Ефрем Сирин. О любви
Память: 28 января / 10 февраля
Преподобный Ефрем Сирин - подвижник и
духовный писатель, живший в IV веке. Написал много
толковательных и нравственных сочинений, покаянных и
погребальных песнопений.
Преподобный Ефрем Сирин. Икона
***
О любви
Прекрасно сказал Господь: бремя Мое
легко есть (Мф.11:30). Какая тяжесть, какой труд,
прощать брату легкие и ничтожные прегрешения, получить
же прощение в собственных своих грехах, и вдруг стать
оправданным? Не сказал: дайте мне в дар имение, или
тельцов, или козлов, или пост, или бдение, так что мог
бы и ты сказать: "нет у меня этого, не в состоянии я
сделать сего", но что легко, удобно, непродолжительно,
то и повелел, говоря: "прости согрешения брату своему, и
Я прощу тебе твои грехи. Ты простишь малые ошибки, может
быть, несколько оволов, или три динария; а Я дарю тебе
тысячи талантов. И ты прощаешь только, ничего не давая в
дар, а Я и грехи тебе оставляю, и дарую исцеление и
царствие. И дар твой тогда приму, когда примиришься с
враждующим на тебя. Когда не будешь иметь ни на кого
вражды, когда солнце не зайдет во гневе твоем, когда со
всеми у тебя будет мир и любовь; тогда и молитва твоя
благоприятна, и приношение твое благоугодно, и дом
благословен, и сам ты блажен. А если не примиряешься с
братом своим, то как же у Меня просишь прощения? Я,
Владыка твой, повелеваю тебе, и ты не внемлешь; а ты -
раб, как же смеешь приносить Мне молитву, или жертву,
или начатки, имея на кого нибудь вражду? Как ты
отвращаешь лице от брата своего, так и Я отвращу очи Мои
от молитвы твоей и от дара твоего".
Еще умоляю вас, братия. Ежели любы есть
Бог (1Ин.4:16), и что сделано без любви, то не
благоугодно Ему; то как же Бог приимет молитву или дары,
или начатки, или плодоношение от убийцы, если он не
покается прежде, как должно? Но без сомнения скажешь: "я
не убийца". А я докажу тебе, что ты убийца; лучше же
сказать, Иоанн Богослов пусть обличит тебя, говоря: всяк
ненавидяй брата своего человекоубийца есть (1Ин.3:15).
Итак, братия мои возлюбленные, ничего, наконец, не будем
предпочитать приобретению любви, ни о чем не станем
столько стараться, как о сем. Никто да не имеет ничего
на другого, никто да не воздает кому-либо злом за зло.
Солнце да не зайдет во гневе нашем, но будем прощать все
должникам, и утвердим любовь, потому, что она покрывает
множество грехов. Что пользы, дети, если имеет кто все,
но не имеет любви спасающей? Если кто сделает большой
обед, чтоб позвать царя и князей, и все приготовить
богато, чтобы ни в чем не было у него недостатка, но нет
у него соли; можно ли будет вкусить такого обеда? Без
сомнения, невозможно. Напротив того, и траты напрасны, и
труд погубил он, и навлек себе неприятность от
приглашенных им. То же и здесь. Что пользы трудиться на
ветер, если нет любви? А без нее всякое дело, всякий
поступок, нечисты. Приобрел ли кто девство, постится ли,
пребывает ли во бдении, молится ли, дает ли приют
бедным, думает ли приносить дар, или начатки, или плоды,
строит ли церкви, другое ли что делает, без любви все
это ни во что не вменится у Бога; потому что не
благоугодно сие Господу. Послушай Апостола, который
говорит: аще языки ангельскими глаголю и человеческими,
аще имам пророчество, и вем тайны вся и имам весь разум,
яко и горы преставляти, любве же не имам, никая польза
ми есть (1Кор.13:1-4). Кто имеет вражду на брата, и
думает принести что-либо Богу, тот принят будет наравне
с приносящим в жертву пса, или цену блудницы. Посему
ничего не предпринимай делать без любви; ибо любовь
покрывает множество грехов. О, каким благом пренебрегаем
мы! О, каких благ, какой радости лишаем себя, не
приобретая себе любви! Не восхотев приобрести ее, Иуда
удалился из лика Апостолов, оставив истинный Свет -
Учителя своего, и возненавидев братий своих, стал ходить
во тьме. Потому и первоверховный Петр сказал: испаде
Иуда, ити в место свое (Деян.1:26). И еще Иоанн Богослов
говорит: ненавидяй брата своего, во тме есть, и во тме
ходит, и не весть, камо идет, яко тма ослепи очи
ему (1Ин.2:11).
