Ефрем Сирин. О вооружении монаху
Память: 28 января / 10 февраля
Преподобный Ефрем Сирин - подвижник и
духовный писатель, живший в IV веке. Написал много
толковательных и нравственных сочинений, покаянных и
погребальных песнопений.
Преподобный Ефрем Сирин. Икона
***
О вооружении монаху
Такое вооружение должен приобрести себе
желающий подвизаться ради Христа, чтобы ему быть в
состоянии противостать диаволу и благоугодить пред
Спасителем нашим. Какое же это вооружение, монах?
Слушай.
Вместо брони восприими подобную
горчичному зерну веру в единосущную и нераздельную
Троицу. Ибо горчичное зерно совершенно округлено, не
имеет ни разщеплений, ни углов, но совершенно кругло, и
как бы самодвижно. Ее-то приобрел верховный из
апостолов, Петр, и исповедав Христа Сыном Бога живаго,
приял ключи царства небесного. Сие-то совершенное
вооружение приобрети и ты, брат мой, чтобы получить тебе
дарование, как научил Господь, говоря: Аще имате веру
яко зерно горушно, речете горе сей: двигнися, и верзися
в море, и будет вам (Мф.17:20; 21:21). Видишь ли, что
имеющий веру сподобился дарования? Ему дается дарование
- дух разумения, ибо, когда кто уверует, тогда уразумеет
(Ис.7:9); дарование - не осуждать ближнего; потом
- слово премудрости; потом - дарования исцелений, потому
что врачует немощных в вере и восставляет падших
сердцем; ибо вся сия действует един и тойжде
Дух (1Кор.12:11). Иные имеют веру, но не имеют дел; это
- не вера, потому что мертва; ибо сказано: вера без дел
мертва есть (Иак.2:40). Кто имеет веру и делает дела
веры, в том вера, как самодвижное горчичное зерно. Ее
приобрети, брат мой, и будь здрав и невредим в вере,
горя произволением в заповедях Спасителя нашего, чтобы и
тебе услышать от Него: Добре, рабе благий и верный:
вниди в радость Господа твоего (Мф.25:23). Благим
наименовал его Господь за дела, а верным - за веру.
Вместо шлема, восприими упование будущих
благ, ихже око не виде, ухо не слыша, и на сердце
человеку не взыдоша, и в няже желают ангели
приникнути (1Пет.1:12, 1Кор.1:9). Упование сие подаст
тебе крепкое утешение в злостраданиях и скорбях, и
памятование оного возвеселит тебя. Ему внимали блаженные
Христовы мученики; среди острий, среди страшных и
разнообразных мучений, среди жестокого огня, сию
вожделенную надежду имели пред очами, а посему охотно и
с благодарением терпели все, чтобы только получить
уповаемое. Сие мздовоздаяние имея у себя пред очами, и
Моисей отвержеся нарицатися сын дщери царевы, почитая
оное лучшим египетских сокровищ, почему и изволи паче
страдати с людьми Божиими, нежели имети временную греха
сладость (Евр.11:24-26). Сие упование всегда непрерывно
имей пред очами своими, брат, чтобы желание уповаемого
не дозволяло тебе помышлять о чем-либо непостоянном, и
сверх того возбуждало в тебе готовность ко всякому делу
благому.
Вместо пояса препояшься совершенною
любовью к Богу и ближнему: любовь сделает, что потечешь
и не встретишь препятствий. Препоясанный удобно и
невозбранно через все переходит; тем паче препоясанный
любовью удобно проходит всюду. Ибо любы, как
сказано, вся покрывает, вся терпит (1Кор.13:7); а
потому исполнение закона любы есть (Рим.13:10). Ее-то
приобрел блаженный Павел, сказавший: Кто изнемогает, и
не изнемогаю? Кто соблазняется, и аз не
разжизаюся (2Кор.11:29)? Видишь сострадательность любви!
Для чего же ты, блаженный Павел, так болезнуешь о мне?
Разве ты понесешь за меня наказание? Скончал уже ты
течение, и веру соблюл, и соблюдается тебе венец правды;
чего же больше ищешь? Для чего же причиняешь себе скорбь
и изнемогаешь ради меня? Да, говорит он, к сему
понуждает меня любовь. Видишь ли силу любви? Ради ее
исполнив закон, облеченный в тленное тело, сподобился
взойти до третияго небесе, и слышать глаголы, ихже не
леть есть человеку глаголати (2Кор.12:4).
Вместо обуви восприими смиренномудрие.
