Ефрем Сирин. О том, что христиане не должны
предаваться забавам
Память: 28 января / 10 февраля
Преподобный Ефрем Сирин - подвижник и
духовный писатель, живший в IV веке. Написал много
толковательных и нравственных сочинений, покаянных и
погребальных песнопений.
Преподобный Ефрем Сирин. Икона
***
О том, что христиане не должны предаваться забавам
Все знаем, что христиане не должны
предаваться забавам, слыша о сем в божественных
Писаниях, и особливо слыша, что Господь в Евангелии с
угрозою говорит: горе вам смеющимся ныне, яко возрыдаете
и восплачете там (Лк.6:25). И еще говорит: не
возноситеся (Лк.12:30), потому что все это делают
язычники. А Пророк Исаия, лучше же сказать, Сам Бог чрез
Пророка говорит: горе пиющим вино с тимпаны, свирельми и
гусльми (Ис.5:12). Блаженный же Давид, как бы гнушаясь
превозношением и хвалясь о Господе, сказал: Господи, не
вознесеся сердце мое, ниже вознесостеся очи
мои (Пс.130:1). И Иаков, брат Господень, говорит: Слезите,
и плачитеся: смех ваш в плач да обратится, и радость в
сетование (Иак.4:9). И блаженный Апостол Павел
предающихся забавам называет идолослужителями,
говоря: ни идолослужители бывайте, якоже есть
писано (1Кор.10:7), и еще говорит: всяко слово гнило да
не исходит из уст ваших, но точию слово благо (Еф.4:29); аще
ясте, аще пиете, или ино что творите, вся во славу Божию
творите (1Кор.10:31). И еще он же говорит: бывайте
подражатели Богу, братия, и ходите в любви. Блуд же и
всяка нечистота и лихоимство, ниже да именуется в вас, и
сквернословие и буесловие, или кощуны, яже неподобная,
но паче благодарение (Еф.5:1-5). И много других мест в
Божественных Писаниях, где говорится о сем. Но нет
разумевающего; напротив того, на нас исполнилось слово
Владыки: прельщаетеся, не ведуще Писания (Мф.22:29). На
нас исполняется и Павлово пророчество, которое говорит:
приходит время, егда здраваго учения не послушают, но по
своих похотех изберут себе учители, чешеми слухом: и от
истины слух отвратят, и к баснем уклонятся (2Тим.4:3,4).
Сие-то самое постигло нас, возлюбленные; и вот видим,
что слова оправдались делом. Кто теперь держится
Божественного Писания? Кто прилежно внимает заповедям
Христовым? Кто премудр, и сохранит сия (Пс.106:43)? Кто
докажет, что мы не преступники закона? Много, говорят,
сильных, много мудрых по плоти, много благородных, много
сведущих книжников и законников, учителей; богатых,
бедных, рабов и свободных, монашествующих и
девственников и живущих девственно без обета, старцев и
юных, но кто же из всех таковых может доказать, что
христианам прилично играть на гуслях, или плясать или
скакать на улицах, или свирять, или шуметь, или гадать,
или делать так называемый хранилища, или носить их, или
вопрошать бесов, или упиваться, или терпеть других,
делающих такие беззаконные дела? Кто, как сказал я,
докажет, что свойственно сие христианам? Какой Пророк,
какое Евангелие, какая Апостольская книга подтвердят
сие? Если совершенно прилично христианам делать сие, то
все суета и заблуждение, и Закон, и Пророки, и Апостолы,
и Евангелия. Если же они богоглаголивы, истинны и
богодухновенны, как и действительно; то неприлично
христианам делать что-либо из выше сказанного. Ибо вот
от востока до запада и на пределах вселенной, в церквах
и на всяком месте читается Божие Писание, что изрекли:
Закон, Пророки, Апостолы и Владыка всяческих, читаются и
все богоносные Отцы; и нигде не найдешь, чтобы
христианам прилично было делать сие; напротив того, по
слову Писания, каждый из нас от пути своего заблудился
(Пс.5:3,6), преступил закон, пребывает законопреступным,
лживым и безбожником, преступлением закона Бога
безчествует (Рим.2:23). И да не покажется вам жестоким,
что назвал я безбожным; не мое это слово, но Иоанна
Богослова, который говорит: всяк преступаяй, и не
пребываяй в учении Божии, Бога не имать (2Ин.9). Кто же
злосчастнее и мерзостнее того, кем бесчествуется Бог,
давший и изрекший повеление Свое в законе чрез Пророков
и Апостолов, и кто несет уже на себе горе, возвещенное
Господом чрез Пророка: горе ихже ради имя Мое хулится во
языцех (Ис.52:5)?
