Ефрем Сирин. О терпении и сокрушении слово
поучительное
Память: 28 января / 10 февраля
Преподобный Ефрем Сирин - подвижник и
духовный писатель, живший в IV веке. Написал много
толковательных и нравственных сочинений, покаянных и
погребальных песнопений.
Преподобный Ефрем Сирин. Икона
***
О терпении и сокрушении слово
поучительное
Создавший нас Бог, зная немощь ума
нашего и злокозненность сопротивника, даровал нам
Божественные Писания, как оружейную храмину и сокровища
исцелений. Но в оружейных разные бывают оружия. Ибо
Давид говорит: и положил еси лук медян мышца
моя (Пс.17:35); еще: ниспосла стрелы, и разгна я, и
молнии умножи, и смяте я (15). И у другого
говорится: приимет всеоружие рвение свое, и вооружит
тварь в месть врагом: облечется в броня правды и
возложит шлем, суд нелицемерен: приимет щит непобедимый
преподобие. Поострит же напрасный гнев во оружие.
Споборит же с ним мир на безумныя: пойдут праволучныя
стрелы молниины, и яко от благокругла лука облаков на
намерение полетят: и от каменометныя ярости исполнь
падут грады; вознегодует на них вода морская, реки же
потопят нагло. Сопротив станет им дух силы, и яко вихорь
развеет их (Прем.5:17-23). Елисей рече: не бойся, яко
множае иже с нами, нежели с ними. И помолися Елисей и
рече: Господи, отверзи очи отрока, да узрит. И отверзе
Господь очи его, и виде: и се, гора исполнь коней, и
колесница огненна окрест Елиссея (4Цар.6:16,17). И Исаия
говорит: и положи уста моя, яко меч остр, и под кровом
руки Своея скры мя: положи мя, яко стрелу избранну, и в
туле своем скры мя (Ис.49:2). У Иезекииля говорится: и
ты, сыне человечь, возьми себе меч остр, паче бритвы
стригущаго, притяжи его себе (Иез.5:1). Почему и Апостол
учит нас, говоря: облецытеся во вся оружия Божия, яко
возмощи вам стати, противу кознем диавольским (Еф.6:11),
чтобы, когда нападает на нас враг, вооружились мы против
него из сказанных оружейниц. Оружия бо наша не плотская,
но сильна Богом (2Кор.10:4); яко несть наша брань к
крови и плоти, но к духовом злобы (Еф.6:12).
И в сокровищницах много различных
пособий, разумею слово о покаянии и спасении, чтобы
всякий, кто в ратоборстве с диаволом бывает уязвлен, со
тщанием притекал к сокровищу исцелений, и, приложив к
ране врачевство покаяния и сделавшись здравым, снова
сражался за своего Владыку.
Поелику и нерадение есть одна из стрел,
которою враг многих уязвил и низложил, то приимем
терпение, которым препобеждается нерадение, как можно
чаще обращая к себе написанное: мужайся, и да крепится
сердце твое, и потерпи Господа (Пс.26:14), чтобы душа,
подкрепленная словом, удобно могла выдерживать удары,
наносимые ей чуждым, и облегчала для себя труд, опираясь
на слово, как на жезл, или носясь на нем, как на
колеснице. Итак, чаще будем припоминать себе сие
изречение и говорить друг другу: мужайся, и да крепится
сердце твое, и потерпи Господа. Ибо весьма пригодно нам
сие изречение, постимся ли мы, бодрствуем ли, молимся
ли, занимаемся ли рукоделием, или иное что делаем;
потому что возбуждает оно в нас усердие к совершению
начатого подвига добродетели.
