Ефрем Сирин. Толкование на послания
божественного Павла. Второе послание к Фессалоникийцам
Память: 28 января / 10 февраля
Преподобный Ефрем Сирин - подвижник и
духовный писатель, живший в IV веке. Написал много
толковательных и нравственных сочинений, покаянных и
погребальных песнопений.
Преподобный Ефрем Сирин. Икона
***
Толкование на послания божественного Павла. Второе
послание к Фессалоникийцам
После того как Фессалоникийцы получили
первое послание и прочитали среди народа, как повелено
было им (1Фес.5:27), праздные ревнители суетного вместо
того, чтобы трудиться и есть, по заповеди, им данной
(2Фес.3:10), еще более стали прельщать и соблазнять
ближних своих, дабы тех, кои отторгнуты были от
отступничества, пленить разными хитрыми способами и
ввести в заблуждение. Диавол искушал Фессалоникийцев
гонениями, кои раз и два воздвигал на них. И поелику они
отказывались отрицать Христа, то самих же тех
празднолюбцев и сделал (сатана) проповедниками
пришествия Господа, дабы чрез пришествие, которое, по их
проповеди, должно было наступить немедленно, смутить и
отклонить ожидающих такового (немедленного) пришествия
(Господня), то есть отвлечь и отклонить от истинного
пришествия, коего они ожидали. Эти лжеучители и их
сотоварищи, коими овладел сатана, выдумали также и
ложные видения и соблазняли простой народ лживыми
речами. Писали даже и послания от имени Апостола и
читали пред ними, чтобы всякого рода злоухищрениями
отвлечь их по крайней мере от истинной веры в пришествие
Господа нашего, когда оказались не в состоянии отклонить
их от Самого Господа. Впрочем, эта слабость была у
некоторых из них с самого начала, почему в первом своем
послании увещал их, говоря: о годах и временах нет нужды
писать вам (5:1). Но когда узнал и уразумел Павел, что
заблуждение возобновилось чрез тех, кои со всяким
старанием проповедывали его, - снова решается писать к
ним, говоря так:
Глава I
1. Павел и Силван и Тимофей церкви
Фессалоникийцев, в Боге Отце нашем и Господе Иисусе
Христе. Между тем как отверженные язычники заслуживали
порицания и были исполнены постыдных дел, так что за
свои заблуждения назначены были к мечу и погибели, Бог
однако же возлюбил их, так что, по обращении их, стал
называться Отцом их, коим прежде не желал именоваться
даже Богом.
2. Благодать, говорит, чрез благодать
Евангелия, которая с вами пребывает, и мир от Бога Отца
нашего Иисуса Христа, а не чрез Господа нашего Иисуса
Христа.
3. Благодарить должны мы всегда Бога за
вас, потому что слышим, что возрастает вера ваша,
посредством терпения вашего, и со дня на день умножается
любовь каждаго из вас друг к другу, при взаимном вашем
старании о сем.
4. Так что и мы сами в вас хвалимся во
всех церквах, чрез вас внедряя другим ревность к
подражанию вам рассказами о вере вашей и о том, что вы
ни в чем не смущаетесь и не уклоняетесь, - и о терпении
вашем не в одном только гонении, но во всех скорбях
ваших и преследованиях на вас, коим подвергаетесь.
5. В доказательство праведнаго суда
Божия, то есть чрез терпение ваше возвещается праведный
суд Божий; ибо не всуе подвергаетесь этому, но дабы чрез
это вы достойными соделались царства Божия, за которое и
терпите.
6-7. Ведь праведно у Бога воздать, то
есть на последнем суде, оскорбляющим вас скорбию, - а
вам, в сем мире оскорбляемым одинаковою с нами скорбью и
терпеливо переносящим страдания, будет упокоение с нами
в день откровения Того, за Кого вы и мы терпим
преследование. Он придет с неба, - не в уничижении, как
в первое пришествие Свое, но придет в величии Своем, с
Ангелами силы Его.
8. И притом придет он не для того, чтобы
быть судимым, но придет в пламени огня для назначения на
суде отмщения не ведущим Бога, - язычникам, кои доселе
не пожелали познать Бога, и Иудеям, не подчиняющимся
Евангелию Господа нашего Иисуса Христа.
9. Ибо они подвергнутся наказанию, и
притом не временному, ибо то будет век не временный, но
в погибели вечной, от лица Господа нашего Иисуса Христа,
Который претерпел от них поругания и подвергся от них
оскорблениям, - и от славы силы Его, то есть от славы,
коею будут облечены Ангелы и окружающие Его Силы.
