Ефрем Сирин. Слово первое. О
скончавшихся отцах
Память: 28 января / 10 февраля
Преподобный Ефрем Сирин - подвижник и духовный писатель,
живший в IV веке. Написал много толковательных и
нравственных сочинений, покаянных и погребальных песнопений.
Преподобный Ефрем Сирин. Икона
***
Слово первое. О скончавшихся отцах
По сл. пер. Ч. I. сл. 113.
Сердце мое болит; будьте сострадательны
и вы, братия, рабы благословенные; приидите, выслушайте;
болезнует душа моя; внутренности мои болят. Где взять
слез, где взять сокрушения, чтоб омыть мне тело свое
слезами и воздыханиями? Кто перенесет меня в необитаемое
место, где бы не было шума, прерывающего слезы, и
тревоги, препятствующей плачу? Там бы, возвысив голос,
восплакал я пред Богом горькими слезами, и сказал с
воздыханиями: исцели мя, Господи, и исцелею (Иер.17:14);
потому что сверх меры болит сердце мое, и воздыхания его
не позволяют мне и на минуту принять отдохновение!
Вижу, Владыка, что святых Своих, как
избранное золото, берешь Ты из суетного мира в упокоение
жизни. Как умный земледелец, когда видит плоды хорошо
созревшими, с предусмотрительностью поспешает собрать
их, чтоб не потерпели они повреждения от каких-либо
невыгодных для них ударов: так и Ты, Сам Спаситель,
собираешь избранных, трудящихся праведно. А мы ленивые,
слабые произволением, пребываем в ожесточении своем, и
плод наш остается всегда незрелым; потому что нет у нас
решимости, чтоб созрел он в добрых делах, и праведно
собран был в житницу жизни. Для нашего плода нет слез,
которые привели бы его в зрелость; нет сокрушения, чтоб
процвел он от дыхания слез; нет смирения, которое бы
приосенило его в великий зной; нет нестяжательности,
чтоб не бременило его что-либо сопротивное; нет любви
Божией - этого крепкого корня, поддерживающего плод; нет
беззаботности о земном, нет бдения, нет бодрственного
ума, трезвящегося в молитве. Вместо сих прекрасных и
благих добродетелей есть у нас противное им: есть
страшный гнев и раздражительность, которыми избитый плод
делается ни к чему негодным; есть многостяжательность,
которая давит его вниз; есть великое уныние. Все сии
невыгоды попустят ли ему созреть, как должно, чтоб годен
он был своему Владыке, небесному Земледелателю?
"Увы, увы мне!" скажи, душа, и плачь,
лишившись так скоро совершенных отцев и праведных
подвижников. Где у нас отцы? Где святые? Где
бодрственные? Где трезвенные? Где смиренные? Где
кроткие? Где безмолвники? Где воздержники? Где
благоговейные? Где нестяжательные? Где сокрушенные
сердцем, благоугодные Богу, которые в чистой молитве
стояли пред Богом, как Ангелы Божии, увлажили почти
землю сладкими слезами и сокрушением? Где боголюбцы,
исполненные любви Божией? Они не стяжали вовсе ничего
тленного на земле, но, непрестанно вземля крест свой,
последовали за Христом, надежно шествуя путем узким и
тщательно остерегаясь, чтоб не пасть с стремнин в
пустыне непроходной, безводной и потемненной, но прямым
путем истины заповедей Божиих, исполненные всегда
озарения повелений Христовых, проходили прекрасное
житие, и пламенно служили Богу, добровольно терпя скорби
в суетном мире. Посему Бог, премного возлюбив их, собрал
их в пристань жизни и в вечную радость, чтоб там
возвеселились, там насладились величайшею радостно с
бессмертным Женихом в раю сладости, в чертоге небесном.
Преселились они отсюда к святому Богу, имея светильники
свои готовыми.
Теперь нет у нас их добродетели; нет у
нас их подвижничества; нет теперь у нас их воздержания;
нет теперь у нас их благоговения; нет теперь у нас их
кротости; нет теперь у нас их нестяжательности; нет
теперь у нас их бдительности; нет у нас любви к Богу;
нет теперь у нас милосердия Христова; нет у нас в членах
сострадательности. Но все мы свирепы, жестоки, ни мало
не терпим друг друга. Язык у нас - стрелы разжженные,
которыми ежечасно поражаем друг друга. Все мы домогаемся
чести, все славолюбивы, все любостяжательны, все
расслаблены, все сонливы, все не прямы, в пустословии
сильны, на молитву ленивы; охотники до шуток и немощны
для безмолвия, готовы роскошествовать, а в воздержании
унылы; в любви холодны, в гневе горячи; на доброе
ленивы, на злое прилежны. Поэтому кто не прольет слез,
кто не восплачет о нашем состоянии, доведенном до
полного расслабления?
