Ефрем Сирин. О терпении
Память: 28 января / 10 февраля
Преподобный Ефрем Сирин - подвижник и
духовный писатель, живший в IV веке. Написал много
толковательных и нравственных сочинений, покаянных и
погребальных песнопений.
Преподобный Ефрем Сирин. Икона
***
О терпении
Кто желает благоугодить Богу и стать
наследником Божиим по вере, чтобы ему наречься и сыном
Божиим, рожденным от Духа Святаго, тот прежде всего,
взявшись за великодушие и терпение, должен мужественно
переносить встречающиеся ему скорби, бедствия и нужды, -
будут ли то телесные болезни и страдания, или поношения
и обиды от людей, или различные невидимые скорби, какие
наводят на душу лукавые духи с намерением привести ее в
расслабление, нерадение и нетерпеливость, а тем
воспрепятствовать ей войти в жизнь; наводят же по Божию
домостроительству, попускающему каждой душе быть
искушенною различными скорбями, чтобы явными стали
любящие Бога от всей души, как скоро они мужественно
переносят все, что наводит лукавый и не теряют упования
на Бога, но всегда по благодати с верою и великим
терпением ожидают избавления; почему приходят в
состояние выдержать всякое искушение, и таким образом,
улучив обетование, делаются достойными царствия.
Посему душа, последуя слову Господню,
должна по написанному, ежедневно брать на себя крест
свой (Мф.10:38), т.е. быть готовою потерпеть для Христа
всякую скорбь и всякое искушение, явное ли то или
тайное, и в Господе всегда утверждаться упованием,
потому что в Его власти, чтоб душа, по Его попущению,
подвергалась скорби, и Им же была избавляема от всякого
искушения и скорби. А если душа не мужается и не
переносит с твердостью всякого искушения и всякой
скорби, но огорчается, унывает, негодует, тревожится и
нерадит о подвиге, или даже отчаивается, как уже не
имеющая надежды на избавление (ввергнуть же душу в
уныние и нерадение есть ухищрение того же лукавого): то
такая душа, не сохранив в себе упования, которое с
несомненною верою ожидает милости Божией, конечно, не
делается достойною жизни, потому что не последовала всем
святым и не ходила по стопам Господним.
Смотри и наблюдай, как издревле отцы,
патриархи, Пророки, Апостолы и мученики, прошедши сей
путь скорбей и искушения, возмогли угодить тем Богу;
мужественно претерпев всякое искушение и всякую скорбь,
в затруднительных положениях радовались, в уповании на
ожидаемое мздовоздаяние, как говорит Писание: что, аще
приступаеши рабоати Господеви, уготови душу твою во
искушение; управи сердце твое, и потерпи (Сир.2:1,2). И
Апостол также говорит: еще же без наказания есте, ему же
причастницы быша вси: убо прелюбодейчищи есте, а не
сынове (Евр.12:8); и еще в другом месте: все
встречающееся с тобою принимай за благо, зная, что
ничего не бывает без Бога. И Господь говорит: блажени
есте, егда поносят вам и ижденут, и рекут всяк зол
глагол на вы лжуще, Мене ради. Радуйтеся и веселитеся,
яко мзда ваша многа, на небесех. И еще: блажени изгнани
правды ради, яко тех есть царствие
небесное (Мф.5:10-12). Разумеются же изгнанные или явно
от людей, или тайно от лукавых духов; потому что они
противоборствуют душе, любящей Бога, ввергают ее в
различные скорби, чтоб воспрепятствовать ей внити в
живот. Подвергаемся изгнанию вместе и для того, чтоб
претерпением всякой скорби, сохранением упования до
конца и засвидетельствованием, что души чают избавления,
искушены они были, действительно ли любят Бога. Напротив
того, душа унывающая, нерадивая и ослабевающая в надежде
окажется не действительно любящею Бога. Различные же
скорби и искушения показывают, которые души достойны и
которые недостойны, которые имеют веру, надежду и
терпение и которые не имеют; так что, если души окажутся
во всем благоискусными, верными и достойными,
претерпевшими до конца и сохранившими упование веры, то,
сподобившись избавления по благодати, по всей
справедливости, сделаются они наследницами царствия.
