Ефрем Сирин. О том, что братия должны жить между
собою в единомыслии и любви
Память: 28 января / 10 февраля
Преподобный Ефрем Сирин - подвижник и
духовный писатель, живший в IV веке. Написал много
толковательных и нравственных сочинений, покаянных и
погребальных песнопений.
Преподобный Ефрем Сирин. Икона
***
О том, что братия должны жить между
собою в единомыслии и любви [1]
Братия должны пребывать друг с другом в
великой любви. Молятся ли они, читают ли Писания, или
что другое делают, в основание обязаны полагать любовь
друг к другу; в таком случае упражнения сии могут
сподобиться благословения Господня. И кто работает, и
кто молится, и кто читает, все могут пользоваться живя
друг с другом в простоте и праводушии. Ибо что
написано? Да будет воля Твоя, яко на небеси и на
земли (Мф.6:10), чтобы, как Ангелы, пребывая в великом
единомыслии, живут в любви, в мире, и нет там
превозношения, зависти, раздора, а есть только взаимная
любовь и искренность, так и братия пребывали между
собою. Ибо случается каким-нибудь тридцати человекам
жить вместе, и не могут они целый день и целую ночь
проводить в одном деле, напротив того, некоторые из них
пребывают на молитве часов шесть, и потом желают читать;
иные же усердно прислуживают, а другие занимаются
какой-либо работой: но что ни делали бы братия, они
обязаны быть во взаимной любви и радоваться друг о
друге. Кто работает, тот о молящемся пусть говорит так:
"не всем сокровищем завладел мой брат; оно - общее, и я
в нем участник". И кто молится, тот пусть скажет о
читающем: "чем воспользуется он в чтении, то и мне
послужит на пользу". И кто работает, пусть говорит так:
"в услуге, какую оказываю, общая есть польза". Как
членов телесных много, и они составляют одно тело, и
взаимно помогают друг другу, хотя каждый исполняет
собственное свое дело, а сверх того, глаз смотрит за
целое тело, и рука работает за все члены, и все они
состраждут один другому: так и братия суть члены друг
для друга: и кто молится, тот да не осуждает работающего
за то, что он не молится, и кто работает, да не осуждает
молящегося за то, что продолжает он молитву, когда я
работаю. И кто прислуживает, да не осуждает другого, но
что ни делал бы каждый, пусть читающий содержит в любви
молящегося и радуется о нем, рассуждая, что тот и о нем
молится; а молящийся да говорит о работающем: "что
делает он, то делает для общей пользы". Таким образом
при великом единогласии., можно удерживать друг друга в
союзе любви и жить во взаимном праводушии; и тогда будет
Господне благословение.
Главнейшее же из всего, как очевидно,
есть пребывание в молитве; только предметом искания да
будет, чтобы человеку иметь сокровище души своей и
жизнь. Если у кого в мысли Христос, то работает ли он,
молится ли, читает ли, Его да имеет своим непреходящим
духовным стяжанием.
Некоторые говорят, что Бог требует от
человека только явных плодов, тайное же в человеке сам
Бог делает явным. Но не так бывает на деле; напротив
того, как приводит кто себя в безопасность по внешнему
человеку, так должен он бороться и вести брань в
помыслах; потому что Бог требует от тебя, чтобы сам на
себя был ты гневен, вел брань с умом своим, не
соглашался на порочные помыслы и не услаждался ими.
Искоренить же грех и прирожденное зло и побороть
сопротивника - Божие уже дело. Ибо если бы сам ты в
состоянии был сделать сие, то какая была бы нужда в
Господнем пришествии? Как невозможно видеть глазами без
света, или говорить без языка, или слышать без уха, или
ходить без ног, или работать без рук: так невозможно
человеку спастись или войти в небесное царство без
Господа Иисуса.