Если же скажешь: "хотя брата своего и не
люблю, но Бога люблю", то обличает тебя тот же Апостол,
говоря: аще кто речет, яко люблю Бога, а брата своего
ненавидит, ложь есть; ибо не любяй брата своего, егоже
виде, Бога, Егоже не виде, како может любити (1Ин.4:20)?
Посему, кто имеет любовь к брату, и ни на кого вражды не
имеет, кто исполняет слово Апостольское: солнце да не
зайдет во гневе вашем (Еф.4:26); тот истинно любит Бога,
тот ученик Христа, сказавшего: о сем разумеют вы, яко
Мои ученицы есте, аще любовь имате между
собою (Ин.13:35). Итак явно то, что ученики Христовы
познаются здесь по истинной любви. А кто имеет ненависть
к брату, и думает, что любит Христа, тот лжец есть, и
сам себя прельщает. Ибо апостол Иоанн говорит: сию
заповедь имамы от Него, да любяй Бога, любит и брата
своего (1Ин.4:21). И еще Господь говорит: возлюбиши
Господа Бога твоего, яко сам себе (Мф.22:37,39). Желая
же показать силу любви, присовокупил Он: в сию обою
заповедию весь закон и пророцы висят (40).
Какое необычайное чудо! Кто имеет
нелицемерную любовь, тот исполняет весь закон; потому
что исполнение закона любы есть, как говорит Апостол
(Рим.13:10). О несравненная сила любви! О неизмеримая
сила любви! Ничего нет драгоценнее любви, ни на небе, ни
на земле. Посему Апостол Павел, уча, что нет ничего
равноценного любви, так написал и послал во все концы
вселенной: ни единому же ничимже должни бывайте, братия,
точию еже любити друг друга, и полагати души друг за
друга (Рим.13:8). Такова любовь - возглавление всех
добродетелей; любовь - исполнение закона, любовь -
непреложное спасение. Она первоначально обитала в сердце
Авелевом. Она была кормчим Ною; она содействовала
Патриархам. Она сохранила Моисея; она соделала Давида
жилищем Святаго Духа; она водворялась в пророках; она
укрепила Иова. И почему не сказать важнейшего? - Она
Сына Божия низвела к нам с неба. Ради любви Бесплотный
воплощается, Безлетный для нас во времени, Сын Божий
делается Сыном человеческим. Любовию все
домостроительствуется ко спасению; смерть упразднена, ад
низложен, Адам воззван, Ева освобождена. Любовию из
ангелов и человеков соделано единое стадо. Любовию
клятва разрешена, рай отверст, явлена жизнь, обещано
небесное царство. Она, уловив в мрежу ловцов рыб,
соделала их ловцами человеков. Она подвизалась с
мучениками, и укрепляла их; она пустыни обратила в
благоустроенные общежития. Она горы и вертепы исполнила
псалмопения. Она из человеков соделала Ангелов; она
научила мужей и жен шествовать тесным и узким путем. Но
где остановлюсь, преследуя недостижимое? Кто в состоянии
изобразить все преимущества любви? Думаю, что и Ангелы
не изобразят, как должно. О блаженная любовь,
подательница всех благ! О блаженная любовь, соделывающая
блаженными возлюбивших тебя! Блажен, подлинно преблажен
человек, который приобрел любовь от чистого сердца и
чистой совести!