Посему всякая душа, желающая
благоугодить Богу, прежде всего да сохраняет
мужественное терпение и упование; в таком случае
возможет она противостать всякому восстанию лукавого и
скорби. Ибо Бог не попускает душе, уповающей на Него и
терпеливой, быть искушаемою в такой мере, чтоб дойти ей
до отчаяния и впасть в такие искушения и скорби, которых
не может она перенести, как говорит Апостол: верен Бог,
иже не оставит нас искуситися, но сотворит со искушением
и избытие, яко возмощи нам понести (1Кор.10:13); потому
что лукавый не в такой мере искушает душу и подавляет
скорбью, в какой хочет, но в какой попущено ему Богом.
Только душа, перенося мужественно, да держится упования
по вере, ожидая от Бога помощи и заступления; и
невозможно, чтоб она была оставлена. Напротив того, чем
более подвизается душа, прибегая к Богу с верою и
надеждою, и несомненно ожидая от Него помощи и
избавления, тем скорее избавляет ее Господь от всякой
одержащей ее скорби. Ибо Он знает, сколько душа должна
подвергаться испытанию и искушению, - столько и
попускает: только бы она пребывала терпеливою до конца и
не постыдилась, как сказано: скорбь терпение соделовает,
терпение же искусство, искусство же упование, упование
же не посрамит (Рим.5:3-5). И еще: якоже Божия слуги, в
терпении мнозе, в скорбех, в бедах, в теснотах и т.д.
(2Кор.6:4). И Господь говорит: претерпевый же до конца,
той спасен будет (Мф.10:22); и еще: в терпении вашем
стяжите души ваша (Лк.21:19). И в другом месте
говорит: кто верова Господеви, и постыдеся? или кто
пребысть в слове Его, и оставися? или кто призва Его, и
презре и (Сир.2:10)?
Люди, не много имеющие смысла и ума,
умеют испытать и различить, какую тяжесть и поклажу
может нести каждое животное, напр., лошак или верблюд, и
такое бремя кладут по силам животного. Если горшечник,
сделав сосуды, не положит их в печь, чтобы обоженные
отвердели, то не бывают они годными к употреблению
людям; но знает он, сколько времени надобно держать их в
огне, пока не сделаются годными, и не оставляет их в
печи сверх надлежащего времени, чтоб не остались
недоделанными и негодными к употреблению. Итак, если
люди в рассуждении тленного и видимого имеют столько
разборчивости и знания, то кольми паче Бог, непостижимый
в ведении и разумении, и совершенная Премудрость, знает,
сколько имеют нужды в испытаниях и искушениях души,
желающие благоугодить Ему и вожделевающие улучить вечную
жизнь, чтоб, таким образом, мужественно, с готовностью и
с упованием, претерпев всякую скорбь до конца, потом уже
сделаться им благоискусными и способными к получению
небесного царства?
Как пенька не бывает годною для пряжи из
нее самых тонких ниток, если не треплют ее много раз, и
чем больше колотят ее, тем она делается чище и способнее
к пряже, так и боголюбивая душа, подвергаясь многим
испытаниям и искушениям и мужественно претерпевая
скорби, делается чище и пригоднее к духовному деланию
истончания, и наконец удостаивается наследовать небесную
область царствия. Как сделанный вновь сосуд, только что
брошенный в огонь, негоден еще для употребления людям;
или, каким образом младенец не способен к делам мирским,
потому что не строит городов, не может ни садить, ни
сеять, ни сделать другого какого мирского дела; ибо он
еще младенец: так и души соделавшиеся причастными Божией
благодати, по причине младенчества их, благодатию
Господнею оставляются в услаждении и покое духа, еще не
испытанные от лукавых духов различными искушениями и
скорбями, в которых обнаруживается терпение; но
пребывают пока младенчествующими, и, скажу так:
непригодными для царствия, как сказано: аще без
наказания есте, емуже причастницы быша вси, убо
прелюбодейчищи есте, а не сынове. Таким образом скорби и
искушения полезны человеку, делают душу благоискусною и
твердою, если она мужественно, охотно, с доверенностью к
Богу и с упованием переносит все случающееся, с
несомненною верою ожидая избавления от Господа и милости
Его. И ей невозможно не получить обетования Духа и
избавления от порочных страстей: но сподобится она сего,
как благоискусная и верная в терпении, до конца
сохранившая упование на Господа.
