Ефрем Сирин. О том, что не должно бояться укоризн за доброе дело
Память: 28 января / 10 февраля
Преподобный Ефрем Сирин - подвижник и
духовный писатель, живший в IV веке. Написал много
толковательных и нравственных сочинений, покаянных и
погребальных песнопений.
Преподобный Ефрем Сирин. Икона
***
О том, что не должно бояться укоризн за доброе дело
Если случится нам, братия, терпеть
укоризну за доброе дело, то не постыдимся сей укоризны,
какую несправедливо наносят нам люди, и не станем
делать, чего не должно. Ибо написано: Людие Мои, им
же имя Мое в сердце вашем, не бойтеся укорения человеча,
и похулению их не покаряйтеся. Якоже бо риза ветшает от
времени, и яко сукно изъястся мольми: правда же в веки
будет, и спасение твое в роды родов (Ис.51:7,8). И
еще: Аз не противлюся, ни противоглаголю. Плещи Мои вдах
на раны, и ланите Мои на заушения, лица же Моего не
отвратих от студа заплеваний. И Господь помощник Ми
бысть. Сего ради не усрамихся, но положих лицо Свое аки
твердый камень, и разумех, яко не
постыждуся (Ис.50:5-7). Посему и мы, возлюбленные, если
за доброе дело терпим от людей обиду, или поругание, или
другое что тяжкое для нас, не будем бояться сего и не
оставим прямого пути, по слову пророка, который
говорит: Аще ополчится на мя полк, не убоится сердце
мое (Пс.26:3). И еще: гордии законопреступоваху до зела,
от закона же Твоего не уклонихся (Пс.118:51). И в другом
месте: Тебе ради претерпех поношение, и покры срамота
лице мое (Пс.68:8). И Спаситель говорит: блажени есте,
егда поносят вам и изжденут и проч. (Мф.5:11).
Итак не устыдимся, возлюбленные, если
презрители заповедей Господних называют нас лицемерами.
Ибо ясно видно, что не для исправления нашего напоминают
нам о лицемерии, но хотят, чтобы устыдясь укоризн их,
пришли мы в состояние невежества. Ибо ненаказанных
сретает смерть, по Писанию (Притч.24:8). И в другом
месте говорит оно: аще сердце наше не зазрит нам,
дерзновение имамы к Богу (1Ин.3:21). И еще: укоряеми
бываете о имени Божии, блажени есте: яко славы и Божий
Дух на вас почивает. Да не кто убо от вас постраждет яко
убиица или яко тать: аще ли же яко христианин, да не
стыдится, да прославляет Бога о имени сем. И аще
праведный едва спасется, нечестивый же и грешный где
явится (1Пет.4:14-18)?
Посему будем избегать вольности и смеха,
потому что развращает это душу монаха, почему говорит
Писание: блажен муж, иже боится всех за
благоговение (Притч.28:14). Будем отвращаться
смехотворов и людей невнимательных, ибо сказано: Кая
честь верну с неверным? Или кое общение Христу с
велиаром (2Кор.6:16)?
Авва Иоанн Колов говорит ученику своему:
"Почтим Единого, чадо, и все будут почитать нас; если же
пренебрежем Единого, то есть, Бога, все будут
пренебрегать нами, и пойдем мы в погибель".
Некто из Отцев рассказывает об Авве
Феодоре из Фермы: "Однажды пришел я к нему вечером в
летнее время и нашел, что надет на нем левитон без
рукавов, грудь у него обнажена, и кукуль лежит перед
ним. Начали мы беседовать; и вот какой-то комит
приходить видеть его. Как скоро постучался он, старец
вышел отворить ему дверь. Встретив же его, сел с
пришедшим у двери и стал с ним разговаривать. Я взял
плат и прикрыл ему плечи. Но старец, схватив плат в
руку, сбросил с себя. Когда же комит ушел, я сказал ему:
для чего сделал ты это, Авва? Человек приходил получить
от тебя пользу, а не соблазниться. Старец отвечал: Что
говоришь мне, Авва? Ужели еще обязаны мы рабствовать
людям? Сделал я, что было нужно, и он ушел. Как меня
застигнут, так я и встречаю. - И ученику своему
приказывал он, чтобы, если придет кто, желая видеть
старца, не говорить пришедшему чего-либо человеческого
или какой лжи, допускаемой из человекоугодия; но если
старец вкушает пищу, говорить пришедшему, что ест; и
если он спит, говорить, что спит. В такой высокой
степени старец ненавидел человеческую славу.
Мы, как немощные, не в состоянии вполне
подражать такому чудному поведению старца, и в такой
мере попирать человекоугодие. По крайней мере, будем
гнушаться тем, что оскверняет самую совесть, и из
угождения людям не сделаемся врагами Богу.
