Ефрем Сирин. Толкование на послания
божественного Павла. Послание к Титу
Память: 28 января / 10 февраля
Преподобный Ефрем Сирин - подвижник и
духовный писатель, живший в IV веке. Написал много
толковательных и нравственных сочинений, покаянных и
погребальных песнопений.
Преподобный Ефрем Сирин. Икона
***
Толкование на послания божественного Павла. Послание
к Титу
Павел оставил Тита в Крите (Тит.1:5),
как предстоятеля и епископа, чтобы он, обходя города, в
каждом из них поставлял пресвитеров и в разных местах
исправлял другие недостатки. Когда же Павел услыхал, что
некоторые из обрезанных стали смущать умы язычников
учением о соблюдении заповедей закона, - тогда он
поспешил написать о том, по какой причине оставил его в
Крите, дав при этом и наставление относительно
обрезанных, коих надлежало остановить. Эти обрезанные,
по причине корыстолюбия своего, развращали все дома и
ради гнусного прибытка учили, чему не должно. А как и о
Тите некоторые из возмутителей говорили, что он не был
послан Павлом, то Павел и пишет ему и в послании
показывает то полномочие, какое имел Тит уже и без
послания. Также повелевает ему в послании - поставлять
пресвитеров, назначать диаконов, заграждать уста
обрезанных и все приводить в должный порядок, - и чтобы
после, когда Апостол пришлет к нему послов (Артему и
Тихика), он пришел к нему в Никополь, где находился
Апостол (Тит.3:12). Вот об этом и тому подобном и пишет
Апостол к Титу, говоря так:
Глава I
1-2. Павел, раб Божий, и Апостол Иисуса
Христа, по вере избранных Божиих, то есть по вере, ради
которой избраны были Апостолы, и по познанию не греха и
лжи, но по познанию правды и истины, - и надежде жизни,
не преходящей, но вечной, которую обетовалправедный Бог
прежде времен вечных, то есть от дней Авраама,
возлюбленного Своего.
3. Явил же нам слово проповеди во
времена свои, по домостроительству обетования, которое
во всех (прежних) родах было сокровенно и никому не
открывалось, нам же, Апостолам, открыто в пришествии
Его, чтобы мы были проповедниками его. Итак, это
Евангелие вверено мне было не от людей, но по повелению
Бога Спасителя мира.
4. Титу возлюбленному сыну, не по
плотскому рождению, ибо он язычник, а я еврей, - но по
общению веры Божией, посредством коей я родил тебя от
заблуждения к познанию истины. Благодать с тобою и мир
от Бога Отца нашего за все, что ты совершаешь, - и от
Господа Иисуса Христа, а не чрез Господа нашего Иисуса
Христа.
5. Для того я оставил тебя в Крите,
чтобы недостающее, во всех церквах, ты исправлял и
поставлял пресвитеров не в одном каком-либо городе, но
по разным городам, как я и заповедал тебе. Итак, то
самое, что я заповедал тебе на словах в присутствии
своем, вот теперь я написал тебе в послании, в
отсутствии своем.
6. Если кто невинен, по-человечески
судя, одной жены муж, имеет детей верных, так что не
подвергнется богохульству и посмеянию то таинство,
которое полагается в доме его.
7-8. Поступает не по произволу души
своей, но по совету тех, кои с ним находятся. И любит он
не из-за благ (временных), но все благое. И сохраняешь
святость, коей сподобился в крещении.
9. Кроме того, он должен держаться
верного слова учения (согласного учению), чтобы он силен
был и увещать, то есть чтобы при утешении слушателей
наставлял их в учении истины, - и тех, кои противоречат
сей истине, обличать.
10. Ибо есть много таких, кои не
покоряются тому, чтобы вести духовную жизнь, но
предпочитают исполнять закон (ветхий); - суесловы,
поелику нет истины в них, ни знамени и чудес не
совершают эти пустословы, - но хотя так бедны они
(истиною и делами), однако прельщают умы людей, -
особенно - те, кои от обрезания суть.
11. Каковых должно изобличать, не одними
только делами нашими, кои столь отличны от их поступков,
но также и сильными словами, при всех, на собрании, - и
знамениями, и чудесами, - особенно же посредством
поступков ихних, ибо не имеют стыда. - Все домы
развратить сумели они, научая не истине, но чему не
должно. Не ради жизни обетованной учат они, но ради
постыднаго стяжания собственного, - нечисты все их
стяжания, поелику они получают себе пользу посредством
смерти (духовной) людей.
