Ефрем Сирин. На слова Иеремии:
"Горе нам, яко согрешихом" Плч.5:16
Память: 28 января / 10 февраля
Преподобный Ефрем Сирин - подвижник и
духовный писатель, живший в IV веке. Написал много
толковательных и нравственных сочинений, покаянных и
погребальных песнопений.
Преподобный Ефрем Сирин. Икона
***
Два горьких воспоминания, приводящих в
страх и ужас, непрестанно наполняют все мои мысли и
содержат меня в трепете. Две ужасные вещи потрясают и
мучают меня, в содрогание приводят члены мои и очи мои
принуждают проливать слезы. При одном воспоминании о них
трепещет душа и, как ни горько воспоминать о них,
непрестанно о том только помышляет. От них-то всякий при
конце или возвеселится, или восскорбит. Едва только
приходят они мне на мысль, как объемлют меня ужас и
трепет.
Слушайте же, братия, какие это две вещи,
приводящие меня в трепет, и сами вострепещите и
содрогнитесь, потому что весьма они страшны для всякого.
Это – бремя грехов, какое собрал я, и то правосудие,
которое наказывает за них. Вот те две вещи, о которых
сказал я, что они непрестанно и занимают, и приводят
меня в ужас. Великое рукописание долгов моих и Страшный
Суд правды – вот две вещи, которые постоянно в уме моем,
потрясают и ужасают меня. Вспоминаю о беззакониях, какие
совершил по беспечности своей, и о наказаниях, какие
ожидают меня, – и содрогаются члены мои, страх и ужас
нападают на меня. Припоминаю в уме своем, как велико
бремя грехов моих и как грозно отмщение за них, – и ужас
поселяется в членах моих. Привожу себе на мысль те вины,
какие лежат на мне, и то наказание, которое уготовано
мне, – и сотрясаются внутренности мои, трепещу от скорби
и страха.
Вот два горьких воспоминания, как сказал
я, они занимают меня, приводят в трепет, вселяют ужас в
члены мои. Эти-то воспоминания возникают во мне,
исполняют ужасом и всюду смущают меня, действительно
глубокую скорбь причиняют сердцу моему. Совесть во мне
приводит их на память, рядом выставляет передо мной злые
дела мои, и трепетом объемлются члены мои. Припоминаю о
грехах юности моей, о сокровенных во мне гнойных струпах
порока, – и очи мои проливают слезы, внутренность моя
наполняется скорбью, страхом и ужасом. Ежедневно у меня
в памяти преступления дней юности моей, потому что не
скрыто от очей моих то, что делал я в этом мире. Помню
грехи, совершенные мной в молодости, а вместе вспоминаю
о правосудии и называю себя злосчастным. В памяти у меня
– все скверны мои и ожидающий меня Страшный Суд, и
воздыхание стесняет дух мой, ибо куда уйти мне? Не
выходит у меня из мыслей, что посеяно мной, и что будет
пожато. Приводя на память день воздаяния, объемлюсь
ужасом и трепетом. Привожу на память то время, когда
предстанет каждый на Суд, и болезненно мучаюсь, трепещут
колена мои, куда мне бежать тогда? Привожу на память тот
час, когда Жених придет на брачный пир видеть званых, –
и слезы льются из очей моих. Привожу на память то время,
когда изведены будут во тьму все облеченные в нечистые
ризы, – и сугубо называю себя злосчастным. Привожу себе
на память, что в тот день обнаружатся дела мои, и
посрамленный буду стоять перед мирами, – и воздыхания
стесняют дух мой. Рассматриваю все тайные дела свои,
вижу, насколько они гнусны, знаю, что все будут
обнаружены, – и болезнь мучит члены мои. Взираю на ту
ризу славы, какой облечен я в Крещении, вижу, как
очернил ее грехами, – и трепет наполняет внутренность
мою. Взираю на ту величественную красоту, какой украсил
меня Благий при создании, вижу, как обезобразил ее
грехами, – и скрежещут зубы мои, содрогаются челюсти
мои. Взираю на ту славу, какую при конце наследуют
праведники, привожу себе на память страшный огонь, – и
сердце мое трепетно бьется от страха. Вижу тот ужас,
который нападет там на грешников, – и члены мои объемлет
страх, оковывает трепет, цепенеют от ужаса составы мои,
и потрясается внутренность моя.
