Ефрем Сирин. О блаженных местах
Память: 28 января / 10 февраля
Преподобный Ефрем Сирин - подвижник и
духовный писатель, живший в IV веке. Написал много
толковательных и нравственных сочинений, покаянных и
погребальных песнопений.
Преподобный Ефрем Сирин. Икона
***
О блаженных местах
Исполняя сии заповеди, плоды их
предпошлем туда: ибо исполняются они здесь, а предваряют
нас, возлюбленные, там. Здесь, братия, кажутся они
малыми, а там уготовляют великую и несравненную награду.
Там всякая заповедь предваряет, ожидая исполнившего ее.
Туда идут всякая заповедь и всякое доброе дело, велико
оно или мало, и полагаются они в небесные
сокровищницы, идеже ни червь, ни тля тлит, ниже татие не
подкапывают (Мф.6:20). Туда постараемся предпослать
доброе делание своих деяний, чтобы, когда кончим эту
многоскорбную жизнь, идти нам туда смело и радостно, в
ожидании сретения на облаках, и сподобиться войти туда,
где в великой радости царствуют все святые, умоляя за
нас Владыку, чтобы и мы сподобились войти в сию
неизглаголанную, несравненную, неописанную радость, в
которую Ангелы желают приникнуть, где лики и чины
праведных. Там Авраамово лоно приемлет претерпевших
скорби, подобно Лазарю; там отверзаются сокровища вечных
благ. Там горний Иерусалим, матерь первородных, как
украшенная невеста, принимает исполнивших Господни
заповеди. Там на блаженной земле кротких, где все тихо и
безмятежно, где все светло и богоугодно, где нет ни
обидчика, ни притесненного, где нет греха и огорчения,
где свет неприступный и радость неизглаголанная, где нет
ни труда, ни слез, где нет ни заботы, ни попечения, ни
сетования, где несть ни мужеск пол, ни женск, где нет ни
диавола, ни смерти, ни поста, ни печали, ни вражды, ни
ревности, но в высочайшей степени есть радости, мир,
веселие, где вода упокоения и место злачное, и источник
четверочастно разделяемый, и виноград, возделываемый
Богом всяческих, на той блаженной земле, которая
приносит прекрасные плоды, произращает древо жизни,
орошается источниками духовных дарований, на которой
растет истинный виноград, которого делателем, как
слышим, есть Дух; беспримесная жизнь, неизреченное и
неименуемое благо, где оная невыразимая красота, где
истинный свет и источник всякой благостыни, все
превышающая власть, единственное вожделенное, всегдашнее
радование, вечное веселие, невечерний свет, незаходящее
солнце, где град Царя, о котором преславная
глаголашася (Пс.86:3), где глас празднующих, где
утаенные сокровища премудрости и разума. - Там, братия
мои возлюбленные, великие дары и несравненная радость, о
которой устам человеческим и сказать невозможно, там
тьмы Ангелов, торжество первородных, престолы Апостолов,
председания пророков, скипетры патриархов, венцы
мучеников, похвалы праведных; там в великой славе и
торжестве пребывают шествовавшие путем тесным и узким, и
ликовствуют с Архангелами изнурявшие себя постами,
бдениями, слезами, в пустынях, горах, вертепах и
пропастях земных. Отец сирот и судия вдовиц в вечные
селения приемлет сирот и истинных вдовиц. Там
соблюдается награда всякому начальству и власти, и
уготовано место архиереям, иереям, диаконам,
иподиаконам, чтецам, царям, князям, воинам, богатым,
бедным, девственникам, живущим в девстве без обета,
рабам, свободным, вдовам и сиротам: - там соблюдаются их
награды, и плоды, и деяния, что каждый предпослал туда,
по написанному: в руку бо Его и мы и словеса
наша (Прем.1:16). И еще Апостол говорит: когождо дело
явлено будет (1Кор.6:7); и в другом месте: еже бо аще
сеет человек, тожде и пожнет (Гал.6:7).