Нет, братия мои, умоляю вас, не будем
так губить дни покаяния нашего, но послушаем Пророка
Давида, который вопиет, увещевает нас и говорит: приидите,
возрадуемся Господеви, и немедленно
присовокупляет: предварим лице Его во
исповедании (Пс.94:1,2); предварим, пока не кончилось
торжище; предварим, пока Сам Он не пришел видимым
образом, и не застал нас праздными в нерадении, пока нет
еще оного вопля: се Жених грядет (Мф.25:6). Тогда
возрадуются готовые; тогда возрадуются милосердые;
униженные будут печальны, а достойные будут радоваться
неизглаголанною радостью. Но предварим, братия,
поспешим, пока есть время, пока не поставлены престолы,
пока не отлучили нас друг от друга. Предварим лице Его
во исповедании, и во псалмех воскликнем Ему. Пророк
сказал: во псалмех, а не в том, что возбуждает смех; во
псалмех, а не в бесовских песнях. Сказал: приидите,
поклонимся и припадем Ему, и восплачемся (6); а не
скакать станем, или играть на гуслях, но восплачемся в
псалмех и пениях. Псалом - отгнание демонов. Псалом -
оружие против страха нощного. Псалом - успокоение от
дневных трудов. Псалом - безопасность младенцев. Псалом
- утешение старцам, самое приличное убранство женщинам.
Он светлыми делает праздники, он производит печаль по
Богу. Псалом и из каменного сердца вызывает слезы.
Псалом - дело Ангелов, небесное жительство, духовное
кадило. Он просвещает ум, он возводит на небеса, он
делает людей собеседниками Божиими, радует душу,
прекращает празднословие, изгоняет смех, напоминает суд,
умиряет враждующих. Где псалом с сокрушением, там и Бог
с Ангелами. А где песня противника, там гнев Божий и
горе - воздаяние за смех. Где священные книги и чтения,
там веселие праведных, спасение слушателей и посрамление
диавола. А где гусли, и лики, и рукоплескания, там
омрачение мужей, погибель жен и печаль Ангелам и
праздник диавольский.
О, какая злая выдумка диавола! Как
искусно запинает и обольщает он каждого, и убеждает
делать зло, как добро! Сегодня, по-видимому, поют
псалмы, как повелел Бог: а наутро с усердием пляшут, как
научил сатана. Сегодня отрицаются сатаны, а наутро ему
последуют. Сегодня сочетаваются со Христом, а наутро
отступают от Него, отрицаются и бесчестят Его. Сегодня
христиане, а наутро язычники; сегодня благочестивы, а
наутро нечестивы; сегодня верные и рабы Христовы, а
наутро отступники и враги Божии.
Не вдавайтесь в заблуждение, не
вдавайтесь, братия мои; ни один слуга не может двема
господинома работати, как сказал Владыка Христос
(Мф.6:24); потому что никто не может Богу работати и
мамоне, и плясать с диаволом. Созданные по образу Божию,
не будем бесчестить образа Божия, но как воины Христовы
Христу последуем, Ему поработаем. Не делай так, чтобы
сегодня петь с Ангелами, а наутро плясать с бесами.
Сегодня внимать Божественным чтениям, как слушателю
христолюбивому, а наутро заниматься гуслями, как
преступнику и христоненавистнику. Сегодня каяться во
грехах своих, а наутро плясать на погибель свою; сегодня
поститься и воздерживаться, а наутро ходить упившимся,
кружась там и здесь и служа для всех посмешищем. Нет,
братия мои, умоляю вас, не станем так тратить время
покаяния, которое дал нам Бог для покаяния и спасения.