10. Когда же постигнет это нечестивых?
Когда приидет прославиться во святых Своих и явиться
дивным во всех уверовавших, то есть когда воссияют
праведники как солнце на небесах (Мф.13:43) и верующие
восприимут дивную награду свою, - в день тот вы явите,
что принято верою (и достоверно) свидетельство наше о
вас.
11. Посему просим в наших молитвах о
вас, да соделает вас Бог достойными звания своего, ибо
Он вас призвал и возбудил (к вере) чрез нас, - и да
исполнит в конце (мира) всякое благоволение благости и
всякое дело веры в силе Божией, то есть да воздаст вам
при кончине века не за дело только веры вашей, но и за
благие ваши пожелания добра, хотя бы, по немощи вашей,
вы и были не в состоянии исполнить их в делах.
12. Дабы прославилось имя Господа нашего
Иисуса Христа в вас там, как и здесь, - и мы да
прославимся, чрез сохранение ваше, по благодати Бога и
Господа нашего Иисуса Христа, которая призвала нас и
укрепила для проповеди язычникам.
Глава II
1-2. А о пришествии Господа нашего, о
котором вы беспокоились, и о нашем собрании верующих,
когда именно соберемся к Нему, - (просим вас) не скоро
колебайтесь (не подвергайтесь скорым колебаниям) от ума
(умом) вашего, вследствие ложных сведений, усердно
сообщаемых вам, - и нимало не смущайтесь в духе, то есть
ложными видениями, кои показывают вам, - или хитроумными
и обольстительными словами, кои говорят вам,- и даже
ложными посланиями, совсем нами не писанными, но как бы
чрез (от) нас посланными.
3. Итак, никто вас да не обольстит ни
коим из подобных образом, и не думайте, что будто бы уже
настанет день Господа нашего; поелику, если прежде не
приидет, или один из его пророков или множество
апостолов его, кои имеют явиться пред тем отступником, -
но доколе не последует скончание пророков и апостолов
его, кои будут посланы пред ним, - и после них придет
сам отступник и будет открыт (явится) человек греха, сын
погибели, - а потом уже будет пришествие (Господа).
Отступником назвал его, дабы показать, что как мятежник
отпал он и изменил, когда захотел и потому что захотел.
Человеком же греха наименовал его, дабы указать на то,
что чрез человека (как человек) придет он, а не в образе
(только) человека, ибо пришествию Господа нашего
подражает, - человеком придет он не из язычников, но из
самого народа (Израильского) и из колена Иудина, - не в
необрезании, а в обрезании, дабы под предлогом своего
происхождения и обрезания пленить народ (Израильский),
который ожидает его пришествия именно в таком виде.
Кроме того назвал его сыном погибели, самого человека
именуя сыном погибели, то есть сыном диавола губителя.
4. Который противник есть, то есть
вышних и низших и Господа всяческих, - который, говорит,
превозносится, не над теми, но над всем, что, по имени
только, называется Богом или почитается. Сам он почитает
Бога (истинного), дабы привлечь к себе распявших, - и
хулит и уничижает все, что называется (только) Богом или
почитается, чтобы тем можно пленить ум истинных
поклонников.
Таким образом он явится и взойдет в храм
Божий, чтобы сесть внутри и именно в церкви Божией. Он
не отклоняет в другое какое-либо общество из еретических
сект, чтобы не узнали его, - но с презрением отвергает
все культы (ложные), чтобы можно было пленить церковь.
Поэтому-то и взойдет он в самый храм Божий, чтобы сесть
и показать себя, что он есть как бы Бог. Каким же
образом он покажет, что есть Бог истинный? Кроме славы и
чести, коими будет облечен, он еще более покажет это
посредством той вражды, которую будет вести против
еретических сект. Так как он не будет склонять к
какой-либо ереси, то, благодаря своей (притворной) любви
к чадам Церкви, заставит думать, что любит их, как
истинных (чад Церкви), и в храм их придет и сядет, как в
храме истины, дабы показать, что он есть Бог. Он
порицает лицемерие в притворстве (притворно) и надевает
личину истины в коварстве (коварно). Он так искусно
будет притворяться, что пленит народ посредством
плотских предметов и будет управлять церковью под
личиною истины.
