Ефрем Сирин. На слова Исаии: Да возмется
нечестивый, да не видит славы Господни Ис.26:10
Память: 28 января / 10 февраля
Преподобный Ефрем Сирин - подвижник и
духовный писатель, живший в IV веке. Написал много
толковательных и нравственных сочинений, покаянных и
погребальных песнопений.
Преподобный Ефрем Сирин. Икона
***
На слова Исаии: Да возмется
нечестивый, да не видит славы Господни Ис.26:10
Если с чистым духовным оком читать
Священное Писание и внимательно слушать словеса его, то
всякий уразумеет сказанное в нем. В трепет и в ужас
приводят слова, прочитанные нами в этой книге,
содрогается от страха всякий, кто выслушивает их с
разумом. Страшное определение, изреченное на нечестивых,
заключается в них. Сказано: Да возмется нечестивый, да
не видит славы Господни. Нечестивый увлечен будет в
такое место, где не слышно никакого хвалебного гласа.
Между тем, все взывает о Боге, ежедневно
возвещает славу Его, и бессловесные твари не перестают
славословить Его. Небеса поведают славу Божию, творение
же руку Его возвещает твердь (Пс.18:1). Земля изглашает
Ему хвалу, море проповедует чудное Его могущество.
Ничего не найдешь, что не славословило бы Господа Бога
своего. И ничтожный комар возвещает славу своего
Господа.
Куда же пойдет нечестивый, чтобы не
видеть ему славы Господней? Куда отринут его, чтобы
отдалить от зрения Божией славы? Взойдет ли он на небо?
Оно отвергнет и не примет его. Захочет ли остаться на
земле? Она не дозволит ему этого. Низринется ли в море?
Оно извергнет его из себя. Поэтому думаю, возлюбленные,
что из мира этого низойдет он во тьму кромешную, полную
страха и ужаса, где нет славословия, где не раздается
хвалебный глас, потому что далеко она от Бога и Бог не
попускает, чтобы там была слава Его. Мучения и стенания,
скорбь и теснота, поедающий и неусыпный червь, палящий и
неугасимый огонь заграждают уста нечестивым для всякой
хвалы, для всякого славословия. Страдания не дают им ни
видеть, ни говорить; от скрежета зубов уста не способны
издать хвалебного звука. Язык, непрестанно взывающий
"Увы!", не может изречь славословия; тьмой покрытые очи
не видят света славы. У кого члены точит червь, тот ни о
чем не думает, кроме своего бедствия; кого опаляет
геенна, тот и видит только ее пламень.
Приступите же, грешники, восплачем
здесь, чтобы не плакать там. Приступите, понесем скорбь
и страдание, чтобы скорбь наша не усугубилась там.
Все праведные и святые скорбью и
страданиями благоугождали Богу, слезами умилостивляли
Его. Девятьсот тридцать лет оплакивал Адам падение свое,
удалившее его от Божией славы в раю. Повредилась красота
ланит его от слез, проливаемых очами его; горячими
потоками слез вызваны у него болезненные гнойные струпы.
Также и Енох, который благоугодил Богу и не вкусил
смерти, триста двадцать лет, смотря на Авелев гроб,
носил в себе скорбь и печаль. Истлевшим, согнившим,
обезображенным видел он первого мертвеца и горько
плакал, обильные проливал слезы и преложен был, не
вкусив смерти. Скорбел праведный Ной о грешном роде, ибо
знал, что карающее правосудие истребит его водным
потоком. Пятьсот лет хранил он девство свое в чистоте, и
за это Бог сохранил его от погибели, постигшей
человеческий род. Авраам, Исаак и Иаков бедственную и
тяжкую проводили жизнь в мире сем, в бедах и искушениях
и жили, и кончили жизнь.
Кто в состоянии описать искушение,
постигшее Иова? Семь лет сидел он на гноище. Сколько
плакал он, когда видел, как черви точат и поедают плоть
его, и ничего не остается у него, кроме костей? Кто
терпел столько, сколько он? Кто только слышит сказание о
нем, у того скорбью наполняется дух. Ночными слезами
омочал Давид постель свою (Пс.6:7), пепел ел, как хлеб,
и питие свое растворял с плачем (Пс.101:10). Сколько
слез пролито из очей Иеремии, этого мужа страданий, все
дни жизни своей проводившего в плаче и слезах? Всякую
меру превосходило сетование его, но он молил еще Бога,
чтобы дал воду главе его и источник слез очам его
(Иер.9:1).