Ефрем Сирин, преподобный
Цитировано по:
Святой Ефрем Сирин. Творения. Т.3.
Репринтное издание. - М.: Издательский отдел Московского
Патриархата, 1994. - С. 24-26. // Творения иже во святых
Отца нашего Ефрема Сирина. Писания духовно-нравственные.
- Сергиев Посад. Типография Св.-Тр. Сергиевой Лавры,
1907.
Святоотеческое наследие
***
Молитва преподобному Ефрему Сирину:
- Молитва
преподобному Ефрему Сирину. Подвижник и
духовный писатель, живший в IV веке. С юных лет оставил
мир и удалился к отшельникам, после того, как попал
в тюрьму по ложному обвинению. После еще раз
подвергся клевете, но Богом был оправдан пред
людьми. Боролся против ариан, написал много
толковательных и нравственных сочинений, покаянных и
погребальных песнопений. Заступник невинно
оклеветанных и притесненных, покровитель иночества,
податель смирения и целомудрия
Акафист преподобному Ефрему Сирину:
- Акафист преподобному Ефрему Сирину
Труды преподобного Ефрема Сирина:
- На лукавых жен
- К нерадивой душе
- Вопросы и ответы
- О восьми помыслах
- Великопостная покаянная молитва
- "На слова, сказанные Господом: в мире сем скорбни будете (Ин.16:33), и о том, что человеку должно быть совершенным"
- "На пришествие Господне"
- "К монаху Иоанну"
- "Жизнь блаженного Аврамия и племянницы его Марии"
- "В подражание притчам"
- "В низложение гордыни"
- "В исправление тех, которые предаются страстям и домогаются почестей"
- "Блаженства. 55 глав"
- "Блаженства. 20 глав"
- "Похвальное слово Петру, Павлу, Андрею, Фоме, Луке и Иоанну, и на чтение из Евангелия от Иоанна"
- "Поучение падшему брату. О воздержании от плотских пожеланий, о борении и великой осмотрительности"
- "Поучение о том, что не должно соблазнять ближнего, и о правой жизни"
- "Поучение о безмолвии"
- "Послание"
- "Ответ утверждающим, что землетрясения бывают от подземных ветров"
- "Ответ на некоторые вопросы"
- "Ответ брату о священнике Илии"
- "Огласительное слово. Об оскудении добрых дел и о долготерпении Божием"
- "Обличение себе самому и исповедь"
- "Об утверждающих, что нет воскресения"
- "Об истинном отречении от мира, и о том, как душе обрести Бога, и для чего приходил Господь"
- "О том, что христиане не должны предаваться забавам"
- "О том, что не должно обольщаться эллинскими мнениями"
- "О том, что не должно дивиться временному и обольщаться приятностями жизни, и на псалом семьдесят второй"
- "О том, что не должно бояться укоризн за доброе дело"
- "О том, что монах не должен заботиться об одежде"
- "О том, что должно не смеяться и рассеиваться, но плакать и проливать о себе слезы"
- "О том, что должно избегать всяких вредных свиданий, и о воздержании"
- "О том, что братия должны жить между собою в единомыслии и любви"
- "О том, как приобретается человеком смиренномудрие. Сто глав"
- "О том, как монаху быть совершенным"
- "О тех, которые уловляют души в непотребство, утверждая, что ничего не значит дело сие"
- "О терпении, о кончине века и втором пришествии, о прилежном чтении божественных писаний и пользе безмолвия"
- "О терпении и сокрушении слово поучительное"
- "О терпении"
- "О суете настоящей жизни"
- "О страстях"
- "О смиренномудрии"
- "О сердечном сокрушении"
- "О свободе нашей и о том, что человек создан свободным"
- "О псалме"
- "О преспеянии в добродетели"
- "О правой жизни. Девяносто глав"
- "О посте"
- "О покаянии, о будущем суде, об удалении от обращения с женщинами и о роскошной жизни"
- "О покаянии и терпении"
- "О покаянии. Большое поучение"
- "О покаянии. Первое малое поучение"
- "О покаянии. Второе малое поучение"
- "О подвижнике Иулиане"
- "О памятовании смерти, о добродетели и о богатстве"
- "О необходимости бороться со врагом нашего спасения"
- "О рае"
- "О монахах"
- "О молитве. Первое поучение"
- "О молитве. Второе поучение"
- "О любви к бедным"
- "О любви"
- "О жене грешнице, помазавшей Господа миром"
- "О душевном страхе"
- "О духовном состоянии"
- "О добродетелях и страстях"
- "О добродетели. К младшему подвижнику. Четыре главы"
- "О добродетели. Десять глав"
- "О девстве"
- "О втором Господнем пришествии и о покаянии"