Как обувь попирается ногами, так и приобретший
смиренномудрие старается, чтобы все попирали его. И ты,
брат, приобрети смирение. Это - обувь не телесная, но
духовная: она предохранит тебя, да не преткнеши о камень
ногу твою (Пс.90:12). Камень - Христос: смирение твое
предохранит тебя, чтобы не сокрушиться тебе,
приразившись ко Христу. И блаженный Давид, приобретши
смирение, сказал: Аз есмь червь, а не человек (Пс.21:7).
Видишь ли смирение Царя и Пророка? Зрел он Господа пред
собою выну, яко одесную его есть, храня его, да не
подвижится (Пс.15:8), то есть, да не падет в грех.
Видишь, возлюбленный, как любит Бог смирение, как много
приближается к приобретшему оное, и всегда призирает на
него, как написано: на высоких живый, и на смиренныя
призираяй (Пс.112:5,6); и еще: очи Его на нищаго
призирает (Пс.9:29). Слыша о нищем, возлюбленный,
разумей не обнищавшего имением, потому что многие цари
благоугодили Богу, и многие бедные погибли. Но нищим
называет нищего духом, по сказанному: Блажени нищии
духом, яко тех есть царствие небесное (Мф.5:3). Да,
возлюбленный, смирись под крепкую руку Божию, да
вознесет тебя в царствии небесном, которое Спаситель наш
обещал смиренным.
Вместо щита, ограждай себя честным
крестом, запечатлевая им свои члены и сердце. И не рукою
только полагай на себе крестное знамение, но и в мыслях
запечатлевай оным всякое свое занятие: и вход свой, и
исхождение свое во всякое время, и седение свое, и
восстание, и одр свой, и какое ни проходишь служение,
прежде всего запечатлей во имя Отца, и Сына и Святаго
Духа. Ибо весьма крепко оружие сие, и никто не может
никогда сделать тебе вреда, если огражден ты сим
оружием. Если и тому, кто носит печать земного царя,
никто не может сделать зла; то кольми паче никто не в
состоянии состязаться с нами, которые носим на себе
такую печать великого Небесного Царя? Сим оружием всего
чаще действуй, брат мой; потому что сильно противится
оно стрелам врага, лучше же сказать, мечу его - горькой
и страшной вспыльчивости. Она, как обоюдоострый меч, в
одно мгновение губит приражающегося к ней, как
написано: Устремление до ярости его падение
ему (Сир.1:22). Посему, брат мой, никогда не будь
нерадив запечатлевать себя крестом и расторгнешь сети,
какие скрыл для тебя диавол, ибо написано: На пути сем,
по немуже хождах, скрыта сеть мне (Пс.141:4). Итак,
всегда запечатлевай себя крестом, и зло не прикоснется к
духу твоему.
Вместо лука, простри руки свои на
молитву, как написано: И положил еси лук медян мышца
моя (Пс.17:35). Ибо действительно лук медян на врагов -
руки, простертые в молитве, приносимой в ведении; это
стрела, метко пущенная натянувшим лук. Если позволишь
скитаться помыслу, то уподобишься человеку, который
держит в руках лук, но не умеет наметить стрелу в
противника и пускает ее наугад. Испугает ли когда, врага
твоего этот удар, если держишь в руках лук, и не в него,
а наугад пускаешь стрелу? Например: когда молится кто с
ведением, не позволяет скитаться помыслам, и разумеет,
кто он, и Кому предстоит, и с Кем беседует; тогда
молитва его приближается к Богу, тогда и враг сильно
страждет, как пораженный стрелою в сердце. Душа по
благодати более и более преуспевает, а враг бежит, как
прах пред лицом ветра, гонимый ангелом Божиим. Вот
почему заставляет страдать врага, кто молится с ведением
и мужественно подвизается, пленяя свой помысл.