Иезекииль, который съел свиток, где
вписано бяше... рыдание и жалость и горе (Иез.2:10),
поскольку должен был взять на себя неправды народа
своего, триста девяносто дней (по еврейскому тексту)
лежал он на обоих боках, согбенный грехами народа
своего, дом его стал для него гробом, великие неправды
народа опутывали его как бы оковами, и сто девяносто
пять дней должен он был лежать на каждому боку
(Иез.4:4–9).
И о Самом Господе горних и дольных, всех
пределов и концов, написано, что, по снисшествии Своем с
небес, когда пребывал на земле, плакал Он об Иерусалиме.
Не написано о Господе нашем, что смеялся Он, но написано
то, что плакал и проливал слезы. Когда прослезился Он
над Лазарем, тогда плакал о всех умерших, потому что
видел, как смерть разрушает и тлению предает образ Его.
Как Благий, Он скорбел о возлюбленном образе Своем,
потому что видел, как лишается он красоты и истлевает во
гробе, делается страшным и ужасным.
Душа умерщвлена грехом; ей потребны
скорбь, плач, слезы, печаль, громкие стенания о своем
несчастии, которое низложило и погубило ее. Рыдай, плачь
и стенай о душе, потому что далекой стала она Богу, и
Ему опять возврати ее. Плачь о ней больше, нежели
матерь, у которой смерть похитила и во гроб повергла
сына, и которая сетует о разлуке со своим возлюбленным.
Ибо грех разлучает человека с Богом, и сожалеет благость
Его о том, что гибнет ее образ, исполненный Божественной
красоты.
Прискорбно тебе, если пропадет у тебя
один вол, хотя и недолго владел ты им, однако же
печалишься о его потере. Тем паче сожалеет Бог, когда
гибнет Его образ. Душа много любезнее Богу всех
созданных Им тварей. А грех делает ее мертвой, и ты не
разумеешь того, грешник. Скорби о себе ради Бога, потому
что Он сожалеет о тебе. Грехом умерщвлена душа твоя,
возврати ее к жизни слезами. Возрадуй Бога, да
возвеселится Он о том, что душа твоя возвращена тобой к
жизни.
Есть птица, которая воскрешает птенцов
своих, и как скоро умирают дети ее, – возвращает им
жизнь. Когда есть птенцы у этой птицы, – безмерно им
радуется и, от великой к ним любви, объемля (покрывая)
их крылами, душит, и они умирают. Но как скоро увидит,
что действительно они мертвы, нет в них ни движения, ни
трепетания, целых три дня скорбит и печалится, не ест и
не пьет от сильной скорби и печали, не разлучается с
ними и, как бы сберегая их, не двигается с места. А
потом наносит себе рану клювом своим, проливает на них
кровь свою и, по Божию устроению, птенцы ее из мертвых
делаются живыми.
Если же птица умеет возвращать к жизни
птенцов своих, то и ты, грешник, воскреси душу свою,
умерщвленную грехом. Если Бог жалеет пеликана и к жизни
возвращает птенцов его, то кольми паче жалеет Он душу
твою, которую не хочешь ты возвратить к жизни. Если
Творец, видя пеликана, в скорби о птенцах своих
желающего умертвить себя, сжаливается над ним и
воскрешает детей его, то, конечно, когда грехом
умерщвляется и разлучается с Богом душа, тем паче
сожалеет Он о Своем разлучившемся с Ним образе. Потому
плачь и сокрушайся о душе своей, разлучившейся с Богом.
Он сожалеет о тебе, как мать о сыне своем единородном.
Кто смеется над мертвецом, тот ненавидит
родителей умершего, а кто скорбит и сокрушается, тот
слезами доказывает любовь свою. Так, если кто-то
радуется о себе, когда умерщвлен грехом, то ненавидит он
Бога, Который скорбит и жалеет об этом. Бог скорбит и
соболезнует о душе, сделавшейся мертвой, и потому, кто
смеется и глумится при этом, тот причиняет Богу еще
большую скорбь. Как тот, кто смеется и шутит при
погребающих умершего, увеличивает их скорбь и печаль,
так еще большую скорбь причиняет Богу тот, кто радуется
о грехах своих. Не скорбит столько отец, погребающий
любимого сына, сколько жалеет Бог о душе, умерщвленной
грехом. Оплакивай же душу свою и докажи любовь свою к
Богу, Который Сам скорбит и жалеет о душе, умерщвленной
грехом.