Обо всем этом, братия, непрестанно
напоминает мне совесть моя во мне, в порядке
представляет мне преступления мои, и горькой делает
ежедневно жизнь мою. Когда рассматриваю все тайные грехи
свои, – при всяком грехе восклицаю: "Горе мне!" И
ублажаю тех, которые преждевременно извержены утробой
матери и не видели света в мире сем. Лучше – гроб без
греха, нежели дневной свет во грехах. Кто здесь совершал
беззакония, того при конце постигнет тьма.
Что же мне делать, возлюбленные мои? И
здесь и там я злосчастен: здесь по беззакониям своим
страдаю от страха, там буду страдать от наказания. Когда
грешил я в юности, говорил в уме своем: "Буду стар, –
перестану грешить". Так представлял я в мыслях своих:
когда охладеет от старости тело, тогда утихнет буря
грехов. А теперь вижу, что воля моя и в старости не
оставляет грехов. Хотя изменилась плоть моя, но не
изменилась воля. И в юности жил я беспечно, и в старости
живу так же, поэтому одно ожидает меня при конце – Суд.
Грехами обремененные протекли дни юности моей, и вот
настали дни старости – и так же обременены беззакониями.
Время молодости провел я в служении греху, настигла меня
старость, и в тех же хожу грехах.
Странно это, возлюбленные мои, плоть
утратила жар свой, а воля моя не оставляет своих
навыков. Дряхла от старости стала плоть, изнемогла она,
а воля – нет. Убелилась голова, но не сердце; обветшала
плоть, а злые помыслы обновляются непрестанно. Чем белее
волосы на голове, тем сердце чернее от грехов. Чем
немощнее плоть, тем крепче воля на дела беззаконные.
Какой в юности была воля моя, такой же осталась и в
старости. И юность, и старость проведены мной в
беспечности. За старостью следует теперь время смерти,
за смертью – воскресение и карающий Страшный Суд.
И если на такой конец приходил я в этот
исполненный зол мир, то лучше мне было бы не вступать в
него, потому что от него – мое злополучие. Какая была
нужда вступить мне в мир, увидеть в нем все худое и
вынести из него бремя? Иов, испытав злополучие мира,
позавидовал погребенным извергам,
желал подобно им быть сокрытым в земле, чтобы не видеть
лукавого мира (Иов.3:16).
Какая мне польза, что вошел я в этот лукавый мир, где
так много противников, так много непрерывных искушений!
Но есть Священное Писание, которое возвещает мне Суд и
воздаяние. Плотские вожделения понуждают меня ко греху,
а Писания устрашают меня. Что же делать мне,
возлюбленные, находясь между страхом и вожделениями?
Избежать Страшного Суда нет возможности; знаю также, что
воздаянием мне будет бедствие. Где же укрыться мне от
этого?
