Ефрем Сирин. Слово о пророке Данииле и о
трех святых отроках, в ответ утверждающему: "время
лукаво, не могу спастись"
Память: 28 января / 10 февраля
Преподобный Ефрем Сирин - подвижник и духовный писатель,
живший в IV веке. Написал много толковательных и
нравственных сочинений, покаянных и погребальных песнопений.
Преподобный Ефрем Сирин. Икона
***
Слово о пророке Данииле и о трех святых отроках, в
ответ утверждающему: "время лукаво, не могу спастись"
Размыслим о том, что повествуется о
Данииле пророке и о святых отроках. Праведники сии жили
в те дни, когда Господь за грехи народа предал Иерусалим
в руки Навуходоносору, царю вавилонскому. Они с юного
возраста были неуклонно внимательны к самим себе; почему
в стольких различных искушениях и скорбях оказались
благоискусными. Какие труды перенесены сими боголюбивыми
отроками при смятении, бывшем во время оного плена,
когда, во-первых, видели, как немилосердо притесняем был
Ассирианами избранный народ; ибо Иеремия говорить: лица
жреческа не устыдешася, старицу не помиловаша
(Плач.4:16), князи в руках их повешени быша, и юноши в
кладе изнемогоша (5:12.13), и так далее. А также видя,
что святый город опустошен нечестивыми, храм Божий
сожжен огнем, к святым сосудам прикасаются руки
беззаконных и ставят их в идольские капища, пророки
связаны железными узами, не обратились они сердцем своим
вспять, не клеветали на Бога, не поколебались сомнением,
как некто говорит в одном месте: се сие зло от Господа:
что потерплю Господеви ксему (4Цар.6:33). Потом уже
ведут их в плен; безмерному утомлению подвергаются они
во время путешествия; терпят жестокое с ними обращение,
наготу и голод, чтоб не оскверниться запрещенным. После
сего приведены в Вавилон; там предстает им новый подвиг;
делают выбор отроков, по свидетельству Писания
(Дан.1:3-6), к избранным причислены Даниил, Анания,
Азария и Мисаил. Ненавистник добра, видя, что ни во
время осады святого города не мог отвратить их от
Господа, ни во время пути не убедил питаться нечистыми
яствами, входит в сердце беззаконного царя и внушает ему
дать повеление, по вся дни от трапезы его и от вина
пития его кормити их лета три (8), чтобы хотя властью
мучителя заставить их вкусить запрещенного. И заметь
злокозненность змия, не день один и не месяц назначил он
сроком, но до трех лет продлил подвиг, чтобы страхом и
долговременностью низложить любителей благочестия. Они
же, нимало не приведенные тем в страх, и не устыдившись
отеческого закона, тайно просили старейшему евнухов
давать им семена, еже не осквернитися от трапезы царевы
(8), и не убоялись опасности преслушания и противления.
Потом, когда евнух не соглашался выдавать им семена, не
оставили они своего боголюбивого намерения. И Господь,
Который прославляет и возвеличивает прославляющих Его,
желая соблюсти их к блистательнейшим подвигам,
приставленного к ним старейшиною евнухов Амельсара
располагает давать им просимое ими. А чтобы тебе в
происходящем с ними познать Божие дело, и в книжной
премудрости и по внешнему виду оказались они
превосходнейшими тех, которые ели с царской трапезы. Но
если б они были боязливы и нерешительны, то прибегли бы
к таким рассуждениям: "что делать нам, братия? Постигла
нас необходимость; царь угрожает нам смертию; для чего
навлекать нам на себя мучения непокорностью? Так
благоугодно стало Богу. Сам Он видит принуждение, какое
терпим, потому простит нас, по нужде преступающих закон.
Живем мы в преселении, содержимся в рабстве, потеряли
страну свою. И если от суровой пищи приключится с нами
телесное изнеможение, кто попечется о нас или посетит
нас? Нет у нас ни отца, ни матери, ни братьев, ни рода;
никого нет, кто мог бы прийти к нам в скорби: потому что
все скудны, все на чужой стороне, всякий содержится как
раб и никого из своих не видим в благоденствии, разве
кто получает долю с царской трапезы. А нас и по смерти
не удостоят погребения, но бросят тела наши на съедение
псам". Впрочем, ничего подобного не помыслили рабы
Божии, и не потому избрали такую пищу, что имели
пристрастие к снеди из семен, но потому что решились
охотно страдать за истину. Рассуди же, какая слава тем,
которые насыщались царской трапезы и благовонным вином,
и не восхотели потрудиться для истины, и какая слава
тем, которые отринули приятности жизни и подъяли труды
за истину. Да сподобит Господь и нас иметь часть с
последними и со всеми святыми Его! Аминь.
