Слово о священстве"
- "Слово о страданиях Спасителя"
- "Слово о суде и об умилении"
- "Слово о том, как душа, когда искушает ее враг, должна со слезами молиться Богу"
- "Слово о том, что всегда должно иметь в мыслях день исшествия из сей жизни"
- "Слово подвижническое"
- "Слово подвижническое первое"
- "Слово увещательное"
- "Слово умилительное"
- "Слово умилительное первое"
- "Слово умилительное второе"
- "Слово первое. О скончавшихся отцах"
- "Слово второе. О скончавшихся отцах"
- "Советы подвижникам"
- "Толкование на книгу Второзаконие"
- "Толкование на книгу Исход"
- "Толкование на книгу Левит"
- "Толкование на книгу Числ"
- "Толкование на книгу пророчества Авдия"
- "Толкование на книгу пророчества Амоса"
- "Толкование на книгу пророчества Даниила"
- "Толкование на книгу пророчества Захарии"
- "Толкование на книгу пророчества Иезекииля"
- "Толкование на книгу пророчества Иоиля"
- "Толкование на книгу пророчества Малахии"
- "Толкование на книгу пророчества Михея"
- "Толкование на книгу пророчества Осии"
- "Толкование на первую книгу, то есть на книгу Бытия"
- "Толкование на послания божественного Павла. Первое послание к Фессалоникийцам"
- "Толкование на послания божественного Павла. Второе послание к Фессалоникийцам"
- "Толкование на послания божественного Павла. Первое послание к Тимофею"
- "Толкование на послания божественного Павла. Второе послание к Тимофею"
- "Толкование на послания божественного Павла. Послание к Галатам"
- "Толкование на послания божественного Павла. Послание к Евреям"
- "Толкование на послания божественного Павла. Послание к Ефесянам"
- "Толкование на послания божественного Павла. Послание к Колоссянам"
- "Толкование на послания божественного Павла. Послание к Титу"
- "Толкование на послания божественного Павла. Послание к Филиппийцам"
- "Толкование на послания божественного Павла. Первое послание к Коринфянам"
- "Толкование на послания божественного Павла. К Коринфянам второе послание"
- "Толкование на апокрифические послания коринфян к Апостолу Павлу и Апостола Павла к Коринфянам. К Коринфянам третье"
- "Толкование на послания божественного Павла. К Римлянам"
- "Надгробные песнопения"
- "О Церкви"
- "О Воскресении, смерти и сатане"
- "Слезные моления"
- "На слова: "Положи, Господи, хранение устом моим, и дверь ограждения о устнах моих""
- "На слова: "Сыне, моей премудрости внимай, к моим же словесем прилагай ухо твое""
- "На слова: "И се, вся сýетство и крушение духа""
- "Книга пророка Исаии"
- "На слова Исаии: Да возмется нечестивый, да не видит славы Господни"
- "Книга пророка Иеремии"
- "На слова Иеремии: "Горе нам, яко согрешихом""
- "На некоторые места "Плача Иеремии""
|