Привожу это на память себе, братия мои,
и объемлют меня ужас и трепет, томят меня страдания и
болезни, скорбь делает мучительной жизнь мою. Каждый час
привожу себе это на память, рассматривая сокровенные
нечистоты свои, – и тысячи горьких стенаний разрывают
мне сердце. Взираю на день своей кончины, когда
прекратятся злые дела мои, но вижу исполненный мрака
гроб, – и трепещу смерти. Молюсь, чтобы отойти мне
отсюда и смертью избавиться от грехов, но, как скоро
воспоминаю о дне кончины, – сотрясаются от страха колени
мои. И то и другое тревожит меня, а третье мучает. Все
навлекает на меня осуждение, скорбь, бедствие. Останусь
ли здесь? Грехи манят меня к себе, и умножаю только вины
свои. Умру ли? Они лягут со мной во гроб. Восстану ли в
последний день? Мне прямой путь в геенну. Когда
рассматриваю все это, – всему предпочитаю гроб, потому
что в нем спокойнее быть, нежели здесь, в мире, и там, в
геенне. Велика скорбь моя, братия мои, и в этом, и в
будущем мире; здесь – грехи и искушения, там – геенское
мучение. Здесь подавляют меня искушения, а лукавый
покрывает нечистотами; там будет мучить меня сокрушение
о том, что сделал я в мире сем.
В день Суда всякого обымет ужас, потому
что в день этот будут сокрушаться все, кроме только
единого великого сонма совершенных. Всякого, кто ниже их
и не достиг меры совершенных, упрекать будет совесть, –
почему и он не таков же, как те. Всякого чина люди, не
достигшие степени совершенных, будут скорбеть о том,
почему не сравнились они с достигшими высоты.
А я и подобные мне будем не только
сокрушаться об утрате Царства, но болезненно, с громкими
стенаниями вопиять об избавлении от огня. Ибо инакова
(разная) скорбь у того, кто лишился благ Царства, и
инакова – у того, кто терпит наказание и вопиет от
ударов. Если будут там сокрушаться и те, которые не
пришли в меру совершенных, что станем делать в этот день
мы, которым должно мучиться в огне?
Как жесток будет тот огонь, о котором
говорит Писание, сужу по здешнему огню, по мучительности
его пламени. А тамошний огонь вверженным в него, без
сомнения, причинит боль несравненно большую, нежели
огонь здешнего мира. Твердо знаю, что огонь оного мира
гораздо мучительнее огня здешнего; это всякому, без
сомнения, признать должно за истину и принять с верой.
Здешний огонь как ни силен, вместе с пламенем издает и
свет; а тамошний огонь поедает, и вместе с тем он –
страшная тьма и ночь. Здешний огонь поедает пока есть у
него пища, а как скоро не стало, что пожирать ему, сам
истребляется, тухнет и исчезает. А тамошний неугасимый
огонь не истребляет пищу свою; ему заповедано – не
истреблять, а только наказывать и мучить. Огонь мира
сего, пока горит, распространяет от себя и сияние; а тот
горит – и от него только глубокая тьма и скрежет зубов.
Он поедает, опустошает, попаляет в чуждой всякого света
тьме и мучает, не угасая, потому что, как написано, он
вечен.
Это-то, братия мои, привожу себе на
память и горько воздыхаю, ибо известно мне, что за
тайные мои беззакония один огонь ожидает меня. Это
страшное определение Суда непрестанно у меня в памяти и
злосчастной называю жизнь свою, потому что ужасное
страдание готовится мне! Представляю себе вместе и то
посрамление, какое ждет меня там, потому что перед всеми
мирами и тварями обнаружатся тайны мои. И кто ни увидит
меня, с удивлением будет смотреть, что в таком я
унижении. Там не таким увидят меня, каким представляли
здесь. Здесь они думают, что и внутренне я такой же,
каким кажусь по наружности, а не такой, каков я на самом
деле. А там увидят мою черноту, которая в этом мире
сокрыта была внутри меня, и изумятся в недоумении и
удивлении при виде таившихся во мне гнойных струпов. Как
терния, явятся там им худые мои дела, какие посеял я
здесь; обнаружатся тайны мои, и подивится мне всякий.
Как при солнечном свете, увидят там те скверны, какие
тщательно таил я в себе. Как при дневном свете,
сделаются ясно видными все злодеяния мои. Все вины,
которые скрывал я в себе, предстанут там перед очами
всех, и в день Суда увидят их все народы, как при ясном
солнце. Всякий узнает там все грехи мои, ни одно мое
худое дело – ни большое, ни малое – не будет забыто. Там
будут прочтены и припамятованы мне все вины и грехи мои,
потому что все дела мои замечены и записаны в книге.
