Ефрем Сирин. Толкование на книгу
пророчества Малахии
Память: 28 января / 10 февраля
Преподобный Ефрем Сирин - подвижник и
духовный писатель, живший в IV веке. Написал много
толковательных и нравственных сочинений, покаянных и
погребальных песнопений.
Преподобный Ефрем Сирин. Икона
***
Толкование на книгу пророчества Малахии
Пророк Малахия происходил из колена
Завулонова, и благочестивою жизнью своею приводил в
удивление народ, который, видя, что он, по жизни своей,
подобен Ангелу Божию, назвал его Ангелом. Малахия
пророчествовал по возвращении Иудеев из Вавилона,
возвещая, сколько Бог возлюбил сынов Иаковлевых и
возненавидел сынов Исавовых.
Глава 1
(1) Пророчество словесе Господня на
Израиля рукою Малахии. (2) Возлюбих вы, глаголет
Господь, и ресте: о чем возлюбил еси ны? Малахия
пророчествует по возвращении Иудеев из плена, и
возвещает, что Бог возлюбил сынов Иаковлевых и
возненавидел сынов Исавовых.
Хотя и все пророки предсказывали гибель
Идумеи, но один Малахия пророчествует о погибели ее в
самое время гибели. Не брат ли Исав Иакову? - глаголет
Господь: и возлюбих Иакова, Исава же возненавидех. И
потом присовокупляет: (4) Идумеи созиждут, и Аз разорю,
и нарекутся людие, на няже ополчися Господь до века. (5)
И очеса ваша увидят. Так Идумея, во дни Малахии,
подверглась тому конечному истреблению, о котором другие
Пророки предвозвещали за много родов. Возвеличится
Господь превыше предел Израилевых, Господь будет
прославляем во всех пределах Израилевых. Но Пророк
провидит, что пределы владений иудейских будут
расширены; и сие совершено трудами Иуды Маккавея и
бывших после него правителей народных, которые овладели
многими странами, покорили также и землю идумейскую,
самих же Идумеев принудили оставить свои законы и
соблюдать обычаи и законы израильские.
(11) Вот от восток солнца и до запад имя
Мое прославися во языцех, (12) вы же скверните е. Бог
обличает Иудеев презрителей Его имени и святыни, говоря:
имя Мое прославляется народами, слышавшими и видевшими
знамения и чудеса, какие, для избавления вашего,
совершены Мною в Египте и у народов, которых земли
наследовали вы, и все трепещут Меня и прославляют Мое
имя, а вы скверните е, - и в делах, и в словах
показываете к нему пренебрежение, глаголюще: трапеза
Господня осквернена есть, и возлагаемая брашна Его
презренны. Не оскверняйте более жертвенников Моих
приношением в жертву слепых и хромых животных; ибо
действительно приносите вы Мне такие жертвы.
(13) Не прииму жертв от рук ваших,
потому что не ценою они куплены, а приобретены хищением.
Если князь твой не примет от тебя таких приношений, даже
не из его собственности взятых; то приму ли Я от тебя
такие жертвы, приносимые тобою из Моей собственности?
Почему, отвергну такие жертвы, как непотребные, и отдуну
их в лицо вам, как нечистоту.
(8) Аще приведете слепо на жертву, не
зло ли? И аще приведете хромо или недужно, то не зло ли?
В смысле иносказательном приносящей слепое есть тот, кто
хотя и подает милостыню, но держится ереси; приносящий
хромое есть тот, кто приносит Богу дары и приношения от
чистого сердца, но волнуется помыслами, то желая
принести дар Богу, то придумывая причину, по которой бы
не делать сего приношения, или если дал что в дар,
раскаиваясь в том, что дал; приносящим недужное
уподобляются люди, душа которых болезнует славолюбием, и
которые, делая добро, заботятся постоянно о том, чтобы
за дела свои получить похвалу и славу от людей. Такие
жертвы отвергает Господь наш и в Евангелии, называя
приносящих лицемерами (Мф.23).
(14) Проклят, емуже бе в стаде его
мужеск пол, и жрет растленное Господеви. Приносящему
такую жертву уподобляются люди, которые, по крепости сил
своих, должны искать небесной славы для души, но которые
обращают душевные силы свои на мирские попечения, к
духовному же деланию чувствуют бессилие и отвращение,
небрегут о благочестии и добродетели. Таковые
уподобляются Каину, который сам поедал лучшее, а Богу
приносил крохи, остававшиеся у него излишними.
Глава 2
(5) От лица имене Моего устрашался он.