Слыша же о любви, не предполагай любви
мирской и плотской, в корчмах и на пиршествах, между
людьми, которым слава и бог - чрево. Их любовь
ограничивается временем трапезы, их любовь - вражда на
Бога. Сюда зовут друзей, а не врагов; здесь нет места
бедным; здесь смех, рукоплескания и шум; здесь пиянства
и безчестия. О сей любви сказал Апостол: иже восхощет
друг быти миру, враг Божий бывает (Иак.4:4). О сей
любви, или лучше сказать, о сей прелести, и чтоб не
выразиться еще сильнее, о сей любви, на которую не
призирает Бог, сказал Сам Бог, что и язычницы такожде
творят: аще бо любите любящия вас, кая вам благодать
есть, или кую мзду имате (Мф.5:47; Лк.6:32)? Но мы
говорим не о такой любви, не ее возвещаем, не ее
домогаемся, разумеем же любовь нелицемерную,
неукоризненную, нескверную, не корыстную, все
объемлющую, и отличающуюся всяким добрым делом, на какую
указал Господь наш, говоря: да кто душу свою положит за
други своя (Ин.15:13). Ибо Сам Господь так научил и
сотворил, и душу Свою положил за нас, не только за
друзей, но и за врагов. Тако бо возлюби Бог мир, яко и
Сына Своего возлюбленного дал есть за нас (Ин.3:16). О
сей любви, имея в себе божественную любовь, сказал
Апостол Павел: любы не причиняет ближнему зла, не
воздает злом за зло и укоризною за укоризну, но всегда долготерпит,
милосердствует, не завидит, не раздражается, не мыслит
зла, не радуется о неправде, радуется же о правде, вся
покрывает, всему веру емлет, вся уповает, вся терпит,
таковая любы николиже отпадает (1Кор.13:4-8). Кто имеет
сию любовь, тот блажен, и в нынешнем, и в будущем веке.
Кто имеет сию блаженную любовь, тот не гордится, не
завидует, ни к кому не питает ненависти, не презирает
убогого, не отвращается от нищего, не оставляет без
призора сироту, вдовицу и странника. Кто имеет ее, тот
любит не только любящих его, что и язычники делают, но и
оскорбляющих. Имея сию божественную любовь, Первомученик
Стефан молился за побивающих его камнями,
говоря: Господи, не постави им греха сего (Деян.7:60).
Еще говорю, и не перестану говорить: блажен человек,
который пренебрег все земное и тленное, и приобрел
любовь! Мзда его возрастает с каждым днем, мзда и венец
ему готовы, ему даровано небесное царство. Его ублажают
все Ангелы, его хвалят все Силы небесные, его с радостью
примут лики Архангелов. Пред ним с готовностью
отверзутся небесные врата, и с дерзновением внидет он, и
станет пред престолом Божиим, увенчается десницею Божиею,
и с Богом будет царствовать бесконечные веки. Кто
блаженнее его, кто выше его, кто досточестнее его?
Видите, на какую высоту возводит любовь имеющих ее!
Прекрасно сказал Апостол: ни единому же ничимже должни
бывайте, точию еже любити друг друга (Рим.13:8). Бог
любы есть, и пребываяй в любви, в Боге пребывает, и Бог
в нем пребывает (1Ин.4:16) во веки. Аминь.
Ефрем Сирин, преподобный
Цитировано по:
Святой Ефрем Сирин. Творения. Т.3.
Репринтное издание. - М.: Издательский отдел Московского
Патриархата, 1994. -С. 5-10. // Творения иже во
святых Отца нашего Ефрема Сирина. Писания
духовно-нравственные. - Сергиев Посад. Типография
Св.-Тр. Сергиевой Лавры, 1907.