Соделанные мной худые дела приводят меня
в ужас и трепет, и непрестанно я плачу, братия мои. Ибо
что ожидает меня в оном веке? Собственная совесть моя
уверяет меня, что ничего не сделал я доброго. А таково
будет мне и воздаяние в день Суда, потому что собирал я
себе худое сокровище. Увы мне, когда в последний день
встретит меня там все это – и огонь, и тьма, и мучение,
и великое посрамление перед всеми! Горе мне там, когда
Жених с гневом воззрит на возлежащих! Куда бежать в то
время? Где укрыться? Горе мне, когда повелит Он
служителям Своим связать меня по рукам и по ногам и
удалить с вечери, когда увидят, что одежды мои нечисты!
Горе мне, когда отлучат меня от овец одесную, и поставят
с козлищами ошуюю, и извергнут вон! Горе мне, когда
увижу, что святые в наследие приемлют блаженство, а мне
во пламени в удел горе! Куда мне бежать в это время?
Горе мне, когда в стыде и трепете буду стоять вдали, не
смея возвести очей и воззреть на Судию! Горе мне, когда
Жених отречется там от меня; скажет, что не знает Он
меня; затворит предо мной двери и ввергнет меня в
геенну! Горе мне, когда в глазах моих та и другая
сторона получат свой удел и затворена будет дверь
Царства, и каждый примет наследие свое! Горе мне, когда
произнесено будет непременное определение обо мне,
затворятся предо мной двери, и я должен буду остаться
вне, со скорбью проливать слезы и скрежетать зубами.
Это-то, возлюбленные мои, непрестанно и
приводит меня в ужас и трепет, как скоро обращаю взор на
тайные грехи свои и начинаю рассматривать дела свои.
Это-то страшное воспоминание о грехах своих и о дне Суда
в трепет приводит члены мои и ужасом наполняет
внутренность мою. И вот что непонятно, возлюбленные мои:
хотя знаю я все это, не сокрыто от очей моих, что
приобретаю себе, однако же делаю всякое худое дело.
Знаю, как горько будет воздаяние мое, и делаю дела
нечестивые; знаю, в чем состоят добрые дела, а делаю то,
что худо. Читаю духовные книги, Писания Самого Духа
Святаго. Они возвещают мне о Суде и наказании, о чертоге
света и о Царстве; читаю, – и не исполняю, учусь, – и не
могу научиться, сведущ я в книгах и Писаниях, – и весьма
далек от исполнения своих обязанностей. Читаю Писания
для других, и ни одно изречение не входит в мой слух.
Наставляю и вразумляю несведущих, себе же самому никакой
не приобретаю пользы. Раскрываю книгу и, пока читаю,
воздыхает мое сердце, а едва закрою – забыл, что
написано в книге. Как скоро книга скрылась с глаз, так
скоро и заключающееся в ней учение исчезло из памяти.
Что же делать мне, возлюбленные мои, с
этим миром, в который вступил я, и с этим
многобедственным телом, которое влечет меня к
вожделениям? Ибо Писания ужасают меня Судом и
воздаянием, а вожделения принуждают меня творить дела
плоти. Подлинно, я – между Судом и страхом, поэтому
непрестанно оплакиваю жизнь свою. По справедливости,
ублажаю изверженных матерней утробой и преданных земле
младенцев, не вступавших в этот бедственный мир и не
вынесших из него никакого бремени. Кто хочет в мире жить
праведно, обрести себе покой, избавиться от борьбы и
Суда, тот постоянно ведет брань и терпит нападения. Но
плоть и слышать не хочет, чтобы я здесь боролся и вел
добродетельную жизнь. А как скоро предамся плотским
вожделениям – горькое мне будет воздаяние при конце.
