Ефрем Сирин. О девстве
Память: 28 января / 10 февраля
Преподобный Ефрем Сирин - подвижник и
духовный писатель, живший в IV веке. Написал много
толковательных и нравственных сочинений, покаянных и
погребальных песнопений.
Преподобный Ефрем Сирин. Икона
***
О девстве
О девстве и душевной святыне учит всех
нас наилучший советник Апостол Павел. Степень девства
почитает он совершеннейшею и высшею самого мира. Кто
имеет жену, говорит Апостол, тот имеет попечение, како
угодити жене; а живущие в девстве, всегда имеют у себя
одно попечение, како угодити Господеви (1Кор.7:32-33).
Первое попечение ведет в муку, а последнее в жизнь
вечную. Блажен человек, который имеет попечение угодить
Господу и тело свое сохранить чистым, чтобы соделаться
святым и нескверным храмом Христа Царя.
По доброй воле своей стал уже ты храмом,
человек? Будь внимателен к себе день и ночь, чтобы не
растлился храм, который приобрел ты во власть свою. Сам,
по своей мысли и свободе, не по принуждению, но по
усердию, стал ты храмом Божиим. Сам ты, соделавшийся
человеком Бога Всевышняго, ясно знаешь, что Дух Божий
живет в храме, если он чист и святит себя, чтобы
благопотребным быть своему Владыке.
Послушай меня, искренний брат мой, и
слова моей худости и напиши на сердце своем. Препояшь
себя искреннею верою, надеждою и любовию, и как сильный
стань на стражу, охраняя храм Божий от всяких нечистых
помыслов. Весь сделайся оком, непрестанно наблюдая и
высматривая грабителей лукавого; а грабители сии, как
скоро найдут кого расслабленным, рассеянным, всегда
кидаются на него, чтобы растлить у сего жалкого телесный
храм его, и чтобы он не был уже благопотребен Владыке.
Итак, будь внимателен к себе, чтобы не оказалось, что
сам ты принимаешь к себе грабителей лукавого. Разумеешь
ли, брат, кто эти грабители лукавого и убийцы? Это -
нечистые помыслы, злые пожелания, раздражительность и
внутренние смятения, гнев и ссоры, и рабство страстям.
Вот бесстыдные и злые грабители, которые никогда не
перестают грабительствовать, не насыщаются своим
лукавством, и побеждаемые непрестанно опять нападают.
Корень похоти бесстыден. Если посекаешь его каждый день,
то прозябает он каждый час. Вырви, брат, корень похоти
из сердца своего, чтобы не прозябала и не выростала она
ежечасно. Хотя тысячи раз будешь ее посекать, она
двукратно большее число раз станет отраждаться, пока
совершенно не вырвешь ее корня.
Непрестанно подвизайся, чтобы тебе быть
нескверным и непорочным Божиим храмом. Если украсишь
храм свой Богу, то сам Святый Бог даст тебе за него
усладительный рай для упокоения твоего, за победу над
страстями и нечистыми помыслами. Будь стражем святого
храма твоего, чтобы он был благолепен, благоугоден Богу.
Итак будь внимателен к себе, чтобы
вместо святого и пречистого Владыки не ввесть тебе во
храм скверного врага, и чтобы не был растлен храм твой
бесстыдством сего врага, ненавистника добру. Он
бесстыден, упрям в своем намерении; многократно
выгоняешь его вон с упреком, но он бесстыдно усиливается
войти. Если введешь его в телесный храм свой, не виновен
в том пречистый и святый Бог. Не Он оставил тебя, но ты
отгнал Его; ты ввел скверного, утратил Святого;
возненавидел Царя, возлюбил мучителя; удалился от
Источника жизни, прилепился к грязи; лишил себя Света,
пребываешь в общении со тьмою; по лености своей предал
себя врагу и скверному.
Святый Бог благоволил навсегда
поселиться в храме твоем; а ты преогорчил благого
Господа, неистощимого в милостях Владыку, желающего
даровать тебе царство Свое. Бог обитает в теле тех,
которые соделались непорочными и чистыми храмами. Если
ты пожелаешь, чтоб Бог обитал в теле твоем всегда, все
дни, которые проживешь на земле; то Сам Святый Бог
вселит тебя в раю Своем, в несравненном свете, в
бессмертной жизни, на век века, и с великою радостью
упокоит тебя там. Конечно, слышал ты, даже читал, что
день один во свете царства Божия тоже, что тысячи лет в
сем веке. Отверзи сердце свое, брат, решись вожделевать
Бога все дни жизни своей. Вожделевать Бога - всегдашнее
услаждение и просвещение, всегдашняя радость. Если
всегда вожделеваешь Его, всегда будет обитать в тебе.