Святоотеческое наследие
***
Молитва преподобному Ефрему Сирину:
- Молитва
преподобному Ефрему Сирину. Подвижник и
духовный писатель, живший в IV веке. С юных лет оставил
мир и удалился к отшельникам, после того, как попал
в тюрьму по ложному обвинению. После еще раз
подвергся клевете, но Богом был оправдан пред
людьми. Боролся против ариан, написал много
толковательных и нравственных сочинений, покаянных и
погребальных песнопений. Заступник невинно
оклеветанных и притесненных, покровитель иночества,
податель смирения и целомудрия
Акафист преподобному Ефрему Сирину:
- Акафист преподобному Ефрему Сирину
Труды преподобного Ефрема Сирина:
- На лукавых жен
- К нерадивой душе
- Вопросы и ответы
- О восьми помыслах
- Великопостная покаянная молитва
- "На слова, сказанные Господом: в мире сем скорбни будете (Ин.16:33), и о том, что человеку должно быть совершенным"
- "На пришествие Господне"
- "К монаху Иоанну"
- "Жизнь блаженного Аврамия и племянницы его Марии"
- "В подражание притчам"
- "В низложение гордыни"
- "В исправление тех, которые предаются страстям и домогаются почестей"
- "Блаженства. 55 глав"
- "Блаженства. 20 глав"
- "Похвальное слово Петру, Павлу, Андрею, Фоме, Луке и Иоанну, и на чтение из Евангелия от Иоанна"
- "Поучение падшему брату. О воздержании от плотских пожеланий, о борении и великой осмотрительности"
- "Поучение о том, что не должно соблазнять ближнего, и о правой жизни"
- "Поучение о безмолвии"
- "Послание"
- "Ответ утверждающим, что землетрясения бывают от подземных ветров"
- "Ответ на некоторые вопросы"
- "Ответ брату о священнике Илии"
- "Огласительное слово. Об оскудении добрых дел и о долготерпении Божием"
- "Обличение себе самому и исповедь"
- "Об утверждающих, что нет воскресения"
- "Об истинном отречении от мира, и о том, как душе обрести Бога, и для чего приходил Господь"
- "О том, что христиане не должны предаваться забавам"
- "О том, что не должно обольщаться эллинскими мнениями"
- "О том, что не должно дивиться временному и обольщаться приятностями жизни, и на псалом семьдесят второй"
- "О том, что не должно бояться укоризн за доброе дело"
- "О том, что монах не должен заботиться об одежде"
- "О том, что должно не смеяться и рассеиваться, но плакать и проливать о себе слезы"
- "О том, что должно избегать всяких вредных свиданий, и о воздержании"
- "О том, что братия должны жить между собою в единомыслии и любви"
- "О том, как приобретается человеком смиренномудрие. Сто глав"
- "О том, как монаху быть совершенным"
- "О тех, которые уловляют души в непотребство, утверждая, что ничего не значит дело сие"
- "О терпении, о кончине века и втором пришествии, о прилежном чтении божественных писаний и пользе безмолвия"
- "О терпении и сокрушении слово поучительное"
- "О терпении"
- "О суете настоящей жизни"
- "О страстях"
- "О смиренномудрии"
- "О сердечном сокрушении"
- "О свободе нашей и о том, что человек создан свободным"
- "О псалме"
- "О преспеянии в добродетели"
- "О правой жизни. Девяносто глав"
- "О посте"
- "О покаянии, о будущем суде, об удалении от обращения с женщинами и о роскошной жизни"
- "О покаянии и терпении"
- "О покаянии. Большое поучение"
- "О покаянии. Первое малое поучение"
- "О покаянии. Второе малое поучение"
- "О подвижнике Иулиане"
- "О памятовании смерти, о добродетели и о богатстве"
- "О необходимости бороться со врагом нашего спасения"
- "О рае"
- "О монахах"
- "О молитве. Первое поучение"
- "О молитве. Второе поучение"
- "О любви к бедным"
- "О любви"
- "О жене грешнице, помазавшей Господа миром"
- "О душевном страхе"
- "О духовном состоянии"
- "О добродетелях и страстях"
- "О добродетели. К младшему подвижнику. Четыре главы"
- "О добродетели. Десять глав"
- "О девстве"
- "О втором Господнем пришествии и о покаянии"
- "О вооружении монаху"
- "О воздержании, о том, что не должно соревновать грешникам, которые извиняются обстоятельствами времени, и о Ное"
- "О вере"