Вспомним Господа, Который говорит с угрозою: горе
смеющимся ныне, яко восплачете после сего (Лк.6:25). И
еще говорит: блажени плачущии (Мф.5:4). Никто да не
обольщает вас, братия мои христолюбивые, не Апостольское
это учение. Апостолы говорят; если кто научит вас тому,
чему мы не учили, анафема да будет (Гал.1:8). Не
христианам сие свойственно, но неверным язычникам, не
покорившимся Евангелию, как сказал Владыка, что все сие
делают язычники (Мф.5:47), у которых нет никакой надежды
спасения. Знаете, братия мои, что елицы во Христа
крестихомся, во Христа облекохомся (Гал.3:27). Как же,
совлекшись Христа, служите антихристу? Имеем заповедь от
Апостола непрестанно молитися (1Сол.5:17), вся во славу
Божию творити (1Кор.10:31). Но ты не взираешь на сие, а
напротив того отвращаешь слух, и смежаешь очи. Конец же
твой будет тебе горячее желчи и острее обоюдоострого
меча. Еще говорю: не вдавайтесь в заблуждение, братия
христолюбивые! Не христианам сие свойственно, но
язычникам, у которых нет Бога.
Размыслим, братия, что человек суете
уподобися (Пс.143:4): дние его яко цвет сельный (Пс.102:15),
прейдут в одно мгновение времени, и все минуется. Для
чего же напрасно мятешься, человек? Одно приражение
горячки прекратит твои плясания и скакания. Один час
разлучит тебя с пляшущими вместе с тобою. Одна ночь, и
увянут плоти твои, остановятся ноги твои, текущие на
зло, расслабеют руки твои, померкнут глаза, язык
внезапно прейдет в безмолвие, оскудеет у тебя внезапно
голос, умножатся твои воздыхания, потекут у тебя
бесполезные слезы, расстроятся мысли твои; и никто не
будет в состоянии помочь тебе; ты бесславил и бесчестил
Бога, и все, оставив тебя, пойдут прочь, и никого не
останется при тебе, кроме невидимых бесов, которым ты
угождал. Посланный же неумолимый ангел, стоя вдали, с
потупленным взором будет ожидать Владычнего мановения,
чтобы, исхитив бедную душу твою, отвести ее в
уготованное ей место, где пожнет, что посеяла, где
произрастают, изобилуют, и даже преизбыточествуют плач,
скорбь, теснота, скрежет зубов и горе. Для чего напрасно
мятешься несчастный? Там померкнут очи упивающихся, там
увянут плоти пляшущих, там будут мучиться и взалчут
пиющие вино с гуслями и свирелями, там с великою скорбью
будут плакать, скрежетать зубами, и бить себя по лицу
блудники, прелюбодеи, тати, человекоубийцы, прорицатели,
отравители, чародеи, обманщики, мужеложцы,
деторастлители, хищники, кровопийцы. Все они, и подобные
им до конца нераскаянно согрешающие, и идущие путем
широким и пространным, который ведет в пагубу, без
сомнения, найдут себе там пристойное жилище. Ибо
невозможно, и здесь плясать с бесами, и там веселиться с
Ангелами, как сказал Господь; горе смеющимся ныне яко восплачете
и возрыдаете там (Лк.6:25). Невозможно, братия, иногда
быть христианином, а иногда делаться язычником.
Итак, по сказанному выше, нигде не
позволяется христианину делать подобное сему. Ибо
Господь и Спаситель наш, пришедши, упразднил все сие, то
есть, сии диавольские учения, какие к несчастию изучил
человек, преступив заповедь создавшего его Бога,
сделавшись изгнанником из рая и научившись всякому злу,
именуемому под небесем. Все сие, как сказано, Господь,
пришедши, прекратил и изгнал, и Сам, и чрез учеников
Своих, говоря: шедше, научите вся языки, крестяще их и
учаще их блюсти вся, елика заповедах вам (Мф.28:19-20),
т.е. скажите им: покайтеся, приближибося царствие
небесное (Мф.2:3). Не упивайтеся, не плясками
занимайтеся, но кайтеся, плачьте, бдите, молитесь,
всегда будьте готовы; потому что пришествие Господне
близко, царствие Господне при дверях. Будем же готовыми
и достойными, чтобы Господь наш, пришедши, обрел нас в
покаянии готовыми, и никого из нас не осудил, но всех
соделал наследниками царствия Своего. Ему слава во веки
веков! Аминь.
Ефрем Сирин, преподобный
Цитировано по:
Святой Ефрем Сирин. Творения. Т.3.
Репринтное издание. - М.: Издательский отдел Московского
Патриархата, 1994. -С. 43-49 // Творения иже во святых
Отца нашего Ефрема Сирина. Писания духовно-нравственные.
- Сергиев Посад. Типография Св.-Тр. Сергиевой Лавры,
1907.