5. Не помните ли, говорит, что когда еще
я был у вас, это говорил вам? Отсюда можешь видеть, что
еще за много времени до того Фессалоникийцы были научены
высказанному в этих словах.
6. Теперь же, говорит, вы сами знаете
то, что содействует тому, чтобы он открылся в свое
время: так как превозмогло апостольство и после него
будет распространяться учение до дня, в который Сын
откроется в свое время.
7-8. Ибо тайна беззакония уже начала
действовать, - учение доселе еще не вошло (во всех) и
апостольство, даже доселе еще не прекращаясь, уже
процвело и возымело силу. Однако доколе тот, кто
удерживает теперь, не возмется от среды, - беззаконник
не откроется. Как бы поспешал Господь наш пришествием
Своим на суд всех народов, так как доселе не
благовествовано народам (всем). Но и первый культ еще не
кончился, когда самый храм стоит, доселе приносятся
жертвы и обрезание распространяется, а церковь еще не
построена, ибо и сами Апостолы ходили в храм для молитвы
(Деян.2:46; 3:1 сл. 5:20; 21:26; 22:17), хотя, собираясь
на вечерю, преломляли хлеб (Деян.2:46, 20:7 сл.). Если
таким образом храм с своими службами стоял в полном
украшении, то церковь еще как бы не начиналась (не была
построена), хотя и была основана; ибо когда упразднится
дом тот и его жертвоприношения будут иметь конец, тогда
наступит начало проповеди Евангелия. Итак, если
Евангелие не пришло, поелику ветхое служение держится
доселе; то каким образом, прежде чем проповедано новое
служение и ветхое еще не прекратилось, откроется Он для
воздаяния тем, кои не послушались (слова евангельского),
когда доселе еще Он не был им благовествован? И что
тогда будут значить слова: идите ко всем народом и учите
(Мф.28:19-20), - или: прежде проповедано будет, то есть
прежде откровения антихриста возвещено будет евангелие
то по всему миру (Мк.13:10 ср. Мф.24:14)? Итак, пока не
упразднится древнее богослужение, которое теперь
удерживает, чрез уготованное уже разрушение города
(Иерусалима), и пока не удержится притом апостольство,
которое теперь проповедует, и после него не
распространится учение, - дотоле не придет день
Господень, о коем те лживые соблазнители проповедуют
вам, что он уже настает теперь. Но как существовало
время Ветхого (Завета), и не прешло пророчество, ни
огонь, ни жертвоприношение, ни рог помазания, доколе
пришел Христос: так ничто не может остановить время
проповеди Нового (Завета), пока апостольство не совершит
данное ему призвание: идите ко всем народам (Мф.28:19),
и не распространится учение (Христово), и не окончится
также и его время, и не усовершатся люди чрез проповедь
Апостолов и чрез учение священников: - только тогда,
наконец, попускается Отступнику придти для испытания
достоинства людей.
8. Но не очень много продолжаются
искушения его, так как тотчас после него откроется
Господь наш, дабы, благодаря его чудесам и знамениям и
искусным злоухищрениям, не лишилась земля избранников и
праведников: ибо Сам Господь наш истребит его
откровением пришествия Своего.
9. И притом его (отступника) пришествие
есть во всякой силе и знамениях и различных чудесах
ложных. Когда Апостол говорит, что придет он со всякою
силою и знамениями, то никто не должен думать, что есть
такие знамения призрачные и обманчивые, коих он не мог
бы совершить, как Египетские волхвы (при Моисее
Исх.7:11), - даже более, чем они, покажет он знамений.
10. И во всяком обольщении неправды
придет он, дабы погубить, - не верующих, так как их
предупредит имеющий к ним придти благодетель, но тех,
кои не приняли слово истины, то есть распинателей,
поелику не пожелали принять Евангелие, которое обретает
погибших.
11. Посему, говорит, пошлет им Бог
лживую силу, так что поверят обману, то есть попустит
Бог придти тому, кого они ожидают.
12. Поелику они не веровали истине,
чтобы спастись, то веруют обману, чтобы погибнуть. Не в
пришествие Его погибают распинающие, чтобы
воспрепятствовать и не приходить, ибо прежде пришествия
подвергались погибели за то, что хулили и ругали Того,
Кто пришел для спасения мира. Итак, они подвергнутся
осуждению и проклятию за то, что одного распяли, а
другого приняли. И посылается к ним беззаконник не для
того, чтобы насильно принудить их к вере в него, но
затем, чтобы они подвергались гибели, если добровольно
будут сочувствовать ему и уверуют в него. Потом, они
осуждаются за ту вину, что оставили силу истинную
(истинное чудо) и стали приверженцами ложных знамений:
оставили Того, о пришествии Коего все пророки
свидетельствуют, и быстро обратятся к тому, о ком ни
Моисей нигде не упомянул и никакой пророк не написал.