Бог ревнитель, Бог пречист и свят; Он обитает в душе
боящихся Его, и исполняет волю возлюбивших Его.
Хочешь ли быть святым и непорочным
храмом Божиим? Всегда имей в сердце своем образ Божий.
Под образом же Божиим разумею не изображение красками на
дереве или на чем ином, но тот Божий образ, который
непрестанно и чисто живописуется в душе добрыми делами,
постами, бдениями, преспеяниями в добре, воздержанием,
молитвами; и краски для сего небесного Владычнего образа
суть преспеяния, чистые помыслы, совлечение всего
земного, также кротость и честная всегда жизнь.
И в мире и в подвижнической жизни никто
не венчается без борьбы, а также без борьбы никто не
может получить неувядаемого венца и вечной жизни, ибо
настоящая жизнь всегда подобна поприщу. Совершенные
борцы, по охоте своей, безотговорочно, сами являются на
поприще, а робкие и изнеженные по изнеженности своей
всегда избегают борьбы. Совершенные борцы и воздержные
подвижники имеют пред очами сладостный рай, ожидая
всегда наслаждаться в нем благами его в вечном свете и
бессмертной жизни. Хочешь ли быть в борьбе и оказаться
совершенным? Всегда будь облечен в добродетели, как в
одежду. Облекся ли в добродетель? Непрестанно употребляй
усилие не совлекаться ее.
Бойся вина, чтоб не одолело тебя и не
стать тебе обнаженным от добродетелей, как обнажен был
древний праведник. Знаешь ли силу вина? Если нет,
слушай, я скажу тебе. Ной был муж праведный, святый,
благолепный в том роде, который сам себя растлил. Ной
сподобился даже слышать от Бога глаголы и похвалу своему
благочестию, потому что Бог сказал ему: единого тя видех
праведна в роде сем растленном (Быт.7:1). Но и сей
праведник, превозмогши потоп водный, уснув, был побежден
жалким вином. Необъятные воды не преодолели его; а
ничего нестоющее вино во сне обнажило тело праведника,
снова сделавшегося патриархом родов. Тоже опять вино и
праведного Лота разграбило во сне; потому что татски
чрез дочерей похитило у него противоестественное
зачатие. Так праведных и святых не пощадило вино; не тем
ли паче одолеет тебя - ничтожного? Во всякое время бойся
вина, юный; потому что вино никогда не щадит тела,
возжигает в нем огнь худого пожелания.
Не расслабляй тела своего винным
воспламенением, чтоб не напали на тебя лукавые помыслы и
самые худые мысли. Хотя и соблюдешь себя от телесного
общения, но будешь участвовать в деле худою мыслию,
приобщившись тени и идолу того же греха. А если занять
ты сим идолом, сею тенью и мыслию, беседуя ли о чем, или
делая что, то всякий раз будешь раскаиваться; всегда
станешь созидать и всегда разорять. Идолы греха
непрестанно стоят пред очами ума; человек мечтательно
созерцает их, распространяет с ними беседу, услаждает
мысль о них; помысл его ослабевает, и он побеждается
невидимо, а грешит явно. Всякому зрителю кажется он явно
исполненным благоговения; а сам, может быть, мучится
внутренне своею совестью, всегда жалея, непрестанно
огорчаясь тем, что имеет обличительницею совесть свою.
Это обычное следствие худого пожелания; как скоро,
увлекшись им, сделал грех, по следам за ним идет скорбь.
По наружности человек показывает благоговейное лице, а
внутренно вовсе не имеет дерзновения пред Богом.
Кто же не прольет слез, кто не будет
плакать, что в одно мгновение расслабевает помысл, и
тогда уже человек произвольно грешит пред Богом, и гонит
от себя небесное дарование, разумею святыню, а также
девство? пока храм телесный свят и чист, дотоле
всевышний Бог обитает в храме. Но если храм растлен и
осквернен, то святый и пречистый Владыка немедленно
оставляет храм, и на место святого и небесного света
входит скверный, и водворяется там, а с ним входит и
худое всегда неистовое вожделение. Кто не может без слез
принять все это в сердце свое, а именно, что Святый Бог
оставил храм, вселилось же в нем худое пожелание? Если
кто разумеет все сие, и кто оставил человека, и откуда
человек пал, и с чем разлучился, то никогда не насытится
он слезами и воздыханиями.