12. Сказал же некто из них где-то,
собственный их пророк: Критяне всегда лжецы, злые звери,
утробы праздныя.
13. Свидетельство это истинно. Сказавший
эти слова назван пророком из них или потому, что он
сказал о них нечто такое, что исполнилось над ними как
бы чрез пророчество, но не так, чтобы он предсказал о
сем, прежде чем они были, - поелику он написал то, что
видел в них, и порицает их, нисколько их не боясь. Или
же это сказал один из пророков Нового Завета, порицая
их, - и Апостол это написал им как бы в поношение. По
сей причине, говорит, и ты, по подобию
пророчествовавшего о них, обличай их сурово, да будут
здравы в вере, в коей состоят.
14. Да не внимают Иудейским басням и
заповедям людей, разумей, священников их, - и да не
отвращают они, посредством теней прешедших, умы свои от
истины, которая чрез нас проповедуется.
15. Все чисто, все, то есть яства чисты
для чистых. А для Иудеев, коих намерения нечисты, и они
не веруют слову Господа нашего, Сказавшего: не то, что
входит в человека оскверняет его (Мф.15:11; Мк.7:15), -
нет для них ничего чистого, кроме написанного в законе
их. Но осквернены они и умом и совестию, - совестью
своею - в отношении к браку, а своим умом - в отношении
к яствам.
16. Они утверждают, что знают Бога, а
делами отрекаются. Но таковые мерзостны (суть), поелику
не веруют новому Евангелию, пребывают в том же неверии и
ко всякому делу доброму неспособны.
Глава II
1. Ты же говори, что подобает не учению
закона, который имел силу, и потом прошло время его, -
но что подобает святости учения, то есть:
2. Старец (пресвитер) пусть здрав будет
в вере своей по отношению к гонителям, и в любви, и в
терпении к тем, коих он учит.
3-4. Подобно и женщины, кои имеют
полномочие служения диаконисс, ежедневно пусть только
доброму научаются и занимаются благотворением, так чтобы
видом своим могли научать и наставлять юных женщин.
7-8. Себя представляй образцем не одного
какого-либо частного вида добра, но всех добрых дел, - в
учении - чрез доброе твое гостеприимство, подобно тому
как я, например, никогда ничего не пожелал. Также в
скромности и в слове здравом чрез, да и нет. И
безукоризненбудь пред теми, коих будешь учить, чтобы
чужой и противник наш, хотя бы и желал сказать о нас
что-либо дурное, однако посрамился бы пред слушателями
своими, когда не мог бы сказать о нас никакого дурного
слова.
9-10. Рабы господам своим да подчиняются
во всем, не воруя, да не подпадут суду в качестве воров,
но да показывают истинность свою, дабы этою верностью
своею украшали святое учение, которое усвоили.
11-13. Ибо явилась благодать спасения
Божия всем людям, то есть возвещена истина Иудеям и
язычникам, господам и рабам, - наставляющая нас всех
вообще, чтобы мы отвергли нечестие, которое совершали, и
мирские помыслы, в коих вращались, - и жили в сем веке
не так, как жили некогда, но целомудренно, чтобы никто
не взирал на жену ближнего своего с лукавыми мыслями
(ср. Мф.5:28), и праведно, чтобы не желал владений
ближнего, - и благочестиво, в святости воспринятой нами
в крещении. А также в правде, то есть в подаяниях, щедро
уделяемых нами нуждающимся, не рассчитывая получить за
них вознаграждение здесь, но только ожидая получить
блаженство надежды и сретить явление пришествия славы
Великаго Бога. Это тоже, что сказал Моисей: Бог Великий
и Страшный (Втор.10:17), - или же разумеется откровение
великой славы Бога, ибо не Отец должен открыться в тот
день, но Сын. Если же пришествие разумеется Сына, а не
Отца, то назвал Апостол великим откровение, а не Бога.
Но допущена была ошибка переписчиками, отнесшими к Богу
то, что Апостол везде употреблял о дне откровения,
говоря так: великой славы Бога и Спасителя нашего Иисуса
Христа.