Итак, подвизайся, пока есть время, чтобы
в свое же время и пожать без изнеможения. Не люби
ненависти, гнушайся завистью, враждою и тщеславием:
питай в себе ненависть к злонравию и пересудам. Еще
немного, и минуются и зависть и вражда на ближнего,
потому что вскоре разлучимся друг с другом. И для чего,
братия, царствует между нами зависть? Для чего высишься
ты человек, который чрез несколько времени станешь
землею и пеплом? Возлюби сокрушение, возлюби терпение,
возлюби воздержание, чтобы избавиться тебе от многих
искушений и суетных забот. Плачь, когда молишься, чтобы
найти себе упокоение там, куда ты отойдешь. Имей рачение
о своем деле, как мудрый и смышленый, потому что
бесстыдство, смех, а также шутки не принесут тебе
никакой пользы в день смерти; ибо все это находит себе
место в сердце неразумных. Бесполезно и лживое
лицемерие, если в сердце своем не боишься Господа.
Искренним сердцем возлюби смирение и обретешь благодать
у Вседержителя Бога, и здесь, и в будущем веке. Если же
высишься, то легко поколеблешься, как лист на дереве от
ветра. Житейские приятности пробегают, как тень. Не будь
домом горести, чтобы яд ее не заразил самого тебя, после
того как сообщишь его ближнему. Не стыдись хранить
благоговение в смиренном сердце, потому что развращающие
тебя не принесут тебе пользы в день нужды. Всею
крепостию своею бойся Бога, и Он умудрит тебя, как
должно тебе спастись. Имей смирение и кротость, и
низойдет на тебя благодать страха Господня. Скверна
плоти ничего не имеет в себе, кроме осуждения и
неугасимого огня; а святыня и в этом веке - похвала и
величание, и в будущем - венец не увядающий. Тело твое,
брат, есть храм Святаго Духа, обитающего в тебе; поэтому
имей радение о храме, чтобы не оскорбить Обитающего в
нем.
Но, может быть, скажет кто: желал бы и я
сохранить себя от скверны; но что же делать? не успеваю
в этом. Такой человек походит на желающего одержать
победу над врагами без сражения и труда. Но иногда мы
сами даем на себя стрелы нападающим на нас. Ибо, когда
ведем себя слабо и неосторожно, не ограждая душевных
окон, тогда не делаемся ли врагами своего спасения,
давая свободный вход противникам? Когда небоязненно
устремляем глаза свои и смотрим, на что не должно, между
тем как испытанному в добродетели неприлично смотреть
небоязненно и на свое тело; тогда сами себе наносим чрез
это вред. И опять, когда склоняем слух свой к нелепой
молве и блудным песням, не причиняем ли себе вреда?
Подобным образом, если скверним уста свои пересудами и
сквернословием и не обуздываем языка своего, но как
написано: язык водворяется во удех наших, скверня все
тело, паля коло рождения, и опалялся от
геенны (Иак.3:6), а также раздражаем обоняние мазями и
благовониями, руки свои бесчинно налагаем, на что не
надлежало, и ноги заносим на путь не прямой, если делаем
все это, - то как будем в состоянии воздать Господу
драхму целомудрия, не уровняв даже лица
земли воздержанием и мужественными трудами?
Как можно воспрепятствовать дыму войти
внутрь, когда окна отворены, а стоящий против окон
непрестанно подгнетает огонь? Если не терпишь дыма,
загради окна, чтобы дом твой не очернился чрез чувства;
загради окна в зимнее время, чтобы тело твое не страдало
от стужи. Но как слабо заботимся о пользе душевной?
Отчет должны мы дать Испытующему сердца, как сохранили
вверенный нам храм. О доме, построенном из брения, камня
и дерева, в котором согревается наше тело, заботимся мы
тщательно; о том же, который гораздо его лучше, нерадим.
Великий будет тогда стыд и строгий суд растлившему храм
Господень, если не улучил он прощения покаянием, и
слезами своими не омыл нечистот. Возненавидим тщеславие,
леность, вспыльчивость, сии бесплодные навыки.
