Ефрем Сирин. Слово о святом пророке Илие
Память: 28 января / 10 февраля
Преподобный Ефрем Сирин - подвижник и духовный писатель,
живший в IV веке. Написал много толковательных и
нравственных сочинений, покаянных и погребальных песнопений.
Преподобный Ефрем Сирин. Икона
***
Слово о святом пророке Илие
Принесите мне в дар свое безмолвие,
приклоните слух; предложу вам сказание о святом и
славном Илие, как всегда ревновал он пламенно о том,
чтоб все покланялись единому Богу; как узнал, что народ,
делая много недозволенного, уклонился от Бога,
покланяется идолам, и, исполнившись гнева и ревности,
напряг око, устрелил языком своим небо, до неба достиг
словом. Илия видит народ, обольщенный демоном, и с
дерзновением и упованием отвлекает его от заблуждения;
Илия видит народ, униженный множеством идолов, и всех
лжепророков, собранных из среды беззаконных, и,
исполнившись ревности и великого гнева, изрек он
клятвенное слово на сей беззаконный народ, связал небо,
запечатлел облака, чтобы не давали дождя, склонил
милосердого Бога исполнить слово раба; и сими
наказаниями, желая показать силу благого Господа, Им
Самим клянется пред народом, говоря: Жив Господь, Емуже
предстою, аще снидет дождь или роса, точию от уст
словесе моего (3Цар.17:1).
Необычайное чудо совершено им!
Милосердый Бог, тотчас вняв слову ревнующего раба, как
поклялся Илия, так и исполнил вскоре пророчество его
народу, произнесенное в божественной ревности. Поелику
же заключено было небо и запечатлены облака; то посохло
все на лице земли: посохли виноградные лозы, не
произрастала пшеница, всякое плодовитое дерево сокрыло
плоды свои, земля не давала плода, на земле не видно
стало зелени; одним словом, скрылось на земле все
зеленеющее, исчезли на ней дерева с оскудением вод, по
определению Илии. Поразительное представлялось тогда
зрелище и крайне горестное крушение на земле, подобное
бывшему во дни Ноевы: умирали не только люди, но и
скоты, и звери, и птицы. Рассуди, ревнитель Илия:
согрешили Богу люди, обольщенные врагом, чем же
согрешили младенцы? В чем согрешили скоты, звери и
птицы? Всех их предал ты смерти. Помилуй хотя их, как
невиновных, и дай земле дождь. Но все сему подобное
ничего не значило для пламенного Илии. Богатые
имуществом гибли от голода и жажды, потому что не было
дождя.
Владыка всяческих, всегда готовый
ущедрить род человеческий, употребляет все средства
склонить Илию, чтоб показал свое благосердие. Когда же
не убедил его пременить гнев свой, тогда сам Илия
посылается просить пропитания у вдовы, и у вдовы,
бедствующей и крайне скудной. Илия, пришедши куда было
повелено, увидел вдову, собирающую дрова. Узнав крайнюю
бедность, в какой находилась она, стыдился он говорить
или обратить к ней речь. Но при всем стыде своем
исполнил повеление, и как бы отваживаясь на смелое дело,
с смущением произнес, говоря: Принеси ми, жено, мало
воды и испию (3Цар.17:10). И это был связавший небо,
чтобы не орошало земли! Вдова возопила Илие: "Клятвою
уст своих заключил ты, ревнитель, небеса, чтобы не
давали дождя, как же у меня ищешь воды? Своими устами
наложил ты узду и дождь удержал, иссушив землю, и все,
что есть на ней, доводишь до омертвения; откуда же дам
тебе воды?" Скоро умилился он сердцем при этом слове
вдовы, и возбудилось в нем отчасти милосердие. Вдова же,
послушав пророческого гласа, обещала дать ему воды,
которой просил. Но как скоро пошла она почерпнуть, что
сказал ей Илия? - Приими убо мне и укрух в руце своей,
да ям (11). Она же тотчас возопила Илие: Жив Господь
Бог, аще есть у мене опреснок: но токмо горсть муки в
водоносе моем и такожде мало елеа в чванце: сего ради
собрах поленца, сотворити е себе и чаду моему, и снемы е
и умрем (12). Когда услышал сие томимый гладом, помышлял
сам в себе разрешить узы. Ибо, выслушав жалобную речь
вдовы, тотчас произносит к ней слово, исполненное
сострадания: Вниди убо и сделай мне прежде опреснок, а
потом сделаешь тоже и сыну. Сие же глаголет Господь:
Водонос воды не оскудеет ни чванец елеа, дондеже даст
Господь дождь на землю (13,14), и произрастит, как и
прежде, пищу всем живущим на ней. И как бы нехотя
подписал он разрешение уз небесных, ибо изнурительность
голода принуждала его сделать это. Вдова же, немедленно
вошедши, постаралась исполнить слово его, какое сказал
ей, уразумев духом, что это - пророк Илия, связавший
небо словом уст своих, и вместе уверовав, что исполнится
все сказанное ей праведником.