- "О брани с диаволом"
- "О блаженных обителях"
- "О блаженных местах"
- "О блаженствах и горе"
- "О Лоте и о приведении себя в безопасность"
- "Наставление монахам"
- "Наставление братиям"
- "На тех, которые ежедневно грешат и ежедневно каются"
- "На слова: "два будет на селе" (Мф.24:40)"
- "На слова: Вонми себе (Втор.4:9). Двенадцать глав"
- "Поучительные слова к египетским монахам"
- "Похвальное слово иже во святых отцу нашему Василию Великому"
- "Похвальное слово мученикам"
- "Похвальное слово святым четыредесяти мученикам"
- "Похвальное слово славным мученикам, во всем мире пострадавшим"
- "Поучение подвижникам"
- "Против исследователей естества Сына Божия"
- "Различные виды Божия промысла"
- "Седмь деланий у монаха"
- "Сказание о юродивой"
- "Слово душеполезное"
- "Слово на почивших о Христе"
- "Слово на святый пяток о кресте и о разбойнике"
- "Слово на честный и животворящий крест и на второе пришествие, а также о любви и милостыне"
- "Слово о Аврааме и Исааке"
- "Слово о внушениях ненавистника добру демона"
- "Слово о злоязычии и о страстях"
- "Слово о прекрасном Иосифе"
- "Слово о пророке Данииле и о трех святых отроках, в ответ утверждающему: "время лукаво, не могу спастись""
- "Слово о святом пророке Илие"
- "Слово о священстве"
- "Слово о страданиях Спасителя"
- "Слово о суде и об умилении"
- "Слово о том, как душа, когда искушает ее враг, должна со слезами молиться Богу"
- "Слово о том, что всегда должно иметь в мыслях день исшествия из сей жизни"
- "Слово подвижническое"
- "Слово подвижническое первое"
- "Слово увещательное"
- "Слово умилительное"
- "Слово умилительное первое"
- "Слово умилительное второе"
- "Слово первое. О скончавшихся отцах"
- "Слово второе. О скончавшихся отцах"
- "Советы подвижникам"
- "Толкование на книгу Второзаконие"
- "Толкование на книгу Исход"
- "Толкование на книгу Левит"
- "Толкование на книгу Числ"
- "Толкование на книгу пророчества Авдия"
- "Толкование на книгу пророчества Амоса"
- "Толкование на книгу пророчества Даниила"
- "Толкование на книгу пророчества Захарии"
- "Толкование на книгу пророчества Иезекииля"
- "Толкование на книгу пророчества Иоиля"
- "Толкование на книгу пророчества Малахии"
- "Толкование на книгу пророчества Михея"
- "Толкование на книгу пророчества Осии"
- "Толкование на первую книгу, то есть на книгу Бытия"
- "Толкование на послания божественного Павла. Первое послание к Фессалоникийцам"
- "Толкование на послания божественного Павла. Второе послание к Фессалоникийцам"
- "Толкование на послания божественного Павла. Первое послание к Тимофею"
- "Толкование на послания божественного Павла. Второе послание к Тимофею"
- "Толкование на послания божественного Павла. Послание к Галатам"
- "Толкование на послания божественного Павла. Послание к Евреям"
- "Толкование на послания божественного Павла. Послание к Ефесянам"
- "Толкование на послания божественного Павла. Послание к Колоссянам"
- "Толкование на послания божественного Павла. Послание к Титу"
- "Толкование на послания божественного Павла. Послание к Филиппийцам"
- "Толкование на послания божественного Павла. Первое послание к Коринфянам"
- "Толкование на послания божественного Павла. К Коринфянам второе послание"
- "Толкование на апокрифические послания коринфян к Апостолу Павлу и Апостола Павла к Коринфянам. К Коринфянам третье"
- "Толкование на послания божественного Павла. К Римлянам"
- "Надгробные песнопения"
- "О Церкви"
- "О Воскресении, смерти и сатане"
- "Слезные моления"
- "На слова: "Положи, Господи, хранение устом моим, и дверь ограждения о устнах моих""
- "На слова: "Сыне, моей премудрости внимай, к моим же словесем прилагай ухо твое""
- "На слова: "И се, вся сýетство и крушение духа""
- "Книга пророка Исаии"
- "На слова Исаии: Да возмется нечестивый, да не видит славы Господни"
- "Книга пророка Иеремии"
- "На слова Иеремии: "Горе нам, яко согрешихом""
- "На некоторые места "Плача Иеремии""
|