Итак, зная сие, посеем здесь дела
правды, и посеем руками бедных, вдов и сирот, чтобы там
пожать нам жизнь вечную: дондеже время имамы, да делаим
благое (Гал.6:10), и предпошлем туда каждый, по мере сил
своих, милостыню, сострадательность, странноприимство,
покаяние, слезы, пост, бдение, воздержание, молитву,
псалмопение, необидливость, нелюбопрительность, терпение
скорбей, возлежание на голой земле, девство, паче же
всего следующие три добродетели: неосквернение веры
ересью, любовь к бедным, и, наконец, прощение
прегрешений братиям, хранение себя от вражды на
кого-либо. Сие и подобное сему делая, братия мои,
предпошлем, каждый, что может; кто одну заповедь, кто -
две, кто - пять, кто - десять, кто - тридцать, кто -
шестьдесят, кто - сто. Бог щедрот, приявший две лепты
вдовицы, от всякого приемлет и многое и малое, и каждому
воздаст по написанному: кийждо свою мзду приимет по
своему труду (1Кор.3:8), только бы не оказался кто вовсе
бесплодным. Напротив того, каждый день взирая на оные
вечные блага, и помышляя о страшном дне, желанием благ и
страхом мучения удержим ноги свои от всякого лукавого
пути, и, как написано, со страхом и трепетом содевать
будем свое спасение (Флп.2:12).
Духом горяще, Господеви работающе,
упованием радующеся, скорби терпяще, в молитве
пребывающе, требованием святых приобщающеся,
страннолюбия держащеся (Рим.12:11-14), не оставляйте
церкви, ни вечером, ни утром, ни в полдень; мужи и жены,
богатые и бедные, рабы и свободные, старцы и юноши, со
тщанием притекайте к божественной Литургии, принеся
Господу от трудов рук своих на благословение дому и всем
в доме. И стойте с великим страхом и трепетом, ни с кем
не разговаривая, но, как Ангелы на небесах, работайте
Господеви со страхом, и радуйтеся Ему с
трепетом (Пс.2:11), проливая слезы, воздыхая, молясь, от
всего сердца взывая, прося, чтобы не оказался кто
недостойным прияти божественных Таин; но, как говорит
Апостол Павел, да искушает себе каждый (1Кор.11:28), да
не будет ему в суд и в приложение греха. Ядый бо и пияй
недостойне, суд себе яст и пиет, по написанному (29). И
небо и земля, и море, и все, что на них, трепещут и
отступают; а ты приходишь бесстыдно? Чистые Ангелы
служат с трепетом, и закрывая лица, не смеют возвести
взора; а ты, нечистый и нераскаянный, не чувствуешь
стыда, и не содрогаешься? Уверяешь людей, но что скажешь
Испытующему сердца? Итак, отступи, брат, плачь, омой
сосуд твой оскверненный грехом, обещайся больше не
грешить, и исцелишься; потому что Бог есть Бог кающихся.
Совершая память святых, воспоминай и
тех, которые в немощи, вдов, сирот, странников, бедных,
увечных, хромых, слепых, как заповедал Господь наш; и
будешь блажен, потому что у них нет, чем воздать тебе,
воздастся же тебе в воскресение праведных. Прекрасный и
богоугодный праздник - покаяние со слезами. Это
праздник, на котором сопразднует Господь. Он Бог, и
обнищал: почтите же Господни праздники, со тщанием
стекитесь, празднуя не пышно, но божественно, не по
мирскому, но премирно, не по язычески, но по
христиански. Не будем увенчивать преддверия, составлять
лики, украшать рынки, нежить слух свирелями и гуслями,
одеваться в мягкие ризы, блистать золотом, но, как
Господь заповедал, не будем иметь вовсе и меди при
поясех (Мф.10:19). Не козлогласовании и пиянствы, не
брашна ради разоряй дело Божие (Рим.13:13; 14:20), не
лишай себя святой Литургии, трудясь в поварне для
ненасытного чрева; ибо не знаешь, сподобишься ли видеть
другую Литургию. Но предоставим труд сей тем, которым
бог - чрево и слава.
Ефрем Сирин, преподобный
Цитировано по:
Святой Ефрем Сирин. Творения. Т.3.
Репринтное издание. - М.: Издательский отдел Московского
Патриархата, 1994. -С. 20-24. // Творения иже во святых
Отца нашего Ефрема Сирина. Писания духовно-нравственные.
- Сергиев Посад. Типография Св.-Тр. Сергиевой Лавры, 1907.
