Ефрем Сирин. Блаженства 20 глав
Память: 28 января / 10 февраля
Преподобный Ефрем Сирин - подвижник и
духовный писатель, живший в IV веке. Написал много
толковательных и нравственных сочинений, покаянных и
погребальных песнопений.
Преподобный Ефрем Сирин. Икона
***
Блаженства 20 глав
Блажен, кто возненавидел и оставил это
человеческое житие, и у кого все помышление жизни о
едином Боге.
Блажен, кто возненавидел зловредный грех
и гнушается им, возлюбил же единого благого и
человеколюбивого Бога.
Блажен, кто на земле стал подобным
Ангелу небесному и подражателем Серафимов, постоянно
имея непорочные помыслы.
Блажен, кто стал непорочным пред Богом,
непорочным и чистым от всех скверн, от помыслов и дел
лукавых.
Блажен, кто сам стал о Господе всецело
свободным от всех дел суетной сей жизни.
Блажен, кто имеет в уме будущий страшный
день, и старается слезами врачевать язвы души своей.
Блажен, кто в слезах стал совершенно
подобным облаку и ежедневно угашает ими огненный пламень
лукавых страстей,
Блажен, кто шествует путем заповедей
Господних, и каждый день открыто ищет себе пристанища в
вере и любви.
Блажен, кто преспевает в добрых правилах
подвижничества, надеясь получить от Бога небесное
царство.
Блажен, кто помнит страшное повеление о
праздном слове, и к устам своим приставляет стражей,
чтоб не отпали от заповеди.
Блажен, у кого душа стала подобною
новонасажденному дереву, и всегда подобно водному
испарению, имеет слезы по Богу.
Блажен, кто в душе своей насаждает
добрые растения, то есть, добродетели и жития святых.
Блажен, кто насаждает и насажденное в
себе орошает, молясь со слезами, чтоб насаждения его
были благоугодны и плодоносны Господу.
Блажен, кто, как огнем, разжен любовию
ко Господу, и попалил в себе всякий нечистый помысл и
всякую душевную скверну.
Блажен, кто добровольно стал подобным
прекрасной и доброй земле, плодопринося доброе семя во
сто, в тридцать и в шестьдесят крат.
Блажен, кто по намерению своему оказался
прекрасным семенем на ниве, какое Владыко посеял на
собственной ниве Своей.
Блажен, кто нашел избранную небесную
жемчужину, и продав все, что было у него на земле, купил
ее одну.
Блажен, кто нашел сокровище, сокрытое на
селе, и обрадовавшись, бросил все, приобрел же это одно.
Блажен, кто непрестанно помнит день
своего исшествия, и старается оказаться в этот час
готовым и бесстрашным.
Блажен, кто нашел дерзновение в час
разлучения, когда душа со страхом и болезнями
разлучается с телом. Ибо приходят Ангелы взять душу,
разлучить ее с телом и поставить пред престолом
бессмертного и страшного судилища.
Велик страх, братия, в час смерти, когда
душа со страхом и сетованием разлучается с телом; потому
что в этот час разлучения предстают душе дела ее, добрые
и худые, какие деланы ею днем и ночью. Ангелы со тщанием
поспешают исторгнуть ее из тела, а душа, видя дела свои,
боится выйти из тела. И душа грешника со страхом
разлучается с телом, и с трепетом идет предстать
бессмертному судилищу. Принуждаемая же выйти из тела,
смотря на дела свои, говорит им со страхом: "дайте на
один час сроку мне, чтоб выйти". Дела же ее, собравшись
все вместе, отвечают душе: "ты нас сделала, с тобою
пойдем мы к Богу".
Возненавидим суетную жизнь сию,
возлюбленные мои братия; возжелаем же единого святого
Христа, Избавителя душ наших. Не знаем, братия, в какой
час исшествие наше. Никому неизвестны день и час
разлучения. Когда беззаботно ходим и веселимся на земле,
внезапно застигает нас страшное повеление, взять душу из
тела; и грешник отходит в путь в тот час и день, в
который не ожидал, когда душа его исполнена грехов и не
имеет оправдания.