Мы должны взирать на жития святых и
подражать их жизни. Будем трезвиться, чтобы не
пристыдили нас добродетельные жены. Поучись усердию и
смирению у Ревекки; подивись добродетели блаженной, как
приняла она странника. Ибо написано: Сошедши же Ревекка
на кладязь, наполни водонос свой, и взыде. Тече же раб
во сретение ей, и рече: напой мя мало водою от водоноса
твоего. Сия же рече: пий, господине. И потщася, и сня на
мышца своя, и напои его, дондеже напися. И рече: и
велблюдом твоим налию (Быт.24:16-19). Так за много веков
исполнила она Евангельское слово; ибо Господь
сказал: аще кто тя поймет поприще едино, иди с ним
два (Мф.5:41). Так и сия блаженная удвоила милость,
сказав: пий, господине, и велблюдом твоим налию, дондеже
вси напиются. И сказав это, не остановилась на том, но
самым делом исполнила слово, по написанному: не в
словеси бо царство Божия, но в силе (1Кор.4:20). Ибо
сказано: испраздни весь водонос в поило, и тече на
кладязь почерпнути води, и влия велблюдом
всем (Быт.24:20). Смотри какая душевная доблесть!
Нисколько в ней нет ни лености, ни гордости, ни
высокомерия; странника называет господином,
путешественнику услуживает, как настоящая рабыня. Так
поступил и Иаков, отвалив камень от кладезя и напоив
овец Лавана, брата матери своей (Быт.29:20). Может быть,
скажет кто в возражение: "Иаков сделал это по родству";
но такового обличат дела Моисеевы. Ибо святое Писание
говорит: Отъиде же Моисей от лица Фараонова, и, пришед в
землю Мадиамскую, седе при кладязи. Священнику же
Мадиамскому беша седмь дщерей, пасущих овцы отца своего
Иофора. Пришедше же пастырие, изгнаша я: возстав же
Моисей, избави и напои овцы их (Исх.2:15-17). Великая
благодать сияет в душах святых Твоих, Господи; потому
что облеклись они матерью добродетелей, нелицемерною
любовью.
Итак, возлюби прилежно и тщательно
выслушивать уроки Божественных Писаний. Каждый день
заботимся мы о телесной пище, приправляя ее разными
приправами, а о душевной пище нерадим. Лучше должны мы,
христолюбивые братия, небречь о плотской снеди, только
бы душа питалась Духом Святым. Каждый день вкушай хлеб,
какой дает Божия премудрость, и пей воду, исходящую из
духовного камня, чтобы ум твой возмужал до озарения
ведением. Наслаждения чувственными снедями продолжаются,
пока кусок проходит гортанью, и сладость их прекращается
вскоре.
Для чего также превозносишься, человек,
блистательною одеждою! Если кто и в продолжение целого
дня облечен в многоценную одежду, то с наступлением ночи
снимает ее с себя, и, вкусив пищи и насытившись,
обращается ко сну; нередко же пресмыкаются по нем звери
и ползающие животные, а он, погрузившись в сон, лежит,
как бесчувственный мертвец. Но утром с поспешностью
встает и, надев на себя пышные ризы, превозносится
суетностью тот, кто недавно лежал во тьме, а скоро
сойдет во гроб.
Если хочешь хвалиться, то похвала твоя
да будет о Господе. Если же и богатство у себя имеешь,
то собирай себе сокровище на небесех благотворениями. А
если отлагаешь заботу о сем, пока не пришла смерть, то
знай, что Ангелы часто действуют поспешно, и ты оставишь
богатство свое, кому не хочешь. Не бойся положить начало
доброму житию; как скоро единожды вкусишь сладости
Святаго Духа, ум твой озарится для помышления о
нетленном; почему Святый Дух говорит: вкусите и видите,
яко благ Господь (Пс.33:9). Блажен, кто в час смерти
окажется святою жертвою, благоугодною Господу, кто с
великою радостью разлучается с телом и с суетною жизнью;
Ангельские воинства, увидев его на небесах, восхвалят
его, как подобного себе раба, благоискусного о Господе.