Святоотеческое наследие
***
Молитва преподобному Ефрему Сирину:
- Молитва
преподобному Ефрему Сирину. Подвижник и
духовный писатель, живший в IV веке. С юных лет оставил
мир и удалился к отшельникам, после того, как попал
в тюрьму по ложному обвинению. После еще раз
подвергся клевете, но Богом был оправдан пред
людьми. Боролся против ариан, написал много
толковательных и нравственных сочинений, покаянных и
погребальных песнопений. Заступник невинно
оклеветанных и притесненных, покровитель иночества,
податель смирения и целомудрия
Акафист преподобному Ефрему Сирину:
- Акафист преподобному Ефрему Сирину
Труды преподобного Ефрема Сирина:
- На лукавых жен
- К нерадивой душе
- Вопросы и ответы
- О восьми помыслах
- Великопостная покаянная молитва
- "На слова, сказанные Господом: в мире сем скорбни будете (Ин.16:33), и о том, что человеку должно быть совершенным"
- "На пришествие Господне"
- "К монаху Иоанну"
- "Жизнь блаженного Аврамия и племянницы его Марии"
- "В подражание притчам"
- "В низложение гордыни"
- "В исправление тех, которые предаются страстям и домогаются почестей"
- "Блаженства. 55 глав"
- "Блаженства. 20 глав"
- "Похвальное слово Петру, Павлу, Андрею, Фоме, Луке и Иоанну, и на чтение из Евангелия от Иоанна"
- "Поучение падшему брату. О воздержании от плотских пожеланий, о борении и великой осмотрительности"
- "Поучение о том, что не должно соблазнять ближнего, и о правой жизни"
- "Поучение о безмолвии"
- "Послание"
- "Ответ утверждающим, что землетрясения бывают от подземных ветров"
- "Ответ на некоторые вопросы"
- "Ответ брату о священнике Илии"
- "Огласительное слово. Об оскудении добрых дел и о долготерпении Божием"
- "Обличение себе самому и исповедь"
- "Об утверждающих, что нет воскресения"
- "Об истинном отречении от мира, и о том, как душе обрести Бога, и для чего приходил Господь"
- "О том, что христиане не должны предаваться забавам"
- "О том, что не должно обольщаться эллинскими мнениями"
- "О том, что не должно дивиться временному и обольщаться приятностями жизни, и на псалом семьдесят второй"
- "О том, что не должно бояться укоризн за доброе дело"
- "О том, что монах не должен заботиться об одежде"
- "О том, что должно не смеяться и рассеиваться, но плакать и проливать о себе слезы"
- "О том, что должно избегать всяких вредных свиданий, и о воздержании"
- "О том, что братия должны жить между собою в единомыслии и любви"
- "О том, как приобретается человеком смиренномудрие. Сто глав"
- "О том, как монаху быть совершенным"
- "О тех, которые уловляют души в непотребство, утверждая, что ничего не значит дело сие"
- "О терпении, о кончине века и втором пришествии, о прилежном чтении божественных писаний и пользе безмолвия"
- "О терпении и сокрушении слово поучительное"
- "О терпении"
- "О суете настоящей жизни"
- "О страстях"
- "О смиренномудрии"
- "О сердечном сокрушении"
- "О свободе нашей и о том, что человек создан свободным"
- "О псалме"
- "О преспеянии в добродетели"
- "О правой жизни. Девяносто глав"
- "О посте"
- "О покаянии, о будущем суде, об удалении от обращения с женщинами и о роскошной жизни"
- "О покаянии и терпении"
- "О покаянии. Большое поучение"
- "О покаянии. Первое малое поучение"
- "О покаянии. Второе малое поучение"
- "О подвижнике Иулиане"
- "О памятовании смерти, о добродетели и о богатстве"
- "О необходимости бороться со врагом нашего спасения"
- "О рае"
- "О монахах"
- "О молитве. Первое поучение"
- "О молитве. Второе поучение"
- "О любви к бедным"
- "О любви"
- "О жене грешнице, помазавшей Господа миром"
- "О душевном страхе"
- "О духовном состоянии"
- "О добродетелях и страстях"
- "О добродетели. К младшему подвижнику. Четыре главы"
- "О добродетели. Десять глав"
- "О девстве"
- "О втором Господнем пришествии и о покаянии"
- "О вооружении монаху"
- "О воздержании, о том, что не должно соревновать грешникам, которые извиняются обстоятельствами времени, и о Ное"
- "О вере"
