Ефрем Сирин. О покаянии, о будущем суде, об удалении
от обращения с женщинами и о роскошной жизни
Память: 28 января / 10 февраля
Преподобный Ефрем Сирин - подвижник и
духовный писатель, живший в IV веке. Написал много
толковательных и нравственных сочинений, покаянных и
погребальных песнопений.
Преподобный Ефрем Сирин. Икона
***
О покаянии, о будущем суде, об удалении
от обращения с женщинами и о роскошной жизни
Господь и Бог наш Иисус Христос говорит
нам в Евангелиях: Бдите, яко в оньже час не мните, Сын
Человеческий приидет (Лк.12:40). Подвизайтеся внити
сквозе тесная врата (13:24), вводящие в жизнь. Сим путем
пойдем, братия, чтобы наследовать жизнь вечную. Шествие
путем сим скорбно, но блаженно упокоение; шествие оным
жестоко, но воздаяние - радость; шествие оным тесно, но
место отдыха пространно; шествие оным - покаяние, пост,
молитва, сокрушение, бдение, смиренномудрие, духовная
нищета, пренебрежение плоти, душевная рачительность,
возлежание на голой земле, неомовение тела, голод,
жажда, сухоядение, нагота, милостыня, слезы, плач,
воздыхания, коленопреклонения, бесчестия, гонения,
расхищения, заушения, рукоделия, опасности, наветы;
шествовать оным значить быть злословимым и терпеть, быть
ненавидимым и не ненавидеть, терпеть зло и воздавать
добром, отпускать долги должникам, полагать душу за
друзей, а наконец, пролить кровь за Христа, когда
потребуют сего обстоятельства. Таковы шествия узкими
вратами и тесным путем, который приводит к блаженному
возданию, к небесному царству. А пространные врата и
широкий путь вводят в погибель. Шествия сим путем в
настоящем радостотворны, а там скорбны; здесь легки, а
там тягостны и болезненны; здесь представляются
маловажными и ничего незначущими, а там совершивших путь
и не покаявшихся окружают, как дикие звери, по слову
пророка, ибо сказано: в день лют беззаконие пяты моея
объидет мя (Пс.48:5), то есть, пороки жизни сей, или
шествия путем широким, которые апостол перечислил
отчасти, говоря: яже суть блуд,
прелюбодеяние, студодеяние, идолослужение, чародеяния,
вражды, рвения, завиды, ярость, распри,
зависти (Гал.5:20-21), смехотворство, кличи, забавы,
гусли, свирели, пляски, бани, мягкие одежды, дорогие
обеды, рукоплескания, шумная жизнь, беспечный сон,
разновидные постели и ложа, сладкоядение,
братоненавистничество, клевета, и, что всего хуже,
нераскаянность и непамятование об исшествии из жизни.
Таковы шествия трудным оным путем, по которому идут
многие, но сообразное с сим находят себе пристанище:
вместо роскоши голод, вместо пиянства жажду, вместо
покоя мучение, вместо смеха сетование, вместо гуслей
плач, вместо телесной тучности червя, вместо беспечности
нерешительность, вместо плясок пребывание с демонами,
вместо пустых занятий, чародейств и прочих затей - тьму
кромешнюю, геенну огненную и тому подобное.
В оный страшный день суда у каждого
потребован будет отчет: сохранил ли без осквернения
ересями то прекрасное исповедание, которое исповедал при
многих свидетелях, говоря: отрицаюсь от сатаны и от всех
дел его, не от одного или двух дел, но от всех дел
диавола. Итак, в сем прекрасном отречении потребуют у
нас отчета в оный час; и блажен, кто сохранил, как
обязался. Ибо одним словом отрекается от всякого
негодного диавольского дела: от любодеяния, блуда,
убийства, нечистоты, лжи, зависти, татьбы, злословия,
досады, раздражительности, памятозлобия, вражды, ссоры,
пиянства, чревоугодия, празднословия, гордости, неги,
смехотворства, свиряний, бесовских песен,
любостяжательности, братоненавистничества, ворожбы,
идолослужения, чародейства. В сем и подобном сему, от
чего отрекается всякий христианин, потребуется у него
отчет в страшный час допроса.
Но мы опять возвратимся к своему
предмету и скажем: ночь и день, возлюбленный, взирай на
последний час и никогда не забывай неугасимого огня.