Святые мученики, как видим, терпели
многие мучения и, приближаясь к смерти, с упованием на
Господа устояли в добром исповедании, и таким образом,
оказавшись благоискусными, сподобились получить венцы
правды. И которые перенесли более мук, и притом
тягостнейших, те приобрели большую славу и дерзновение
пред Богом; а которые убоявшись скорбей и бичеваний,
отступили от веры, не устояв до конца в добром
исповедании, те оказываются робкими и постыжденными, и
здесь, и в день суда. Таким же образом и души, преданные
скорбям для испытания, невидимо и различно мучимые
лукавыми духами, как тайно, внутреннею тяготою скорбей,
или лукавыми помыслами, так явно, телесными страданиями,
- если будут мужественно терпеть, сохранять упование и
ждать мздовоздаяния от Господа, то сподобятся венцов
правды, имея внутри себя то же избавление, и в день суда
приобретут одинаковое с мучениками дерзновение пред
Богом. Ибо одинаково мучение в скорбях, одними
претерпеваемое на кресте, другими от лукавых духов, на
них действующих. И чем большие терпят скорби и нападения
от лукавого, до конца сохраняя упование, тем большую
приобретают себе славу у Бога. И здесь еще, по упованию
своего чаяния, будут они избавлены, и сподобятся
утешений Духа, и там соделаются наследниками вечных благ
и царства. А которые души поддаются робости и страху, не
вытерпев скорбей, даже доходят до нерадения,
нетерпеливости и отчаяния, совращаются с праведного
пути, и не ожидают до конца Господней милости; те, как
оказавшиеся неправедными, как возмогут улучить вечную
жизнь? Ибо всякая душа, ради Господа за нас умершего, до
самой смерти бывает обязана великодушествовать, терпеть
до конца и сохранять упование на Него, чтобы таким
образом сподобиться вечного спасения.
Ибо все, желающие совершенно избавиться
вечной геенны, в которой мучатся грешники, и улучить
вечное царство, здесь постоянно терпят геенские скорби,
по причине искушений, наводимых лукавым. И если до конца
терпят, с верою ожидая Господней милости, то по
благодати избавляются от искушений и скорбей,
удостаиваются внутреннего общения со Святым Духом, а там
избавятся вечной геенны и наследуют вечное царство
Господне. Сам Господь определил, чтоб таков был
путь вводяй в живот, по написанному: узкий и тесный;
почему мало идущих по оному (Мф.7:14).
Итак, поелику такая предлежит нам
надежда и такие даны обетования нелживым Богом, то
мужественно будем переносить всякое восстание лукавого и
всякую скорбь, в уповании на уготованное нам на небесах.
Ибо какие бы скорби ни терпели мы ради Господа: имеют ли
они какое сравнение с будущею, обетованною нам, вечною
жизнью или с утешением Святаго Духа, свыше подаваемым
душам, пребывающим в терпении, или с избавлением от
греховной тьмы и с теми долгами, какие лежат на нас от
множества грехов наших, как сказано: судими же, от
Господа наказуемся, да не с миром осудимся (1Кор.11:32);
и еще: недостойны страсти нынешняго времене к хотящей
славе явитися в нас (Рим.8:18). Как мужественные воины
будем готовы умереть за Царя своего. Когда были мы в
мире, когда занимались делами житейскими, тогда не
терпели столько, не подвергались таким скорбям: а
теперь, поелику решились мы благоугождать Господу,
воздвигает на нас лукавый таковые восстания, и
искушения, и скорби. Видишь, что терпим мы ради Господа,
потому что лукавый завидует нам, покушается совратить с
пути жизни, привести в расслабление и нерадение, чтобы,
благоугодив Богу, не спаслись мы. Итак, сколько бы ни
восставал на нас лукавый, в терпении можем обрести
мужество. Если будем тверды, ревностны, готовы, дав
обет, терпеть даже до смерти по упованию на Христа; то
все козни врагов разрушатся; потому что нашим защитником
и заступником - Христос, Который и нам скорбящим и
уповающим на Него дает терпение, и их посрамляет, между
тем как от Господа приемлем мы за труды награду, т.е.