Посему-то умоляю вас, возлюбленные,
сделаемся свободными и не станем связывать себя рабством
этой суетной и временной жизни. Жизнь сия исполнена
соблазнов и сетей смертных; окрылим душу свою, спасая от
сетей и соблазнов. Лукавый ежедневно и тайно ставит сети
душе нашей, чтоб, соблазнив ее, подвергнуть вечному
мучению. Среди соблазнов ходим мы, возлюбленные; поэтому
будем внимательны к себе, чтобы не впасть в сети
смертные. Сети лукавой смерти исполнены сладости: да не
обольщается душа наша сладостию сетей ее; сладость же
сетей сих составляет попечение о земном, об имении, о
лукавых помыслах и делах. Не услаждайся, брат, сладостию
смертной сети, не расслабевай, теряясь в занятии
лукавыми помыслами. Лукавый помысл, если найдет себе
доступ в душу, услаждает ее лукавыми мыслями, чтоб потом
умертвить; и делается лукавый помысл как бы сетью в
душе, и ни чем не изгоняется из души, разве только
молитвою, слезами, воздержанием и бдением. Посему будь
бодрствен и свободен от всего земного, чтоб избавиться
тебе от сетей, от помыслов и дел лукавых. Не
расслабевай, хотя на одно мгновение останавливаясь на
лукавом помысле; смотри, чтоб лукавый помысл не застарел
в душе твоей, брат. Прибегай сегодня к Богу с молитвою,
постом и слезами, чтоб освободиться тебе от всех сетей,
соблазнов и страстей. Не думай, брат, много лет прожить
на земле, и не расслабевай, занимаясь лукавыми помыслами
и делами: повеление Господне придет внезапно и застигнет
грешника не имеющим уже времени к покаянию, к получению
прощения. И что скажешь, брат, смерти в час разлучения?
Случается, что повеление не дает и мгновения времени на
земле. Многие думают прожить долго на земле; но внезапно
приходит смерть, и застигает грешника и богача, когда
высчитывает он многие годы, задумывает в прохладе жить
на земле, держит в руках счет своих денег и
приходящегося на них роста, на многие годы распределяет
богатство свое, - приходит внезапно смерть, и в одно
мгновение превращаются в ничто все счеты вместе с
богатством и попечением о суетном времени. Приходит та
же смерть, и находит праведника, который молитвою и
постом собирает себе прекрасное и небесное богатство,
имеет всегда пред очами смерть, не боится пришествия ее
и разлучения с телом. Так и ты, как человек разумный и
духовный, непрестанно со дня на день ожидай смерти,
разлучения и представления на судилище Господне. Как
усердный и мудрый, имей всегда уготованным светильник
свой, и ежечасно еще осматривай его в слезах и молитвах.
Пока еще в безопасности находишься, возлюбленный мой,
прилагай старание; ибо наступит для тебя время,
исполненное неверия, расслабления, лености, сердечной
сухости, и столько смутное, что не дозволит тебе
подумать о лучшем. Будьте, возлюбленные, внимательны к
тому, как приходит в силу все лукавое, с каждым днем
преуспевает злое, возрастают пороки: все это предвещает
наступающее смятение и великую скорбь, какая придет на
все земные пределы. По грехам нашим, с каждым днем
преуспевает все это, от нашего расслабления возрастают
пороки на земле. Будем же мы, боголюбцы, бодрственными
воинами, будем ежедневно преодолевать во брани лукавого,
как совершенные боголюбцы, изучим уставы этой брани; ибо
она невидима; и устав этой брани - обнажить себя от
всего земного. Если ждешь смерти, ежедневно имея ее
перед очами; то не будешь грешить. Если обнажил ты себя
от всего земного; то не будешь низложен во брани. Если
возненавидишь, возлюбленный, земное, пренебрегая
временным; то, как доблестный воин, возможешь тогда
получить победную награду. Поелику земное влечет к себе
долу, и страсти омрачают сердечные очи во брани; то по
сему самому лукавый одолевает в брани нас, земных,
исполненных попечения о земном и раболепствующих
страстям; потому что ныне все мы, возлюбленные, любим
земное, и ум наш, по причине расслабления нашего,
пригвожден к земле. День преклонился к вечеру; время
наше на исходе: а мы, по неверию своему, думаем, что еще
утро. Вот царство небесное уже при дверях; а мы не хотим
и слышать о нем. Бывают знамения и чудные явления, о
которых сказал Господь (Мф.24:7), - глады,
землетрясения, войны, движения народов; о всем этом,
по-видимому, как о сновидении рассказываем мы друг
другу; ни слух о сем, ни самое зрение не приводят нас в