14. Он дал Себя за нас, чтобы нас
искупить чрез крещение от беззакония, которое мы
совершали, и очистить Себе, то есть избрать Себе народ
собственный, ревностный к добрым делам, как сказал Иоанн
(Креститель) Духом Святым (Мф.3:9; Лк.3:8).
16. Сие говори и утешай, но делай это с
тонким искусством, дабы кто не стал презирать тебя за
излишнюю слащавость.
Глава III
1. Напоминай же им то, о чем я уже писал
(Рим.13:1 сл. ср. 2Тим.2:24), чтобы все, находящиеся под
властью, пребывали в подчинении, - и пусть ко всякому
делу доброму будут готовы.
2. Также хищного и дурно обращающегося
пусть никто не подвергает хулению, - с таковым никогда
да не ссорится, - но всякую да оказывает кротость ко
всем людям, - и тихое смирение свое они должны проявлять
не в отношении только своих единоверцев, но также и по
отношению ко всем людям.
3. Ибо были некогда, и мы такими же, как
и они, - и в тех пороках, каким предаются они теперь,
вращались и мы, - и те деяния, какие нам не желательно
видеть у них, совершали и мы. Неразумны были мы, как и
они; и непокорны мы были подобно им; заблуждающимисябыли
мы, как и они; рабствующими различным похотям подобно
им; в ненависти и злобе, в коих пребывают они, вращались
и мы; также ненавистны Богу мы были и друг друга
преследовали ненавистью подобно тому, как и они.
4-7. Когда же не правосудие Божие, но
благосклонность человеколюбия Его явилась над всеми
людьми; - не по делам праведности, кои совершали мы, ибо
мы творили дела беззакония, выше мною перечисленные, -
но по милости Своей оживотворил нашу скрытую мертвость,
и чрез омовение водное возродил нас в обновлении Духа
Святаго, - Коего излил на нас обильно, то есть когда он
вдохнул Его в Апостолов (Ин.20:22) и роздал Его в
огненных языках (Деян.2:2-4), а также некоторые
пророчествуют посредством Него, некоторые истолковывают
чрез Него, другие совершают при помощи Его различные
чудеса (1Кор.12:1 дал.): - чтобы, - кроме всех,
приступивших и приступающих к крещению для получения в
нем очищения, - и мы также получили оправдание
благодатью Его, не по делам, но чрез самое крещение - и
наследниками стали, после очищения нашего - наследниками
не в земле, текущей медом и молоком, но в надежде жизни
во веки веков.
8. Верно слово, которое я сказал. И чрез
него желаю, чтобы ты укреплял их всегда, дабы,
руководствуясь им, они заботились о добрых делах, -
разумеются люди, кои веруют, что истинно есть Бог. Ибо
это (хорошо) и полезно людям, кои обратятся к учению
(Христову).
9. Состязаний же, глупости, и
родословий, то есть гнилого и гнусного многословия
Евреев, - и споров, и ненависти, и распрей книжников
языческих избегай: ибо они безполезны для той и другой
стороны, и суетны изречения, лишенные истины.
10. Человека, который имеет ум
разделившийся и предавшийся чуждому учению, после одного
и втораго вразумления избегай, то есть: после того как
однажды, придя (из секты), будет научен и вразумлен,
(снова потом) возвратится в секту свою, - отдаляйся от
такого.
11. Ведь такой человек, для которого нет
ни достоверной истины, ни лжи, - извращен в уме своем и
грешит, так как отведал истину, и возвратился вспять: и
тем самым, что уходит и приходит, сам себя осуждает, то
есть подвергает себя должному осуждению.
Ефрем Сирин, преподобный
Цитировано по:
Святой Ефрем Сирин. Творения. Т.7.