царствие. Будем подобны наковальням; если и бьют нас, то
не покажем на себе от бичей и искушений даже следов
расслабления, нерадения и уныния. Принимая на себя
удары, подвергаясь гонению, будем побеждать противника
терпением. Ибо так и Господь наш совершил подвиг сей:
бичуемый, поносимый, изгоняемый, осмеянный, заплеванный,
наконец, предан Он беззаконными бесчестной смерти на
кресте; и все сие претерпел нашего ради спасения,
оставив нам образец жизни, чтобы каким путем скорби,
искушения и смерти шел Он, таким же путем шли истинно
верующие в Него и желающие быть сонаследниками Ему,
чтобы, как он по многих страданиях, умерши потом на
кресте, распятый победил и умерщвленный умертвил и
осудил грех, плотию низложив сопротивные силы, как
сказано: совлек начала и власти на кресте, изведе в
позор, изобличив их в Себе (Кол.2:15), так и мы
мужественно и охотно, даже до смерти, претерпевая всякое
восстание лукавого и всякую скорбь, если противостанем
противнику верою, терпением и упованием на Господа, то
соделавшись чрез сие благоискусными, и здесь сподобились
Его избавления, и исполнились святыни Духа, и там
соделались наследниками вечной жизни; потому что в
духовной борьбе победа над сопротивником приобретается
страданиями и смертью. С готовностью страждущие и
умерщвляемые ради Господа, победим мы сопротивника.
Посему всякую скорбь и все искушения
почитайте не трудными и жестокими, но легкими.
Воспротивимся всякому восстанию врага, с вожделением
имея всегда пред очами смерть для Господа; и как сказал
Господь, ежедневно подъемля на себя крест, т.е. смерть,
будем следовать за Ним, и с легкостью переносить всякую
скорбь как тайную, так и явную. Ибо если ожидаем
претерпеть смерть за Господа и с желанием имеем ее
всегда пред очами, то кольми паче с легкостью, охотою и
радостно претерпим скорби, сколько бы тяжки они ни были.
Ибо, если с нетерпеливостью почитаем скорби тяжкими и
обременительными, то сие потому, что не имеем пред очами
смерти для Господа, и мысль не всегда устремлена к Нему
с любовью. Кто вожделевает быть наследником Христовым,
тот в сообразность с сим да во вожделевает и пострадать,
как пострадал Христос. В том и познаются любящие Христа,
что всякую скорбь, их постигающую, переносят мужественно
и с готовностью, по упованию на Христа. Итак будем
молить Господа, чтоб Он дал нам разумение к познанию
воли Его и к ревностному исполнению оной со всяким
терпением и великодушием в радости, каковую сам Он
дарует нам, укрепив нас на всякое благоугодное дело,
чтобы, оказавшись благоискусными и достойными Его,
улучили мы вечное спасение о Христе Иисусе, Господе
нашем. Ему слава, держава и сила во веки веков! Аминь.
Чем будут хвалиться люди нерадивые,
ленивые и равнодушные? Ужели своею изнеженностью,
беспечностью и погибелью? Горе им, что вознерадели.
Приидите, друзья мои, приложим старание;
приидите, припадем к Богу: будем неотступно плакать и
проливать пред Ним слезы, чтобы даровал нам душевное
просвещение. Уразумейте козни врага и сопротивника
нашего, сего ненавистника добра, который устрояет нам на
пути поползновения и соблазны, вред любостяжательности,
превозношение века сего, плотское удовольствие, а также
чаяние долговременного продолжения настоящей жизни,
боязнь подвигов, леность к молитве, сон во время
псалмопения и плотский покой. Сколько он старателен,
столько мы нерадивы и беспечны; сколько он коварен,
столько мы небрежны, зная, что дни наши сокращены, что
настало время, и Господь славы грядет в благолепии
красоты Своей, с страшными силами царства Своего,
воздать каждому по делам его. Боюсь, братия мои, чтобы
на нас не исполнилось слово Господне: приидут от восток
и запад и севера и моря, и возлягут со Авраамом и
Исааком во царствии небесном. Вы же изгнани будете
вон (Мф.8:11-12).
Умоляю Тебя, Христе, свет истины,
рождение Благословенного Отца, образ и сияние ипостаси
Его, сидящий одесную величествия Его, непостижимый Сын,
неисследимый Христос, недоведомый Бог, хвала и радость
любящих Тебя, жизнь моя, Христе, спаси меня грешного в
царствии Твоем и не воздай мне по делам моим, но спаси
меня по благодати Твоей и ущедри меня по благоутробию
Твоему. Ибо Ты благословен и препрославлен во веки
веков! Аминь.
Ефрем Сирин, преподобный
Цитировано по:
Святой Ефрем Сирин. Творения. Т.2.
Репринтное издание. - М.: Издательский отдел Московского
Патриархата, 1993. -С. 345-354. // Творения иже во
святых Отца нашего Ефрема Сирина. Писания
духовно-нравственные. - Сергиев Посад. Типография
Св.-Тр. Сергиевой Лавры, 1907.