Бог жалеет о смерти души, которая есть
образ Его. Поэтому, кто радуется при этом, а не
соболезнует, тот совершенно подобен сатане. Кто
приближается к мертвецу, тот, видя совершаемый над ним
плач, сам сокрушается духом и плачет с плачущими. А
когда умирает, душа от греха, плач о ней доходит до
неба, и Небесные Силы сетуют, скорбит и Сам Бог.
Поэтому, кто радуется при этом и не плачет о душе своей,
тот подлинно человек погибший, он не знает, что есть у
него душа.
Плачь, грешник, о душе своей, проливай о
ней слезы и возврати ее к жизни. Воскресение ее – в очах
твоих, восстание ее – в сердце твоем. Ты мертв и не
плачешь об отшедшей душе твоей? Плачь сперва о душе
своей, а потом плачь и о других. Плачешь ты о мертвом
теле, с которым разлучилась душа, а не плачешь о душе,
которая умерла и разлучилась с Богом. Слезы, льющиеся на
мертвую плоть, не возвращают ее к жизни, а если они
пролиты о душе – воскрешают и возвращают ее к жизни. Не
ради плоти даны тебе слезы, скорбь и печаль, но ради
души дал тебе их Бог, чтобы ее возвращал ты ими к жизни.
В дар Богу принеси плачь, источи слезы из очей своих;
твоими слезами и Божией благостью мертвая душа твоя
возвращена будет к жизни.
Вот, Милосердый ожидает, чтобы пролил ты
перед Ним слезы из очей твоих, и ими очистит и обновит
Он поврежденный образ души. Ты умертвил душу свою, ты и
возврати се от греховной смерти. Не другой кто умертвил
и погубил тебя; твоя собственная воля убила и низложила
тебя. Если бы другой умертвил тебя, ему надлежало бы и
восставить тебя. Но поскольку собственное твое изволение
умертвило тебя, то этому же самому изволению должно и
восставить тебя. В празднестве рук прокаплет, падет и
разрушится храмина (Еккл.10:18), – так учит тебя
Екклесиаст. Воссоздай же свою запустевшую и падшую душу.
Когда упадет дом твой – не станет другой созидать его;
если сам не восстановишь жилища своего – навсегда
останется оно в развалинах. Грехом довел ты до падения
душу свою – воздвигни ее покаянием; гнусными неправдами
низложил ты ее – восстанови ее добрыми делами. Если
умерщвляешь ты грех, то можешь сказать, подобно Богу: Аз
убию и жити сотворю (Втор.32:39). Убиваю грех, чтобы не
владычествовал он в членах моих, и к жизни возвращаю
правду, когда делаю доброе; поражаю ненавистную
неправду, изгоняю ее из души и исцеляю душу правдой и
непорочностью.
Рассыпаны в мире душевные помышления,
как сухие кости, собери их воедино и оживотвори при
Божией помощи. Прорцы, как Иезекииль, на сухие, подобно
костям, помышления твои; возгласи им слово Бога,
Оживотворителя мертвых; облеки кости сии в кожу,
неленостным духом и твердым умом совокупи их в Боге;
прорцы и взывай духу, чтобы вошел он в мертвецов, и
оживут. Вдуни в ня дух жизни (Иез.37: 4–10) –
Божественное учение. Близ челюстей ада, где водворяется
убийца-грех, рассыпаны кости души – ее помышления,
рассеянные по земным предметам; воззови к ним, воздвигни
и воскреси их, покажи изумительное чудо и в восстании
своем изобрази то воскресение, которое видел Иезекииль.
Если радость бывает на небесах о
грешнике, который обращается, притекает к покаянию и
приемлется Богом, то скорбь бывает о грешнике
необращающемся, и Бог весьма жалеет, если не притекаешь
ты к покаянию. Возвратись же к Нему, – и радость
доставишь веселящимся о тебе Ангелам.