Но когда потом Илия поселился у вдовы и
насытившись стал неумолим, как прежде; тогда Бог
посылает, наконец, смерть на сына вдовы, и сим склоняет
Илию дать повеление на разрешение уз. Вдова, как скоро
увидела смерть своего сына, пришедши к пророку, со
слезами сказала ему: "Увы! такую-то мучительную скорбь и
неисцельную горесть душе моей причинил ты, пророк Божий,
ревнитель паче всех. Для чего живу еще на земле я,
несчастная? Сына, который был у меня, предал ты смерти.
Знаю это, что тебя ради умер он, потому что прежде, пока
не приходил ты сюда, здоров был сын мой. Во время
тяжкого голода и ни с чем несравнимой жажды, пока
странствовал ты по земле, питались мы и были живы.
Теперь же, пришедши ко мне, казался ты питателем нашим;
снабжая нас пищею, и стал губителем единородного сына,
который был у меня. Собравшись с силами после голода,
изнемогаю от слез; думая иметь в тебе помощника, нашла я
предателя; приняла тебя жить со мною в доме, и лишена
стала сына; препитав нас во время голода, предал ты
смерти; напитал нас, и умертвил единородного, который
был у меня. Была у меня надежда, и ты лишил ее; было у
меня око, и ты угасил его смертию. С твоим приходом
теряю свое утешение; по встрече с тобою утратила я сына
своего. Ибо как скоро пришел ты, умерло у меня чадо мое.
Горестный удар понесла я, лишившись возлюбленного сына.
Что пользы мне в прочем, и в муке, и в елее для
насыщения себя пищею, когда умер сын мой? Лучше было бы
мне гибнуть от голода вместе со всеми, нежели быть сытой
и лишиться сына своего. Кто будет есть, что дал ты мне?
Какая мне выгода иметь в сытость пищу, лишившись славы
единородного сына своего, который был у меня? Гибну
теперь, проливая слезы и воздыхая о нем. О, лучше бы не
видеть мне тебя и не слышать о встрече с тобою! Не
желала я лишиться любимейшего сына своего". Надобно было
видеть, как эта вдова в слезах выражала свои жалобы у
ног Илии. И как скоро выслушал это ревнитель Илия,
опечалившись в душе, поспешил на молитву, и став просил
Бога, говоря: "Разреши, Владыка, смертные узы сына вдовы
и воскреси его". Но благосердый Бог воззвал ему:
"Разреши ты небо, которое связал языком своим, и тогда
словом разрешу смертные узы, которые по смотрению Своему
наложил я ради тебя. Обрати взор свой и посмотри, Илия,
какое множество погибло и старцев, и юных, и младенцев,
и вместе матерей. Посмотри и увидишь слезы целой
вселенной: увидишь, как с плачем припадают, прося дождя.
Для одной только женщины, плачущей о сыне, хочешь быть
милосердым, между тем как плачет жалобно целая
вселенная, и, видя это, оставляешь без внимания, как все
изнемогает. Знаю, что движимый ревностью наложил ты это
наказание; знаю, Илия, что нет тебе подобного". Тогда
Илия говорит Владыке своему: "Даруй жизнь отроку и
разреши небо. Избавь только меня от плача вдовы, чтобы
не сокрушала меня больше своими слезами". И когда отрок
ожил, Илия, взяв его, отдал матери. Вдова с великою
радостью берет своего сына и говорит Илие: Се уразумех,
яко воистину человек Божий еси ты, и глагол Господень во
устех твоих истинен (3Цар.17:23). Тогда говорит Бог Илие:
Иди и рцы Ахааву, яко дам дождь земле (18:1). Илия же,
пришедши к Ахааву, сказал ему, что Господь даст дождь на
землю Свою, и, собрав весь народ израильский, заклал
жрецов, приносящих жертвы Ваалу. И обратив всех к вере в
Живаго Бога, Илия на огненной колеснице, при великом
землетрясении, взят яко на небо (4Цар.2:1), послав
Елисею свыше милоть свою. Богу же нашему да будет слава
во веки веков! Аминь.
Ефрем Сирин, преподобный
Цитировано по:
Святой Ефрем Сирин. Творения. Т.3.