Прежде нас жившие отцы, которые и
Господу были благопотребны и себя спасли, не были так
слабы. У них, совершенных, не было двух помыслов, но
один был помысл, как бы только спастись. Они были
прекрасным зерцалом для всех зрителей. Один из них мог
умолить Бога за многих людей, а двое в состоянии были
предстательствовать пред Богом в святых молитвах и
праведно умилостивить человеколюбивого Бога даже за
тысячи людей.
Увы, увы мне, душа! В какие живем мы
времена! Увы мне, возлюбленные мои! В какую пучину зол
зашли мы ныне! Не знаем мы этого, потому что хотим не
знать. Поелику от великого ослепления и от рассеянности
не трезвится духовное око наше; то не в состоянии мы
поэтому уразуметь предстоящей скорби.
Вот преподобные и святые избираются ныне
и вводятся в пристань жизни, чтоб не видеть им скорби и
соблазнов, постигающих нас за грехи наши. Они
избираются, а мы дремлем; они похищаются, а мы влачимся
в суетном мире; они вступают в единое собрание, а мы
спим; они с дерзновением отходят к Богу, а мы на земле
предаемся рассеянности. Пришествие Господне уже при
дверях, а мы колеблемся. Небесная труба готова
возгласить по Божию повелению, и все восколебать
ужасающим звуком, чтоб возбудить мертвых, и чтоб каждый
принял достойное по делам своим; небесные Силы стоят
готовыми в чинах своих, чтоб со страхом выступить пред
Женихом, грядущим во славе на облаках небесных судить
живых и мертвых; а мы не веруем.
Что же в оный час будет с нами, братия?
Как будем там оправдываться пред Богом, в нерадении о
спасении своем? Если теперь не постараемся и не будем,
не стыдясь, плакать, принося прекрасное покаяние с
душевным смирением и с великою кротостью; то как будет
каждый проливать слезы в скорби? Тогда каждый из нас
раскаиваясь скажет с горькими слезами: "Увы мне,
грешному! что вдруг сталось? Как протекла исполненная
слабостей жизнь моя? Совершенно не знаю, как похищено
время у меня рассеянного? Где те покойные дни, которые
провел я в рассеянности вместо того, чтоб каяться во
вретище и пепле?" И никакой не получит он пользы от
многих слов. А когда узрит святых, со славою воспаряющих
во свете, на облаках воздушных, в сретение Христу, Царю
славы, себя же увидит в великой скорби; тогда кто
перенесет этот стыд и ужасный позор?
Будем трезвиться, братия, будем
трезвиться, возлюбленные; будем трезвиться, боголюбцы,
возлюбленные чада Бога Отца: войдем в себя самих, и
соберем, хотя несколько, мысли свои, отвлекши от суетной
жизни? Припадем к Богу со многими слезами. Будем без
стыда прилежно умолять Его, чтоб избавил Он нас от
неугасимого огня и от горького мучения. Не будем
отлучаться от Него, сладчайшего Владыки, возлюбившего
нас и за нас предавшего Себя на крест!
Всех вас прошу, всех умоляю я
недостойный вместе и грешный: и обо мне расслабленном
пролейте слезы в вашей молитве и в чистом молении, чтоб
и мне придти в сокрушение и плакать с вами, чтоб
просветилась несколько слепота сердца моего, и чтоб
взыскать мне святого Бога Спасителя, да дарует Он мне
совершенную готовность прилежно каяться, пока еще время
принятию слез, и да спасусь с вами, братия, и я
недостойный жизни. Прошу вас, возлюбленные, приимите
моление грешного Ефрема, расслабленного брата вашего. И
все постараемся соделать милостивым святого Бога, пока
есть у нас время. Ибо вот, Господь стоит при дверях,
чтобы совершить скончание суетного века.
Ефрем Сирин, преподобный
Цитировано по:
Святой Ефрем Сирин. Творения. Т.1.
Репринтное издание. - М.:
Издательский отдел Московского
Патриархата, 1993 // Творения
иже во святых Отца нашего Ефрема
Сирина. - Сергиев Посад.