Поэтому, Господи, в кущи Твои бегу от этого лукавого
мира, от этой злой плоти – причины всех грехов. Поэтому
говорю с апостолом Павлом: "Когда избавлюсь от этого
тела смерти?" (Рим. 7:24).
Но когда мучила меня такая мысль и лютая
болезнь сожгла мою внутренность, – произошло во мне
новое движение, рассеяло сердечную мою скорбь. Незаметно
возникла в уме моем одна утешительная мысль, подала мне
добрый совет и, как бы за руку взяв, привела меня к
надежде. Предстало в духе моем (видел я) утешительное
покаяние. Оно как бы на ухо изрекало мне одно прекрасное
обещание и, утешая меня, говорило: "Если печалишься ты
как грешник, – бесполезна твоя печаль. К чему печалиться
тебе, грешник?" – "Да, – отвечал я, – жгут и мучают меня
и скорбь, и плач бесполезный, при виде множества грехов
моих впадаю в безнадежность". – "Выслушай, грешник, –
нашептывая в уши, сказало мне покаяние, – выслушай
спасительное слово, совет, который подаст тебе жизнь.
Будь внимателен, покажу тебе, как должно тебе скорбеть,
и скорбь твоя будет полезна тебе, и плач твой сделается
спасительным для тебя. Не впадай в отчаяние, не
предавайся совершенной недеятельности, не печалься
безутешно, видя свою вину, и не отлагай попечения о
своем спасении. Господь твой милостив и благосерд,
желает тебя видеть у дверей Своих; радуется, если
приносишь покаяние, с радостью приемлет тебя. Все
множество неправд твоих не исчерпает и малой капли Его
милосердия, и благодатью Своей очистит Он
владычествующий в тебе грех. Море беззаконий твоих не
противостанет и малому дыханию Его щедрот, неправды
целого мира не превзойдут моря благости Его. Если доселе
ходил ты во грехах, то удержись от неправд, ударяй в
дверь Его, и Он не оставит тебя вне. Не думай, что
слишком велико нечестие твое, что не будешь принят, если
и обратишься. Такая мысль да не останавливает тебя в
начатом тобой покаянии. Если видишь множество тайных
грехов своих, это не должно делать тебя беспечным о
своем спасении, потому что Господь твой может очистить
тебя и убелить твою черноту. Если грех и глубоко проник
в тебя, как краска в волну, то, по написанному у пророка
(Ис.1:18), Господь убелит тебя, как снег. Оставь только, грешник,
беззакония свои, приди в сокрушение о грехах, соделанных
прежде, и Он примет тебя милостиво. Отложи прежние свои
скверны и приходи к Нему, Он примет тебя. В этом я, –
сказало покаяние, – тебе порукой, поступи по слову
моему, грешник и оскверненный, и Благий Господь примет
и, подобно мне, обымет тебя с любовью. Если ты, грешник,
будешь плакать и сокрушаться о своих согрешениях, и с
верой умолять Господа, Он оставит тебе беззакония твои,
и изольются на тебя щедроты Его, потому что жаждет и
желает Он обращения твоего. Любит видеть тебя у дверей
Своих Тот, Кто за беззаконников и грешников предал Себя
на смерть и поругание. И что сказано мной, грешник, то
несомненно так. Но подумай при этом, что тяжки и горьки
мучения, какие ожидают делающих беззаконие; страшный
неугасимый огонь и червь неумирающий, по Писанию (Мк.9:44),
будут мучить грешников, когда совершится последний Суд.