Святоотеческое наследие
***
Молитва преподобному Ефрему Сирину:
- Молитва
преподобному Ефрему Сирину. Подвижник и
духовный писатель, живший в IV веке. С юных лет оставил
мир и удалился к отшельникам, после того, как попал
в тюрьму по ложному обвинению. После еще раз
подвергся клевете, но Богом был оправдан пред
людьми. Боролся против ариан, написал много
толковательных и нравственных сочинений, покаянных и
погребальных песнопений. Заступник невинно
оклеветанных и притесненных, покровитель иночества,
податель смирения и целомудрия
Акафист преподобному Ефрему Сирину:
- Акафист преподобному Ефрему Сирину
Труды преподобного Ефрема Сирина:
- На лукавых жен
- К нерадивой душе
- Вопросы и ответы
- О восьми помыслах
- Великопостная покаянная молитва
- "На слова, сказанные Господом: в мире сем скорбни будете (Ин.16:33), и о том, что человеку должно быть совершенным"
- "На пришествие Господне"
- "К монаху Иоанну"
- "Жизнь блаженного Аврамия и племянницы его Марии"
- "В подражание притчам"
- "В низложение гордыни"
- "В исправление тех, которые предаются страстям и домогаются почестей"
- "Блаженства. 55 глав"
- "Блаженства. 20 глав"
- "Похвальное слово Петру, Павлу, Андрею, Фоме, Луке и Иоанну, и на чтение из Евангелия от Иоанна"
- "Поучение падшему брату. О воздержании от плотских пожеланий, о борении и великой осмотрительности"
- "Поучение о том, что не должно соблазнять ближнего, и о правой жизни"
- "Поучение о безмолвии"
- "Послание"
- "Ответ утверждающим, что землетрясения бывают от подземных ветров"
- "Ответ на некоторые вопросы"
- "Ответ брату о священнике Илии"
- "Огласительное слово. Об оскудении добрых дел и о долготерпении Божием"
- "Обличение себе самому и исповедь"
- "Об утверждающих, что нет воскресения"
- "Об истинном отречении от мира, и о том, как душе обрести Бога, и для чего приходил Господь"
- "О том, что христиане не должны предаваться забавам"
- "О том, что не должно обольщаться эллинскими мнениями"
- "О том, что не должно дивиться временному и обольщаться приятностями жизни, и на псалом семьдесят второй"
- "О том, что не должно бояться укоризн за доброе дело"
- "О том, что монах не должен заботиться об одежде"
- "О том, что должно не смеяться и рассеиваться, но плакать и проливать о себе слезы"
- "О том, что должно избегать всяких вредных свиданий, и о воздержании"
- "О том, что братия должны жить между собою в единомыслии и любви"
- "О том, как приобретается человеком смиренномудрие. Сто глав"
- "О том, как монаху быть совершенным"
- "О тех, которые уловляют души в непотребство, утверждая, что ничего не значит дело сие"
- "О терпении, о кончине века и втором пришествии, о прилежном чтении божественных писаний и пользе безмолвия"
- "О терпении и сокрушении слово поучительное"
- "О терпении"
- "О суете настоящей жизни"
- "О страстях"
- "О смиренномудрии"
- "О сердечном сокрушении"
- "О свободе нашей и о том, что человек создан свободным"
- "О псалме"
- "О преспеянии в добродетели"
- "О правой жизни. Девяносто глав"
- "О посте"
- "О покаянии, о будущем суде, об удалении от обращения с женщинами и о роскошной жизни"
- "О покаянии и терпении"
- "О покаянии. Большое поучение"
- "О покаянии. Первое малое поучение"
- "О покаянии. Второе малое поучение"
- "О подвижнике Иулиане"
- "О памятовании смерти, о добродетели и о богатстве"
- "О необходимости бороться со врагом нашего спасения"
- "О рае"
- "О монахах"
- "О молитве. Первое поучение"
- "О молитве. Второе поучение"
- "О любви к бедным"
- "О любви"
- "О жене грешнице, помазавшей Господа миром"
- "О душевном страхе"
- "О духовном состоянии"
- "О добродетелях и страстях"
- "О добродетели. К младшему подвижнику. Четыре главы"
- "О добродетели. Десять глав"
- "О девстве"
- "О втором Господнем пришествии и о покаянии"
- "О вооружении монаху"
- "О воздержании, о том, что не должно соревновать грешникам, которые извиняются обстоятельствами времени, и о Ное"
- "О вере"