ужас. Избранные собираются прежде скорби, чтобы не
видеть им смятения и великой скорби, какая постигнет
неправедный мир. Время приблизилось уже к жатве;
кончается век сей; ангелы в готовности держат серпы, и
ожидают мановения. Устрашимся, возлюбленные; уже
одиннадцатый час дня, а путь еще далек. Постараемся о
том, чтоб нашли нас уже в пути; сделаемся бодрственными,
отрезвимся от сна, как неусыпные. Не знаем, в который
час придет Владыка всей земли. Поэтому облегчим себя от
бремени и от заботы о житейском. Не пецытеся вовсе о
земле, сказал нам Господь (Мф.6:31). Он заповедал нам
любить всех вообще, а мы напротив изгнали любовь, и
бежала она с земли. Грехи умножаются; неправда покрыла
всех вообще; каждый вожделевает земного, и пренебрегает
небесным; никто из нас не любит будущего. Желает ли кто
быть небесным? Питай всегдашнюю ненависть к тому, что на
земле, и гнушаясь этим, подвизайся, как совершенный, и
желай небесного царства. Не рассуждай, монах, говоря
так: "велики труды подвижничества, а я малосилен и
немощен, не в состоянии подвизаться". Возьми во внимание
глаголы прекрасного и доброго совета, заучи, что говорю
тебе, возлюбленный и христолюбивый брат мой. Если
вознамеришься идти в другую дальнюю сторону и землю; то
невозможно тебе будет в одно мгновение перейти
расстояние целого пути, но каждый день по числу шагов
своих доходя от ночлега до ночлега, с продолжением
времени и труда, достигнешь той стороны, которую имеешь
в виду. Тоже надобно сказать о царстве небесном и о рае
сладости; каждый достигает туда постом, воздержанием,
бдением. Воздержание, слезы, молитва, бдение, любовь -
вот ночлеги, ведущие на небо. Не бойся положить
прекрасное начало прекрасного пути, вводящего в жизнь.
Пожелай только идти сим путем, и окажешься готовым, и
самый путь тотчас сделается скоропроходимым под ногами
твоими, и радуясь и продолжая путь свой с приятностию
будешь проводить ночлеги свои на пути; и после каждого
ночлега будут укрепляться стопы души твоей; не найдешь
затруднения на пути, ведущем к небу. Господь небесный
Сам соделался путем жизни для желающих с радостию придти
к Отцу светов.
Ты, Христе Спаситель, стал для меня
путем жизни, ведущим к Отцу. Сей один путь - моя
радость, а конец его - царство небесное. Ты, Владыка
Иисусе, Сыне Божий, стал для меня путем жизни, и
просвещением, и исполненный любовию к Тебе сам я
почерпал дарования в Твоем источнике. Благодать твоя в
сердце раба Твоего стала светом и радостью, которая
сладостнее паче меда и сота устам служителя Твоего.
Благодать Твоя в душе раба Твоего стала сокровищем,
обогатила нищету, изгнала бедность и гнилость. Благодать
Твоя стала для раба Твоего прибежищем, силою,
заступлением, возвышением, похвалою, пищею для всей
жизни. Как умолчит раб Твой, Владыка, вкусив великую
сладость Твоей любви и благодати? И отверз я уста свои
недостойно. Как опять язык мой найдет себе столько сил,
чтобы соразмерно с самою пользою воспевать и прославлять
Подателя благ? И как опять осмелюсь я положить преграду
волнам благодати, изливающимся в сердце грешника, и
исполненным сладости по множеству дарований? Воспою
славу Владыки небесных, Который служителю Своему в
многих дарованиях дал дарования небесные, возвеличу
благодать Твою, Христе Спаситель; ибо, величая ее сам
возвеличиваюсь ею; не престану языком моим песнословить
благодать Твою, Владыка; не умолкнут гусли мои, бряцая
сладкопения духовные. Любовь Твоя влечет меня к Тебе,
Спаситель, похвала жизни моей. Благодать Твоя делает
сладостным для меня то, что ум мой влечется в след Тебя.
Да будет сердце мое доброю для Тебя землею, приемлющею в
себя семя, и благодать Твоя да орошает его росою жизни
вечной. Да пожнет же благодать Твоя добрую рукоять на
земле сердца, - сокрушение, поклонение, святыню, и все
угодное Тебе всегда. Возврати душу мою в ограду рая
сладости вместе с обретенною овцою, да обретется душа
моя во свете. Ту обретенную овцу понес Ты на раменах
Своих; и сию недостойную душу привлеки рукою Свою, и
обоих принеси пречистому и бессмертному Отцу, чтобы
среди райского наслаждения и мне сказать со всеми
святыми: "слава Отцу бессмертному; поклонение Тому, Кто
дал небесные дарования ничтожному, чтобы и он принес
драхму славы Царю всех во веки!" Аминь.