- "О вооружении монаху"
- "О воздержании, о том, что не должно соревновать грешникам, которые извиняются обстоятельствами времени, и о Ное"
- "О вере"
- "О брани с диаволом"
- "О блаженных обителях"
- "О блаженных местах"
- "О блаженствах и горе"
- "О Лоте и о приведении себя в безопасность"
- "Наставление монахам"
- "Наставление братиям"
- "На тех, которые ежедневно грешат и ежедневно каются"
- "На слова: "два будет на селе" (Мф.24:40)"
- "На слова: Вонми себе (Втор.4:9). Двенадцать глав"
- "Поучительные слова к египетским монахам"
- "Похвальное слово иже во святых отцу нашему Василию Великому"
- "Похвальное слово мученикам"
- "Похвальное слово святым четыредесяти мученикам"
- "Похвальное слово славным мученикам, во всем мире пострадавшим"
- "Поучение подвижникам"
- "Против исследователей естества Сына Божия"
- "Различные виды Божия промысла"
- "Седмь деланий у монаха"
- "Сказание о юродивой"
- "Слово душеполезное"
- "Слово на почивших о Христе"
- "Слово на святый пяток о кресте и о разбойнике"
- "Слово на честный и животворящий крест и на второе пришествие, а также о любви и милостыне"
- "Слово о Аврааме и Исааке"
- "Слово о внушениях ненавистника добру демона"
- "Слово о злоязычии и о страстях"
- "Слово о прекрасном Иосифе"
- "Слово о пророке Данииле и о трех святых отроках, в ответ утверждающему: "время лукаво, не могу спастись""
- "Слово о святом пророке Илие"
- "Слово о священстве"
- "Слово о страданиях Спасителя"
- "Слово о суде и об умилении"
- "Слово о том, как душа, когда искушает ее враг, должна со слезами молиться Богу"
- "Слово о том, что всегда должно иметь в мыслях день исшествия из сей жизни"
- "Слово подвижническое"
- "Слово подвижническое первое"
- "Слово увещательное"
- "Слово умилительное"
- "Слово умилительное первое"
- "Слово умилительное второе"
- "Слово первое. О скончавшихся отцах"
- "Слово второе. О скончавшихся отцах"
- "Советы подвижникам"
- "Толкование на книгу Второзаконие"
- "Толкование на книгу Исход"
- "Толкование на книгу Левит"
- "Толкование на книгу Числ"
- "Толкование на книгу пророчества Авдия"
- "Толкование на книгу пророчества Амоса"
- "Толкование на книгу пророчества Даниила"
- "Толкование на книгу пророчества Захарии"
- "Толкование на книгу пророчества Иезекииля"
- "Толкование на книгу пророчества Иоиля"
- "Толкование на книгу пророчества Малахии"
- "Толкование на книгу пророчества Михея"
- "Толкование на книгу пророчества Осии"
- "Толкование на первую книгу, то есть на книгу Бытия"
- "Толкование на послания божественного Павла. Первое послание к Фессалоникийцам"
- "Толкование на послания божественного Павла. Второе послание к Фессалоникийцам"
- "Толкование на послания божественного Павла. Первое послание к Тимофею"
- "Толкование на послания божественного Павла. Второе послание к Тимофею"
- "Толкование на послания божественного Павла. Послание к Галатам"
- "Толкование на послания божественного Павла. Послание к Евреям"
- "Толкование на послания божественного Павла. Послание к Ефесянам"
- "Толкование на послания божественного Павла. Послание к Колоссянам"
- "Толкование на послания божественного Павла. Послание к Титу"
- "Толкование на послания божественного Павла. Послание к Филиппийцам"
- "Толкование на послания божественного Павла. Первое послание к Коринфянам"
- "Толкование на послания божественного Павла. К Коринфянам второе послание"
- "Толкование на апокрифические послания коринфян к Апостолу Павлу и Апостола Павла к Коринфянам. К Коринфянам третье"
- "Толкование на послания божественного Павла. К Римлянам"
- "Надгробные песнопения"
- "О Церкви"
- "О Воскресении, смерти и сатане"
- "Слезные моления"
- "На слова: "Положи, Господи, хранение устом моим, и дверь ограждения о устнах моих""
- "На слова: "Сыне, моей премудрости внимай, к моим же словесем прилагай ухо твое""
- "На слова: "И се, вся сýетство и крушение духа""
- "Книга пророка Исаии"
- "На слова Исаии: Да возмется нечестивый, да не видит славы Господни"
- "Книга пророка Иеремии"
- "На слова Иеремии: "Горе нам, яко согрешихом""
- "На некоторые места "Плача Иеремии""
|