Итак, брат мой, молись с ведением. И
если во время молитвы что-нибудь, или посредством очей,
или по другой какой причине, рассеивает ум твой, то
знай, что это - дело врага. И не спеши оканчивать
молитву свою, но осудив самого себя, снова собери ум
свой, и тогда уже молись с ведением, чтобы, знать тебе,
о чем просишь ты Бога и для чего просишь Его, и чтобы не
говорить тебе напрасно лишнего и не многословить. И это
дело сатаны, что устремляет помысл, как стрелу, пущенную
наугад, и не дает человеку удержаться на том, чем он
озабочен. Ибо знает, что если человек продолжит молитву
свою, то Сотворивший его услышит его, хотя бы он был
тмочисленно грешен. Посему-то враг вводит его в
многоглаголание и лишшеглаголание, чтобы помысл летел
как стрела, пущенная наугад. Тогда уже, простерши руки
на молитву, иное видит, и помышляет и говорить в уме
своем. Поэтому, брат мой, в чем особенная есть нужда, и
что потребно во всякое время, о том и проси Бога. Ибо
посмотри на двух слепцов, которые пришли к Нему, и
вопиют: Помилуй ны, Сыне Давидов (Мф.20:30). Что говорит
им Господь? Что хощете, да сотворю вам? Они же с
болезнью и стенанием сердца своего просили, да
отверзутся очи их. Не сказали: дай нам то и то, в чем
действительно имели потребности. Не сказали: дай нам
одежду, потому что мы бедны. Напротив того, попросили, в
чем крайняя настала нужда. Посмотри на хананеянку,
которая вопиет в след Господа: Помилуй мя, Господи, дщи
моя зле беснуется (Мф.15:22). Не сказала ничего иного,
кроме болезни сердца своего. Подобно и все приходившие к
Нему не болезни ли сердца своего высказывали пред Ним?
Так кровоточивая не по причине ли течения крови своей
пришла к Нему? Если больной приходит к врачу, то не
показывает ли, что болит у него? И ты, брат мой,
представь Богу болезнь души своей. Взирай же на Него,
при помощи веры, мысленными очами, чтобы, по
написанному, видеть Седящего на престоле высоце и
превознесенне (Ис.6:1), предстоящие Ему воинства ангелов
и архангелов. И повергнись пред благостью Его, излей
пред Ним прошение свое. Сперва исповедай грехи свои, а
потом уже возвещай пред Ним глаголы свои, или скорбь
свою, да умилосердится по благости Своей, и излиет на
тебя щедроты Свои: О, душа, велия вера твоя, буди тебе,
якоже хощеши (Мф.15:28).
Слушай, возлюбленный; если и отказано
тебе в получении просимого, не преставай взывать к Богу,
не приходи в уныние, что не будешь услышан. Вспомни
хананеянку и поревнуй ее терпению; вспомни, как ей было
отказываемо в получении просимого ею. Почему ученики
приходят ко Христу и говорят за нее: Отпусти ю, яко
вопиет в след нас (Мф.15:23). Отринул ли ее в конец? Не
мало отказывал ей, но дал ей, чего просила, в наше
научение, чтобы и мы, получив отказ, умели стоять в
своем прошении. И действительно получим, хотя мы и
грешны, как получила она, будучи иноплеменницей -
хананеянкой. Так и Господь повелел, говоря: Кто от вас
имать друга, и идет к нему в полунощи, и речет ему:
друже, даждь ми взаим три хлебы, понеже друг прииде с
пути ко мне, и не имам, чесо предложити ему: и той
изнутрь отвещав речет: не твори ми труды, уже двери
затворены суть, и дети моя со мною на ложи суть, и не
могу востав дати тебе. Глаголю же вам, аще и не даст ему
востав, зане друг ему есть: но за безотчество его,
востав, даст ему, елика требует. И Аз вам глаголю:
просите, и дастся вам (Лк.12:5-9). Так и во псалме
говорит: Терпя потерпех Господа, и внят ми и услыша
молитву мою (Пс.39:2). Посему, не теряй бодрости, брат
мой; терпи и получишь, сколько тебе нужно.
Но послушай, брат мой, и еще дам тебе
совет. Если просишь у Бога своего чего-нибудь, то проси
не так, чтобы непременно получить от Него, но
предоставляя сие вместе Ему и Его воле. Например: часто
угнетают тебя скверные помыслы, и ты печалишься о сем, и
хочешь умолить Бога, чтобы освободиться тебе от брани.
Но нередко на пользу тебе служит это, брат мой. Ибо
сказываю, что часто бывает это с тобою, чтобы ты не
превозносился, но был смиренномудр. Посмотри на сего
столпа апостолов, как ему, к его же пользе, дан
был пакостник плоти аггел сатанин, да пакости ему деет (2Кор.12:7).