Кровью Сына Божия искуплена грешная душа
твоя, потому что все миры не могли быть достаточной за
тебя ценой: и земля, и море, и все, что на них, – малая,
в сравнении с тобой, цена. Все горние чины, которые суть
пламень и дух, не приняли на себя смерть для твоего
искупления. Возлюбленного Сына Своего предал Отец за
тебя на смерть, как искупительную цену. Единородный Он
Сын, но Отец не пощадил и отдал Его взамен тебя. Твоей
ради жизни предал Он на смерть Начало всего живущего;
Того, перед Кем трепещет смерть, Отец связал и поверг
смерти; она пригвоздила Его ко Кресту и гвоздями
написала рукописание долгов твоих. Смотри же, какой
ценой искуплен ты! Не утраться для Купившего тебя! Жизнь
Его обвиняет твою жизнь, если живешь в грехе. Смерть Его
вопиет против твоей смерти, если творишь дела смерти.
Драгоценная Кровь Его вопиет к престолу Божества, что
пролита она за тебя, а ты гибнешь от греха. Кто купил
себе раба, тот, если погибнет купленный им, теряет не
только раба, но и данную за него цену. Так и страдание,
и смерть Бога от нашего нерадения остаются бесплодными
для нас, потому что Он отдал Себя ради души твоей, а ты
не избавился от смерти. Не пощадил Он Сына Своего
возлюбленного, но за тебя предал Его на смерть; если
гибнешь ты от греха, то оскорбляешь Искупившего тебя.
Данной за тебя ценой – страданием и смертью Бога –
упразднена смерть. Поскольку для жизни куплена душа
твоя, то жизни твоей да не губит смерть.
Душа, которая живет в Боге, и другим
может уделять жизнь. Если хочешь слышать, то вот и
свидетельство тебе. Елисей, соблюдший жизнь души своей,
возвратил к жизни двух мертвецов: одного, – когда сам
еще жил в мире, а другого – по отшествии своем отселе.
Душа его жила в Боге и сообщала жизнь телу его. И когда
разлучилась она с телом, дал он жизнь другому. От Бога
заимствовала жизнь душа пророка, и по разлучении ее с
телом дал он жизнь тому, кто, как и сам он, был мертв.
Видишь ли, жизнь в останках мучеников? Кто не поверит,
что они – живы? Видишь ли, что гробы их полны жизни? Кто
усомнится в этом? Это – крепкие твердыни, защищающие от
хищников; это – укрепленные города, охраняющие от
завоевателей; это – высокие и крепкие столпы для
прибегающих к ним, потому что избавляют от губителей, и
смерть не приближается к ним. Кто заражен завистью и
лукавством, этим смертоносным для души ядом, – тот у них
пусть ищет врачевства от этого яда, чтобы не вредил ему.
Кто обманывал, – тот молись, чтобы не обманывать больше.
Кто крал, – молись, чтобы не красть. Кто далек от любви
и исполнен гнева на ближних своих, – проси в молитве
помощи их, чтобы примириться с ближними. Кем овладел дух
блуда, кто воспламенен нечистой похотью, – да помажется
горящим перед ним елеем, и нечистый дух немедленно
посрамится и отбежит. Это – врачи, неусыпно пекущиеся о
нашем здравии, потому что в себе имеют врачевство жизни,
цельбу души и тела, духовное врачевство, исцеляющее и
душу, и тело. Одной веры от тебя требуют, а дают тебе
все, чего ни попросишь. Если в душе твоей не будет
сомнения, то, хотя бы и мертв ты был, получишь жизнь!
Бог обитает в костях этих, Им совершают они все чудеса.
Хвала Тебе, а нам щедроты Твои, Боже, обитающий в
праведниках!