Если же говоришь о делах явных: "я не
блудник, не прелюбодей, не сребролюбец, и следовательно,
праведен"; то заблуждаешься в этом, думая, что все уже
совершил. Не три только члена греха, от которых человеку
должно привести себя в безопасность, но их тысячи. Ибо
скажи мне, откуда небоязненность, слепота, неверие,
ненависть, зависть, коварство, лицемерие? Не должен ли
ты вести с ними брань в тайне и в помыслах? Если в доме
у тебя разбойник; то сие тревожит уже тебя, и не дает
тебе быть спокойным. А если начнешь ему противиться и
даже наносить ему удары; то и он нападает и бьет тебя.
Так и душа должна противиться, разить, бороться. Она и
на себя принимает, и сама наносит удары, поражается и
отражает. Произволение, то противоборствуя, то приходя в
изнеможение и тесноту, начинает, наконец, превозмогать,
и душа с великим трудом начинает одерживать верх. Сатана
падает, восстает на душу, строит бойницы, а душа
разрушает. Случается также, что грех в десяти и двадцати
борениях преодолевает и низлагает душу, а подобным
образом и душа со временем в каком-либо роде дел
побеждает грех. И опять, если она стоит тверда и не
расслабевает, то начинает постепенно брать преимущество,
усиливаться и одерживать победы над грехом. Впрочем грех
и при этом, хотя не низлагает человека, однако же
находится еще в нем, пока человек не достигнет в мужа
совершенна, в меру возраста исполнения
Христова (Еф.4:13), и пока не победит смерть. Ибо
написано: последний враг испразднится
смерть (1Кор.15:26). И сей только человек выше смерти, и
делается ее победителем. Если же, как сказали мы выше,
говорит кто-нибудь, я не блудник, не прелюбодей, не
сребролюбец, и для меня довольно сего: то вел он борьбу
с тремя частями, и не касался двадцати. Грех боролся не
со всею душою его, хотя и нередко был побеждаем. Посему
должно бороться и подвизаться во всем; потому что ум,
как неоднократно говорили мы, есть борец, и внутри себя
имеет силу препираться с грехом и противиться помыслам.
Если же говоришь, что противная сила
крепче, и вполне обладает человеком, то в
несправедливости обвиняешь Бога, Который осуждает
человечество за то, что послушался ты сатаны. Если враг
крепче нас, если он - какая-то приневоливающая сила; то
сам Ты сотворил существо, которое и крепче душ
человеческих, и повелеваешь мне не повиноваться ему; а
это весьма несправедливо. Посему утверждаем, что ум наш
борец, и борец равносильный; потому что душа, взыскающая
Бога, пользуется помощью и защитою, и удостаивается
воздаяния. Борьба и подвиг возможны при равных только
силах. Богу слава и держава в бесконечные веки! Аминь.
Ефрем Сирин, преподобный
Цитировано по:
Святой Ефрем Сирин. Творения. Т.6.
Репринтное издание. - М.: Издательство "Отчий дом",
1995. -С. 450-453. // Творения иже во святых Отца нашего
Ефрема Сирина. Писания духовно-нравственные. - Сергиев
Посад. Типография Св.-Тр. Сергиевой Лавры, 1901.
Святоотеческое наследие
Примечания
1. Сия беседа встречается между
сочинениями пр. Макария Египетского (Беседа 3).