Типография Св.-Тр. Сергиевой Лавры,
1907, - С. 220-224
Святоотеческое наследие
***
Молитва преподобному Ефрему Сирину:
- Молитва
преподобному Ефрему Сирину. Подвижник и
духовный писатель, живший в IV веке. С юных лет оставил
мир и удалился к отшельникам, после того, как попал
в тюрьму по ложному обвинению. После еще раз
подвергся клевете, но Богом был оправдан пред
людьми. Боролся против ариан, написал много
толковательных и нравственных сочинений, покаянных и
погребальных песнопений. Заступник невинно
оклеветанных и притесненных, покровитель иночества,
податель смирения и целомудрия
Акафист преподобному Ефрему Сирину:
- Акафист преподобному Ефрему Сирину
Труды преподобного Ефрема Сирина:
- На лукавых жен
- К нерадивой душе
- Вопросы и ответы
- О восьми помыслах
- Великопостная покаянная молитва
- "На слова, сказанные Господом: в мире сем скорбни будете (Ин.16:33), и о том, что человеку должно быть совершенным"
- "На пришествие Господне"
- "К монаху Иоанну"
- "Жизнь блаженного Аврамия и племянницы его Марии"
- "В подражание притчам"
- "В низложение гордыни"
- "В исправление тех, которые предаются страстям и домогаются почестей"
- "Блаженства. 55 глав"
- "Блаженства. 20 глав"
- "Похвальное слово Петру, Павлу, Андрею, Фоме, Луке и Иоанну, и на чтение из Евангелия от Иоанна"
- "Поучение падшему брату. О воздержании от плотских пожеланий, о борении и великой осмотрительности"
- "Поучение о том, что не должно соблазнять ближнего, и о правой жизни"
- "Поучение о безмолвии"
- "Послание"
- "Ответ утверждающим, что землетрясения бывают от подземных ветров"
- "Ответ на некоторые вопросы"
- "Ответ брату о священнике Илии"
- "Огласительное слово. Об оскудении добрых дел и о долготерпении Божием"
- "Обличение себе самому и исповедь"
- "Об утверждающих, что нет воскресения"
- "Об истинном отречении от мира, и о том, как душе обрести Бога, и для чего приходил Господь"
- "О том, что христиане не должны предаваться забавам"
- "О том, что не должно обольщаться эллинскими мнениями"
- "О том, что не должно дивиться временному и обольщаться приятностями жизни, и на псалом семьдесят второй"
- "О том, что не должно бояться укоризн за доброе дело"
- "О том, что монах не должен заботиться об одежде"
- "О том, что должно не смеяться и рассеиваться, но плакать и проливать о себе слезы"
- "О том, что должно избегать всяких вредных свиданий, и о воздержании"
- "О том, что братия должны жить между собою в единомыслии и любви"
- "О том, как приобретается человеком смиренномудрие. Сто глав"
- "О том, как монаху быть совершенным"
- "О тех, которые уловляют души в непотребство, утверждая, что ничего не значит дело сие"
- "О терпении, о кончине века и втором пришествии, о прилежном чтении божественных писаний и пользе безмолвия"
- "О терпении и сокрушении слово поучительное"
- "О терпении"
- "О суете настоящей жизни"
- "О страстях"
- "О смиренномудрии"
- "О сердечном сокрушении"
- "О свободе нашей и о том, что человек создан свободным"
- "О псалме"
- "О преспеянии в добродетели"
- "О правой жизни. Девяносто глав"
- "О посте"
- "О покаянии, о будущем суде, об удалении от обращения с женщинами и о роскошной жизни"
- "О покаянии и терпении"
- "О покаянии. Большое поучение"
- "О покаянии. Первое малое поучение"
- "О покаянии. Второе малое поучение"
- "О подвижнике Иулиане"
- "О памятовании смерти, о добродетели и о богатстве"
- "О необходимости бороться со врагом нашего спасения"
- "О рае"
- "О монахах"
- "О молитве. Первое поучение"
- "О молитве. Второе поучение"
- "О любви к бедным"
- "О любви"
- "О жене грешнице, помазавшей Господа миром"
- "О душевном страхе"
- "О духовном состоянии"
- "О добродетелях и страстях"
- "О добродетели. К младшему подвижнику. Четыре главы"
- "О добродетели. Десять глав"
- "О девстве"
- "О втором Господнем пришествии и о покаянии"
- "О вооружении монаху"
- "О воздержании, о том, что не должно соревновать грешникам, которые извиняются обстоятельствами времени, и о Ное"