Ефрем Сирин, преподобный
Азбука веры
***
Молитва преподобному Ефрему Сирину:
- Молитва
преподобному Ефрему Сирину. Подвижник и
духовный писатель, живший в IV веке. С юных лет оставил
мир и удалился к отшельникам, после того, как попал
в тюрьму по ложному обвинению. После еще раз
подвергся клевете, но Богом был оправдан пред
людьми. Боролся против ариан, написал много
толковательных и нравственных сочинений, покаянных и
погребальных песнопений. Заступник невинно
оклеветанных и притесненных, покровитель иночества,
податель смирения и целомудрия
Акафист преподобному Ефрему Сирину:
- Акафист преподобному Ефрему Сирину
Труды преподобного Ефрема Сирина:
- На лукавых жен
- К нерадивой душе
- Вопросы и ответы
- О восьми помыслах
- Великопостная покаянная молитва
- "На слова, сказанные Господом: в мире сем скорбни будете (Ин.16:33), и о том, что человеку должно быть совершенным"
- "На пришествие Господне"
- "К монаху Иоанну"
- "Жизнь блаженного Аврамия и племянницы его Марии"
- "В подражание притчам"
- "В низложение гордыни"
- "В исправление тех, которые предаются страстям и домогаются почестей"
- "Блаженства. 55 глав"
- "Блаженства. 20 глав"
- "Похвальное слово Петру, Павлу, Андрею, Фоме, Луке и Иоанну, и на чтение из Евангелия от Иоанна"
- "Поучение падшему брату. О воздержании от плотских пожеланий, о борении и великой осмотрительности"
- "Поучение о том, что не должно соблазнять ближнего, и о правой жизни"
- "Поучение о безмолвии"
- "Послание"
- "Ответ утверждающим, что землетрясения бывают от подземных ветров"
- "Ответ на некоторые вопросы"
- "Ответ брату о священнике Илии"
- "Огласительное слово. Об оскудении добрых дел и о долготерпении Божием"
- "Обличение себе самому и исповедь"
- "Об утверждающих, что нет воскресения"
- "Об истинном отречении от мира, и о том, как душе обрести Бога, и для чего приходил Господь"
- "О том, что христиане не должны предаваться забавам"
- "О том, что не должно обольщаться эллинскими мнениями"
- "О том, что не должно дивиться временному и обольщаться приятностями жизни, и на псалом семьдесят второй"
- "О том, что не должно бояться укоризн за доброе дело"
- "О том, что монах не должен заботиться об одежде"
- "О том, что должно не смеяться и рассеиваться, но плакать и проливать о себе слезы"
- "О том, что должно избегать всяких вредных свиданий, и о воздержании"
- "О том, что братия должны жить между собою в единомыслии и любви"
- "О том, как приобретается человеком смиренномудрие. Сто глав"
- "О том, как монаху быть совершенным"
- "О тех, которые уловляют души в непотребство, утверждая, что ничего не значит дело сие"
- "О терпении, о кончине века и втором пришествии, о прилежном чтении божественных писаний и пользе безмолвия"
- "О терпении и сокрушении слово поучительное"
- "О терпении"
- "О суете настоящей жизни"
- "О страстях"
- "О смиренномудрии"
- "О сердечном сокрушении"
- "О свободе нашей и о том, что человек создан свободным"
- "О псалме"
- "О преспеянии в добродетели"
- "О правой жизни. Девяносто глав"
- "О посте"
- "О покаянии, о будущем суде, об удалении от обращения с женщинами и о роскошной жизни"
- "О покаянии и терпении"
- "О покаянии. Большое поучение"
- "О покаянии. Первое малое поучение"
- "О покаянии. Второе малое поучение"
- "О подвижнике Иулиане"
- "О памятовании смерти, о добродетели и о богатстве"
- "О необходимости бороться со врагом нашего спасения"
- "О рае"
- "О монахах"
- "О молитве. Первое поучение"
- "О молитве. Второе поучение"
- "О любви к бедным"
- "О любви"
- "О жене грешнице, помазавшей Господа миром"
- "О душевном страхе"
- "О духовном состоянии"
- "О добродетелях и страстях"
- "О добродетели. К младшему подвижнику. Четыре главы"
- "О добродетели. Десять глав"
- "О девстве"
- "О втором Господнем пришествии и о покаянии"
- "О вооружении монаху"
- "О воздержании, о том, что не должно соревновать грешникам, которые извиняются обстоятельствами времени, и о Ное"
- "О вере"