13. Мы же должны благодарить Бога всегда
о вас, что избрал во спасение жизни, о чем и
свидетельствует святость Духа, в которую облеклись вы в
водах крещения, и вера истины (истинная), которую
имеете.
14. В коей и призвал вас чрез Евангелие
наше в собрание славы Своей, - разумей собрание самое
последнее, в которое праведники соберутся со всех сторон
мира в день Господа нашего Иисуса Христа.
15. Итак, твердо стойте и держите
заповедь учения, коему научены от нас, или чрез слово,
когда мы находились у вас, или чрез послание наше, когда
мы писали к вам в отсутствии.
16-17. Сам же Господь наш Иисус Христос
и Бог Отец наш, Который возлюбил нас и дал нам утешение
вечное, то есть вместо временных жертв, кои даны прежним
(древним поколениям) и прешли. Утешение же вместо жертв
даст нам в вечном служении: ибо хотя первое пришествие
упразднило прежние жертвы, однако наше жертвоприношение,
которое есть и самое утешение наше, не прекратится и в
самом втором пришествии, но само это пришествие заставит
оное даже изобиловать более, чем есть (теперь). Дал Он
нам и надежду благую, чтобы ею утешались сердца наши в
скорби от гонителей.
Глава III
1. Вспоминайте же о нас в молитве вашей,
братья, дабы слово Божие распространялось в приемлющих
его и прославлялось посредством дел слушателей его во
всех местах, как и у вас.
2. И да избавимся от безчинных и лукавых
людей, то есть от преследователей и лицемеров, ибо не
всех есть (не всем дается) вера, хотя по любви своей мы
ревностно возвещаем ее каждому человеку.
5. И Господь да очистит сердца ваши от
всяких соблазнов и от всяких страстей в любви Божией.
6. Повелеваем вам, братья, как Апостолы
Христовы, чтобы удалялись вы от всякаго брата,
поступающаго безчинно.
7. Как и должно вам подражать нам,
потому что мы не безчинствовали у вас.
8. И никогда даром хлеб не ели у
кого-либо.
9. Не потому, чтобы не имели мы власти
на такое вознаграждение за труды и заботы наши, но дабы
себя самих образцом дать вам для подражания нам.
10. Итак, если вы имели нужду в образце
для подражания, то таковым были мы, - если вам нужно
было слово, мы говорили, - если понадобилось послание,
мы написали, что кто не хочет работать, пусть не ест.
11. Ибо мы услыхали теперь, что
некоторые у вас безчинно поступают, ничего не делая, но
лукавствуя и предаваясь праздности, чем наносят вред
ближним и погубляют души свои.
12. Тем, кои таковы суть, даем заповедь
и увещаем (их), чтобы они, с безмолвием работая, свой
хлеб ели. В словах: "с безмолвием да работают"
разумеются те из них, кои проповедывали о дне Господнем,
что он уже настает, говоря: зачем нам работать, если уже
настает пришествие Господа, - так что не только сами
ничего не делали, но и других отвлекали от дела.
13. Вы же, братья, не унывайте, делая
добро, кому должно.
14. Если же кто не послушает слова
нашего, того заметьте и не сообщайтесь с ним, чтобы
устыдился.
15. Однако не как врага считайте его,
дабы не лишить его той пользы, какую может иметь он от
ближнего своего, но вразумляйте его со скорбью, как
брата, как отсеченный и отверженный член от совершенного
тела.
16. Сам же Господь мира да даст вам мир
всегда во всем, то есть, который вы однажды получили и
который имеете в любви - тот и другой да будет у вас.
17. Поелику же они написали послания от
моего имени и читали их пред вами, то приветствие сие
моею рукою Павла я написал, и для всех посланий моих это
полагаю знаком (их подлинности). Поэтому все послания,
приносимые к вам и не имеющие этого знака, да считаются
вами за излишние и бесполезные.
Ефрем Сирин, преподобный
Цитировано по:
Святой Ефрем Сирин. Творения. Т.7.