Репринтное издание. - М.:
Издательство "Отчий дом", 1995, -
С.353-363
Святоотеческое наследие
***
Молитва преподобному Ефрему Сирину:
- Молитва
преподобному Ефрему Сирину. Подвижник и
духовный писатель, живший в IV веке. С юных лет оставил
мир и удалился к отшельникам, после того, как попал
в тюрьму по ложному обвинению. После еще раз
подвергся клевете, но Богом был оправдан пред
людьми. Боролся против ариан, написал много
толковательных и нравственных сочинений, покаянных и
погребальных песнопений. Заступник невинно
оклеветанных и притесненных, покровитель иночества,
податель смирения и целомудрия
Акафист преподобному Ефрему Сирину:
- Акафист преподобному Ефрему Сирину
Труды преподобного Ефрема Сирина:
- На лукавых жен
- К нерадивой душе
- Вопросы и ответы
- О восьми помыслах
- Великопостная покаянная молитва
- "На слова, сказанные Господом: в мире сем скорбни будете (Ин.16:33), и о том, что человеку должно быть совершенным"
- "На пришествие Господне"
- "К монаху Иоанну"
- "Жизнь блаженного Аврамия и племянницы его Марии"
- "В подражание притчам"
- "В низложение гордыни"
- "В исправление тех, которые предаются страстям и домогаются почестей"
- "Блаженства. 55 глав"
- "Блаженства. 20 глав"
- "Похвальное слово Петру, Павлу, Андрею, Фоме, Луке и Иоанну, и на чтение из Евангелия от Иоанна"
- "Поучение падшему брату. О воздержании от плотских пожеланий, о борении и великой осмотрительности"
- "Поучение о том, что не должно соблазнять ближнего, и о правой жизни"
- "Поучение о безмолвии"
- "Послание"
- "Ответ утверждающим, что землетрясения бывают от подземных ветров"
- "Ответ на некоторые вопросы"
- "Ответ брату о священнике Илии"
- "Огласительное слово. Об оскудении добрых дел и о долготерпении Божием"
- "Обличение себе самому и исповедь"
- "Об утверждающих, что нет воскресения"
- "Об истинном отречении от мира, и о том, как душе обрести Бога, и для чего приходил Господь"
- "О том, что христиане не должны предаваться забавам"
- "О том, что не должно обольщаться эллинскими мнениями"
- "О том, что не должно дивиться временному и обольщаться приятностями жизни, и на псалом семьдесят второй"
- "О том, что не должно бояться укоризн за доброе дело"
- "О том, что монах не должен заботиться об одежде"
- "О том, что должно не смеяться и рассеиваться, но плакать и проливать о себе слезы"
- "О том, что должно избегать всяких вредных свиданий, и о воздержании"
- "О том, что братия должны жить между собою в единомыслии и любви"
- "О том, как приобретается человеком смиренномудрие. Сто глав"
- "О том, как монаху быть совершенным"
- "О тех, которые уловляют души в непотребство, утверждая, что ничего не значит дело сие"
- "О терпении, о кончине века и втором пришествии, о прилежном чтении божественных писаний и пользе безмолвия"
- "О терпении и сокрушении слово поучительное"
- "О терпении"
- "О суете настоящей жизни"
- "О страстях"
- "О смиренномудрии"
- "О сердечном сокрушении"
- "О свободе нашей и о том, что человек создан свободным"
- "О псалме"
- "О преспеянии в добродетели"
- "О правой жизни. Девяносто глав"
- "О посте"
- "О покаянии, о будущем суде, об удалении от обращения с женщинами и о роскошной жизни"
- "О покаянии и терпении"
- "О покаянии. Большое поучение"
- "О покаянии. Первое малое поучение"
- "О покаянии. Второе малое поучение"
- "О подвижнике Иулиане"
- "О памятовании смерти, о добродетели и о богатстве"
- "О необходимости бороться со врагом нашего спасения"
- "О рае"
- "О монахах"
- "О молитве. Первое поучение"
- "О молитве. Второе поучение"
- "О любви к бедным"
- "О любви"
- "О жене грешнице, помазавшей Господа миром"
- "О душевном страхе"
- "О духовном состоянии"
- "О добродетелях и страстях"
- "О добродетели. К младшему подвижнику. Четыре главы"
- "О добродетели. Десять глав"
- "О девстве"
- "О втором Господнем пришествии и о покаянии"
- "О вооружении монаху"
- "О воздержании, о том, что не должно соревновать грешникам, которые извиняются обстоятельствами времени, и о Ное"