Ефрем Сирин, преподобный
Цитировано по:
Святой Ефрем Сирин. Творения. Т.2.
Репринтное издание. - М.:
Издательский отдел Московского
Патриархата, 1993, - С. 343-345. //
Творения иже во святых Отца нашего
Ефрема Сирина. Писания духовно-нравственные. - Сергиев
Посад. Типография Св.-Тр. Сергиевой Лавры, 1907
Святоотеческое наследие
***
Молитва преподобному Ефрему Сирину:
- Молитва
преподобному Ефрему Сирину. Подвижник и
духовный писатель, живший в IV веке. С юных лет оставил
мир и удалился к отшельникам, после того, как попал
в тюрьму по ложному обвинению. После еще раз
подвергся клевете, но Богом был оправдан пред
людьми. Боролся против ариан, написал много
толковательных и нравственных сочинений, покаянных и
погребальных песнопений. Заступник невинно
оклеветанных и притесненных, покровитель иночества,
податель смирения и целомудрия
Акафист преподобному Ефрему Сирину:
- Акафист преподобному Ефрему Сирину
Труды преподобного Ефрема Сирина:
- На лукавых жен
- К нерадивой душе
- Вопросы и ответы
- О восьми помыслах
- Великопостная покаянная молитва
- "На слова, сказанные Господом: в мире сем скорбни будете (Ин.16:33), и о том, что человеку должно быть совершенным"
- "На пришествие Господне"
- "К монаху Иоанну"
- "Жизнь блаженного Аврамия и племянницы его Марии"
- "В подражание притчам"
- "В низложение гордыни"
- "В исправление тех, которые предаются страстям и домогаются почестей"
- "Блаженства. 55 глав"
- "Блаженства. 20 глав"
- "Похвальное слово Петру, Павлу, Андрею, Фоме, Луке и Иоанну, и на чтение из Евангелия от Иоанна"
- "Поучение падшему брату. О воздержании от плотских пожеланий, о борении и великой осмотрительности"
- "Поучение о том, что не должно соблазнять ближнего, и о правой жизни"
- "Поучение о безмолвии"
- "Послание"
- "Ответ утверждающим, что землетрясения бывают от подземных ветров"
- "Ответ на некоторые вопросы"
- "Ответ брату о священнике Илии"
- "Огласительное слово. Об оскудении добрых дел и о долготерпении Божием"
- "Обличение себе самому и исповедь"
- "Об утверждающих, что нет воскресения"
- "Об истинном отречении от мира, и о том, как душе обрести Бога, и для чего приходил Господь"
- "О том, что христиане не должны предаваться забавам"
- "О том, что не должно обольщаться эллинскими мнениями"
- "О том, что не должно дивиться временному и обольщаться приятностями жизни, и на псалом семьдесят второй"
- "О том, что не должно бояться укоризн за доброе дело"
- "О том, что монах не должен заботиться об одежде"
- "О том, что должно не смеяться и рассеиваться, но плакать и проливать о себе слезы"
- "О том, что должно избегать всяких вредных свиданий, и о воздержании"
- "О том, что братия должны жить между собою в единомыслии и любви"
- "О том, как приобретается человеком смиренномудрие. Сто глав"
- "О том, как монаху быть совершенным"
- "О тех, которые уловляют души в непотребство, утверждая, что ничего не значит дело сие"
- "О терпении, о кончине века и втором пришествии, о прилежном чтении божественных писаний и пользе безмолвия"
- "О терпении и сокрушении слово поучительное"
- "О терпении"
- "О суете настоящей жизни"
- "О страстях"
- "О смиренномудрии"
- "О сердечном сокрушении"
- "О свободе нашей и о том, что человек создан свободным"
- "О псалме"
- "О преспеянии в добродетели"
- "О правой жизни. Девяносто глав"
- "О посте"
- "О покаянии, о будущем суде, об удалении от обращения с женщинами и о роскошной жизни"
- "О покаянии и терпении"
- "О покаянии. Большое поучение"
- "О покаянии. Первое малое поучение"
- "О покаянии. Второе малое поучение"
- "О подвижнике Иулиане"
- "О памятовании смерти, о добродетели и о богатстве"
- "О необходимости бороться со врагом нашего спасения"
- "О рае"
- "О монахах"
- "О молитве. Первое поучение"
- "О молитве. Второе поучение"
- "О любви к бедным"
- "О любви"
- "О жене грешнице, помазавшей Господа миром"
- "О душевном страхе"
- "О духовном состоянии"
- "О добродетелях и страстях"
- "О добродетели. К младшему подвижнику. Четыре главы"
- "О добродетели. Десять глав"
- "О девстве"
- "О втором Господнем пришествии и о покаянии"