Еще дерзаю нечистыми устами умолять
Тебя, Святого и Пречистого, и ежедневно воссылаю
воздыхания лукавого и любодейного сердца к Тебе Святому
и Искупителю; потому что враг ежедневно увлекает меня в
поучение нечистым помыслам. Стыжусь я воззреть на небо;
и стыд и позор мне от множества неправд моих. Но умоляю
Твою благость, будь сострадателен ко мне, как
милосердый, изгони из сердца моего коварного растлителя,
и прежде смерти освободи меня от участи нечестивых.
Помяни меня, Господи, по милости и щедротам Своим;
приклони слух Твой к молению раба Твоего; да неосужден
буду с горделивыми; да не отринут буду от очей Твоих; да
не соделаюсь достоянием пагубы; да не погрязну во
глубине бездны; да не заключен буду в клетях ада; да не
постелют подо мною гнилость, и покровом моим да не будет
червь (Ис.14:11); да не заключен буду в вечной тьме, под
основаниями гор, связанный узами вечными; да не предан
буду, ангелу немилостивому; да не буду гореть в огне
неугасающем. Помяни меня, Господи, и спаси меня, Святый,
во святых почивающий. Ты сказал, Господи: просите и
дастся вам (Мф.7:7); прошу милости и щедрот, ибо всех
снабжаешь Ты богато и никого не укоряешь, Владыка
Господь Вседержитель. Ты благ и человеколюбив. Даруй нам
обрести благодать пред славою Твоею, Господи. Да
прославится и в нас имя Твое, Господи. И нас,
избавленных от руки горделивых, приими, Господи, в
вечные кровы. Кто, слыша страшное изречение, умолкнет и
не станет вопиять к Тебе ежечасно? Ибо святое Писание
говорит: аще праведник едва спасается, нечестивый же и
грешник где явится (1Пет.4:18)? Но мы, уповая на щедроты
Твои, не перестаем умолять: избавь нас от неугасимого
огня и будущего страха. Древле Ангел Твой, Господи, взяв
пророка Аввакума за власы, в одно мгновение поставил его
в Вавилоне пред рвом львиным, и потом тотчас перенес его
в землю свою. А нас да восприимет, Господи, благодать
Твоя, и да поможет небоязненно перейти чрез ту великую и
страшную пропасть, которая утвердилась между праведными
и неправедными, чтобы, избавившись, могли мы сказать:
слава Отцу, избавившему нас от тьмы адовой и
поставившему в раю сладости; слава Сыну, избавившему нас
от огня неугасимого и червя вечного и сподобившему нас
соделаться наследниками горнего Иерусалима; слава
Святому Духу, избавившему нас от греховного тления и от
вечного стыда и увенчавшему нас в веселии, в истинном
свете и преизбыточествующей славе, во веки! Аминь.
Ефрем Сирин, преподобный
Цитировано по:
Святой Ефрем Сирин. Творения. Т.3.
Репринтное издание. - М.: Издательский отдел Московского
Патриархата, 1994. -С. 82-89. // Творения иже во святых
Отца нашего Ефрема Сирина. Писания духовно-нравственные.
- Сергиев Посад. Типография Св.-Тр. Сергиевой Лавры,
1907.