Святоотеческое наследие
***
Молитва преподобному Ефрему Сирину:
- Молитва
преподобному Ефрему Сирину. Подвижник и
духовный писатель, живший в IV веке. С юных лет оставил
мир и удалился к отшельникам, после того, как попал
в тюрьму по ложному обвинению. После еще раз
подвергся клевете, но Богом был оправдан пред
людьми. Боролся против ариан, написал много
толковательных и нравственных сочинений, покаянных и
погребальных песнопений. Заступник невинно
оклеветанных и притесненных, покровитель иночества,
податель смирения и целомудрия
Акафист преподобному Ефрему Сирину:
- Акафист преподобному Ефрему Сирину
Труды преподобного Ефрема Сирина:
- На лукавых жен
- К нерадивой душе
- Вопросы и ответы
- О восьми помыслах
- Великопостная покаянная молитва
- "На слова, сказанные Господом: в мире сем скорбни будете (Ин.16:33), и о том, что человеку должно быть совершенным"
- "На пришествие Господне"
- "К монаху Иоанну"
- "Жизнь блаженного Аврамия и племянницы его Марии"
- "В подражание притчам"
- "В низложение гордыни"
- "В исправление тех, которые предаются страстям и домогаются почестей"
- "Блаженства. 55 глав"
- "Блаженства. 20 глав"
- "Похвальное слово Петру, Павлу, Андрею, Фоме, Луке и Иоанну, и на чтение из Евангелия от Иоанна"
- "Поучение падшему брату. О воздержании от плотских пожеланий, о борении и великой осмотрительности"
- "Поучение о том, что не должно соблазнять ближнего, и о правой жизни"
- "Поучение о безмолвии"
- "Послание"
- "Ответ утверждающим, что землетрясения бывают от подземных ветров"
- "Ответ на некоторые вопросы"
- "Ответ брату о священнике Илии"
- "Огласительное слово. Об оскудении добрых дел и о долготерпении Божием"
- "Обличение себе самому и исповедь"
- "Об утверждающих, что нет воскресения"
- "Об истинном отречении от мира, и о том, как душе обрести Бога, и для чего приходил Господь"
- "О том, что христиане не должны предаваться забавам"
- "О том, что не должно обольщаться эллинскими мнениями"
- "О том, что не должно дивиться временному и обольщаться приятностями жизни, и на псалом семьдесят второй"
- "О том, что не должно бояться укоризн за доброе дело"
- "О том, что монах не должен заботиться об одежде"
- "О том, что должно не смеяться и рассеиваться, но плакать и проливать о себе слезы"
- "О том, что должно избегать всяких вредных свиданий, и о воздержании"
- "О том, что братия должны жить между собою в единомыслии и любви"
- "О том, как приобретается человеком смиренномудрие. Сто глав"
- "О том, как монаху быть совершенным"
- "О тех, которые уловляют души в непотребство, утверждая, что ничего не значит дело сие"
- "О терпении, о кончине века и втором пришествии, о прилежном чтении божественных писаний и пользе безмолвия"
- "О терпении и сокрушении слово поучительное"
- "О терпении"
- "О суете настоящей жизни"
- "О страстях"
- "О смиренномудрии"
- "О сердечном сокрушении"
- "О свободе нашей и о том, что человек создан свободным"
- "О псалме"
- "О преспеянии в добродетели"
- "О правой жизни. Девяносто глав"
- "О посте"
- "О покаянии, о будущем суде, об удалении от обращения с женщинами и о роскошной жизни"
- "О покаянии и терпении"
- "О покаянии. Большое поучение"
- "О покаянии. Первое малое поучение"
- "О покаянии. Второе малое поучение"
- "О подвижнике Иулиане"
- "О памятовании смерти, о добродетели и о богатстве"
- "О необходимости бороться со врагом нашего спасения"
- "О рае"
- "О монахах"
- "О молитве. Первое поучение"
- "О молитве. Второе поучение"
- "О любви к бедным"
- "О любви"
- "О жене грешнице, помазавшей Господа миром"
- "О душевном страхе"
- "О духовном состоянии"
- "О добродетелях и страстях"
- "О добродетели. К младшему подвижнику. Четыре главы"
- "О добродетели. Десять глав"
- "О девстве"
- "О втором Господнем пришествии и о покаянии"
- "О вооружении монаху"
- "О воздержании, о том, что не должно соревновать грешникам, которые извиняются обстоятельствами времени, и о Ное"
- "О вере"