- "О вооружении монаху"
- "О воздержании, о том, что не должно соревновать грешникам, которые извиняются обстоятельствами времени, и о Ное"
- "О вере"
- "О брани с диаволом"
- "О блаженных обителях"
- "О блаженных местах"
- "О блаженствах и горе"
- "О Лоте и о приведении себя в безопасность"
- "Наставление монахам"
- "Наставление братиям"
- "На тех, которые ежедневно грешат и ежедневно каются"
- "На слова: "два будет на селе" (Мф.24:40)"
- "На слова: Вонми себе (Втор.4:9). Двенадцать глав"
- "Поучительные слова к египетским монахам"
- "Похвальное слово иже во святых отцу нашему Василию Великому"
- "Похвальное слово мученикам"
- "Похвальное слово святым четыредесяти мученикам"
- "Похвальное слово славным мученикам, во всем мире пострадавшим"
- "Поучение подвижникам"
- "Против исследователей естества Сына Божия"
- "Различные виды Божия промысла"
- "Седмь деланий у монаха"
- "Сказание о юродивой"
- "Слово душеполезное"
- "Слово на почивших о Христе"
- "Слово на святый пяток о кресте и о разбойнике"
- "Слово на честный и животворящий крест и на второе пришествие, а также о любви и милостыне"
- "Слово о Аврааме и Исааке"
- "Слово о внушениях ненавистника добру демона"
- "Слово о злоязычии и о страстях"
- "Слово о прекрасном Иосифе"
- "Слово о пророке Данииле и о трех святых отроках, в ответ утверждающему: "время лукаво, не могу спастись""
- "Слово о святом пророке Илие"
- "Слово о священстве"
- "Слово о страданиях Спасителя"
- "Слово о суде и об умилении"
- "Слово о том, как душа, когда искушает ее враг, должна со слезами молиться Богу"
- "Слово о том, что всегда должно иметь в мыслях день исшествия из сей жизни"
- "Слово подвижническое"
- "Слово подвижническое первое"
- "Слово увещательное"
- "Слово умилительное"
- "Слово умилительное первое"
- "Слово умилительное второе"
- "Слово первое. О скончавшихся отцах"
- "Слово второе. О скончавшихся отцах"
- "Советы подвижникам"
- "Толкование на книгу Второзаконие"
- "Толкование на книгу Исход"
- "Толкование на книгу Левит"
- "Толкование на книгу Числ"
- "Толкование на книгу пророчества Авдия"
- "Толкование на книгу пророчества Амоса"
- "Толкование на книгу пророчества Даниила"
- "Толкование на книгу пророчества Захарии"
- "Толкование на книгу пророчества Иезекииля"
- "Толкование на книгу пророчества Иоиля"
- "Толкование на книгу пророчества Малахии"
- "Толкование на книгу пророчества Михея"
- "Толкование на книгу пророчества Осии"
- "Толкование на первую книгу, то есть на книгу Бытия"
- "Толкование на послания божественного Павла. Первое послание к Фессалоникийцам"
- "Толкование на послания божественного Павла. Второе послание к Фессалоникийцам"
- "Толкование на послания божественного Павла. Первое послание к Тимофею"
- "Толкование на послания божественного Павла. Второе послание к Тимофею"
- "Толкование на послания божественного Павла. Послание к Галатам"
- "Толкование на послания божественного Павла. Послание к Евреям"
- "Толкование на послания божественного Павла. Послание к Ефесянам"
- "Толкование на послания божественного Павла. Послание к Колоссянам"
- "Толкование на послания божественного Павла. Послание к Титу"
- "Толкование на послания божественного Павла. Послание к Филиппийцам"
- "Толкование на послания божественного Павла. Первое послание к Коринфянам"
- "Толкование на послания божественного Павла. К Коринфянам второе послание"
- "Толкование на апокрифические послания коринфян к Апостолу Павлу и Апостола Павла к Коринфянам. К Коринфянам третье"
- "Толкование на послания божественного Павла. К Римлянам"
- "Надгробные песнопения"
- "О Церкви"
- "О Воскресении, смерти и сатане"
- "Слезные моления"
- "На слова: "Положи, Господи, хранение устом моим, и дверь ограждения о устнах моих""
- "На слова: "Сыне, моей премудрости внимай, к моим же словесем прилагай ухо твое""
- "На слова: "И се, вся сýетство и крушение духа""
- "Книга пророка Исаии"
- "На слова Исаии: Да возмется нечестивый, да не видит славы Господни"
- "Книга пророка Иеремии"
- "На слова Иеремии: "Горе нам, яко согрешихом""
- "На некоторые места "Плача Иеремии""
|