Ефрем Сирин, преподобный
Цитировано по:
Творения. Т.1. Репринтное
издание. - М.: Издательский отдел Московского
Патриархата, 1993. - 348 - 355. // Творения иже во
святых Отца нашего Ефрема Сирина. Писания
духовно-нравственные. - Сергиев Посад. Типография
Св.-Тр. Сергиевой Лавры, 1907.
Святоотеческое наследие
***
Молитва преподобному Ефрему Сирину:
- Молитва
преподобному Ефрему Сирину. Подвижник и
духовный писатель, живший в IV веке. С юных лет оставил
мир и удалился к отшельникам, после того, как попал
в тюрьму по ложному обвинению. После еще раз
подвергся клевете, но Богом был оправдан пред
людьми. Боролся против ариан, написал много
толковательных и нравственных сочинений, покаянных и
погребальных песнопений. Заступник невинно
оклеветанных и притесненных, покровитель иночества,
податель смирения и целомудрия
Акафист преподобному Ефрему Сирину:
- Акафист преподобному Ефрему Сирину
Труды преподобного Ефрема Сирина:
- На лукавых жен
- К нерадивой душе
- Вопросы и ответы
- О восьми помыслах
- Великопостная покаянная молитва
- "На слова, сказанные Господом: в мире сем скорбни будете (Ин.16:33), и о том, что человеку должно быть совершенным"
- "На пришествие Господне"
- "К монаху Иоанну"
- "Жизнь блаженного Аврамия и племянницы его Марии"
- "В подражание притчам"
- "В низложение гордыни"
- "В исправление тех, которые предаются страстям и домогаются почестей"
- "Блаженства. 55 глав"
- "Блаженства. 20 глав"
- "Похвальное слово Петру, Павлу, Андрею, Фоме, Луке и Иоанну, и на чтение из Евангелия от Иоанна"
- "Поучение падшему брату. О воздержании от плотских пожеланий, о борении и великой осмотрительности"
- "Поучение о том, что не должно соблазнять ближнего, и о правой жизни"
- "Поучение о безмолвии"
- "Послание"
- "Ответ утверждающим, что землетрясения бывают от подземных ветров"
- "Ответ на некоторые вопросы"
- "Ответ брату о священнике Илии"
- "Огласительное слово. Об оскудении добрых дел и о долготерпении Божием"
- "Обличение себе самому и исповедь"
- "Об утверждающих, что нет воскресения"
- "Об истинном отречении от мира, и о том, как душе обрести Бога, и для чего приходил Господь"
- "О том, что христиане не должны предаваться забавам"
- "О том, что не должно обольщаться эллинскими мнениями"
- "О том, что не должно дивиться временному и обольщаться приятностями жизни, и на псалом семьдесят второй"
- "О том, что не должно бояться укоризн за доброе дело"
- "О том, что монах не должен заботиться об одежде"
- "О том, что должно не смеяться и рассеиваться, но плакать и проливать о себе слезы"
- "О том, что должно избегать всяких вредных свиданий, и о воздержании"
- "О том, что братия должны жить между собою в единомыслии и любви"
- "О том, как приобретается человеком смиренномудрие. Сто глав"
- "О том, как монаху быть совершенным"
- "О тех, которые уловляют души в непотребство, утверждая, что ничего не значит дело сие"
- "О терпении, о кончине века и втором пришествии, о прилежном чтении божественных писаний и пользе безмолвия"
- "О терпении и сокрушении слово поучительное"
- "О терпении"
- "О суете настоящей жизни"
- "О страстях"
- "О смиренномудрии"
- "О сердечном сокрушении"
- "О свободе нашей и о том, что человек создан свободным"
- "О псалме"
- "О преспеянии в добродетели"
- "О правой жизни. Девяносто глав"
- "О посте"
- "О покаянии, о будущем суде, об удалении от обращения с женщинами и о роскошной жизни"
- "О покаянии и терпении"
- "О покаянии. Большое поучение"
- "О покаянии. Первое малое поучение"
- "О покаянии. Второе малое поучение"
- "О подвижнике Иулиане"
- "О памятовании смерти, о добродетели и о богатстве"
- "О необходимости бороться со врагом нашего спасения"
- "О рае"
- "О монахах"
- "О молитве. Первое поучение"
- "О молитве. Второе поучение"
- "О любви к бедным"
- "О любви"
- "О жене грешнице, помазавшей Господа миром"
- "О душевном страхе"
- "О духовном состоянии"
- "О добродетелях и страстях"
- "О добродетели. К младшему подвижнику. Четыре главы"
- "О добродетели. Десять глав"
- "О девстве"
- "О втором Господнем пришествии и о покаянии"