- "О брани с диаволом"
- "О блаженных обителях"
- "О блаженных местах"
- "О блаженствах и горе"
- "О Лоте и о приведении себя в безопасность"
- "Наставление монахам"
- "Наставление братиям"
- "На тех, которые ежедневно грешат и ежедневно каются"
- "На слова: "два будет на селе" (Мф.24:40)"
- "На слова: Вонми себе (Втор.4:9). Двенадцать глав"
- "Поучительные слова к египетским монахам"
- "Похвальное слово иже во святых отцу нашему Василию Великому"
- "Похвальное слово мученикам"
- "Похвальное слово святым четыредесяти мученикам"
- "Похвальное слово славным мученикам, во всем мире пострадавшим"
- "Поучение подвижникам"
- "Против исследователей естества Сына Божия"
- "Различные виды Божия промысла"
- "Седмь деланий у монаха"
- "Сказание о юродивой"
- "Слово душеполезное"
- "Слово на почивших о Христе"
- "Слово на святый пяток о кресте и о разбойнике"
- "Слово на честный и животворящий крест и на второе пришествие, а также о любви и милостыне"
- "Слово о Аврааме и Исааке"
- "Слово о внушениях ненавистника добру демона"
- "Слово о злоязычии и о страстях"
- "Слово о прекрасном Иосифе"
- "Слово о пророке Данииле и о трех святых отроках, в ответ утверждающему: "время лукаво, не могу спастись""
- "Слово о святом пророке Илие"
- "Слово о священстве"
- "Слово о страданиях Спасителя"
- "Слово о суде и об умилении"
- "Слово о том, как душа, когда искушает ее враг, должна со слезами молиться Богу"
- "Слово о том, что всегда должно иметь в мыслях день исшествия из сей жизни"
- "Слово подвижническое"
- "Слово подвижническое первое"
- "Слово увещательное"
- "Слово умилительное"
- "Слово умилительное первое"
- "Слово умилительное второе"
- "Слово первое. О скончавшихся отцах"
- "Слово второе. О скончавшихся отцах"
- "Советы подвижникам"
- "Толкование на книгу Второзаконие"
- "Толкование на книгу Исход"
- "Толкование на книгу Левит"
- "Толкование на книгу Числ"
- "Толкование на книгу пророчества Авдия"
- "Толкование на книгу пророчества Амоса"
- "Толкование на книгу пророчества Даниила"
- "Толкование на книгу пророчества Захарии"
- "Толкование на книгу пророчества Иезекииля"
- "Толкование на книгу пророчества Иоиля"
- "Толкование на книгу пророчества Малахии"
- "Толкование на книгу пророчества Михея"
- "Толкование на книгу пророчества Осии"
- "Толкование на первую книгу, то есть на книгу Бытия"
- "Толкование на послания божественного Павла. Первое послание к Фессалоникийцам"
- "Толкование на послания божественного Павла. Второе послание к Фессалоникийцам"
- "Толкование на послания божественного Павла. Первое послание к Тимофею"
- "Толкование на послания божественного Павла. Второе послание к Тимофею"
- "Толкование на послания божественного Павла. Послание к Галатам"
- "Толкование на послания божественного Павла. Послание к Евреям"
- "Толкование на послания божественного Павла. Послание к Ефесянам"
- "Толкование на послания божественного Павла. Послание к Колоссянам"
- "Толкование на послания божественного Павла. Послание к Титу"
- "Толкование на послания божественного Павла. Послание к Филиппийцам"
- "Толкование на послания божественного Павла. Первое послание к Коринфянам"
- "Толкование на послания божественного Павла. К Коринфянам второе послание"
- "Толкование на апокрифические послания коринфян к Апостолу Павлу и Апостола Павла к Коринфянам. К Коринфянам третье"
- "Толкование на послания божественного Павла. К Римлянам"
- "Надгробные песнопения"
- "О Церкви"
- "О Воскресении, смерти и сатане"
- "Слезные моления"
- "На слова: "Положи, Господи, хранение устом моим, и дверь ограждения о устнах моих""
- "На слова: "Сыне, моей премудрости внимай, к моим же словесем прилагай ухо твое""
- "На слова: "И се, вся сýетство и крушение духа""
- "Книга пророка Исаии"
- "На слова Исаии: Да возмется нечестивый, да не видит славы Господни"
- "Книга пророка Иеремии"
- "На слова Иеремии: "Горе нам, яко согрешихом""
- "На некоторые места "Плача Иеремии""
|