- "О брани с диаволом"
- "О блаженных обителях"
- "О блаженных местах"
- "О блаженствах и горе"
- "О Лоте и о приведении себя в безопасность"
- "Наставление монахам"
- "Наставление братиям"
- "На тех, которые ежедневно грешат и ежедневно каются"
- "На слова: "два будет на селе" (Мф.24:40)"
- "На слова: Вонми себе (Втор.4:9). Двенадцать глав"
- "Поучительные слова к египетским монахам"
- "Похвальное слово иже во святых отцу нашему Василию Великому"
- "Похвальное слово мученикам"
- "Похвальное слово святым четыредесяти мученикам"
- "Похвальное слово славным мученикам, во всем мире пострадавшим"
- "Поучение подвижникам"
- "Против исследователей естества Сына Божия"
- "Различные виды Божия промысла"
- "Седмь деланий у монаха"
- "Сказание о юродивой"
- "Слово душеполезное"
- "Слово на почивших о Христе"
- "Слово на святый пяток о кресте и о разбойнике"
- "Слово на честный и животворящий крест и на второе пришествие, а также о любви и милостыне"
- "Слово о Аврааме и Исааке"
- "Слово о внушениях ненавистника добру демона"
- "Слово о злоязычии и о страстях"
- "Слово о прекрасном Иосифе"
- "Слово о пророке Данииле и о трех святых отроках, в ответ утверждающему: "время лукаво, не могу спастись""
- "Слово о святом пророке Илие"
- "Слово о священстве"
- "Слово о страданиях Спасителя"
- "Слово о суде и об умилении"
- "Слово о том, как душа, когда искушает ее враг, должна со слезами молиться Богу"
- "Слово о том, что всегда должно иметь в мыслях день исшествия из сей жизни"
- "Слово подвижническое"
- "Слово подвижническое первое"
- "Слово увещательное"
- "Слово умилительное"
- "Слово умилительное первое"
- "Слово умилительное второе"
- "Слово первое. О скончавшихся отцах"
- "Слово второе. О скончавшихся отцах"
- "Советы подвижникам"
- "Толкование на книгу Второзаконие"
- "Толкование на книгу Исход"
- "Толкование на книгу Левит"
- "Толкование на книгу Числ"
- "Толкование на книгу пророчества Авдия"
- "Толкование на книгу пророчества Амоса"
- "Толкование на книгу пророчества Даниила"
- "Толкование на книгу пророчества Захарии"
- "Толкование на книгу пророчества Иезекииля"
- "Толкование на книгу пророчества Иоиля"
- "Толкование на книгу пророчества Малахии"
- "Толкование на книгу пророчества Михея"
- "Толкование на книгу пророчества Осии"
- "Толкование на первую книгу, то есть на книгу Бытия"
- "Толкование на послания божественного Павла. Первое послание к Фессалоникийцам"
- "Толкование на послания божественного Павла. Второе послание к Фессалоникийцам"
- "Толкование на послания божественного Павла. Первое послание к Тимофею"
- "Толкование на послания божественного Павла. Второе послание к Тимофею"
- "Толкование на послания божественного Павла. Послание к Галатам"
- "Толкование на послания божественного Павла. Послание к Евреям"
- "Толкование на послания божественного Павла. Послание к Ефесянам"
- "Толкование на послания божественного Павла. Послание к Колоссянам"
- "Толкование на послания божественного Павла. Послание к Титу"
- "Толкование на послания божественного Павла. Послание к Филиппийцам"
- "Толкование на послания божественного Павла. Первое послание к Коринфянам"
- "Толкование на послания божественного Павла. К Коринфянам второе послание"
- "Толкование на апокрифические послания коринфян к Апостолу Павлу и Апостола Павла к Коринфянам. К Коринфянам третье"
- "Толкование на послания божественного Павла. К Римлянам"
- "Надгробные песнопения"
- "О Церкви"
- "О Воскресении, смерти и сатане"
- "Слезные моления"
- "На слова: "Положи, Господи, хранение устом моим, и дверь ограждения о устнах моих""
- "На слова: "Сыне, моей премудрости внимай, к моим же словесем прилагай ухо твое""
- "На слова: "И се, вся сýетство и крушение духа""
- "Книга пророка Исаии"
- "На слова Исаии: Да возмется нечестивый, да не видит славы Господни"
- "Книга пророка Иеремии"
- "На слова Иеремии: "Горе нам, яко согрешихом""
- "На некоторые места "Плача Иеремии""
|