"И то знай, грешник", – сказало мне еще покаяние, – что
там никакой уже пользы не могу принести я грешнику. Кто
здесь не слушает меня и не ищет убежища под моими
крылами, тому не в состоянии я оказать помощь в ином
веке. Там не примут молитвы моей о грехе того, кто не
спешил ко мне и не прибегал под крыла мои здесь. Поэтому
для твоей же пользы советую тебе, грешник: пока еще ты в
этом мире, приходи ко мне и будешь жив. Вместо тебя я
буду умолять благость о прощении грехов твоих, своими
слезами подвигну ее умиротворить правосудие. Вместе с
тобой приду ко благости – просить и слезами преклонять,
чтобы исходатайствовала милосердие к сквернам твоим. И
уповаю на благость, что услышит она мою за тебя молитву,
и пойдет, и подвигнет правосудие к твоему помилованию.
Сама благость невидимо возьмет тебя за руку, грешник, и
вместе с тобой приступит к правосудию и, умоляя, скажет
ему: "Воззри на сего кающегося, страшное паче всего
правосудие! Грешен и непотребен был он, но теперь он
кается. Воззри на того, кто в страхе и трепете, стыдясь
прежних своих скверн, стоит пред тобой и с воздыханиями
умоляет тебя. Воззри на стенания и слезы его, на скорбь
и болезнь сердца его, и прости ему все преступления его,
если не обратится к ним снова. Воззри на него, от
болезни сердца своего впал он в отчаяние. Если не будет
восставлен от своего падения, то погибнет. Подай ему
руку, пусть услышит от тебя весть о прощении, чтобы
восстать и укрепиться ему в надежде быть принятым, когда
обратится к милосердому Господу".
Эти-то слова, возлюбленные мои, невидимо
начертывались в духе моем после того страха и ужаса,
который нападал на меня по причине грехов моих. И хорошо
я делал, что извел на среду покаяние, которое от
немощного сердца моего отгнало скорбь и беспечность.
Через это, возлюбленные мои, и всем собратиям моим
грешникам указал я средство к утешению, к утверждению
себя в уповании и к обращению.
Благословен Благий и Милостивый, Который
радуется о нас, если приносим покаяние; без укоризны и с
радостью приемлет Он нас по любви Своей! Благословен
Благий, у Которого дверь отверста и добрым, и злым,
чтобы входили в нее, Который и злым, если обращаются
они, не затворяет двери благости Своей! Благословен
Дарующий всякому средство, чтобы все приобрели наследие
Царства: праведники – добрыми делами, грешники –
покаянием! Благословен Предавший Себя на смерть и
поругание за грешников, Претерпевший крестный позор,
чтобы грешникам даровать жизнь! Благословен Сотворивший
нас по милосердию Своему и Снисшедший спасти нас Крестом
и паки имеющий прийти, чтобы воскресить нас в великий
день пришествия Своего! Сподоби меня, Благий, по
благости Твоей узреть щедроты Твои в день Суда и вместе
с праведниками воспевать Тебе хвалу во веки веков!
Ефрем Сирин, преподобный
Азбука веры
***
Молитва преподобному Ефрему Сирину:
- Молитва
преподобному Ефрему Сирину. Подвижник и
духовный писатель, живший в IV веке. С юных лет оставил
мир и удалился к отшельникам, после того, как попал
в тюрьму по ложному обвинению. После еще раз
подвергся клевете, но Богом был оправдан пред
людьми. Боролся против ариан, написал много
толковательных и нравственных сочинений, покаянных и
погребальных песнопений. Заступник невинно
оклеветанных и притесненных, покровитель иночества,
податель смирения и целомудрия
Акафист преподобному Ефрему Сирину:
- Акафист преподобному Ефрему Сирину
Труды преподобного Ефрема Сирина:
- На лукавых жен
- К нерадивой душе
- Вопросы и ответы
- О восьми помыслах
- Великопостная покаянная молитва