- "О вооружении монаху"
- "О воздержании, о том, что не должно соревновать грешникам, которые извиняются обстоятельствами времени, и о Ное"
- "О вере"
- "О брани с диаволом"
- "О блаженных обителях"
- "О блаженных местах"
- "О блаженствах и горе"
- "О Лоте и о приведении себя в безопасность"
- "Наставление монахам"
- "Наставление братиям"
- "На тех, которые ежедневно грешат и ежедневно каются"
- "На слова: "два будет на селе" (Мф.24:40)"
- "На слова: Вонми себе (Втор.4:9). Двенадцать глав"
- "Поучительные слова к египетским монахам"
- "Похвальное слово иже во святых отцу нашему Василию Великому"
- "Похвальное слово мученикам"
- "Похвальное слово святым четыредесяти мученикам"
- "Похвальное слово славным мученикам, во всем мире пострадавшим"
- "Поучение подвижникам"
- "Против исследователей естества Сына Божия"
- "Различные виды Божия промысла"
- "Седмь деланий у монаха"
- "Сказание о юродивой"
- "Слово душеполезное"
- "Слово на почивших о Христе"
- "Слово на святый пяток о кресте и о разбойнике"
- "Слово на честный и животворящий крест и на второе пришествие, а также о любви и милостыне"
- "Слово о Аврааме и Исааке"
- "Слово о внушениях ненавистника добру демона"
- "Слово о злоязычии и о страстях"
- "Слово о прекрасном Иосифе"
- "Слово о пророке Данииле и о трех святых отроках, в ответ утверждающему: "время лукаво, не могу спастись""
- "Слово о святом пророке Илие"
- "Слово о священстве"
- "Слово о страданиях Спасителя"
- "Слово о суде и об умилении"
- "Слово о том, как душа, когда искушает ее враг, должна со слезами молиться Богу"
- "Слово о том, что всегда должно иметь в мыслях день исшествия из сей жизни"
- "Слово подвижническое"
- "Слово подвижническое первое"
- "Слово увещательное"
- "Слово умилительное"
- "Слово умилительное первое"
- "Слово умилительное второе"
- "Слово первое. О скончавшихся отцах"
- "Слово второе. О скончавшихся отцах"
- "Советы подвижникам"
- "Толкование на книгу Второзаконие"
- "Толкование на книгу Исход"
- "Толкование на книгу Левит"
- "Толкование на книгу Числ"
- "Толкование на книгу пророчества Авдия"
- "Толкование на книгу пророчества Амоса"
- "Толкование на книгу пророчества Даниила"
- "Толкование на книгу пророчества Захарии"
- "Толкование на книгу пророчества Иезекииля"
- "Толкование на книгу пророчества Иоиля"
- "Толкование на книгу пророчества Малахии"
- "Толкование на книгу пророчества Михея"
- "Толкование на книгу пророчества Осии"
- "Толкование на первую книгу, то есть на книгу Бытия"
- "Толкование на послания божественного Павла. Первое послание к Фессалоникийцам"
- "Толкование на послания божественного Павла. Второе послание к Фессалоникийцам"
- "Толкование на послания божественного Павла. Первое послание к Тимофею"
- "Толкование на послания божественного Павла. Второе послание к Тимофею"
- "Толкование на послания божественного Павла. Послание к Галатам"
- "Толкование на послания божественного Павла. Послание к Евреям"
- "Толкование на послания божественного Павла. Послание к Ефесянам"
- "Толкование на послания божественного Павла. Послание к Колоссянам"
- "Толкование на послания божественного Павла. Послание к Титу"
- "Толкование на послания божественного Павла. Послание к Филиппийцам"
- "Толкование на послания божественного Павла. Первое послание к Коринфянам"
- "Толкование на послания божественного Павла. К Коринфянам второе послание"
- "Толкование на апокрифические послания коринфян к Апостолу Павлу и Апостола Павла к Коринфянам. К Коринфянам третье"
- "Толкование на послания божественного Павла. К Римлянам"
- "Надгробные песнопения"
- "О Церкви"
- "О Воскресении, смерти и сатане"
- "Слезные моления"
- "На слова: "Положи, Господи, хранение устом моим, и дверь ограждения о устнах моих""
- "На слова: "Сыне, моей премудрости внимай, к моим же словесем прилагай ухо твое""
- "На слова: "И се, вся сýетство и крушение духа""
- "Книга пророка Исаии"
- "На слова Исаии: Да возмется нечестивый, да не видит славы Господни"
- "Книга пророка Иеремии"
- "На слова Иеремии: "Горе нам, яко согрешихом""
- "На некоторые места "Плача Иеремии""
|