Если кто во время подвига преодолевается
леностью, и между тем видит, что другой одержал победу в
том же подвиге, что победитель в венце и с наградой, и
все окрест хвалят победителя; как скоро, говорю, видит
сие бежавший от подвига, тотчас овладевает им страшное
раскаяние; и сам себя мучит он великою скорбью и говорит
в себе: "Для чего в одно мгновение побежденный помыслом
бежал я от борьбы? А других вижу победившими в борьбе.
Они с великою славою и величайшими похвалами совершили
подвиг, а я, бежав от борьбы, со стыдом буду
скрываться". Так и в день воздаяния, когда ленивые и
грешники увидят там, что праведные и святые с великою
радостью, - одни уже в раю, другие в царствии, иные же
во свете несутся на облаках, сами же они бедные в огне
неугасающем и во тьме кромешней, тогда впадут они в
страшное раскаяние и бесполезный плач.
Посему умоляю тебя, брат мой, будь
всегда подражателем совершенных Отцев, которые
соделались святыми и непорочными храмами Пречистого
Владыки. Иди по следам святых Отцев, совершивших жизнь в
чистом девстве, в честных подвигах, в молитве и посте.
Возлюби подвижничество; возлюби молитву, которая есть
собеседование с Владыкою; потому что всякая святая и
чистая молитва есть собеседование со Владыкою, молитва
же совершенных, вожделевших Бога, с великою радостью и
многим дерзновением, прямо восходит в самое небо. Ангелы
и Архангелы восхищаются ею и представляют ее к престолу
святого и превознесенного Владыки всех. Ибо тогда бывает
радость, когда приносят ко Владыке молитвы праведников,
любящих Бога. Итак старайся, брат, стать подражателем
жизни и добродетели преподобных Отцев; иди путем их
жития, подвизайся как и они, подвизайся умом, подвизайся
духом, подвизайся телом, будь подвижником и в одежде,
будь подвижником и в пище, будь подвижником и в языке,
будь подвижником и во взоре, будь подвижником и в
помысле, будь подвижником и в смехе, чтобы во всем
оказаться совершенным.
Будь внимателен к себе, чтобы во время
молитвы не быть рассеянным. Когда станешь на молитву
пред Богом, стой пред Ним со страхом и трепетом. Кругом
отсеки от сердца своего помыслы и попечение о всем
земном. В час молитвенный всецело будь небесным Ангелом,
и приложи старание, чтобы молитва твоя была свята,
чиста, нескверна, чтобы увидели ее врата небесные, и
приветствуя ее, Ангелы и Архангелы, все с весельем
сретили и принесли ее к святому и превознесенному
престолу пречистого Владыки. Так в час молитвенный
повергайся пред Богом всегда, как Херувим и Серафим.
Размышляй, брат, о словах сих, и
повторяй их со страхом и радостью. Они доставляют душе
духовные снеди, услаждают ее в горестях суетной жизни, и
облегчают ее от бремени попечения о земных вещах. Все,
что слышал ты, спеши соблюсти, упокоевай всегда Бога в
уме своем, чтобы оказаться тебе имеющим дерзновение в
тот страшный и трепетный час, когда Христос придет
воздать каждому по делам его. Ему слава и держава во
веки веков! Аминь.
Ефрем Сирин, преподобный
Цитировано по:
Святой Ефрем Сирин. Творения. Т.3.
Репринтное издание. - М.: Издательский отдел Московского
Патриархата, 1994. -С. 68-74. // Творения иже во святых
Отца нашего Ефрема Сирина. Писания духовно-нравственные.
- Сергиев Посад. Типография Св.-Тр. Сергиевой Лавры, 1907.