- "На слова, сказанные Господом: в мире сем скорбни будете (Ин.16:33), и о том, что человеку должно быть совершенным"
- "На пришествие Господне"
- "К монаху Иоанну"
- "Жизнь блаженного Аврамия и племянницы его Марии"
- "В подражание притчам"
- "В низложение гордыни"
- "В исправление тех, которые предаются страстям и домогаются почестей"
- "Блаженства. 55 глав"
- "Блаженства. 20 глав"
- "Похвальное слово Петру, Павлу, Андрею, Фоме, Луке и Иоанну, и на чтение из Евангелия от Иоанна"
- "Поучение падшему брату. О воздержании от плотских пожеланий, о борении и великой осмотрительности"
- "Поучение о том, что не должно соблазнять ближнего, и о правой жизни"
- "Поучение о безмолвии"
- "Послание"
- "Ответ утверждающим, что землетрясения бывают от подземных ветров"
- "Ответ на некоторые вопросы"
- "Ответ брату о священнике Илии"
- "Огласительное слово. Об оскудении добрых дел и о долготерпении Божием"
- "Обличение себе самому и исповедь"
- "Об утверждающих, что нет воскресения"
- "Об истинном отречении от мира, и о том, как душе обрести Бога, и для чего приходил Господь"
- "О том, что христиане не должны предаваться забавам"
- "О том, что не должно обольщаться эллинскими мнениями"
- "О том, что не должно дивиться временному и обольщаться приятностями жизни, и на псалом семьдесят второй"
- "О том, что не должно бояться укоризн за доброе дело"
- "О том, что монах не должен заботиться об одежде"
- "О том, что должно не смеяться и рассеиваться, но плакать и проливать о себе слезы"
- "О том, что должно избегать всяких вредных свиданий, и о воздержании"
- "О том, что братия должны жить между собою в единомыслии и любви"
- "О том, как приобретается человеком смиренномудрие. Сто глав"
- "О том, как монаху быть совершенным"
- "О тех, которые уловляют души в непотребство, утверждая, что ничего не значит дело сие"
- "О терпении, о кончине века и втором пришествии, о прилежном чтении божественных писаний и пользе безмолвия"
- "О терпении и сокрушении слово поучительное"
- "О терпении"
- "О суете настоящей жизни"
- "О страстях"
- "О смиренномудрии"
- "О сердечном сокрушении"
- "О свободе нашей и о том, что человек создан свободным"
- "О псалме"
- "О преспеянии в добродетели"
- "О правой жизни. Девяносто глав"
- "О посте"
- "О покаянии, о будущем суде, об удалении от обращения с женщинами и о роскошной жизни"
- "О покаянии и терпении"
- "О покаянии. Большое поучение"
- "О покаянии. Первое малое поучение"
- "О покаянии. Второе малое поучение"
- "О подвижнике Иулиане"
- "О памятовании смерти, о добродетели и о богатстве"
- "О необходимости бороться со врагом нашего спасения"
- "О рае"
- "О монахах"
- "О молитве. Первое поучение"
- "О молитве. Второе поучение"
- "О любви к бедным"
- "О любви"
- "О жене грешнице, помазавшей Господа миром"
- "О душевном страхе"
- "О духовном состоянии"
- "О добродетелях и страстях"
- "О добродетели. К младшему подвижнику. Четыре главы"
- "О добродетели. Десять глав"
- "О девстве"
- "О втором Господнем пришествии и о покаянии"
- "О вооружении монаху"
- "О воздержании, о том, что не должно соревновать грешникам, которые извиняются обстоятельствами времени, и о Ное"
- "О вере"
- "О брани с диаволом"
- "О блаженных обителях"
- "О блаженных местах"
- "О блаженствах и горе"
- "О Лоте и о приведении себя в безопасность"
- "Наставление монахам"
- "Наставление братиям"
- "На тех, которые ежедневно грешат и ежедневно каются"
- "На слова: "два будет на селе" (Мф.24:40)"
- "На слова: Вонми себе (Втор.4:9). Двенадцать глав"
- "Поучительные слова к египетским монахам"