***
Молитва преподобному Ефрему Сирину:
- Молитва
преподобному Ефрему Сирину. Подвижник и
духовный писатель, живший в IV веке. С юных лет оставил
мир и удалился к отшельникам, после того, как попал
в тюрьму по ложному обвинению. После еще раз
подвергся клевете, но Богом был оправдан пред
людьми. Боролся против ариан, написал много
толковательных и нравственных сочинений, покаянных и
погребальных песнопений. Заступник невинно
оклеветанных и притесненных, покровитель иночества,
податель смирения и целомудрия
Акафист преподобному Ефрему Сирину:
- Акафист преподобному Ефрему Сирину
Труды преподобного Ефрема Сирина:
- На лукавых жен
- К нерадивой душе
- Вопросы и ответы
- О восьми помыслах
- Великопостная покаянная молитва
- "На слова, сказанные Господом: в мире сем скорбни будете (Ин.16:33), и о том, что человеку должно быть совершенным"
- "На пришествие Господне"
- "К монаху Иоанну"
- "Жизнь блаженного Аврамия и племянницы его Марии"
- "В подражание притчам"
- "В низложение гордыни"
- "В исправление тех, которые предаются страстям и домогаются почестей"
- "Блаженства. 55 глав"
- "Блаженства. 20 глав"
- "Похвальное слово Петру, Павлу, Андрею, Фоме, Луке и Иоанну, и на чтение из Евангелия от Иоанна"
- "Поучение падшему брату. О воздержании от плотских пожеланий, о борении и великой осмотрительности"
- "Поучение о том, что не должно соблазнять ближнего, и о правой жизни"
- "Поучение о безмолвии"
- "Послание"
- "Ответ утверждающим, что землетрясения бывают от подземных ветров"
- "Ответ на некоторые вопросы"
- "Ответ брату о священнике Илии"
- "Огласительное слово. Об оскудении добрых дел и о долготерпении Божием"
- "Обличение себе самому и исповедь"
- "Об утверждающих, что нет воскресения"
- "Об истинном отречении от мира, и о том, как душе обрести Бога, и для чего приходил Господь"
- "О том, что христиане не должны предаваться забавам"
- "О том, что не должно обольщаться эллинскими мнениями"
- "О том, что не должно дивиться временному и обольщаться приятностями жизни, и на псалом семьдесят второй"
- "О том, что не должно бояться укоризн за доброе дело"
- "О том, что монах не должен заботиться об одежде"
- "О том, что должно не смеяться и рассеиваться, но плакать и проливать о себе слезы"
- "О том, что должно избегать всяких вредных свиданий, и о воздержании"
- "О том, что братия должны жить между собою в единомыслии и любви"
- "О том, как приобретается человеком смиренномудрие. Сто глав"
- "О том, как монаху быть совершенным"
- "О тех, которые уловляют души в непотребство, утверждая, что ничего не значит дело сие"
- "О терпении, о кончине века и втором пришествии, о прилежном чтении божественных писаний и пользе безмолвия"
- "О терпении и сокрушении слово поучительное"
- "О терпении"
- "О суете настоящей жизни"
- "О страстях"
- "О смиренномудрии"
- "О сердечном сокрушении"
- "О свободе нашей и о том, что человек создан свободным"
- "О псалме"
- "О преспеянии в добродетели"
- "О правой жизни. Девяносто глав"
- "О посте"
- "О покаянии, о будущем суде, об удалении от обращения с женщинами и о роскошной жизни"
- "О покаянии и терпении"
- "О покаянии. Большое поучение"
- "О покаянии. Первое малое поучение"
- "О покаянии. Второе малое поучение"
- "О подвижнике Иулиане"
- "О памятовании смерти, о добродетели и о богатстве"
- "О необходимости бороться со врагом нашего спасения"
- "О рае"
- "О монахах"
- "О молитве. Первое поучение"
- "О молитве. Второе поучение"
- "О любви к бедным"
- "О любви"
- "О жене грешнице, помазавшей Господа миром"
- "О душевном страхе"
- "О духовном состоянии"
- "О добродетелях и страстях"
- "О добродетели. К младшему подвижнику. Четыре главы"
- "О добродетели. Десять глав"
- "О девстве"
- "О втором Господнем пришествии и о покаянии"
- "О вооружении монаху"
- "О воздержании, о том, что не должно соревновать грешникам, которые извиняются обстоятельствами времени, и о Ное"
- "О вере"
- "О брани с диаволом"