Псалом непрестанно да будет в устах твоих, ибо
призываемое Божие имя прогоняет бесов. Где псалом, там и
Бог. Где диавольские песни, там гнев Божий и горе. Где
священные книги и чтения, там веселие праведных и
спасение душ. Где гусли и лики, там омрачение мужей и
жен, и праздник диавольский. Что пользы, возлюбленный,
здесь на час ликовать и торжествовать, а там мучиться
целые веки? Размыслим, что в оный день не принесут нам
никакой пользы все концы земли; подумаем, что никто там
не в состоянии будет помочь, но всякий, неся собственное
свое бремя, будет стоять в ожидании определения, какое
выйдет ему.
Имея сие в уме,
возлюбленные, целомудренно, и праведно, и благочестно
поживем, как учит апостол (Тит.2:12). Очистим себя от
всякой скверны плоти и духа; отложим дела темные и не
будем более подражать обычаям языческим. Совершая памяти
святых, будем воспоминать о всех, которые не могут
работать своими руками: о вдовах, сиротах, странниках,
нищих, недужных, заключенных в темницы. Почтим
праздники, празднуя не пышно, но божественно,
по-христиански. Не будем увенчивать преддверия,
составлять лики, свирелями и гуслями нежить слух, не
будем облекаться в мягкие одежды, в блеск золота,
предаваться объядению и пиянству, сладострастию и
студодеянию; но предоставим сие язычникам и иудеям. Мы
же все совокупно, малые и большие, мужи и жены, будем
чествовать праздники по христиански, во псалмех и
пениих, и песнех духовных (Еф.5:19), и в ангельских
сладкопениях; не будем увенчивать преддверий лаврами,
розами, цветами, - это свойственно язычникам и иудеям;
но увенчаем преддверия честным и животворящим крестом,
говоря с апостолом: Мне же да не будет хвалитися, токмо
о кресте Господа нашего Иисуса Христа (Гал.6:14).
Царство небесное принадлежит не
беспечным возлежащим и почивающим, не входящим в
корчемницы, не роскошествующим и смеющимся, но плачущим,
и кающимся, и вопиющим к Нему день и ночь; они будут
утешены Утешителем. Прекрасно Манассия изобразил гнев,
угрожающий нераскаянным грешникам, сказав: Нестерпим
гнев, еже на грешники, прещения Твоего. Горе любодею,
горе упивающемуся и также злоречивому! Горе тем,
которые пиют вино с тимпаны, гусльми и свирели, на дела
же Господня не взирают (Ис.5:12)! Горе ругающимся над
божественными Писаниями! Горе тем, которые время
покаяния губят в рассеянности и смехотворстве! Взыщут
они времени, которое худо расточили, и не найдут. Горе
занимающимся игрою в зернь, потому что отчуждают себя от
тела и крови Христовой! Горе оскверняющим святую веру и
входящим в согласие с еретиками! Горе отъемлющим плату у
наемника, потому что отнять ее то же значит, что пролить
кровь! Горе судящим несправедливо! Горе тем, которые
прибегают к ворожеям! Горе тем, которые занимаются
недолжным! Горе недугующим завистью и ненавистью! Горе
всем, кому падет жребий стать ошуюю в оный час, когда
услышат: Идите от Мене проклятии в огнь
вечный (Мф.25:41)! Господу же слава и держава во веки.
Аминь.
Ефрем Сирин, преподобный
Цитировано по:
Святой Ефрем Сирин. Творения. Т.3.
Репринтное издание. - М.: Издательский отдел Московского
Патриархата, 1994. -С. 399-403. // Творения иже во
святых Отца нашего Ефрема Сирина. Писания
духовно-нравственные. - Сергиев Посад. Типография
Св.-Тр. Сергиевой Лавры, 1907.