- "Похвальное слово иже во святых отцу нашему Василию Великому"
- "Похвальное слово мученикам"
- "Похвальное слово святым четыредесяти мученикам"
- "Похвальное слово славным мученикам, во всем мире пострадавшим"
- "Поучение подвижникам"
- "Против исследователей естества Сына Божия"
- "Различные виды Божия промысла"
- "Седмь деланий у монаха"
- "Сказание о юродивой"
- "Слово душеполезное"
- "Слово на почивших о Христе"
- "Слово на святый пяток о кресте и о разбойнике"
- "Слово на честный и животворящий крест и на второе пришествие, а также о любви и милостыне"
- "Слово о Аврааме и Исааке"
- "Слово о внушениях ненавистника добру демона"
- "Слово о злоязычии и о страстях"
- "Слово о прекрасном Иосифе"
- "Слово о пророке Данииле и о трех святых отроках, в ответ утверждающему: "время лукаво, не могу спастись""
- "Слово о святом пророке Илие"
- "Слово о священстве"
- "Слово о страданиях Спасителя"
- "Слово о суде и об умилении"
- "Слово о том, как душа, когда искушает ее враг, должна со слезами молиться Богу"
- "Слово о том, что всегда должно иметь в мыслях день исшествия из сей жизни"
- "Слово подвижническое"
- "Слово подвижническое первое"
- "Слово увещательное"
- "Слово умилительное"
- "Слово умилительное первое"
- "Слово умилительное второе"
- "Слово первое. О скончавшихся отцах"
- "Слово второе. О скончавшихся отцах"
- "Советы подвижникам"
- "Толкование на книгу Второзаконие"
- "Толкование на книгу Исход"
- "Толкование на книгу Левит"
- "Толкование на книгу Числ"
- "Толкование на книгу пророчества Авдия"
- "Толкование на книгу пророчества Амоса"
- "Толкование на книгу пророчества Даниила"
- "Толкование на книгу пророчества Захарии"
- "Толкование на книгу пророчества Иезекииля"
- "Толкование на книгу пророчества Иоиля"
- "Толкование на книгу пророчества Малахии"
- "Толкование на книгу пророчества Михея"
- "Толкование на книгу пророчества Осии"
- "Толкование на первую книгу, то есть на книгу Бытия"
- "Толкование на послания божественного Павла. Первое послание к Фессалоникийцам"
- "Толкование на послания божественного Павла. Второе послание к Фессалоникийцам"
- "Толкование на послания божественного Павла. Первое послание к Тимофею"
- "Толкование на послания божественного Павла. Второе послание к Тимофею"
- "Толкование на послания божественного Павла. Послание к Галатам"
- "Толкование на послания божественного Павла. Послание к Евреям"
- "Толкование на послания божественного Павла. Послание к Ефесянам"
- "Толкование на послания божественного Павла. Послание к Колоссянам"
- "Толкование на послания божественного Павла. Послание к Титу"
- "Толкование на послания божественного Павла. Послание к Филиппийцам"
- "Толкование на послания божественного Павла. Первое послание к Коринфянам"
- "Толкование на послания божественного Павла. К Коринфянам второе послание"
- "Толкование на апокрифические послания коринфян к Апостолу Павлу и Апостола Павла к Коринфянам. К Коринфянам третье"
- "Толкование на послания божественного Павла. К Римлянам"
- "Надгробные песнопения"
- "О Церкви"
- "О Воскресении, смерти и сатане"
- "Слезные моления"
- "На слова: "Положи, Господи, хранение устом моим, и дверь ограждения о устнах моих""
- "На слова: "Сыне, моей премудрости внимай, к моим же словесем прилагай ухо твое""
- "На слова: "И се, вся сýетство и крушение духа""
- "Книга пророка Исаии"
- "На слова Исаии: Да возмется нечестивый, да не видит славы Господни"
- "Книга пророка Иеремии"
- "На слова Иеремии: "Горе нам, яко согрешихом""
- "На некоторые места "Плача Иеремии""
|