- "О вере"
- "О брани с диаволом"
- "О блаженных обителях"
- "О блаженных местах"
- "О блаженствах и горе"
- "О Лоте и о приведении себя в безопасность"
- "Наставление монахам"
- "Наставление братиям"
- "На тех, которые ежедневно грешат и ежедневно каются"
- "На слова: "два будет на селе" (Мф.24:40)"
- "На слова: Вонми себе (Втор.4:9). Двенадцать глав"
- "Поучительные слова к египетским монахам"
- "Похвальное слово иже во святых отцу нашему Василию Великому"
- "Похвальное слово мученикам"
- "Похвальное слово святым четыредесяти мученикам"
- "Похвальное слово славным мученикам, во всем мире пострадавшим"
- "Поучение подвижникам"
- "Против исследователей естества Сына Божия"
- "Различные виды Божия промысла"
- "Седмь деланий у монаха"
- "Сказание о юродивой"
- "Слово душеполезное"
- "Слово на почивших о Христе"
- "Слово на святый пяток о кресте и о разбойнике"
- "Слово на честный и животворящий крест и на второе пришествие, а также о любви и милостыне"
- "Слово о Аврааме и Исааке"
- "Слово о внушениях ненавистника добру демона"
- "Слово о злоязычии и о страстях"
- "Слово о прекрасном Иосифе"
- "Слово о пророке Данииле и о трех святых отроках, в ответ утверждающему: "время лукаво, не могу спастись""
- "Слово о святом пророке Илие"
- "Слово о священстве"
- "Слово о страданиях Спасителя"
- "Слово о суде и об умилении"
- "Слово о том, как душа, когда искушает ее враг, должна со слезами молиться Богу"
- "Слово о том, что всегда должно иметь в мыслях день исшествия из сей жизни"
- "Слово подвижническое"
- "Слово подвижническое первое"
- "Слово увещательное"
- "Слово умилительное"
- "Слово умилительное первое"
- "Слово умилительное второе"
- "Слово первое. О скончавшихся отцах"
- "Слово второе. О скончавшихся отцах"
- "Советы подвижникам"
- "Толкование на книгу Второзаконие"
- "Толкование на книгу Исход"
- "Толкование на книгу Левит"
- "Толкование на книгу Числ"
- "Толкование на книгу пророчества Авдия"
- "Толкование на книгу пророчества Амоса"
- "Толкование на книгу пророчества Даниила"
- "Толкование на книгу пророчества Захарии"
- "Толкование на книгу пророчества Иезекииля"
- "Толкование на книгу пророчества Иоиля"
- "Толкование на книгу пророчества Малахии"
- "Толкование на книгу пророчества Михея"
- "Толкование на книгу пророчества Осии"
- "Толкование на первую книгу, то есть на книгу Бытия"
- "Толкование на послания божественного Павла. Первое послание к Фессалоникийцам"
- "Толкование на послания божественного Павла. Второе послание к Фессалоникийцам"
- "Толкование на послания божественного Павла. Первое послание к Тимофею"
- "Толкование на послания божественного Павла. Второе послание к Тимофею"
- "Толкование на послания божественного Павла. Послание к Галатам"
- "Толкование на послания божественного Павла. Послание к Евреям"
- "Толкование на послания божественного Павла. Послание к Ефесянам"
- "Толкование на послания божественного Павла. Послание к Колоссянам"
- "Толкование на послания божественного Павла. Послание к Титу"
- "Толкование на послания божественного Павла. Послание к Филиппийцам"
- "Толкование на послания божественного Павла. Первое послание к Коринфянам"
- "Толкование на послания божественного Павла. К Коринфянам второе послание"
- "Толкование на апокрифические послания коринфян к Апостолу Павлу и Апостола Павла к Коринфянам. К Коринфянам третье"
- "Толкование на послания божественного Павла. К Римлянам"
- "Надгробные песнопения"
- "О Церкви"
- "О Воскресении, смерти и сатане"
- "Слезные моления"
- "На слова: "Положи, Господи, хранение устом моим, и дверь ограждения о устнах моих""
- "На слова: "Сыне, моей премудрости внимай, к моим же словесем прилагай ухо твое""
- "На слова: "И се, вся сýетство и крушение духа""
- "Книга пророка Исаии"
- "На слова Исаии: Да возмется нечестивый, да не видит славы Господни"
- "Книга пророка Иеремии"
- "На слова Иеремии: "Горе нам, яко согрешихом""
- "На некоторые места "Плача Иеремии""
|