Сие сказано о Левии, родоначальнике колена левитов. В
чем вы, левиты, подобны отцу вашему Левии, который
боялся Меня и устрашался от лица имени Моего?
(6) Закон истины бе во устех его, и
неправда не обретеся во устнах его. Он брал свою часть,
а к Моей не прикасался. И в мире исправляяй иде со Мною;
посему вопрошали его, как Ангела, чтобы из его уст
научиться закону.
(8) Вы же уклонистеся от пути и
изнемоществисте многих. (13) Слезы покрыли дом
Господень. (14) Яко Господь засвидетельствова между
тобою, и между женою юности твоея, юже оставил еси.
Священники брали себе жен Хананеянок и нарушали
супружескую верность к своим женам. Оставленные жены
приходили во святилище и проливали там слезы. Почему
священник, обличая такие дела мужей, говорил: сие
последнее ваше дело покрыло слезами дом Господень.
(15) Не один ли муж? Не один ли просил
семени у Бога? Это - Авраам, от которого произошли и
прочие чрез Исаака, - семя которого просил он у Бога, и
которое дано ему. Сохраните духом вашим, и жены юности
твоея да не оставиши. Авраам, только по настоянию жены
своей, вошел к рабыне; и вы, сыны Авраамовы, подражая
Аврааму, не оставляйте жен юности своей.
Глава 3
(1) Се Аз посылаю Ангела Моего пред
лицем Моим. Говорит сие Христос об Иоанне Крестителе,
посланном уготовать и уравнять путь. Какой же путь? -
Тот, который сыны Левиины сделали негладким.
(2) И кто стерпит день пришествия Его?
Здесь очевидно указывается на тот великий день суда, в
который подвергнутся суду соделавшие негладкими правые
пути Господни. О них выше сказано: вы уклонистеся от
пути и изнемоществисте многих, растлисте завет Левиин
(2:8). Яко огнь горнила он идет и, подобно огню,
расплавит народ.
И яко мыло (3) исперет сыны Левиины;
очистит и возвратит им ту светлость, какую имели прежде.
(5) И буду свидетель скор на чародеи, на
татей и на прелюбодейцы. Законом повелено было народу не
оказывать снисхождения к соделавшему грех, и убийцу
убивать, татя и прелюбодея побивать камнями, В другом
смысле слова сии: буду свидетель скор, относятся к
Иоанну, который свидетельствовал о непотребстве Иродиады
и обличал ее.
(10) Отверзу вам хляби небесныя. Сим
означаются многоразличные благодеяния Божия, какие Бог
будет ниспосылать Иудеям, боящимся имени Его. В другом
возвышенном смысле хляби небесные изображают уста
Пророков и Апостолов: на них низошло небесное святое
питие, и им даровал многочисленные благословения, на них
излиял величайшие дары Сам Бог, низшедший с небес,
явившийся на земле и поживший среди людей.
(18) И обратитеся, и увидите между
праведным, и беззаконным, и между служащим Богови, и не
служащим Ему. Сие открылось, когда истреблены воинства
племени Гогова, и сыны Сионовы избавились от их
нападений и ужаса.
Глава 4
(2) И возсияет вам боящимся имени Моего
солнце правды. Сынам Иудиным, которых осаждали воинства
племени Гогова, окружавшие всю землю их, Пророк говорит,
что от Господа воссияет им свет спасения. В смысле же
таинственном солнцем правды именует Пророк Христа и
евангельское учение. Исцеление на языке его. И здесь
Пророк говорит также о спасительном Евангелии и о
животворных словесах Господа нашего, заключенных в
Евангелии.
(3) И будут пепел под ногами вашими
трупы сынов племени Гогова.
(2) И изыдете и взыграете якоже тельцы,
когда победите жестоких врагов ваших.
(4) Помяните закон Моисея раба Моего.
Малахия, последний из Пророков, указывает народу
Иудейскому на закон и на Иоанна - конец закона, и его
называет Илиею.
(5) Се Аз послю вам Илию Пророка, прежде
пришествия дне Господня великаго, (6) иже устроит сердце
отца к сыну, и сердце сына к отцу. Пророчественно
говорит сие Малахия об Иоанне Крестителе; и сие
исполнилось на Иоанне, как подтверждает слышанное
Захариею от Ангела: той предъидет пред Ним духом и силою
Илииною, обратити сердца отцем на чада (Лк.1:17). О нем
и Господь наш говорил Иудеям: и аще хощете прияти, той
есть Илия, хотяй приити (Мф.11:14).
Ефрем Сирин, преподобный
Цитировано по:
Святой Ефрем Сирин. Творения. Т.6.