Святоотеческое наследие
***
Молитва преподобному Ефрему Сирину:
- Молитва
преподобному Ефрему Сирину. Подвижник и
духовный писатель, живший в IV веке. С юных лет оставил
мир и удалился к отшельникам, после того, как попал
в тюрьму по ложному обвинению. После еще раз
подвергся клевете, но Богом был оправдан пред
людьми. Боролся против ариан, написал много
толковательных и нравственных сочинений, покаянных и
погребальных песнопений. Заступник невинно
оклеветанных и притесненных, покровитель иночества,
податель смирения и целомудрия
Акафист преподобному Ефрему Сирину:
- Акафист преподобному Ефрему Сирину
Труды преподобного Ефрема Сирина:
- На лукавых жен
- К нерадивой душе
- Вопросы и ответы
- О восьми помыслах
- Великопостная покаянная молитва
- "На слова, сказанные Господом: в мире сем скорбни будете (Ин.16:33), и о том, что человеку должно быть совершенным"
- "На пришествие Господне"
- "К монаху Иоанну"
- "Жизнь блаженного Аврамия и племянницы его Марии"
- "В подражание притчам"
- "В низложение гордыни"
- "В исправление тех, которые предаются страстям и домогаются почестей"
- "Блаженства. 55 глав"
- "Блаженства. 20 глав"
- "Похвальное слово Петру, Павлу, Андрею, Фоме, Луке и Иоанну, и на чтение из Евангелия от Иоанна"
- "Поучение падшему брату. О воздержании от плотских пожеланий, о борении и великой осмотрительности"
- "Поучение о том, что не должно соблазнять ближнего, и о правой жизни"
- "Поучение о безмолвии"
- "Послание"
- "Ответ утверждающим, что землетрясения бывают от подземных ветров"
- "Ответ на некоторые вопросы"
- "Ответ брату о священнике Илии"
- "Огласительное слово. Об оскудении добрых дел и о долготерпении Божием"
- "Обличение себе самому и исповедь"
- "Об утверждающих, что нет воскресения"
- "Об истинном отречении от мира, и о том, как душе обрести Бога, и для чего приходил Господь"
- "О том, что христиане не должны предаваться забавам"
- "О том, что не должно обольщаться эллинскими мнениями"
- "О том, что не должно дивиться временному и обольщаться приятностями жизни, и на псалом семьдесят второй"
- "О том, что не должно бояться укоризн за доброе дело"
- "О том, что монах не должен заботиться об одежде"
- "О том, что должно не смеяться и рассеиваться, но плакать и проливать о себе слезы"
- "О том, что должно избегать всяких вредных свиданий, и о воздержании"
- "О том, что братия должны жить между собою в единомыслии и любви"
- "О том, как приобретается человеком смиренномудрие. Сто глав"
- "О том, как монаху быть совершенным"
- "О тех, которые уловляют души в непотребство, утверждая, что ничего не значит дело сие"
- "О терпении, о кончине века и втором пришествии, о прилежном чтении божественных писаний и пользе безмолвия"
- "О терпении и сокрушении слово поучительное"
- "О терпении"
- "О суете настоящей жизни"
- "О страстях"
- "О смиренномудрии"
- "О сердечном сокрушении"
- "О свободе нашей и о том, что человек создан свободным"
- "О псалме"
- "О преспеянии в добродетели"
- "О правой жизни. Девяносто глав"
- "О посте"
- "О покаянии, о будущем суде, об удалении от обращения с женщинами и о роскошной жизни"
- "О покаянии и терпении"
- "О покаянии. Большое поучение"
- "О покаянии. Первое малое поучение"
- "О покаянии. Второе малое поучение"
- "О подвижнике Иулиане"
- "О памятовании смерти, о добродетели и о богатстве"
- "О необходимости бороться со врагом нашего спасения"
- "О рае"
- "О монахах"
- "О молитве. Первое поучение"
- "О молитве. Второе поучение"
- "О любви к бедным"
- "О любви"
- "О жене грешнице, помазавшей Господа миром"
- "О душевном страхе"
- "О духовном состоянии"
- "О добродетелях и страстях"
- "О добродетели. К младшему подвижнику. Четыре главы"
- "О добродетели. Десять глав"
- "О девстве"
- "О втором Господнем пришествии и о покаянии"
- "О вооружении монаху"
- "О воздержании, о том, что не должно соревновать грешникам, которые извиняются обстоятельствами времени, и о Ное"
- "О вере"