Репринтное издание. - М.:
Издательский отдел Московского
Патриархата, 1994, - С. 213-217. //
Творения иже во святых Отца нашего
Ефрема Сирина. Писания духовно-нравственные. - Сергиев
Посад. Типография Св.-Тр. Сергиевой Лавры, 1907
Святоотеческое наследие
***
Молитва преподобному Ефрему Сирину:
- Молитва
преподобному Ефрему Сирину. Подвижник и
духовный писатель, живший в IV веке. С юных лет оставил
мир и удалился к отшельникам, после того, как попал
в тюрьму по ложному обвинению. После еще раз
подвергся клевете, но Богом был оправдан пред
людьми. Боролся против ариан, написал много
толковательных и нравственных сочинений, покаянных и
погребальных песнопений. Заступник невинно
оклеветанных и притесненных, покровитель иночества,
податель смирения и целомудрия
Акафист преподобному Ефрему Сирину:
- Акафист преподобному Ефрему Сирину
Труды преподобного Ефрема Сирина:
- На лукавых жен
- К нерадивой душе
- Вопросы и ответы
- О восьми помыслах
- Великопостная покаянная молитва
- "На слова, сказанные Господом: в мире сем скорбни будете (Ин.16:33), и о том, что человеку должно быть совершенным"
- "На пришествие Господне"
- "К монаху Иоанну"
- "Жизнь блаженного Аврамия и племянницы его Марии"
- "В подражание притчам"
- "В низложение гордыни"
- "В исправление тех, которые предаются страстям и домогаются почестей"
- "Блаженства. 55 глав"
- "Блаженства. 20 глав"
- "Похвальное слово Петру, Павлу, Андрею, Фоме, Луке и Иоанну, и на чтение из Евангелия от Иоанна"
- "Поучение падшему брату. О воздержании от плотских пожеланий, о борении и великой осмотрительности"
- "Поучение о том, что не должно соблазнять ближнего, и о правой жизни"
- "Поучение о безмолвии"
- "Послание"
- "Ответ утверждающим, что землетрясения бывают от подземных ветров"
- "Ответ на некоторые вопросы"
- "Ответ брату о священнике Илии"
- "Огласительное слово. Об оскудении добрых дел и о долготерпении Божием"
- "Обличение себе самому и исповедь"
- "Об утверждающих, что нет воскресения"
- "Об истинном отречении от мира, и о том, как душе обрести Бога, и для чего приходил Господь"
- "О том, что христиане не должны предаваться забавам"
- "О том, что не должно обольщаться эллинскими мнениями"
- "О том, что не должно дивиться временному и обольщаться приятностями жизни, и на псалом семьдесят второй"
- "О том, что не должно бояться укоризн за доброе дело"
- "О том, что монах не должен заботиться об одежде"
- "О том, что должно не смеяться и рассеиваться, но плакать и проливать о себе слезы"
- "О том, что должно избегать всяких вредных свиданий, и о воздержании"
- "О том, что братия должны жить между собою в единомыслии и любви"
- "О том, как приобретается человеком смиренномудрие. Сто глав"
- "О том, как монаху быть совершенным"
- "О тех, которые уловляют души в непотребство, утверждая, что ничего не значит дело сие"
- "О терпении, о кончине века и втором пришествии, о прилежном чтении божественных писаний и пользе безмолвия"
- "О терпении и сокрушении слово поучительное"
- "О терпении"
- "О суете настоящей жизни"
- "О страстях"
- "О смиренномудрии"
- "О сердечном сокрушении"
- "О свободе нашей и о том, что человек создан свободным"
- "О псалме"
- "О преспеянии в добродетели"
- "О правой жизни. Девяносто глав"
- "О посте"
- "О покаянии, о будущем суде, об удалении от обращения с женщинами и о роскошной жизни"
- "О покаянии и терпении"
- "О покаянии. Большое поучение"
- "О покаянии. Первое малое поучение"
- "О покаянии. Второе малое поучение"
- "О подвижнике Иулиане"
- "О памятовании смерти, о добродетели и о богатстве"
- "О необходимости бороться со врагом нашего спасения"
- "О рае"
- "О монахах"
- "О молитве. Первое поучение"
- "О молитве. Второе поучение"
- "О любви к бедным"
- "О любви"
- "О жене грешнице, помазавшей Господа миром"
- "О душевном страхе"
- "О духовном состоянии"
- "О добродетелях и страстях"
- "О добродетели. К младшему подвижнику. Четыре главы"
- "О добродетели. Десять глав"
- "О девстве"
- "О втором Господнем пришествии и о покаянии"
- "О вооружении монаху"