Репринтное издание. - М.:
Издательство "Отчий дом", 1995, -
С.199-204. // Творения иже
во святых Отца нашего Ефрема Сирина.
Писания духовно-
нравственные. - Сергиев Посад.
Типография
Св.-Тр. Сергиевой Лавры, 1901
Святоотеческое наследие
***
Молитва преподобному Ефрему Сирину:
- Молитва
преподобному Ефрему Сирину. Подвижник и
духовный писатель, живший в IV веке. С юных лет оставил
мир и удалился к отшельникам, после того, как попал
в тюрьму по ложному обвинению. После еще раз
подвергся клевете, но Богом был оправдан пред
людьми. Боролся против ариан, написал много
толковательных и нравственных сочинений, покаянных и
погребальных песнопений. Заступник невинно
оклеветанных и притесненных, покровитель иночества,
податель смирения и целомудрия
Акафист преподобному Ефрему Сирину:
- Акафист преподобному Ефрему Сирину
Труды преподобного Ефрема Сирина:
- На лукавых жен
- К нерадивой душе
- Вопросы и ответы
- О восьми помыслах
- Великопостная покаянная молитва
- "На слова, сказанные Господом: в мире сем скорбни будете (Ин.16:33), и о том, что человеку должно быть совершенным"
- "На пришествие Господне"
- "К монаху Иоанну"
- "Жизнь блаженного Аврамия и племянницы его Марии"
- "В подражание притчам"
- "В низложение гордыни"
- "В исправление тех, которые предаются страстям и домогаются почестей"
- "Блаженства. 55 глав"
- "Блаженства. 20 глав"
- "Похвальное слово Петру, Павлу, Андрею, Фоме, Луке и Иоанну, и на чтение из Евангелия от Иоанна"
- "Поучение падшему брату. О воздержании от плотских пожеланий, о борении и великой осмотрительности"
- "Поучение о том, что не должно соблазнять ближнего, и о правой жизни"
- "Поучение о безмолвии"
- "Послание"
- "Ответ утверждающим, что землетрясения бывают от подземных ветров"
- "Ответ на некоторые вопросы"
- "Ответ брату о священнике Илии"
- "Огласительное слово. Об оскудении добрых дел и о долготерпении Божием"
- "Обличение себе самому и исповедь"
- "Об утверждающих, что нет воскресения"
- "Об истинном отречении от мира, и о том, как душе обрести Бога, и для чего приходил Господь"
- "О том, что христиане не должны предаваться забавам"
- "О том, что не должно обольщаться эллинскими мнениями"
- "О том, что не должно дивиться временному и обольщаться приятностями жизни, и на псалом семьдесят второй"
- "О том, что не должно бояться укоризн за доброе дело"
- "О том, что монах не должен заботиться об одежде"
- "О том, что должно не смеяться и рассеиваться, но плакать и проливать о себе слезы"
- "О том, что должно избегать всяких вредных свиданий, и о воздержании"
- "О том, что братия должны жить между собою в единомыслии и любви"
- "О том, как приобретается человеком смиренномудрие. Сто глав"
- "О том, как монаху быть совершенным"
- "О тех, которые уловляют души в непотребство, утверждая, что ничего не значит дело сие"
- "О терпении, о кончине века и втором пришествии, о прилежном чтении божественных писаний и пользе безмолвия"
- "О терпении и сокрушении слово поучительное"
- "О терпении"
- "О суете настоящей жизни"
- "О страстях"
- "О смиренномудрии"
- "О сердечном сокрушении"
- "О свободе нашей и о том, что человек создан свободным"
- "О псалме"
- "О преспеянии в добродетели"
- "О правой жизни. Девяносто глав"
- "О посте"
- "О покаянии, о будущем суде, об удалении от обращения с женщинами и о роскошной жизни"
- "О покаянии и терпении"
- "О покаянии. Большое поучение"
- "О покаянии. Первое малое поучение"
- "О покаянии. Второе малое поучение"
- "О подвижнике Иулиане"
- "О памятовании смерти, о добродетели и о богатстве"
- "О необходимости бороться со врагом нашего спасения"
- "О рае"
- "О монахах"
- "О молитве. Первое поучение"
- "О молитве. Второе поучение"
- "О любви к бедным"
- "О любви"
- "О жене грешнице, помазавшей Господа миром"
- "О душевном страхе"
- "О духовном состоянии"
- "О добродетелях и страстях"
- "О добродетели. К младшему подвижнику. Четыре главы"
- "О добродетели. Десять глав"
- "О девстве"
- "О втором Господнем пришествии и о покаянии"
- "О вооружении монаху"