Для чего же? Да не превозносится. Если такому мужу дан
был этот урок, чтобы не превозносился, то кольми паче
нам немощным и мнящим себе быти что (Гал.6:3) нужно
терпеть мучение, чтобы не превозноситься. Также, если
постигла тебя какая скорбь или теснота, не проси, чтобы
непременно тебе избавиться от них, потому что и сие,
брат мой, нередко бывает полезно: сказываю тебе, часто
случается, что во время молитвы небрежешь ты о своем
спасении, как было и с израильтянами. Ибо сказано: И яде
Иаков, и насытися, и отвержеся возлюбленный: уты,
утолсте, разшире: и остави Бога сотворшаго
его (Втор.32:15), И еще, если просишь о получении
чего-либо, не проси, чтобы получить это непременно. Ибо
сказываю: ты, как человек, часто почитаешь для себя
полезным, что нередко бывает для тебя бесполезно. Но
если оставишь волю свою и решишься ходить по воле
Божией, то будешь безопасен. Он предведующий все прежде,
нежели приходит сие в исполнение, по снисхождению
Своему, пасет нас; а мы не знаем, полезно ли нам то, о
чем просим. Многие, достигнув вожделеваемого ими,
впоследствии приходили в раскаяние, а нередко впадали и
в великие беды. Не исследовав тщательно, есть ли на сие
воля Божия, но думая, что это для них хорошо, и под
какими-нибудь предлогами, имеющими вид правды, введенные
в обман диаволом, подвергались крайним опасностям.
Многие таковые дела сопровождаются часто раскаянием,
потому что следовали мы в них собственному своему
пожеланию. Послушай, что говорит апостол: Не вемы якоже
подобает молитися (Рим.8:26). Ибо вся ми леть суть, но
не вся на пользу: вся ми леть суть, но не вся назидают (1Кор.10:23).
Итак, что полезно и назидательно для каждого из нас,
знает Сам Бог; потому и предоставь это Ему. Говорю же
сие не с тем, чтобы воспрепятствовать тебе обращаться с
прошениями своими к Богу; напротив того, умоляю еще тебя
просить Его о всем от малого до великого. И вот что
говорю тебе: когда молишься, и открываешь пред Ним, что
у тебя на сердце, говори Ему так: Обаче Твоя воля, а не
моя (Лк.22:42). Если полезно, как Сам ведаешь, так и
сотвори! Ибо так написано: Открый ко Господу путь твой,
и уповай на Него: и Той сотворит (Пс.36:5). Взирайте и
на Господа нашего Иисуса Христа, Который домостроительно
молится и говорит: Отче, аще возможно есть, да мимоидет
от Мене чаша сия: обаче не якоже Аз хощу, но якоже
Ты (Мф.26:39). Посему, брат мой, если просишь чего у
Бога, твердо стой в своем прошении, открываясь пред Ним
и говоря: "Ежели есть, Владыка, воля Твоя, чтобы
состоялось сие, то соверши и сделай успешным. А ежели
нет на сие воли Твоей, не попусти совершиться сему, Боже
мой! Не предай меня собственному моему пожеланию, ибо
знаешь неразумие мое. Не предай меня совещанию и
неразумию моему, но, как Сам ведаешь, так и упаси меня
по снисхождению Своему!" Если же молишься по причине
скорби и помыслов, то говори: "Господи, да не яростию
Твоею обличиши мене, ниже гневом Твоим накажеши мене.
Помилуй мя, Господи, яко немощен есмь (Пс.6:2,3).
Смотри, что говорит пророк: Воззри, Владыка, и виждь,
что я - земля и пепел, и не могу перенести сего. Не
предай меня грехам моим, да непремолчиши от мене, и
уподоблюся нисходящим в ров (Пс.27:1); но дай славу
имени Твоему, Непамятозлобивый, не помяни грехов моих и,
услыши меня. И если возможно, да мимоидет от меня
скорбь, обаче не якоже аз хощу, но якоже Ты; подкрепи
только и сохрани душу мою, и буду в состоянии перенести
сие, да обрету благодать пред Тобою и в нынешнем и в
будущем веке". И возверзи на Него печаль свою, и
сотворит Он, что полезно для тебя. Ибо знай, что Он, как
благий, хощет всего нужного к нашему спасению. Потому и
душу Свою положил Сей добрый Пастырь. Ему слава во веки!
Аминь.
Ефрем Сирин, преподобный
Святоотеческое наследие
Цитировано по:
Святой Ефрем Сирин. Творения. Т.3.
Репринтное издание. - М.: Издательский отдел Московского
Патриархата, 1994. -С. 295-303. // Творения иже во
святых Отца нашего Ефрема Сирина. Писания
духовно-нравственные. - Сергиев Посад. Типография
Св.-Тр. Сергиевой Лавры, 1907.