- "О воздержании, о том, что не должно соревновать грешникам, которые извиняются обстоятельствами времени, и о Ное"
- "О вере"
- "О брани с диаволом"
- "О блаженных обителях"
- "О блаженных местах"
- "О блаженствах и горе"
- "О Лоте и о приведении себя в безопасность"
- "Наставление монахам"
- "Наставление братиям"
- "На тех, которые ежедневно грешат и ежедневно каются"
- "На слова: "два будет на селе" (Мф.24:40)"
- "На слова: Вонми себе (Втор.4:9). Двенадцать глав"
- "Поучительные слова к египетским монахам"
- "Похвальное слово иже во святых отцу нашему Василию Великому"
- "Похвальное слово мученикам"
- "Похвальное слово святым четыредесяти мученикам"
- "Похвальное слово славным мученикам, во всем мире пострадавшим"
- "Поучение подвижникам"
- "Против исследователей естества Сына Божия"
- "Различные виды Божия промысла"
- "Седмь деланий у монаха"
- "Сказание о юродивой"
- "Слово душеполезное"
- "Слово на почивших о Христе"
- "Слово на святый пяток о кресте и о разбойнике"
- "Слово на честный и животворящий крест и на второе пришествие, а также о любви и милостыне"
- "Слово о Аврааме и Исааке"
- "Слово о внушениях ненавистника добру демона"
- "Слово о злоязычии и о страстях"
- "Слово о прекрасном Иосифе"
- "Слово о пророке Данииле и о трех святых отроках, в ответ утверждающему: "время лукаво, не могу спастись""
- "Слово о святом пророке Илие"
- "Слово о священстве"
- "Слово о страданиях Спасителя"
- "Слово о суде и об умилении"
- "Слово о том, как душа, когда искушает ее враг, должна со слезами молиться Богу"
- "Слово о том, что всегда должно иметь в мыслях день исшествия из сей жизни"
- "Слово подвижническое"
- "Слово подвижническое первое"
- "Слово увещательное"
- "Слово умилительное"
- "Слово умилительное первое"
- "Слово умилительное второе"
- "Слово первое. О скончавшихся отцах"
- "Слово второе. О скончавшихся отцах"
- "Советы подвижникам"
- "Толкование на книгу Второзаконие"
- "Толкование на книгу Исход"
- "Толкование на книгу Левит"
- "Толкование на книгу Числ"
- "Толкование на книгу пророчества Авдия"
- "Толкование на книгу пророчества Амоса"
- "Толкование на книгу пророчества Даниила"
- "Толкование на книгу пророчества Захарии"
- "Толкование на книгу пророчества Иезекииля"
- "Толкование на книгу пророчества Иоиля"
- "Толкование на книгу пророчества Малахии"
- "Толкование на книгу пророчества Михея"
- "Толкование на книгу пророчества Осии"
- "Толкование на первую книгу, то есть на книгу Бытия"
- "Толкование на послания божественного Павла. Первое послание к Фессалоникийцам"
- "Толкование на послания божественного Павла. Второе послание к Фессалоникийцам"
- "Толкование на послания божественного Павла. Первое послание к Тимофею"
- "Толкование на послания божественного Павла. Второе послание к Тимофею"
- "Толкование на послания божественного Павла. Послание к Галатам"
- "Толкование на послания божественного Павла. Послание к Евреям"
- "Толкование на послания божественного Павла. Послание к Ефесянам"
- "Толкование на послания божественного Павла. Послание к Колоссянам"
- "Толкование на послания божественного Павла. Послание к Титу"
- "Толкование на послания божественного Павла. Послание к Филиппийцам"
- "Толкование на послания божественного Павла. Первое послание к Коринфянам"
- "Толкование на послания божественного Павла. К Коринфянам второе послание"
- "Толкование на апокрифические послания коринфян к Апостолу Павлу и Апостола Павла к Коринфянам. К Коринфянам третье"
- "Толкование на послания божественного Павла. К Римлянам"
- "Надгробные песнопения"
- "О Церкви"
- "О Воскресении, смерти и сатане"
- "Слезные моления"
- "На слова: "Положи, Господи, хранение устом моим, и дверь ограждения о устнах моих""
- "На слова: "Сыне, моей премудрости внимай, к моим же словесем прилагай ухо твое""
- "На слова: "И се, вся сýетство и крушение духа""
- "Книга пророка Исаии"
- "На слова Исаии: Да возмется нечестивый, да не видит славы Господни"
- "Книга пророка Иеремии"
- "На слова Иеремии: "Горе нам, яко согрешихом""
- "На некоторые места "Плача Иеремии""
|