Святоотеческое наследие
***
Молитва преподобному Ефрему Сирину:
- Молитва
преподобному Ефрему Сирину. Подвижник и
духовный писатель, живший в IV веке. С юных лет оставил
мир и удалился к отшельникам, после того, как попал
в тюрьму по ложному обвинению. После еще раз
подвергся клевете, но Богом был оправдан пред
людьми. Боролся против ариан, написал много
толковательных и нравственных сочинений, покаянных и
погребальных песнопений. Заступник невинно
оклеветанных и притесненных, покровитель иночества,
податель смирения и целомудрия
Акафист преподобному Ефрему Сирину:
- Акафист преподобному Ефрему Сирину
Труды преподобного Ефрема Сирина:
- На лукавых жен
- К нерадивой душе
- Вопросы и ответы
- О восьми помыслах
- Великопостная покаянная молитва
- "На слова, сказанные Господом: в мире сем скорбни будете (Ин.16:33), и о том, что человеку должно быть совершенным"
- "На пришествие Господне"
- "К монаху Иоанну"
- "Жизнь блаженного Аврамия и племянницы его Марии"
- "В подражание притчам"
- "В низложение гордыни"
- "В исправление тех, которые предаются страстям и домогаются почестей"
- "Блаженства. 55 глав"
- "Блаженства. 20 глав"
- "Похвальное слово Петру, Павлу, Андрею, Фоме, Луке и Иоанну, и на чтение из Евангелия от Иоанна"
- "Поучение падшему брату. О воздержании от плотских пожеланий, о борении и великой осмотрительности"
- "Поучение о том, что не должно соблазнять ближнего, и о правой жизни"
- "Поучение о безмолвии"
- "Послание"
- "Ответ утверждающим, что землетрясения бывают от подземных ветров"
- "Ответ на некоторые вопросы"
- "Ответ брату о священнике Илии"
- "Огласительное слово. Об оскудении добрых дел и о долготерпении Божием"
- "Обличение себе самому и исповедь"
- "Об утверждающих, что нет воскресения"
- "Об истинном отречении от мира, и о том, как душе обрести Бога, и для чего приходил Господь"
- "О том, что христиане не должны предаваться забавам"
- "О том, что не должно обольщаться эллинскими мнениями"
- "О том, что не должно дивиться временному и обольщаться приятностями жизни, и на псалом семьдесят второй"
- "О том, что не должно бояться укоризн за доброе дело"
- "О том, что монах не должен заботиться об одежде"
- "О том, что должно не смеяться и рассеиваться, но плакать и проливать о себе слезы"
- "О том, что должно избегать всяких вредных свиданий, и о воздержании"
- "О том, что братия должны жить между собою в единомыслии и любви"
- "О том, как приобретается человеком смиренномудрие. Сто глав"
- "О том, как монаху быть совершенным"
- "О тех, которые уловляют души в непотребство, утверждая, что ничего не значит дело сие"
- "О терпении, о кончине века и втором пришествии, о прилежном чтении божественных писаний и пользе безмолвия"
- "О терпении и сокрушении слово поучительное"
- "О терпении"
- "О суете настоящей жизни"
- "О страстях"
- "О смиренномудрии"
- "О сердечном сокрушении"
- "О свободе нашей и о том, что человек создан свободным"
- "О псалме"
- "О преспеянии в добродетели"
- "О правой жизни. Девяносто глав"
- "О посте"
- "О покаянии, о будущем суде, об удалении от обращения с женщинами и о роскошной жизни"
- "О покаянии и терпении"
- "О покаянии. Большое поучение"
- "О покаянии. Первое малое поучение"
- "О покаянии. Второе малое поучение"
- "О подвижнике Иулиане"
- "О памятовании смерти, о добродетели и о богатстве"
- "О необходимости бороться со врагом нашего спасения"
- "О рае"
- "О монахах"
- "О молитве. Первое поучение"
- "О молитве. Второе поучение"
- "О любви к бедным"
- "О любви"
- "О жене грешнице, помазавшей Господа миром"
- "О душевном страхе"
- "О духовном состоянии"
- "О добродетелях и страстях"
- "О добродетели. К младшему подвижнику. Четыре главы"
- "О добродетели. Десять глав"
- "О девстве"
- "О втором Господнем пришествии и о покаянии"
- "О вооружении монаху"
- "О воздержании, о том, что не должно соревновать грешникам, которые извиняются обстоятельствами времени, и о Ное"
- "О вере"