- "О брани с диаволом"
- "О блаженных обителях"
- "О блаженных местах"
- "О блаженствах и горе"
- "О Лоте и о приведении себя в безопасность"
- "Наставление монахам"
- "Наставление братиям"
- "На тех, которые ежедневно грешат и ежедневно каются"
- "На слова: "два будет на селе" (Мф.24:40)"
- "На слова: Вонми себе (Втор.4:9). Двенадцать глав"
- "Поучительные слова к египетским монахам"
- "Похвальное слово иже во святых отцу нашему Василию Великому"
- "Похвальное слово мученикам"
- "Похвальное слово святым четыредесяти мученикам"
- "Похвальное слово славным мученикам, во всем мире пострадавшим"
- "Поучение подвижникам"
- "Против исследователей естества Сына Божия"
- "Различные виды Божия промысла"
- "Седмь деланий у монаха"
- "Сказание о юродивой"
- "Слово душеполезное"
- "Слово на почивших о Христе"
- "Слово на святый пяток о кресте и о разбойнике"
- "Слово на честный и животворящий крест и на второе пришествие, а также о любви и милостыне"
- "Слово о Аврааме и Исааке"
- "Слово о внушениях ненавистника добру демона"
- "Слово о злоязычии и о страстях"
- "Слово о прекрасном Иосифе"
- "Слово о пророке Данииле и о трех святых отроках, в ответ утверждающему: "время лукаво, не могу спастись""
- "Слово о святом пророке Илие"
- "Слово о священстве"
- "Слово о страданиях Спасителя"
- "Слово о суде и об умилении"
- "Слово о том, как душа, когда искушает ее враг, должна со слезами молиться Богу"
- "Слово о том, что всегда должно иметь в мыслях день исшествия из сей жизни"
- "Слово подвижническое"
- "Слово подвижническое первое"
- "Слово увещательное"
- "Слово умилительное"
- "Слово умилительное первое"
- "Слово умилительное второе"
- "Слово первое. О скончавшихся отцах"
- "Слово второе. О скончавшихся отцах"
- "Советы подвижникам"
- "Толкование на книгу Второзаконие"
- "Толкование на книгу Исход"
- "Толкование на книгу Левит"
- "Толкование на книгу Числ"
- "Толкование на книгу пророчества Авдия"
- "Толкование на книгу пророчества Амоса"
- "Толкование на книгу пророчества Даниила"
- "Толкование на книгу пророчества Захарии"
- "Толкование на книгу пророчества Иезекииля"
- "Толкование на книгу пророчества Иоиля"
- "Толкование на книгу пророчества Малахии"
- "Толкование на книгу пророчества Михея"
- "Толкование на книгу пророчества Осии"
- "Толкование на первую книгу, то есть на книгу Бытия"
- "Толкование на послания божественного Павла. Первое послание к Фессалоникийцам"
- "Толкование на послания божественного Павла. Второе послание к Фессалоникийцам"
- "Толкование на послания божественного Павла. Первое послание к Тимофею"
- "Толкование на послания божественного Павла. Второе послание к Тимофею"
- "Толкование на послания божественного Павла. Послание к Галатам"
- "Толкование на послания божественного Павла. Послание к Евреям"
- "Толкование на послания божественного Павла. Послание к Ефесянам"
- "Толкование на послания божественного Павла. Послание к Колоссянам"
- "Толкование на послания божественного Павла. Послание к Титу"
- "Толкование на послания божественного Павла. Послание к Филиппийцам"
- "Толкование на послания божественного Павла. Первое послание к Коринфянам"
- "Толкование на послания божественного Павла. К Коринфянам второе послание"
- "Толкование на апокрифические послания коринфян к Апостолу Павлу и Апостола Павла к Коринфянам. К Коринфянам третье"
- "Толкование на послания божественного Павла. К Римлянам"
- "Надгробные песнопения"
- "О Церкви"
- "О Воскресении, смерти и сатане"
- "Слезные моления"
- "На слова: "Положи, Господи, хранение устом моим, и дверь ограждения о устнах моих""
- "На слова: "Сыне, моей премудрости внимай, к моим же словесем прилагай ухо твое""
- "На слова: "И се, вся сýетство и крушение духа""
- "Книга пророка Исаии"
- "На слова Исаии: Да возмется нечестивый, да не видит славы Господни"
- "Книга пророка Иеремии"
- "На слова Иеремии: "Горе нам, яко согрешихом""
- "На некоторые места "Плача Иеремии""
|