- "О брани с диаволом"
- "О блаженных обителях"
- "О блаженных местах"
- "О блаженствах и горе"
- "О Лоте и о приведении себя в безопасность"
- "Наставление монахам"
- "Наставление братиям"
- "На тех, которые ежедневно грешат и ежедневно каются"
- "На слова: "два будет на селе" (Мф.24:40)"
- "На слова: Вонми себе (Втор.4:9). Двенадцать глав"
- "Поучительные слова к египетским монахам"
- "Похвальное слово иже во святых отцу нашему Василию Великому"
- "Похвальное слово мученикам"
- "Похвальное слово святым четыредесяти мученикам"
- "Похвальное слово славным мученикам, во всем мире пострадавшим"
- "Поучение подвижникам"
- "Против исследователей естества Сына Божия"
- "Различные виды Божия промысла"
- "Седмь деланий у монаха"
- "Сказание о юродивой"
- "Слово душеполезное"
- "Слово на почивших о Христе"
- "Слово на святый пяток о кресте и о разбойнике"
- "Слово на честный и животворящий крест и на второе пришествие, а также о любви и милостыне"
- "Слово о Аврааме и Исааке"
- "Слово о внушениях ненавистника добру демона"
- "Слово о злоязычии и о страстях"
- "Слово о прекрасном Иосифе"
- "Слово о пророке Данииле и о трех святых отроках, в ответ утверждающему: "время лукаво, не могу спастись""
- "Слово о святом пророке Илие"
- "Слово о священстве"
- "Слово о страданиях Спасителя"
- "Слово о суде и об умилении"
- "Слово о том, как душа, когда искушает ее враг, должна со слезами молиться Богу"
- "Слово о том, что всегда должно иметь в мыслях день исшествия из сей жизни"
- "Слово подвижническое"
- "Слово подвижническое первое"
- "Слово увещательное"
- "Слово умилительное"
- "Слово умилительное первое"
- "Слово умилительное второе"
- "Слово первое. О скончавшихся отцах"
- "Слово второе. О скончавшихся отцах"
- "Советы подвижникам"
- "Толкование на книгу Второзаконие"
- "Толкование на книгу Исход"
- "Толкование на книгу Левит"
- "Толкование на книгу Числ"
- "Толкование на книгу пророчества Авдия"
- "Толкование на книгу пророчества Амоса"
- "Толкование на книгу пророчества Даниила"
- "Толкование на книгу пророчества Захарии"
- "Толкование на книгу пророчества Иезекииля"
- "Толкование на книгу пророчества Иоиля"
- "Толкование на книгу пророчества Малахии"
- "Толкование на книгу пророчества Михея"
- "Толкование на книгу пророчества Осии"
- "Толкование на первую книгу, то есть на книгу Бытия"
- "Толкование на послания божественного Павла. Первое послание к Фессалоникийцам"
- "Толкование на послания божественного Павла. Второе послание к Фессалоникийцам"
- "Толкование на послания божественного Павла. Первое послание к Тимофею"
- "Толкование на послания божественного Павла. Второе послание к Тимофею"
- "Толкование на послания божественного Павла. Послание к Галатам"
- "Толкование на послания божественного Павла. Послание к Евреям"
- "Толкование на послания божественного Павла. Послание к Ефесянам"
- "Толкование на послания божественного Павла. Послание к Колоссянам"
- "Толкование на послания божественного Павла. Послание к Титу"
- "Толкование на послания божественного Павла. Послание к Филиппийцам"
- "Толкование на послания божественного Павла. Первое послание к Коринфянам"
- "Толкование на послания божественного Павла. К Коринфянам второе послание"
- "Толкование на апокрифические послания коринфян к Апостолу Павлу и Апостола Павла к Коринфянам. К Коринфянам третье"
- "Толкование на послания божественного Павла. К Римлянам"
- "Надгробные песнопения"
- "О Церкви"
- "О Воскресении, смерти и сатане"
- "Слезные моления"
- "На слова: "Положи, Господи, хранение устом моим, и дверь ограждения о устнах моих""
- "На слова: "Сыне, моей премудрости внимай, к моим же словесем прилагай ухо твое""
- "На слова: "И се, вся сýетство и крушение духа""
- "Книга пророка Исаии"
- "На слова Исаии: Да возмется нечестивый, да не видит славы Господни"
- "Книга пророка Иеремии"
- "На слова Иеремии: "Горе нам, яко согрешихом""
- "На некоторые места "Плача Иеремии""
|