Святоотеческое наследие
***
Молитва преподобному Ефрему Сирину:
- Молитва
преподобному Ефрему Сирину. Подвижник и
духовный писатель, живший в IV веке. С юных лет оставил
мир и удалился к отшельникам, после того, как попал
в тюрьму по ложному обвинению. После еще раз
подвергся клевете, но Богом был оправдан пред
людьми. Боролся против ариан, написал много
толковательных и нравственных сочинений, покаянных и
погребальных песнопений. Заступник невинно
оклеветанных и притесненных, покровитель иночества,
податель смирения и целомудрия
Акафист преподобному Ефрему Сирину:
- Акафист преподобному Ефрему Сирину
Труды преподобного Ефрема Сирина:
- На лукавых жен
- К нерадивой душе
- Вопросы и ответы
- О восьми помыслах
- Великопостная покаянная молитва
- "На слова, сказанные Господом: в мире сем скорбни будете (Ин.16:33), и о том, что человеку должно быть совершенным"
- "На пришествие Господне"
- "К монаху Иоанну"
- "Жизнь блаженного Аврамия и племянницы его Марии"
- "В подражание притчам"
- "В низложение гордыни"
- "В исправление тех, которые предаются страстям и домогаются почестей"
- "Блаженства. 55 глав"
- "Блаженства. 20 глав"
- "Похвальное слово Петру, Павлу, Андрею, Фоме, Луке и Иоанну, и на чтение из Евангелия от Иоанна"
- "Поучение падшему брату. О воздержании от плотских пожеланий, о борении и великой осмотрительности"
- "Поучение о том, что не должно соблазнять ближнего, и о правой жизни"
- "Поучение о безмолвии"
- "Послание"
- "Ответ утверждающим, что землетрясения бывают от подземных ветров"
- "Ответ на некоторые вопросы"
- "Ответ брату о священнике Илии"
- "Огласительное слово. Об оскудении добрых дел и о долготерпении Божием"
- "Обличение себе самому и исповедь"
- "Об утверждающих, что нет воскресения"
- "Об истинном отречении от мира, и о том, как душе обрести Бога, и для чего приходил Господь"
- "О том, что христиане не должны предаваться забавам"
- "О том, что не должно обольщаться эллинскими мнениями"
- "О том, что не должно дивиться временному и обольщаться приятностями жизни, и на псалом семьдесят второй"
- "О том, что не должно бояться укоризн за доброе дело"
- "О том, что монах не должен заботиться об одежде"
- "О том, что должно не смеяться и рассеиваться, но плакать и проливать о себе слезы"
- "О том, что должно избегать всяких вредных свиданий, и о воздержании"
- "О том, что братия должны жить между собою в единомыслии и любви"
- "О том, как приобретается человеком смиренномудрие. Сто глав"
- "О том, как монаху быть совершенным"
- "О тех, которые уловляют души в непотребство, утверждая, что ничего не значит дело сие"
- "О терпении, о кончине века и втором пришествии, о прилежном чтении божественных писаний и пользе безмолвия"
- "О терпении и сокрушении слово поучительное"
- "О терпении"
- "О суете настоящей жизни"
- "О страстях"
- "О смиренномудрии"
- "О сердечном сокрушении"
- "О свободе нашей и о том, что человек создан свободным"
- "О псалме"
- "О преспеянии в добродетели"
- "О правой жизни. Девяносто глав"
- "О посте"
- "О покаянии, о будущем суде, об удалении от обращения с женщинами и о роскошной жизни"
- "О покаянии и терпении"
- "О покаянии. Большое поучение"
- "О покаянии. Первое малое поучение"
- "О покаянии. Второе малое поучение"
- "О подвижнике Иулиане"
- "О памятовании смерти, о добродетели и о богатстве"
- "О необходимости бороться со врагом нашего спасения"
- "О рае"
- "О монахах"
- "О молитве. Первое поучение"
- "О молитве. Второе поучение"
- "О любви к бедным"
- "О любви"
- "О жене грешнице, помазавшей Господа миром"
- "О душевном страхе"
- "О духовном состоянии"
- "О добродетелях и страстях"
- "О добродетели. К младшему подвижнику. Четыре главы"
- "О добродетели. Десять глав"
- "О девстве"
- "О втором Господнем пришествии и о покаянии"
- "О вооружении монаху"
- "О воздержании, о том, что не должно соревновать грешникам, которые извиняются обстоятельствами времени, и о Ное"
- "О вере"