***
Молитва преподобному Ефрему Сирину:
- Молитва
преподобному Ефрему Сирину. Подвижник и
духовный писатель, живший в IV веке. С юных лет оставил
мир и удалился к отшельникам, после того, как попал
в тюрьму по ложному обвинению. После еще раз
подвергся клевете, но Богом был оправдан пред
людьми. Боролся против ариан, написал много
толковательных и нравственных сочинений, покаянных и
погребальных песнопений. Заступник невинно
оклеветанных и притесненных, покровитель иночества,
податель смирения и целомудрия
Акафист преподобному Ефрему Сирину:
- Акафист преподобному Ефрему Сирину
Труды преподобного Ефрема Сирина:
- На лукавых жен
- К нерадивой душе
- Вопросы и ответы
- О восьми помыслах
- Великопостная покаянная молитва
- "На слова, сказанные Господом: в мире сем скорбни будете (Ин.16:33), и о том, что человеку должно быть совершенным"
- "На пришествие Господне"
- "К монаху Иоанну"
- "Жизнь блаженного Аврамия и племянницы его Марии"
- "В подражание притчам"
- "В низложение гордыни"
- "В исправление тех, которые предаются страстям и домогаются почестей"
- "Блаженства. 55 глав"
- "Блаженства. 20 глав"
- "Похвальное слово Петру, Павлу, Андрею, Фоме, Луке и Иоанну, и на чтение из Евангелия от Иоанна"
- "Поучение падшему брату. О воздержании от плотских пожеланий, о борении и великой осмотрительности"
- "Поучение о том, что не должно соблазнять ближнего, и о правой жизни"
- "Поучение о безмолвии"
- "Послание"
- "Ответ утверждающим, что землетрясения бывают от подземных ветров"
- "Ответ на некоторые вопросы"
- "Ответ брату о священнике Илии"
- "Огласительное слово. Об оскудении добрых дел и о долготерпении Божием"
- "Обличение себе самому и исповедь"
- "Об утверждающих, что нет воскресения"
- "Об истинном отречении от мира, и о том, как душе обрести Бога, и для чего приходил Господь"
- "О том, что христиане не должны предаваться забавам"
- "О том, что не должно обольщаться эллинскими мнениями"
- "О том, что не должно дивиться временному и обольщаться приятностями жизни, и на псалом семьдесят второй"
- "О том, что не должно бояться укоризн за доброе дело"
- "О том, что монах не должен заботиться об одежде"
- "О том, что должно не смеяться и рассеиваться, но плакать и проливать о себе слезы"
- "О том, что должно избегать всяких вредных свиданий, и о воздержании"
- "О том, что братия должны жить между собою в единомыслии и любви"
- "О том, как приобретается человеком смиренномудрие. Сто глав"
- "О том, как монаху быть совершенным"
- "О тех, которые уловляют души в непотребство, утверждая, что ничего не значит дело сие"
- "О терпении, о кончине века и втором пришествии, о прилежном чтении божественных писаний и пользе безмолвия"
- "О терпении и сокрушении слово поучительное"
- "О терпении"
- "О суете настоящей жизни"
- "О страстях"
- "О смиренномудрии"
- "О сердечном сокрушении"
- "О свободе нашей и о том, что человек создан свободным"
- "О псалме"
- "О преспеянии в добродетели"
- "О правой жизни. Девяносто глав"
- "О посте"
- "О покаянии, о будущем суде, об удалении от обращения с женщинами и о роскошной жизни"
- "О покаянии и терпении"
- "О покаянии. Большое поучение"
- "О покаянии. Первое малое поучение"
- "О покаянии. Второе малое поучение"
- "О подвижнике Иулиане"
- "О памятовании смерти, о добродетели и о богатстве"
- "О необходимости бороться со врагом нашего спасения"
- "О рае"
- "О монахах"
- "О молитве. Первое поучение"
- "О молитве. Второе поучение"
- "О любви к бедным"
- "О любви"
- "О жене грешнице, помазавшей Господа миром"
- "О душевном страхе"
- "О духовном состоянии"
- "О добродетелях и страстях"
- "О добродетели. К младшему подвижнику. Четыре главы"
- "О добродетели. Десять глав"
- "О девстве"
- "О втором Господнем пришествии и о покаянии"
- "О вооружении монаху"
- "О воздержании, о том, что не должно соревновать грешникам, которые извиняются обстоятельствами времени, и о Ное"
- "О вере"
- "О брани с диаволом"