- "О воздержании, о том, что не должно соревновать грешникам, которые извиняются обстоятельствами времени, и о Ное"
- "О вере"
- "О брани с диаволом"
- "О блаженных обителях"
- "О блаженных местах"
- "О блаженствах и горе"
- "О Лоте и о приведении себя в безопасность"
- "Наставление монахам"
- "Наставление братиям"
- "На тех, которые ежедневно грешат и ежедневно каются"
- "На слова: "два будет на селе" (Мф.24:40)"
- "На слова: Вонми себе (Втор.4:9). Двенадцать глав"
- "Поучительные слова к египетским монахам"
- "Похвальное слово иже во святых отцу нашему Василию Великому"
- "Похвальное слово мученикам"
- "Похвальное слово святым четыредесяти мученикам"
- "Похвальное слово славным мученикам, во всем мире пострадавшим"
- "Поучение подвижникам"
- "Против исследователей естества Сына Божия"
- "Различные виды Божия промысла"
- "Седмь деланий у монаха"
- "Сказание о юродивой"
- "Слово душеполезное"
- "Слово на почивших о Христе"
- "Слово на святый пяток о кресте и о разбойнике"
- "Слово на честный и животворящий крест и на второе пришествие, а также о любви и милостыне"
- "Слово о Аврааме и Исааке"
- "Слово о внушениях ненавистника добру демона"
- "Слово о злоязычии и о страстях"
- "Слово о прекрасном Иосифе"
- "Слово о пророке Данииле и о трех святых отроках, в ответ утверждающему: "время лукаво, не могу спастись""
- "Слово о святом пророке Илие"
- "Слово о священстве"
- "Слово о страданиях Спасителя"
- "Слово о суде и об умилении"
- "Слово о том, как душа, когда искушает ее враг, должна со слезами молиться Богу"
- "Слово о том, что всегда должно иметь в мыслях день исшествия из сей жизни"
- "Слово подвижническое"
- "Слово подвижническое первое"
- "Слово увещательное"
- "Слово умилительное"
- "Слово умилительное первое"
- "Слово умилительное второе"
- "Слово первое. О скончавшихся отцах"
- "Слово второе. О скончавшихся отцах"
- "Советы подвижникам"
- "Толкование на книгу Второзаконие"
- "Толкование на книгу Исход"
- "Толкование на книгу Левит"
- "Толкование на книгу Числ"
- "Толкование на книгу пророчества Авдия"
- "Толкование на книгу пророчества Амоса"
- "Толкование на книгу пророчества Даниила"
- "Толкование на книгу пророчества Захарии"
- "Толкование на книгу пророчества Иезекииля"
- "Толкование на книгу пророчества Иоиля"
- "Толкование на книгу пророчества Малахии"
- "Толкование на книгу пророчества Михея"
- "Толкование на книгу пророчества Осии"
- "Толкование на первую книгу, то есть на книгу Бытия"
- "Толкование на послания божественного Павла. Первое послание к Фессалоникийцам"
- "Толкование на послания божественного Павла. Второе послание к Фессалоникийцам"
- "Толкование на послания божественного Павла. Первое послание к Тимофею"
- "Толкование на послания божественного Павла. Второе послание к Тимофею"
- "Толкование на послания божественного Павла. Послание к Галатам"
- "Толкование на послания божественного Павла. Послание к Евреям"
- "Толкование на послания божественного Павла. Послание к Ефесянам"
- "Толкование на послания божественного Павла. Послание к Колоссянам"
- "Толкование на послания божественного Павла. Послание к Титу"
- "Толкование на послания божественного Павла. Послание к Филиппийцам"
- "Толкование на послания божественного Павла. Первое послание к Коринфянам"
- "Толкование на послания божественного Павла. К Коринфянам второе послание"
- "Толкование на апокрифические послания коринфян к Апостолу Павлу и Апостола Павла к Коринфянам. К Коринфянам третье"
- "Толкование на послания божественного Павла. К Римлянам"
- "Надгробные песнопения"
- "О Церкви"
- "О Воскресении, смерти и сатане"
- "Слезные моления"
- "На слова: "Положи, Господи, хранение устом моим, и дверь ограждения о устнах моих""
- "На слова: "Сыне, моей премудрости внимай, к моим же словесем прилагай ухо твое""
- "На слова: "И се, вся сýетство и крушение духа""
- "Книга пророка Исаии"
- "На слова Исаии: Да возмется нечестивый, да не видит славы Господни"
- "Книга пророка Иеремии"
- "На слова Иеремии: "Горе нам, яко согрешихом""
- "На некоторые места "Плача Иеремии""
|