- "О вере"
- "О брани с диаволом"
- "О блаженных обителях"
- "О блаженных местах"
- "О блаженствах и горе"
- "О Лоте и о приведении себя в безопасность"
- "Наставление монахам"
- "Наставление братиям"
- "На тех, которые ежедневно грешат и ежедневно каются"
- "На слова: "два будет на селе" (Мф.24:40)"
- "На слова: Вонми себе (Втор.4:9). Двенадцать глав"
- "Поучительные слова к египетским монахам"
- "Похвальное слово иже во святых отцу нашему Василию Великому"
- "Похвальное слово мученикам"
- "Похвальное слово святым четыредесяти мученикам"
- "Похвальное слово славным мученикам, во всем мире пострадавшим"
- "Поучение подвижникам"
- "Против исследователей естества Сына Божия"
- "Различные виды Божия промысла"
- "Седмь деланий у монаха"
- "Сказание о юродивой"
- "Слово душеполезное"
- "Слово на почивших о Христе"
- "Слово на святый пяток о кресте и о разбойнике"
- "Слово на честный и животворящий крест и на второе пришествие, а также о любви и милостыне"
- "Слово о Аврааме и Исааке"
- "Слово о внушениях ненавистника добру демона"
- "Слово о злоязычии и о страстях"
- "Слово о прекрасном Иосифе"
- "Слово о пророке Данииле и о трех святых отроках, в ответ утверждающему: "время лукаво, не могу спастись""
- "Слово о святом пророке Илие"
- "Слово о священстве"
- "Слово о страданиях Спасителя"
- "Слово о суде и об умилении"
- "Слово о том, как душа, когда искушает ее враг, должна со слезами молиться Богу"
- "Слово о том, что всегда должно иметь в мыслях день исшествия из сей жизни"
- "Слово подвижническое"
- "Слово подвижническое первое"
- "Слово увещательное"
- "Слово умилительное"
- "Слово умилительное первое"
- "Слово умилительное второе"
- "Слово первое. О скончавшихся отцах"
- "Слово второе. О скончавшихся отцах"
- "Советы подвижникам"
- "Толкование на книгу Второзаконие"
- "Толкование на книгу Исход"
- "Толкование на книгу Левит"
- "Толкование на книгу Числ"
- "Толкование на книгу пророчества Авдия"
- "Толкование на книгу пророчества Амоса"
- "Толкование на книгу пророчества Даниила"
- "Толкование на книгу пророчества Захарии"
- "Толкование на книгу пророчества Иезекииля"
- "Толкование на книгу пророчества Иоиля"
- "Толкование на книгу пророчества Малахии"
- "Толкование на книгу пророчества Михея"
- "Толкование на книгу пророчества Осии"
- "Толкование на первую книгу, то есть на книгу Бытия"
- "Толкование на послания божественного Павла. Первое послание к Фессалоникийцам"
- "Толкование на послания божественного Павла. Второе послание к Фессалоникийцам"
- "Толкование на послания божественного Павла. Первое послание к Тимофею"
- "Толкование на послания божественного Павла. Второе послание к Тимофею"
- "Толкование на послания божественного Павла. Послание к Галатам"
- "Толкование на послания божественного Павла. Послание к Евреям"
- "Толкование на послания божественного Павла. Послание к Ефесянам"
- "Толкование на послания божественного Павла. Послание к Колоссянам"
- "Толкование на послания божественного Павла. Послание к Титу"
- "Толкование на послания божественного Павла. Послание к Филиппийцам"
- "Толкование на послания божественного Павла. Первое послание к Коринфянам"
- "Толкование на послания божественного Павла. К Коринфянам второе послание"
- "Толкование на апокрифические послания коринфян к Апостолу Павлу и Апостола Павла к Коринфянам. К Коринфянам третье"
- "Толкование на послания божественного Павла. К Римлянам"
- "Надгробные песнопения"
- "О Церкви"
- "О Воскресении, смерти и сатане"
- "Слезные моления"
- "На слова: "Положи, Господи, хранение устом моим, и дверь ограждения о устнах моих""
- "На слова: "Сыне, моей премудрости внимай, к моим же словесем прилагай ухо твое""
- "На слова: "И се, вся сýетство и крушение духа""
- "Книга пророка Исаии"
- "На слова Исаии: Да возмется нечестивый, да не видит славы Господни"
- "Книга пророка Иеремии"
- "На слова Иеремии: "Горе нам, яко согрешихом""
- "На некоторые места "Плача Иеремии""
|