Репринтное издание. - М.:
Издательство "Отчий дом", 1995, -
С.241-253
Святоотеческое наследие
***
Молитва преподобному Ефрему Сирину:
- Молитва
преподобному Ефрему Сирину. Подвижник и
духовный писатель, живший в IV веке. С юных лет оставил
мир и удалился к отшельникам, после того, как попал
в тюрьму по ложному обвинению. После еще раз
подвергся клевете, но Богом был оправдан пред
людьми. Боролся против ариан, написал много
толковательных и нравственных сочинений, покаянных и
погребальных песнопений. Заступник невинно
оклеветанных и притесненных, покровитель иночества,
податель смирения и целомудрия
Акафист преподобному Ефрему Сирину:
- Акафист преподобному Ефрему Сирину
Труды преподобного Ефрема Сирина:
- На лукавых жен
- К нерадивой душе
- Вопросы и ответы
- О восьми помыслах
- Великопостная покаянная молитва
- "На слова, сказанные Господом: в мире сем скорбни будете (Ин.16:33), и о том, что человеку должно быть совершенным"
- "На пришествие Господне"
- "К монаху Иоанну"
- "Жизнь блаженного Аврамия и племянницы его Марии"
- "В подражание притчам"
- "В низложение гордыни"
- "В исправление тех, которые предаются страстям и домогаются почестей"
- "Блаженства. 55 глав"
- "Блаженства. 20 глав"
- "Похвальное слово Петру, Павлу, Андрею, Фоме, Луке и Иоанну, и на чтение из Евангелия от Иоанна"
- "Поучение падшему брату. О воздержании от плотских пожеланий, о борении и великой осмотрительности"
- "Поучение о том, что не должно соблазнять ближнего, и о правой жизни"
- "Поучение о безмолвии"
- "Послание"
- "Ответ утверждающим, что землетрясения бывают от подземных ветров"
- "Ответ на некоторые вопросы"
- "Ответ брату о священнике Илии"
- "Огласительное слово. Об оскудении добрых дел и о долготерпении Божием"
- "Обличение себе самому и исповедь"
- "Об утверждающих, что нет воскресения"
- "Об истинном отречении от мира, и о том, как душе обрести Бога, и для чего приходил Господь"
- "О том, что христиане не должны предаваться забавам"
- "О том, что не должно обольщаться эллинскими мнениями"
- "О том, что не должно дивиться временному и обольщаться приятностями жизни, и на псалом семьдесят второй"
- "О том, что не должно бояться укоризн за доброе дело"
- "О том, что монах не должен заботиться об одежде"
- "О том, что должно не смеяться и рассеиваться, но плакать и проливать о себе слезы"
- "О том, что должно избегать всяких вредных свиданий, и о воздержании"
- "О том, что братия должны жить между собою в единомыслии и любви"
- "О том, как приобретается человеком смиренномудрие. Сто глав"
- "О том, как монаху быть совершенным"
- "О тех, которые уловляют души в непотребство, утверждая, что ничего не значит дело сие"
- "О терпении, о кончине века и втором пришествии, о прилежном чтении божественных писаний и пользе безмолвия"
- "О терпении и сокрушении слово поучительное"
- "О терпении"
- "О суете настоящей жизни"
- "О страстях"
- "О смиренномудрии"
- "О сердечном сокрушении"
- "О свободе нашей и о том, что человек создан свободным"
- "О псалме"
- "О преспеянии в добродетели"
- "О правой жизни. Девяносто глав"
- "О посте"
- "О покаянии, о будущем суде, об удалении от обращения с женщинами и о роскошной жизни"
- "О покаянии и терпении"
- "О покаянии. Большое поучение"
- "О покаянии. Первое малое поучение"
- "О покаянии. Второе малое поучение"
- "О подвижнике Иулиане"
- "О памятовании смерти, о добродетели и о богатстве"
- "О необходимости бороться со врагом нашего спасения"
- "О рае"
- "О монахах"
- "О молитве. Первое поучение"
- "О молитве. Второе поучение"
- "О любви к бедным"
- "О любви"
- "О жене грешнице, помазавшей Господа миром"
- "О душевном страхе"
- "О духовном состоянии"
- "О добродетелях и страстях"
- "О добродетели. К младшему подвижнику. Четыре главы"
- "О добродетели. Десять глав"
- "О девстве"
- "О втором Господнем пришествии и о покаянии"
- "О вооружении монаху"
- "О воздержании, о том, что не должно соревновать грешникам, которые извиняются обстоятельствами времени, и о Ное"