- "О брани с диаволом"
- "О блаженных обителях"
- "О блаженных местах"
- "О блаженствах и горе"
- "О Лоте и о приведении себя в безопасность"
- "Наставление монахам"
- "Наставление братиям"
- "На тех, которые ежедневно грешат и ежедневно каются"
- "На слова: "два будет на селе" (Мф.24:40)"
- "На слова: Вонми себе (Втор.4:9). Двенадцать глав"
- "Поучительные слова к египетским монахам"
- "Похвальное слово иже во святых отцу нашему Василию Великому"
- "Похвальное слово мученикам"
- "Похвальное слово святым четыредесяти мученикам"
- "Похвальное слово славным мученикам, во всем мире пострадавшим"
- "Поучение подвижникам"
- "Против исследователей естества Сына Божия"
- "Различные виды Божия промысла"
- "Седмь деланий у монаха"
- "Сказание о юродивой"
- "Слово душеполезное"
- "Слово на почивших о Христе"
- "Слово на святый пяток о кресте и о разбойнике"
- "Слово на честный и животворящий крест и на второе пришествие, а также о любви и милостыне"
- "Слово о Аврааме и Исааке"
- "Слово о внушениях ненавистника добру демона"
- "Слово о злоязычии и о страстях"
- "Слово о прекрасном Иосифе"
- "Слово о пророке Данииле и о трех святых отроках, в ответ утверждающему: "время лукаво, не могу спастись""
- "Слово о святом пророке Илие"
- "Слово о священстве"
- "Слово о страданиях Спасителя"
- "Слово о суде и об умилении"
- "Слово о том, как душа, когда искушает ее враг, должна со слезами молиться Богу"
- "Слово о том, что всегда должно иметь в мыслях день исшествия из сей жизни"
- "Слово подвижническое"
- "Слово подвижническое первое"
- "Слово увещательное"
- "Слово умилительное"
- "Слово умилительное первое"
- "Слово умилительное второе"
- "Слово первое. О скончавшихся отцах"
- "Слово второе. О скончавшихся отцах"
- "Советы подвижникам"
- "Толкование на книгу Второзаконие"
- "Толкование на книгу Исход"
- "Толкование на книгу Левит"
- "Толкование на книгу Числ"
- "Толкование на книгу пророчества Авдия"
- "Толкование на книгу пророчества Амоса"
- "Толкование на книгу пророчества Даниила"
- "Толкование на книгу пророчества Захарии"
- "Толкование на книгу пророчества Иезекииля"
- "Толкование на книгу пророчества Иоиля"
- "Толкование на книгу пророчества Малахии"
- "Толкование на книгу пророчества Михея"
- "Толкование на книгу пророчества Осии"
- "Толкование на первую книгу, то есть на книгу Бытия"
- "Толкование на послания божественного Павла. Первое послание к Фессалоникийцам"
- "Толкование на послания божественного Павла. Второе послание к Фессалоникийцам"
- "Толкование на послания божественного Павла. Первое послание к Тимофею"
- "Толкование на послания божественного Павла. Второе послание к Тимофею"
- "Толкование на послания божественного Павла. Послание к Галатам"
- "Толкование на послания божественного Павла. Послание к Евреям"
- "Толкование на послания божественного Павла. Послание к Ефесянам"
- "Толкование на послания божественного Павла. Послание к Колоссянам"
- "Толкование на послания божественного Павла. Послание к Титу"
- "Толкование на послания божественного Павла. Послание к Филиппийцам"
- "Толкование на послания божественного Павла. Первое послание к Коринфянам"
- "Толкование на послания божественного Павла. К Коринфянам второе послание"
- "Толкование на апокрифические послания коринфян к Апостолу Павлу и Апостола Павла к Коринфянам. К Коринфянам третье"
- "Толкование на послания божественного Павла. К Римлянам"
- "Надгробные песнопения"
- "О Церкви"
- "О Воскресении, смерти и сатане"
- "Слезные моления"
- "На слова: "Положи, Господи, хранение устом моим, и дверь ограждения о устнах моих""
- "На слова: "Сыне, моей премудрости внимай, к моим же словесем прилагай ухо твое""
- "На слова: "И се, вся сýетство и крушение духа""
- "Книга пророка Исаии"
- "На слова Исаии: Да возмется нечестивый, да не видит славы Господни"
- "Книга пророка Иеремии"
- "На слова Иеремии: "Горе нам, яко согрешихом""
- "На некоторые места "Плача Иеремии""
|