- "О брани с диаволом"
- "О блаженных обителях"
- "О блаженных местах"
- "О блаженствах и горе"
- "О Лоте и о приведении себя в безопасность"
- "Наставление монахам"
- "Наставление братиям"
- "На тех, которые ежедневно грешат и ежедневно каются"
- "На слова: "два будет на селе" (Мф.24:40)"
- "На слова: Вонми себе (Втор.4:9). Двенадцать глав"
- "Поучительные слова к египетским монахам"
- "Похвальное слово иже во святых отцу нашему Василию Великому"
- "Похвальное слово мученикам"
- "Похвальное слово святым четыредесяти мученикам"
- "Похвальное слово славным мученикам, во всем мире пострадавшим"
- "Поучение подвижникам"
- "Против исследователей естества Сына Божия"
- "Различные виды Божия промысла"
- "Седмь деланий у монаха"
- "Сказание о юродивой"
- "Слово душеполезное"
- "Слово на почивших о Христе"
- "Слово на святый пяток о кресте и о разбойнике"
- "Слово на честный и животворящий крест и на второе пришествие, а также о любви и милостыне"
- "Слово о Аврааме и Исааке"
- "Слово о внушениях ненавистника добру демона"
- "Слово о злоязычии и о страстях"
- "Слово о прекрасном Иосифе"
- "Слово о пророке Данииле и о трех святых отроках, в ответ утверждающему: "время лукаво, не могу спастись""
- "Слово о святом пророке Илие"
- "Слово о священстве"
- "Слово о страданиях Спасителя"
- "Слово о суде и об умилении"
- "Слово о том, как душа, когда искушает ее враг, должна со слезами молиться Богу"
- "Слово о том, что всегда должно иметь в мыслях день исшествия из сей жизни"
- "Слово подвижническое"
- "Слово подвижническое первое"
- "Слово увещательное"
- "Слово умилительное"
- "Слово умилительное первое"
- "Слово умилительное второе"
- "Слово первое. О скончавшихся отцах"
- "Слово второе. О скончавшихся отцах"
- "Советы подвижникам"
- "Толкование на книгу Второзаконие"
- "Толкование на книгу Исход"
- "Толкование на книгу Левит"
- "Толкование на книгу Числ"
- "Толкование на книгу пророчества Авдия"
- "Толкование на книгу пророчества Амоса"
- "Толкование на книгу пророчества Даниила"
- "Толкование на книгу пророчества Захарии"
- "Толкование на книгу пророчества Иезекииля"
- "Толкование на книгу пророчества Иоиля"
- "Толкование на книгу пророчества Малахии"
- "Толкование на книгу пророчества Михея"
- "Толкование на книгу пророчества Осии"
- "Толкование на первую книгу, то есть на книгу Бытия"
- "Толкование на послания божественного Павла. Первое послание к Фессалоникийцам"
- "Толкование на послания божественного Павла. Второе послание к Фессалоникийцам"
- "Толкование на послания божественного Павла. Первое послание к Тимофею"
- "Толкование на послания божественного Павла. Второе послание к Тимофею"
- "Толкование на послания божественного Павла. Послание к Галатам"
- "Толкование на послания божественного Павла. Послание к Евреям"
- "Толкование на послания божественного Павла. Послание к Ефесянам"
- "Толкование на послания божественного Павла. Послание к Колоссянам"
- "Толкование на послания божественного Павла. Послание к Титу"
- "Толкование на послания божественного Павла. Послание к Филиппийцам"
- "Толкование на послания божественного Павла. Первое послание к Коринфянам"
- "Толкование на послания божественного Павла. К Коринфянам второе послание"
- "Толкование на апокрифические послания коринфян к Апостолу Павлу и Апостола Павла к Коринфянам. К Коринфянам третье"
- "Толкование на послания божественного Павла. К Римлянам"
- "Надгробные песнопения"
- "О Церкви"
- "О Воскресении, смерти и сатане"
- "Слезные моления"
- "На слова: "Положи, Господи, хранение устом моим, и дверь ограждения о устнах моих""
- "На слова: "Сыне, моей премудрости внимай, к моим же словесем прилагай ухо твое""
- "На слова: "И се, вся сýетство и крушение духа""
- "Книга пророка Исаии"
- "На слова Исаии: Да возмется нечестивый, да не видит славы Господни"
- "Книга пророка Иеремии"
- "На слова Иеремии: "Горе нам, яко согрешихом""
- "На некоторые места "Плача Иеремии""
|