- "О блаженных обителях"
- "О блаженных местах"
- "О блаженствах и горе"
- "О Лоте и о приведении себя в безопасность"
- "Наставление монахам"
- "Наставление братиям"
- "На тех, которые ежедневно грешат и ежедневно каются"
- "На слова: "два будет на селе" (Мф.24:40)"
- "На слова: Вонми себе (Втор.4:9). Двенадцать глав"
- "Поучительные слова к египетским монахам"
- "Похвальное слово иже во святых отцу нашему Василию Великому"
- "Похвальное слово мученикам"
- "Похвальное слово святым четыредесяти мученикам"
- "Похвальное слово славным мученикам, во всем мире пострадавшим"
- "Поучение подвижникам"
- "Против исследователей естества Сына Божия"
- "Различные виды Божия промысла"
- "Седмь деланий у монаха"
- "Сказание о юродивой"
- "Слово душеполезное"
- "Слово на почивших о Христе"
- "Слово на святый пяток о кресте и о разбойнике"
- "Слово на честный и животворящий крест и на второе пришествие, а также о любви и милостыне"
- "Слово о Аврааме и Исааке"
- "Слово о внушениях ненавистника добру демона"
- "Слово о злоязычии и о страстях"
- "Слово о прекрасном Иосифе"
- "Слово о пророке Данииле и о трех святых отроках, в ответ утверждающему: "время лукаво, не могу спастись""
- "Слово о святом пророке Илие"
- "Слово о священстве"
- "Слово о страданиях Спасителя"
- "Слово о суде и об умилении"
- "Слово о том, как душа, когда искушает ее враг, должна со слезами молиться Богу"
- "Слово о том, что всегда должно иметь в мыслях день исшествия из сей жизни"
- "Слово подвижническое"
- "Слово подвижническое первое"
- "Слово увещательное"
- "Слово умилительное"
- "Слово умилительное первое"
- "Слово умилительное второе"
- "Слово первое. О скончавшихся отцах"
- "Слово второе. О скончавшихся отцах"
- "Советы подвижникам"
- "Толкование на книгу Второзаконие"
- "Толкование на книгу Исход"
- "Толкование на книгу Левит"
- "Толкование на книгу Числ"
- "Толкование на книгу пророчества Авдия"
- "Толкование на книгу пророчества Амоса"
- "Толкование на книгу пророчества Даниила"
- "Толкование на книгу пророчества Захарии"
- "Толкование на книгу пророчества Иезекииля"
- "Толкование на книгу пророчества Иоиля"
- "Толкование на книгу пророчества Малахии"
- "Толкование на книгу пророчества Михея"
- "Толкование на книгу пророчества Осии"
- "Толкование на первую книгу, то есть на книгу Бытия"
- "Толкование на послания божественного Павла. Первое послание к Фессалоникийцам"
- "Толкование на послания божественного Павла. Второе послание к Фессалоникийцам"
- "Толкование на послания божественного Павла. Первое послание к Тимофею"
- "Толкование на послания божественного Павла. Второе послание к Тимофею"
- "Толкование на послания божественного Павла. Послание к Галатам"
- "Толкование на послания божественного Павла. Послание к Евреям"
- "Толкование на послания божественного Павла. Послание к Ефесянам"
- "Толкование на послания божественного Павла. Послание к Колоссянам"
- "Толкование на послания божественного Павла. Послание к Титу"
- "Толкование на послания божественного Павла. Послание к Филиппийцам"
- "Толкование на послания божественного Павла. Первое послание к Коринфянам"
- "Толкование на послания божественного Павла. К Коринфянам второе послание"
- "Толкование на апокрифические послания коринфян к Апостолу Павлу и Апостола Павла к Коринфянам. К Коринфянам третье"
- "Толкование на послания божественного Павла. К Римлянам"
- "Надгробные песнопения"
- "О Церкви"
- "О Воскресении, смерти и сатане"
- "Слезные моления"
- "На слова: "Положи, Господи, хранение устом моим, и дверь ограждения о устнах моих""
- "На слова: "Сыне, моей премудрости внимай, к моим же словесем прилагай ухо твое""
- "На слова: "И се, вся сýетство и крушение духа""
- "Книга пророка Исаии"
- "На слова Исаии: Да возмется нечестивый, да не видит славы Господни"
- "Книга пророка Иеремии"
- "На слова Иеремии: "Горе нам, яко согрешихом""
- "На некоторые места "Плача Иеремии""
|