- "О блаженных обителях"
- "О блаженных местах"
- "О блаженствах и горе"
- "О Лоте и о приведении себя в безопасность"
- "Наставление монахам"
- "Наставление братиям"
- "На тех, которые ежедневно грешат и ежедневно каются"
- "На слова: "два будет на селе" (Мф.24:40)"
- "На слова: Вонми себе (Втор.4:9). Двенадцать глав"
- "Поучительные слова к египетским монахам"
- "Похвальное слово иже во святых отцу нашему Василию Великому"
- "Похвальное слово мученикам"
- "Похвальное слово святым четыредесяти мученикам"
- "Похвальное слово славным мученикам, во всем мире пострадавшим"
- "Поучение подвижникам"
- "Против исследователей естества Сына Божия"
- "Различные виды Божия промысла"
- "Седмь деланий у монаха"
- "Сказание о юродивой"
- "Слово душеполезное"
- "Слово на почивших о Христе"
- "Слово на святый пяток о кресте и о разбойнике"
- "Слово на честный и животворящий крест и на второе пришествие, а также о любви и милостыне"
- "Слово о Аврааме и Исааке"
- "Слово о внушениях ненавистника добру демона"
- "Слово о злоязычии и о страстях"
- "Слово о прекрасном Иосифе"
- "Слово о пророке Данииле и о трех святых отроках, в ответ утверждающему: "время лукаво, не могу спастись""
- "Слово о святом пророке Илие"
- "Слово о священстве"
- "Слово о страданиях Спасителя"
- "Слово о суде и об умилении"
- "Слово о том, как душа, когда искушает ее враг, должна со слезами молиться Богу"
- "Слово о том, что всегда должно иметь в мыслях день исшествия из сей жизни"
- "Слово подвижническое"
- "Слово подвижническое первое"
- "Слово увещательное"
- "Слово умилительное"
- "Слово умилительное первое"
- "Слово умилительное второе"
- "Слово первое. О скончавшихся отцах"
- "Слово второе. О скончавшихся отцах"
- "Советы подвижникам"
- "Толкование на книгу Второзаконие"
- "Толкование на книгу Исход"
- "Толкование на книгу Левит"
- "Толкование на книгу Числ"
- "Толкование на книгу пророчества Авдия"
- "Толкование на книгу пророчества Амоса"
- "Толкование на книгу пророчества Даниила"
- "Толкование на книгу пророчества Захарии"
- "Толкование на книгу пророчества Иезекииля"
- "Толкование на книгу пророчества Иоиля"
- "Толкование на книгу пророчества Малахии"
- "Толкование на книгу пророчества Михея"
- "Толкование на книгу пророчества Осии"
- "Толкование на первую книгу, то есть на книгу Бытия"
- "Толкование на послания божественного Павла. Первое послание к Фессалоникийцам"
- "Толкование на послания божественного Павла. Второе послание к Фессалоникийцам"
- "Толкование на послания божественного Павла. Первое послание к Тимофею"
- "Толкование на послания божественного Павла. Второе послание к Тимофею"
- "Толкование на послания божественного Павла. Послание к Галатам"
- "Толкование на послания божественного Павла. Послание к Евреям"
- "Толкование на послания божественного Павла. Послание к Ефесянам"
- "Толкование на послания божественного Павла. Послание к Колоссянам"
- "Толкование на послания божественного Павла. Послание к Титу"
- "Толкование на послания божественного Павла. Послание к Филиппийцам"
- "Толкование на послания божественного Павла. Первое послание к Коринфянам"
- "Толкование на послания божественного Павла. К Коринфянам второе послание"
- "Толкование на апокрифические послания коринфян к Апостолу Павлу и Апостола Павла к Коринфянам. К Коринфянам третье"
- "Толкование на послания божественного Павла. К Римлянам"
- "Надгробные песнопения"
- "О Церкви"
- "О Воскресении, смерти и сатане"
- "Слезные моления"
- "На слова: "Положи, Господи, хранение устом моим, и дверь ограждения о устнах моих""
- "На слова: "Сыне, моей премудрости внимай, к моим же словесем прилагай ухо твое""
- "На слова: "И се, вся сýетство и крушение духа""
- "Книга пророка Исаии"
- "На слова Исаии: Да возмется нечестивый, да не видит славы Господни"
- "Книга пророка Иеремии"
- "На слова Иеремии: "Горе нам, яко согрешихом""
- "На некоторые места "Плача Иеремии""
|