- "О брани с диаволом"
- "О блаженных обителях"
- "О блаженных местах"
- "О блаженствах и горе"
- "О Лоте и о приведении себя в безопасность"
- "Наставление монахам"
- "Наставление братиям"
- "На тех, которые ежедневно грешат и ежедневно каются"
- "На слова: "два будет на селе" (Мф.24:40)"
- "На слова: Вонми себе (Втор.4:9). Двенадцать глав"
- "Поучительные слова к египетским монахам"
- "Похвальное слово иже во святых отцу нашему Василию Великому"
- "Похвальное слово мученикам"
- "Похвальное слово святым четыредесяти мученикам"
- "Похвальное слово славным мученикам, во всем мире пострадавшим"
- "Поучение подвижникам"
- "Против исследователей естества Сына Божия"
- "Различные виды Божия промысла"
- "Седмь деланий у монаха"
- "Сказание о юродивой"
- "Слово душеполезное"
- "Слово на почивших о Христе"
- "Слово на святый пяток о кресте и о разбойнике"
- "Слово на честный и животворящий крест и на второе пришествие, а также о любви и милостыне"
- "Слово о Аврааме и Исааке"
- "Слово о внушениях ненавистника добру демона"
- "Слово о злоязычии и о страстях"
- "Слово о прекрасном Иосифе"
- "Слово о пророке Данииле и о трех святых отроках, в ответ утверждающему: "время лукаво, не могу спастись""
- "Слово о святом пророке Илие"
- "Слово о священстве"
- "Слово о страданиях Спасителя"
- "Слово о суде и об умилении"
- "Слово о том, как душа, когда искушает ее враг, должна со слезами молиться Богу"
- "Слово о том, что всегда должно иметь в мыслях день исшествия из сей жизни"
- "Слово подвижническое"
- "Слово подвижническое первое"
- "Слово увещательное"
- "Слово умилительное"
- "Слово умилительное первое"
- "Слово умилительное второе"
- "Слово первое. О скончавшихся отцах"
- "Слово второе. О скончавшихся отцах"
- "Советы подвижникам"
- "Толкование на книгу Второзаконие"
- "Толкование на книгу Исход"
- "Толкование на книгу Левит"
- "Толкование на книгу Числ"
- "Толкование на книгу пророчества Авдия"
- "Толкование на книгу пророчества Амоса"
- "Толкование на книгу пророчества Даниила"
- "Толкование на книгу пророчества Захарии"
- "Толкование на книгу пророчества Иезекииля"
- "Толкование на книгу пророчества Иоиля"
- "Толкование на книгу пророчества Малахии"
- "Толкование на книгу пророчества Михея"
- "Толкование на книгу пророчества Осии"
- "Толкование на первую книгу, то есть на книгу Бытия"
- "Толкование на послания божественного Павла. Первое послание к Фессалоникийцам"
- "Толкование на послания божественного Павла. Второе послание к Фессалоникийцам"
- "Толкование на послания божественного Павла. Первое послание к Тимофею"
- "Толкование на послания божественного Павла. Второе послание к Тимофею"
- "Толкование на послания божественного Павла. Послание к Галатам"
- "Толкование на послания божественного Павла. Послание к Евреям"
- "Толкование на послания божественного Павла. Послание к Ефесянам"
- "Толкование на послания божественного Павла. Послание к Колоссянам"
- "Толкование на послания божественного Павла. Послание к Титу"
- "Толкование на послания божественного Павла. Послание к Филиппийцам"
- "Толкование на послания божественного Павла. Первое послание к Коринфянам"
- "Толкование на послания божественного Павла. К Коринфянам второе послание"
- "Толкование на апокрифические послания коринфян к Апостолу Павлу и Апостола Павла к Коринфянам. К Коринфянам третье"
- "Толкование на послания божественного Павла. К Римлянам"
- "Надгробные песнопения"
- "О Церкви"
- "О Воскресении, смерти и сатане"
- "Слезные моления"
- "На слова: "Положи, Господи, хранение устом моим, и дверь ограждения о устнах моих""
- "На слова: "Сыне, моей премудрости внимай, к моим же словесем прилагай ухо твое""
- "На слова: "И се, вся сýетство и крушение духа""
- "Книга пророка Исаии"
- "На слова Исаии: Да возмется нечестивый, да не видит славы Господни"
- "Книга пророка Иеремии"
- "На слова Иеремии: "Горе нам, яко согрешихом""
- "На некоторые места "Плача Иеремии""
|