- "О вере"
- "О брани с диаволом"
- "О блаженных обителях"
- "О блаженных местах"
- "О блаженствах и горе"
- "О Лоте и о приведении себя в безопасность"
- "Наставление монахам"
- "Наставление братиям"
- "На тех, которые ежедневно грешат и ежедневно каются"
- "На слова: "два будет на селе" (Мф.24:40)"
- "На слова: Вонми себе (Втор.4:9). Двенадцать глав"
- "Поучительные слова к египетским монахам"
- "Похвальное слово иже во святых отцу нашему Василию Великому"
- "Похвальное слово мученикам"
- "Похвальное слово святым четыредесяти мученикам"
- "Похвальное слово славным мученикам, во всем мире пострадавшим"
- "Поучение подвижникам"
- "Против исследователей естества Сына Божия"
- "Различные виды Божия промысла"
- "Седмь деланий у монаха"
- "Сказание о юродивой"
- "Слово душеполезное"
- "Слово на почивших о Христе"
- "Слово на святый пяток о кресте и о разбойнике"
- "Слово на честный и животворящий крест и на второе пришествие, а также о любви и милостыне"
- "Слово о Аврааме и Исааке"
- "Слово о внушениях ненавистника добру демона"
- "Слово о злоязычии и о страстях"
- "Слово о прекрасном Иосифе"
- "Слово о пророке Данииле и о трех святых отроках, в ответ утверждающему: "время лукаво, не могу спастись""
- "Слово о святом пророке Илие"
- "Слово о священстве"
- "Слово о страданиях Спасителя"
- "Слово о суде и об умилении"
- "Слово о том, как душа, когда искушает ее враг, должна со слезами молиться Богу"
- "Слово о том, что всегда должно иметь в мыслях день исшествия из сей жизни"
- "Слово подвижническое"
- "Слово подвижническое первое"
- "Слово увещательное"
- "Слово умилительное"
- "Слово умилительное первое"
- "Слово умилительное второе"
- "Слово первое. О скончавшихся отцах"
- "Слово второе. О скончавшихся отцах"
- "Советы подвижникам"
- "Толкование на книгу Второзаконие"
- "Толкование на книгу Исход"
- "Толкование на книгу Левит"
- "Толкование на книгу Числ"
- "Толкование на книгу пророчества Авдия"
- "Толкование на книгу пророчества Амоса"
- "Толкование на книгу пророчества Даниила"
- "Толкование на книгу пророчества Захарии"
- "Толкование на книгу пророчества Иезекииля"
- "Толкование на книгу пророчества Иоиля"
- "Толкование на книгу пророчества Малахии"
- "Толкование на книгу пророчества Михея"
- "Толкование на книгу пророчества Осии"
- "Толкование на первую книгу, то есть на книгу Бытия"
- "Толкование на послания божественного Павла. Первое послание к Фессалоникийцам"
- "Толкование на послания божественного Павла. Второе послание к Фессалоникийцам"
- "Толкование на послания божественного Павла. Первое послание к Тимофею"
- "Толкование на послания божественного Павла. Второе послание к Тимофею"
- "Толкование на послания божественного Павла. Послание к Галатам"
- "Толкование на послания божественного Павла. Послание к Евреям"
- "Толкование на послания божественного Павла. Послание к Ефесянам"
- "Толкование на послания божественного Павла. Послание к Колоссянам"
- "Толкование на послания божественного Павла. Послание к Титу"
- "Толкование на послания божественного Павла. Послание к Филиппийцам"
- "Толкование на послания божественного Павла. Первое послание к Коринфянам"
- "Толкование на послания божественного Павла. К Коринфянам второе послание"
- "Толкование на апокрифические послания коринфян к Апостолу Павлу и Апостола Павла к Коринфянам. К Коринфянам третье"
- "Толкование на послания божественного Павла. К Римлянам"
- "Надгробные песнопения"
- "О Церкви"
- "О Воскресении, смерти и сатане"
- "Слезные моления"
- "На слова: "Положи, Господи, хранение устом моим, и дверь ограждения о устнах моих""
- "На слова: "Сыне, моей премудрости внимай, к моим же словесем прилагай ухо твое""
- "На слова: "И се, вся сýетство и крушение духа""
- "Книга пророка Исаии"
- "На слова Исаии: Да возмется нечестивый, да не видит славы Господни"
- "Книга пророка Иеремии"
- "На слова Иеремии: "Горе нам, яко согрешихом""
- "На некоторые места "Плача Иеремии""
|